Главные вкладки

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ
    статья по орксэ (4 класс) на тему

    Клименчук Светлана Сергеевна

    Нравственное воспитание начитается с упражнений в нравственных поступках, с появлений чувств любви, благодарности, а не путем обучения нравственным истинам. Именно на уроках ОРКСЭ закладываются нравственные качества будущего человека, основанных на идеях добра, совести, справедливости, уважения к человеку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon duhovno.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ  СЛАЙД 1

     «Воспитание из всех святых дел – самое святое»

    Святитель Феофан затворник СЛАЙД 2

    С древних времен люди высоко ценили духовно-нравственное воспитание. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является  одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность.  СЛАЙД 3

    Школа является основным  звеном  в  системе  воспитания  подрастающего поколения.  Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка.

    Введение курса ОРКСЭ в содержании обучения и воспитания повышает эффективность воспитательного процесса. Нравственное воспитание начитается с упражнений в нравственных поступках, с появлений чувств любви, благодарности, а не путем обучения нравственным истинам. СЛАЙД 4 Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам,  как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действующих вещей, утверждал Песталоцци.

    На уроках ОРКСЭ в первую очередь обращаются к нравственным ценностям. СЛАЙД 5

    Притчи ЩЕЛЧОК играют особую рoль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Они отражают ценности, идеи, обобщают имеющийся опыт. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Притчи являются одним из древнейших спoсобов передачи мысли и обучения молодежи.

    Нравственное здоровье каждого человека и каждой семьи анализируется и комментируется народным фольклором ЩЕЛЧОК . Поэтому на своих уроках всегда использую произведения устного народного творчества. У каждого народа есть колоссальный по объему фонд пословиц, поговорок и о совести, и о чести, и о достоинстве. Например, «В кoм стыд, в том и совесть» (русская), «Совесть пoлoвина веры, а может быть и вся» (азербайджанская).

    Формирование позитивных качеств личности одна из ведущих тем фольклора: «Хваленoгo берегись хуже хаянного» (русская), «У кого много недостатков, тот легко находит их у других» (адыго-абхаская).

    Интересными для обучающихся являются поговорки и пословицы СЛАЙД 6, например, мусульманских народов Северного Кавказа (кабардинцев, абхазов), посвященные теме этно-конфессиональной толерантности. У них эта тема представлена, прежде всего, в категориях терпимости, сдержанности, в умении прощать, противостоять раздражающим и оскорбительным действиям, не теряя самообладания и самоконтроля. Например: «Терпеливый достигнет мечты, а нетерпеливый опозорится», «Сделаешь добро – получишь добро, сделав другому зло – не жди от него добра», «Добром на добро может ответить каждый, добром на зло – только истинный мужчина», «Помоги даже врагу, если ему нужна помощь».

    Народная и религиозная мудрость – неиссякаемый источник знаний, достойный подражания. СЛАЙД  7 У всех народов во все времена воспитанием подрастающего поколения занимались бабушки и дедушки. Не случайно так высок авторитет пожилых людей и у христиан, и у мусульман,  у иудеев,  у буддистов. «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» (абхазская).

    Поэтому считаю, что очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ СЛАЙД 8  сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

    При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации можно предложить детям обратиться к членам своей семьи.

    За 2 года  преподавания «ОРКСЭ» мои ученики делились своими впечатлениями о более тесном общении с родными, некоторым открылись семейные тайны, а кто-то узнал о героическом прошлом своих предков.

    Обратимся к темам уроков: СЛАЙД 9 «Культура и мораль», «Добродетель и пороки», «Справедливость», «Духовные ценности и нравственные идеалы  в жизни человека и общества», «Особенности морали», «Свобода ответственность», «Нравственный поступок»,  «Моральный долг», «Жизнь человека – высшая нравственная ценность».  Сами темы говорят о высоком воспитательном значении.

    Очень важно на уроках ОРКСЭ использовать активные методы обучения. СЛАЙД 10 Например, в начале урока ребятам предлагается поздороваться друг с другом глазами, ЩЕЛЧОК чтобы создать положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. А в конце ЩЕЛЧОК урока можно предложить игру «Спасибо». Участники встают в круг. По цепочке от одного к другому они продолжают одну фразу: «Спасибо тебе за…».

    Также очень часто использую метод «Круглый стол» ЩЕЛЧОК , например, при изучении темы «Нравственные поступки», на этапе закрепления ребята делятся на группы, каждой группе дается свое задание, готовясь к ответу, можно обучающимся разрешается использовать материал учебника.

    На подготовку дается 10 минут. 1 группа: подобрать однокоренные слова. 2 группа: объяснить высказывание Л. Толстого. 3 группа: Закончи предложения. 4 группа. Задание: соединить 1части пословиц со 2 частями по смыслу.

    По окончании времени дети по группам рассказывают о выполненных заданиях. На этапе рефлексии с ребятами составляем «синквейн» ЩЕЛЧОК по теме урока (1.Нравственный поступок, 2.Хороший, моральный, 3.помогать, заботиться, нарушать, 4. Выражение моих мыслей, действие). РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ  

    Прием. Синквейн  - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
    1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

    2 строка – два прилагательных.

    3 строка – три глагола. 

    4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

    5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

    При изучении темы «Свобода и ответственность» работаем в группах, у каждой группы на столах в конвертах приготовлено задание – ситуации. Используем ЩЕЛЧОК метод «взаимообъяснение».  РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

     Ситуация №  1(1 группа). Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви, хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия? Ситуация №  2 (2 группа). Вы едете в общественном транспорте и заметили странного человека, который старается тайно подложить пакет под сиденье. Вдруг он понимает, что вы пристально наблюдаете за ним. Он грозно смотрит на вас, давая понять, что готов причинить вам вред. Он реально опасен для вас. Как вы поступите? Ситуация №  3 (3 группа). Вы идёте по улице и видите, как компания подростков издевается над щенком. Они заметили ваше внимание к их действиям и пригрозили, что побьют, если вы проболтаетесь. Вы понимаете, что они замучают щенка до смерти. Как же поступить?

    После того, как ребята проработали ситуации в своих группах, они выступают перед всем классом прочитывая ситуацию, выслушивают мнения других групп, затем объясняют свое мнению по данной ситуации.

    При изучении темы «Моральный долг», на этапе рефлексии использую метод  ЩЕЛЧОК «Блиц – опрос» ребятам  надо отвечать ДА или НЕТ.

    Блиц-опрос:

    1. Долг – это осознанные действия человека? (ДА)
    2. Моральный долг связан со свободой? (ДА) 
    3. Моральный долг связан с ответственностью? (ДА) 
    4. Обижать младших, обманывать, брать чужое – это моральная норма? (НЕТ) 
    5. Моральные нормы или обязанности – это общепринятые в обществе правила? (ДА) 
    6. Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА) 
    7. Есть ли документ, в котором прописаны какие права имеет человек? (ДА) 
    8. Завидовать, обзываться, пинаться – это норма? (НЕТ) 
    9. Нужно ли заботиться о пожилых и больных людях? (ДА) 
    10. Уметь благодарить – это норма? (ДА) 
    11. Родители должны заботиться о своих детях? (ДА) 
    12. Дети должны помогать родителям? (ДА) 

    При изучении темы «Справедливость»,  на этапе актуализации знаний работаем с понятием «справедливость». Использую прием «Корзина идей» ЩЕЛЧОК.

    Ребятам предлагается записать все, что они знают о справедливости. (Каждый ученик работает самостоятельно.)

    На доске вопросы:

    1. Что такое справедливость?

    2. Какого человека можно назвать справедливым?

    Соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Учитель записывает  на доску всю информацию, которая звучит от детей, даже ошибочную.

    На этапе закрепления можно использовать групповую работу.  Дети объединяются в группы для обсуждения ситуаций.

    Ситуация 1 (1 группа) «Игра»

    • Сестра говорит:
    • Я старше, значит, мне надо больше кубиков.                                                                                Брат ей отвечает:    
    •  Я тоже хочу играть. Поделись со мной.

    Оцените поведение детей. Кто  поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?

    Ситуация 2 (2 группа) «Дружок»

    Мама пришла с работы и спросила у сына:

    • Сынок, ты погулял с Дружком?                            

    Сын ей отвечает:                                                                                                                                      

    • Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.                                                                    
    • Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я вечером. Ты давал обещание, – возмутилась мама.                                                                                                

    Мальчик  обиделся и сказал маме:                                                                                                          

    • Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

    Оцените поступок мальчика. Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний»

    После того, как ребята проработали ситуации в своих группах, они выступают перед другой группой прочитывая ситуацию, выслушивают идеи другой группы, затем высказывают свою идею.

    На этапе рефлексии  предлагаю детям задание ЩЕЛЧОК «Цветок справедливости» (на лепестках цветка (заготовка) написать свои справедливые поступки).

    Таким образом, подчеркивается важность сотрудничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. 

           В заключении хочется сказать, что уроки ОРКСЭ нужны и важны. Именно СЛАЙД 11 на уроках ОРКСЭ закладываются нравственные качества будущего человека, основанных на идеях добра, совести, справедливости, уважения к человеку.

    СЛАЙД 12 – Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно- нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

    В данной статье вы можете найти полезную для себя информацию, по курсу ОРКСЭ , его нюансы и интересные высказывания знаменитых людей....

    Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

    Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

    Выступление на МО по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ» (из опыта работы)

    Учитель в своём выступлении знакомит коллег с формами и методами применяемыми им в  работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через уроки ОРКСЭ....

    Духовно- нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

    В данной статье вы можете найти полезную для себя информацию, по курсу ОРКСЭ , его нюансы и интересные высказывания знаменитых людей....

    « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

    Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭОдной из важных целей образования и главных   задач человечества и государства на сегодняшний день является  духовно-нравс...

    Методическая разработка. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ...