Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
статья (3 класс) по теме

Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения

«Патриотизм -это преданность и любовь

 к своему отечеству, к своему народу»

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов

        

        Младший школьный возраст – наиболее благоприятный для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития и гражданского воспитания. Заложенные у ученика начальной школы аспекты патриотизма являются фундаментом будущего гражданина. У младших школьников необходимо  воспитывать чувство гордости за свою Родину, страну и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. При этом необходимо рассказывать об истории родного края и открывать детям имена людей, которые прожили достойную жизнь и являются примером для подражания в наши дни.

        Одной из основных ценностей нашей страны, ее гордостью является русская литература, ее влияние на духовный мир младшего школьника, на выбор нравственных ориентиров. Художественная литература –  инструмент в руках учителя, способный воспитать патриота.

        Необходимо вводить в круг детского чтения именно те книги, которые повествуют о родной земле, о стране, о людях, трудящихся на благо Отчизны. Детские писатели: А.П. Гайдар, В.А. Осеева, В.А Каверин, Ю.И. Коваль, Л.А. Кассиль, В.Ю. Драгунский, А.Л. Барто – не только своими рассказами, но и всей своей жизнью показывали пример служения Отчизне.

Учитель проводит внеклассную работу таким образом, чтобы знакомство с литературным наследием не сводилось к формальному рекомендательному списку «для внеклассного чтения», используя в работе  интеграцию уроков внеклассного чтения с воспитательными мероприятиями, направленными на становление юного россиянина.

Например, герои произведений Л. Чарской, В. Коржикова, А. Алексина, В. Крапивина – мальчишки и девчонки, которые учатся жить в обществе, быть терпимыми, справедливыми, честными, налаживают взаимоотношения.

Эти книги учат размышлять и анализировать, сравнивать свои поступки с действиями героев книг. При работе над произведениями используются различные формы обсуждения - устный журнал, читательская конференция, где дети получат возможность высказать свое отношение к героям, оценить их действия и поступки, поделиться впечатлениями о прочитанном. В ходе данных мероприятий учитель задает вопросы, заставляющие детей задуматься над определенными проблемами произведения.

        Одним из действенных методов является театрализация отрывка из произведения. Ребята, вживаясь в роль, принимают внутреннюю позицию героя, отношение автора к событиям, более детально рассматривают произведение. На таких уроках ученики становятся актерами, сценаристами, режиссерами,  художниками и музыкантами подобрать живописные или музыкальные иллюстрации к произведению и т.п. Большую роль в подготовке и проведении театрализованных уроков выполняют родители и вместе с детьми участвуют в постановках.

При организации урока-исследования происходит знакомство с элементами литературоведческого анализа, сопоставление литературных произведений.

На уроках надо учить детей составлению письменных отзывов о прочитанном в  «Читательском дневнике», в котором ученики записывают свое мнение  о сюжете, основных героях и идеях книги, при этом анализируя произведение, проявляют  умение находить главное и выражать свои мысли.

        Произведения о Великой Отечественной войне занимают отдельное место в системе патриотического воспитания подрастающего поколения. В этот список входят замечательные рассказы С. Баруздина, А. Толстого, стихи С. Маршака.

При работе с этими произведениями используется такая форма, как рисование иллюстраций. Результаты детского творчества – хороший индикатор качества получаемой ими информации. По рисункам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системе понятий и закономерностей, усвоенных ими на занятиях. В каком объеме обучающиеся восприняли информацию. Рисунки отражают отношение к прочитанному.

При чтении детских книг происходит знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; содержанием и значением государственных праздников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стаья "Нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения"

Жители нашей страны, которых волнует будущее России, не могут не думать о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Ведь наши дети постепенно обогощаются духовно, формируют в себе личн...

Статья "Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе"

Воспитание патриотизма на основе краеведческих знаний....

Воспитание патриотизма на уроках в начальной школе

Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности ...

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения"

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения" в номинации "Методический семинар"на конкурс "Учитель года-2016"...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Воспитание чувства патриотизма на уроках литературного чтения

Материал статьи поможет подготовиться к методическому объединения педагогов начальной школы для выступления по данной теме....