Экспериментальная площадка

Карякина Татьяна Николаевна

                        Опытно-экспериментальной работа:

                             Организация социально-психологического 

                              сопровождения развития воспитанников

                     детского дома в условиях дошкольного учреждения.


База опытно-экспериментальной работы: МБДОУ Центр развития ребёнка детский сад №7.
В настоящее время в России 95% детей-сирот относятся к категории сирот социальных, т.е. при живых родителях, лишённых родительских прав, либо отказавшихся от ребёнка. Трудности с адаптацией в обществе, неспособность к самостоятельной жизни, а также неспособность почувствовать себя индивидуальностью, ни на кого не похожей личностью -  всё это лишь примеры проблем, с которыми сталкиваются многие воспитанники детского дома. Подобную ситуацию следует рассматривать не как следствие неотъемлемых характеристик этих утверждений, а как сигнал к поиску решений по данной проблеме. В сложном процессе становления человеческой личности немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Цель исследования: Создание условий для социально-психологического сопровождения развития воспитанников детского дома в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
•    Изучить особенности социально-психологического развития воспитанников детских домов;
•    Изучить отечественный опыт социально-психологического сопровождения воспитанников детских домов в рамках дошкольного учреждения;
•    Разработать и апробировать структурно-функциональную модель социально-психологического развития воспитанников детских домов в рамках дошкольного учреждения;
•    Разработать и внедрить систему тренинговых занятий, направленных на оптимизацию процесса социализации воспитанников детских домов.
Объект исследования: воспитанники детских домов, которые регулярно посещают дошкольное учреждение.
Предмет исследования: процесс социализации воспитанников детских домов.
Гипотеза: Социализация воспитанников детских домов будет более успешной, если в условиях дошкольного учреждения будет проводиться целенаправленная, регулярная работа в данном направлении.
Основные этапы реализации проекта:
Первый этап – констатирующий
Его основная задача - определить диагностическое и программно-методическое обеспечение.
Второй этап – формирующий
Его задача разработать и апробировать коррекционную программу.
Третий этап – контрольный
Его задача анализ результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, разработка методических рекомендаций по организации процесса социализации воспитанников детских домов в рамках дошкольного учреждения.
Ожидаемые результаты: успешная социализация воспитанников детских домов в рамках данного дошкольного учреждения, а затем и в обществе; укрепление позитивных жизненных перспектив ребёнка;
Промежуточные результаты эксперимента: За время проведения эксперимента было частично определено программно-методическое обеспечение.

Итоговый отчёт о работе городской экспериментальной площадки «Организация социально-психологического сопровождения развития воспитанников детского дома в условиях дошкольного учреждения».
Баранова Ольга Александровна (Педагог-психолог МБДОУ ЦРР - детский сад №7 г. Рассказово)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговый отчёт о работе городской экспериментальной площадки «Организация социально-психологического сопровождения развития воспитанников детского дома в условиях дошкольного учреждения».

Баранова Ольга Александровна

Педагог-психолог МБДОУ ЦРР

детский сад №7 г. Рассказово

В соответствии с муниципальной программой «Развитие дошкольного образования города Рассказово на 2008-2012 г.г.», типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и в целях расширения видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений города, структуры образовательных услуг, предоставляемых учреждением, решением Рассказовского городского Совета народных депутатов от 26.01.2010г. №1089 МДОУ детский сад №7, что позволило:

  1. вывести на более высокий уровень осуществление образовательного процесса по направлениям: интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально-личностное и физическое развитие детей дошкольного возраста;
  2. воспитывать ребёнка эмоционально благополучным, любознательным, наблюдательным, маленьким гражданином нашего общества;
  3. удовлетворять запросы родителей.

В настоящее время в России 95% детей-сирот относятся к категории сирот социальных, т.е. при живых родителях, лишённых родительских прав, либо отказавшихся от ребёнка. Трудности с адаптацией в обществе, неспособность к самостоятельной жизни, а также неспособность почувствовать себя индивидуальностью, ни на кого не похожей личностью -  всё это лишь примеры проблем, с которыми сталкиваются многие воспитанники детского дома. Подобную ситуацию следует рассматривать не как следствие неотъемлемых характеристик этих утверждений, а как сигнал к поиску решений по данной проблеме. В сложном процессе становления человеческой личности немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Цель исследования: Создание условий для социально-психологического сопровождения развития воспитанников детского дома в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

  1. Изучить особенности социально-психологического развития воспитанников детских домов;
  2. Изучить отечественный опыт социально-психологического сопровождения воспитанников детских домов в рамках дошкольного учреждения;
  3. Разработать и апробировать структурно-функциональную модель социально-психологического развития воспитанников детских домов в рамках дошкольного учреждения;
  4. Разработать и внедрить систему тренинговых занятий, направленных на оптимизацию процесса социализации воспитанников детских домов.

Основные этапы реализации проекта:

Первый этап – констатирующий

Его основная задача - определить диагностическое и программно-методическое обеспечение. Упор был сделан на следующие информационные ресурсы: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии»; Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»; Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения». Диагностический материал:

  1. Методика диагностики форм общения (по М.И.Лисиной);
  2. Методика исследований межличностных отношений (по Рене Жилю, адаптивный вариант);
  3. Методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т.Дорофеевой);
  4. Методика по изучению личностного поведения ребёнка;
  5. Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.
  6. В начале каждого учебного года проводится индивидуальное обследование детей. Полученные результаты используют при определении содержания будущих занятий, приёмов реализации индивидуального подхода к детям, с целью коррекции имеющихся проблем. Нормы поведения, усвоенные ребёнком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. Именно поэтому общение со сверстниками у детей из детского дома значительно отличается от общения сверстников из семьи. Интерес к сверстникам у них проявляется несколько позднее. Они больше предпочитают общаться со взрослыми. У них отсутствуют необходимые умения для установления контактов со сверстниками, часто возникают конфликтные ситуации из-за отсутствия взаимопонимания. Уровень эмпатии имеет низкое значение.

Второй этап – формирующий

Его задача разработать и апробировать коррекционную программу.

Её содержание предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками для успешного развития процесса общения. В качестве основного метода программы мы рекомендуем для детей дошкольного возраста главный метод теории развивающего обучения – метод сопереживания ситуаций.

Задачи коррекционной работы:

  1. Приобщать детей к детской субкультуре;
  2. Обучать возрастным нормам поведения в группе сверстников;
  3. Учить детей эффективным способам выхода из трудных ситуаций, решать свои эмоциональные проблемы;
  4. Развивать у ребёнка потребность в самостоятельности;
  5. Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека;
  6. Уменьшить тревожность, снизить эмоциональное напряжение.

Программа состоит из 20-ти занятий. 10 из них для детей младшего дошкольного возраста, а другие 10 для старших дошкольников. Так как воспитанники детского дома находятся в разной возрастной категории.

Планирование занятий

 по учебной программе «Азбука общения»

Возраст

Количество занятий (за год)

Отведённое время на одно занятие

Регулярность занятий

3-4 года

18

15-20 мин.

1 раз в 2 недели

4-5 лет

18

15-20 мин.

1 раз в 2 недели

5-6 лет

18

20 мин.

1 раз в 2 недели

Третий этап – контрольный

Его задача анализ результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, разработка методических рекомендаций по организации процесса социализации воспитанников детских домов в рамках дошкольного учреждения.

Развитие процесс постоянный и для того, чтобы не упустить признаков проявления новых достижений, необходимо систематическое, целенаправленное наблюдение и обсуждение наблюдаемых факторов. В результате этого дети к концу года подходят с хорошими достижениями.

Диагностика эмоциональных и поведенческих расстройств

2010-2011 уч. г.

 

2011-2012 уч. г.

Выводы: Продолжать работу по организации модели социально-психологического сопровождения, реализуя следующую задачу: обеспечить медико-психолого-педагогическую поддержку как детей из детского дома, так и детей из семьи. Необходимо вывести данное направление на должный уровень.