Экспериментальная площадка
Опытно-экспериментальной работа:
Организация социально-психологического
сопровождения развития воспитанников
детского дома в условиях дошкольного учреждения.
База опытно-экспериментальной работы: МБДОУ Центр развития ребёнка детский сад №7.
В настоящее время в России 95% детей-сирот относятся к категории сирот социальных, т.е. при живых родителях, лишённых родительских прав, либо отказавшихся от ребёнка. Трудности с адаптацией в обществе, неспособность к самостоятельной жизни, а также неспособность почувствовать себя индивидуальностью, ни на кого не похожей личностью - всё это лишь примеры проблем, с которыми сталкиваются многие воспитанники детского дома. Подобную ситуацию следует рассматривать не как следствие неотъемлемых характеристик этих утверждений, а как сигнал к поиску решений по данной проблеме. В сложном процессе становления человеческой личности немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Цель исследования: Создание условий для социально-психологического сопровождения развития воспитанников детского дома в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
• Изучить особенности социально-психологического развития воспитанников детских домов;
• Изучить отечественный опыт социально-психологического сопровождения воспитанников детских домов в рамках дошкольного учреждения;
• Разработать и апробировать структурно-функциональную модель социально-психологического развития воспитанников детских домов в рамках дошкольного учреждения;
• Разработать и внедрить систему тренинговых занятий, направленных на оптимизацию процесса социализации воспитанников детских домов.
Объект исследования: воспитанники детских домов, которые регулярно посещают дошкольное учреждение.
Предмет исследования: процесс социализации воспитанников детских домов.
Гипотеза: Социализация воспитанников детских домов будет более успешной, если в условиях дошкольного учреждения будет проводиться целенаправленная, регулярная работа в данном направлении.
Основные этапы реализации проекта:
Первый этап – констатирующий
Его основная задача - определить диагностическое и программно-методическое обеспечение.
Второй этап – формирующий
Его задача разработать и апробировать коррекционную программу.
Третий этап – контрольный
Его задача анализ результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, разработка методических рекомендаций по организации процесса социализации воспитанников детских домов в рамках дошкольного учреждения.
Ожидаемые результаты: успешная социализация воспитанников детских домов в рамках данного дошкольного учреждения, а затем и в обществе; укрепление позитивных жизненных перспектив ребёнка;
Промежуточные результаты эксперимента: За время проведения эксперимента было частично определено программно-методическое обеспечение.
Итоговый отчёт о работе городской экспериментальной площадки «Организация социально-психологического сопровождения развития воспитанников детского дома в условиях дошкольного учреждения».
Баранова Ольга Александровна (Педагог-психолог МБДОУ ЦРР - детский сад №7 г. Рассказово)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет по экспериментальной площадке.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый отчёт о работе городской экспериментальной площадки «Организация социально-психологического сопровождения развития воспитанников детского дома в условиях дошкольного учреждения».
Баранова Ольга Александровна
Педагог-психолог МБДОУ ЦРР
детский сад №7 г. Рассказово
В соответствии с муниципальной программой «Развитие дошкольного образования города Рассказово на 2008-2012 г.г.», типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и в целях расширения видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений города, структуры образовательных услуг, предоставляемых учреждением, решением Рассказовского городского Совета народных депутатов от 26.01.2010г. №1089 МДОУ детский сад №7, что позволило:
- вывести на более высокий уровень осуществление образовательного процесса по направлениям: интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально-личностное и физическое развитие детей дошкольного возраста;
- воспитывать ребёнка эмоционально благополучным, любознательным, наблюдательным, маленьким гражданином нашего общества;
- удовлетворять запросы родителей.
В настоящее время в России 95% детей-сирот относятся к категории сирот социальных, т.е. при живых родителях, лишённых родительских прав, либо отказавшихся от ребёнка. Трудности с адаптацией в обществе, неспособность к самостоятельной жизни, а также неспособность почувствовать себя индивидуальностью, ни на кого не похожей личностью - всё это лишь примеры проблем, с которыми сталкиваются многие воспитанники детского дома. Подобную ситуацию следует рассматривать не как следствие неотъемлемых характеристик этих утверждений, а как сигнал к поиску решений по данной проблеме. В сложном процессе становления человеческой личности немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Цель исследования: Создание условий для социально-психологического сопровождения развития воспитанников детского дома в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
- Изучить особенности социально-психологического развития воспитанников детских домов;
- Изучить отечественный опыт социально-психологического сопровождения воспитанников детских домов в рамках дошкольного учреждения;
- Разработать и апробировать структурно-функциональную модель социально-психологического развития воспитанников детских домов в рамках дошкольного учреждения;
- Разработать и внедрить систему тренинговых занятий, направленных на оптимизацию процесса социализации воспитанников детских домов.
Основные этапы реализации проекта:
Первый этап – констатирующий
Его основная задача - определить диагностическое и программно-методическое обеспечение. Упор был сделан на следующие информационные ресурсы: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии»; Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»; Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения». Диагностический материал:
- Методика диагностики форм общения (по М.И.Лисиной);
- Методика исследований межличностных отношений (по Рене Жилю, адаптивный вариант);
- Методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т.Дорофеевой);
- Методика по изучению личностного поведения ребёнка;
- Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.
- В начале каждого учебного года проводится индивидуальное обследование детей. Полученные результаты используют при определении содержания будущих занятий, приёмов реализации индивидуального подхода к детям, с целью коррекции имеющихся проблем. Нормы поведения, усвоенные ребёнком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. Именно поэтому общение со сверстниками у детей из детского дома значительно отличается от общения сверстников из семьи. Интерес к сверстникам у них проявляется несколько позднее. Они больше предпочитают общаться со взрослыми. У них отсутствуют необходимые умения для установления контактов со сверстниками, часто возникают конфликтные ситуации из-за отсутствия взаимопонимания. Уровень эмпатии имеет низкое значение.
Второй этап – формирующий
Его задача разработать и апробировать коррекционную программу.
Её содержание предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками для успешного развития процесса общения. В качестве основного метода программы мы рекомендуем для детей дошкольного возраста главный метод теории развивающего обучения – метод сопереживания ситуаций.
Задачи коррекционной работы:
- Приобщать детей к детской субкультуре;
- Обучать возрастным нормам поведения в группе сверстников;
- Учить детей эффективным способам выхода из трудных ситуаций, решать свои эмоциональные проблемы;
- Развивать у ребёнка потребность в самостоятельности;
- Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека;
- Уменьшить тревожность, снизить эмоциональное напряжение.
Программа состоит из 20-ти занятий. 10 из них для детей младшего дошкольного возраста, а другие 10 для старших дошкольников. Так как воспитанники детского дома находятся в разной возрастной категории.
Планирование занятий
по учебной программе «Азбука общения»
Возраст | Количество занятий (за год) | Отведённое время на одно занятие | Регулярность занятий |
3-4 года | 18 | 15-20 мин. | 1 раз в 2 недели |
4-5 лет | 18 | 15-20 мин. | 1 раз в 2 недели |
5-6 лет | 18 | 20 мин. | 1 раз в 2 недели |
Третий этап – контрольный
Его задача анализ результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, разработка методических рекомендаций по организации процесса социализации воспитанников детских домов в рамках дошкольного учреждения.
Развитие процесс постоянный и для того, чтобы не упустить признаков проявления новых достижений, необходимо систематическое, целенаправленное наблюдение и обсуждение наблюдаемых факторов. В результате этого дети к концу года подходят с хорошими достижениями.
Диагностика эмоциональных и поведенческих расстройств
2010-2011 уч. г.
2011-2012 уч. г.
Выводы: Продолжать работу по организации модели социально-психологического сопровождения, реализуя следующую задачу: обеспечить медико-психолого-педагогическую поддержку как детей из детского дома, так и детей из семьи. Необходимо вывести данное направление на должный уровень.