МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Рыженко Светлана Ивановна

В методической копилке будет собран передовой педагогический опыт наших воспитателей и специалистов  по внедрению инновационных технологий организации работы с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №37 «Журавлик»  комбинированного вида
Орехово-Зуевского района  Московской области

Конспект комплексного занятия

по ознакомлению с художественной литературой  

и развитию речи

«Золотая осень»

в подготовительной к школе группе

подготовила

Рыженко Светлана Ивановна

старший воспитатель


г. Дрезна

2011

Задачи.

  • Вспомнить и закрепить  прочитанные произведения об осени.
  • Учить воспринимать изобразительно-выразительные средства в произведениях искусства разных видов и жанров.
  • Формировать умение восхищаться красотой природы, передавать свое отношение в процессе выразительного чтения.
  • Систематизировать и углубить представления о сезонных изменениях в природе осенью.
  • Закрепить народные осенние приметы.
  •   Развивать речевую творческую активность, воображение, образное мышление.
  • Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему.

Подготовительная работа. Рассматривание репродукций художников, посвященных теме осени (И.И.Левитана, В.Д. Поленова); заучивание стихотворений об осени, изучение примет осени; чтение рассказа «Осень в лесу» Соколова-Микитова.

Словарная работа. Заучивание примет, стихотворений.

Материал к занятию. Репродукции картин «Золотая осень» И.И.Левитана и В.Д.Поленова; костюмы детей по осенним месяцам. Аудиозапись П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь» (из цикла «Времена года»). Изоматериалы для коллажа.

.

Ход занятия

Вводная часть. 

1. Дети входят в группу, импровизированную под осенний лес. Воспитатель обращает внимание детей на то, что они попали в осенний лес и предлагает  расположиться на первой полянке (полукругом выставлены стулья, в центре которого расположен мольберт с репродукциями картин «Золотая осень» И.И.Левитана и «Золотая осень» В.Д.Поленова).

Воспитатель читает стихотворение «Листопад», автор Иван Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…

   Беседа по стихотворению:

  • Как поэт описывает лес? Дети (словно терем расписной, лиловый, золотой, багряный)
  • Что это за жёлтая резьба? Дети (Березы желтою резьбой, это листочки)
  • Какое настроение вызывает эта осенняя картина у поэта? Дети (поэт любуется природой осени) А у вас? (красиво, светло, нарядно кругом – радостное настроение)

2. Давайте все вместе рассмотрим осеннюю красоту на полотнах больших художников. Далее идет рассматривание картин и беседа по их содержанию:

  • Почему все эти картины называются «Золотая осень»? Дети (художник использует все оттенки жёлтого цвета, оранжевого, этого цвета так много, он слепит глаза, как золото)
  • Что на них изображено? Дети (сельская природа, как на нашей речке. Вода синяя, чистая, как небо. Берёзки тоненькие, стоят в жёлтых платьях, золотых коронах. Некоторые рыжие, золотые. Есть и красные кустики и пожухлые, поля кое-где с травкой, наверно, это сентябрь, начало октября)
  • Какое настроение вызывают эти картины у вас и почему? Дети (настроение тёплое, праздничное, грустное немного, что лето прошло.)

Воспитатель: А сейчас под музыку постараемся передать настроение осеннего листочка. Вы превращаетесь в разноцветные листья, падающие с деревьев.

Физминутка. Дети изображают падающие и кружащие листья под музыку  Чайковского («Октябрь. Осенняя песнь»).

 Озорники. Л. Разводова
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.

Воспитатель: Действительно, дети, вы передали своё настроение в движении, пластике … Художникам удалось точно, ярко передать на картинах радостное, светлое настроение, свое восхищение красотой осенней природы. Но не только художники могут передать красоту природы с помощью красок. Писатели тоже прекрасно делают это, но используют для этого художественное слово.

- Вспомните, какие рассказы мы читали об осени. (Вспоминают рассказ И.С.Соколова-Микитова «Золотая осень», зачитывается отрывок из рассказа)

Беседа по прочитанному:

  • Почему рассказ так называется? Дети (писатель описывает природу золотыми красками, красными, жёлтыми, как Левитан, только проще, не очень красиво)
  • Как автор рассказывает об осени? (он говорит просто, «красный лист кажется подосиновиком», «взлетели до неба, кружась и падая, жёлтые листья»
  • Как вы думаете, нравится писателю осень и почему? Дети (нравится, особенно в саду «пахучая, налитая антоновка», «толстая репа», золотые колосья в поле)
  • Какие слова он использует для описания осеннего леса? Дети (жухлая кора, голые стебли, обсыпанная ягодами рябина и т.п.)
  • Это произведение рассказ или стихотворение? Почему вы так решили? (в стихах много красивых слов, они звучат в рифму, немного непонятно, но радостно, а в рассказе описано так, как мы все говорим, только интереснее, понятно, как будто всё это сам увидел, но не заметил)
  • Как вы думаете, какой период осени здесь описан? (Сентябрь – начало осени, морковь красная, грибы растут, яблоки)

3. В круг выходит ребенок в костюме Сентября (подготовлен заранее).

  • Кто ты?
  • Я месяц сентябрь
  • Почему  ты такой грустный?

- Я заблудился и отстал от всех своих братьев. (Воспитатель вместе с ребятами успокаивают его, предлагают послушать народные приметы осени.)

Сентябрь – хмурень и ревун.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

В сентябре синица просит осень в гости.

В сентябре лист на дереве не держится.

В лесу много рябины – осень будет дождливая, если мало – сухая.

4. Физминутка. После встречи с Сентябрём дети отправляются на другую полянку, перепрыгивают через лужи, приседают и усаживаются вновь на полянке-ковре

5. Появляются Октябрь и Ноябрь.

Воспитатель:  Как хорошо, что все осенние месяцы встретились!

Октябрь, расскажи нам о себе. Ребенок читает стихотворение

Алексей Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Дети называют приметы октября:

В октябре ни на колесах, ни на санях.

Октябрь – позимник, грязник да свадебник.

Плачет октябрь холодными слезами.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

- Молодцы, ребята, а чем вы удивите месяц Ноябрь?

Дети называю приметы ноября:

Ноябрь - ворота зимы.

В ноябре зима с осенью борются.

Появление комаров поздней осенью к мягкой зиме.

В круг выходит Ноябрь.

 Он читает стихотворение:

Если на деревьях листья облетели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Этот месяц осени ноябрем зовется.                 М. Ходякова

Воспитатель: Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? Дети (грустно, печально, нельзя много гулять, дождик, голо всё, птиц нет – улетели)

6. Дети читают стихотворение А.С.Пушкина                                                                          Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

После прослушивания стихотворений воспитатель обращает внимание детей на репродукцию картины Левитана  «Октябрь (Осень)».

-Какое из прочитанных и услышанных вами стихотворений больше подходит к данной картине? Дети (стихотворение, в котором описано, что на улице скучно, лес обнажился, солнце реже светит, гуси караваном улетели)

7. Заключительная часть. 

Воспитатель: Сегодня мы встретились сразу с тремя осенними месяцами, каждый месяц по-своему хорош и красив. Именно поэтому писатели, поэты, художники и музыканты с любовью изображали осень в своих произведениях, используя для этого каждый свои средства: краски, слова и звуки.

8. Воспитатель: Дети, мы с вами собрали в парке много красивых листьев, травы, цветов, веточек, вместе с родителями вы вырезали картинки осенних явлений. Давайте сделаем коллективно «Осенний коллаж» из этого материала, можно использовать краски, карандаши, мелки. (Работа детей на двух-трёх столах). Прикрепляют свои работы на выставке вместе с картинами художников, любуются, дают названия («Осенняя грусть», «Яркие ягоды осени», «Грибная полянка»)

9. Рефлексия. Кому и чем я сегодня помог на занятии. Что мне было интересно? Какие чувства я испытал?

Приложение к занятию:

Левитан, Золотая осень, живопись, холст, масло. 2000x1304

http://картинки.cc/левитан-золотая-осень-живопись-хо

http://s43.radikal.ru/i101/0811/d7/48b25f6c3184.jpg
Левитан  Исаак  Ильич   (1861-1900)
Октябрь (Осень)

1891. Холст, масло. 95 x 136. Самарский художественный музей

  «Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

     Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.

     Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

    Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов.

    На них были изображены знакомые с детства вещи: ...одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю. !

К. Паустовский. Исаак Левитан (фрагмент рассказа)

Поленов  Василий  Дмитриевич  (1844-1927)
Золотая осень

1893. Холст, масло. 77 х 124. Государственный мемориальный историко-художественный
и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

http://s55.radikal.ru/i147/0811/de/324054d16f86.jpg

   «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку, - писал Поленов в 1914 году Константину Коровину. - Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту и выбрали место для жительства». Многие годы жизни на берегу Оки не разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту природу и прежде всего за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в различные времена года, в различных ее состояниях, давая настоящую летопись ее жизни, полную поэзии и глубокой правды: «Ранний снег», «Летом на Оке», «Золотая осень», «Осень на Оке близ Тарусы».     «Золотая осень» Поленова - символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.

 Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника - холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатленных художником приокских лугов.  Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега Оки и смиренно блистающая своей «красою тихой» (Пушкин).http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0240/p0240_800.htm

Список использованной литературы

  1. Петров В.М. Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры, забавы для детей. М.: Сфера,1998.
  2. Короткова Л. Воспитание у дошкольника осознанного отношения к слушанию музыки. //Дошкольное воспитание. 1989. № 12, С. 113-118.
  3.  Лыкова И. А., Васюкова Н. Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. Мир сказки. Издательство: Сфера, Карапуз.2010.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Репродукция картин Левитана И.И.  «Октябрь (Осень)», «Золотая осень».
  2. Репродукция картины Поленова  В.Д. «Золотая осень»
  3. Чайковский П. И. «Октябрь. Осенняя песнь» (из цикла «Времена года»).
  4. http://картинки.cc/левитан-золотая-осень-живопись-хо
  5. http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0240/p0240_800.htm
  6. muzic.spb.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №37 «Журавлик»  комбинированного вида
Орехово-Зуевского района  Московской области

Конспект

комплексного занятия по  развитию речи

в подготовительной к школе группе

«Приключение-сказка. В зимнем лесу»

подготовила

Рыженко Светлана Ивановна

старший воспитатель


г. Дрезна

2011

Задачи:

  • учить детей составлять описательный рассказ, подбирать определения к словосочетаниям, умения образовывать притяжательные прилагательные при описании животных;
  • выявить навыки деления слов на слоги;
  •  дифференцировать сходные по звучанию звуки "с-ш", подбирать слова на начальные звуки "с-ш";
  • учить решать логические задачи, закреплять навыки устного счета в пределах второго десятка;
  • развивать уровень произвольности внимания, творческого воображения, фантазии;
  • воспитывать коммуникабельность, умение действовать сообща, добиваясь результатов.

Оборудование: набор карточек на звуки «с-ш», несколько картин с изображением зимнего леса, «ключи» с кружками от 10-20, дидактическая игра  «Определи животного",  картинки с изображением Снегурочки.

Ход занятия:

  1. Воспитатель: Ребята, мы получили тревожную телеграмму от Деда-Мороза, который не может выехать к нам на Новогодний праздник, потому что попал в лес, заколдованный злой Вьюгой.

      Нужна помощь. Поможем? Как?

Воспитатель предлагает отправиться в сказочное путешествие в зимний лес, где ждут разные приключения, надо подготовиться…

Воспитатель: Для этого надо одеться так, чтобы в начале названия предметов одежды

 имелся звук "ш". Что вы наденете, собираясь в путешествие?

Дети называют (шуба, шапка, штаны, шорты, шаль, шарф и т.д.)

  1. Воспитатель: Предложите вид транспорта для путешествия, но такой,  чтобы  название этого транспорта начиналось со звука " с".  Дети называют (самолет, самокат, сани, снегоход, слон, собаки и др.)
  2. Воспитатель: В таинственный сказочный лес, могут поехать только 20 человек (в группе 17). А нас сколько? Давайте посчитаем! 17 больше или меньше 20?-Меньше!- Можно лететь!
  3. Физминутка-имитация текста (авторская).

Сядем мы на снегоход

И отправимся в поход.

Раз, два, три, четыре, пять.

В лес отправимся гулять.           

По заснеженным  тропинкам мы пойдем.

Может быть, под ёлкой спящей

Снеженику там  найдём.        

      Снеженику соберём и с собою в сад возьмём.

  1. Воспитатель: Отдохнули, вот и славно. Поговорим теперь о главном.

 Перед нами сказочный лес, но пройти туда можно только, открыв тайный замок (изображение ключа с кружками в разном порядке в пределе второго десятка, предлагается детям подобрать необходимый ключ)- подбирайте скорее ключ!

6.  Воспитатель подводит детей к  плакатам с изображением зимнего леса: Посмотрите, как красиво в зимнем сказочном лесу! Он будто спит, давайте его разбудим, скажем, какой он красивый! Подберите  определения к словосочетанию " зимний лес".  Дети называют (сказочный, волшебный, таинственный, припорошенный, заколдованный, сонный, дремлющий)

7. Появляется Снежная королева: Вы что здесь раскричались, нарушили наш ледяной покой!  Не отдам вам Деда Мороза, пока не выполните мои королевские задания!

Задания Снежной королевы:

- Назовите животных, которые ведут активный образ жизни зимой!

-Дети  (лиса, заяц, волк, олень, лось).

- Кто делает запасы на зиму?

-Дети  (белка, хомяк, суслик).

-Кто  спит зимой?» (медведь, ёж).

- Вот вам следы на снегу, определите, каким животным они принадлежат! А здесь лапы, чьи они? (предлагает картинки)

Проводится дидактическая игра " Определи животного по лапам, следам".

Дети называют притяжательные прилагательные  во множественном числе (заячьи, волчьи, медвежьи, беличьи, вороньи, воробьиные лапы, следы и т.п.)

- Молодцы, многих животных знаете и их образ жизни!  Давайте поиграем!

8.Физкультминутка

"Раз присядка, два присядка.

Это заячья зарядка,

А лисята, как проснутся,

Любят сладко потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть"

9.Снежная королева: Не хочу вас отпускать, помогите мне составить поздравительное «СМС»  для Снегурочки. Мне нужно похвалить её, сказать, какая она!  Я начну, а вы продолжайте…

- Дорогая моя, подруга, Снегурочка, ты….( какая?).

 Дети подбирают определения (ласковая, добрая, внимательная, благодарная, хорошая внучка и подруга, весёлая, находчивая, игривая, умная, заботливая, любящая Деда Мороза,  заснеженная, помогающая и т.п.

- приходи к детям на новогодний праздник. Будет весело!- добавляет Снежная королева.

- Спасибо, ребятишки! Порадовали! До свидания!

10. Воспитатель: Посмотрите, как добро побеждает непонимание, равнодушие! А давайте и  для Злой Вьюги, нарисуем поздравительные открытки!  Радостные, теплые картинки, чтобы она заулыбалась, стала доброй и отпустила Деда Мороза.

Но в лесу нет карандашей и красок, рисуем носиками, пальчиками, локтями, ножками (воображаемое рисование в воздухе). Важное условие, во время рисования улыбаться, от чистого сердца подарить рисунок Вьюге (солнышко, лучики, улыбки, сердце и т.д.) – динамическая пауза под музыку.

11. Влетает Вьюга. Как у вас весело! Что вы делаете? Рисуете для меня? Какие славные дети, давайте познакомимся. Как вас зовут?

Прокричите свои имена по слогам. (Ма-ри-на, Са-ша, А-ня и др).

Сейчас я расколдую, размету все дороги в лесу и ваш Дед Мороз придёт к вам! Спасибо!

12.  Появляется счастливый Д. Мороз. Благодарит детей.  Проводится игра русская народная игра «Дед Мороз через тын перерос "

Д. Мороз своим волшебным посохом отправляет детей в детский сад.

13.  Рефлексия. Что было интересным? Трудным? Кому помог я? Кто помог мне? Каким человеком нужно быть, чтобы помогали тебе?

Список использованной литературы

  1. Игры, упражнения, конспекты занятий. Авторы-составители: О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, Л.Г.Шадрина, Л.А. Колунова, Н.В.Соловьева, Е.В.Савушкина. Издательство: Творческий центр "Сфера" Год: 2004

  1. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Автор: Гризик Т.И. Издательство: Просвещение Год: 2003.



Предварительный просмотр:

Консультация

Роль обрядовой культуры в воспитании детей-дошкольников

Подготовила: Рыженко С.И., старший воспитатель        

               

Народные обряды, игры, праздники вызывают все больший интерес у специалистов самых разных областей знаний. Ученые, педагоги стремятся понять сущность, особенности, возможности народных обрядов в современных условиях.

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, – сохранится для потомков.

К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, каким словами приманить весну, как зайти в новый дом и др.

У каждой национальной, этнической и культурной группы свои обряды, имеющие и в настоящее время большую культурную и образовательную ценность. Однако это достояние не всегда зафиксировано, находясь под угрозой исчезновения.

 Исходя из этого, знакомить детей с народными обрядами в современном детском саду целесообразно во взаимосвязи с историческими, географическими и культурными особенностями региона, в котором они бытуют.

 Может возникнуть вопрос: «Почему, в XXI веке, веке современных компьютерных игр и технологий, мы ставим такие задачи»? Нам кажется, что наряду со знанием компьютера, калькулятора, различных игрушек типа «Тетрис», ребенку совсем не помешает иметь представление о старинных обрядах, народных играх, песнях, приметах.

Народный опыт семейной жизни упорядочен в системе семейной обрядности. Такая система – тоже целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством традиционной кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки… Обряды и обычаи строительства дома, предназначенного для жизни в нем большой многопоколенной семьи, естественно перекликаются по своему глубокому смыслу с обрядами и обычаями жизненного цикла: рождения человека, его всестороннего взросления, во младенчестве, детстве, отрочестве, юности, свадьбы и вплоть до его кончины. Все перечисленные обряды и обычаи жизненного цикла – это школа семейной этики и психологии с ее уроками любви, доброты, заботы, дома, мудрости, терпения, милосердия. Народный календарь с его обычаями и обрядами – замечательная школа практического природоведения и природопользования, включающая и богатства традиционной кухни. В праздничных обрядах всегда звучат произведения словесно-поэтического, музыкального, танцевального народного творчества.

Более подробно хочется остановиться на старинных семейных обычаях и обрядах.

СТАРИННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ

Первое диво – рождение

Замечательная русская пословица о жизни человека говорит так: «Трижды человек дивен бывает…» Первое диво в жизни каждого – рождение на белый свет.

Появление ребенка в семье – удивительная, светлая радость.

Первое купание – особое. В ушат с водой клали уголек из печи, зернышки, денежку. Привыкай, новый человек, к родному очагу! Будь всегда сыт и благополучен.

Самая первая одежда тоже особая: родительская рубаха. Для девочки – материна, для мальчика – отцова. Расти хорошо, малыш, будь похож на отца с матерью, будь здоров и любим в семье!

И первая постелька особая. Хоть ненадолго, да положат дитя на мохнатую шубу. Это пожелание достатка в будущей жизни.

Ну а потом и в люльку перенесут. Для первого раза там тоже кусочек хлеба с солью. Хлеб-соль – верный  и первый знак доброго расположения, пожелания счастья. Так человек входит в жизнь людей, которые до него в свой черед появились на свете.

На люльке рисовали сценки из трудовой жизни семьи. Будто говорили ребенку рисунками: «Бойся-перебойся пустого времени – это живая смерть. Прежде вечного покоя не почивай…»

Крестины – второе рождение

Второе, духовное рождение человека – крещение. В старину старались окрестить ребенка как можно раньше – в день его рождения или на другой день.

Крестные отец и мать, кум и кума, становятся духовными родителями малыша. В старину это был брат матери и сестра отца. Позже стали приглашать любых родственников, соседей, друзей.

Крестные – покровители ребенка. Как примут дитя от купели на свои руки, так и долг свой перед ним на всю жизнь примут. Они должны и добру учить, и на свадьбе благословлять…  А если крестник или крестница осиротеют, то крестные растят сироту.

Первый долг крестных – к крестинам подготовиться. Крестная, божатка, шила крестильную рубашку. Это про нее поется  в детской песенке:

Тетка божатка,

Сшей мне рубашку,

Ни узку, ни широку,

Косой вороточек –

Ехать в городочек…

Украшала крестная и крестильную пеленку. Или дарила полотно для нее. Крестный, божат, готовил крестик…

Имя ребенку выбирали по святцам – особой книге с именами святых. Кому какое имя достанется, то уже носить всю жизнь. Иногда это имя святого, в день памяти которого ребенок появился на свет. Но чаще выбирали в пределах  восьми дней до и восьми дней после рождения. Так на всю жизнь у ребенка вместе с именем появляется и небесный покровитель, ангел.

У белорусов есть доброе поверье. Если в крестильной рубашке первого ребенка крестить его младших братьев и сестер, то все дети в семье будут крепко любить друг друга.

Бабина каша

Принимают ребенка в дом, в семью, в добрые люди… Приходят родные, соседи посмотреть, проведать, что за новый человек народился. И каждый приносит на зубок – кто что может: одежду, ткань, продукты, монетки…

После крещения приглашают всех на крестильный обед – к младенцу на хлеб, на соль, кашу есть. Кушаний на столе много, как по самым большим праздникам. И разговоров за столом должно быть много – чтобы дитя быстрее заговорило.

В конце обеда подается особое кушанье. Готовит его бабушка-повитуха. Это она помогала матери. Она первая дитя увидела и в свои руки приняла, обмыла и в родительскую рубаху завернула.

Несет бабка пирог и в шапке горшок с кашей – соленой-пресоленой, перечной-преперечной! Говорит:

Бабушка подходит,

Кашку подносит

На корысть, на радость,

На Божью милость,

На толстые одонья,

На высокие скирды.

Кашку на ложки,

Мальчику на ножки!

Первого угощает отца: «Солона кашка, а еще солоней отцу с матерью достаются детки!»

За отцом и кумовья угощаются: «Кушайте, куманьки дорогие! С крестником вас! Как вы видели его под крестом, так бы видеть вам его и под венцом!»

Ну, тут уж деньги на тарелку – бабке. Деньги на пирог – мамке.

А младенцу – доброго здоровья и многие лета!

Именины – праздник каждый год

Теперь, после крещения, младенец, подрастая, каждый год будет отмечать день памяти святого, в честь которого он получил своё имя. Это и есть день ангела, или именины. И когда-то крещеные люди отмечали не день своего появления на свет, а день именин.

 Что значит имя, которое он носит, интересует каждого человека. Очень интересны и судьба святого, и жизнь великих людей, которые носят одно с тобой имя, являются твоими тезками.

В больших и дружных семьях бывают целые именинные времена года. Когда наступает такая именинная пора, праздник идет за праздником. А вот один осенний день, 30 сентября, в народе зовется всесветными именинами. Это день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В этот день в семье может быть сразу четыре именинницы, которые своими именами напоминают нам о самом важном в любой человеческой жизни – о любви, о вере, о надежде. А имя София значит мудрость - тоже очень важное качество, которое необходимо человеку.

Именины – праздник и для носителя имени, и для его родных и близких. Загодя в семье всегда заботливо обсуждают подарки и сюрпризы, пишут стихи, рисуют, вышивают для именинника… В музыкальных семьях готовят музыкальные приношения. Духовно готовится ко дню Ангела и сам именинник. С каждым годом он все больше понимает, что значит его имя и чему надо учиться, чтобы достойно его носить.

В старину именинник отвозил пироги крестным отцу и матери. А потом и сам получал именинный пирог в подарок.

Из всего выше сказанного следует, что роль обрядовой культуры значима, она решает свою позитивную задачу в нравственно-патриотическом воспитании детей.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Народные традиции, связанные с появлением ребёнка на свет

Младенчество - начальный этап жизненного пути человека. Словом «младенчество» обычно обозначались первые год-полтора жизни ребенка. Новорожденных детей называли младенец, младень, дите, дитятко, а также подсосок, паполза (ползающий, не умеющий ходить), слюдяник, слигоза (пускающий слюни), дыбок (начинающий вставать на ножки), жевжик (юркий) и т. д. Период младенчества считался трудным временем для матери и ребенка. По распространенным поверьям, Бог, приславший на землю младенца, мог взять его обратно: «Бог дал, Бог взял»; младенца могли утащить бесы, подменив его чертенком; колдуны — напустить порчу, превратить в «лягушку аль неведому зверюшку», посторонние люди — сглазить. Существовала и реальная угроза смерти ребенка. Люди не располагали хорошими средствами лечения родовых травм, не умели помочь ребенку в случае серьезного заболевания, не были знакомы со многими правилами гигиены, выполнение которых могло предотвратить ту или иную болезнь. Мать обращалась к Богу с просьбой, чтобы он не брал «ангельскую душеньку» на небо, старалась предохранить ребенка от действий нечистой силы.

Мать должна была сохранить жизнь ребенка, выкормить, поставить на ноги. Эти задачи решались на основе народного опыта. Неписаные правила, передававшиеся от одной женщины к другой, из поколения в поколение, включали в себя практические советы по уходу за ребенком, которые касались всех сторон жизни младенца: купания, одевания, кормления, сна. В том числе предполагалось проведение определенных магических действий.

Купание

Купание считалось одной из самых необходимых процедур в уходе за младенцем. По мнению крестьян, оно не только укрепляло здоровье ребенка, придавало ему бодрость, но и снимало сглаз и порчу. В первый месяц жизни ребенка купали три—пять раз в неделю, а затем два-три раза в неделю. Мыли ребенка в хорошо натопленной бане или в избе около печи, парили березовым веником, а в теплую воду добавляли череду. Первое купание проводилось сразу же после рождения ребенка. Повитуха с молитвой и словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, аминь, аминь!» — погружала его в теплую воду, настоянную на травах: васильках, череде, мяте, руте, душице, любистике или сенной трухе. В воду бросали также серебряные монеты, соль, лили воду, освященную в церкви. Травы должны были сделать кожу ребенка чистой; по поверью, соль помогала «отвердению косточек» и защищала от «дурного глаза», серебро обеспечивало жизнь младенца в богатстве, святая вода защищала от болезней. Во многих местностях России первое купание ребенка сопровождалось произнесением заговоров, например: «...Пресвятая ты Мать Божья Богородица, не спахивай, не смахивай с лесу копоть, с моря морской пены, спахивай и смахивай с раба Божия младенца (имярек) все страсти, все уроки, все опри-зоры, все оговоры, отцовы думы и материны, сестрины и бабушкины: из буйные головы, белово лица, из ясных очей и черных бровей, из ретивого сердца, из красного мяса, из белого сала, из пятидесяти локоть, из нокоть, из подпятых жил» . В старинном заговоре говорилось: «Спи по дням, расти по часам. То твое дело, то твоя работа, кручина и забота» (Майков 1998,269).

Новорожденного до исполнения ему пяти-шести месяцев обязательно пеленали таким образом, что он напоминал собой небольшой плотный кокон, в котором невозможно было пошевелить руками, ногами и головой. По распространенному мнению, такое пеленание давало возможность исправить врожденные физические недостатки ребенка: придать нужную форму головке, спрямить позвоночник, выровнять ручки, ножки, тельце, или, как говорили, «сделать ребенка ровненьким». Кроме того, младенец, спеленутый таким образом, доставлял меньше хлопот своей матери. Он не вертелся на руках, не мог случайно выпасть из колыбели, перевернуться вниз лицом, поцарапать себя ручками, его легко было переносить, качать.

Ребенок находился в пеленках до тех пор, пока не начиналось окостенение его позвоночника, т. е. приблизительно до пяти месяцев. После этого ему полагалась длинная рубашка (одинаковая для мальчиков и девочек) и чепчик. Рубашку обычно не подпоясывали, так как считалось, что подпоясывание может помешать нормальному физическому развитию ребенка. В обеспеченных семьях, особенно в тех, где было мало детей, младенцам надевали поверх рубашечки нагруднички, напоминавшие жилетки, а на ножки — вязаные чулочки и котики (сапожки, сшитые из мягкого подбрюшного меха овцы). Молодые матери старались, чтобы их малыш выглядел красиво, чтобы соседи, войдя в избу или увидев младенца на жатве, покосе, могли про него сказать: «Убран как куколка». Русские крестьянки стремились по возможности кормить новорожденных материнским молоком. Если у матери его не хватало, прикармливали коровьим, разведенным водой. Брать в кормилицы постороннюю для семьи женщину не полагалось. По поверью, выкормленный ею ребенок не будет любить свою мать, а чужое молоко может принести ему вред. Мать кормила ребенка грудью в течение года — полутора лет, или, как принято было говорить, «три — шесть постов» (при этом в счет шли только Великий пост, т. е. пост перед Пасхой, и Успенский пост — перед днем Успения Божьей Матери, 14/28 августа. См. Посты). Этот срок кормления был общепринятым, но многие матери кормили ребенка и дольше, руководствуясь представлениями о полезности грудного молока для ребенка и верой в то, что кормление грудью препятствует новому зачатию.

Первое укладывание в колыбель

В колыбель новорожденного укладывали на 3-й, 8-й или 20-й день после рождения. Первое укладывание младенца в колыбель сопровождалось ритуальными действиями, схожими с обрядом новоселья: помещали в колыбель кота, окуривали ладаном, прятали под постилку металлические предметы. Расставание ребенка с колыбелью (обычно в возрасте от года до двух) символизировало переход его из младенческого состояния в половозрастную группу собственно детей, а сама колыбель переходила к другому младенцу.

Источник: Игорь Акимушкин "Мир животных"
По славянской традиции, перед первым укладыванием младенца в колыбель туда клали кошку, чтобы ребенок лучше спал.

Кормление ребенка грудью

Первое и последнее кормление ребенка грудью обставлялось довольно торжественно. Грудь омывали святой водой, мать и новорожденного осеняли крестом, благословляли их. Отлучение от груди («прощание») проводилось по возможности в дни, считавшиеся сакральными, например в Чистый четверг на Страстной неделе, в воскресенье перед масленицей или в дни православного календаря, «когда нет святого мученика», и сопровождалось некоторыми ритуальными действиями. Так, например, в Вологодской губернии в день отлучения от груди накрывали стол и говорили: «Как лес не тоскует по дереве, так ребенок не тосковал бы о грудях» {Майков 1998, 270). В Рязанской губернии мать, придя домой из церкви после причастия, давала ребенку хлеб с солью, приговаривая: «Дай Бог от груди отстать, а к хлебушку пристать». В день отлучения от груди принято было гадать о будущем ребенка. На полу расстилали скатерть, клали на нее различные предметы: деньги, хлеб, книгу, нож (веретено); ребенка спускали на пол и смотрели, к какому предмету он потянется ручками. Если возьмет деньги — будет торговым человеком, если нож (веретено) — хорошим ремесленником (хорошей хозяйкой), если книгу — умным и знающим, если хлеб — хорошим землепашцем. По мере того как младенец подрастал, наряду с материнским молоком ему давали и другую еду: разжеванный хлеб с солью, толокно, разведенное в коровьем молоке, а затем жидкие каши. Кормили детей из коровьего рога с натянутым на его острый конец соском коровы.

Ложкой и чашкой младенец начинал пользоваться, когда ему исполнялся год. Вручение малышу ложки свидетельствовало о том, что он уже подрос и вступает в новый этап жизни: «Кашка на ложке, а молодец на ножки». Первые месяцы своей жизни ребенок проводил в подвешенной к потолку колыбели (люльке, зыбке, колышке), изготовленной из досок или плетенной из щепы, лозы или пеньки. Постелью младенцу служил положенный на дно люльки соломенный матрасик или просто настеленная толстым слоем солома, сено, старая одежда, тряпки. Над колыбелью всегда был полог из темного ситца, который защищал младенца от яркого света, насекомых, а также от «дурного глаза» входивших в избу посторонних людей. Колыбель не занимала много места и позволяла в какой-то степени изолировать младенца от семьи, располагавшейся в той же избе. Кроме того, считалось, что ребенок в ней более защищен от нечистой силы, чем если бы он находился в колыбели, поставленной на пол. Младенца укладывали в колыбель обычно через два-три дня после рождения, а в некоторых семьях лишь после крещения (см. Крестины). До этого времени он спал в лукошке на печи или в постели матери. Первое укладывание в колыбель сопровождалось различными магическими действиями, которые, по распространенному среди крестьян мнению, должны были способствовать здоровью и спокойствию младенца, защищать его от бед и нечистой силы. Колыбель тщательно готовили — окропляли святой водой с молитвой:

«Господи, благослови! Дай Бог святой час. Пошли, Господи, ангела Своего хранителя сохранить (имярек) от злого духа и усыплять его спокойным сном»

; привешивали иконку или крестик; окуривали ладаном; читали заговор, например такой: «Тихон, утиши, смирниха, усмири, щекотун, не щеко-ти». Под матрас клали нож, ножницы, чеснок, защищавшие, по поверью, от нечистой силы. В русской деревне считалось необходимым укачивать ребенка и петь ему колыбельные песни.

Мать выбирала колыбельную в зависимости от настроения малыша. Если он был слишком весел, шумлив, она пела об Угомоне, Буке или сером волчке, которые придут и заберут его, но мама защитит свое дитя, если оно постарается заснуть. Если ребенок был спокоен, тих, мать пела о том, какой он хороший, любимый и каким он скоро станет большим, красивым, добрым. Колыбельные песни призваны были создать ребенку ощущение защищенности, успокоить его. Уход за ребенком в первый год его жизни заключался также и в том, чтобы научить его сидеть и ходить. По мнению русских женщин, ребенок, рано начавший сидеть и ходить, более жизнестоек, чем малыш, поздно вставший на ножки. Для обучения использовались специальные приспособления: сидухи (сиделки, сидульки) и ходульки. Сидуха представляла собой выдолбленное из дерева креслице с высокой спинкой и стенками-подлокотниками. Под спинку подкладывали мягкую подушечку, чтобы младенец не ударился затылком, а через подлокотники пропускали деревянную планку, предохранявшую ребенка от падения. Малыш не мог ее перевернуть, так как она была довольно тяжелой. Ходульки делали в виде деревянного кольца на четырех ножках с колесиками. Младенец, поставленный в ходульки, упирался ручками о кольцо, делал шажок, отчего колесики начинали двигаться, заставляя ребенка перебирать ножками. Первые шаги, сделанные малышом, доставляли огромную радость нянчившим его домочадцам. Увидев идущего ребенка, все кричали: «Дыбок, дыбок, который Мишке годок?» Малыша, делавшего первые шаги, любили водить по лавке, приговаривая, чтобы ему было приятно и весело: «Ходит котик по лавочке, водит кошку за лапочки!»

Отношение окружающих

Родители, члены семьи, родственники, соседи относились к младенцам с большой теплотой, любовью и лаской. Молодые матери старались посвящать новорожденному каждую свободную минуту, обнимая его, качая на руках или в люльке, тормоша, «тетешкая», балуя, радуя его и себя песенками — «пестушками», играя с ним. Все это рассматривалось как важный элемент ухода за ребенком, без которого он не сможет «войти в разум». Естественно, что в условиях крестьянского хозяйства выделить время для «тетешканья» малыша было довольно сложно. Это становилось возможным в первую очередь в семьях, где было немало взрослых людей и мать на длительное время освобождалась от части хозяйственных забот. Однако и в семьях, где хозяйственные заботы вынуждали мать надолго оставлять ребенка на попечении бабушки или старшей дочери, «няньканье» ею малыша считалось желательным. Младенчество заканчивалось тогда, когда, по мнению родителей, ребенок «вошел в первый разум», т. е. научился сидеть, ходить, есть ложкой, произносить осмысленно первые слова: «мама», «тятя», «баба», «деда», «няня», «дай», «на», «нет», «да». Окончание младенчества отмечалось «постригом» — первой стрижкой волос. Участниками ритуала, кроме отца и матери ребенка, были специально приглашенные для этого его крестные родители и родственники. Волосы ребенку подстригал отец или крестный. Состриженные пряди клали под матицу (потолочную балку), чтобы никто не воспользовался ими для наведения порчи и чтобы ребенок быстрее рос. Затем устраивалось угощение для всех собравшихся, которым как бы завершалась первая ступень жизни ребенка и начинался новый ее этап.

Пока мать отдыхала, младенца мыли и пеленали. Мыла чаще всего родная бабушка новорожденного в бане, намыливая три раза. Для этой цели топили баню, готовили железный или деревянный таз. Мыло либо покупали, либо его «ростили» (в глиняной посуде смешивали свежие куриные яйца, сыворотку, клали немного мыла, дрожжей или «мела», все плотно закупоривали и ставили в теплое место). Мыли младенца «с локотка», приговаривая: «Как не держится на лопатке вода, так и боль не держалась бы в моем дитяти». Если рождался мальчик, малыша заворачивали в чистую отцовскую рубаху, а если девочка – в материнскую.
      Когда дитя заносили в дом, то не ступали на порог и говорили: «Как порог молчит, так и ребенок пусть молчит». Или же младенца укладывали на печь и заговаривали: «Как печь не двигается, так и «робенку» будет спокойно». Считалось, что после этого «дитятко» будет крепко спать и расти здоровым. Для нового члена семьи уже была приготовлена «зыбка». «Зыбку» плели из сосновых дранок или же мастерили из тоненьких досочек. В ноги младенцу клали деревянный топорик, приговаривая: «Как топорик молчит, так и ребенок пусть молчит». Деревянный топорик предназначался мальчику, в ножки девочке клали соломенную куклу. Топорик изготавливал крестный отец, а куклу мастерила крестная мать. Все это делалось для того, чтобы дитя крепче спало и было веселым, никогда не болело. В зыбку клали «постельку», набитую сеном, или же просто сено, которое прикрывали толстой полотняной тканью «гребениной». Туда же клали подушечку и мешочек, набитый хмелем, для сна и как оберег. Легонькую зыбку привязывали к гибкой жерди, прикрепленной к потолочной матице. Жердь вставлялась в деревянное или железное кольцо, поэтому «колыбельку» можно было перемещать практически по всему дому, и в «куть» и в «горницу». Теперь место для младенца готово, здесь он проведет первый год своей жизни, подрастет и окрепнет.
      Позаботясь о малыше, свекровь и мать роженицы вели ее в баню и потом давали ей отдохнуть и выспаться. На следующий день с пирогами, подарками и угощением приходили родственники поздравлять с рождением ребенка. В течение шести недель родившая женщина не готовила еду, не стирала, не садилась вместе со всеми за стол, но хозяйствовала, ухаживала за детьми, «утаивала» скот. В это время она считалась «поганой». Так продолжалось до того момента, пока роженица не сходит к попу за очистительными молитвами по истечении шести недель. Бывало и такое, когда «по молитву» ходили уже втроем, то есть мать ребенка была уже снова беременна. Женщины рожали по 15-16 погодков, но большая часть детей умирала. Узнавали, умрет ли кто-то из членов семьи так: в ночь на старый новый год выставляли тарелку с водой, в которую были положены ложки всех членов семьи. Наутро смотрели, как застыла в ложке вода: если бугорком, то тот, кому она принадлежит, в этом году не умрет, ямка же предвещала смерть.
      Крестины были первым важным событием в жизни ребенка. Церковный обряд крещения был обязательным. По народным поверьям душами некрещеных детей распоряжается дьявол. Крестная мать и отец (кум и кума по отношению друг к другу) были обязательны при крестинах. Кумой чаще всего бывала молодая незамужняя девушка. Говорили, что какой кум, такой и муж будет у девицы.
      Это поверье нередко сбывалось. До 1930-х гг. крестили в Ильинской Ентальской церкви, но попы и монашки могли окрестить младенца и дома, это было характерно для зажиточного крестьянства. Если же церкви не было, то «робя» могла окрестить и родная бабушка.
      В старину крестные отец и мать стояли на втором месте после законных родителей, особенно большую роль они играли на свадьбах. Командовала и хлопотала на свадьбе крестная мать. Она же и выводила невесту-крестницу жениху, причитала при выкупе невесты, усаживала ее «в сутки». «Тысяцкой» (крестный отец) вместе с «крестником» сватал девушку и забирал ее из «родного гнезда». На свадьбе крестные родители жениха садились рядом с ним, а крестные невесты с невестиной родней. Нередко «крестные» заменяли сиротам отца и мать, помогали им, учили и защищали.
      Имя новорожденному батюшка давал по святцам. Это правило строго соблюдалось. Не всегда имя нравилось родителям малыша, и те, кто был побогаче, платили попу за то, чтобы он поменял его.
      Сразу же после рождения дитя прикладывали к материнской груди. «Матка» вскармливала ребенка почти до рождения нового малыша. Вскоре «дитятко» начинали приучать к коровьему или козлиному молоку. Также «ребенку» давали «сосулю» («начавканные» кусочки черного или белого хлеба с солью и завернутые в мягкую, чистую тряпочку). Малышу давали коровий рог, в который наливали молоко или жиденькую кашку. Коровий рог предварительно обрабатывали: мыли, выскабливали, кипятили в горячей воде и сушили. На рог натягивали коровий или бараний сосок. Бараний сосочек вычищали полностью, мыли, сушили, его использовали чаще, так как он был мягче и меньше коровьего размером. Коровий же сосок чистили не полностью, а только наполовину, верхнюю кожицу сдирали, сосок сушили и натягивали на рог. Такая соска служила очень долго. Становясь старше, дитя начинало есть почти все то, чем питались и взрослые. Бабушка или мать кормили «робенка» «чавкониной», жидкой овсяной кашкой, «штями». Когда маленький начинал ходить, то его учили держать ложку, пить из чашки. В еде тоже существовали присловия, например, если «лялюшка» плохо кушает кашку, то баба кормила его, приговаривая: «За папу, за маму, за деда, за бабу, за братика». Считалось плохим предзнаменованием, если подросший ребенок недоедал куски хлеба, что означало или несчастливую жизнь, или же раннюю смерть матери. Но это было просто страшилкой. Чаще проблема была в другом – чем накормить семью, дорожили каждым куском. Из лакомcтв дети любили кисели: ягодные и мучные («каша-повариха»), гороховые и овсяные, которые варили «на камнях», для чего в печи нагревали камни и бросали в кисель. Особенно ребятня любила гороховые палочки: комочки снега обкатывали в гороховой муке и бросали на противень, снег таял, а мука образовывала вкусные шарики. На праздники пекли ягодники, пироги с солеными грибами, блины. Детвора наедалась наславу, радовалась приближению праздничных дней, когда из погребов доставались запасы и всякие вкусности. «Ребенок» уже научился держать ложку и есть сам, его усаживали за общий стол. Все родственники, живущие под одной крышей, обязаны были подчиняться «хозяину» – главе семьи. Никто не мог взять мясо из щей или какое-то другое кушанье, пока «тятька» не разрешит, ослушаешься – получишь ложкой по лбу. После еды вставали из-за стола, кланялись три раза в сутный угол и, крестясь, говорили: «Слава Богу сыт(а), наел(а)ся досыта».
      После купания в бане малыша заворачивали в отцовскую или материнскую рубаху, в зависимости от того, кто родился. Пеленали длинной холщовой лентой, которую шили из холщевины, зажиточные же крестьяне покупали ее в церкви, у батюшки. Лента была длинной, примерно 1,5-2 метра, пять и более сантиметров в ширину. Пеленание успокаивало дитя, не давало ему возиться и «лягаться», не позволяло ребенку мешать самому себе. Обязательно плотно запеленывали ножки или же хорошенько укрывали его в «зыбке». Пеленки делали из «гребенины», которая была прочной и теплой, но чаще всего их шили из старых рубах. «На выход» у матери были припасены пеленки из «биленины», украшенные вышивкой, и чистенькие подкладочки. Сенцо в зыбке меняли через каждые два дня. Мать заставляла детей постарше выскабливать ножом все мокрые досочки, чтобы не завелись черви, которые могли бы повредить «малютке». Затем все заново «устилалось», и младенца клали обратно в зыбку.
      Почти сразу же после рождения ребенка мать начинала работать в поле, в летнюю пору ходила на сенокос, вела хозяйство. Малыш оставался под присмотром немощной родственницы, бабушки или же под присмотром старших детей. Во время сенокоса мать брала ребенка с собой, зыбку привязывали к гибкой березке и раскачивали.

    Дети начинали ходить, и на них одевали длинную холстяную рубашечку, а на ножки «шушенцы» – башмачки из бараньей мошонки. Для изготовления «шушенцев брали баранью мошонку, вычищали ее, сушили, а потом намазывали тестом и разминали. Когда она становилась мягкой, то ее мыли и внутрь клали овечью шерстку, чтоб ребеночку было теплее. «Обувку» для малыша шили из кусочков кожи, из овечьей шкурки. Вязали башмачки из «отрепьев» – отходов от льна, оческов. «Отрепья» вычесывали от остицы и затем скручивали в толстую нить, в которую добавляли все остатки шерсти, чтобы получалось прочнее. Из этой нити и вязали «отрепыши». На подошву нашивали кожу, чтобы такие башмачки меньше изнашивались. Штанишки для маленького малыша шили «без сёсел», то есть без промежуточного шва. Ведь матери надо обстирать очень большое число людей – членов семьи, а такие штаны позволяли малышу справить «малую нужду» прямо на пол. Почти никакого различия в одежде мальчиков и девочек не было. До 10 лет и дольше у детей не было собственной «оболочки» – верхней одежды, и, выбегая на улицу, они набрасывали на себя отцовский или братов кафтанчик.
      Потом подросткам шили и «оболочку», и красивую праздничную одежду. Начиналась пора юности, а завершалась пора младенчества, отрочества. На праздник вся семья надевала свои лучшие наряды, принаряжали старших детей и малышей. Из сундуков доставались вышитые льняные рубашечки, штанишки, беленькие портяночки. «Дитятко» одевали, рубашечку подпоясывали плетеным пояском – «гасничком». Крестьяне всегда относились к одежде, как к необходимости, называли пренебрежительно «барахло», «хламина», «рянье». Но все это маскировало, служило внешней оболочкой вполне серьезной и вечной заботы о том, во что одеться, как защитить себя от холода и дождя, не выделяясь при этом как щегольством, так и убогостью, что одинаково считалось безобразием. Становясь взрослее, дети чаще начинали задумываться о назначении одежды. Человека с младенчества приучали к бережливости, купленную на ярмарке одежду берегли особенно. Но чтобы выткать холщовую рубаху, которая намного отличалась по прочности, тоже требовался немалый труд. Домотканая одежда передавалась из поколения в поколение и была первой необходимостью. Юность пора веселой, беззаботной жизни с плясками, «гулянками». Но многие юноши и девушки из бедных семей стеснялись ходить на гулянье из-за того, что не было возможности принарядиться, то есть в этом случае одежда могла служить препятствием перед радостями молодой, задорной поры.

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»



Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Автор: Рыженко С.И.

 "Проведение аукциона мебели и посуды"

Задачи:

  • Совершенствовать  умение кратко и точно отвечать на вопрос, грамматически правильно строить предложение, замечать смешное. Выявить умение детей составлять описательный рассказ.
  • Развивать фонематический слух и умение составлять слова на отдельные звуки..
  • Активизировать словарь по теме «мебель и посуда».
  • Учить составлять рассказ по алгоритмической схеме.

Оборудование: картинки, предметы по теме, схемы рассказов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети получают видеописьмо от Нехочухи с просьбой помочь ему вернуться в страну Грамматею. Он присылает пригласительные билеты на аукцион в город Многословие.

Приглашаю Вас, ребята, посетить аукцион!

Очень, очень интересным

Всем покажется вам он.

В страну вернуться Грамматею

Нехочухе помогите!

В город Многословие

Скорее вы летите!!!

Воспитатель - царица Грамматика: На чем можно отправиться в путешествие?

ЦЕЛЬ: Активизация словаря.

Дети попадают в город " Многословия" вместе с Нехочухой.

Их встречает Скоморох. Приглашает на аукцион:

Проходите, проходите!

Аукцион наш посетите.

Все здесь для себя найдете

И пустыми не уйдете!

Проходите поскорее,

Всем здесь будет веселее!

( Используются наглядные пособия на тему "Посуда и мебель")

ЦЕЛЬ: Выявить умение составлять описательный рассказ.

Чтобы получить понравившуюся вещь, нужно составить описательный рассказ. Скоморох вручает победителю выбранную вещь.

ЦЕЛЬ: Выявить умение кратко и точно отвечать на вопрос, грамматически правильно строить предложение, замечать смешное.

Нехочуха обращается к детям с вопросами:

Говорят, что из пустыни к людям в гости стол пришел?

Говорят, что стул двуногим, одноногим может быть?

Говорят, что на диване можно только стоя спать?

Говорят, что без тарелки суп руками можно есть?

Говорят, в красивой вазе одежду можно нам хранить?

Говорят, что нам в кастрюле можно сапоги сушить?

Раздается стук в дверь. Входит Федора.

Федора предлагает детям вспомнить произведение, в котором она живет. Царица Грамматика предлагает составить пересказ с использованием схемы.

ЦЕЛЬ:

Выявить уровень развития звуковой культуры речи  и фонематического слуха.

Скоморох предлагает детям продолжить участие в аукционе и предлагает Федоре присоединиться к ним.

Скоморох:

Назовите посуду, в названии которых слышны звуки:

"с", "ж", "ш", "р", "з", "ч".

Назовите мебель, в названии которых слышны звуки:

"с", "ж", "ш", "р", "з", "ч".

Федора не выигрывает ничего, т.к ошибается.

Мне нужна была посуда!

С чем уйду теперь отсюда?

Гостей хотела пригласить -

Не в чем супа мне сварить.

Царица Грамматика предлагает детям выручить Федору, подарить ей посуду и мебель, выигранную на аукционе.

ЦЕЛЬ: Выявить умение пользоваться грамматическими формами речи.

Детям предлагается подобрать мебель и посуду, отвечая на вопросы:

  • На чем сидят?
  • На чем едят?
  • В чем варят суп?
  • В чем жарят котлеты?
  • Из чего наливают чай? И т.д.

Царица Грамматика подводит детей к самоанализу речевой деятельности, поощряет.

Благодарная Федора приглашает детей на чаепитие.



Предварительный просмотр:

Почти репортаж «В умной беседе быть – ума прикупить…»

27–28 октября 2011 года состоялась «Первая ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста»
Место проведения: Российская академия наук (РАН, г. Москва)


Это я с подарками от организаторов конкурса, как победитель

 Всероссийского конкурса "Икт в работе ДОУ"


Цели Конференции:
•информирование российской и зарубежной общественности о достижениях в области дошкольного образования;
•сохранение преемственности в научно-практических исследованиях;
•расширение партнерских отношений в сфере дошкольного образования.
Дошкольное детство – важнейший период развития личности. В развитых странах раннее и дошкольное детство рассматриваются как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития. Потенциальные возможности развития ребенка в дошкольном возрасте огромны, задача взрослых (педагогов, родителей) создать максимально комфортные условия для выявления и развития способностей ребенка. Как это сделать? Было проведено большое количество исследований по проблемам дошкольного воспитания. Тем не менее «детство – всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) мало понятое явление социального мира» (Д.И. Фельдштейн).
Участники конференции:

ведущие российские и зарубежные ученые и специалисты в области дошкольного образования, руководители органов управления образованием, представители федеральных и региональных министерств и ведомств, руководители и ведущие специалисты ДОУ, аспиранты и студенты профильных вузов.


Слева О.С. Ушакова, справа Н.Е. Веракса в Голубом зале РАН

Партнеры:
•Учреждение Российской академии образования «Институт психолого-педагогических проблем детства».
•Институт психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
•Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова.
•Научно-исследовательский институт дошкольного образования им. А.В. Запорожца Департамента образования Москвы.
Формат конференции:
•пленарные заседания; секции; круглые столы; пресс-конференция;  образовательные семинары и мастер-классы.

На конференции были вручены грамоты и подарки победителям Всероссийского конкурса «ИКТ в ДОУ», по трём номинациям (12 работ), лауреатам (20работ). Больше всех заявок представлено от ДОУ Московской обл. и Москвы.

(Рыженко С.И.,Панина Г.А.-МАДОУ №37 г.Дрезна Московской обл.- победители в номинации "ИКТ в работе ДОУ",  (конкурсные работы представлены в моём блоге на МАААМ).

Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика»

 - организатор этого конкурса,

 участниками которого стали  свыше семисот коллективов детских садов России.

Председатель Оргкомитета - Веракса Николай Евгеньевич 

– ректор Московской педагогической академии дошкольного образования, декан факультета психологии образования РГГУ, доктор психологических наук, профессор, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика».


Среди нас стоят  слева направо Л.А.Парамонова и Н.Е.Веракса

 – замечательные люди и учёные

Парамонова Лариса Алексеевна – директор НИИ «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, доктор педагогических наук, заслуженный учитель России, академик РАЕН, председатель Российского комитета Международной организации по дошкольному воспитанию (ОМЕР) при ЮНЕСКО.

На конференции с докладом и в работе семинаров выступила любимица дошкольного мира, нестареющая душой (а как же иначе, с дошкольниками прошла вся её жизнь!)
Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Т.С. Комаровой опубликовано свыше 300 работ по проблемам истории педагогики, организации и управления в системе дошкольного воспитания, в том числе 40 книг, некоторые из которых получили гриф Министерства образования РФ. В течение 15 лет она руководила творческим активом педагогов ДОУ г. Москвы, более 14 лет работает с педагогами Московской области, читая курсы лекций. По её методическим пособиям, рекомендациям осуществляют свою педагогическую деятельность воспитателиДОУ, преподаватели педагогических училищ и вузов многих территорий страны. Такие ее книги как «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» и др. переиздавались неоднократно. Она является одним из авторов (совместно с Болотиной Л.Р. и Барановым СП.) учебника для пед. колледжей «Дошкольная педагогика». М., 1997; 2005.Под руководством Т.С. Комаровой была создана инновационная Программа воспитания и обучения в детском саду, которая получила гриф Министерства образования и была опубликована в 2004 году. К «Программе» разработано более 50 методических пособий. В настоящее время по «Программе» работает в среднем 70 % дошкольных учреждений России. Комарова Т.С. имеет правительственные награды: медаль «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, знак «Отличник народного просвещения» (РСФСР), «Отличник просвещения СССР», медаль К.Д. Ушинского, медаль ВДНХ, медаль «В память 850-летия Москвы», медаль «Ветеран труда», удостоена звания «Заслуженный деятель науки РФ», награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Она является академиком трех общественных академий.


Т.С.Комарова (в середине) очень проста, обаятельна и умна, она среди нас, общается и шутит, мы ей искренне высказали своё восхищение и пожелали здоровья и творчества.

Оксана Семёновна Ушакова - доктор педагогических наук, профессор Международной академии наук психологии и образования, заведующая лабораторией развития речи и речевого общения Института психолого-педагогических проблем детства РАО. В лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой разработана теория усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогические основы методики развития речи в детском саду. Оксана Семеновна автор более 200 научно-методических работ по развитию речи ребенка.

Между мною и О.С.Ушаковой завязалась беседа, я отметила её интернациональность, поскольку её книгами "питались" мои коллеги из Украины, Казахстана, где я долго работала. Здоровья и творческих сил этому неугомонному учёному!

Ксения Юрьевна Белая, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования (МИОО). К.Ю. Белая также является победителем в конкурсе "ИКТ в ДОУ" (возглавила группу педагогов ДОУ г. Москвы, заведующая которого ознакомила с работой этого творческого коллектива, одним из подарков, кстати, была игра о космосе, созданная ими).

(Панина Г..А., Ксения Юрьевна Белая в середине, справа Рыженко С.И.)

Конференция была прекрасно организована, нам удалось выступить на секции по мониторингу программы. Мы высказали пожелание о скорейшем утверждении новой программы, она ещё проходит экспертизу, а Программа "От рождения до школы" является переходной (можно посылать свои предложения по её содержанию).

Программа "Успех" - прообраз новой программы для детских садов. Мы также высказали своё мнение об отсутствии психологов, дефектологов в ДОУ, которые, естественно, должны проводить мониторинг коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей и выразили надежду на создание тесного взаимодействия учёных и министерских работников.

Кстати, предложением Конференции было создание Ассоциации «Воспитание и обучение детей младшего возраста».



Здесь организован "кофе-брег", а ещё нас кормили прекрасным обедом в ресторане

Как красиво в зале: зелёные растения, люстры, свет – атмосфера праздника!

Была возможность ознакомиться с новинками издательств «Мозаика-Синтез», «Школа 7 гномов», а победители получили сертификат на две тысячи, дающий возможность приобрести методическую литературу.


Хорошо побеждать и посещать подобные научные мероприятия бесплатно! Мы, как победители, не вносили 10.800 руб.(взнос за участие в конференции), нас пригласили на эту конференцию организаторы.

Огромное им спасибо, особый поклон Николаю Евгеньевичу Веракса !

Русская пословица гласит «В умной беседе быть – ума прикупить»!

 Пообщаться с неординарными людьми, учёными, которые взрастили дошкольную науку, продолжают её укреплять – дорогого стоит! Мы как бы глотнули свежий воздух перемен! Теперь можно работать, зная, что наши успехи когда-либо оценят! (а то ведь, грешным делом, думали, что места в подобных конкурсах ещё до его начала, все распределены…- убедились в обратном!)

 

Спасибо всем моим друзьям по сайту МАААМ за поздравления с победой!

Вам, дошкольники-коллеги, желаю творческих побед - вы их заслужили!


Фотографии С.И.Рыженко

С уважением старший воспитатель С.И. Рыженко и воспитатель Панина Г.А.

МАДОУ детский сад №37 "Журавлик" г.Дрезна Орехово-Зуевского района Московской области

http://youtu.be/BPBjziVSiEE (видеонаграждение)



Предварительный просмотр:

Есть  на земле  Подмосковной люди хорошие, а есть и такие, которые ничего не стыдятся. К таким - то  и попала наша Марьюшка. Осталась она сиротой, взяла ее одна семья и работой заморила: она и ткет, она и прядет, она и в доме прибирает, она за все и отвечает. А была Марьюшка такая мастерица да рукодельница! Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий раз – птицы летят. А хозяйка ее только бьет да бранит, хлеба не дает, плакать не велит.

Вот однажды велела хозяйка Марьюшке за одну ночь сто аршин ткани напрясть да красивыми узорами и цветами расшить. Задала она ей работу непосильную, невыполнимую. И решила Марьюшка уйти из дома,  куда глаза глядят.

Взяла она с собой клубочек с пряжей да вышла за ворота, как вдруг клубочек вырвался у Марьюшки из рук и покатился, указывая девице дорогу. Побежала Марьюшка за клубочком через поля, через леса, а клубок все катился и катился. Марьюшка уже почти выбилась из сил, когда  заметила, что клубочек становится все меньше и меньше.  

И вскоре на берегу реки под старым дубом клубок совсем и закончился.  Посмотрела Марьюшка по сторонам - куда идти не знает.  

И обратилась она тогда к старому дубу: «Дуб, дубок, ты много лет на свете живешь, ты мудрый, скажи,  куда же мне теперь идти, куда путь держать?»  А  старый дуб ей и отвечает: «Не зря, Марьюшка, тебя твой клубок сюда привел. Видно здесь судьба твоя!»

И больше ничего не промолвил.

Не поняла Марьюшка, что за судьба ее ждет, села под дубом и залилась слезами. Плакала, плакала да вдруг и увидела: плывет по реке ладья, а в ладье той – добрый молодец – красавец. Шапка на нем соболья, кафтан золотом оторочен, сафьяновые сапоги узорами расшиты.

Это на ту пору возвращался с товаром   из дальних стран Иван, сын богатого купца. Увидел он Марьюшку и спрашивает: «О чем, красная девица, печалишься?  Отчего плачешь?» Рассказала ему Марьюшка о своем житье-бытье,  своей тяжелой доле.

Добрый молодец тогда и говорит: «Не печалься! 

Раз ты такая рукодельница, построим мы здесь большую светлую мануфактуру.

 

Незачем будет за товаром в дальние страны ездить. Позовем народ со всех деревень,  построим  жилье, больницу, чтобы работали люди с  удовольствием и радостью. А ты, Марьюшка, будешь их  обучать прясть, ткать да вышивать». Согласилась тогда Марьюшка.

 И вскоре выросла на том месте большая фабрика, а вокруг нее стал расти город. А Иван да Марьюшка сыграли свадьбу пышную, а город назвали в честь реки, у которой они и познакомились - Дрезна. И стоит этот город по сей день. И с каждым годом становится все больше и краше.

Остался в памяти народа и тот купец – Иван, что в миру носил фамилию Зимин. И улица, на которой мануфактура построена и по сей день носит  имя Зимина.

                               Конец.