Семейная страница о воспитании

Рыженко Светлана Ивановна

Вопросы воспитания. самовоспитания, семейный опыт и рекомендации родителям  вот о чём эта страница.

Будущее нации — в руках матерей. Бальзак О.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ласковое воспитание

В ответах на вопросы читателей я упоминала такой метод воспитания, как воспитание любовью. Этот метод самый простой и естественный, не требующих специальных знаний и умений. Что может быть проще, чем любить своего малыша, свою частичку? Но в наше "продвинутое" время многим родителям так сложно любить своих детей! Возможно, их самих не долюбили в детстве, не научили делиться чувствами, положительными эмоциями.

Даже взрослым, по мнению известных психологов (например, Эрика Берна), для нормального самочувствия, хорошего настроения необходимо определенное количество объятий, поцелуев, "поглаживаний" в день (у каждого - своя "мера"). Доказано, что если человек недополучает положенной "дозы" ласки, он становится раздражительным, чувствует себя одиноким и никому не нужным. Если для взрослого человека так важны положительные эмоции, то для малыша они жизненно необходимы!

Уже в животике у мамы малыш чувствует прикосновение, различает звуки (особенно мамин и папин голос), видит приглушенный свет. Если мама регулярно разговаривает с ним, поглаживает свой живот, устанавливается эмоциональный контакт. Ребенок начинает "отвечать" маме, папе толчками, постукиваниями, повышением или понижением активности. Детишки, появившиеся у родителей, которые еще до рождения общались с ними, более спокойны, быстрее развиваются, устойчивы к стрессам. Вообще с ними меньше проблем, потому что родители их лучше понимают.

В первые месяцы после рождения именно кожно-мышечные ощущения являются основным источником впечатления, помогают познавать собственное тело и окружающий мир. Затем к эмоциональным реакциям добавляются зрительные, слуховые, обонятельные. Почему малыши в домах ребенка так отличаются от своих "домашних" сверстников? Они пугливы, неуверенны в себе, малоинициативны, позже начинают сидеть, ходить, говорить, у них плохо развито воображение, память, мышление. Такие малыши отстают от многих возрастных норм. Все объясняется очень просто - рядом с ребенком нет близкого человека, который реагирует на каждое его движение, улыбку, плач, кряхтение, который часто берет на руки, нежно прижимает, покачивает, успокаивает, хвалит. До 3-х лет ребенку необходимо постоянное присутствие мамы или другого близкого человека.

Еще совсем недавно (в 60-70 годы) было нормально, чтобы мама малыша через несколько месяцев после рождения ребенка выходила на работу, а младенца отдавали в ясли. Родителям советовали не баловать ребенка, не брать на руки без особой необходимости ("плачет, кричит - полезно, легкие развиваются"), чаще давать соску для успокоения. Результат такого воспитания плачевен - выросло поколение людей с ослабленным здоровьем, со многими психологическими проблемами (тревожность, закомплексованность, страхи и как следствие - алкоголизм, агрессивность и т.д.). Многие уже взрослые люди сталкиваются с проблемами при создании собственной семьи, т.к. их не научили в детстве делиться любовью, вниманием.

В настоящее время ученые доказали необходимость "ласкового" воспитания. Взрослея, становясь самостоятельным, человек несет в себе заряд родительской любви и внимания. По мере роста маленького человечка родителям необходимо следить, чтобы "эмоциональный резервуар" ребенка не опустошался. Чем он полнее, тем лучше развивается ребенок, тем легче его воспитывать.

Из чего состоит "ласковое" воспитание.

КОНТАКТ ГЛАЗ. Это любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения.

ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Это и "телячьи нежности", и "медвежьи шалости". Все зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. Ребенок никогда не перерастет потребность в физическом контакте, меняется только форма его проявления. Младенец нуждается в поглаживании, в нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, встряхивания, пощипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему все еще необходим физический контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.

ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Оно позволяет почувствовать малышу, что он самый важный человечек в мире. Хотя бы 5-10 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои "взрослые" дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т.д.).

Лишь удовлетворив потребность ребенка в эмоциональном контакте, родители могут добиваться дисциплины, самостоятельности. "Хорошего" воспитания легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне любят и принимают таким, какой он есть, не стараясь унизить, "сломать".

Вспомните, когда в последний раз Вы ласкали своего ребенка? Сегодня утром? Или вчера? Попробуйте посчитать, сколько раз в день Вы применяли "ласковое" воспитание. Если получилось мало или отсутствует одна из составляющих (см. выше), то стоит задуматься и постараться изменить отношения с ребенком, сделав их более доверительными, нежными, доброжелательными. Можно просто обнять, поцеловать ребенка, можно сказать, как сильно Вы его любите, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства. Любви и ласки много не бывает!
А можно поиграть в "эмоциональные" игры. 

Поиск мягких игрушек (с двух лет)
Соберите все мягкие игрушки, которые есть в доме и уложите их под одеяло. Туда же забирается и ребенок. Он должен нащупать и назвать как можно больше игрушек. Можете сами забраться под одеяло вместе с малышом - будет еще веселее.

"Дотронься до..." (с 4-5 лет)
В игре принимают участие несколько человек, естественно, они все по-разному одеты. Ведущий говорит: "Дотронься до… синего!" Все должны быстро сориентироваться, обнаружить у участников в одежде названный цвет и дотронуться до него. Можно искать различные цвета, элементы одежды (рукав, кармашек, бантик, пуговица и т.д.). Важно, чтобы дотрагивались до каждого участника игры.

Игровой массаж
Можно испечь пирог (см. статью "Самооценка"). Можно делать легкий массаж спинки, ручек, ножек с поглаживаниями, растираниями, придумывая сказки и веселые истории.

Чаще устраивайте домашние праздники, и большие (день рождения, Новый год, 8 Марта), и маленькие (день солнышка, летний бал, воскресный обед).

Лечение любовью

Любовью и нежностью можно даже лечить! Если ребенок приболел, сильно устал, у него нарушено поведение, можно попробовать использовать внушение. Давно известно, что дети очень внушаемы. Но, к сожалению, такую особенность их психики взрослые часто используют во вред. Даже любящая мама может внушить ребенку страх, неуверенность в себе, плохое поведение своими словами. "Вечно ты копаешься", "Катя у нас- жадина", "Не подходи к собаке - укусит", "Ой, какая ты бледненькая!", "Давай я сам, все равно не сможешь" - это лишь немногие негативные установки, которые мешают полноценному развитию малыша. А ведь можно использовать свое влияние на ребенка с пользой! Вместо того, чтобы внушать малышу, какой он плохой, глупый и нелюбимый, попробуйте дать ему установку на хорошее поведение: "Какой ты молодец!", "Ты здоровый и сильный", "У тебя все получится", " Я в тебя верю"...

Можно использовать простейший гипноз и во сне. Когда ребенок спит, тихо сядьте рядом и говорите! Говорите, как Вы его любите, какой он хороший, умный, красивый. Можно заранее подготовить предложения-установки: "Завтра ты будешь спокойным, хорошо покушаешь", "Ты быстро выздоровеешь, завтра температура снизится, станет легче дышать", " Ты станешь меньше плакать и капризничать"... Старайтесь, чтобы установки были предельно четкими и конкретными. Таким образом Вы настраиваете организм ребенка на благотворные изменения. Для получения результата необходимо проводить такие "сеансы любви" регулярно. Важно, чтобы Ваше настроение соответствовало моменту. Не начинайте сеансы, если чем-то недовольны, рассержены, устали. Вы должны говорить искренне, чувствовать к ребенку нежность, любовь, желание помочь. Не говорите слишком громко и эмоционально, чтобы не разбудить ребенка. Попробуйте! Может быть, Вам подойдет именно такой способ выражения любви и заботы?


по материалам журнала «Старший воспитатель»



Предварительный просмотр:

СТИХИ ПРО БАБУШКУ

Ольга Чусовитина
МОЯ БАБУЛЕНЬКА

Я бабуленьку родную
Очень крепко поцелую,
Ведь бабуленька моя
Очень-очень добрая.


Александра Чурбанова
БАБУШКЕ

Как испечь большой пирог?
Как связать цветной носок?
Кто даст правильный совет?
Догадались или нет?
Нету бабушки родней,
Поцелуй ее скорей!


Наталья Иванова
БАБУШКЕ

Наконец-то все заснули,
Не подсмотрят мой секрет,
Потому что для бабули
Нарисую я букет.
Розы, астры, маргаритки
Ярко вспыхнут на открытке.
Напишу я бабушке,
Как ее люблю,
Что ее оладушки
Я всегда хвалю.
Хорошо, что все заснули,
За окном уже рассвет.
Я люблю тебя, бабуля,
И дарю тебе букет!


Наталья Майданик
МОЯ БАБУШКА

Я уселась и сижу,
И гулять не выхожу,

Телевизор не включаю,
Отказалась я от чая,

Не хочу ни есть, ни спать -
Буду бабушку я ждать!

Почему же не пришла,
Может, срочные дела?

Может быть, она устала,
Прилегла и захворала?

Кто же даст больной таблетки,
Кроме добренькой соседки?

Может, помощь ей нужна,
Ведь живет она одна?

Все! Решила! Побегу,
Я сама ей помогу!

Вдруг, я слышу: тук- тук- тук!
Это в дверь бабулин стук!

Здравствуй, милая моя,
Обниму ее, любя!

Знает пусть весь белый свет,
Что родней бабули нет!


Наталья Майданик
ВМЕСТЕ С БАБУШКОЙ

С бабушкой моей вдвоем
Очень дружно мы живем!

Вместе ходим мы гулять,
Вместе мы ложимся спать,
Вместе моем мы посуду -
Правда, правда! Врать не буду!

Мы не любим унывать,
Можем спеть и станцевать -
Будет бабушка мне хлопать,
Ну, а я - кружиться, топать!

Не капризничать стараюсь,
Слез не лью, а улыбаюсь -
С ней большие мы друзья,
Потому что мы - СЕМЬЯ!


Елена Дюк
ПРО БАБУШКУ

Вот если я бабушкой буду,
Клянусь, никогда не забуду,
Что внучке, а может быть, внуку
Давать каждый день на обед:
Насыплю я в правую руку,
Насыплю я в левую руку,
И просто насыплю на блюдо,
Горой разноцветной, конфет!
Вот, если я бабушкой буду,
Клянусь, никогда не забуду,
Что внучку, а может быть, внука
Не стоит за двойки ругать.
А просто, развеивать скуку,
Отправлю к веселому другу
И дам посмотреть телевизор,
Подольше пущу погулять.
Но бабушка, явно, забыла,
Что в детстве конфеты любила.
И, видно, одни лишь пятерки
Носила из школы она.
И к ней не ходила подружка,
И ей не шептала на ушко,
Что двоечник дедушка Коля
Заждался ее у окна.


Татьяна Бойко
КАК У НАШЕЙ БАБУШКИ

Как у нашей бабушки
Хороши оладушки!
Уселись мы рядком,
Поливаем их медком,
Запиваем молоком.


Татьяна Бойко
У БАБУШКИ НА ПОЛКЕ

У бабушки на полке
Нитки да иголки,
Ножницы стальные,
Ленты кружевные.
Шьёт бабуля целый день,
Ей помочь хочу скорей.
Я беру лоскуток,
Иглу и ниток моток.
Быстро и ловко
Шью друзьям обновки.
Носи, Мурка, сарафан,
А тебе, Барбос, кафтан!
Песню запеваем,
Бабуле помогаем!


Алла Горн
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ БАБУШКИ

Баю-баю-баюшки,
Спи, родная бабушка,
Ты сегодня так устала,
Платье мне с утра стирала,
А потом - по магазинам,
Покупала апельсины,
Вафли, полкило конфет,
С ананасами щербет!
А когда настал обед,
Ты нажарила котлет,
Борщ с капустою сварила,
Целый час меня кормила.
А ещё читала книжку
Про весёлую мартышку,
Поиграла в прятки, в мячик,
Посмотрела передачу…
В общем, очень ты устала -
Жаль, что я не помогала!


Людмила Эмберг
ДОРОГАЯ БАБУШКА!

Дорогая бабушка!
Не считай понапрасну года,
Не грусти, что виски поседели.
Так бывает в природе всегда:
Это след оставляют метели.
Пусть нелегкой была твоя жизнь,
Были все ж в ней и радость, и счастье.
Ты крепись, дорогая, держись,
Обойдут стороною ненастья.
Ведь богатство твое - это МЫ:
Дочка, сын, внуки, правнуки даже!
Долго-долго еще ты живи,
Чтоб пра-правнуков тоже понянчить!!!

СТИХИ ПРО ДЕДУШКУ

Александра Чурбанова
МОЙ ДЕДУЛЯ

Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!


Елена Дюк
ДЕДУШКА

Дедушка очень у нас деловой:
Ходит по дому, забыл про покой.
Бабушке он помогает весь день,
Делать ему это вовсе не лень.
То постоянно очки он теряет,
То разобьет что-то он, то сломает,
Вечно спешит, а устанет от дел,
Сядет с газетой - уже захрапел.



Предварительный просмотр:

"Как уберечь ребенка от бед"

Как уберечь ребенка от бед и напастей?

 Как завоевать его расположение? Что делать, если выросшие дети приносят одни печали да тревоги? Ответов  и мнений на эти вопросы много. Я расскажу о "рецепте", который дает народная педагогика. Может кому - то они помогут вернуть в дом радость и покой. Главное - верить. Не даром в Библии сказано:
" Да по вере вашей будет вам"

  
НИКОГДА НЕ ПРОКЛИНАЙТЕ РЕБЕНКА.
Еще в Древней Руси повитуха учила молодую маму: "Никогда в гневе не говори ребенку, чтоб он сквозь землю провалился, не проклинай его и не называй "наказаньем божьим". Таким образом матери сами открывают доступ злым силам к своим детям. Материнское проклятие самое сильное и страшное. Оно способно изломать человеческую судьбу.
ОТ СТРАХОВ.
Когда малыш заснет, погладьте его ласково по головке и животику. Глядя на него, говорите:
" Шел конь по мосту, нес испуг на хвосту. Хвост отпал, испуг пропал. Какой был гость, такая ему и честь. Мать тебя родила, мать и вылечила. Аминь"

ОТ ДУРНОГО ВЛИЯНИЯ.
Чтобы большие дети вас слушали, заговорите питье, подаваемое сыну или дочере. Для этого правой рукой водят над чашкой и шепчут: " Поклонись раб Божий (имя) родному дому.Держи совет с маткой, ответ перед батькой. Их слово - закон. А чужое слово - из памяти вон. Аминь"

ОТ ОБИД И ПОБОЕВ
Чтобы вашего ребенка не обижали, делают так. Пишут на белой тряпочке с двух сторон следующие слова: " Ангел детки моей, пресветлый, предобрый.На тебя отпускаю дитя свое. Охрани его, защити его от глаз врагов, от тяжелых кулаков, от ехидного смеха, пошли ему успеха. Аминь"

ЧТОБЫ ДЕТИ ЛЮБИЛИ СВОЙ ДОМ.
Если ребенок не любит свой дом, убегает из него, то попробуйте такой способ. Когда ребенок спит, подойдите к нему, деревянной ручкой ножа "чертите" кресты у его пяточек и говорите: " От пяточек до лопаточек ставлю 77 крестов от моих перстов. Дай Господи, рабу Божьему (имя) своего поводыря, чтобы он из дома не бежал, а в своей постеле ночью лежал. Аминь" Этот заговор можно применять и к взрослым детям.

Библиотечка "Знахаря" № 9 /2006г.



Предварительный просмотр:

В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько гнусно сквернословие, за него строго взыскивали.
При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на  рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания секли их розгами.
С прискорбием приходится говорить, что гнилые слова сегодня стали  нормой в языке нашего народа. Во все времена общественная мораль ставила мат вне закона, вне литературы, вне воспитания, вне порядочных людей.
Сквернословие употребляется даже в семьях. И не только в общении между взрослыми людьми, но, подчас и в разговоре родителей с детьми, в том числе и совсем маленькими. И что особенно страшно, причиной сквернословия уже не всегда служат раздражение, гнев. Непотребные, мертвящие слова стали частью обыденной речи, ими порой перекидываются даже влюбленные!
Это признак особой, пугающей деградации, когда уничтожается всякое понятие меры, такта, приличия в общении между людьми. Матерщина в русском языке является синонимом сквернословия. В словаре Владимира Даля сказано: « скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное и противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гнили, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное».
Вот куда мы впадаем, отдавшись во власть таких слов…
Не так давно ученые Российской Академии наук пришли к сенсационному выводу: оказывается при помощи словесных мыслеобразов, человек создает или разрушает свой наследственный аппарат, так как ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения травмируют подобно радиации, другие способствуют оздоровлению генов.
Ученые с помощью научных экспериментов установили, что добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к болезненности и вырождению. Причем ДНК не разбирается, общаемся ли мы с живым человеком или с героем телеэкрана. Любое произнесенное или услышанное  нами слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и на жизнь наших потомков. А наша «родословная», вполне естественно, означает «род» в « слове».
Особенно страшно, когда отцы и матери закладывают в души своих детей нравственную грязь. Такие дети вырастают черствыми и, прежде всего, равнодушными к своим родителям. Характер ребенка формируется до семилетнего возраста. Обращаемся к вам, задумайтесь: если вы позволяете себе разговаривать с ребенком или подростком, пусть и трудным, на не литературном языке, не удивляйтесь, если он потом окажется в среде беззаконников. Вы сами заложили начало его погибели!
Когда человек говорит скверные слова, он не только оскверняет, пачкает свои уста, но и льёт грязь в уши окружающих; развращает их неприличием, наводит на дурные мысли – сеет зло. Даже когда он сам этого не осознает. Так вырождается нравственность народа – из поколения в поколение. Сейчас это явление особенно усилилось, потому что многие пристрастились к порочному образу жизни и к сквернословию как к неотъемлемой части.
Вдумаемся, как, марая в грязи безнравственности свою речь, мы посрамляем дар Божий – великий наш родной русский язык, попираем достоинство народа и наше собственное достоинство.
Сквернословие – это распущенность души. Помните: « Кто хранит свои уста от зла и грубости, тот соблюдает от печали душу свою». Хочется добавить и «своих детей».
Задумайтесь сегодня, берегите своих детей.

Источник:по материалам "Русской православной газеты"

"Как уберечь ребенка от бед"

Как уберечь ребенка от бед и напастей?

 Как завоевать его расположение? Что делать, если выросшие дети приносят одни печали да тревоги? Ответов  и мнений на эти вопросы много. Я расскажу о "рецепте", который дает народная педагогика. Может кому - то они помогут вернуть в дом радость и покой. Главное - верить. Не даром в Библии сказано:
" Да по вере вашей будет вам"

  
НИКОГДА НЕ ПРОКЛИНАЙТЕ РЕБЕНКА.
Еще в Древней Руси повитуха учила молодую маму: "Никогда в гневе не говори ребенку, чтоб он сквозь землю провалился, не проклинай его и не называй "наказаньем божьим". Таким образом матери сами открывают доступ злым силам к своим детям. Материнское проклятие самое сильное и страшное. Оно способно изломать человеческую судьбу.
ОТ СТРАХОВ.
Когда малыш заснет, погладьте его ласково по головке и животику. Глядя на него, говорите:
" Шел конь по мосту, нес испуг на хвосту. Хвост отпал, испуг пропал. Какой был гость, такая ему и честь. Мать тебя родила, мать и вылечила. Аминь"

ОТ ДУРНОГО ВЛИЯНИЯ.
Чтобы большие дети вас слушали, заговорите питье, подаваемое сыну или дочере. Для этого правой рукой водят над чашкой и шепчут: " Поклонись раб Божий (имя) родному дому.Держи совет с маткой, ответ перед батькой. Их слово - закон. А чужое слово - из памяти вон. Аминь"

ОТ ОБИД И ПОБОЕВ
Чтобы вашего ребенка не обижали, делают так. Пишут на белой тряпочке с двух сторон следующие слова: " Ангел детки моей, пресветлый, предобрый.На тебя отпускаю дитя свое. Охрани его, защити его от глаз врагов, от тяжелых кулаков, от ехидного смеха, пошли ему успеха. Аминь"

ЧТОБЫ ДЕТИ ЛЮБИЛИ СВОЙ ДОМ.
Если ребенок не любит свой дом, убегает из него, то попробуйте такой способ. Когда ребенок спит, подойдите к нему, деревянной ручкой ножа "чертите" кресты у его пяточек и говорите: " От пяточек до лопаточек ставлю 77 крестов от моих перстов. Дай Господи, рабу Божьему (имя) своего поводыря, чтобы он из дома не бежал, а в своей постеле ночью лежал. Аминь" Этот заговор можно применять и к взрослым детям.

Библиотечка "Знахаря" № 9 /2006г.



Предварительный просмотр:

Семь правил чистоты на Востоке


1. "Чистота рук". Это означает не брать лишнего.

2. "Чистота ушей". Это означает не слушать людей напуганных, озлобленных, суетливых и т.д., а также оградить свой слух от сквернословия, сплетен и пустых разговоров.

3. "Чистота глаз". Это означает беречь глаза от ненависти, от злости, от зависти и вожделения.

4. "Чистота рта". Это означает беречь свой рот от излишнего многословия и сквернословия. "Молчание - золото".

5. "Чистота тела и одежды". Это означает держать тело и одежду в чистоте.

6. "Чистота мыслей". Это означает убрать из головы негативные мысли и злые помыслы. Также это значит не проявлять к себе жалости. Зачем жалеть себя? Не лучше ли подбодрить себя за светлые начинания?

7. "Чистота души и сердца". Это означает беречь и охранять свои душевные порывы и не игнорировать их. Любите и не требуйте ничего взамен. Любовь уже сама по себе счастье.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»


Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.
Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?
Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

"Подводная лодка" №1.
Подводная лодка из винограда
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.


"Подводная лодка" №2.
Подводная лодка из яйца
Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.
Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?
Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Цветы лотоса
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Естественная лупа
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Не забудьте выпустить насекомое.

Водяной подсвечник
Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.
Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Как добыть воду для питья?
Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.
Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.
Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.
Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Чудесные спички
Вам понадобится 5 спичек.
Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.


Умывальников начальник.
Сделать умывальник - это просто
Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.
Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая - вы "закроете кран" своего умывальника.

Куда делись чернила?
Превращения
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Делаем облако
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.


Рукам своим не верю
Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Всасывание воды
Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

Своды и тоннели
Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Всем поровну
Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контейнера (это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.

"Паинька и ванька-встанька".
Послушное и непослушное яйцо
Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту.
Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной.
Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие.
Чтобы сделать "ваньку-встаньку" (неваляшку), нужно вместо песка набросать в яйцо 30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробинки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.
Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа.
Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им смешные рожицы.

Вареное или сырое?
Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку - ему будет интересно.
Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

"Стой, руки вверх!"
Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).
Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот" и бутылочку подбросит вверх.

"Волшебные зеркала" или 1? 3? 5?
Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.
Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.
Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.
Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.

Как оттереть зеленую от травы коленку?
Возьмите свежие листья любого зеленого растения, положите их обязательно в тонкостенный стакан и залейте небольшим количеством водки. Поставьте стакан в кастрюлю с горячей водой (на водяную баню), но не прямо на дно, а на какой-нибудь деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики. Они обесцветятся, а водка станет изумрудно-зеленой, так как из листьев выделился хлорофилл, зеленый краситель растений. Он помогает растениям "питаться" солнечной энергией.
Этот опыт будет полезен в жизни. Например, если ребенок нечаянно запачкал колени или руки травой, то оттереть их можно спиртом или одеколоном.

Куда делся запах?
Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.

Что такое упругость?
Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.
Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, - может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый?
Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.
А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: "Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий".
Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

Понятие об электрических зарядах
Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Танцующая фольга
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Вися на голове, или Можно ли висеть на голове?
Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка.
Пустите волчок "танцевать" на столе, а сверху поднесите к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но, интересно, он не остановится, а будет вращаться, "вися на голове".


Секретное письмо
Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.


Потомки Шерлока Холмса, или По следам Шерлока Холмса
Смешайте сажу из печки с тальком. Пусть ребенок подышит на какой-нибудь палец и прижмет его к листу белой бумаги. Присыпьте это место приготовленной черной смесью. Потрясите лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому был приложен палец. Остатки порошка ссыпьте обратно в баночку. На листе останется явный отпечаток пальца.
Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря черной саже она делает отпечаток видимым.

Вдвоем веселее
Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне - фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.
А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.


Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?
Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон?

Необычное рисование
Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой).
Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит.
Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные "краски", натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов!
Получился прекрасный подарок маме и бабушке.



Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда ребёнка в семье

1.Предлагаем «открыть мини картинную галерею», это может быть альбом, в который  вместе с ребенком будете наклеивать иллюстрации по графике, живописи, скульптуре малых форм. Если вы откликнитесь на это начинание, рекомендуем в определенной системе подавать данный материал:
• Произведения одного или разных авторов
• Портретная живопись
• Пейзажная живопись и т.д.

2.Восполнить дефицит доброты можно с помощью
«Мешочка добрых    дел», возьмите красивый мешочек, рядом поставьте коробочку с мелкими предметами (камешками, пуговицами, игрушками). За каждое сделанное  доброе дело в мешочек помещайте мелкий предмет. Главное не использовать мешочек как средство поведения ребенка на показ. Главное – вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку в субботу, когда будете подводить итоги вместе.

3.
«Детская лаборатория» явление исследования надо всячески поддерживать, соберите в определенном месте нужные для детского исследования предметы: магниты, неработающие телефоны, увеличительные стекла и многое другое исходя из интересов вашего ребенка, далее в обязательном порядке постепенно вводите новые предметы, показывайте способы действия с ними, объясняйте,  где используется

4.
«Шкаф находок», выделите ребенку местечко, куда все члены семьи и ребенок, в том числе, будут приносить все необычное, что находится в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Поддержание интереса – задача взрослого человека.

5.
«Уголок ребусов и головоломок» отберите материал с учетом возраста вашего ребенка. Это могут быть развивающие сообразительность, гибкость ума, быстроту реакции – книги, игры, журналы, головоломки,  компьютерные игры и т.д.

6
.»Детская библиотека» основная задача – развитие интереса к книге, вначале к рассматриванию иллюстраций к книге, слушанию содержания, а затем к чтению. Расширяйте поле книжного зрения ребенка, ориентируйте на все полезное, художественно и нравственно ценное.

7
.»Моя родословная или ленточка моей семьи» детям нравится свое отображение. Хорошо бы иметь уголок, где будут меняться фотографии, где можно всегда увидеть всех членов семьи, улыбнуться им, открывая новые возможности для общения.

8.
«Создайте альбомы по интересам»  по желанию ребенка создайте коллекции фантиков, открыток, переводок, пуговиц, ключей и т.д.

9. Чтобы в доме звучала
музыка, которую любят  не только родители, подберите варианты классической музыки, используйте ее для успокаивания нервной системы вашего ребенка, детский репертуар.

10.
«Уголок потерянных вещей» он важен для воспитания собранности не только ребенка, но и других членов семьи. Так называемый самоконтроль в действии.



Предварительный просмотр:

У других дети как дети, а ты...

Я думаю, что спорить о том, влияют наши слова на ребенка или нет, сегодня уже не приходится. Это знает каждый родитель. Жесткое, грубое слово может не просто обидеть малыша, но даже привести к его болезни. И напрасно потом мама ломает голову над тем, откуда малыш подхватил инфекцию. Волна негатива, даже если взрослые обращаются не к ребенку, а к какому-то третьему лицу (ссорятся, разговаривают по телефону и т.д.), обязательно коснется и малыша.

 И все-таки ситуаций, когда сначала скажешь и только потом задумаешься, в нашей повседневной жизни бывает немало. Вылетит слово, а обратно время не вернуть. Иногда в сердцах, иногда просто по привычке говорим мы нашим детям столько всего негативного. Казалось бы, что же здесь такого — просто сказать. Но иногда наши слова действуют сильнее любого шлепка. И хорошо бы нам, взрослым, прежде чем сказать, остановиться на мгновение, сосчитать до десяти и подумать, что будет с ребенком после наших слов, пойдут ли они на пользу малышу. 

Предлагаю рассмотреть ситуации, когда мы с вами используем неполезные для детского развития слова и выражения, и понять, чем их использование чревато для ребенка. 

«Горе ты мое!»

Эта фраза часто повторяется мамами, папами, дедушками и бабушками как бы в шутку. Причем интонации могут звучать как жесткие, так и довольно ласковые. Вариаций этого выражения существует великое множество—«Несчастье», «Недоразумение», а недавно я услышала еще и такое вот выражение — «Моя маленькая неприятность». Удивительно, но такие негативные выражения используются родителями чаще, чем «Радость моя!», или «Счастье мое!» И родители даже не задумываются о том, что может происходить в детском сознании, когда ребенок слишком часто слышит эти слова. Что же они означают в буквальном смысле слова? Да то, что ребенок не приносит в нашу жизнь радость, счастье и позитив, а, наоборот, доставляет нам только хлопоты, тревоги и неприятности, «Я ничего подобного даже и не думала, когда говорила",— заявила моя подруга, когда я спросила ее, почему же ребенок является ее горем. «Просто такое есть устойчивое выражение, мама мне моя тоже так говорила, вот и я говорю по традиции», — «Какое такое программирование?» - удивился молодой отец.  -Ребенок же еще ничего не понимает, не морочьте мне голову с вашими лженаучными глупостями». Может быть, ребенок и не понимает смысла сказанные слов, зато он превосходно воспринимает ваши интонации и тот энергетический настрой, который вы вкладываете в свои фразы. 

«Неуклюжий, неряха, разиня»

Малыш еще очень неловкий. Его пальчики не могут быстро завязывать шнурки и застегивать непослушные пуговицы. Ребенок пока еще неуверенно держит ложку и размазывает кашу по лицу, чашка может вдруг выпасть из его ручек. Такая неловкость порой очень раздражает родителей. Маме так хочется, чтобы малыш поскорее научился правильно держать ложку, не сажал пятен на одежду, не падал и еще много всяких «не». «Boт неряха какой!» — восклицаем мы и надеемся, что ребенок сразу же станет аккуратным. А эффект, как правило, получается обратный - ребенок пугается, ему страшно сделать что-то не так, он слышит гневные окрики родителей и ведет себя еще более неловко. Навешивая подобные ярлыки на своего ребенка, вы тем самым воспитываете в нем неуверенность в себе.Моей подруге, которая недавно впервые стала мамой, в такой ситуации помогла ее собственная бабушка, которая много возилась с ней в детстве. Именно бабушка и рассказала молодой мамочке, какой она сама была в подобном возрасте. И про разбитые чашки, и про оторванные пуговицы, и про пролитый суп. После этого моя подруга перестала причитать по поводу детской неуклюжести.

 «Ты вообще нормальный?»

Хороший вопрос для ребенка, не правда ли? Ребенок, скорее всего, об этом даже не задумывается - нормален ли он. Но раз мама или папа об этом спрашивают, то теперь, скорее всего, он станет задавать себе вопрос: «Что же со мной не так?». Не поверите, но это выражение я услышала совсем недавно из уст довольно мудрого и опытного человека- дедушка спросил у своего внука, нормальный ли он. Причем мальчик всего-навсего играл машинкой, вместо того, чтобы одеваться на прогулку. Как вы думаете, что ответил деду малыш? Правильно, ничего не ответил, потому, что пока не понял дедушкиного вопроса. Но пройдет время, и малыш начнет задавать взрослым вопросы— почему он ненормален, что он делает не так, почему он не соответствует родительским требованиям. В результате снова — повышенная тревожность, низкая самооценка. 

«Ты не мальчик, ты девочка!»

А вот такие высказывания и вообще из разряда тем, которые нарушают полоролевую идентификацию ребенка. Допустим, ваш сынишка расплакался без причины. Но это только на ваш взгляд причина отсутствует. Детский плач без причины не возникает никогда, просто родители могут ее не сразу заметить. Скажем, ребенок приболел, но температуры еще нет, или его сегодняшнее настроение — результат вчерашнего стресса или сбоя в режиме дня. Вот он и расплакался. Мы в такой ситуации сразу же спешим отругать малыша, сказать ему, что он ведет себя, как девочка, потому что настоящие мужчины не плачут. И здесь возникает та же опасность — мальчик, который постоянно слышит от взрослых, что он похож на девочку, может на самом деле начать копировать девичье поведение, вести себя «не по-мужски» еще больше.

Мы стыдим мальчишек, если они чего-то вдруг вздумают бояться или расплачутся. Кстати, с девочками происходит та же ситуация, только наоборот. Фраза «Ты же девочка!» звучит, когда девочка вдруг решает постоять за, себя и пускает в ход кулаки, ведет себя грубовато. Постоянное использование подобных фраз может привести и к тому, что мальчики будут считать противоположный пол сплошь плаксами и капризулями, трусишками. А девочки, а свою очередь решат, что мальчики — это неряшливые, грубые и драчливые существа. 

«Весь в отца!», или «В кого ты такой уродился!»

Как правило, эта фраза произносится вовсе не в том смысле, что мол, вот как хорошо, что ты в папу пошел. А совсем даже наоборот. Вот, мол, папа твой такой {плохой, вредный, медлительный, неряшливый, невнимательный, незаботливый, незарабатывающий, ленивый и т. п.), и ты — такой же или такая же. То есть ребенок слышит не только то, что он просто плохой, но он такой же плохой, как и его папа. Значит папа — тоже плохой. А как же папа может быть плохим, если я его люблю? Так что, проводя такие негативные параллели между ребенком и отцом или матерью, вы одновременно снижаете детскую самооценку и приводите ребенка практически к невротическому состоянию. Ведь вы говорите плохо о любимом им человеке. А, как правило, в голове у ребенка образ папы или мамы ассоциируется с чем-то очень положительным — защитой, теплом, счастьем, любовью. А вы одной лишь фразой разрушаете этот образ. И вот уже ребенок мучается от двойственности, ведь один близкий ему человек говорит о другом, не менее близком, человеке что-то плохое.

 «Не путайся под ногами!»

Эта фраза звучит чаще всего, когда родители заняты и у них нет времени на ребенка. Мама возится на кухне, а дочке тоже очень хочется ей помочь. Но неловкие ручонки еще немногое могут. Грозный мамин окрик «Не путайся у меня под ногами!»-надолго, если вообще не навсегда, отобьет у ребенка охоту помогать вам, делать что-то вместе. Это потом, спустя много лет, родители удивляются, почему ребенок, не рвется оказать им помощь. А истоки такого поведения стоит поискать в глубоком детстве и в тех словах, которые вы говорили малышу.

 «Ты меня замучил!»

«Ты меня достал!», «Ты мне надоел!», «Родила тебя на свою голову!» —разве можно еще больнее ранить ребенка? Ведь у него и в мыслях не было вас мучить. В магазине я наблюдала такую картинку — мама тащило за собой ребенка, который бился в историке. Малыш попросту устал, а мять выкрикивала гневные фразы: «Все! Достал ты меня! Отправлю в детский сад круглосуточно. Ты меня замучил!». Но ведь пятилетний малыш вовсе не должен выдерживать все тяготы маминого шопинга. И режим дня никто еще не отменял. Поэтому он с таким же успехом мог сказать маме, что это она его замучила, но вот только он не умеет еще так говорить. Зато, когда подрастет и станет подростком, все родительские слова, которые он запомнил в детстве, он сможет применить уже в адрес своих родителей. А те станут разводить руками и удивляться, откуда же у их ребенка, которого они старались — воспитывали, такие ужасные слова. К сожалению, все наши слова вроде «Ты меня замучил!» или «Я от тебя устала!» заставляют ребенка думать, что именно он и является причиной всех родительских недовольств. Постоянное переживание чувства вины может принести даже к тому, что ребенок бессознательно навлекает на себя неприятности. Иногда причинами постоянных травм у ребенка могут быть именно его взаимоотношения с родителями Детишки, которые часто слышат от родителей подобные фразы, могут ввязываться в беспричинные драки, совершать поступки, опасные для жизни. Во взрослой жизни такие дети могут быть склонны к приему алкоголя или наркотиков, поскольку в детстве часто слышали от родителей приказ к саморазрушению.

 «Поменяю тебя на другого мальчика (девочку)»

Фраза вовсе не безобидная. Это вы, взрослые, понимаете всю ее абсурдность. Вы точно знаете, что никто никого менять не будет, что ваш ребенок для вас — самый любимый, самый лучший. Но эта знаете только вы. А ребенок - он постоянно слышит вашу критику, понимает, что и в самом деле он еще не отвечает вашим родительским требованиям. А тут еще и мама решила его поменять. Как правило, дети принимают наши слова за чистую монету. Причем, даже убедившись, что мама или папа не приводят угрозу в исполнение, они довольно долго попадаются на эту удочку и могут долго переживать. В моей практике встречался случай, когда у ребенка начался сильнейший энурез после угрозы отца отдать ребенка в интернат. Причем папа с упоением рассуждал, что в интернат он свое чадо, конечно, отдавать не собирается, но попугать получается очень хорошо — после такого запугивания ребенок несколько дней просто шелковый. Ну а если такой прием перестанет помогать, тогда папа предполагает свозить ребенка в настоящий интернат и показать ему «что его ждет». «Я такой плохой, что меня запросто могут отдать или поменять на кого-то другого» — довольно долгое время малыш живет с такой мыслью. А родители используют этот жестокий пример для манипуляции ребенком. 

«Если не будешь спать…»

Иногда у малышей бывают проблемы с засыпанием. И вот тогда мы начинает угрожать ребенку: «Если сейчас не заснешь, то придет Бабай!» или «Не будешь спать — пойдешь в угол!». Очень жаль, что взрослые быстро забывают свои детские ощущения Как правило, малышу трудно уснуть, если он перевозбудился перед сном — поиграл в подвижные игры, долго был в гостях, смотрел телевизор, А родители, вместо того, чтобы почитать малышу спокойную сказку, пройтись вместе и спокойно поговорить, начинают запугивать и без того издерганного ребенка. В такой ситуации нужно не пугать, а успокаивать ребенка. — полежать с ним рядом, погладить, поцеловать, спеть спокойную колыбельную, поговорить о том, пак прошел день, рассказать что-нибудь интересное. Родителей раздражает, что дети просят не выключать свет в комнате или не закрывать дверь, часто приходят в родительскую постель. Но ведь это так понятно - малыши просто очень боятся темноты и одиночества. Так что не нужно грубо говорить: «Спи без света, что это еще за глупости!»— или выгонять малыша из своей кровати. Постарайтесь договориться -обзаведитесь маленьким ночником, поставьте в детской дверь со стеклянными вставками, разрешайте малышу раз или два в неделю спать вместе с вами, И не запугивайте его никогда!

 «Ты уже большой, а ведешь себя , как маленький!»

Позитивный вариант этой фразы вовсе не плох. Ты уже большой, взрослый - говорим мы ребенку. Если при этом мы подчеркиваем, что он научился чему-то новому, у него что-то стало лучше получаться, тогда можно сказать, ню эта фраза станет для ребенка хорошей поддержкой и подпиткой его самооценки. Но если мы говорим это уничижительным тоном, стыдим ребенка, подчеркиваем, что он большой, но позволил себе что-то детское в поведении, то малыш, скорее всего, будет чувствовать себя неуютно. В одной знакомой семье недавно родился второй ребенок. Старший сынишка, который раньше получал все родительское внимание, а теперь его почти лишился, стал вдруг впадать в детство - разговаривать. картавя, играть погремушками, копировать поведение младенца. Шокированные мама и папа стали стыдить сына и постоянно повторяли ему, что он взрослый, а ведет себя, как маленький. Естественно, такие повторения не привели ни к чему хорошему. Малыш замкнулся, стал часто плакать, просыпаться по ночам. Но как только родители, после консультации с психологом, разделили свое родительское время между детьми, как только они стали уделять сынишке больше времени, проблема ушла сама собой.

 «У других дети как дети, а ты…»

Такое отрицательное сравнение с другими детьми может сослужить вам очень плохую службу. Помимо сниженной самооценки, которая формируется именно под влиянием родительских оценок и определений, очень скоро ваш ребенок усвоит, что соседская девочка гораздо лучше учится, а сын вашей близкой подруги по сравнению с ним — просто мастер спорта по каратэ. А поскольку такие сравнения звучат из уст родителей довольно часто, то в голове ребенка это определение оседает всерьез и надолго.

 Вместо заключения

Мы долго говорили о том, чего не нужно говорить детям. А что же им нужно говорить? Что делать для того, чтобы ребенок вырос уверенным в себе, сильным, самодостаточным, самостоятельным?

  1. Я в тебя верю.
  2. У тебя получится.
  3. Ты молодец.
  4. Я тобой горжусь!
  5. Я тебя люблю.
  6. Ты обязательно научишься.
  7. Извини меня.
  8. Ты самый лучший. Мое солнышко (зайчик, котенок, рыбка…) .
  9. Давай сделаем это вместе.
  10. Я тебе помогу.