Разработки уроков


Предварительный просмотр:

Окружающий мир в 1 классе

Тема урока: «Хвойные и лиственные деревья»

Цель:

расширить представления о многообразии деревьев,

сформировать понятия: хвойное и лиственное растение;

обратить внимание на разницу осенних изменений в жизни этих групп растений;

познакомить с представителями групп растений, произрастающими в родном крае;

показать роль человека в жизни дерева (обратить внимание на положительные и отрицательные воздействия и возможные меры, которые необходимо предпринимать для сохранения красоты и создания благоприятных условий для жизни деревьев);

продолжить развитие навыков классификации; умения пользоваться условными обозначениями;

развивать эмоциональное и эстетическое восприятие природы;

воспитывать бережное отношение к растениям своего двора.

Форма урока:   урок – презентация

Ход урока.

Организационный момент.

Эмоциональный настрой. Слайд 2.

Доброе утро.

- Настроенье каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Все без исключения!

-Может вы устали?

-Мы с собой таких не брали!

-Может ляжем, отдохнем?

-Лучше мы урок начнем!

2.Вступительное слово: 

-Ребята, а что это за необычное послание у меня на столе? От кого оно? Сейчас я вам его зачитаю.

«Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Пусть на солнечной опушке

Раздается звонкий смех.

Разгадать лесные тайны

Приглашаю к себе всех».

   А в конце этого приглашения подпись:

«Я люблю гулять по лесу, В лесу хожу я каждый день. Все в лесу мне интересно: Каждый куст и каждый пень. Я веселый старичок, Старичок-Лесовичок!»

- Ну, что, ребята, примем приглашение веселого Старичка-Лесовичка? Слайд 3. Старичок-Лесовичок.

3. Определение темы урока.

Что такое лес?    (Дети высказывают свои предположения. Ученик печатает это слово на наборном полотне). В толковом словаре я нашла следующее определение этого слова. (Зачитываю определение слова «лес»).

Какое коротенькое слово, а как много значит. Сможем ли мы со всем этим

познакомиться за один урок? С чего начнем? (С деревьев). Да, сегодня мы обратим

внимание на разнообразие деревьев.

- Мудрый знаток леса советует нам прежде, чем идти, заслушать сводку бюро погоды.

 -Опишите сегодняшний день.    (Дети описывают погоду дня).   Слайд 4. Погода. 

Слайд 5. Идем в поход. Экологический светофор.

-Что же мы возьмем с собой в поход? Ребята будут предлагать вам разные
предметы, а вы с помощью сигналов покажите, с чем можно (показываю
зеленый сигнал), а с чем нельзя  (показываю красный сигнал) ходить в лес.
Если при этом необходимо проявить осторожность, зажгите желтый свет
(показываю).

Красный свет - природе вред!

Желтый - осторожно!

Свет зеленый - как красиво!

Скажет лес тебе: « Спасибо!»

•        Резиновые сапоги.       (Выходит и показывает ученик)

-Я собрался походить по кромке озера, насобирать ракушек.   (Зажигается желтый свет)   Комментарии учителя и детей.

•        Нож.        (Выходит другой ученик и т.д.)

-Я хотел ножом содрать кору с березы, чтобы разжечь костер.  (Красный
свет)        (На доску вешаю запрещающий знак)

•        Зажигалка.

-Я решил, когда устану, посидеть у костра, (Красный свет) (На доске запрещающий знак)

•        Магнитофонная кассета.

-Я собирался послушать новые записи- хиты. (Красный свет) (На доске запрещающий знак)

•           Небольшое пластмассовое ведро.

- Я бы хотела полить слабые побеги, кустики.        (Зеленый свет)

•        Пакет с крошками хлеба, крупой.

-Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.   (Зеленый свет)

Молодцы! Вы разбираетесь, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности, о которых напоминают лесные запрещающие знаки. Они похожи на дорожные, но только со своими обозначениями.

Лесных знаков очень много.

Никогда их не забудь.

Пусть тебе они помогут

Безопасный выбрать путь.

А сможете ли вы их разглядеть?  (В классе в разных местах висят пиктограммы. Дети их объясняют.)

Итак, отправляемся в путь,,.

Слайд 6. «Вместе весело шагать».    Физкультминутка.

Слайд 7.  Картина леса.      (Звучат звуки леса).

З. Изучение новой темы:

1. - Ребята, а что вы уже знаете о лесе? Напомните всем, пожалуйста, какие группы растений существуют?

Слайд 8, 9. Группы растений.        (Картинки выходят по очереди по щелчку мыши)

Если забыли, позовем на помощь Лесовика и отгадаем его загадки:

Весной  веселит,  летом холодит,  осенью  питает,  зимой согревает.        (Дерево)

Две сестрицы летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина).

Что не сеяно родится? (Трава)

По какому признаку поделены растения?        (По форме ствола)

К какой группе можно отнести эти растения:

Не пустили в огород, оттого она и жжет?        (Крапива)

Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Я на розу так похож, разве что не так хорош, но зато мои плоды всем пригодны для еды.  (Шиповник)

В белых платьицах подружки из русской выросли земли. На лесной стоят опушке, листья в косы заплели. (Березы)

С этих шариков пушистых полетят парашютисты.(Одуванчик)

Слайд 10. Деревья.     (На столах карточки с изображением деревьев)

2.-У вас на столах карточки с изображением деревьев. Подумайте, что необходимо с ними сделать? (Разделить на группы). (Проверяю) Почему так разделили?   (Рассматриваются все возможные варианты).

-Покажите группу деревьев, имеющих иголки (хвою) вместо листьев. Как
назовем эту группу деревьев?

Сейчас вы описали признаки хвойных пород деревьев. Они называются «существенными». (Хвойные деревья - ель, сосна - исчезают).

А теперь опишите существенные признаки лиственных пород деревьев. (Наличие листьев и кроны)

Отложите в сторону карточки.

Слайд 11. Хвойные растения.

З.Практическая работа с хвойными растениями.

-Какие хвойные растения вы знаете? Что вы о них знаете? (Листья- хвоинки; нет цветка, вместо цветка шишка; дерево стоит зеленым круглый год.) Хотите знать еще больше? В этом поможет Лесовичок. Он разрешил сорвать по веточке ели и сосны. Как вы думаете, почему он не разрешил сорвать много веточек? (Это вред).

Работа в паре. - Рассмотрите и сравните веточки ели и сосны. (Веточки
заранее приготовлены и лежат на парте).Выделите отличительные признаки ели.

Вывод: Ель - иголки короткие, колючие, сидят по одной, деревья меняют их через 5-6 лет.

-Назовите отличительные признаки сосны.

Вывод: Сосна - иголки длинные, мягкие, сидят парами, живут 2-3 года.

Особенность сосны давно была подмечена людьми и отражена в народных загадках.  (Ученица рассказывает).

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту - в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.   (Сосна)

В сосновых и еловых лесах воздух очень чистый. Он убивает вредные бактерии.

А посмотрите на это дерево. На что похоже? (Возвращаюсь к слайду 10. Деревья)

Не сосна я и не елка.

Только осень на порог -        (Выделяю       лиственницу)

До единой все иголки

Скину с веток точно в срок.

Найдите в учебнике на стр. 38 деревце, похожее на ель, но без хвои в зимнее время. Рита, прочитай вслух, как оно называется. Кто догадался, почему так?

Слайд 12. Лиственница.

Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю, отсюда и произошло название дерева.

-К какой группе деревьев относится лиственница? (Лиственница опускается к хвойным деревьям).

Слайд 13. Хвойные деревья

- Какие хвойные растения можно встретить в нашем селе? (Сосну, ель разных видов). А вот лиственницу вы у нас не встретите. Ей по душе холодный климат, поэтому ее называют королевой сибирских лесов.

Слайд 14. Лиственные деревья.

-А теперь посмотрите на группу оставшихся деревьев.

-Напомните Лесовичку, как они называются? (Лиственные)

Это одни и те же деревья или разные? Как узнали?  (Они разные по высоте, толщине стволов, форме и окраске листьев).

-Что их объединяет?   (Осенью сбрасывают листву).

-Как называется этот период у лиственных деревьев?

Упражнение для глаз: Стоя

-Встаньте, посмотрите вверх.

-По каким признакам разделим осенние листья в лесу? (Листья вверху на струне)

Разделите их по цвету.

-Сколько зеленых листьев? Желтых? Коричневых? А почему зеленых листьев меньше?

-Проследим глазками за движением листика. (Движение по траектории).

4. Самостоятельная работа в тетради. Задание 1. Стр.38. Слайд 15.

Взаимопроверка по слайду 15.

Физкультминутка:

Мы по лесу прогулялись

И немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем. Руки дружно разведем, (развели руки в стороны),

А теперь вперед поставим и немного поиграем.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети (присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (Встали)

Дружно хлопаем, (хлопаем в ладоши)

Ногами топаем! (топаем ногами)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал -

Не споткнулся, не упал.

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте)

-Вы убедились, как много деревьев вокруг? А задумывались ли вы, как они себя чувствуют?

5. Творческая работа детей.

-Каждый из вас дома разговаривал с деревцем и подготовил свою страничку для нашей общей книги под названием «Что мне рассказало дерево?» Готовы представить свою работу?        (Рассказы детей. Рисунки вкладываю в файл будущей книги «Что мне рассказало дерево»).

-Я уверена, что Старичок-Лесовичок очень доволен тем, что рядом с вами живет счастливое деревце, описанное в стихотворении В. Мусатова (читаю стр.39 учебника)

-А в нашем лесу хорошо живется деревьям? Конечно, хорошо.

Смена слайдов 16.17,18,19. Лес зимой. Лес весной. Лес летом. Лес осенью.

Именно, поэтому зимой они спокойно спят, отдыхают.    Весной просыпаются, оживают, расцветают. Летом радуют взор своей зеленью,плодами, прячут нас в тени листвы.   А осенью наряжаются в яркий наряд, чтобы исполнить свой плавный прощальный танец и приготовиться к зиме.

-Ребята, мы уже долго путешествуем по лесу. Вам понравилось? Что нового узнали? Кого нужно поблагодарить за эту прогулку? И вам спасибо за работу. У нас все получилось.

Слайд 20. Молодцы!

-Прочитаем хором, что написано? Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе по теме «Отрезок».

Ход урока

I. Организационное  начало.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Урок сегодня будет необычный. Мы отправимся в путешествие в «Зоосад».

II.      Устный счет

Чтобы попасть в «Зоосад», вам необходимо каждому  иметь билет.

Первые нас встречают красивые лошадки. Они нам дают билеты и  задания.

Билет получит тот, кто сможет ответить на их  вопросы:

  1. Посчитать от 3 до 8.
  2. Посчитать  от 10 до 7.
  3. Назвать соседей числа 5.      
  4. Назвать соседей числа 8.
  5. Какое число идёт при счёте за числом 6?
  6. Какое число идёт при счёте перед числом 4?
  7. Посчитать от 8 до 2.
  8. Рисунком  решить задачу. (презент.)

Молодцы, все получили билеты.

III.              Актуализация опорных знаний.

(использую презентацию)

Заходим в «Зоосад». Нас встречает симпатичная змея. Ей очень хочется узнать, на какую линию она похожа? (На кривую)

1.Какую ещё линию вы знаете? (Прямую) Что вы знаете про прямую линию? (Не имеет ни начала, ни конца, её можно продолжить) 2.Сравнить число фигур в группах.  (презент.) (Повторение прямой и кривой линии и луча).

IV. Сообщение темы урока.

Далее нас встречает забавный ёжик. Ему сегодня день рождения. 

К нему  линия прямая

Пришла на день рождения,

Но почему-то грустная,

В ужасном настроении.

Ты почему грустишь сейчас?

 - Спросили гости линию.

Забыла я подарок взять,

Фигуру темно-синюю.

Стали думать все, как быть,

 Из тупика как выходить.

Вот воскликнул кто-то:

- Я придумал что-то!

Ты, прямая, без конца,

Дай себя кусочек!  

Не потеряешь ты лица,

В тебе так много точек!

Прямая улыбнулась,

Привстала, повернулась,

Кусочек отщипнула,

Имениннику  кивнула:

- Я хочу тебя поздравить
С днем рождения!

Мой подарок очень личен,

С двух сторон он ограничен,

Вырезаю из себя

И дарю тебе, любя!

Принимай его, лови

И отрезком назови.

Все захлопали, запели

И пустились танцевать.

Не одно, а два рожденья

Стали весело справлять!

-  А мы берём  ленточку и отрезаем  от неё кусочек.

 (Практическая часть урока. Введение в тему урока.) .

То, что мы отрезали, называется отрезок. Его можно продлить?

 - Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Правильно – «Отрезок». Сегодня  вы узнаете, что такое отрезок, как можно  прямую превратить в отрезок, научитесь отличать отрезки от других линий.

 - Итак, из прямой линии   мы получили отрезок. Но отрезка без имени не бывает, поэтому Королева Геометрии обозначила концы отрезка буквами

А и Б.

V. Изучение новой темы.

А  сейчас ёж, ребята, просит нас открыть рабочие тетради, отметить в тетради две точки. Смотрите, как я показываю на доске. Соединим эти две точки. И у нас получился….Правильно – отрезок. Молодцы, я думаю, что ёж вами доволен.

 Откройте ТПО на странице 33.( №55). Давайте построим , о чём  нас просят. Мы соединим две точки при помощи линейки.

 У нас получились отрезки. Отрезок нельзя продолжить, он имеет начало и конец, обозначенный  точкой.

Значит, что такое отрезок? (Часть прямой линии, которая имеет начало и конец, или ограниченная с обеих сторон).

VI. Первичное закрепление новой темы.

Идём дальше в зоосад. Нас встречает зубр. Он нас просит посмотреть  в учебник. (стр. 65 №141).Нам надо сравнить фигуры.

Физминутка.

Математику люблю.

Спину ровно я держу.

Вправо, влево наклоняюсь,

Как прямая выпрямляюсь.

Руки в стороны раздвину,

Вверх ладошки подниму

И отрезок покажу.

Раз присядем, два присядем

И на место тихо сядем.

                 Продолжаем выполнять задания зубра. Посчитаем отрезки и выберем цифру, которой можно записать количество отрезков на каждом рисунке (учебник, с.65 №142)

VII. Повторение раннее изученного материала.

Вот навстречу вам выбежал зайчик  и решил с вами познакомиться. Он приготовил для вас задание  Он хочет узнать, отрезок  ли на рисунке или нет.

   

Путешествуем дальше. Вот на дереве сидит мудрая сова. Она приготовила для вас тоже  задание.

Сколько на чертеже отрезков (прямых)?

     

VIII. Подведение итогов урока.

Вот и закончилось наше путешествие. Какая была тема урока? Что вы сегодня нового узнали?

Что такое отрезок? (Часть прямой линии, которая имеет начало и конец.)

IX. Итог урока.

а) С каким настроением вы заканчиваете урок? Возьмите рисунки животных, с которыми мы путешествовали и нарисуйте ваше настроение (улыбку).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий отчет учителя начальных классов МБОУ БООШ № 13 Вершининой Любови Александровны

Слайд 2

Использование ИКТ на уроках в начальной школе « Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы». Семенов А. П.

Слайд 3

Актуальность данной темы В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования, а так же развития информационных компетенций обучающихся.

Слайд 4

-показать практическое применение ИКТ технологий на уроках в начальной школе. Применяя ИКТ в образовательном процессе педагог решает одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Цель работы:

Слайд 5

ИКТ .

Слайд 6

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному , при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности; активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Слайд 7

В функции учителя компьютер представляет : Источник учебной информации Наглядное пособие Индивидуальное информационное пространство Тренажёр Средство диагностики и контроля

Слайд 8

Варианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы:

Слайд 10

Урок с мультимедийной поддержкой Цель таких уроков: повышение интереса к учебному процессу, развитие навыков публичного выступления, дискутирования , умения аргументировано отстаивать собственную позицию. Это позволяет формировать у детей необходимые знания и познавательные приёмы, в также развивать мотивацию учебной и внеурочной деятельности Виды уроков: Уроки повторения и закрепления по окружающему миру, русскому языку Уроки введения новых знаний по окружающему миру, изобразительному искусству, ИКТ,. Варианты индивидуальной работы учащихся: презентации викторины тесты

Слайд 11

Уроки - тестирования Цель таких уроков: провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися. Виды уроков: тестирование на уроках повторения и закрепления тестирование в виде контрольных работ и заданий

Слайд 12

Интегрированные уроки Цель таких уроков: познакомить школьников с различными источниками информации, научить их приемам организации и планирования деятельности, дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных технологиях; дать школьникам представление о современном информационном обществе. Виды интегрированных уроков: ИКТ + окружающий мир ИКТ+ литературное чтение ИКТ+ русский язык ИКТ + изо

Слайд 13

Деловая -игра Деловая игра позволяет: имитировать объект, различать ролевые цели при выборе решений, достигать общую цель всем коллективом , реализовать в процессе игры «цепочку решений», иметь многовариантность решений Варианты деловой –игры Выпуск «Классной газеты» Коллективная презентация по теме: «Луг» Коллективная работа над проектом « Писатели поэты»

Слайд 14

Урок с использование интерактивной доски Цель таких уроков: презентации , демонстрация и моделирование; п овышение активности учеников на уроке; у величение темпа и объёма урока

Слайд 15

Результаты работы Качество обучения по годам

Слайд 16

Самообразование учителя 2007 г . – Курсы по теме: « Повышение квалификации работников образования в сфере ИКТ и формирование у них базовой педагогической ИКТ компетентности.» 2008 г . – Курсы по теме: « Информационные технологии в деятельности учителя – предметника» 2009 г . – Курсы ( дистанционные) по теме: «Применение пакета свободного программного обеспечения» 2008 г . – выступление на семинаре директоров по вопросам « Интерактивная доска на уроках в начальной школе», « ПервоЛого » « Клавиатор » 2009 г- выступление на семинаре директоров по вопросу « ЦОРы в работе учителя»

Слайд 17

Коллекция работ учителя 3 класс Картинный словарный диктант Животные -презентация + тест Кто что ест? - презентация Огонь, газ, вода- презентация + тест Наши ближайшие соседи - презентация На юге Европы - презентация По золотому кольцу России - презентация Наша безопасность - презентация + тест День, бюджет - презентация + тест Экологическая безопасность - презентация + тест Тела, вещества, частицы- презентация + тест Грибы - презентация 4 класс Великое наследие - презентация Мир глазами историка -презентация + тест Солнечная система - презентация Земля и человечество - презентация Пустыни - презентация + тест Степи - презентация + тест Тундра - презентация + тест Луг - презентация + тест Арктика - презентация + тест Равнины и горы - презентация + тест Тверская область - презентация + тест Игра по теме «Природные зоны России» Полезные ископаемые - презентация + тест Лес - презентация + тест Жизнь и творчество писателей: А.С. Пушкина, А.П. Чехова, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого

Слайд 18

Коллекция работ обучающихся Географические объекты: Белое море Кижи Черное море Селигер Шоша Велеса Тьмака Тверца Река Черная Животные: Бурундук Кедровка Летяга Дельфины Полярный медведь Тупик Песчанка Полезные ископаемые: Кварц Горный хрусталь Изумруд Известняк Рубин Природный газ Торф Тест «Полезные ископаемые » Викторины по теме «Полезные ископаемы»

Слайд 19

Творческие проекты Классная газета: поиск информации, редактирование, печать. Совместные презентации по теме : « Луг», « Писатели и поэты» Выбор объекта Поиск информации по плану данному учителем Создание слайдов в программе PowerPoint Верстка презентаций учителем

Слайд 20

ЦОРы в работе: Тренажер « Клавиатор » Программа ПервоЛого - это открытая творческая среда, разработанная специально младших школьников. Уроки Кирилла и Мефодия - окружающий мир По дороге со Смешариками Мультфильмы на дисках Электронные словари и справочники Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов Работа с Интернет ресурсами

Слайд 21

Использование ИКТ во внеклассной работе Презентации для классных часов по темам: « Здоровое питание», «Новый год в разных странах» «Молодежные движения в России» « Уголовная ответственности несовершеннолетних» Презентации для родительских собраний по темам: «Обязательный минимум образования выпускника начальной школы» «Готов ли Ваш ребенок к школе» Презентации для внеклассных мероприятий по темам: « Осенние посиделки» «Волшебные слова» « Счастливый случай» – правила дорожного движения

Слайд 22

Использование ИКТ в работе учителя: Подготовка дидактического материала Создание списков и картотеки, шаблонных форм; Мониторинг по учебным предметам Индивидуализация домашнего задания для учащихся ( викторины, выступления, тестирования) Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах совместно с детьми ( « Русский медвежонок- 2009», « Кенгуру»,«Страна мастеров») Размещение работ учащихся на сайте школы « Двоечка» Дистанционное обучение учителя ПСПО (пакет свободного программного обеспечения)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЛЯ УМНИКОВ И УМНИЦ 1 класса Подготовила учитель Вершинина Л.А.

Слайд 2

ИГРА ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ!

Слайд 3

ЗАГАДКИ

Слайд 4

Загадки Очень он большой. Гора! Его любит детвора. Шлет он Вам привет – поклон. Дружно скажем: Это - … слон

Слайд 5

Загадки По полю скачет, Ушки прячет, Встанет столбом, Ушки торчком. заяц

Слайд 6

Загадки В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной Отправляется … медведь

Слайд 7

Загадки Я к нему в большую пасть Не советую попасть. Тех, кто мимо проходил, Съел на завтрак … крокодил

Слайд 8

Загадки Кто я – догадайтесь сами. Я везу зимою сани, Что легко скользят по снегу. Летом я везу телегу. лошадь

Слайд 9

ВЫБЕРИ МЕНЯ 6 1 4 5 2 3

Слайд 10

ВОПРОС 1 Сколько дней в неделе?

Слайд 11

ВОПРОС 2 Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если она встанет на две ноги?

Слайд 12

ВОПРОС 3 У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? 8/

Слайд 13

ВОПРОС 4 У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

Слайд 14

ВОПРОС 5 Сколько ушей у трёх мышей?

Слайд 15

ВОПРОС 6 На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок?

Слайд 16

ИГРА КТО БЫСТРЕЕ

Слайд 17

ПОИГРАЕМ Жили-были у жилета Три петли и два манжета. Если вместе их считать Три да два, конечно, пять! Только знаешь, в чём секрет? У жилета нет манжет!

Слайд 18

ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА К новому году мне принесли поздравительную телеграмму. В доме 4 этажа. Отгадайте, на каком этаже я живу? Подскажу, что живу я не на первом, не на третьем и не на последнем этаже.

Слайд 19

МОЛОДЦЫ!!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Активизация познавательной деятельности на уроках математики» подготовила учитель начальных классов Вершинина Л.А.»

Слайд 2

Основная задача обучения математике в школе – прочное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования

Слайд 3

Дидактические игры Мотивация деятельности при изучении новой темы Ассоциация вместо правил Тесты – как одна из форм контроля Упражнения по готовым чертежам Провоцирующие задачи

Слайд 4

Дидактические игры «Математическое лото» Тема: «Сложение десятичных дробей» 92,4 – 7,38 31,4 + 28,5 25,43 -11,4 4,65 + 5,2 37 – 9,25 21,3 – 7,6 18,62 – 8,9 23,4 - 5 18,4 85,02 27,75 9,85

Слайд 5

Цветок, солнышко Тема: «Арифметические действия с обыкновенными дробями» 7/12 35/24 21/44 1 1/2 6/7

Слайд 6

Математические ребусы Тема: «Решение линейных уравнений.» 2 + х + 3 = 12 + - + - 2 - 5 + у = 1 + - - - 1 - - а 1 = 6 = = = = 5 + 6 - 6 = 5

Слайд 7

Зарядка 3,5 + 1,2 = 4,7 руки вверх 1,5 + 1,25 = 2,3 руки в стороны 10,5 – 4,2 = 6,3 руки вверх 4,45 + 13,4 = 17,85 руки вверх 138 – 1,2 = 136,8 руки в стороны

Слайд 8

Мотивация деятельности при изучении новой темы Тема: «Деление десятичных дробей на десятичную дробь» Решите задачу: Ширина прямоугольника равна 3,1 см. длина 0,12 см. Найдите площадь прямоугольника. Составьте задачу обратную данной. . .

Слайд 9

Тема: «Длина окружности» Решите задачу: Предположим, что Земной шар обтянут по экватору громадным железным обручем, плотно прилегающий к земной поверхности. Если к этому обручу, длина которого равна длине экватора , т.е. свыше 40 тыс. км, прибавить ещё 10 м., то сможет ли через щель, которая образуется между Землёй и обручем, проскользнуть обыкновенная мышь. .

Слайд 10

Тема: «Арифметическая прогрессия» Решите задачу: Однажды учитель, чтобы занять первоклассников, пока он будет заниматься с учениками третьего класса, велел сложить все числа от 1 до 100, надеясь что это займёт много времени. Но маленький Гаусс сразу сообразил, что 1+100=101, 2+99=101 и т.д. И таких чисел будет 50. И умножив 50 на 101, получил результат в уме, едва учитель закончил чтение условия. .

Слайд 11

Тема: «Геометрическая прогрессия» Решите задачу: Принц Сирам предложил изобретателю шахмат выбрать себе награду. Услышав о награде, принц рассмеялся: За первую клетку шахматной доски – одно зерно, за вторую – два, за третью – четыре, за четвёртую – восемь и так до 64-го поля. S = 18446744073709551615 ≈ 1800000000000000000 . .

Слайд 12

Ассоциация вместо правил Тема: «Нахождение дроби от числа» Пусть «1/2 от числа». Буква «о» напоминает знак умножения. Число нужно умножить на дробь. «1/2 – этого числа 16». В букве «э» спрятан знак деления. Число нужно делить на дробь.

Слайд 13

Тема: «Уравнения» Под знаком «=» подразумевать границу нашей страны. Чтобы поехать за границу нам обязательно нужно поменять российский паспорт на заграничный. Решая уравнения, нужно внимательно определить «едет» ли данное слагаемое за границу ( нужно знак поменять на противоположный ) или только поменять место жительство в стране ( оставляем с тем же знаком ) .

Слайд 14

Тема: «Неравенства» Путают знаки › и ‹ , поэтому ребята и допускают ошибки в направлении штриховки на числовой оси. Предлагаю мысленно провести отрезок в знаке неравенства так, чтобы получилась стрелка : ---› или ‹--- . Тогда легко убедиться, что стрелка показывает направление штриховки на оси.

Слайд 15

Тема: «Тригонометрия» Чтобы запомнить формулы приведения нужно: Вычислите sin (π -30°). 1. Определить местоположение угла π . Он лежит на оси Ох и показываем головой как ось расположена (проводим головой слева на право) и получаем отрицание. Вывод : значение функции sin не меняется sin (π -30°) = sin 30°. 2. В какой четверти расположен угол (π -30°). И определяем знак нашей функции. В II четверти, - знак функции «+». Вывод : sin (π -30°) = + sin 30°.

Слайд 16

Вычислите cos ( π /2 + 60°). Рассуждаем: угол лежит на оси О y (голова вверх, вниз.), получаем согласие , функция меняется на sin , четверть II , знак «-». Значит, cos ( π /2 + 60°) = - sin 60° .

Слайд 17

Тесты – как одна из форм контроля 1. Сумма углов выпуклого четырёхугольника равна 360. 2. В трапеции углы при каждом основании равны. 3. Квадрат – это параллелограмм, у которого все углы равны. 4. Вершины А и С ромба АВС D симметричны относительно прямой BD . 5. Отрезок, соединяющий точки, лежащие на боковых сторонах трапеции, параллелен основаниям и равен их полусумме.

Слайд 18

6. Параллелограмм, у которого все углы равны и все стороны равны, являются квадратом. 7. Биссектриса одного из углов параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник. 8. Площадь прямоугольной трапеции равна произведению её средней линии на боковое ребро. 9. Площадь ромба равна половине произведения его диагоналей на синус угла между ними. 10. Если в треугольниках АВС и МКТ высоты АН и МЕ равны, то их площади равны как отношение сторон ВС и КТ

Слайд 19

Упражнения по готовым чертежам Решение задач на нахождение площади . Найдите площадь параллелограмма ABCD . 150 А В С D

Слайд 20

Найдите площадь треугольника АВС. А 45 А В С 4

Слайд 21

Вычислите площадь треугольников . B B 5 5 6 C 3 A A 7 C а) б)

Слайд 22

Провоцирующие задачи. Какое из чисел 205, 206, 207, 208, 209, 210 является простым? Чаще всего называют числа 209 и 207. все записанные числа являются составными. ?

Слайд 23

1 4 2 3 6 5 найдите равные треугольники

Слайд 24

Личности учителя; Содержание учебного материала; Методов и приёмов обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Балабановская основная общеобразовательная школа № 13

Тема: «Активизация познавательной деятельности младших школьников»

Подготовила

учитель начальных классов

Солодовник В.В.

             Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем обучения. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому учитель должен развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. (Слайд 2)

Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Необходимо знать конкретные признаки проявления познавательной активности. В этом, как показало изучение опыта, некоторые учителя затрудняются. Поэтому действуют интуитивно, принимая хорошую учебу детей за высокий уровень их познавательной активности, что не всегда отвечает действительности (успеваемость лишь один из признаков познавательной активности, но не единственный). Бывает так, что школьник хорошо учится, а уровень его познавательной активности не высок. В классе есть ученик, который очень аккуратно пишет, хорошо читает, но на уроках старается больше отсидеться молча, сам никогда не проявит инициативу ответить на вопросы, выйти к доске. Его постоянно приходиться «шевелить» на уроках. Я поощряю тех детей, которые активны на уроке, хотя не всегда правильно отвечают на вопрос, решают примеры. Добиваюсь, чтобы они доказывали правильность своего ответа,  и после обсуждения, они часто сами находят свои ошибки.

Внешняя активность младшего школьника на уроке (вмешательство в ответы товарищей, беспредельное желание отвечать и т.д.) также не всегда свидетельствует о направленности его мысли. Следует учитывать, что для поведения детей этого возраста характерна подвижность, импульсивность, преобладание процесса возбуждения над торможением. В классе есть дети, которые почти всегда в заторможенном состоянии, а некоторые ученики постоянно в возбуждении. Моя задача, как учителя - одних расшевелить, других успокоить, но, чтобы и те и другие были активны в познавательной деятельности.

Содержание учебного материала содействует обогащению и расширению знаний ребенка, приобретению опыта, развитию его кругозора. Однако не все в содержании учения привлекает школьников. Поэтому передо мной, как учителем стоит задача  – обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи, научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность можно при помощи разнообразных методов и технологий, включая и информационно-коммуникативные. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового. Ведь развитие способностей учащихся зависит и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Одним из средств повышения познавательной активности является показ значимости и ценности содержания учебного материала.

Постановка познавательных задач перед детьми всегда создает проблемную ситуацию, в процессе которой у них могут возникать определенные затруднения. Познавательные задачи стараюсь ставить на всех уроках. Для этого использую методический аппарат учебников, не упуская из виду вопросы, направленные на выработку умения рассуждать, сравнивать, оценивать, сопоставлять.

Доказано, что положительные мотивы учения предопределяют его успех. Поэтому побуждение и мотивация рассматриваются учеными и практиками как специальная педагогическая задача. Важно создать у учащихся правильное, сознательное отношение  к учению и по возможности укреплять его. Положительные эмоции стимулируют учение детей, отрицательные убивают интерес к познанию, тормозят их деятельность.

               

Занимательность  на уроках математики.

Одним из средств развития у учащихся познавательного интереса к содержанию учебного материала является занимательность. Я использую различный занимательный материал: дидактические игры, задачи в стихах, загадки, задачи- шутки, задачи-смекалки, задачи-головоломки, ребусы. Занимательный материал можно использовать на разных этапах усвоения материала. Использование его оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой урока.

При ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковым значением чисел использую иллюстрацию к сказкам «Терем-теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка». «Колобок. (слайд 3). Учащиеся вспоминают содержание сказки и отвечают на вопросы: кто первым пришел к теремку? Кто пришел вслед за лягушкой? Сколько всего стало жить в теремке?

Для наилучшего представления условия задач и способа её решения можно использовать главных героев задачи, схему, таблицу, с помощью чего решаются, например, задачи на движение.(слайд 4)

Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Это работы с самопроверкой с эталоном, или устный счет с проверкой знаний. (слайд 5)

Учащиеся с желанием решают задачи – стихи (слайд 6), задачи, имеющие практическое значение (слайд 7)

Наиболее трудной из величин в начальной школе является время, так как время обладает свойством необратимости и продолжительность промежутка времени зависит от того, чем и как он заполнен. Смысл основных единиц измерения времени целесообразно выяснить с помощью загадок: (слайд 8)

Практика убеждает в том, что занимательный материал оказывает большую помощь учителю в привитии интереса к математике.

Использование занимательного материала

на уроках русского языка.

       Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.

Уже в период обучения грамоте используются загадки, занимательные стихи, задания в игровой форме.

         К примеру, прежде чем выделить звуки т и т* из исходных слов кот, котик, я загадываю загадку: «Мягкие лапки, в лапках царапки», для звука к : «Не лает, не кусает, а в дом не пускает»- замок. 

         Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки

Использование этого материала позволяет вести наблюдение  над функционированием слова в русской речи. Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом (слайд 9)

          Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы (слайд 10), развивать орфографическую зоркость (слайд 11), наглядно продемонстрировать деление на группы по различным признакам, способствуют созданию проблемной ситуации.

         При изучении предлогов предлагается назвать слово, одинаковые по произношению, но разные по написанию. (слайд 12)

        Занимательные стихи помогают учащимся усвоить правильное произношение отдельных слов. Загадки-шутки, занимательные задания, помогают развивать познавательный игтерес к изучению словарных слов. (слайд 13, 14)

         Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности.

        Очень помогает специальная литература. На уроках русского языка я  использую книги: «Уроки речевого творчества», «Развивающие задания по русскому языку».

Занимательность на уроках по окружающему миру.

         Уроки по окружающему миру направлены на формирование у учащихся экологической культуры. У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. (слайд 15)

В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. В основе методики преподавания курса лежит проблемно- поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач  учебного предмета. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы, различные творческие задания. (слайд 16) Проводят ролевые и дидактические игры. Предусматриваются и экскурсии. На каждом уроке учащиеся работают в рабочих тетрадях, где дописывают определения, выполняют различные творческие задания, отгадывают загадки (слайд 17, 18), сами придумывают их, отгадывают ребусы (слайд 19). 

Задания различного характера, цели способствуют решению не только задач урока, но и активизируют познавательную деятельность школьников.

Множество загадочного и неизвестного находят дети в окружающем их мире. Ребенку очень сложно найти ответы на интересующие их вопросы, но интересно и ребенок стремится найти ответы на все интересующие их вопросы.  

ИЗО.

        В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Дымковская игрушка. С помощью слайдов у нас есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи. (слайды 20, 21, 22) А на первых уроках познакомить с цветами радуги, показать технику смешивания цветов.

        На уроках труда использование ИКТ упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы. Большинство учителей начальной школы сталкиваются с проблемой проведения уроков труда по технике "Оригами”. Детям порой сложно наглядно продемонстрировать этапы работы, указав линию сгиба, линию отрыва, промежуточное сечение. Презентации помогают ученикам разобраться в технике складывания, есть возможность повторить трудный этап, а значит у большинства получится желаемый результат, что поможет повысить интерес к урокам труда.

        При проведении физкультминуток  использую презентации с песнями, «делай с нами», «повторяй за нами», что повышает эмоциональный настрой учащихся, помогает им отдохнуть.

А уроки-путешествия,  уроки-КВНы, соревнования, тематические праздники стали наиболее интересны, наглядны при использовании ИКТ, что способствует развитию познавательного интереса учащихся к процессу обучения.  

При правильной организации все виды деятельности способствуют привитию у детей интереса к знаниям, усиливают связь их с окружающим миром, содействуют расширению кругозора, приобретению умений и навыков. (слайд 23)

«Игра, учение, труд, общественная, художественная, спортивная и другие виды деятельности не заменяют одна другую. Каждая из них имеет неисчерпаемое богатство для развития личности подрастающего человека»