Нормативно-правовые документы

Системный администратор

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ:

   ДЕКЛАРАЦИЯ прав ребенка

   КОНВЕНЦИЯ о правах ребенка

   ВСЕМИРНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ об обеспечении выживания, защиты и развития детей

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ:

   КОНСТИТУЦИЯ Российской Федерации

  СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС Российской Федерации

 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ 

"Об образовании в Российской Федерации"   (вступит в действие с 01.09.2013)  

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 года № 2562 г. Москва 

"Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" 

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 года № 2151 г. Москва 
"Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 года № 2106 
"Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" 

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 
от 22 июля 2010 года № 91 г. Москва 
"Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 года № 655 г. Москва 
"Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" 

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ (принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года) 

"О персональных данных"

     ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации  Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года  Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года   < ... >  Скачать этот документ целиком в формате .docx [240Кб]    (вступит в действие с 01.09.2013)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.10.12-Законопроект-Брошюра718.91 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки российской федерации законопроект «об образовании в российской федерации» вопросы и ответы

Слайд 2

Ответы на популярные вопросы по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Слайд 3

Об образовании в Российской Федерации Зачем надо было менять Законодательство в сфере обраЗования? чем не устраивал старый Закон? ответ Действующий Закон «Об образовании» был принят в 1992 году и для свое­ го времени был очень прогрессивным. Именно он адаптировал образовательную систему к новым экономическим реалиям, создал условия для самостоятельности школ и появления авторских образовательных методик. Правда, финансовых и ор­ ганизационных основ для реализации этих инициатив определено не было, и мно­ гие передовые идеи так и остались на бумаге. Но главное — за 20 лет стала другой страна, и документ просто перестал отве­ чать требованиям времени. Попытки же угнаться за происходящими изменениями привели к тому, что прак­ тика внесения в него дальнейших поправок во многом исчерпала свой ресурс.

Слайд 4

Об образовании в Российской Федерации в чем принципиальные отличия нового Закона от старого? ответ Сегодня задача нового закона — не только описать сис­ тему образования, определить правила для всех участников образовательного процесса, но главное — описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, Несколько принципиальных отличий, выделенных специалистами 1. Законопроект учитывает российский опыт развития образования, закрепляет все последние изменения, произошед­ шие в отечественной системе образо­ вания, и закладывает основы для ее развития в будущем. . Новый закон направлен на выстраива­ ние отношений между гражданином и институтами образования. Во главу угла поставлены человек и создание условий для его самореализации. . Новый закон написан гражданами России. Фактически это первый законо­ дательный акт в нашей истории, который прошел от начала до конца процедуру общественного обсуждения и в котором предложения граждан нашли реальное воплощение в положениях документа. предоставить каждому гражда­ нину в любом возрасте возмож­ ности для образования и про­ фессионального роста. Новый закон учитывает все многообразие возможностей получения качественного обра­ зования, которые сегодня есть в Российской Федерации. При этом образование на всех уров­ нях — от дошкольного до выс­ шего — остается бесплатным. Цель нового закона — пре­ доставить каждому максималь­ ные условия для того, чтобы получить дошкольное и обяза­ тельное общее образование, выбирать действительно ка­ чественные образовательные организации для получения профессионального образова­ ния, работая, профессиональ­ но совершенствоваться, осваи­ вать новые технологии.

Слайд 5

Об образовании в Российской Федерации какие конкретные преимущества получат учащиеся, родители и вся система обраЗования от вступления в силу нового Закона? ответ 1. Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу. . Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обу­ чение. . Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетное финансирование получат граж­ дане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях. . Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами. 5. Среднее профессиональное образование станет общедоступным. 6. Повышен уровень начального профессионального образования: оно включе­ но в систему среднего профессионального образования. 7. Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влия­ ния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения пол­ номочий общественных советов. 8. Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руко­ водством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподава­ тельской деятельности специалистами предприятий­работодателей. 9. Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусст­ ва и т. п.

Слайд 6

Об образовании в Российской Федерации какие права обеспечивает новый Закон? ответ  Право каждого на образование.  Поддержку различных форм получения образования, включая самообразова­ ние и семейное образование.  Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.  Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту. будет ли система обраЗования, как и прежде, не только учить, но и воспитывать? ответ Вторая статья документа гласит, что образование является единым про­ цессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регули­ рующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию. 5

Слайд 7

Об образовании в Российской Федерации останется ли общее обраЗование бесплатным? ответ Да. Государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образо­ ванием в рамках ФГОС, и эта норма четко прописана в проекте закона. Более того, документ однозначно говорит о том, что платные образовательные услуги не мо­ гут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям. сохранятся ли льготы при поступлении в вуЗы? ответ Новый закон сохраняет право на поступление в вузы без вступительных экзаменов для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр (по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта). При этом система льгот и преимуществ, предоставляемых при приеме в высшие учебные заведения, будет упорядочена. Главная цель — обеспечить равные воз­ можности для поступления всем абитуриентам. В частности, в новом законе пре­ дусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами го­ сударственной поддержки:  прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;  обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении; 6

Слайд 8

Об образовании в Российской Федерации  преимущественное право приема в вузы при условии успешного прохожде­ ния вступительных испытаний и при прочих равных условиях. Такая система позволит обеспечить не только реализацию права на доступ к об­ разованию, но и будет способствовать успешному освоению профессиональных образовательных программ. Категории граждан, которые смогут воспользоваться льготами 1. Дети­инвалиды и инвалиды I и II групп (они будут иметь право на все перечисленные выше формы поддержки). . Дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (они получат право на обучение на подготови­ тельных отделениях государствен­ ных вузов или преимущественное право зачисления). . Другие категории граждан, которым в настоящее время федеральными законами предоставлены льготы (преимущества) при приеме в вузы. будет ли способствовать новый Закон повышению статуса педагога? ответ Да. В этом документе государство впервые законодательно признает особый статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социаль­ ной поддержки. Права и меры поддержки педагогических работников образовательных органи­ заций впервые распространены и на педагогических работников других органи­ заций (медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образователь­ ную деятельность. 7

Слайд 9

Об образовании в Российской Федерации какие гарантии по оплате труда получат педагоги? ответ Новый закон четко говорит о том, что затраты на оказание государствен­ ных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на опла­ ту труда педагогов. Причем с учетом обеспечения определенного среднего уровня зарплаты, определяемого в соответствии с решениями президента Российской Фе­ дерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, школьные учителя должны будут получать не меньше средней зарплаты по эконо­ мике региона). какие уровни обраЗования включает новый Закон? ответ В соответствии с новым законом общее и профессиональное образова­ ние реализуется по уровням: общее образование:  дошкольное образование;  начальное общее образование;  основное общее образование;  среднее общее образование; профессиональное образование:  среднее профессиональное образование;  высшее образование — бакалавриат;  высшее образование — специалитет, магистратура;  высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образова­ тельные стандарты (ФГОС). 8

Слайд 10

Об образовании в Российской Федерации в новом Законе говорится о соЗдании системы непрерывного обраЗования, которая будет включать в себя дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее обраЗование. раЗве эти элементы не свяЗаны уже сейчас? ответ Действительно, непрерывное образование упоминается и в существую­ щем законе, но новый законопроект упорядочивает эту систему. Более того, он включает дошкольное образование в систему общего образования в качестве от­ дельного уровня, чего раньше никогда не было. Что касается уровней профессионального образования, то они только сейчас приводятся в соответствие с Конституцией РФ: законопроект обеспечивает обще­ доступность и бесплатность среднего профессионального образования и гаран­ тирует безвозмездное получение на конкурсной основе третьего уровня высшего образования (сейчас это послевузовское профессиональное образование). Опре­ деляет новый закон и уровни образования, наличие которых дает право на занятие профессиональной деятельностью (образовательные цензы). Все это в совокупности дает возможность каждому человеку повышать свой об­ разовательный уровень на протяжении всей жизни. 9

Слайд 11

Об образовании в Российской Федерации появятся ли новые обраЗовательные программы? ответ Согласно законопроекту образовательные программы делят­ ся на основные и дополнительные. К основным образовательным про­ граммам относятся следующие: 1. Основные общеобразова- тельные программы:  образовательные программы дошкольного образования;  образовательные программы начального общего образования;  образовательные программы основного общего образования;  образовательные программы среднего общего образования. . Основные профессиональные образовательные программы:  образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), — программы подготовки специалистов среднего звена;  образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, — программы специалитета, — программы магистратуры, — программы подготовки научно­педагогических кадров (в аспирантуре, адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры­стажи­ ровки. . Программы профессионального обучения:  программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;  программы переподготовки рабочих и служащих;  программы повышения квалификации рабочих и служащих. 10

Слайд 12

Об образовании в Российской Федерации К дополнительным образовательным программам относятся следующие: 1. Дополнительные общеобразовательные программы:  дополнительные общеразвивающие программы;  дополнительные предпрофессиональные программы. . Дополнительные профессиональные программы:  программы повышения квалификации;  программы профессиональной переподготовки. Из числа образовательных программ исключается и становится самостоятель­ ным видом — подготовка научных кадров (докторантура). Правовое регулирова­ ние подготовки в докторантуре отнесено к Федеральному закону «О науке и госу­ дарственной научно­технической политике». экЗамены теперь будут и после детского сада? ответ Нет. Новым законом не предусматривается проведение экзаменов или каких­либо других форм оценивания детей по результатам дошкольного образо­ вания. 11

Слайд 13

Об образовании в Российской Федерации почему исчеЗ уровень начального профессионального обраЗования? ответ Он никуда не исчез, а его статус повысился. Теперь он включен в систему среднего профессионального образования в качестве первого уровня — подго­ товки квалифицированных рабочих (служащих). Сделано это для того, чтобы обес­ печить необходимый уровень подготовки рабочих. Получаемых сейчас на этом уровне знаний уже не хватает для профессиональной деятельности, так как повсе­ местно внедряются наукоемкие технологии, требуется умение учиться и профес­ сионально совершенствоваться. Поэтому в рамках среднего профессионального образования предусмотрено два вида образовательных программ:  программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих);  программы подготовки специалистов среднего звена. При поступлении на образовательные программы среднего профессионального образования после 9­го класса обучающиеся будут в обязательном порядке полу­ чать среднее общее образование одновременно с получением избранной профес­ сии (специальности). Следует также отметить, что в новом законе отдельно прописывается положе­ ние об общедоступности среднего профобразования. Это позволит повысить его привлекательность для молодежи. Образовательные учреждения начального профобразования будут переимено­ ваны в профессиональные образовательные организации. 1

Слайд 14

Об образовании в Российской Федерации какие новые воЗможности появятся для профессиональной подготовки? ответ Возможности для профес­ сиональной подготовки, которая про­ водится и сейчас, после вступления в силу нового закона значительно рас­ ширятся. Существующие в настоящее время программы профессиональ­ ной подготовки становятся вариатив­ ными. Они позволят не только пройти профессиональное обучение по про­ граммам профессиональной подго­ товки рабочих, но и повысить квали­ фикацию по имеющейся профессии или пройти переподготовку и полу­ чить смежную профессию (например, вождение в сложных условиях). Учиться можно будет не только в образовательных организациях, но и в специализированных учебных центрах, на производстве, а также у индивидуальных предпринимате­ лей. При этом организации, которые проводят профессиональное обу­ чение, смогут сами устанавливать и утверждать программы на основе действующих профессиональных стандартов или квалификационных требований, учитывая, что проф­ обучение предполагает большую вариативность, прикладную направ­ ленность и приобретение компетен­ ций, необходимых для выполнения конкретных функций или работы на конкретном оборудовании. 1

Слайд 15

Об образовании в Российской Федерации вернется ли распределение выпускников? ответ Обязательное распределение выпускников нарушает право на свободу выбора профессии и рода занятий, гарантированное Конституцией РФ. В качестве альтернативы и гарантии трудоустройства законопроектом вводится институт целевого приема, предусматривающий заключение договора о целевом приеме между вузом и организацией­работодателем и договора о целевом обуче­ нии между гражданином, направленным на обучение в рамках целевого приема, и организацией­работодателем. В новом законе будет отдельная статья, регулирующая правоотношения всех за­ интересованных сторон. В частности, закрепляются существенные условия догово­ ра о целевом обучении, которые включают меры социальной поддержки учащего­ ся. Среди них могут быть материальное стимулирование, оплата дополнительных образовательных услуг, предоставление в пользование или оплата жилья в период обучения, обязательства по организации производственной практики и, конечно, по трудоустройству. Наряду с правами и гарантиями предусмотрена и ответственность сторон за не­ исполнение взятых на себя обязательств. Так, выпускник, который откажется ра­ ботать в организации, с которой был заключен договор, будет обязан возместить расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки в полном объеме, а также выплатить штраф в двукратном размере этих затрат. 1

Слайд 16

Об образовании в Российской Федерации

Слайд 17

Об образовании в Российской Федерации для чего в новом Законе термин «обраЗовательное учреждение» Заменен на «обраЗовательную органиЗацию»? ответ Термин «образовательное учреждение» устарел и не соответствует граж­ данскому законодательству, согласно которому учреждение является одной из организационно­правовых форм некоммерческой организации. Организация же (в данном случае образовательная) является обобщенным понятием для различ­ ных организационно­правовых форм. 16

Слайд 18

Об образовании в Российской Федерации почему в новом Законе уменьшено количество типов обраЗовательных органиЗаций, а их раЗделение на виды исчеЗло совсем? ответ Это связано с необходимостью убрать избыточное дробление образова­ тельных организаций, которое создавало необоснованные административные ба­ рьеры, а также трудности при лицензировании и государственной аккредитации образовательных организаций. При этом существующая градация при всем своем многообразии не давала разви­ ваться новым формам обучения, так как оставляла за рамками закона использова­ ние дистанционных технологий, выстраивание индивидуальных образовательных программ, возможности совместной образовательной деятельности организаций различных типов или обучения с участием научных организаций и промышленных предприятий. Все образовательные организации разделятся по уровням образовательных программ 1. Дошкольные образовательные организации. . Общеобразовательные орга­ низации. . Профессиональные образова­ тельные организации. . Образовательные организа­ ции высшего образования. Дополнительным образованием займутся 1. Организации дополнительно­ го образования. . Организации дополнитель­ ного профессионального образования. Образовательные организации в рам­ ках одного типа получат возможность использовать в наименовании специ­ альные названия в соответствии с осо­ бенностями осуществляемой образова­ тельной деятельности. Лицеи, гимназии, консерватории и пр. продолжат свою работу. 17

Слайд 19

Об образовании в Российской Федерации кто получит право учить детей и вЗрослых? ответ  Образовательные организации.  Научные организации (по про­ граммам магистратуры и под­ готовки научно­педагогических кадров, а также по программам профессионального обучения).  Организации для детей­сирот и детей, оставшихся без по­ печения родителей, организа­ ции, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, организации, осуществляющие социальное обслуживание де­ тей (по основным и дополни­ тельным общеобразователь­ ным программам, программам профессионального обуче ­ ния).  Индивидуальные предприни­ матели (по основным и допол­ нительным общеобразователь­ ным программам, программам профессионального обуче ­ ния).  Иные организации любой орга­ низационно­правовой формы (по программам профессио­ нального обучения и дополни­ тельного образования). 18

Слайд 20

Об образовании в Российской Федерации будет ли новый Закон способствовать интеграции российского и Зарубежного обраЗования? ответ Законопроект направлен на интеграцию российского и европейского об­ разовательных пространств. Международному сотрудничеству в документе посвящена отдельная глава, ко­ торая, в том числе, предполагает создание условий для развития мобильности сту­ дентов и преподавателей, а также возможность реализации совместных образова­ тельных программ. Кроме того, закон значительно упрощает порядок признания в России иностранных документов об образовании. 19