Домашнее задание

Калашникова Надежда Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Карточка.

Задание:

 Построить график  годовой температуры воздуха для Нефтеюганска за 1998 год по

следующим данным:

месяцы

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

t воздуха

-20

-25

-13

-9

+2

+21

+28

+22

+10

-1

-18

-11

2. Проанализируйте график годового хода температуры воздуха в Нефтеюганске:

1) Определите, в какой месяц года наблюдается самая высокая температура воздуха и в какой самая низкая температура воздуха?

2) Вычислите годовую амплитуда температуры воздуха?

3) Определите, как взаимосвязаны средняя месячная температура воздуха и высота Солнца над горизонтом.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме:

 «Внутренние воды и водные ресурсы».

1 вариант.

1. Дайте определение понятия «режим реки».

2. Приведите примеры рек с различным водным режимом.

3. Охарактеризуйте(опишите) географическую специфику России по особенностям рек.

4. Объясните особенности режима р.Обь, возможности её использования человеком.

5. Спрогнозируйте последствия постройки ГЭС на Оби при впадении Иртыша.

Контрольная работа по теме:

 «Внутренние воды и водные ресурсы».

3 вариант.

1. Дайте определение понятия «озеро».

2. Какие типы озёрных котловин по происхождению выделяют. Приведите примеры.

3. Охарактеризуйте размещение озёр по территории страны.

4. Объясните образование озёр на территории округа, приведите примеры и возможность использования.

5. Спрогнозируйте последствия, которые произойдут в районе строительства крупного водохранилища.

Контрольная работа по теме:

«Внутренние воды и водные ресурсы».

2 вариант.

       1. Перечислите, что входит в понятие природных льдов.

  1. Дайте определения понятия «многолетняя мерзлота».
  2. Назовите районы распространения природных льдов на территории России.
  3. Объясните особенности образования многолетней мерзлоты, её влияние на деятельность человека.
  4. Спрогнозируйте последствия, которые произойдут если  начнётся интенсивное таяние многолетней мерзлоты..

Контрольная работа по теме:

 «Внутренние воды и водные ресурсы».

4 вариант.

1. Дайте определение понятия «болото».

2. рр.

3. Охарактеризуйте размещение болот по территории страны.

4. Объясните образование болот, приведите примеры влияния их на деятельность человека и возможность использования.

5. Спрогнозируйте последствия осушения болот.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Земля»

Вариант № 1

  1. Выбери один верный ответ

1. Назовите имя ученого, который предполагал, что земной шар возник в результате катастрофы.

А) И. Кант                Б) Ж. Бюффон                В) П. Лаплас               Г) Д. Джинс              Д) О.Ю. Шмидт

2. Как называется воздушная оболочка Земли?

А) Гидросфера                   Б) Биосфера                         В) Литосфера                 Г) Атмосфера

3. Что образует Земная кора и верхняя часть мантии?

А) Литосферные плиты             Б) Рельеф               В) Осадочные горные породы               Г) Гейзеры

4. Какой из перечисленных минералов является осадочным по происхождению?

А) Гранит                   Б) Кварц                В) Мел               Г) Слюда                         Д) Базальт

5. Как называются горные породы, которые легко рассыпаются или разламываются руками?

А) Плотные                          Б) Рыхлые                          В) Твердые                         Г) Мягкие

6. Какое из перечисленных тел является телом живой природы?

А) Кустарник                  Б) Камень                  В) Столб                   Г) Роса                  Д) Мяч

7. Как называют вещества, состоящие из частиц, образованных атомами разных видов?

А) Простые                 Б) С примесями                       В) Без примесей                         Г) Сложные

8. В результате каких явлений не происходит образования новых веществ?

А) Физических                 Б) Химических                  В) Простых                         Г) Сложных

9. Как называют районы, где особенно часты землетрясения?

А) Очаги землетрясений        Б) Сейсмически активные районы       В) Эпицентры землетрясений

10. Как называют вулканы, которые извергаются более или менее регулярно?

А) Работающие                 Б) Действующие                 В) Потухшие               Г) Извергающиеся

  1. Разделите на две группы указанные ниже объекты, укажите основание для классификации. Дополните своими примерами.

Гималаи, Янцзы, Килиманджаро, Муррей, Кордильеры, Нил, Миссисипи.

  1.  Выпишите из предложенного списка тела.

Вода, мяч, роса, стекло, бутылка, сталь, гвоздь, полиэтилен, стул, растение, железо.

IV.      Дайте определения понятий.

  1. Горная порода.
  2. Атмосфера.
  3. Землетрясение.
  4. Материк.

V.      Приведите пример:

А) механического явления;

Б) химического явления.

VI.       Укажите, какие утверждения верны:

  1. Горные породы состоят из минералов.
  2. При извержении вулкана магма изливается на поверхность Земли.
  3. На Земле пять материков.
  4. Самый большой материк – Евразия.
  5. Вода занимает 1\3 поверхности Земли.
  6. Только на Земле обнаружена жизнь.

VII.      

 Напишите рассказ «Моя уникальная планета».

Контрольная работа по теме «Земля»

Вариант № 2

I. Выбери один верный ответ

1. По мнению, какого ученого, Солнце и планеты возникли из вращающегося раскаленного газового облака.

А) Ж. Бюффон           Б) Д. Джинс           В) О.Ю. Шмидт            Г) И. Кант                  Д) П. Лаплас  

2. Как называется водная оболочка Земли?

А) Гидросфера                   Б) Литосфера                   В) Атмосфера                    Г) Биосфера

3. Назовите внутреннюю оболочку Земли, которая составляет 83% от объема планеты и имеет температуру 2000°С.

А) Литосфера             Б) Мантия                  В) Биосфера                   Г) Ядро           Д) Земная кора

4. Какой из перечисленных минералов является жидким?

А) Полевой шпат                 Б) Слюда            В) Кварц                 Г) Нефть                   Д) Слюда

5. Как называются достаточно прочные (как камни) горные породы?

А) Сильные                          Б) Рыхлые                          В) Плотные                 Г) Не рассыпчатые

6. Какое из перечисленных тел, является телом неживой природы?

А) Человек                         Б) Дом                          В) Цветок                          Г) Собака

7. Как называют вещества, в состав которых входят атомы одного вида?

А) Простые                 Б) Сложные                         В) С примесями                 Г) Без примесей

8. В результате каких явлений происходит образование новых веществ?

А) Тепловых                 Б) Световых              В) Химических            Г) Электрических        Д) Механических

9. Как называют канал, проходящий в толще вулкана?

А) Кратер                         Б) Очаг магмы                       В) Гейзер                      Г) Жерло

10. Как называют место, где происходит сдвиг горных пород?

А) Очаг землетрясения             Б) Эпицентр землетрясения           В) Сейсмически активный район

II.        Разделите на две группы указанные ниже объекты, укажите основание для классификации. Дополните своими примерами.

Байкал, Амазонка, Мичиган, Эйр, Муррей, Днепр.

III.     Выпишите из предложенного списка вещества.

Соль, лавочка, метеорит, полиэтилен, резина, сосулька, животное, сталь, сера, чугун.

  1. Дайте определения понятий
  1. Айсберг.
  2. Гидросфера.
  3. Погода.
  4. Океан.

V. Приведите пример:

А) теплового явления;

Б) химического явления.

VI.       Укажите, какие утверждения верны:

  1. В центре Земли располагается мантия.
  2. Земная кора – это твёрдая верхняя оболочка Земли.
  3. Нил – самая длинная река планеты.
  4. Самый большой по площади и самый глубокий океан планеты – Тихий.
  5. Ледники образованы солёным льдом.
  6. Озоновый слой задерживает излучение из космоса.

VII.      

Напишите рассказ «Почему возможна жизнь на Земле».

Ответы к проверочной работе

по теме «Земля».

Вариант № 1

I. 1Б; 2Г; 3А; 4В; 5Б; 6А; 7Г; 8А; 9Б; 10Б.

II.         1. Рельефом;

2.Магматическими;

3. Веществ;

4. Ионы;

5. Лавой.

III. Мяч, роса, бутылка, гвоздь, стул, растение.

IV.

V

VI

Вариант № 2

I. 1Д;  2А; 3Б; 4Г; 5В; 6Б; 7А; 8В; 9Г; 10А.

II.         1. Минералов;  

2.Осадочными;

3. Чистыми;

4. Молекулы;

5.Землетрясение.

III. Соль, полиэтилен, резина, сталь, сера, чугун.

IV.

V

VI



Предварительный просмотр:

ЗАДАЧА 1.

В данный момент расстояние между двумя таксистами 345 км. На каком расстоянии будут находиться таксисты через два часа, если скорость одного 72 км /ч., а другого  -68 км /ч., и они выезжают навстречу друг другу одновременно?

ЗАДАЧА 2

Расстояние между городами А и В 720км. Из А в В вышел скорый поезд со скоростью 80 км /ч. Через 2 часа навстречу ему  из В в А  вышел пассажирский поезд  со  скоростью 60 км /ч. Через  сколько  часов после   выхода  пассажирского  поезда  эти  поезда встретятся?

ЗАДАЧА 3.

Из двух пунктов навстречу друг другу одновременно выехали два автобуса.  Скорость  одного  автобуса  45 км /ч,  а скорость другого автобуса 72 км /ч. Первый автобус до встречи проехал 135км.
Найдите расстояние между пунктами.

ЗАДАЧА 4.

Машина и автобус выехали из двух городов, находящихся на расстоянии 740 км навстречу друг другу со скоростями 70 км/ч и 50 км/ч.  Какое расстояние будет между машинами через 5 часов?

ЗАДАЧА 5.

Две гоночные машины выехали навстречу друг другу. Расстояние между ними было 660 км. Одна ехала со скоростью 100 км/ч, а другая 120 км/ч.  Через какое время они встретятся?

ЗАДАЧА 6.

Из одного логова одновременно в противоположных направлениях выбежало два тигра. Скорость одного тигра 48 км / ч.,  а  другого  – 54 км ч. Какое расстояние будет между тиграми через 3 часа?

 

ЗАДАЧА 7.

Максим и Саша вышли из школы со скоростью 50 м/мин. Рома вышел вслед за ними через 6 минут со скоростью 80 м/мин. Через сколько минут  Рома догонит Максима и Сашу?

Решение задач.

Решение записываете в тетрадь с наименованием, рядом записываете формулу.

Скорость 
V

Время
t

Расстояние
S

5 м/с

15 сек.

? м.

Скорость 
V

Время
t

Расстояние
S

? м/с

3 сек.

78 м.

Скорость 
V

Время
t

Расстояние
S

10 м./сек

? сек.

100 м.

Скорость 
V

Время
t

Расстояние
S

90 км/ч

6 ч.

? км.

? км/ч

30 ч.

1500 км

70 м/мин.

? мин.

840 м

1 вариант

1. Реши примеры в столбик:

   23757 ∙ 8                  4007 ∙ 50

   21800 ∙ 40                1720 ∙ 60

2. Реши задачу.

    В трех одинаковых ящиках лежит 120 кг яблок. Сколько нужно таких ящиков, чтобы расфасовать 400 кг яблок?

3. Найди значение выражения:

   ( 83027 – 81654) ∙ 8 + 4200 ∙ 60 – 32000 : ( 8 ∙ 4)

4. Реши задачу.

   Ширина классной комнаты прямоугольной формы 8 м. Найди периметр класса, если его площадь 96 м

5. Сравни выражения.

  175 ∙ 3 + 175 ∙ 6 * 9 ∙ 175

  5 ∙ 4269 * 4269 ∙ 4

  ( 357149 + 298517) ∙ 30 * (298517 + 357149) ∙ 40

                                           

                                                   2 вариант

1. Реши примеры в столбик.

    32198 ∙ 7                    3009 ∙ 60

    13700 ∙ 30                  1260 ∙ 40

2. Реши задачу.

   За 6 одинаковых альбомов заплатили 540 рублей. Сколько таких же альбомов можно купить на 900 рублей?

3. Найди значение выражения:

   ( 72043 – 70928) ∙ 6 + 3800 ∙ 30 – 5600 : ( 7 ∙ 8)

4. Реши задачу.

   Ширина земельного участка прямоугольной формы 7 м. Найди периметр этого участка, если его площадь 91 м

5. Сравни выражения.

   264 ∙ 4 + 264 ∙ 2 * 6 ∙ 264

   8 ∙ 3716 * 3716 ∙ 7

   ( 193871 + 346258) ∙ 20 * ( 346258 + 193871) ∙ 30


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Население мира»

2 вариант.

А1. Какая из перечисленных стран является наиболее густонаселённой:

1)

Франция

2)

Норвегия

3)

Швеция

4)

Канада

А2. В какой из перечисленных стран доля детей в возрастной структуре населения наибольшая?

1)

Германия

2)

Китай

3)

США

4)

Польша

А3. Какая из перечисленных стран по форме правления является монархией:

1)

Монголия

2)

Великобритания

3)

КНДР

4)

Венгрия

А4. Самая высокая продолжительность жизни в мире наблюдается в последние годы в

1)

США

2)

Япония

3)

Великобритания

4)

Германия

А5. Высокий уровень урбанизации характерен:

1)

Вьетнам

2)

Алжир

3)

Нигерия

4)

Индонезия

А6. Ислам – религия большинства верующего населения:

1)

Бразилии

2)

Монголии

3)

Турции

4)

Индии

А7. В какой из перечисленных стран в половой структуре населения преобладают женщины?

1)

Оман

2)

Алжир

3)

Венгрия

4)

Саудовская Аравия

А8. Первое место в мире по абсолютной численности горожан занимает:

1)

Россия

2)

Китай

3)

США

4)

Индонезия

А9. Для какой из перечисленных стран характерен наибольший естественный прирост населения (на 1000 жителей)

1)

Испания

2)

Аргентина

3)

Монголия

4)

Эфиопия

В1. Расположите станы в порядке убывания в них доли городского населения:

1)

Мексика

2)

Узбекистан

3)

Венесуэла

4)

Камбоджа

В2. Выберите из предложенного списка три страны, которые имеют федеративное административно-территориальное устройство:

1)

Индия

2)

Польша

3)

Канада

4)

Бразилия

5)

Белоруссия

6)

Франция

В3. Расположите страны в порядке убывания доли детей в возрастной структуре населения:

А)

Колумбия

Б)

Дания

В)

Нигер

Г)

Польша

В4. Установите соответствие между социально-экономическим явлением и примером его проявлении

Явление:

  1. Демографическая политика
  2. Урбанизация
  3. Иммиграция

Пример проявления:

А) Городское население в мире растёт быстрее чем сельское, что связано с массовой миграцией в города и преобразованием сельских поселений в городские.

Б) Рост численности населения Израиля на 2/3 происходит за счёт переселенцев из других стран.

В) В Китае последовательно предпринимается целый комплекс мер, нацеленный на снижение уровня рождаемости. За последние 50 лет доля городского населения в Аргентине увеличилась до 86%.

Г) В пределах основной полосы расселения сосредотачивается 80% населения России.

В5. В каких четырёх странах английский язык является государственным?

А)

США

Б)

Монако

В)

ЮАР

Г)

Австрия

Д)

Швейцария

Е)

Австралия

В6. Расположите страны в порядке возрастания в них рождаемости (на 1 тыс. жителей).

А)

Кения

Б)

Аргентина

В)

Италия

Г)

США

В7. Выберите три высказывания, в которых говорится о миграции населения.  

А)

Население нефтедобывающих стран Юго-Западной Азии увеличивается не только за счёт естественного прироста. За последние десятилетия эти страны стали центром притяжения трудовых ресурсов из менее развитых стран.

Б)

В притихоокеанской  полосе шириной 300-350 км. сосредоточено 9/10  населения Бразилии.

В)

Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами.

Г)

Основная часть населения Японии сконцентрирована в больших городах и городских агломерациях.

Д)

Население Израиля на 2/3  увеличивается за счёт выходцев из России и других стран СНГ.

Е)

Население Африки ежегодно увеличивается примерно на 20 млн. человек, Латинской Америки – более на 6 млн. человек.

С1. Определите по графику, как изменилась (увеличилась или уменьшилась) доля лиц до 15 лет и лиц старше 65 лет в общей численности населения Австралии за период с 1945 по 2005 год. Объясните, чем вызваны эти изменения в возрастной структуре населения страны. Укажите не менее двух причин.

С2.  Используя приведенные в таблице данные, определите, в какой из стран (Испания или Португалия) доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения выше. Укажите две причины более высокой доли пожилых людей в населении этой страны.

Демографические показатели Испании и Аргентины в 2003 г.

Показатели

Испания

Аргентина

Общая численность населения, млн чел.

40,2

38,8

Численность населения в возрасте до 14 лет, млн. чел

5,8

10,2

Численность населения в возрасте от 15 до 64 лет, млн чел.

27,3

24,6

Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн чел.

7,1

4,0

Рождаемость, ‰

10,5

17,5

Смертность, ‰

9,5

7,5

Сальдо миграций (на 1 000 жителей)

+ 1,0

+ 0,6

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

79,2

75,5

Контрольная работа по теме: «Население мира»

3 вариант.

А1.Наибольшая средняя плотность населения характерна для:

1)

Канады

2)

Австралии

3)

России

4)

США

А2. В какой из перечисленных стран доля взрослого населения в возрастной структуре населения наибольшая?

1)

Великобритания

2)

Эфиопия

3)

Алжир

4)

Бразилия

А3. Ежегодный прирост населения в мире в последнее десятилетие 20 века составлял около

1)

40 млн.чел

2)

80 мил. чел

3)

100 мил. чел

4

150 млн. чел.

А4. В какой из перечисленных стран ожидаемая продолжительность жизни наибольшая (превышает 75 лет)

  1. Боливия
  2. Алжир
  3. Мьянма
  4. Греция

А5. Низкий уровень урбанизации характерен:

1)

Бразилия

2)

Эфиопия

3)

США

4)

Шри-Ланки

А6. Буддизм – религия большинства верующего населения:

1)

Пакистана

2)

Индонезии

3)

Сингапура

4)

Литвы

А7. В какой из перечисленных стран в половой структуре населения преобладают мужчины?

1)

Аргентина

2)

Китай

3)

Венгрия

4)

Франция

А8. На территории, какой страны нет крупнейших городских агломераций

1)

Аргентина

2)

Бразилия

3)

Австралия

4)

Франция

А9. Естественная убыль населения характерна для

1)

Канады

2)

США

3)

Алжира

4)

Венгрии

В1. Расположите страны в порядке возрастания в них уровня урбанизации.

1)

Танзания

2)

Кувейт

3)

Греция

  1. Египет

В2. Выберите из предложенного списка три страны, которые по форме правления являются республиками:

1)

Тунис

2)

Испания

3)

Швеция

4)

Непал

5)

Финляндия

6)

Мексика

В3. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них естественного прироста (на 1 тысячу жителей).

А) США

Б) Дания

В) Кувейт

Г) Бразилия

В4. Установите соответствие между социально-экономическим явлением и примером его проявлении

Явление:

  1. Урбанизация
  2. Эмиграция
  3. Иммиграция

Пример проявления:

А) В некоторых странах столичные функции распределены между двумя городами. Например, В Нидерландах – между Амстердамом и Гаагой.

Б) Количество «сверхгородов» в развивающихся странах быстро возрастает. По расчётам в 2010 г. Из 27 «сверхгородов» мира  в странах Юга будет находиться 20.

В) На пороге 21 века по количеству беженцев, покинувших страну, особо выделялись Афганистан и Руанда.

Г) Население Израиля на 2/3  увеличивается за счёт выходцев из России и других стран СНГ.

В5. В каких четырёх странах немецкий язык является государственным?

А) Австрия

Б) Греция

В) Италия

Г) Германия

Д) Швейцария

Е) Лихтенштейн

В6. Расположите страны в порядке возрастания в них рождаемости (на 1 тыс. жителей).

А)

Кения

Б)

Аргентина

В)

Италия

Г)

США

В7. Выберите три высказывания, в которых говорится о проявлениях демографического кризиса.  

А)

В экономически развитых странах происходит рост доли пожилых людей в возрастной структуре населения.

Б)

Нулевой или близкий к нему естественный прирост не обеспечивает расширенного воспроизводства населения.

В)

В конце 90-х годов 20 века естественный прирост в развивающихся странах был положительным.

Г)

После завоевания независимости развивающиеся страны получили возможность шире использовать достижения современной медицины, санитарии и гигиены, что привело к довольно резкому сокращению смертности.

Д)

В Европе уже полтора десятка стран имеют отрицательный естественный прирост населения.

Е)

Страны тропической Африки отличаются высокими показателями рождаемости.

 

С1. Чем объяснить, что показатель отношения численности пожилых людей (старше 60 лет) к численности детей (младше 14 лет) в Германии почти в двадцать раз превосходит этот же показатель в Замбии? Укажите не менее двух причин.

С2. Используя приведенные в таблице данные, определите, в какой из стран –Аргентине, Мексике или Венгрии – доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения наименьшая. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные или рассуждения. Объясните, с чем связана низкая доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения этой страны.

Демографические показатели Аргентины, Мексики и Венгрии в 2007г.

Показатели

Аргентина

Мексика

Венгрия

Общая численность населения, млн чел.

40,0

108,0

10,0

Численность населения в возрасте до 15 лет, млн чел.

10,0

9,0

1,6

Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн чел.

4,0

5,4

1,6

Рождаемость, ‰

16

22

10

Смертность, ‰

7

5

13

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

74

75

73

Доля городского населения, %

89

75

65

Контрольная работа по теме: «Население мира»

1 вариант.

А1. Какая из перечисленных стран является наиболее густонаселённой:

1)

Бангладеш

2)

Непал

3)

Алжир

4)

Ливия

А2. В какой из перечисленных стран доля детей в возрастной структуре населения наибольшая?

1)

Ирландия

2)

Эфиопия

3)

Австралия

4)

Канада

А3. Какая из перечисленных стран по территориальному устройству является федерацией?

1)

Германия

2)

Франция

3)

Финляндия

4)

Швеция

А4. Выделите регион с самым низким показателем средней продолжительности жизни

1)

Океания

2)

Африка

3)

Азия

4)

Латинская Америка

А5. Высокий уровень урбанизации характерен:

1)

Афганистана

2)

Кувейта

3)

Индии

4)

Шри-Ланки

А6. Православие – религия большинства верующего населения:

1)

Канады

2)

Германии

3)

Грузии

4)

Литвы

А7. В какой из перечисленных стран в половой структуре населения преобладают мужчины?

1)

Аргентина

2)

Алжир

3)

Венгрия

4)

Франция

А8. Столица – самый крупный город:

1)

Канаде

2)

США

3)

Японии

4)

Австралии

А9. Отрицательный естественный прирост населения (– 2 человека на 1 тыс. жителей) характерен для региона

1)

Северная Африка

2)

Юго-Западная Азия

3)

Австралия и Океания

4)

Восточная Европа

В1. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них уровня урбанизации.

А)

Египет

Б)

Мексика

В)

Эфиопия

Г)

Бельгия

В2. Выберите из предложенного списка три страны, которые по форме правления являются монархиями.

А)

Марокко

Б)

Бангладеш

В)

Таиланд

Г)

Сирия

Д)

Оман

Е)

Вьетнам

В3. Расположите страны в порядке возрастания в них рождаемости (на 1000 жителей)

А)

Бразилия

Б)

Эстония

В)

Австралия

Г)

Афганистан

В4. Установите соответствие между социально-экономическим явлением и примером его проявления

Явление:

  1. Эмиграция
  2. Иммиграция
  3. Урбанизация

Пример проявления:

А) За последние 50 лет доля городского населения в Аргентине увеличилась до 86%.

Б) Население Австралии продолжает увеличиваться за счёт переселенцев из других стран.

В) В Китае последовательно проводится политика, направленная на снижение рождаемости.

Г) Длительная война в Афганистане привела к тому, что многие жители навсегда покинули страну.

В5. В каких четырёх странах французский язык является государственным?

А)

Швейцария

Б)

Монако

В)

Бразилия

Г)

Австрия

Д)

Франция

Е)

Бельгия

В6. расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них естественного прироста населения (на 1000 жителей)

А)

Чили

Б)

Австралия

В)

Танзания

Г)

Франция

В7. Выберите три высказывания, в которых говорится о процессе урбанизации.  

А)

Крупные города образуют зону притяжения, формируя городские агломерации из множества близко расположенных городов и поселков.

Б)

Предгорья Северного Кавказа – один из наиболее густозаселенных районов России с густой сетью крупных сельских поселений.

В)

В России формируется мегалополис вдоль оси Москва – Владимир –Нижний Новгород.

Г)

В Канаде 2/3 населения живет в южной 150-километровой зоне, протянувшейся вдоль границы с США.

Д)

Наиболее высокая доля городского населения в России характерна для Мурманской области.

Е)

В конце ХХ в. за пределами своих стран постоянно или временно работали 35 – 40 млн. человек.

С1. Используя половозрастную пирамиду, характеризующую население Объединенных Арабских Эмиратов в 2000 году, определите специфику половой структуры населения в возрасте старше 40 лет и объясните ее. Укажите не менее двух причин, объясняющих данную специфику.

С2. Используя приведенные в таблице данные, определите страну, в которой доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения выше. Укажите две причины более высокой доли пожилых людей в населении этой страны.

Демографические показатели стран А и Б.

Показатели

Страна А

Страна Б

Общая численность населения, млн чел.

19,8

38,8

Численность населения в возрасте до 14 лет, млн. чел

4,0

10,4

Численность населения в возрасте от 15 до 64 лет, млн чел.

13,2

24,6

Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн чел.

2,6

3,8

Рождаемость, ‰

12,6

17,5

Смертность, ‰

7,3

7,5

Сальдо миграций (на 1 000 жителей)

+ 4,0

+ 0,6

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

80,1

75,5


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

Русь изначальная.

       Вариант 1.

1.  Древнее население огромных территорий Европы и Азии    

      IV – III тыс. до н.э. называлось:

славяне;

балтийцы;

индоевропейцы.

2. Какой монах Киево-Печерского монастыря создал

    летопись «Повесть временных лет»:

Нестор;

Даниил;

Сергий.

3.  К восточнославянским племенам не относятся:

    1.  древляне;

    2.  поморяне;

    3.  поляне.

4.  Собрание всего племени на Руси называлось:

    1.  вече;

    2.  рада;

    3.  сход.

5. Создание и становление древнерусского государства

    связано с именем:

Синеуса;

Рюрика;

Трувора.

6.  Впервые свой щит повесил на ворота Константинополя:

    1.  князь Рюрик;

    2.  князь Олег;

    3.  князь Святослав.

7.  Круговой объезд князем подвластных ему земель

     называется:

уроки;

полюдье;

дань.

                                             Русь изначальная.

      Вариант 2.

1.  Союз племен – Анты объединял:

    1. славян;

    2.балтийцев;

индоевропейцев.

2.  Первыми словами летописи «Повесть временных лет»  

     были слова:

Кто такие славяне?

Откуда есть пошла Русская земля?

Зачем нужно государство?

3.  К восточнославянским племенам не относятся:

      1.  хазары;

      2.  радимичи;

      3.  северяне.

4.  В VIII – IX вв. зародился торговый путь, который

     назывался:

«шелковый путь»;

«из варяг в греки»;

«восточный».

5.  Объединение Киева и Новгорода связано с именем князя:

     1.  Рюрика;

     2.  Олега;

     3.  Владимира.

6.   В каком году был подписан первый  письменный    

      мирный договор между Русью и Византией:

862г.;

882г.;

911г.

7.  Твердая норма дани, введенная Ольгой, называется:

  1. уроки;

полюдье;

дань.

8.  Кто из русских правителей первым принял христианство

     и был первым причислен к лику святых:  

1.  Ольга;

2.  Олег;

3.  Святослав.

9.  «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми,

      мертвые сраму не имут…». Это говорил князь:

    1.  Святослав;

    2.  Олег;

    3.  Игорь.

10. Крещение Руси произошло в:

     1.  907г.;

     2.  911г.;

     3.  988г.

11. Положение, при котором в обществе уживается и новая,  

      и старая религия, называется:

     1.  старообрядчество;

     2.  двоеверие;

     3.  язычество.

12. По какому принципу образован ряд?

       Коляда, Купала, Масленица.

13. Расположите события в хронологическом порядке:

      А. правление Рюрика;

      Б. княжение Владимира Святославовича;

      В. княжение Ольги;

      Г. поход Олега на Константинополь.

14. К правлению князя Владимира Святого относится

     (несколько ответов):

укрепление южных границ;

крещение Руси;

разгром Хазарского каганата;

объявление Киева матерью городов русских;

укрепление системы управления страной;

создание новой налоговой системы.

8.  «Хочу на вас идти» говорил князь:

    1.  Святослав;

    2.  Олег;

    3.  Игорь.

9.  Во  времена какого князя началось крещение Руси:

    1.  Игорь;

    2.  Владимир;

    3.  Ярополк.

10. Христианская вера, принятая на Руси не способствовала:

     1.  Развитию грамотности на Руси;

     2.  Расширению связей с Византией;

     3.  распространению идолопоклонничества.

11. Первый каменный собор Пресвятой Богородицы,

      построенный в Киеве и  на содержание, которого  

      Владимир пожаловал десятую часть княжеских доходов,  

      назывался:

Деревянной;

Десятинной;

Дворовой.

12. По какому принципу образован ряд?

      Сварог, Перун, Макошь, Лада, Велес.

13. Расположите события в хронологическом порядке:

      А. княжение Игоря;

      Б.  княжение Святослава;

      В. крещение Руси;

      Г. захват князем Олегом Киева.

14.  К правлению князя Святослава Игоревича относится    

       (несколько правильных ответов):

1. укрепление южных границ;

2. крещение Руси;

3. разгром Хазарского каганата;

4. основал свою резиденцию в Переяславце на Дунае;

5. гибель  в бою с печенегами;

6. бежал из Новгорода к варягам.



Предварительный просмотр:

Упр. 11 с. 45 – выписать слова в тетрадь, перевести.

(Р/Т)  упр. 9, 10, 11, 12



Предварительный просмотр:

Выполните задания в следующей последовательности

  1. Работа с текстом – стр. 74-75. Прочитай        те текс, заполните следующую таблицу.

        

Программа Южного общества- «Русская правда»  П.Пестеля

Программа Северного общества- «Конституция» Н.Муравьева

Власть, форма правления

Крепостное право

Сословный строй

Мы выяснили, что своих целей декабристы хотели достичь методом военного переворота. Офицеры -декабристы попытались свой план осуществить 14 декабря 1825 года – они вывели свои полки  на Сенатскую площадь.

  1. Работа с документами на стр. 90. Прочитайте, ответьте устно на следующие вопросы.

        Преступны ли действия декабристов с точки зрения авторов этих источников? Какую оценку действиям декабристов дает А.С. Пушкин?

Проблема: Декабристы – преступники или герои?

Версии?

Петербурга 19 ноября  1825 года скоропостижно умирает император Александр1.

Пока решался вопрос и том, кто из братьев Александра- Николай или Константин  наследует власть, декабристы решили воспользоваться ситуацией междуцарствия и совершить переворот.

        Почему сложилась ситуация междуцарствия? - Чтение текста (стр. 80-81)

  1. Свое выступление декабристы назначили на 25 декабря . Ими был разработан план восстания. (запишите в тетрадь план восстания).

План восстания декабристов:

  1. Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков
  2. Назначить диктатора- человека с неограниченными полномочиями
  3. Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью
  4. Захватить банк и почтамт
  5. Сенат должен утвердить «Манифест к русскому народу» введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права

        Отметьте, какие пункты плана осуществились, а какие –нет.

        Какой можно сделать вывод? Чего не учли декабристы?

Планы декабристов провалились. Восстание потерпело поражение.

1.        Арестован и осужден 121 человек

2.        5 человек казнены: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин

Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский

3.        Более 100 декабристов сосланы в Сибирь.

  1. Ответьте устно на вопрос:

Как мы можем ответить на проблему урока? Декабристы – преступники или герои?

Домашнее задание:    § 6


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Типы почв.

Задание:

  1. Прочитайте текст параграфа 27.
  2. Дополнительный текст «Типы почв России».
  3. Заполните на основании полученной информации таблицу в тетради.

Тип почвы

Условия почвообразования

Содержание гумуса

Плодородие

Распространение

Тундровая глеевая

Подзолистая

Дерново-подзолистая

Серая лесная

Черноземная

Каштановая

Бурая

  1. Работу можно сделать в электронном виде и отправить по e-mail  

ZLA_71@mail.ru

Типы почв России

Почвы классифицируются по типам. Первым ученым, классифицировавшим почвы, был Докучаев. На территории Российской Федерации встречаются следующие типы почв: Подзолистые почвы, тундровые глеевые почвы, арктические почвы, мерзлотно-таежные, серые и бурые лесные почвы и каштановые почвы.

Тундровые глеевые почвы находятся на равнинах. Образуются без особого влияния на них растительности. Эти почвы находятся в областях, где есть многолетняя мерзлота (в Северном полушарии). Зачастую глеевые почвы – это места, где обитают и кормятся летом и зимой олени. Примером тундровых почв в России может служить Чукотка, а в мире — это Аляска в США. На территории с такими почвами люди занимаются земледелием. На такой земле растет картофель, овощи и различные травы. Для улучшения плодородия тундровых глеевых почв в сельском хозяйстве применяются следующие виды работ: осушение наиболее насыщенных влагой земель и орошение засушливых районов. Также к методам улучшения плодородия этих почв относят внесение в них органических и минеральных удобрений.

Арктические почвы получаются в результате оттаивания вечной мерзлоты. Такая почва довольно тонкая. Максимальный слой гумуса (плодородного слоя) составляет 1-2 см. У этого типа почв низкая кислая среда. Почва эта не восстанавливается из-за сурового климата. Эти почвы распространены на территории России только в Арктике (на ряде островов Северного Ледовитого океана). В силу сурового климата и маленького слоя гумуса, на таких почвах ничего не растет.

 

Подзолистые почвы распространены в лесах. В почве всего 1-4% гумуса. Подзолистые почвы получаются благодаря процессу подзолообразования. Происходит реакция с кислотой. Именно поэтому этот тип почвы еще называется кислый. Подзолистые почвы первым описал Докучаев. В России подзолистые почвы распространены в Сибири и на Дальнем Востоке. В мире подзолистые почвы есть в Азии, Африке, Европе, США и Канаде. Такие почвы в земледелии необходимо правильно обрабатывать. Их надо удобрять, вносить в них органические и минеральные удобрения. Такие почвы скорее более полезны на лесозаготовках, чем в сельском хозяйстве. Ведь деревья на них растут лучше, нежели сельскохозяйственные культуры. Дерново-подзолистые почвы – это подтип подзолистых почв. По составу во многом они схожи с подзолистыми почвами. Характерной особенностью этих почв является то, что они могут медленнее вымываться водой в отличие от подзолистых. Дерново-подзолистые почвы находятся в основном в тайге (территория Сибири). В этой почве содержится до 10% плодородного слоя на поверхности, а на глубине слой резко снижается до 0,5%.

Мерзлотно-таежные почвы образовывались в лесах, в условиях вечной мерзлоты. Они находятся только в условиях континентального климата. Самые большие глубины этих почв не превышают 1 метра. Это вызвано близостью от поверхности вечной мерзлоты. Содержание гумуса всего 3-10%.  Как подвид, существуют горные мерзлотно-таежные почвы. Они образуются в тайге на горных породах, которые покрываются льдом только зимой. Эти почвы есть в Восточной Сибири. Встречаются они на Дальнем Востоке. Чаще горные мерзлотно-таежные почвы встречаются рядом с небольшими водоемами. За пределами России такие почвы есть в Канаде и на Аляске.

Серые лесные почвы образуются на территории лесов. Непременным условием для формирования таких почв является наличие континентального климата.  Лиственных лесов и травяной растительности. Места образования содержат необходимый для такой почвы элемент – кальций. Благодаря этому элементу вода не проникает в глубь почв и не размывает их. Эти почвы серого цвета. Содержание гумуса в серых лесных почвах составляет 2-8 процентов, то есть плодородность почв средняя. Серые лесные почвы разделяются на серые, светло-серые, а также темно-серые. Эти почвы преобладают в России на территории от Забайкалья до Карпатских гор. На почвах выращивают плодовые и зерновые культуры.

 

Бурые лесные почвы распространены в лесах: смешанных, хвойных и широколистных. Эти почвы есть только в условиях умеренного теплого климата. Цвет почвы бурый. Обычно бурые почвы выглядят так: на поверхности земли слой опавшей листвы, около 5 см высотой. Далее идет плодородный слой, который составляет 20, а иногда 30 см. Еще ниже следует слой глины в 15-40 см. Бурых почв бывает несколько подтипов. Подтипы варьируются в зависимости от температур. Выделяют: типичные, оподзоленные, глеевые (поверхностноглеевые и псевдоподзолистые). На территории Российской Федерации почвы распространены на Дальнем Востоке и у предгорий Кавказа. На этих почвах выращивают неприхотливые культуры, например, чай, виноград и табак. Хорошо на таких почвах растет лес.

Каштановые почвы распространены в степях и полупустынях. Плодородный слой таких почв составляет 1,5-4,5%. Что говорит средней плодородности почвы. Эта почва имеет каштановый, светло-каштановый и темно-каштановый цвет. Соответственно существует три подтипа каштановой почвы, различающихся по цвету. На светло-каштановых почвах земледелие возможно только при обильном поливе водой. Основное предназначение этой земли – это пастбища. На темно-каштановых почвах хорошо растут и без полива следующие культуры: пшеница, ячмень, овес, подсолнечник, просо. Есть небольшие различия почвы и в химическом составе каштановой почвы. Разделение ее на глинистую,  песчаную, супесчаную, легкосуглинистую, среднесуглинистую и тяжелосуглинистую. В каждой из них незначительно отличающийся химический состав. Химический состав каштановой почвы разнообразен. В почве есть магний, кальций, растворимые в воде соли. Каштановая почва имеет свойство быстро восстанавливаться. Ее толщина поддерживается ежегодно опадающей травой и листьями редких в степи деревьев. На ней можно получать неплохие урожаи, при условии, если есть много влаги. Ведь степи обычно засушливы. Каштановые почвы в России распространены на территории Кавказа, на Поволжье и в Средней Сибири.

На территории Российской Федерации есть много видов почв. Все они различаются по химическому и механическому составу. В настоящий момент сельское хозяйство находится на грани кризиса. Российские почвы необходимо ценить, как землю, на которой мы живем. Ухаживать за почвами: удобрять их и предотвращать эрозию (разрушение).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Итоговая практическая работа: «Наблюдение погоды и обработка собранных материалов »

Цель: Проверить умение обрабатывать собранные материалы своих наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды.

Задания:

  1. Опишите погоду на территории своей местности (с 1 февраля по 10 февраля 2008 года) , используя данные, приведённые в таблице:

План описания наблюдаемой погоды.

  1. За какой промежуток времени даётся описание погоды.
  2. Составить график изменения температуры. Определите наибольшую, наименьшую и среднюю температуру воздуха.
  3. Перечислите виды осадков и назовите дни, в которые они выпадали.
  4. Постройте «розу ветров» и определите преобладающее направление ветра.
  5. Сделайте вывод о причинах изменения погоды.

Дневник наблюдений за десять дней февраля 2008 года по г. Нефтеюганск

Показатели

1.02

2.02

3.02

4.02

5.02

6.02

7.02

8.02

9.02

10.02

Температура

-7

-9

-11

-9

-9

-16

-22

-12

-13

-8

Давление

756

764

766

757

755

764

777

777

767

760

Облачность

Осадки

Ветер

Ю

З

Ю

Ю

Ю-З

С

С-З

З

З

Ю-З



Предварительный просмотр:

Биологические ресурсы.

Задание: Используя дополнительные источники информации, карту атласа «Особо охраняемые территории», «Животный мир», «Растительность», заполнить таблицу.

Природная зона

Название заповедника

Охраняемые растения и животные