Инклюзивное образование

Калашникова Надежда Геннадьевна
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
 
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
 
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
 
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
 
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
 
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
 
Восемь принципов инклюзивного образования:
 
  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
 
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.
 
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ


Положение

об организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
в  Ханты-Мансийском автономном округе - Югре  


1. Общие положения

          1. Настоящее Положение разработано в целях  создания условий
для организации инклюзивного образования детей-инвалидов
и детей с ограниченными возможностями здоровья
в Ханты-Мансийском  автономном округе – Югре.
        1.1. Создание условий для инклюзивного образования детей-инвалидов  в  Ханты-Мансийском  автономном  округе - Югре  проводится в рамках мероприятий целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от  8 июля 2010 года
№ 160-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года», целевой программы «Доступная среда»,  утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23.12.2011 N 507-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Доступная среда"
на 2012 - 2015 годы", целевых муниципальных программ
«Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры»,  «Доступная среда» и др., утвержденных в муниципальных образованиях.
         1.2. Основными нормативными документами, регламентирующими создание условий для организации инклюзивного образования детей-инвалидов в Ханты-Мансийском  автономном  округе - Югре,        являются:
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»;
-  Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»;

 - Приказы Минобрнауки России от 31 мая 2011г. №1922
«О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г.№175» и от 30 января 2012г. №57 «Об утверждении распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития между бюджетами субъектов Российской Федерации на 2012 год»;

  -  Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации  и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на проведение мероприятий по формированию в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития №06.G65.24.0042 от 30.05.2012;

- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.12.2005  
№ 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО-Югре»;

- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.06.2007
№ 78-оз «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008-2012 годы»;

- Постановление Правительства ХМАО - Югры от 10.02.2012 № 52-п "О комплексе мер по модернизации общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2012 году"
- настоящее Положение и иные нормативные правовые акты.

        1.3.  Инклюзивное образование,  обучение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе с детьми, не имеющими нарушения развития,  инициировано на федеральном уровне и внедрен в порядке эксперимента в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, а также может быть рекомендовано в  Ханты Мансийском  автономном  округе – Югре.

 


2. Принципы организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

          2.1.  Основными принципами организации инклюзивного
образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) являются:
-        добровольность        участия        детей-инвалидов и детей с ОВЗ  с согласия родителей (законных        представителей);
- обеспечение конституционных прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ на получение общедоступного качественного общего образования для включения в традиционно организованный учебный процесс;
- обеспечение условий детям-инвалидам и детям с ОВЗ для получения ими общего образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их личностную самореализацию в образовательном учреждении;

- создание материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития;
- готовность педагогических кадров к работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.


3. Организационная схема по созданию условий инклюзивного образования        детей-инвалидов

3.1. Для создания условий инклюзивного образования        детей-инвалидов
  в Ханты-Мансийском  автономном  округе - Югре создается         следующая организационная         схема:
- Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) осуществляет координацию и мониторинг  организации инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, в Департаменте назначается ответственное лицо (куратор);

- автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» организует и проводит курсы повышения квалификации для педагогов по работе с детьми - инвалидами в рамках  инклюзивного образования в соответствии с запросами муниципальных образовательных учреждений, для выполнения данной задачи назначается ответственное лицо.

- специальные (коррекционные) образовательные учреждения, имеющие достаточную материально-техническую базу и кадровый состав, определяются выполнять роль ресурсного центра по оказанию методической помощи учителям, работающим с детьми-инвалидами в рамках инклюзивного образования в  муниципальных общеобразовательных учреждениях.

- в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:

 назначаются лица, ответственные за организацию инклюзивного образования (кураторы);  

определяются базовые образовательные учреждения, реализующие образовательные программы общего образования, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития;  

организуются и проводятся мероприятия  по созданию универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов и детей с ОВЗ; оснащению базовых образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

координируется работа по выявлению потребности в прохождении курсовой подготовки и курсов повышения квалификации педагогов, работающих с детьми-инвалидами в рамках инклюзивного образования;

- в базовом образовательном учреждении, реализующем образовательные программы общего образования, обеспечивающем совместное обучение инвалидов, детей с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития:

       приказом директора назначается ответственное лицо (куратор) за организацию инклюзивного образования детей-инвалидов;

     - в ресурсных центрах, роль которых выполняют специальные (коррекционные) образовательные учреждения,  приказом директора утверждается ответственное лицо и регламент по оказанию методической помощи учителям муниципальных образовательных учреждениях по инклюзивному образованию детей-инвалидов.    .

4. Функции Департамента по  организации инклюзивного образования детей-инвалидов.

4.1.Департамент:
- обеспечивает разработку и утверждение необходимых нормативных правовых актов по
 организации инклюзивного образования детей-инвалидов;

- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования в автономном округе;
- координирует взаимодействие ответственных лиц за организацию инклюзивного образования детей-инвалидов;
- осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, ресурсными центрами и с базовыми общеобразовательными учреждениями, реализующими образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития;

- осуществляет взаимодействие со сторонними организациями по вопросам организации инклюзивного образования в регионе. .

5. Функции органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:


5.1. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:

- обеспечивает разработку и утверждение необходимых нормативных правовых актов по организации инклюзивного образования детей-инвалидов в муниципальном образовании;
- осуществляют  контроль и координацию за организацией и проведением мероприятий  по
созданию универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов; оснащению базовых образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- осуществляют  контроль и координацию за организацией и проведением мероприятий по приведению в соответствие зданий образовательных учреждений строительным нормам и правилам СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;

- осуществляет методическую поддержку и сопровождение администрации и педагогических кадров в рамках развития инклюзивного образования;

- инициирует проведение мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения к детям-инвалидам в образовательных учреждениях.

6. Функции базового образовательного учреждения, реализующем образовательные программы общего образования, обеспечивающем совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития


6.1. При организации инклюзивного образования базовое образовательное учреждение руководствуется нормами Закона РФ «Об образовании», Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, настоящего положения, Устава общеобразовательного учреждения, а также нормами международного и российского законодательства. Для организации инклюзивного образования необходимо наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам.

6.2. Зачисление детей-инвалидов в класс осуществляется в соответствии с Уставом образовательного учреждения, с согласия родителей и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, комплектующей инклюзивные образовательные учреждения (далее – ПМПК).

6.3. Организация обучения ребенка-инвалида определяется индивидуальным учебным планом для ребенка с особыми образовательными потребностями в соответствии с  программами для общеобразовательных учреждений и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно.

6.4. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями разрабатывается и согласовывается педагогическим консилиумом базисного образовательного учреждения на основе рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида,  с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с особыми образовательными потребностями.

6.5. Рекомендуемое количество детей-инвалидов, обучающихся по специальным (коррекционным) программам,  в класс с детьми, обучающимися по программам общего образования не должно превышать 3-4 человек.

6.6. Назначенные в общеобразовательных учреждениях лица, ответственные за организацию инклюзивного образования   (заместители директора по учебной работе, классные руководители, иные        работники общеобразовательного        учреждения)        – кураторы;

- осуществляет контроль за  работой специалистов по составлению и осуществлению индивидуального учебного плана для ребенка с особыми образовательными потребностями и согласовывает его с родителями (законными представителями);
- формирует заявку педагогов, работающих в рамках инклюзивного образования, на прохождение курсовой подготовки и курсов повышения квалификации и направляет ее в муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования;

- организует проведение мероприятий по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам в образовательном учреждении;

- обеспечивает выполнение мероприятий  по созданию универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов; оснащению базовых образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

- обеспечивает соблюдение прав ребенка – инвалида в соответствии с нормативно-правовыми документами;

- готовят предложения администрации учреждения по подбору и расстановке педагогов, работающих в рамках инклюзивного образования,
- готовят предложения по подготовке тьюторов, обеспечивающих образовательный процесс рамках инклюзивного образования;

- заключают договор со специальным (коррекционным) образовательным учреждением, выполняющим роль ресурсного центра, на оказание методической помощи и сопровождение в рамках инклюзивного образования.

7. Функции специального (коррекционного) образовательного учреждения, выполняющего роль ресурсного центра по оказанию методической помощи учителям, работающих с детьми-инвалидами в рамках инклюзивного образования в  муниципальных общеобразовательных учреждениях

7.1.  Руководителем специального (коррекционного) образовательного учреждения обеспечивается разработка и утверждение  положения и других  локальных актов по деятельности   ресурсного центра в рамках развития инклюзивного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях.  

7.2. Назначенные в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях лица,  ответственные за оказание методической помощи учителям, работающих с детьми-инвалидами в рамках инклюзивного образования:

- заключают договор с образовательным учреждением, обеспечивающим совместное обучение детей-инвалидов,  детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушения развития, на оказание методической помощи и сопровождение в рамках инклюзивного образования;

- разрабатывают и проводят мониторинг потребности оказания методической помощи по вопросам инклюзивного образования в соответствии с заключенными договорами с муниципальными общеобразовательными учреждениями;

- составляют план работы оказания методической помощи по вопросам инклюзивного образования по запросам муниципальных общеобразовательных учреждений по результатам проведенного мониторинга;

- организует проведение мероприятий по оказанию методической помощи по вопросам инклюзивного образования;

- готовят предложения администрации учреждения по подбору и расстановке педагогов,  оказывающих методическую помощь в рамках инклюзивного образования;
- организуют и проводят обучающие семинары, вебинары, круглые столы, открытие уроки и др. мероприятия по оказанию методической помощи в рамках сопровождения инклюзивного образования;

- организуют предоставление информационно-методического материала  на сайте ресурсного центра по запросу образовательных учреждений по вопросам инклюзивного образования;

- оказывают содействие в разработке учебных планов, подборе инструментария при оценке знаний обучающихся и по другим запросам образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов,  детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушения развития.