Бородулина Татьяна Николаевна

Сайт учителя-логопеда

Я - логопед или воспитатель речи. Капельки мудрости, знаний, терпенья сольются в добро, мастерство и уменье!
Логопеду много ль надо? Знания, творчества полет, улыбка детская в награду - методы сам он подберет!
Татьяна Бородулина

 image

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».  (Л.С. Выготский)

 

Приветствую Вас на своем сайте !

Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными,
хорошо образованными, чтобы они чувствовали
себя свободными и уверенными во всём?
Тогда обращайте внимание на то, правильно ли  ваш ребёнок
произносит все звуки,
чётко ли различает на слух звуки в собственной и чужой речи,
какое состояние речеслуховой памяти, грамматического строя речи,
богат ли словарный запас и многое другое.
Своевременное выявление и преодоление расстройств устной
и письменной речи поможет детям в полной мере
раскрыть природные способности и  развить интеллектуальные возможности,
не допуская перехода речевых проблем на последующие этапы обучения.
 
image

Уважаемые родители и гости сайта, вы можете оставить мне свое сообщение, зайдя в раздел "Гостевая" 

 
image
 
 

О себе

Образование (уровень, учебное заведение): Высшее, 2012 г., Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса, менеджер по специальности «Государственное и муниципальное управление»; среднее профессиональное, 2016 г., ОБОУ СПО «Железногорский политехнический колледж» по специальности «Дошкольное образование»; 2025 г., «ФГБОУ ВО «Курский государственный университет" по специальности 44.04.03 специальное (дефектологическое) образование, магистр.

Профессиональная карьера  - общий педагогический стаж работы 16 лет; в данной должности - 2 года.

 

image

image

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Picture background
- "Бегущие в лабиринте" Джеймс Дешнер. «Эта книга повлияла на мой внутренний мир так, что после её прочтения я начала ценить дружбу, мелкие радости жизни, поддержку и чувства других людей»  (А.Кривобоченко) 

-"Робинзон Крузо"  Даниэль Дэфо. Расширил кругозор. " Горе от ума".  А.С Грибоедов. Рассказал о жизни в высшем обществе. (И. Кащеев)

-"Голова Дракона". Печёрин Тимофей. Она рассказала мне о том, что даже самые близкие люди могут оказаться предателями (Д. Князев)

-"Капитанская дочка"  А.С Пушкин. Понятие чести воспитывается в человеке с детства, на примере повести мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Берегите честь смолоду!  (Г. Числов)

-"Евгений Онегин". А.С Пушкин. Этот роман повлиял на мой внутренний мир так, что нужно ценить настоящее, ценить всё, что имеешь и не отказываться от судьбы, не искать всегда во всем смысл (А. Аллахвердиева)

-"Бедная Лиза". А.С Карамзин. Карамзин показал мне, что любовь играет большую роль в человеческой жизни. (К. Петрикова)

-"Вино из одуванчиков". Рэй Брэдбери. Этот рассказ о солнечном лете настолько реалистичен, что проникаешься им полностью и без остатка. Повесть о счастливом детстве должна оказаться на полке или в памяти у каждого. (Е. Щербакова)

-"Три товарища". Мария Ремарк.  Для меня эта книга дала осознать ценность настоящего времени и быть опорой для других» (А. Кошелева)

-"Метро 2033".  Дмитрий Глуховский. Не осмысленность капитализма бюрократий, эмоции и сознание логики на фоне вечной погоне за технологиями, люди забыли Что такое настоящая война совершенным оружием которое может испепелить всё за считанные секунды. Знаете силу прогресса которым можете всё обрушить и возвысить. (М. Мельчагов)

-"Портрет Дориана Грея" Оскард Уайльд. Эта книга меня научила не гнаться за вечной молодостью, потому что именно это может привести к потери своего истинного лица. (А. Лебедева)

-"Муму." Иван Сергеевич Тургенев. Я уверен, что люди, подобные Герасиму, способны сделать жизнь вокруг себя лучше и счастливее, потому что обладают такими замечательными качествами, как сильная воля трудолюбие и огромная любовь к жизни. (Л. Скоринов)
image
 

Мой взгляд на мир

Верю в жизнь, в национальное, историко-культурное возрождение России. В равновесие между идеальным и реальным,  предельным и бесконечным, субъективным и объективным, индивидуальным и всеобщим-  в разумность человеческой природы: благо и добродетель, свободу и ответственность, право и долг. Горжусь своей Родиной, народом, частью которого являюсь, верю в идею служения Родине, в идею  "идею национально-государственного рыцарства.  "Идея национально-государственного рыцарства не утопическая мечта, но спасительная мера успеха и почёта русского бытия."
(И.А . Ильин) 
Всё начинается с ЛЮБВИ!
Пусть нашей жизни пути нелегки,
Всё же в душе ты любовь сбереги,
Чтоб неустанно, вновь и вновь
Детям дарить эту любовь.
Сердце твоё не устанет любить!
Смыслом великим наполнится жизнь!
Пусть нашей жизни пути нелегки.
Всё же в душе ты любовь сбереги!

Мои достижения

2025 г. - Защитила магистерскую дипломную работу по теме "Совершенствование сенсомоторного репертуара детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием баламетрикса"

Участие в профессиональных конкурсах

Год

участия

Уровень

участия

Наименование конкурса профессионального мастерства

Результативность участия

2024

 

Региональный

Конкурс профессионального мастерства учителей-логопедов образовательных организаций «ЛОГО-Мастер 2024» в номинации «Я не волшебник, я только учусь».

Финалист

  

2024

Региональный

XI международный конкурс научно-исследовательских проектов «Принимать, понимать, помогать» в номинации «Научный прорыв»

Участник

  

2025

Муниципальный

Конкурс профессионального мастерства учителей-логопедов образовательных организаций «ЛОГО-Мастер 2025» в номинации «Логопед-творец»

Участник

  

2025

Муниципальный

Ежегодный профессиональный конкурс «Призвание – 2025» работников образования

Лауреат в номинации «Педагогический дебют»  

2025

Региональный

XIII Всероссийский конкурс «Воспитатели России»

Диплом III степени в номинации «Молодые профессионалы»

Поощрения  

Год получения награды, поощрения

Наименование награды, поощрения

Орган исполнительной власти, орган самоуправления ОУ и т.д., поощривший педагогического работника

2023

Благодарность за распространение эффективного педагогического опыта на муниципальном уровне

Начальник Управления образования Администрации города Железногорска Курской области

М.В. Сальникова

Приказ УО №1-608 от

24.11.2023 г

2024

Диплом финалиста регионального конкурса профессионального мастерства учителей-логопедов образовательных организаций «Лого-Мастер 2024»

Ректор ОГБУ ДПО КИРО

К.В. Коптева

  

2024

Грамота    за  высокие достижения в воспитании и развитии дошкольников, творческое отношение к профессии, педагогическое мастерство и добросовестный труд. 

Заведующая МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30 Т.М. Носаченко

  

2024

Диплом за подготовку участника городского фестиваля детского рисунка «С Днем рождения, Дедушка Мороз!»

Филиал «Дворец горняков» МАУК «КДЦ «Русь»

  

2025

Благодарность за участие в муниципальном конкурсе-акции «Украшение для елки» среди обучающихся образовательных организаций

Начальник Управления образования Администрации города Железногорска Курской области

М.В. Сальникова Приказ УО №1-9 от 10.01.2025 г.

  

2025

Благодарственное письмо за высокий профессионализм, ответственность, творческий подход к подготовке детей к конкурсу «Жемчужина КМА - 2025»

Директор по социальным вопросам АО «Михайловский ГОК им. А.В. Варичева»

Б.В. Сорокин

  

2025

Диплом участника муниципального конкурса профессионального мастерства учителей-логопедов образовательных организаций «Лого-Мастер - 2025»

Глава города Железногорска А.В. Михайлов,

Управляющий директор АО «Михайловский ГОК им. А.В. Варичева» А.Г. Захаров

  

2025

Грамота    за  высокие достижения в воспитании и развитии дошкольников, творческое отношение к профессии, педагогическое мастерство и добросовестный труд. 

Заведующая МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30 Т.М. Филина

  

2025

Благодарность за распространение эффективного педагогического опыта на муниципальном уровне

И.о начальника Управления образования Администрации города Железногорска Курской области Л.М. Тагиева

Приказ УО №1-413 от

25.09.2025 г.

2025

Диплом лауреата ежегодного профессионального конкурса «Призвание – 2025» работников образования в номинации «Педагогический дебют»

Управляющий директор АО «Михайловский ГОК им. А.В. Варичева» А.Г. Захаров

  

2025

Диплом III степени XIII Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в номинации «Молодые профессионалы»

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ – член комитета по просвещению, руководитель ВОО «Воспитатели России» Лариса Тутова

2025

Диплом лауреата в номинации «Литературно-музыкальная композиция» в профсоюзном смотре художественной самодеятельности работников отрасли образования Курской области в 2025 году «Мы помним! Мы гордимся!» (муниципальный этап)

Председатель Железногорской общественной организации Профсоюза работников народного образования и науки

Г.Г. Гнездилова

 

2025

Диплом лауреата «Хореографический коллектив» в профсоюзном смотре художественной самодеятельности работников отрасли образования Курской области в 2025 году «Мы помним! Мы гордимся!» (муниципальный этап)   

Председатель Железногорской общественной организации Профсоюза работников народного образования и науки

Г.Г. Гнездилова

 

2025

Грамота за I место в смотре-конкурсе «Лучшая развивающая предметно-пространственная среды группы и кабинета в соответствии с требованиями ФОП ДО»

Заведующая МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30 Т.М. Филина

  

Непрерывность профессионального образования 

Форма повышения квалификации

Форма образования      

Год и место повышения квалификации

Тема, количество часов

Подтверждающий документ

Курсы повышения квалификации

Заочная

2025г.,  ООО «Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки»

«Современные логопедические технологии коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС», 72 часа

Удостоверение №193115470350

  

Профессиональная переподготовка

Заочная

2024г., «РОПКиП»

«Планирование профессиональной деятельности педагога-дефектолога в дошкольных и общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС», квалификация «Педагог-дефектолог»

Диплом

№ 193100745719

  

Профессиональная переподготовка

Заочная

2024г., «РОПКиП»

«Тьютор и его профессиональная деятельность в образовательных учреждениях», квалификация «Тьютор»

Диплом

№ 193100758821

  

Открытые лекции 

Очная

2024г., Консультационный Центр Московского психолого-социального университета в рамках Национального проекта «Образование»

«О сохранении психического здоровья детей и психологические тренинги по развитию устойчивости к факторам стресса у педагогов и родителей»

Сертификат участника

   

 

 

Моё портфолио

 Если дошкольник плохо говорит…
Речь Вашего ребенка значительно отличается от речи сверстников? Окружающие не всегда понимают, что он говорит? Что делать?
При желании, настойчивости и терпении данные рекомендации помогут родителям в преодолении речевых нарушений у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
С чего начать?
Во-первых, желательна консультация логопеда. Возможно, понадобится помощь психиатра, невролога, ортодонта, психолога. 
Во-вторых, необходимо определить, как проявляются речевые нарушения: нарушено произношение звуков речи - пропуски (ыбка), замены (лыбка или выбка), неправильная артикуляция (например, говорит горлом); нарушена слоговая структура слова: усечение слов (велосипед – сипед), перестановка слогов (велопесид), замена слогов (велисапед); бедный словарный запас - неточное обозначение предметов и действий (самовар называет чайником, «вяжет» заменяет словом «шьет»), непонимание обобщающего значения слов (не может перечислить «мебель», «посуду»); наличие стойких аграмматизмов - отсутствие в речи предлогов, неправильное употребление существительных множественного числа (ухи, котенки), форм родительного падежа (карандашов, стулов); низкий уровень развития связной речи - затрудняется прочитать наизусть стихотворение, пересказать сказку, рассказать о событиях дня; темпо-ритмические недостатки - запинки, спотыкания, ускоренный темп речи.
Для преодоления речевых проблем ребенка важно спланировать обучающее общение так, чтобы оно стало не скучным уроком, а интересной игрой. Заранее приготовьте необходимый материал: картинки, книжные иллюстрации, игровые пособия, пальчиковые или настольные театры, карандаши, бумагу, ножницы и др.
  Занятия будут результативными, если следовать следующим принципам общения с детьми:
 - выражения лица – максимально мягкое, доброжелательное,
 - тон голоса – предельно (в любых ситуациях) приветливый, теплый,
 - избегайте приказных фраз, глаголов «должен» и «обязан»,
 - не говорите с насмешкой, не делайте мелочных замечаний,
 Как можно чаще высказывайте одобрение и похвалу.
 Важно знать: к 5 годам ребенок должен произносить все звуки родного языка. успех зависит от системности работы.
 Помните, что лучшие учителя родного языка – это родители, бабушки и дедушки, эмоционально близкие ребенку люди.
 
 

 

imageПредлагаю свой рецепт «ВОЛШЕБСТВА» для успешного обучения детей:

Норму порции терпенья с уваженьем, с теплотой. 
Кинуть горсточку веселья и заправить добротой. 
Немного юмора добавить, килограмм активности. 
Организованность сыпнуть, 
Не забыть мобильности. 
А ещё за ранее в душевном развести тепле смесь из сострадания и понимания. 
Побольше эрудиции, влить импровизации. 
Тщательно всё замесить на творчестве, фантазии. 
Кашу маслом не испортить, 
Такт не испарится! 
Я надеюсь мой рецепт вам тоже пригодится!
 

   Современный логопед - интеллектуальный и разносторонне развитый человек. В своей профессии он искусный мастер, не потому ли, как маленькому чуду, мы удивляемся и радуемся исправлению недостатков речи и позитивным изменениям в жизни воспитанников?!

Кто он такой современный учитель-логопед?
  Во-первых, он педагог, который, работая с детьми и исправляя их речевые недостатки сегодня, делает большой вклад в их завтрашний день, потому что повышает возможности детей на более высокий коммуникативный уровень, формирует навыки владения правильной речью, дающие перспективы интересной и успешной жизни.
  Во-вторых, современный логопед врачует речь и тонко влияет на психические процессы. В его профессиональной деятельности присутствует милосердие медицины. Логопед обладает медицинскими знаниями и может работать не только в образовательных, реабилитационных, но и лечебных учреждениях.
   В- третьих, логопед владеет секретами психологии, ибо неоспорима взаимосвязь речи и психических процессов. По роду своей профессии учитель-логопед не может не быть знатоком человеческой психологии. Потому что логопеду приходится брать на себя роль своеобразного переводчика с невнятного языка "всяческих речевых нарушений" на понятный всем язык.
   В-четвертых, современный логопед обладает прекрасным слухом, как и музыкант. Так как речь сродни музыке, в которой чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованным звукам. Поэтому логопеды в коррекционно-логопедической работе используют логоритмические занятия, где сочетаются речь, ритм, музыка.
   В-пятых, учитель-логопед собирает, хранит и использует в своей работе множество книг поэтому напоминает библиотекаря. Он собирает полезную информацию, которую он может порекомендовать родителям, а специальную литературу - педагогам.
   В-шестых, современный учитель-логопед современен во всем, ему подвластны разные технические средства:  компьютер, фотоаппарат, видеокамера, диктофон и т.д.
   В-седьмых,  логопед проявляет себя, как художник при создании пособий, оформлении разнообразных проектов и мероприятий.
    Самые передовые современные учителя-логопеды делятся своим опытом с другими, освещая его в журналах, в книгах, пособиях и на сайтах. Да и не только в письменном виде, но и наглядно - на собраниях, совещаниях, консультациях, методических объединениях. Создавая, организуя и проводя открытые занятия и мероприятия, логопед сочетает профессиональное мастерство со способностями режиссера. Часто учитель-логопед, готовясь к занятиям, становится поэтом или писателем.
  Любя свою профессию, постаралась раскрыть  лучшие стороны нужной и интересной профессии. И, конечно, современные учителя-логопеды идут в ногу со временем и стараются передать свои знания молодым.
  
Я своей профессией действительно горжусь!!!
 Справочная информация для родителей 
 
Организация работы логопункта МДОУ ЦРР "Кристаллик" -
детский сад №30 города Железногорска Курской области
 
В нашем дошкольном учреждении функционирует логопункт.  
Время работы логопункта:
Понедельник, вторник, среда,четверг: 08.00 – 12.00
Пятница 15.00 – 19.00
Коррекционно-образовательная работа строится в соответствии с программой логопедической помощи. Цель программы: раннее выявление, своевременное предупреждение и коррекция речевых нарушений у воспитанников.
В соответствии с приказом Управления образования ежегодно в марте-апреле проводится обследование речи воспитанников всех возрастных групп. 
Дети с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, дизартрией, заиканием) направляются на психолого-медико-педагогическую комиссию для зачисления в коррекционные группы дошкольных учреждений города. 
На логопункт зачисляются дети со следующими логопедическими заключениями: фонетическое недоразвитие речи  и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. 
Зачисление на логокоррекционные занятия проводится по заявлению родителей учителем-логопедом ДОУ. В первую очередь, зачисляются дети подготовительных к школе групп. Рекомендованное количество, занимающихся на логопункте в течение года, составляет 25 воспитанников. Продолжительность коррекционного обучения находится в прямой зависимости от логопедического заключения. Дети зачисляются для занятия на срок от 3 до 12 месяцев. В исключительных случаях, например, по направлению ПМПК, на логопункте могут заниматься дошкольники с общим недоразвитием речи или дизартрией, продолжительность их обучения – 1,5-2 года. По мере исправления недостатков речи дети выводятся из списка и заменяются другими.
Непосредственно логокоррекционная работа проводится со второй половины сентября по июнь включительно. Реализуются коррекционно-образовательные программы для логопедической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения «Коррекция нарушений речи», автор-составитель сборника программ Г.В. Чиркина.
Основной формой коррекционно-развивающей работы являются занятия: индивидуальные и подвижными микрогруппами. В микрогруппы объединяются 3-4 ребенка с идентичными нарушениями речи. Состав группы может меняться в зависимости от динамики формирования речевых умений, а также в связи с отсутствием детей в дошкольном учреждении. Длительность индивидуальных логопедических занятий составляет 10-15 минут, занятий в микрогруппе – 15-20 минут. 
Коррекционную помощь ребенок получает 2-4 раза в неделю. Периодичность занятий зависит от структуры речевого дефекта, этапа коррекционного обучения, а так же от психофизических особенностей ребенка.
Артикуляционные упражнения, речевой материал логопед записывает в индивидуальной тетради ребенка. В конце рабочей недели тетрадь передается родителям или лицам их заменяющим для повторения и закрепления полученных речевых умений. Выполнение домашних заданий строго обязательно! В понедельник тетрадь необходимо отдать воспитателям группы.
Контроль за правильным звукопроизношением ребенка осуществляется не только логопедом, но и воспитателями группы, и родителями. 

 

image

Нужна ли Вашему ребенку помощь  логопеда?
Вам небезразлично будущее Вашего малыша? Вы хотите видеть его успешным и уверенным в себе человеком?
Тогда самостоятельно оцените состояние речи Вашего ребенка. Узнайте прямо сейчас, нужна ли помощь специалиста.
Прочтите данные утверждения и поставьте напротив утверждения, с которым Вы согласны - 1. Если Вы не согласны с данным утверждением — 
поставьте цифру 0.
 
Утверждение:
 
У членов нашей семьи есть недостатки произношения.
Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года.
Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пищу  (морковь, яблоко и др.)
Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке.
Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем о чём он говорит.
Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать.
Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо).
У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова.
Малышу с трудом удаётся заучивать стихи.
Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону.
Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы.
В речи ребёнок допускает  грамматические ошибки  (Длинные ухи. Много стулов.  Моя яблоко).
Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки.
Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать!
Часто окружающие просят "перевести", что сказал наш малыш.
Наш ребёнок заикается.
Меня настораживает тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и тоже слово, прежде чем высказать свою мысль.
 
Подсчитайте общее количество баллов.
 
Итак, Вы самостоятельно оценили речевое развитие Вашего ребёнка. Наступил момент подсчёта набранных Вами баллов.
 
Если Вы набрали от 0 до 4 — у вас нет причин для беспокойства.
От 5 до 9 — рекомендуем проконсультироваться у логопеда.
От 10 и больше — необходимо срочно обратиться за помощью к логопеду.
 
Уважаемые родители! Хочу Вам порекомендовать улыбку, как первое средство в общении с ребенком. 
"ЧУДЕСНЫЕ СВОЙСТВА УЛЫБКИ"
Улыбнитесь, ведь это полезно вам, ибо, по образному выражению Стендаля, смех убивает старость. Каждый день полезно начинать так: утром перед зеркалом нужно вспомнить что-либо приятное, что помогает обрести приятное выражение на лице. Только с таким выражением вы вправе обращаться к окружающим и к своему ребенку. Доброжелательная улыбка, как правило, вызывает улыбку и соответствующее настроение и у окружающих. Улыбка, так же как и хорошая шутка, радостное мироощущение, создает благоприятную атмосферу для приятельского и делового общения. И, если мы на протяжении дня хоть немного смеялись, то вечером легче засыпаем. Значит, смейтесь, улыбайтесь! Как замечательно, когда ребенок идет в детский сад с улыбкой, с улыбкой прощается с мамой или папой. Родители идут с улыбкой на работу. И вечером приходят за детьми в детский сад с улыбкой. Как это здорово. Как это помогает всем нам. Когда человек улыбается, он становится намного красивее. Если Вам тяжело, что-то не получается и хочется поругать ребенка (почему-то он всегда подворачивается под руку и не слушается), то лучше пошутите, начните какую-то игру и обязательно улыбнитесь. Это будет более продуктивно, чем замечания или нравоучения. Хорошая шутка, хорошее настроение приносит пользу нам и окружающим нас людям. И это здорово, что можно шутить, разыгрывать, смеяться и дарить улыбку друг другу. Ведь дружба начинается с улыбки!
ПОЧЕМУ ПОЛЕЗНО ЧИТАТЬ РЕБЕНКУ НА НОЧЬ?

Почему полезно читать ребенку на ночь? Чтение на ночь для ребенка – это не роскошь, а необходимость. Все знают, что чтение для ребенка – основа его развития. Но не устарело ли чтение как вид воспитания и развития? Может быть, можно заменить чтение мультиком или сказкой на диске? Или сказка на ночь – не устаревает? Мы собрали несколько доводов в пользу чтения ребенку на ночь. Подумайте, согласны ли Вы с ними. Сказка на ночь – демонстрация твоей любви к ребенку.

 Читая ребенку на ночь, ты не только развлекаешь его и развиваешь, ты, таким образом, показываешь свою любовь к малышу. Тебе кажется: ну что могут дать 15 минут чтения? Не сомневайся – очень много! Если будешь читать ребенку на ночь ежедневно, малыш точно будет знать, что его любят, о нем заботятся. И никакой мультик или диск не заменит родной голос и родительское тепло.

Психолог Нелли Дебелая говорит, что чтение на ночь – это очень мощная моральная поддержка для ребенка. Заменяя чтение фильмом или мультиком, помни, что это уже готовые продукты фантазии человека. А книга, сказка дает возможность ребенку создать собственный мир, пофантазировать. И правильное развитие ребенка – это развитие, прежде всего, его воображения. Читаем ребенку сказки на ночь – учим жизни.

 По словам психолога Павла Басанского, сказки помогают ребенку осознавать свой жизненный опыт и переживания, создавать собственный мир. Слушая сказки, малыш получает редкую возможность стать сильным, хитрым и ловким, добрым и великодушным, смелым и мужественным. То есть найти свое место в реальном мире. Даже страшные и грустные сказки и рассказы, по мнению Басанского, нужны. Ведь и страх, и печаль – это нормальные человеческие чувства, которых не нужно избегать. Но важно выбирать проверенные временем произведения. Лучше всего – народные, соответствующие ментальности ребенка. То есть если папа малыша ирландец, а вы украинка – читайте малышу и ирландские, и украинские сказки. Конечно, не стоит читать страшные сказки на ночь. Особенно если ваш ребенок очень впечатлительный.

Читаем ребенку – развиваем его речь и память. Словарный запас ребенка активно формируется в возрасте от 10 месяцев до 1,5 года. В 3 года, если родители занимались с малышом, его словарный запас должен составлять от тысячи слов и больше. Поэтому так важно в этот период читать ребенку, и не только на ночь. Кстати, начинать читать стихи малышу, когда он находится в утробе мамочки. Кумулятивные сказки, то есть сказки, в которых есть повторы, развивают память ребенка.

Читая такую сказку во второй и третий раз, можно предложить ребенку самому повторить отрывок. Также очень полезно читать стихи. При чтении стихов у ребенка развивается чувство ритма. А если еще и попросить продолжить строчку, то тренироваться будет и память. Прочитанный убаюкивающим голосом стих способен, как колыбельная, усыпить ребенка.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) - это ВРЕМЕННОЕ отставание в развитии речи. Чаще всего этот диагноз ставят детям, не достигшим трехлетнего возраста. В каких случаях? Во-первых, если ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь (у него достаточный пассивный словарь), но самостоятельной речи (активного словаря) нет вообще. Во-вторых, если у ребенка небольшой активный словарь (при условии, что самостоятельная речь появилась не так давно - не более 6 месяцев назад). В 3 года диагноз всегда уточняется. Если речевое развитие "набрало обороты" и теперь близко к норме или не отличается от нормы, то можно подтвердить, что это было ни что иное, как ЗРР (диагноз при этом снимается). Но коварство данного диагноза заключается не только в кажущейся родителям и специалистам (педиатрам, неврологам, воспитателям) легкости состояния речевого развития ребенка и надежде, что "само пройдет", но и в том, что под маской ЗРР могут скрываться и более серьезные диагнозы: алалия, общее недоразвитие речи (ОНР), задержка психического (другими словами - интеллектуального) развития (ЗПР) и даже расстройства аутистического спектра (аутизм). Если в 3 года речь не появляется или развивается с серьезными отклонениями от нормы, то диагноз ЗРР заменяется одним из вышеуказанных. Почему же происходит задержка речевого развития? Выделяется 2 основные группы причин:

1. Неправильные методы воспитания в семье или детском саду: частые разногласия, ссоры, конфликты в присутствии ребенка; недостаточное внимание к ребенку со стороны взрослых (взрослые слишком заняты, и ребенок предоставлен сам себе); гиперопека (предугадывается и исполняется любое желание ребенка); авторитарный стиль воспитания (ребенку диктуют каждый шаг, а с его мнением не считаются). В этих случаях у ребенка не формируется мотивация к речевому общению: ему либо не к кому обращаться, либо незачем.

2. Неврологические заболевания либо недостаточность слухового и (или) зрительного восприятия, моторики артикуляционного аппарата (движений губ, языка, мягкого нёба и др.). В основе успешного преодоления задержки речевого развития лежит своевременная диагностика (определение текущего состояния речевого и общего развития ребенка, а также отставания по тем или иным направлениям развития) и вовремя начатые занятия.  

image

 

Мои публикации:
Здоровый образ жизни
Коррекционная педагогика
Логопедия
Материалы для родителей
Развитие речи
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы