Мастер класс с педагогами ДОУ № 30 «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре по методике К. Орфа»
учебно-методический материал по физкультуре

Бородулина Татьяна Николаевна
Подготовила: инструктор по физической культуре
МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30
города Железногорска Курской области
 Бородулина Татьяна Николаевна 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodulina_-_master-klass_po_ispolz.metodiki_k._orfa.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс с педагогами ДОУ № 30

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре по методике К. Орфа»

Подготовила: инструктор по физической культуре

МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30

города Железногорска Курской области

 Бородулина Татьяна Николаевна 

 

Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи: 
• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства. 
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста. 
Используемый материал: палочки, детские музыкальные шумовые инструменты. 
Структура мастер-класса: 
1. Теоретическая часть: 
 Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста. Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма. 
3. Рефлексия – итог мастер-класса

1. Теоретическая часть 
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих

нарушения речи.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более

легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Что же такое ритм?
Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка, слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. 
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. 
Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами .

Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка.

На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной!

Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма. 

2. Практическая часть 
Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет! 
-Ну как настроение, улучшилось? Вот что может сделать слово!

А давайте поделимся нашим хорошим настроением еще с кем-нибудь!

Согласны? (ответ).

Тогда отправляемся в лес, подарим зверюшкам наше хорошее настроение! Вставайте паровозиком и крепко-крепко держитесь друг за друга, чтоб никто не потерялся. (Дети идут за педагогом и садятся в кружок)
-Встретилась нам речка на пути, а в речке рыбки плавают, давайте немного порыбачим!
Упражнение с ритмо-палочками «Рыбка»
(выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)
Рыбка, рыбка,  - 2 раза стучим перед собой палочками
Вот  -передаем соседу справа 
Червяк -  берем другую палочку, переданную соседом слева
Откуси, хоть  -2 раза стучим перед собой палочками 
Чуточку передаем соседу справа;

затем берем другую палочку, переданную соседом слева

Не проси  - 2 раза стучим перед собой палочками
Меня рыбак  - передаем соседу справа
берем другую палочку, переданную соседом слева
Попадусь  2 раза стучим перед собой палочками
На удочку  -передаем соседу справа
берем другую палочку, переданную соседом слева
Повторить все движения в левую сторону.

Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть. 

-Не хочет рыбка ловиться, отправляемся дальше
Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - 
ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - 
ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! 
- удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - 
удары палочкой крест на крест

Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - 
удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - 
движения палочек в ритме перед собой, без звука.
И опять всё начинали! - 
ритмичные удары по полу
-Вышли мы с вами на лесную полянку, а там зверюшки разные и кто к нам вышел первым? Посмотрите, да это же зайчишки!
Пальчиковая гимнастика «Зайчик».
Скачет зайка косой, -указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить. 
Под высокой сосной - ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены. 
Под другою сосной -ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.
Скачет зайчик другой - указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить
- Напугали зайчишку охотники, и побежал он скорей прятаться в домик к оленю, ведь у него же дом большой!

Игра «У оленя дом большой»

Французская народная мелодия, пение с движениями по тексту
У оленя дом большой - педагог показывает рога, (не обхватить дом)
Он глядит в свое окно. 
-как будто в окошко смотрит
Заяц по лесу бежал, - 
прыгают как зайчик
В дверь к нему стучал.  -
как будто открывают дверь- стучит
Тук - тук –тук, - дверь, открой. -
открывает
Там в лесу охотник злой. - 
как будто из ружья стреляет
Заяц, заяц, забегай, лапу подавай.
 - протягивает руку, как будто здоровается).
-Можно делать упражнения на месте в круге, а можно двигаться по кругу

-Не смогли охотники никого догнать, так и ушли ни с чем! 

Музыкально-дидактическая игра с использованием детских музыкальных шумовых инструментов «Лягушкины ритмы» 
-А на полянке появилась лягушка и попросила зверюшек сыграть вместе с ней на музыкальных инструментах.
Обрадовались звери, вышли снова все на полянку, прихватили с собой музыкальные инструменты: зайчишка взял 
ложки, лисичка взяла треугольник, даже мишка вылез из берлоги с бубном

- На пузырики смотри – ритмы точно повтори.
- Ну вот, дождик пошел!

Пора нам отправляться обратно в наш детский сад, садитесь скорей в автомобили, чтоб не промокнуть, поедем назад.

Упражнение «Автомобиль» Муз. М. Раухвергера

Двигаться топающим шагом, в руках держать воображаемый руль. 
Рефлексия 
-Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время нашего путешествия.

А теперь попробуйте с нами

Цель: развитие быстрой и точной реакции, внимания, координации действий со всеми играющими.

«Таря-Маря»:

- Таря -Маря в лес ходила.

- В лес ходила?

- В лес ходила!

- Таря-Маря шишки ела.

- Шишки ела?

- Вам велела!

- А мы шишек не хотим!

Таре-Маре отдадим!

«Кто взял ключи от буфета?»:

- Кто взял ключи от буфета, в котором на полке лежали конфеты?

- Оля взяла!

- Кто?

- Я?

- Да, ты.

- Я не брала!

- А кто? (называется имя следующего участника)… -

Нет здесь ключей от буфета.

А мыши доели конфеты.

Зум-зум- зум-зум – стих спор и шум. Бум!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Мастер класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма в повседневной жизни детей....

Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе воспитатели ознакомились как можно использовать упражнения, речевые и музыкальные игры, способствующих развитию у детей чувства ритма...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Знакомство воспитателей с опытом использования упражнений, речевых и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма....

Мастер класс для родителей по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста

Материал содержит упражнения на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста...

Мастер-класс «Игровые технологии по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Описана работа над развитием чувства ритмау детей дошкольного возраста....