Консультация для родителей «Если ребенок не говорит. Особенности развития психических процессов»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бородулина Татьяна Николаевна
Подготовила: учитель-логопед
МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30
города Железногорска Курской области
Бородулина Татьяна Николаевна 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Если ребенок не говорит. Особенности развития психических процессов»

 

Подготовила: учитель-логопед

МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30

города Железногорска Курской области

Бородулина Татьяна Николаевна 

 

В последнее время все больше родителей стали обращаться к логопеду с тревожным вопросом: «Почему мой ребёнок не говорит?» Давайте, попробуем разобраться в проблеме. Главное, что нужно выяснить-когда ребенок должен говорить и в каком возрасте нужно бить тревогу?

В норме ребёнок начинает говорить первые осознанные слова к 1 году, в 1,5-2 года ребёнок говорит фразу из 2 слов, у него появляются простые бытовые глаголы и прилагательные, к 3 годам малыш говорит развёрнутыми предложениями, но его звукопроизношение и грамматический строй еще не совершенны. В 4-5 лет речь ребёнка близка к речи взрослого человека-он осваивает звуковой состав родного языка, его словарный запас и уровень освоения грамматических норм позволяют связно выражать свою мысль, составлять рассказы, усваивать данные в словесной форме новые знания.

Если маму беспокоит отсутствие речи в 2 года-речь может идти всего лишь о небольшой задержке речевого развития, которая встречается довольно часто, если ребёнок не говорит в 3-4 года, то это повод для серьёзного беспокойства. Любой случай задержки речевого развития -повод для немедленного обращения к врачу-неврологу, психоневрологу, а возможно и к другим специалистам. Задержка речевого развития является, как самостоятельной проблемой, так и симптомом, указывающим на серьёзные проблемы здоровья ребенка.

Условия, необходимые для правильного и своевременного развития речи ребенка.

-соматическое здоровье

-нормальное физическое здоровье, двигательная и игровая активность

-нормальное развитие познавательных процессов и мышления

-эмоциональное благополучие

- нормальная работа органов артикуляции и речеслухового анализатора

-правильное речевое окружение, возможность общаться с другими людьми

-разнообразная и правильно организованная предметно-развивающая среда (предметы и игрушки, окружающие ребёнка и помогающие ему изучать окружающий мир)

ЛЮБОЕ НАРУШЕНИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ-СЛЕДСТВИЕ НЕВЫПОЛНЕНИЯ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ЭТИХ УСЛОВИЙ!

Наиболее частые причины задержки речевого развития:

-Недоразвитие высших психических функций, умственная отсталость

-Нарушение зрения и слуха

-Нарушения в работе органов артикуляции и речеслухового анализатора, обусловленные органическим поражением ЦНС

-Эмоциональные и психические расстройства

Как не допустить задержку речевого развития и что делать, если это уже случилось?

1. Внимательно изучайте своего ребёнка, изучайте литературу по развитию и воспитанию детей, чтобы знать возрастные нормы физического и психического развития детей. Часто проблемам речевого развития предшествуют несоответствия психофизического развития возрастным нормам: отсутствие или слабость рефлексов, слабость сосания, отказ от еды, повышенное слюноотделение, беспричинный плач, задержка становления таких действий, как ползанье, ходьба, слабовыраженный интерес к игрушкам, отсутствие «комплекса оживления», отсутствие позитивной реакции на близких, отсутствие реакций на звуки окружающего мира и речь окружающих, отсутствие и задержка гуления и лепета, и т. д.

2. Следите за здоровьем своего ребёнка, своевременно посещайте врачей, будьте в курсе того, как функционируют анализаторы вашего ребёнка-те органы, которые помогают ему узнавать мир: зрение, слух, обоняние и осязание, а так же как развиваются познавательные процессы, в основе работы которых лежит осознание и переработка информации, полученная органами восприятия.

3. Развивайте высшие психические функции ребенка: внимание, восприятие, память, мышление, учите его анализировать окружающие предметы (трогать их, ощупывать, рассматривать, пробовать на вкус, определять их цвет, форму, размер и фактуру, сравнивать их, выстраивать простейшие логические цепочки и умозаключения. Помните о том, что речь-внешнее проявление мышления.

4. Окружите своего ребенка правильной, богатой, красивой речью, научите его слушать и понимать речь окружающих. Если ваш малыш еще не говорит, накапливайте пассивный словарь, пусть он покажет, подаст то, что вы ему называете. Обратите внимание на то, чтобы ваш малыш знал и понимал не только названия самих предметов, но и их частей, их действий, их назначений и их признаков.

5. Активизируйте речевые реакции ребенка, побуждайте его повторять за вами простейшие звуки, звукоподражания, радуйтесь любой его голосовой реакции.

6. Формируйте артикуляционный праксис- те движения губ и языка, которые соответствуют артикуляции звуков речи. Артикуляционная гимнастика поможет вам сделать язык ребёнка управляемым и послушным

7. Создавайте для ребенка ситуации общения. Больше проводите с ним время занимаясь, играя или просто дурачась, ведь любую деятельность с ним вы будете сопровождать речью. Даже если ребенок не говорит, приучаясь взаимодействовать с вами и другими людьми малыш будет усваивать коммуникационную азбуку, учиться невербальным способам общения (жестам, мимике). Ребёнок любящий и желающий общаться будет вынужден осваивать средство общения-речь.

8. Окружите своего ребёнка заботой и любовью. Ребёнок, выросший в эмоционально благоприятной среде, любимый своими близкими и принятый сверстниками всегда открыт для мира и для всего нового. Такой ребёнок открыт для общения, а это-одно из основных условий появления речи.

9. Обеспечьте своему ребенку достаточную двигательную и игровую активность-эти виды деятельности также напрямую связаны с речевой.

10. Не ждите, что проблема «сама рассосётся», помните, что наиболее результативна ранняя, своевременная помощь, а первый шаг к решению проблемы-её осознание.

Особенности развития психических процессов у детей с нарушением речи

Задача: познакомить педагогов с особенностями развития психических процессов у детей с нарушениями речи.

Ощущения и восприятие.

Нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов. Г. Ф. Сергеева отмечает, что нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии весьма влияет на слуховое восприятие фонем. При этом не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Так, в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Тем не менее, здесь наблюдается определенная пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее происходит различение фонем на слух. И чем меньше имеется «опор» в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов. Развитие же самого фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, дети с общим недоразвитием речи воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

В реализации задачи по перцептивному действию (приравнивание к эталону)дети данной категории чаще пользуются элементарными формами ориентировки, т. е. примериванием к эталону, в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение. Дети с недоразвитием речи нередко при приравнивании фигур ориентируются не на их форму, а на их цвет. Причем у мальчиков часто оказываются более низкие результаты, чем у девочек.

А. П. Воронова при исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многое дети оказываются не готовыми к овладению письмом.

При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий.

Для детей дошкольного возраста с речевой патологией более характерным является нарушение зрительного восприятия и зрительных предметных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти, которая оказывается грубо нарушенной у детей с интеллектуальной недостаточностью, хотя у этих детей меньше страдает зрительное восприятие.

Внимание.

Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.

Темп деятельности в процессе работы снижается.

Распределение внимания между речью и практической действием оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания). Последующий контроль (по результату, его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т. д. особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора» (смотрят на педагога, пытаются определить по его реакции, правильно они выполняют задание или нет, то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «просмотрел в окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

Память.

Исследования памяти позволяют заключить, что у данной категории детей объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.

Нарушение структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением слуховой памяти, но и с особенностями внимания.

Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.

Мышление и воображение.

У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно – следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обуславливаются недостатками эмоционально – волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания. Другие приступают к выполнению заданий, но быстро утрачивают интерес, не заканчивают их и отказываются работать, даже в случаях правильного выполнения заданий. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны.

Овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно – образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.

Дети с нарушениями речи по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально – развивающихся сверстников. Для таких детей характерно использование штампов, однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в ее процессе отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности.

В целом для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения, более низкий уровень пространственного оперирования образами.

Имеющееся у детей речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированности фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создает серьезные препятствия для словесного творчества детей.

Речь и общение.

В целом коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, в связи с чем, игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким – либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую – либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремиться сделать все по – своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним.

У большинства старших дошкольников с тяжелой речевой патологией преобладает ситуативно-деловая форма общения, что характерно для нормально развивающихся детей 2 - 4 летного возраста.

У небольшой части детей с речевой патологией явно преобладает внеситуативно – познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение педагога почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные занимательные тексты, но по окончании чтения организовать с ними беседу достаточно трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи.

Практически у половины детей не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.

Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции их в коллективе сверстников. В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Если ребенок не говорит"

Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотны...

Консультация для родителей "Если ребенок не говорит"

Данный материал сдержит описание наиболее распространенных причин задержки речевого развития ребенка, а также основные способы решения этой проблемы....

Консультация для родителей " Если ребенок плохо говорит"

К сожалению, родители часто недооценивают всю серьезность ситуации. Они не замечают, что ребенок не выговаривает звуки и слова, не произносит распространенных предложений, с трудом запоминает стихи, н...

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит.."

Данная консультация для родителей, имеющих детей 5-6 лет. К  великому сожалению можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей. Надеюсь материал к...

Консультация для родителей "Если ребенок не говорит"

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а ос...

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит" Все что нужно знать родителям о речевых нарушениях у детей дошкольного возраста

В материале консультации рассматриваются самые распространенные речевые проблемы детей. Ознакомившись с материалом родители смогут выяснить, в чем заключается речевая проблема ребенка и как можно ее р...

Консультация для родителей «Если ребенок не говорит. Особенности развития психических процессов»

Подготовила: учитель-логопедМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской областиАносова Наталия Бейбулатовна...