Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит.."
консультация (старшая группа) на тему

Василенко Наталия Алексеевна

Данная консультация для родителей, имеющих детей 5-6 лет. К  великому сожалению можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей. Надеюсь материал консультации будет интересен и полезен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_detey_starshey_gruppy.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей старшей группы:

«Если ребёнок плохо говорит…»

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?» причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды проходят не без осложнений. Если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу.

Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку невропатолог.

Ребенку с речевой патологией могут быть поставлены следующие диагнозы:

1  общее недоразвитие речи (ОНР)

2  фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

3  дизартрия

4  алалия

5  ринолалия

6  заикание

7  задержка речевого развития (ЗРР)

Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей:

В период беременности отрицательно сказываются генетические дефекты, биологическая репродуктивная незрелость матери, действие микроорганизмов и вирусов, проникающей радиации, прием лекарственных препаратов  и другие. Причем тяжесть речевой патологии во многом зависят от срока, на котором произошло поражение мозга плода. Наиболее тяжелое поражение мозга ребенка возникает на 3-ем месяце беременности.

Употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности приводят к нарушениям физического и нервно-психического развития плода.  Дети рождаются с низкой массой тела, отстающие в физическом и психическом развитии.

1 Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

2   ФФНР – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. Такая речь характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправильно произносить 15-20 звуков. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре (пуговица – пувица, сковорода – кода).

3   Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.  Основными показателями при дизартрии являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, произвольные движения языком и губами, насильственные движения (гиперкинезы),звукопроизношение. Дети начинают поздно говорить, имеют ограниченный речевой опыт.  В физическом статусе таких детей отмечаются общая физическая слабость, маленький рост, узкая грудная клетка, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений. Наблюдается потливость верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотделении и слюнотечении. Для дизартриков характерны повышенная утомляемость, неустойчивое, рассеянное внимание, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень.

4  Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития ребенка.  Речь ребенка, возникающая с опозданием, формируется на патологической основе. Для таких детей характерны позднее развитие речи, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, запоздалое формирование фразовой речи.  Следует отметить примитивизм, конкретность мышления детей с алалией.

5  Ринолалия (гнусавость) – это нарушение тембра голоса и произношения всех звуков речи, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата                        ( расщелинами неба, параличами мягкого неба). В возникновении ринолалии играют роль как генетические, так и  внешние нарушения в раннем периоде внутриутробного развития ребенка, а также биологические (грипп, паротит, краснуха, токсоплазмоз), химические факторы, эндокринные заболевания, употребление алкоголя и наркотиков, курение матери.

6   Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Для преодоления заикания применяется комплексный метод, включающий в себя целый ряд медико-педагогических мероприятий: терапевтическое лечение, психотерапевтическое воздействие; коррекционные занятия с логопедом; обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий.

7   Задержка речевого развития (ЗРР) характеризуется более  медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Следует отметить немаловажную роль домашних занятий с малышом. Необходимо стимулировать любые проявления активности ребенка, радовать каждому звуку. Следует использовать различные дидактические игры, продуктивную деятельность, общение в быту, говорите с малышом постоянно, пусть ребенок слышит знакомые словосочетания, пойте колыбельные, рассказывайте потешки, читайте сказки, рассматривайте картинки в книжках.

К 5 годам ребенок правильно  произносит шипящие звуки (ш), (ж), почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

  • Покажите, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик.
  • Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей.
  • Лепите из пластилина, играйте в мозаику и Пазлы.
  • Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
  • Купите краски для рисования пальчиками.
  • И наконец, игры с пальчиками и пальчиковая гимнастика. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Делайте гимнастику вместе.

                                          ДОЖДИК

Вышел дождик на прогулку.            Шагаем пальчиками обеих рук по столу.                            Он бежит по переулку,                      На каждую строку загибаем на обеих руках пальцы,      Барабанит по окошку,                       начиная с больших.                                                            Напугал большую кошку,                                                                                                                       Вымыл зонтики прохожих,                                                                                                            Крыши дождик вымыл тоже.                                                                                                       Сразу город мокрым стал.               Встряхиваем ладонями, как будто отряхиваем их от        Дождик кончился, устал.                 воды.   Кладем ладони на стол.                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Почему ребенок плохо говорит?"

Почему ребенок плохо говорит? Существует ряд веских причин....

Консультация "Если ваш ребенок плохо говорит..."

  Консультация предназначена родителям детей 3-4 лет с речевыми нарушениями. В ней изложены основные причины нарушения речи у детей, этапы развития речи в норме, ответы на часто возникающи...

Консультация для родителей " Если ребенок плохо говорит"

К сожалению, родители часто недооценивают всю серьезность ситуации. Они не замечают, что ребенок не выговаривает звуки и слова, не произносит распространенных предложений, с трудом запоминает стихи, н...

Консультация для родителей "Ребенок плохо говорит. Почему?"

Современные дети к 5-5,5 годам, как правило, овладевают всей системой родного языка. Пятилетний ребенок четко произносит все звуки; говорит связно, используя в своей речи сложные предложения (до 10 и ...

Консультация для родителей "Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?"

Консультация для родителей "Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?"...

Консультация "Если ваш ребенок плохо говорит"

laquo;Если ваш ребёнок плохо говорит…».Учитель-логопед: Бочагова Е.А.Содержание:Причины нарушения речи у детей.Развитие речи в норме.Советы логопеда.Ответы на вопросы родителей....