Консультация для родителей "Ребенок плохо говорит. Почему?"
консультация на тему

Банкаева Виктория Анатольевна

Современные дети к 5-5,5 годам, как правило, овладевают всей системой родного языка. Пятилетний ребенок четко произносит все звуки; говорит связно, используя в своей речи сложные предложения (до 10 и более слов); многосложные слова. Он без труда может пересказать сказку, рассказ, составить рассказ по картинке или из собственного опыта. Словарный запас ребенка 5 лет составляет от 4 до 5 тысяч слов. На 5-м году жизни ребенок способен узнавать тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_ploho_govorit.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные дети к 5-5,5 годам, как правило, овладевают всей системой родного языка. Пятилетний ребенок четко произносит все звуки; говорит связно, используя в своей речи сложные предложения (до 10 и более слов); многосложные слова. Он без труда может пересказать сказку, рассказ, составить рассказ по картинке или из собственного опыта. Словарный запас ребенка 5 лет составляет от 4 до 5 тысяч слов. На 5-м году жизни ребенок способен узнавать тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Однако не все пятилетние дети достигают языковой нормы. Нередко у детей в этом возрасте возникают ошибки в произношении звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других неправильное их формирование. У некоторых детей еще не закончилось усвоение шипящих звуков (ш), (ж) и (л), (р). эти звуки могут совсем отсутствовать в речи. Ребенок говорит «ампа» вместо «лампа», «д,ова» вместо «дрова». У ряда детей отмечается искаженное произношение звуков (с), (з), (ц) (при высунутом между зубами кончике языка), горловое («картавое») (р). Могут  иметь место и замены одних звуков другими, например, (ш) – на (с), (р) на (л), (с) на (т) («сапка» - шапка, «лакета» - ракета, «табака» - собака).

Встречаются у детей среднего и старшего дошкольного возраста и дефекты смягчения звуков, когда твердые звуки произносятся мягко (дом – «дём») или, наоборот, мягкие произносятся твердо (опять – «опат»), и дефекты озвончения: оно может быть недостаточным (звонкие произносятся глухо: «папушка» вместо бабушка, «тятел» вместо дятел) или избыточным, когда глухие звуки произносятся звонко (пижама вместо «бижама», кормушка вместо «гормушка»).

Более того, словарный запас некоторых детей беден, ограничен окружающим миром. Может быть нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает слоги или переставляет их, или заменяет слоги на более простые в плане произношения («мидол» - помидор, «тибот» - бутерброт). Такие дети неправильно используют в речи или пропускают предлоги (Мы ходили магазин мамой). Речь этих детей изобилует аграмматизмами – ошибками в согласовании слов между собой, в падежных окончаниях слов существительных и прилагательных (Мальчик бежит за собаком), т.е. в предложениях отсутствует связь слов.

Могут иметь место и нарушения темпа речи. Он может быть как патологически убыстрен, когда ребенок  слишком торопится, «проглатывая», недоговаривая окончания слов, так и замедлен.

В чем же причины речевых нарушений у дошкольников?

  • Неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, особенно на 3-4 месяце беременности. Это токсикозы, хронические, инфекционные и вирусные заболевания матери, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, злоупотребление алкоголем, наркотиками и курение во время беременности, стрессовые ситуации, тяжелые физические и эмоциональные нагрузки.
  • Осложненное протекание родов. (родовая травма, асфиксия). Фактор риска- недоношенность ребенка.
  • Неблагоприятная наследственность может оказывать большое влияние на состояние здоровья и речи будущего ребенка. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата; своеобразие развития некоторых структур головного мозга, ответственных за осуществление речевой функции.
  • В первые годы жизни ребенка на формирование его речи могут оказывать влияние следующие факторы: травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга; воспалительные и инфекционные заболевания мозга; различные неврологические расстройства; психические травмы; недостаточность эмоционального общения, а также недолеченные заболевания среднего и внутренного уха, приводящие к снижению или утрате слуха, общая ослабленность детского организма, его подверженность частым простудным и инфекционным заболеваниям. Эти причины ведут к таким нарушениям в строении и функционировании речевого аппарата, которые непосредственно влияют на развитие детской речи.
  • Дефекты в строении речевых органов. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную подъязычную связку (уздечку) языка. При этом дефекте движения языка оказываются затрудненными, так как слишком короткая уздечка не позволяет языку высоко подниматься, что необходимо для произнесения некоторых звуков. Кроме того, нарушения звукопроизношения может быть вызвано языком: либо слишком большим и неповоротливым, либо, наоборот, слишком маленьким и узким. Нарушения звукопроизношения могут вызвать аномалии прикуса, неправильное строение зубов, зубного ряда. Например, при больших расщелинах между зубами язык в момент речи может попадать в эти расщелины, искажая звукопроизношение. Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение нёба. Толстые губы, так же как и укороченная малоподвижная верхняя губа, затрудняют произношение губных, губно-зубных звуков. При расщелинах верхней губы, твердого и мягкого нёба, укорочении мягкого нёба возникают нарушения произношения многихзвуков и тембра голоса. Голос при этом приобретает гнусавый (носовой) оттенок, так как воздушная струя во время голосообразовани идет в нос, а не в рот.
  • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. При органическом поражении коры головного мозга или проводящих путей передача импульсов-сигналов нарушается, что приводит к параличам и парезам. При таких условиях, ребенок не может долго удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.
  • Нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков, когда ребенок плохо различает похожие звуки речи. При снижении слуха речь ребенка развивается с существенными отклонениями от нормы. Помимо снижения биологического слуха, на формирование звукопроизношения у детей отрицательно сказывается и нарушение фонематического слуха (нарушение слуховой дифференциации звуков речи).  В этом случае дети слышат хорошо, но некоторые акустически близкие звуки кажутся им одинаковыми.
  • Еще одной причиной нарушения развития речи является неблагоприятное социальное воздействие. Например, когда взрослые в семье безразлично относятся к речи ребенка или перегружая ребенка чрезмерной словесной информацией, что может привести к заиканию. Иногда взрослые, подлаживаясь под детскую речь, долгое время «сюсюкают» с ребенком, а это задерживает развитие у него правильного  произношения.

Нарушение звукопроизношения может возникнуть и вследствие подражания. Ребенок может подражать и детям и взрослым, чья речь неясна, искажена, слишком тороплива.

Может плохо сказаться на речи детей и пребывание в двуязычном окружении. Разговаривая в раннем возрасте на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Нередко у одного и того же ребенка может наблюдаться взаимодействие сразу нескольких рассмотренных причин, что особенно неблагоприятно сказывается на овладении всей системой речи.

Речь на кончиках пальцев.

(игры с предметами для развития мелкой моторики и речи).

У детей с различными речевыми нарушениями, поздним появлением активной речи (после 3 лет) наблюдаются особенности в формировании мелкой ручной моторики. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, так называемой «моторной неловкостью». Например, такие дети испытывают трудности при завязывании и развязывании шнурков, ленточек, застегивании и расстегивании пуговиц, манипулировании ложкой, вилкой. Им трудно удержать в руке карандаш и кисточку, они «не дружат» с ножницами. Впоследствии у таких детей могут возникнуть трудности при обучении письму в школе.

Справиться с «моторной неловкостью» помогут игры с мелкими предметами – спичками, палочками, камешками, веревочками, бусинами, пуговицами, различными крупами. Такие игры не только сделают пальчики ребенка послушными, но и помогут развить его внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, речь, мышление. Игры с мелкими предметами можно использовать на прогулке.

Спички и палочки.

Привозим игрушечный самосвал и высыпаем на стол горстку счетных палочек (спичек). Предлагаем детям осторожно, двумя пальчиками, брать каждую палочку и складывать в коробочку. Затем показываем детям, как из палочек можно сложить фигурки: треугольник, квадрат, прямоугольник, кубик. Даем задание сложить лесенку, стол, стул, кровать.

Когда дети освоят составление этих предметов, предлагаем им более сложное задание – сложить звездочку, рыбку, кораблик, часы, елочку.

Вырезаем из картона кружочки они прекрасно дополнят сложенные из палочек фигурки. Это могут быть и колеса у машины, и голова у человечка, и окошки у ракеты.

С детьми постарше можно поиграть в игру «Запомни, повтори». Рисуем на карточках человечков в разных позах. Показываем детям одну карточку в течение нескольких секунд, затем прячем ее. Ребенок должен запомнить картинку и из палочек и кружочков сложить точно такого же человечка.

Нитки, веревочки, шнурки.

«Змейка, лесенка».

Просим детей вытянуть веревку по прямой линии, выложить «Змейку», «Лесенку». Предлагаем ребенку «прошагать» пальчиками по веревочной «лесенке».

«Ниткография».

Из тонких веревочек, шнурков, толстых ниток выкладываем на листе бархатной бумаги или на ворсистой ткани «нитяные узоры». Предлагаем детям сделать также.

«Узелок завяжется, узелок развяжется…»

Завязываем на веревочках узелки. Просим ребенка сделать так же. Если для детей такое задание окажется слишком сложным, попросите их распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (узел стягиваем несильно). Можно устроить соревнование между детьми – кто быстрее развяжет узелок на своем шнурке.  

МДОУ «Торга»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ. ПОЧЕМУ?»

                                                     2011г.                                   Банкаева В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Почему мой ребёнок плохо говорит?"

В материале помещена информация о причинах возникновения речевых нарушений; когда следует обратить внимание родителей на задержку речи и куда обращаться....

Консультация логопеда для родителей детей 3-4 лет «Если ваш ребёнок плохо говорит…».

Консультация расчитана на родителей детей 3-4 лет и содержит в себе информацию о причинах нарушения речи у детей и нормах речевого развития. Здесь та же даются советы логопеда родителям по этой теме....

Консультация "Почему ребенок плохо говорит?"

Почему ребенок плохо говорит? Существует ряд веских причин....

Консультация для родителей "Если ребёнок плохо говорит"

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим...

Консультация для родителей на тему: «Плохо говорю – плохо учусь. Как избежать школьных проблем»

Консультация для родителей.  Самый благоприятный возраст для коррекции речевых проблем – это дошкольное детство!...

Консультация "Если ребенок плохо говорит..."

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений...