Трофимова Наталья Александровна

Сайт воспитателя дошкольного учреждения

"Если ребёнок смеётся,значит мы всё сделали правильно!"

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Использование игровых технологий для всестороннего развития детей

Увлечения: фотография,рисование,спорт,чтение художественной литературы

Регион: Амурская область

Населенный пункт: г. Шимановск

Место работы: МАДОУ №16

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/trofimova-n-a
"Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя."
И. Гёте

 

Сайт предназначен для интерактивного общения с коллегами, обмена педагогическим опытом. Предполагается систематическое пополнение сайта материалами, интересными для коллег и родителей. Профессиональный мини-сайт содержит презентации по воспитательной работе, тематические фотоальбомы, видео и консультации. Надеюсь, что предоставленная информация, будет полезной для посетителей сайта.

О себе

 

Ф.И.О: Трофимова Наталья Александровна                                                                                                  
Дата рождения: 28 декабря 1970г.                                                    
Место работы: МАДОУ №16  г.Шимановск                                                                                                  
Должность: воспитатель                                                            
Сведения об образовании: средне-специальное, Благовещенское педагогическое училище №3            
Квалификация по диплому: воспитатель дошкольных учреждений                                                   
Педагогический стаж: 10 лет

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

А.Макаренко "Педагогическая поэма"
И.Ефремов "Лезвие бритвы"; "Таис Афинская", "Семнадцать мгновений весны"

Мои достижения

 

 

 

Моё портфолио

Портфолио создано для размещения в нём методических разработок и занятий, проводимых с детьми. 

 

 

Организация развивающей предметно-пространственной среды в 1-й младшей группе

Способности человека не остаются неизменными, они формируются в деятельности, в творчестве. Даже весьма скромные способности могут быть замечательны развиты. Однако не всякая деятельность формирует способности, нужна ее правильная организация. Обстановка, условия, атмосфера, фон, окружение – это та среда, которую необходимо целенаправленно создавать в любом трудовом коллективе, в том числе и в дошкольном образовательном учреждении.

Проблема среды как педагогического фактора рассматривается в работах видных ученых П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.

           Существует узкий подход к пониманию среды и ее влияния  на становление личности человека. Согласно этому, среда – это непосредственное предметное окружение. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни. В современной педагогике существует понятие "развивающая среда".
           Н.В. Микляева утверждает, что предметно–развивающая среда – это составная часть развивающей среды детского сада.

Современный философский взгляд понимает ее как совокупность предметов, представляющих собой наглядно-воспринимающую форму существования культуры, в которых запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через такие предметы ребенок познает самого себя, свою индивидуальность, находит свою "вторую жизнь" в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом.
    Предметно–развивающая среда необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним:

информационную функцию (предмет несет определенные сведения);                       

- стимулирующую функцию  (интерес, действия, исследование), 

-функцию предметной среды, принцип сочетания привычных и непривычных элементов, динамичность развивающей среды, принцип учета возрастных и гендерных различий детей.
 

     С введением ФГОС к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования актуально встает вопрос организации предметно - развивающей среды, которая строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, при этом учитывая склонности и интересы каждого малыша.
Для детей 2-3 лет главное - это достаток пространства в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности, кроме этого, важно, чтобы все пространство, и образовательное, и предметно-развивающее было эстетичным и соответствовало методическим требованиям. 
    Развивающая предметно-пространственная среда в 1 младшей группе, отвечая требованиям ФГОС, является:

насыщенной (соответствует возрастным возможностям детей и требованиям Программы, позволяет реализовать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность всех воспитанников);
• трансформируемой (в зависимости от образовательной ситуации);
• полифункциональной (дает возможность разнообразного использования различных составляющих);
вариативной (обеспечивающей наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
• доступной;
безопасной.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в 1-й младшей  групп №3 «Горошинки».

     Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.  В интерьере группы, в цветовом решении стен  и «малоподвижных» предметах  обстановки преобладают светлые спокойные тона, стены украшены детскими работами. В свободном доступе детей в  достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан уголок уединения (ширма и диванчик).   

Предметно-пространственная среда в группе, соответствует возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Учет возрастных особенностей детей.

     Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 1,5 до  3х лет в различных видах детской деятельности. В  соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими   игрушками;

-экспериментирование с материалами и веществами;

-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

- рассматривание картинок;

-двигательная активность.

Реализация ОП ( осн. принципов) ДО  (отражение образовательных областей.)

     В развивающей среде группы «Горошинки» отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

  • Социально - коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

           Зонирование группы "Горошинки":    

Уголок «Ряжения»

Содержит тематические комплексы для с\р игр: «Больница», «Дом», «Строители», «Автомастерская», «Парикмахерская», в которые входят одежда, постельные принадлежности, мебель и предметы оперирования (инструменты, посуда). Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находятся в поле зрения,  и доступны детям.

Уголок музыкального развития

Набор игрушечных музыкальных инструментов: дудочка, саксофон, 2 барабана разной величины, гитара, ложки, , погремушки, переносная музыкальная колонка, флешка с подборкой детских песен и музыки, диски с музыкой и сказками,DVD,TV, картотека музыкальных игр.

Книжный уголок

         - Книги, подобранные по возрасту и  текущей теме.

Уголок познавательно – исследовательской деятельности.

Объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей при необходимости. Имеется в наличии и систематически используется «Картотека опытов». В уголке также имеются: 1.Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.);

2. Набор для экспериментирования с водой: поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания (черпачки, сачки).

3. Набор для экспериментирования с песком: поднос -песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия — совочки, лопатки.

4.Набор для опытов с мыльными пузырями.

Уголок конструктивной деятельности

- мягкий конструктор;

-конструктор «Лего»;

-кубики, мозаика крупного и среднего размеров.

      Мелкий строительный материал насыпан в  пластмассовые ящики. В корзинах имеются маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки, уточки, машинки и др., которые  побуждают детей к использованию их в конструировании.        Конструкторы и кубики размещены в открытых шкафах в небольших корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв корзинку, устроиться с конструктором на ковре.

Уголок сенсорного развития (игры меняются)

- Пирамидки, окрашенные в основные цвета;

- Сенсорная доска;

- Доски вкладыши с основными формами;

-Матрешки из 3-х элементов;

-Рамки для шнуровки;

-Разрезные предметные картинки из 2-4 частей;

-Набор д\игр по сенсорному развитию, и т.д.
Уголок художественно – эстетического развития и продуктивной деятельности

К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация. Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 2 до 3 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование:

-Бумага для рисования;

-Цветные карандаши ( 6 цветов), кисти, ватные палочки, штампы;

-Гуашь, пальчиковые краски;

-Мягкий пластилин;

-Салфетки тканевые, салфетки влажные одноразовые;

-Непроливайки, доски для лепки, подкладные листы для рисования;

-Раскраски, соответствующие возрасту;

-Восковые карандаши и т.д.

Уголок физического развития

 

     - Мячи большие, средние, маленькие

     - Обручи 2-х размеров

     - Флажки

     - Гимнастический мяч

     - Кольцебросы

     - Мешочки для метания

     - Кегли

     - Дорожка здоровья

     - Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.

Уголок речевого развития

 

         - Настольно-печатные игры по развитию речи;

         - Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками;

         - Маски – шапочки персонажей сказок и подвижных игр;

         -Настольно – печатный театр;

         -Муляжи фруктов и овощей;

         -Фланелеграф с набором предметных картинок и нескольких сказок;

        -Наборы предметных картинок;

        -Картотека подвижных игр;

        -Тематические подборки картинок («Одежда», «Посуда», «Транспорт»);

        -Мягкие игрушки для использования в ООД и режимных моментах.

Уголок уединения

Ширма, диванчик на котором сидят дети и куклы.

Уголок природы

-Цветы с крупными и мелкими листьями;

-Лейки, тряпочки;

-Набор игрушек животных, насекомых;

-Магнитная игра «Животный мир».

Уголок нравственно – патриотического воспитания

-Кукла в национальном костюме;

-Образцы народного творчества с декоративной росписью;

-Папки с фотографиями пап и мам, а также рисунков детей;

-Альбомы: «Мой дом», «Моя любимая игрушка»;

-Подборка сюжетных картинок по теме «Чем занимаются дети в д\с, дома, на прогулке?».

Уголок ПДД

-Макет дороги;

-Набор дидактических и п\игр;

-Машины разных размеров

В группе также имеется круг полифункциональных материалов: это небольшое количество набивных модулей в виде светофоров и транспортных средств, которые маленький ребенок может свободно перемещать. Они также используются для огораживания пространства, в  с\р играх, ООД, самостоятельной деятельности детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие, поверить в свои силы и способности, выполнять первые мыслительные операции с предметами и игрушками, получая сенсорный опыт взаимодействия. А еще первый опыт активного взаимодействия со взрослыми и  сверстниками, понимая и оценивая их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Спасибо за внимание!

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                  «Детский сад № 16 города Шимановска»

 

 

 

 

 

 

                                                            Доклад:

                  « Организация развивающей предметно-пространственной

                                           среды в 1-й младшей группе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Подготовила: воспитатель1мл. группы

                                                                                                            Трофимова Н.А.,

                                                                                                            

 

                                                   г. Шимановск 16.12.16г.

Мои публикации:
Аппликация, лепка
Воспитательная работа
Математика
Материалы для родителей
Окружающий мир
Развитие речи
Разное
Сценарии праздников
Физкультура
Добавить грамоту в портфолио