Главные вкладки

    Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Занятие в подготовительной группе детского сада

    «СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sol-drugsol-vrag.docx25.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономноедошкольное  образовательное  учреждение «Детский сад № 16города Шимановска»

    Направление: научно-исследовательское, практико-ориентированное.

    Участники: дети, воспитатель.

    Занятие в подготовительной группе детского сада

    «СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»

     Предварительная работа: беседа о применении обычной соли в домашних условиях; проведение опытов «Выращивание кристаллов соли» и « Влияние соли на рост растений»; дидактические игры « Определи на ощупь» и «Узнай на вкус»; чтение и обсуждение пословиц, поговорок, загадок о соли.

    Программное содержание: Уточнить знания детей о свойствах соли ее; продолжать знакомить с ее  видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой (минерал, добыча, применение); развивать навыки экспериментирования; воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

    Словарь: каменная, поваренная, кристаллизация, минеральное вещество, выпаривание, «спелеолечение», «спелеокомната».

    Материал и оборудование: иллюстрации, три вида соли, стаканы с кипяченой водой и  чайные ложечки (по количеству детей); заготовки для рисования; картонные тарелки с тремя емкостями, наполненными солью, сахаром, манной крупой (по кол – вудетей); увеличительные стекла (по кол –ву детей), два ломтика свежего огурца, презентация по теме.

    Ход занятия:

    Дети совместно с воспитателем  выполняют  движения в соответствии с произносимым текстом:

    «Мы сейчас пойдем налево,а потом пойдем направо,Улыбнемся, подмигнем-к гостям знакомиться пойдем!»

    Воспитатель:

    -Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и поделимся с ними своим теплом через ладошки (дети прикасаются своими ладошками к ладоням гостей). Дети садятся на стульчики.

    Воспитатель:

    Ребята, вы знаете, что у нас поломался замок, и группа не закрывается. Я пришла рано утром, а у порога лежит посылка. Как вы думаете,  что в ней? (ответы детей) Давайте откроем и посмотрим. Достает 2 письма, на одном написано « ДО»,на другом « ПОСЛЕ».

    Зачитывает 1-е:

       « Здравствуйте, дорогие детишки – глупышки! Пишут вам подземные жители – Земных богатств хранители. Вам шлем волшебное стекло, - догадайтесь, для чего?»

    ГНОМЫ

    Воспитатель достает из посылки коробочку с увеличительными стеклами и спрашивает у детей что это за предметы и для чего используются (ответы детей ).

    Воспитатель:

    - Спасибо, конечно, гномам, их подарок нам оченьпоможет,но чуть позже, а пока,  кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землей? Как они называются? (Полезные ископаемые)

     А какие полезные ископаемые вы знаете? (Глина, уголь,алмазы,золото, минеральная вода и т. д.)

     Скажите, пожалуйста, как  еще можно назвать полезные ископаемые? (Сокровищница Земли, кладовая Земли, хранилище Земли).

    Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами  об одном веществе, с которым вы хорошо знакомы – оно тоже является полезным ископаемым. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю вам отгадать загадку:

    «Без нее, ребята, повар, как без рук,И становится вся пища несъедобной вдруг!Если в ранку попадет – испытаешь боль…Вы, конечно, догадались сразу, это – (соль)

    Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. А вы знаете, какая бывает соль? Выслушав ответы детей, демонстрирует поочередно образцы и называет: каменная (неочищенная), поваренная, морская. Откуда берется, например, каменная  соль? (Ответы детей) Ее добывают в рудниках. А как  она туда попала? (Ответы детей). Месторождения каменной соли находятся высоко в горах (показ слайда). Но очень давно не месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. Как вы думаете, что значит «кристаллизовалась»? (Ответы детей). Вы правы – приобретала форму кристаллов. Мы проводили  опыт и сами вырастили кристаллы.Посмотрите на фотографии, а Настя расскажет, как мы это сделали (Выступление ребенка).

       В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Соль была  дороже золота, ею расплачивались за товар вместо денег. Поэтому люди придумали очень много пословиц и поговорок про соль. А вы их знаете?

    - Без соли не вкусно, без хлеба не сытно                                                                           - Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.                                              - Без соли, без хлеба  худа беседа.                                                                                    - Соли не жалей, так и есть веселей.                                                                           - После хлеба – соли семь часов отдыхать.                                                            - От воды родится, а воды боится (соль).                                                                  - В земле родится, на солнце вырастает                                                                                   В воде умирает (соль).

     Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды методом выпаривания (демонстрация слайдов).

    Воспитатель:

     А сейчас, ребята, проходите в лабораторию. Перед каждым из вас стоит тарелочка с образцами трех  неизвестных  веществ. Ваша задача определить, есть ли среди них соль. В этом нам очень поможет подарок гномов.  Как  это сделать? (Ответы детей).  Как вы определили? Посмотрите на эту схему. По ней вы легко сможете отличить соль от других образцов (вкус, цвет, запах, взаимодействие с водой, форма). Молодцы!

      А сейчас немного отдохнем и поиграем…(народная подвижная игра « Соль – без соли»).

     Ну что, немного отдохнули?

    Как вы думаете, соль полезна или вредна? (ответы детей )

    Давайте возьмем два одинаковых кусочка огурца. Один посолим чуть – чуть, а другой густо. А теперь попробуем, есть желающие? (вызывает одного ребенка). Какой мы можем сделать вывод из этого эксперимента? (ответы детей). В больших количествах  соль не только не вкусна, но и вредна. Она задерживает жидкость в организме, а это мешает работе нашего сердца и почек. Могут начаться головные боли. Соль накапливается в костях и из-за этого начинают болеть ноги. Но она может  нанести вред не только людям, ноирастениям.

    Мы с вами проводили опыт с двумя луковицами. Вика расскажет, что это за опыт (демонстрация фотографий с пояснениями ребенка). Спасибо, Вика! Теперь мы знаем, что в соленой почве растения не растут.

    Но не все так плохо. Соль  еще и полезный продукт, даже жизненно необходимый не только для людей, но и для всех живых существ (например, лошадям  специально дают соль, которой нет в траве и сене). За полезные свойства соль называют « белым золотом» и используют для лечения. И назвали это очень красивым словом «спелеолечение». Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляных шахтах, спелеокомнаты, в которых люди лечатся от различных заболеваний.

     Существуют соляные лампы, изготовленные из кристалла каменной соли (демонстрация изображений). А как еще можно лечиться с помощью соли? (ответы детей :полоскать горло солевым раствором, солевой компресс  на фурункул, теплый солевой компресс, если болит горло или ухо и т. д.)

    А еще для чего люди используют соль? (ответы детей сопровождаются показом иллюстраций:для приготовления пищи, консервирования, посыпают дороги и т. д.)

    А еще на соли можно рисовать, как на песке (приглашает детей пройти в художественную мастерскую, где дети рисуют палочками  картины).

    Воспитатель:Ребята, вот вы придете, сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама,  бабушка, папа или дедушка, спросят, чем вы сегодня занимались, что узнали нового, что вы им  расскажете? (ответы детей).

    Вы, ребята, молодцы, и пришло время открыть и прочесть  2-е письмо (открывает и зачитывает письмо «ПОСЛЕ»:

     « Вы уже не глупышата, а очень умные ребята,

        Вам желаем мы добра, до новой встречи, детвора!»

    Составила: воспитатель Трофимова Н. А.

    2015 г.

    Литература:

    1. «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности». Автор-составитель Л. П. Пяткова и др.
    2. Интернет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"

    Занятие по ОБЖ в старшей группе...

    Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

    Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

    Конспект занятия на тему: "Огонь-друг, Огонь-враг".

    Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».                 Программное содержание:Показать детям значение...

    Конспект занятия по ОБЖ "Огонь - друг, огонь - враг"

    Конспект занятия по ОБЖ для детей подготовительной группы...

    Конспект занятия по ОБЖ на тему: «Огонь – враг, огонь - друг» для детей дошкольного возраста

    Цель: 1. Дать понятие о том, что огонь может быть как другом, так и врагом для человека.2.Формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя пользоваться самостоятельно.3....

    Конспект занятия «Огонь твой друг — огонь твой враг» старшая/подготовительная группа

    1. Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.2. Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. З...