1.1. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся, с которыми работает педагог-психолог
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Туранская средняя общеобразовательная школа № 1»
Пий-Хемского кожууна Республики Тыва
Справка
педагога-психолога о психологической коррекции и развитии обучающихся
(2013-2014, 2016-2017, 1 полугодие 2017-2018 уч.гг.)
Коррекционно-развивающая работа в МБОУ «Туранская СОШ № 1» проводится системно на основе годового плана работы в форме групповых и индивидуальных занятий. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития ребенка, с которым работает педагог-психолог можно определить по итогам работы над данным видом деятельности. Системно ведется коррекционно-развивающая работа на основе комплексно-целевых профилактических образовательных программ «Несущая свет» (разработчик ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»), утвержденный Министерством образования и науки Республики Тыва.Психокоррекционная работа проводилась в двух направлениях: индивидуальное и групповое.
В справке представлены результаты психокоррекционной работы за 2013-2014, 2016-2017 и 1 полугодие 2017-2018 уч.гг.
Индивидуальная психокоррекционная работа педагога-психолога осуществляется на основе выборки обучающихся «группы риска». Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам родителей, педагогов и администрации школы, проводились занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, поведении и адаптации. Проводились индивидуальные развивающие занятия с детьми на снятие агрессивных тенденций, тревожности, развитие стратегий саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях. В ходе ИКР реализовались следующие программы:
1. Программа по сказкатерапии, авт: Т.Н. Воротникова.
2. Адаптированная рабочая программа с детьми ОВЗ, авт: Н.З. Руссу.
3. Программа для 1-классников с низким уровнем готовности к школьному обучению, авт: О.В. Матина.
4. Программа «Уроки общения» для младших подростков, авт: Н. Слободяник.
5. Индивидуальная работа по Программе профилактики суицидального поведения среди детей и подростков. Таблица 1 отражает количество обучающихся индивидуальной психокоррекции. Представим динамику в Диаграммах 1 и 2.
Таблица 1. Количество обучающихся ИПР
Период | Количество учащихся | ||
На начало периода | На конец периода | Выпущено | |
2013-2014 уч.г. | 13 | 3 | 10 (76%) |
2016-2017 уч.г. | 15 | 2 | 13 (87%) |
1 пол., 2017-2018 уч.г. | 10 | 1 | 9 (90%) |
Таким образом, можно проследить положительную динамику в сторону повышения процента выпущенных обучающихся, прошедших индивидуальную коррекционную работу психолога. Результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы – положительная динамика у 32 (за отчетный период) сопровождаемых детей, получивших психологическую помощь.
Групповая коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с планом работы педагога-психолога. Причем групповая работа носила в большей степени развивающий характер. В 2016-2017 учебном году для 1-11 классов коррекционно-развивающая работа состояла из следующих базовых тем.
Таблица 2. Темы и охват ГКР за 2016-2017 учебный год
№ п/п | Название программы | Аудитория | Охват | Количество часов |
1 | Сопровождение процесса адаптации первоклассников по программе «Первый раз в первый класс» | 1 класс | 58 | 18 |
2 | Развивающая программа Р. Хухлаевой «Тропинка своему Я» для 1 классов | 1 класс | 58 | 68 |
3 | Развивающая программа «Формула успеха» для 9 классов | 9 класс | 34 | 16 |
4 | Коррекционно-развивающая программа «Психологическое сопровождение выпускников» | 9 класс | 34 | 17 |
5 | Коррекционно-развивающая программа «Психологическое сопровождение выпускников» | 11 класс | 13 | 20 |
6 | Программа «Волшебная страна здоровья» (РЦПМСС «Сайзырал») | 4 класс | 60 | 24 |
7 | Программа «Волшебная страна здоровья» (РЦПМСС «Сайзырал») | 3 класс | 57 | 24 |
7 | Коррекционно-развивающая программа «Первый раз в 5 класс» | 5 класс | 41 | 14 |
8 | Коррекционные занятия по профилактике профессионального выгорания | Педагоги | 31 | 3 |
ИТОГО: | 386 | 204 |
Оценка эффективности работы показала, что индивидуальные и групповые тренинговые занятия интересны и актуальны для детей. После проведенных мероприятий наблюдались:
- снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности во всех взаимоотношениях;
- повышение позитивной напряженности в системе отношений ребенка с самим собой, с окружающим миром, с другими людьми;
- развитие адекватной самооценки.
Особую группу коррекционных занятий занимали учащиеся с ОВЗ. Занятия посещают дети, имеющие заключения от ПМПК. Занятия для младших школьников проводятся по программе «Путешествие в страну Размышления». Выбор программы обусловлен тем, что ее содержание отражает потребности детей младшего школьного возраста, направлено на развитие когнитивной сферы, любознательности как основы познавательной активности, способности, пространственных представлений, оптимизацию коммуникативных навыков и эмоционального напряжения. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Таблица 3. Общее количество групповых и индивидуальных занятий с детьми ОВЗ
Период | Количество занятий | ||
Групповых | Индивидуальных | Всего | |
2013-2014 уч.г. | 11 | 9 | 20 |
2016-2017 уч.г. | 16 | 13 | 29 |
1 полугодие 2017-2018 уч.г. | 11 | 9 | 20 |
Итого: | 38 | 31 | 69 |
С каждым годом по таблице и диаграмме видно как увеличивается количество коррекционно-развивающих занятий с детьми ОВЗ. В 2013-2014 учебном году школа не была оснащена кабинетом психолога, что отразилось на сопровождении детей ОВЗ.
В таблице 4 и диаграмме 4 представлены количество детей посещающих коррекционно-развивающие занятия. Это дети, имеющие заключения от психолого-медико-педагогической комиссии, где даны рекомендации сопровождения специалистов. Каждый год учащиеся надомного обучения и задержками психического развития привыкли посещать занятия, где они учатся раскрывать свои возможности, общаться друг с другом, получать эмоциональную теплоту и положительное настроение от окружения. У детей надомного обучения у всех разные диагнозы, которые они должны социализироваться в обществе.
Таблица 4. Охват учащихся ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях
Период | Охват учащихся | |
Групповые | Индивидуальные | |
2013-2014 уч.г. | 17 | 1 |
2016-2017 уч.г. | 15 | 2 |
1 пол. 2017-2016 уч.г. | 11 | 2 |
Таблица 5. Динамика устойчивости коррекционно-развивающих занятий
Виды познавательных функций | Уровни развития | 2013-2014 | 2016-2017 | ||
в начале | в конце | в начале | в конце | ||
Внимание | Высокий | 13% | 25% | 14% | 36% |
Средний | 58% | 54% | 50% | 28% | |
Низкий | 29% | 21% | 36% | 36% | |
Память | Высокий | 0 | 13% | 21% | 36% |
Средний | 58% | 66% | 43% | 28% | |
Низкий | 42% | 21% | 36% | 36% | |
Мышление | Высокий | 0 | 29% | 7% | 21% |
Средний | 71% | 58% | 57% | 43% | |
Низкий | 29% | 13% | 36% | 36% |
В таблице представлены результаты работы за 2013-2014 по 2016-2017 учебные года, где можно отметить улучшение показателей развития познавательной активности, повышение уровня развития внимания, памяти, мышления по программе «Путешествия в страну Размышления».
Вывод: в ходе анализа коррекционной и развивающей работы в школе можно сделать вывод о тенденции повышения положительной динамики за отчетный период.
Педагог-психолог Е.Н. Бородкина