2.1.Совершенствование методов обучения

Бородкина Екатерина Николаевна

Урок по профориентации (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по профориентации25.69 КБ
Файл Самоанализ13.98 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-игра по профориентации «Я и мир профессий»

для учащихся 7-х классов

Бородкина Е.Н., педагог-психолог


Цель урока: знакомство учащихся со способом выбора профессии и его обоснованием.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с житейским способом выбора профессий и его составляющими.
  2. Информирование учащихся о психологических и личностных качествах, присущих людям тех или иных профессий.
  3. Дать понятие «рынок труда».
  4. Воспитывать интерес к дальнейшему обучению..

Профориентационный материал для урока:

  1. Провести игру: “Назови профессии или специальности на заданные буквы”.
  2. Провести игру: “Самая – самая”.
  3. Изучить житейский метод выбора профессии.
  4. Провести игру: “Угадай профессию”.
  5. Выявить и перечислить профессиональные качества.
  6. Провести тестирование по ДДО Е.А. Климова.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, фрагмент мультфильма «Кем стать?», карточки с названиями профессий, тестовые бланки, памятки.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

(На экране выведена тема занятия, слайд 1.)

Слово учителя: Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас были учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.

(Слайд 2. Фрагмент мультфильма «Кем стать?»)

В вашем возрасте выбрать профессию не легко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую систему, состоящую из нескольких способов поиска. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них. А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на четыре команды.

(Деление на команды.)

2. Игровая разминка.

Игра 1: Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше и быстрее?

(На экране выведены буквы: К, Р, Ф, П.)

К

Р

Ф

П

Контролер

Разведчик

Фрезеровщик

Проводник

Киноартист

Рыбак

Фотограф

Плотник

Крановщик

Редактор

Фигурист

Пилот

Кочегар

Радиоведущий

Фармацевт

Пожарный

Киномеханик

Рентгенолог

Фтизиатр

Полицейский

Космонавт

Радист

Фокусник

Полярник

Кабельщик

Репортер

Фотомодель

Пограничник

Кровельщик

Фотокорреспондент

Печник

Каменщик

Пиротехник

Кутюрье

Повар

Кондитер

Пекарь

Кондуктор

Портной

Парашютист

Игра 2: «Самая-самая». А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора. Назовите профессии:

- Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

- Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

- Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

- Самая волосатая (парикмахер...)

- Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

- Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)

- Самая смешная (клоун, пародист...)

- Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

- Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

3. Основная часть.

Слово учителя: Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников скорее всего выберет более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Само слово «житейский» говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?

  1. Востребованность на рынке труда.
  2. Доходность.
  3. Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
  4. Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
  5. Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
  6. Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
  7. Положительное влияние на семейную жизнь.
  8. Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
  9. Возможность карьерного роста (важно или не важно).

В нашем регионе, Республики Тыва, большую роль играет пункт: «востребованность на рынке труда». Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии – учитель, врач, агроном, животновод и т.д. Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями, причем – неоспоримыми.

4. Игровая разминка.

А теперь давайте отдохнем и поиграем в «Угадай профессию». Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя. Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

(Прилагаемый список профессий: плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник, врач.)

5. Мозговой штурм «Профессиональные качества».

Давайте настроимся на серьезную работу. Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии. Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы.

(Работа в подгруппах. Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий, записывая их на бланке. Учитель уточняет ответы учащихся с помощью слайдов).

ВРАЧ

УЧИТЕЛЬ

ЮРИСТ

ЭКОНОМИСТ

Гуманность

Любовь к детям

Честность

Терпение

Тактичность

Гуманность

Порядочность

Собранность

Интуиция

Образованность

Эрудированность

Информированность

Ответственность

Терпение

Знание законов

Коммуникабельность

Точность

Находчивость

Непредвзятость

Точность

Собранность

Самосовершенствование

Информированность

Образованность

Сила воли

Эрудированность

Тактичность

Находчивость

Информированность

Интуиция

Ответственность

Тактичность

Образованность

Воспитанность

Собранность

Интуиция

Жизнерадостность

Информированность

Коммуникабельность

Ответственность

Милосердие

Коммуникабельность

Интуиция

Порядочность

Ум

Милосердие

Умение оперировать цифрами, информацией

6. Игра-разминка. «Угадай профессию».

А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию.

(Учитель перечисляет профессиональные качества, а учащиеся угадывают и называют профессию.)

Физическая подготовка

Физическая подготовка

Дисциплина

Смелость

Решительность

Знание психологии

Находчивость

Находчивость

Самосовершенствование

Выдержка

Собранность

Самосовершенствование

Ответственность

Собранность

Отвага

Решительность

Патриотизм

Воображение

Знание техники и оружия

  Артистичность

(Военный)

(Клоун)

Какая картина вырисовывается перед нами? (Ответы учащихся.) Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются. Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.

7. .Диагностика. Классификация профессий по предмету труда (ДДО Е.А.Климова)

(Учитель раздает бланки ответов.)

Сейчас, используя этот тест, вы узнаете, какая из сфер деятельности больше привлекает лично вас, от этого будет зависеть выбор вами профессии, самореализация себя и достижение успехов на дальнейших этапах вашей жизни.

(Проводится тестирование).

8. Подведение итогов теста.

Подсчитав результаты, мы подведем итог: какая сфера деятельности собрала больше всего симпатий, а какая - антипатий.

 (Учитель зачитывает свойства типов труда: «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек – знаковые системы», «Человек – художественный образ»).

Более подробно с выбранной сферой деятельности можно ознакомиться с помощью памяток классификации профессий.

9. Рефлексия.

        Что на сегодняшнем занятии вам уже было известно? А что вы узнали впервые? Какую информацию о выборе профессий вы бы хотели получить?



Предварительный просмотр:

Самоанализ

 проведенного занятия педагога-психолога Бородкиной Екатерины Николаевны

Занятие «Я и мир профессий» проведено в 7 классе в соответствии с планом профориентациооной работы с учащимися в МОУ СОШ № 1 г. Турана.

Целью данного занятия послужило знакомство учащихся со способом выбора профессии и его обоснованием. В ходе занятия педагог реализовал следующие задачи:

-познакомить учащихся с житейским способом выбора профессий и его составляющими.

-информирование учащихся о психологических и личностных качествах, присущих людям тех или иных профессий.

-дать понятие «рынок труда».

-воспитывать интерес к дальнейшему обучению в школе.

Считаю, что поставленные задачи выполнены, так как в конце урока учащиеся осмысленно подходили к поставленным вопросам.

Просмотр фрагмента мультфильма «Кем стать?» стимулировал интерес ребят. Данное занятие по типу являлось игровым, что вызывало к себе интерес, поэтому для его проведения были выбраны профориентационные игры: “Назови профессии или специальности на заданные буквы”, “Самая – самая”, “Угадай профессию”. При знакомстве с методами выбора профессий использовалась беседа с учащимися. Также ребят заинтересовало тестирование по ДДО Е.А. Климова.

Эмоциональный фон занятия был положительным, все ребята активно и с интересом включились с работу. В ходе рефлексии все отметили положительное в занятии (понравилось играть, узнали методы выбора профессии, узнали свой тип профессий, памятки пригодятся и т.д.).

Я считаю, что цель и задачи были поставлены верно в соответствии с темой, типом и содержанием занятия.

02.02.2014 г. Бородкина Е.Н.