2.2. Совершенствование методов

Бородкина Екатерина Николаевна

Урок по психологии в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Я-личность (11 класс)20.64 КБ
Файл Самоанализ12.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок психологии в 11 классе

«Я – личность»

Педагог-психолог Бородкина Е.Н.


Цель занятия: поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирование «проекции на будущее» у учащихся 11 класса, профилактика стресса.

Задачи:

  1. Способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.
  2. Через постановку творческой задачи возбудить взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций.
  3. Создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

Оборудование: альбомные листы, карандаши, фломастеры, ручки.

Структура занятия:

  1. Приветствие.
  2. Притча «Все в твоих руках» (2);
  3. Упражнение «Уникальность каждого»;
  4. Обсуждение «Уязвимые люди»;
  5. Упражнение «Ресурсы»;
  6. Проблема как друг – Рефрейминг (1);
  7. Формула личности;
  8. Рефлексия.

Ход занятия

  1. Приветствие.

Здравствуйте ребята, я снова рада видеть вас. Сегодня у нас интересная тема название, которой я скажу немного позже. А для начала работы мы должны поприветствовать друг друга и сделаем мы это так…

Упражнение «Здравствуй, друг!»

(Учитель выстраивает учащихся в круг и объясняет действия.)

Задача: настроиться на занятие, получить заряд позитивного настроения.

Инструкция: учащиеся, стоя в кругу должны рассчитаться на первый, второй. Первые номера встают во внешний круг, вторые – во внутренний и поворачиваются друг к другу лицом, выполняя следующие действия:

- Здравствуй, друг! – Здороваются за руки.

- Как ты тут! – Хлопают по плечу друг друга.

- Где ты был? – Дергают за ухо друг друга.

- Я скучал! - Кладут руки себе на сердце.

- Ты пришел! – Разводят руки в стороны.

- Хорошо! – Обнимаются.

Проделав эти действия, внешний круг двигается на один шаг по часовой стрелке и проделывают те же действия. Это продолжается до тех пор, пока внешний круг не вернется в исходное положение.

         2. Притча «Все в твоих руках».

В одном селении жил великий мудрец. Слава о его мудрости была так велика, что из разных стран стекались к нему люди за советом. Но был один человек, которому не давала покоя слава мудреца. Решил он доказать всем, что не так уж умен тот, которого почитают как мудрейшего из мудрых. Решил он придумать такой вопрос, ответ на который даже наш мудрец не мог бы найти.
Пошел человек на луг, поймал бабочку, посадил ее среди сомкнутых ладоней и решил:

- Спрошу-ка я мудреца, какая бабочка находится у меня между ладоней: живая или мертвая? Скажет: живая – я сомкну руки, бабочка и умрет. Ну, а если скажет, что мертвая, я разожму ладони, и бабочка вспорхнет в небо. Тогда-то все и поймут, кто из нас умнее.

Пришел человек к мудрецу со своим вопросом:

- Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?

Тот подумал и ответил так, как может ответить только мудрец:

- Все в твоих руках!

3. Упражнение «Уникальность каждого»

Сейчас вам необходимо вспомнить ситуацию, когда приходилось быть не как все и рассказать нам. Например: неожиданные факты (я выиграл в лотерею); кулинарные способности (я замечательно пеку торты); интересный жизненный опыт (я был за границей); особые награды (получил медаль за спортивные достижения); необычные умения (знаю приметы и могу предсказать погоду); особые интересы (прекрасно разбираюсь в птицах, или в компьютерах).

        Приятно вспоминать эти события? Какие эмоции они вызывают?

4. Обсуждение «Уязвимые люди»

Как вы думаете, что делает некоторых людей особенно уязвимыми перед негативным влиянием? Сначала запишите свои идеи.

(Затем учитель записывает предложения учеников на доску, организуя обсуждения.)

Примеры ответов:

Отсутствие цели в жизни.

Недостаток уверенности в себе.

Нехватка самоуважения.

Неумение подумать о последствиях принимаемых решений.

Потребность в признании и внимании со стороны других людей.

5. Упражнение «Ресурсы»

Сейчас вам предлагается подумать над следующими вопросами:

 - Что тебе может помочь достичь твоих целей?

- Чем ты уже обладаешь, чтобы достичь этих целей: черты характера, способности, друзья?

Инструкция: «Напиши свои четыре сильных качества, изобрази их в виде каких-то символов – это твои ресурсы, которые тебе помогут в жизни».

6. Рефрейминг - изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения.

Учитель: «Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления». В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную.

(Разбиваем группу на пары. В каждой паре просим партнеров в течение 10 минут обменяться друг с другом информацией о себе так, чтобы в фокусе разговора оказалась какая-либо черта характера или привычка, которая самим же человеком воспринимается как нечто негативное, мешающее. Затем каждому участнику пары необходимо будет приготовить свой взгляд на это качество с тем, чтобы представить его с положительной стороны. Например, медлительность становится вдумчивостью и неспешным, основательным вхождением в материал; недостаток храбрости - хорошей природной самозащиты, отсутствием авантюризма и т.п.)

(Далее обмен мнениями о наиболее удачных / спорных представлениях.)

7. Формула личности

Учитель: Как правило, формулы – примета точных наук. Мы сталкиваемся с формулами математике, физике, химии… Попробуем перенести задачу, знакомую по этим областям знаний, в сферу психологии и описать себя, свои принципы, свой характер, взгляды на мир в виде формулы. Вы можете предложить свои символы и условные обозначения, а можете использовать знакомые знаки равенства, умножения, деления, скобок, сложения, вычитания, интеграла, бесконечности и т. д.

В ходе задания сосредоточьтесь на решении задачи, работайте индивидуально, не вступая в обсуждение с товарищами по группе.

Завершение: обсуждение упражнения.

- Что вам понравилось в ходе упражнения, что огорчило?

- Что представляется вам наиболее сложным в полученном задании?

- Кто испытывал внутренний протест, раздражение по поводу полученного задания?

- Удалось ли вам обнаружить в собственной формуле личности особенности характера, о которых раньше вы не задумывались?

- Насколько адекватно, на ваш взгляд, полученная формула отражает особенности именно вашей личности?

- Кто считает, что ему не удалось справиться с заданием? Почему?

Информационный блок:

«Английские ученые открыли формулу счастья. Ученые опросили тысячу человек. На основе ответов на вопросы они открыли формулу:

Счастье = P + 5∙E + 3∙H,

где P – личностная характеристика; сюда входит мировоззрение, способность адаптироваться к новым условиям, переносить невзгоды; E – это бытие; в это понятие разработчики вложили состояние здоровья, финансовую стабильность, дружбу и пр., а H – это индекс высших стандартов (самоуважение, амбиции и даже чувство юмора).

Один из участников научной группы – Пит Коэн заявил, что рассчитать эту формулу большинству будет не под силу. По его словам, чтобы определить уровень счастью каждого человека, ему необходимо пройти тест из нескольких простых вопросов. После этого при помощи формулы исчисляется индекс счастья – от 1 до 100 баллов.

Вывод, который сделал Коэн на основании опроса тысячи человек, по мнению «BBC News», не содержит в себе ничего нового. Большинство людей считают, что они будут гораздо счастливее после того, как получат материальный достаток – большой дом, новую машину. Однако те, у кого это уже есть, ничуть не счастливее их.

Главной же причиной отсутствия счастья, к примеру, у британцев Коэн назвал то, что они фокусируются на негативных вещах. «Лучше всего – это просто радоваться жизни!» - заявил он».

  1. Рефлексия.
    - Что понравилось на занятии?
    - Что удивило?
    - Что вызвало затруднение?

Литература:

  1. Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000.
  2. Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей терапевтов и думающих людей. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.


Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

проведенного занятия педагога-психолога Е.Н. Бородкиной

        

Занятие с элементами тренинга проведено в 11 классе с целью поиска и активизации позитивных ресурсов, создания «проекции на будущее», профилактики стресса.

На первом этапе занятия через приветствие реализована задача активизации группы на работу. Затем тема занятия была сообщена в виде проблемы через работу с притчей. Данная притча соответствовала теме и задачам занятия.

На втором этапе реализовалась основная цель занятия. В ходе обсуждения учащимися были выдвинуты не только признаки, но и причины появления уязвимости в людях, а также способы бороться с этими причинами. Это говорит о положительном настрое на будущее. При выполнении тренинговых упражнений реализованы повышение самооценки в глазах товарищей, поиск собственных ресурсов.

На этапе рефлексии учащиеся не выделяли негативных фактов, только положительное впечатление о занятии, проявили желание снова встретиться.

Педагог-психолог         Е.Н. Бородкина