Реализация инновационного проекта "Маленькие Эйнштейны" Участие в инновационной или экспериментальной деятельности

Гарифуллина Ляйсан Камиловна

МАДОУ "Колокольчик" с  2019 - 2024 учебный год является региональной инновационной площадкой

Инновационная деятельность ДОУ http://kolokolchik86.ucoz.net/index/innovacionnyj_proekt/0-896 (ссылка на сайт ДОУ)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»

Мастер-класс для родителей

«Игры-эксперименты для развития речевого дыхания

у детей в домашних условиях»

https://thumbs.dreamstime.com/z/1435-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D1%81-%D0%BF%D1%83%D0%B7%D1%8B%D1%80%D1%8F%D0%BC%D0%B8-%D0%BC%D1%8B%D0%BB%D0%B0-28272562.jpg

 

Подготовила: Гарифуллина Л.К.

учитель-логопед МАДОУ «Колокольчик»

https://1.bp.blogspot.com/-8tKlxyxwpGI/WKcgAN5_2iI/AAAAAAAAAjE/82yM0xVjwlESEcfsasVCaPjhVktPwd1tgCLcB/s1600/DSCN2381.JPGЭксперимент №1 «Как увидеть воздух»

Цель: Учить плавному вдоху через нос и выдоху через рот.

Задачи:

  1. Развивать речевое дыхание.
  2. Повышение речевой и познавательной активности.

Предполагаемый результат: Дети научились плавно делать вдох через нос и выдыхать через рот. Повысилась речевая и познавательная активность.

Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.

Педагог: Подуйте через трубочку на свою ладошку.

П.: Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок) .

П.: Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?

П.: Погрузите трубочку в стакан с водой, вдохните носом и выдохните воздух в трубочку. На воде появились пузырьки.

П.: Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).

Вывод.






Эксперимент №2 «Соломинка-флейта»

https://www.ta-musica.ru/sites/default/files/imagecache/product_full/dscn5093.jpgЦель: Учить плавному вдоху через нос и выдоху через рот. 

Задачи:

  1. Развивать речевое дыхание. 
  2. Развивать фонематический слух.

Предполагаемый результат: Дети научились плавно вдыхать носом и выдыхать через рот. Развили фонематический слух и вызвали положительные эмоции.

Оборудование: трубочки для коктейля, ножницы.

1. Расплющим конец соломинки длиной около 15 мм и обрежем его края ножницами.

2. С другого конца соломинки прорезаем 3 не больших отверстия на одинаковом расстоянии друг от друга.

Если легонько подуть в соломинку, слегка сжав её зубами, «флейта» начнёт звучать. Если закрывать пальцами то одно, то другое отверстие «флейты», звук будет меняться.

Вывод.





Эксперимент №3 «Музыкальная соломинка»

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/16/s_5a5e08dad3487/799856_5.jpegЦель: Развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Задачи:

  1. Развитие фонематического слуха.
  2. Развитие речевого дыхания.

Предполагаемый результат: У детей сформировался фонематический слух и улучшилось речевое дыхание.

Оборудование: трубочки для коктейля, ножницы.

1.Подуть в соломинку, чтобы получился протяжный и устойчивый звук.

2. Продолжая дуть, очень осторожно отрезать два сантиметра от свободного конца соломинки. Звук изменился. Отрезать ещё два сантиметра. П.: Что же получилось? Звук опять изменился.

П.: Отрежьте ещё два сантиметра. При этом звук снова изменился.

Вывод.








Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Колокольчик»

Мастер-класс для родителей

«Логопедические игры дома и в детском саду»

       

Учитель-логопед

Гарифуллина Ляйсан Камиловна

Как известно, на логопедических занятиях ребенок включен в разнообразные виды деятельности; он говорит, совершенствует звукопроизношение, пишет, читает, отвечает на вопросы. Но по его поведению и по отношению к занятию видно, что эмоционально ребенок пассивен: обучение таким рутинным вещам, как произнесение отдельных звуков, анализ слов и предложений, не захватывает их эмоций. Учеными доказано, что наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и исследований.

В связи с специалистами была выдвинута гипотеза, что повышение эффективности коррекционной работы может быть достигнуто именно за счет постоянного включения ребенка в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Анализ работы логопеда под этим углом зрения показал, что специфические логопедические занятия дают большой простор для осуществления исследовательской деятельности детей. Всегда можно отыскать что-то увлекательное и интересное, что могло бы явиться предметом собственной поисковой деятельности и в то же время работало на коррекцию речевых нарушений. Нужно только подать его детям так, чтобы побудить их самих к находкам и открытиям.

Ниже описаны некоторые направления исследовательской деятельности, которые используются в нашем ДОУ на занятиях с детьми-логопатами, а также с детьми, не имеющими речевых нарушений. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Мы адаптировали к индивидуальным особенностям детей и включили в содержание некоторые занятий модифицированные задания и упражнения.

 1. Первое направление детской исследовательской деятельности– это исследование собственного артикуляционного аппарата. Оно происходит на индивидуальных и групповых занятиях, причем может быть полезным не только для логопатов, но и для детей с нормально развитой речью. Дети, сидя перед зеркалом, внимательно изучают свой речевой аппарат, исследуют губы, язык, верхние и нижние зубы, твердое и мягкое небо.

С первого взгляда может показаться, что в структуре этих занятий нет ничего нового, что все это логопеды и воспитатели делали и до введения ФГОС ДО. Принципиальное отличие старого подхода от нового заключается в формулировке цели занятия. Если раньше мы писали «Объяснить детям, как образуется речь», то теперь пишем «Изучить методом самостоятельных наблюдений и экспериментов, как образуется речь».

В первом варианте центром образовательного процесса был педагог; он объяснял роль всех органов речевого аппарата, просил выполнить то или иное действие - а детей воспринимал как статистов, обязанных выполнить его задания и подтвердить сказанное. Дети выполняли, но, как сказано выше, оставались эмоционально пассивными.

Если же педагог избирает метод самостоятельных исследований, он ничего не объясняет. Он подсказывает, какие опыты можно произвести на своем речевом аппарате, но что при этом получится, что происходит с тем или иным органом, какое участие в произнесении звуков принимают гортань, зубы, язык, губы, дети видят сами и так же самостоятельно делают необходимые выводы.

Безусловно, в первом варианте работа идет быстрее, но для осознания механизмов речеобразования второй путь более интересен для детей и, как следствие, – более продуктивен.

Работа проводится в 3 этапа.

D:\User\Desktop\Новая папка\20200415_160115.jpg1. Вначале ребята, глядя в зеркало, просто находят органы, участвующие в образовании звуков, рассматривают их. Особое внимание уделяют гортани, находят ее путем ощупывания пальцами верхнего отдела шеи.

2. Далее с помощью артикуляционной гимнастики исследуют, как функционируют все эти структуры, как открывается и закрывается рот, как сжимаются или растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык, какова роль всех органов при произнесении тех или иных звуков. 

3. Завершают работу экспериментом, какие звуки можно произнести и какие нельзя, если сжать губы пальцами и не позволять открываться рту, если зажать нос, если не двигать языком, для чего последовательно прижимать его то к нижним зубам, то к верхним.

Главное – чтобы каждый увидел роль органов артикуляционного аппарата в произнесении звуков.

Итак, очень важно дать ребенку возможность все посмотреть, пощупать, послушать, поэтому занятия по ознакомлению с человеком являются эффективным дополнением к традиционным логопедическим занятиям с детьми-логопатами.

Главное же преимущество занятий такого типа перед традиционными заключается в том, что у ребенка формируется самость: он сам что-то делает, сам смотрит, сам меняет условия наблюдения, сам делает логические умозаключения, сам приходит к определенным выводам, причем каждый ребенок делает это по-разному, в то время как в занятиях «доФГОСовского типа» все должны были работать одновременно и в каждый момент выполнять одно и то же. В занятиях нового типа никто не дает ребятам никаких указаний и не сообщает им выводы в готовом виде. Задача педагога сводится к тому, чтобы создать условия для формирования «самости», не мешать этому.

 2. Второе направление - это исследование звуков как таковых.

C:\Users\Alina\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200415_154658.jpg2.1. Развитию звукопроизношения способствуют попытки детей воспроизвести своим голосовым аппаратом естественные звуки. Для этого педагог приносит набор предметов, которые производят звуки, разные по тембру, по громкости, по высоте. Это могут быть листы бумаги, издающей шелест, шуршание, треск, колокольчики, свистульки, стеклянные и пластиковые баночки, дудки, барабанчики, дощечки из дерева и фанеры и пр. Восприятие и анализ этих звуков способствует усвоению фонематических различий, а самостоятельная попытка их копировать и воспроизводить готовит речевой аппарат ребенка к освоению шипящих, свистящих, сонорных звуков, звуков Р, Т и др. 

Чтобы не утомлять детей однотипными заданиями и постоянно поддерживать обстановку исследования, форма предъявления звуков варьирует:

а) по количеству участвующих детей:

- работа ведется с одним ребенком.

- работа ведется с несколькими детьми одновременно;

б) по «ведущему» - тому, кто извлекает звуки:

- сам педагог,

- сам ребенок,

- другой ребенок;

в) по условиям проведения исследования:

- ребенок видит предмет, издающий звук,

- ребенок не видит предмета (предмет спрятан за ширмой, под столом);

г) по форме организации игры:

- на занятии,

- во время режимных моментов,

- в свободной деятельности.

Выбор используемых предметов и условий предъявления звуков зависит от специфики речевых нарушений ребенка, степени выраженности этих нарушений, уровня познавательной активности и зачастую определяется просто необходимостью сменить приемы работы, дать детям поиграть.

В подобные игры с удовольствием играют и дети, имеющие нормально развитую речь. У них совершенствуются процессы звуковосприятия, анализа звуков и звукопроизношения и тоже развивается способность к самостоятельным исследованиям, причем объектом исследования становится ребенок сам для себя: «А смогу ли я воспроизвести этот звук?».

Поэтому не следует торопить ребят. Нужно поощрять их общение между собой, создавать ситуацию, когда они показывают звуки друг другу, многократно повторяют их друг перед другом, стараясь как можно точнее воспроизвести звук. В этой ситуации педагог старается держаться в тени, не мешать детям.

Параллельно исследования такого типа можно использовать для закрепления употребления предлогов и улучшения ориентировки в пространстве (ребенок указывает, где находится звучащий предмет: под столом, над столом, вверху, слева, справа и т. д.).

 2.2. Если у ребенка отмечается нарушение звуковосприятия, можно давать задания иного типа. Перед ребенком лежит несколько предметов. Педагог просит ребенка отвернуться, извлекает какой-либо звук и затем предлагает определить, какой предмет он использовал. Для детей со значительными нарушениями каждый предмет берется в одном варианте (один лист бумаги, один колокольчик, одна баночка). По мере совершенствования звуковосприятия каждый предмет может быть представлен в нескольких вариантах. Например, перед ребенком кладут 3 листа бумаги разного сорта; нужно определить, какой из них издал данный звук? В какой из трех колокольчиков позвонил педагог? По какой из трех баночек он постучал? Проводя собственные исследования - проверяя звуки, издаваемые каждым предметом, - ребенок сам устанавливает истину.

 2.3. Неизменный интерес вызывает у ребят эксперименты со звучащими баночками. Для этого педагог приносит несколько баночек, которые при легком ударе по стенке издают разные звуки.

В этих играх дети, слегка ударяя по стенке палочкой (т. е. путем собственного исследования),  находят баночки, звучащие одинаково, звучащие громче, тише, выше, ниже. Ребята всегда с интересом играют в эту игру, ранжируют баночки по высоте тона или по силе звучания. Это напоминает им оркестр.

Любят они игру «Найди ту баночку, по которой ударила я». Если в ходе исследований дети забывают звук, педагог воспроизводит его снова, предварительно попросив ребенка отвернуться. В игре дети могут играть по парам, один из них является испытуемым, второй – исследователем.

С огромным удовольствием ребята изучают, как меняется характер звука, если они сами наливают в банку разное количество воды.

Если говорить о познавательном развитии детей, то все вышеназванные исследования способствуют в дальнейшем более точному восприятию фонематических различий. Если же говорить об общем развитии ребенка, то у него формируется понимание своих возможностей: «Если я чего-то не знаю, то могу узнать это путем собственных исследований».

 3. Третье направление - исследование речевого дыхания.

Для изучения особенностей речевого дыхания в разных ситуациях дети надувают шары, дуют на ленточки, учатся регулировать силу воздушной струи, сдувая легкую ватку или тяжелый кубик. Пытаются дуть в трубочку для того, чтобы шарик поднялся вверх и не упал. Дуют на ладонь разными способами, получая то холодную, то теплую струю воздуха. Это все серьезные физические эксперименты.

На коллективных занятиях ребята любят играть в «Футбол». В этой игре нужно забить гол в ворота противника с помощью воздушной струи. Дуть можно либо просто ртом, либо через трубочку. Каждый способ имеет свои преимущества. В этой игре дети тренируют способность регулировать силу воздушной струи в зависимости от обстановки, складывающейся на футбольном поле: дуют сильно, если целятся в ворота издалека, или еле-еле, если ворота близко, под углом, если надо обойти соперника. Эти действия усложняются за счет того, что игра ведется двумя командами, и участники дуют не по очереди,  а, как в обычном футболе, по своему внутреннему побуждению, исходя из ситуации, складывающейся на поле.

Единственное ограничение для этой игры - наличие хронических расстройств дыхательной системы (например, бронхиальной астмы) и инфекционных заболеваний у ее участников.

Игры такого типа позволяют решать три задачи:

- изучить физические свойства предметов,

- изучить собственную способность регулировать силу воздушной струи,

- тренировать дыхательные мышцы и весь речевой аппарат.

 4. Четвертое направление - трансформация букв и слов.

Большие возможности для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дает трансформация букв и слов. Данное направление может быть реализовано в нескольких вариантах.

4.1. Конструирование букв. 

«Конструирование букв». На столах — палочки, ниточки, пуговицы, карандаши. Детям предлагается выложить различные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.

 4.2. Большой интерес вызывает задание по трансформации букв: как из одной буквы получить другую? (передвинуть палочку, что-то добавить или убрать, заменить один предмет другим и т.д.). Иногда эта работа проводится как соревнование между ребятами: кто придумает больше вариантов? Такая исследовательская деятельность стимулирует воображение, развивает способность к мысленному моделированию  (т. е. к проведению мысленных экспериментов).

Нас неоднократно удивляла фантазия детей. Зачастую они придумывали, как использовать те предметы, которые нам самим казались бесполезными и попадали в набор просто для создания ситуации выбора.

 4.3. Познавательно-исследовательская деятельность реализуется при анализе слов, отдельных фраз и предложений.

  • Игра «Слово рассыпалось» (анаграмма). На доске слово с измененным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна — насос, терка — актер).
  • Игра «Кто больше соберет слов». Придумывание слов на определенный слог (например: мука, муха, музей, мусор). Подбор слов к заданной звуковой модели. Перед детьми схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Нужно подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме). Усложненным вариантом работы детей с моделью является игра-загадка. Загадывается определенное слово, дети должны отгадать с помощью наводящих вопросов: оно живое? неживое? предмет? какой формы? из чего сделан?
  • Подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух-трех слогов — с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.д.
  • Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.
  • C:\Users\Alina\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200424_174431.jpgЗамена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка — майка — гайка — чайка. 
  • Образование новых слов из букв данного слова. Например: мороженое — море, нож, морж и т.д.
  • C:\Users\Alina\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200424_174827.jpgПодбор слов к данной рифме. Например: сок — лесок, носок, поясок, голосок и т.д.
  • Работа с изографами. На картинках слова написаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.
  • Составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»).
  • Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Например: «Фатимы у красивая кукла».
  • Соединение частей разорванных предложений. Например: «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик».
  • Составление рассказа из двух текстов, прочитанных вперемешку.
  • Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
  • Чтение текста с конца, чтобы осознать неудобство такого прочтения.
  • Развивающая игра «Читай-ка на шариках» (автор Воскобович и другие подобные игры).

 4.4. Богатейшие возможности для развития исследовательской деятельности представляют кроссворды.Они объединяют три важных познавательных области: обучение грамоте, формирование математических представлений и ту специфическую область, к которой относится тема кроссворда (художественно-эстетическую, литературу, формирование естественнонаучных представлений и др.).

Кроме того, решение кроссвордов способствует развитию таких навыков исследовательской деятельности, как способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверять их истинность, отказываться от них в случае несоответствия своего предположения с объективными критериями.

4.5. Аналогичные функции выполняет и разгадывание ребусов.

Возможности для развития познавательно-исследовательской активности детей в ДОУ очень велики, и задача логопеда – стремиться как можно чаще создавать для этого необходимые условия.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: