Реализация дополнительной общеразвивающей программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
заведующим МАДОУ «Колокольчик»
________________ А.С.Крайнова
приказ МАДОУ от «___» _______ 20__г. №____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по речевому развитию
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КОГАЛЫМА «КОЛОКОЛЬЧИК»
на 2025 - 2026 учебный год
Кружок «Веселая логоритмика»
(для детей 6-7 лет)
Составлена: Гарифуллина Л.К. учитель-логопед МАДОУ «Колокольчик»
|
г. Когалым, 2025 г.
Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….….…2
1.2. Планируемые результаты…………..…..…………………………..………………5
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы…………………………………………………….….…...6
2.2. Описание форм и методов проведения занятий………………………….…….…7
2.3. Формы контроля и оценочные материалы………….…….……………..……….10
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план………………….…………..……………… ……………………...11
3.2. Возраст детей, участвующих в реализации Программы………… ……..……… 11
3.3. Материально-технические условия реализации Программы………………….…12
3.4. Информационно-методическое обеспечение Программы………………………..14
3.5. Список литературы…………………………………………………………………..15
3.6. Календарно-тематический план……………………………………………….……16
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
С каждым годом отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, интернетом.).
Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.
В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.
В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.
Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.
Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику.
Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).
Тип программы – коррекционно-развивающая. Программа ориентирована в первую очередь на работу с детьми с общим недоразвитием речи.
Новизна программы заключается в сочетании различных видов здоровьесберегающих технологий, которые повышают эффективность коррекции речевых нарушений у детей с ОНР. Занятия по данной программе способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса. Соответствие лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включает в себя работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Данная программа позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым повысить его результативность.
Педагогическая целесообразность. Реализация данной программы позволит детям с общим недоразвитием речи в комплексе преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем социализироваться в школе.
Отличительной особенностью данной программы в свете ее коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств выразительности музыки, движения, речи.
Цель программы: корректировать имеющиеся отклонения в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:
- развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;
- развивать силу голоса и выразительность речи и пения;
- формировать правильную артикуляцию звуков;
- развивать мелкую моторику, точность движений;
- развивать творчество и инициативу.
- развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
- формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
- развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать внимание, включая смену движений;
- учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно со звучанием музыки.
Планируемые результаты
Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения программы в виде целевых ориентиров:
- Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.
- Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
- У ребёнка сформированны модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.
- Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит звуки родного языка.
- Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
- Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
- Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
- Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.
- Ребёнок уважает культуру и традици народов России, родного края, труд людей.
- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержания Программы
Музыка | Движение | Речь | |
Ритм | Последовательность звуков различной длительности | Танцевальный ритм (рисунок танца) | Чередование ударных и безударных слогов |
Темп | Скорость звучания, чередование метрических долей | Скорость выполнения движения | Скорость речевого потока |
Метр | Чередование сильных и слабых долей в такте | Движение в едином размере (2, 3, 4-х дольном) | Выделение ударного слога |
Динамика | Сила звука | Различный характер движений по степени напряженности | Усиление и ослабление звука |
Мелодия | Последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием, основная тема | Пластическое выражение темы и содержания | Мелодика речи, звуковысотность |
Характер | Выразительность, образность | Создание двигательных образов, гармония движений | Эмоциональность, выразительность, образность |
Фраза | Смысловой отрезок | Расчленение движений | Смысловые отрезки речи |
2.2. Описание форм и методов проведения занятий
Логоритмическое занятие включает следующие методы и формы работы:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
- Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Формы контроля и оценочные материалы
Реализация данной программы предполагает диагностику индивидуального развития ребенка учителем-логопедом.
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий.
Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей.
Формы подведения итогов:
- открытые занятия для родителей
- показательные выступления на тематических мероприятиях.
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Наименование | День недели | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
Кружок «Веселая логоритмика» | четверг | 1 | 4 | 36 |
3.2. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа предназначена для коррекционного обучения детей 6 -7 лет с нормальным слухом и интеллектом, имеющих общее недоразвитие речи.
Основной контингент старших дошкольников имеет общее недоразвитие речи разных уровней.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.
В этом возрасте у детей наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико- грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьёй, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т.д.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, а именно, задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений. Для них характерны неустойчивость внимания недостаточная его переключаемость и объем; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная; снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания; отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок.
С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе; нарушение моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
Данные нарушения могут ярко проявиться при поступлении детей в школу, будут тормозить процесс обучения детей и являться причинами нарушений письма и чтения.
Данная программа может помочь обеспечить плавный переход ребенка в школу.
Срок реализации программы: программа «Веселая логоритмика» рассчитана на один год обучения, всего 36 занятий.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 30 минут.
Форма проведения: подгрупповое, 4-5 детей.
3.3. Материально-технические условия реализации Программы
Реализация программы «Веселая логоритмика» требует организации развивающей предметно-пространственной среды для решения поставленных задач. А именно, в разнообразии базы используемых игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационно- компьютерными технологиями (мультимедийными презентациями, использованием Интернет-ресурсов).
Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия.
Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
Музыкальный зал:
- Игровое пространство для реализации коррекционно-развивающего процесса;
- Ковер;
- Мольберт;
- Столы и стулья;
- Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор)
Технические средства:
- Наличие ноутбука;
- Проектор;
- Музыкальный центр;
- Принтер;
- Сканер.
- Музыкальные произведения.
Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:
- Бланки с заданиями по темам;
- Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных;
- Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям;
- Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений;
- Схемы-планы, модели.
Игровой и спортивный инвентарь:
- Ростовые куклы.
- Костюмы зверей;
- Музыкальные инструменты;
- Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные коврики;
- Пособия на развитие дыхание,
- Ритмические палочки,
- Массажные мячики «Су-джок»
3.4. Информационно-методическое обеспечение программы
- Гавришева, Л. Б. Нищева Н.В., Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры.
- Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов.
- Крупа-Шушарина, С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.
- Лопухина, И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей.
Список литературы
- Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. —
- Бабушкина, Р.Л. Кислякова О.М., Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. -- СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика)
- Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;032000 – Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная).-СПб.:» Петербург –XXI «,1997.
- Воронова, А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС СФЕРА»,2006.
- Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая подготовительная группы. – М.: Академия развития. – 2006 – 120 с.
- Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005.
- Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М.,. Аверсэв,, 2004.
- Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003.
- Овчинникова, Т.С. Логоритмические распевки. СПб.: «КАРО»,2009.
- Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.В.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Таран, Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3.6. Календарный учебный план
Месяц | Заня тие | Тема | Развитие речевых процессов | Развитие неречевых функций |
сентябрь | 1 | «Здравствуй, друг» | Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; Речевые и не речевые звуки. Работа с речевой артикуляцией. Игра «Слухачи» Коммуникативная игра «Здравствуй, друг» | Упражнения на развитии координации: «Мы с тобою в лес идем», Зрительная гимнастика «Северное сияние» Гимнастика мозга «Ленивые восьмёрки» Танец «Хоровод дружбы» |
2 | Путешествуем с друзьями | Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; Речевые и не речевые звуки. Игра «Слухачи» Формирование правильного физиологического и речевого дыхания. уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении звука звука [И]; Упражнение на развитие пространственных ориентаций расширение лексического запаса; Фонопедическая игра «Эхо» Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных | развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память. совершенствование общей и мелкой моторики; выработка четких координированных движений во взаи- мосвязи с речью; развитие творческой фантазии и воображения. Закреплять умение детей простым построениям Зрительная гимнастика «Бабочки на цветке» Усвоение понятий «быстро - медленно»,. Закрепление умения детей определять пространственны1е5 отношения. Закрепить в речи наречия: |
впереди, сзади. | ||||
3 | «Чиполино и его друзья» | Формирование правильного физиологического и речевого дыхания. Развитие глубокого вдоха «Узнай фрукт, овощ» Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; Речевые и не речевые звуки. Закрепление артикуляции звука [А] Упражнение на развитие пространственных ориентаций Развитие мускулатуры щёк: имитационное упражнение «Толстячки-Худышки» Фонопедическая игра «Эхо» Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных | Закреплять умение детей простым построениям Зрительная гимнастика «Фруктовая загадка» Усвоение понятий «сильно - слабо», как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Закрепление умения детей определять пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: вверху, внизу. | |
4 | «В гостях у Лесовичка» | Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; Речевые и не речевые звуки. Игра «Слухачи» Укрепление дыхательной мускулатуры. | Учить детей определять пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: влево, вправо, около, рядом. Зрительная гимнастика «По ягоды» Закреплять умение ходить с |
Выработка плавного длительного выдоха, направленной воздушной струи «Осенние листочки» Закрепление артикуляции звука [У]. Игра «Эхо» АУ – тихо, громко. Упражнение на развитие пространственных ориентаций | согласованными движениями рук и ног. | |||
октябрь | 1 | «Осенняя прогулка» | Выработка правильной воздушной струи: игра «Сдуй пуговку». Логопедические распевки У_О_А-И Логопедическая распевка «Ботинки» Игра на координацию речи и движения «Башмачок» Развитие фонематического слуха – договаривание чистоговорок. Развитие интонационной выразительности в диалоге «Сапожник» Упражнение на развитие пространственных ориентаций | Закреплять умение бегать с согласованными движениями рук и ног. Развитие ориентировки в схеме тела: вверху - внизу, впереди - сзади, справа - слева Развитие мускулатуры шеи: имитационное упражнение «Кнопочка» (поднимание и опускание головы с сильным нажатием подбородка на кулаки). Продолжать учить выделять неожиданный акцент ударом кулачками «Сапожники» |
2 | Прогулка в осенний лес |
Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; Формирование длительного плавного выдоха «Буря в стакане», «Метелица в колодце» Речевые и не речевые звуки. Игра «Слухачи» Логопедические распевки У_О_А-И | Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных игра Развитие ориентировки в схеме тела: вверху - внизу, впереди - сзади, справа - слева . Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах. Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных |
Упражнение на развитие пространственных ориентаций | ||||
3 | «Поездка в Простокваши но» | Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; Речевые и не речевые звуки. Игра «Слухачи» Артикуляционные упражнения «Кошечка сердится», «Кошечка лакает», «Индюк» Фонопедическое упражнение «Петушок» Логопедическая распевка «Корова» Работать над четкостью дикции. Упражнение - игра на развитие речевого дыхания «Куры, гуси»
Упражнение на развитие пространственных ориентаций | Учить менять движение в соответствии с музыкальными фразами Зрительная гимнастика «Ослик» Игра на развитие творческих способностей и воспитания выдержки «Гусь» Упражнение на развитие пространственных отношений «Курица и цыплята» - движения Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
|
|
Воспитывать у детей чувство ответственности за своих питомцев.. | |||
4 | «Лягушка - путешественн ица» | Развитие дыхания по схеме. (нос-нос, нос-рот, -рот-нос, рот- рот).
Уточнить артикуляцию звуков [б], [б’],
глаз, развивать зрительное внимание.
| Учить менять движение в соответствии с музыкальными фразами Зрительная гимнастика . Упражнение на развитие пространственных отношений «Курица и цыплята» Развивать мимику детей и пантомимику. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. | |
ноябрь | 1 | Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; Речевые и не речевые звуки. Закрепить правильную артикуляцию звуковучить детей пропевать эти звуки длительно и коротко. | Упражнения на развитии координации «Мы на лыжах в лес идем», Зрительная гимнастика «Северное сияние» Гимнастика мозга «Ленивые восьмёрки» Танец «Хоровод дружбы» |
Игра «Слухачи» Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки – «На лошадке» Фонопедическое упражнение «Глобус» Коммуникативная игра «Здравствуй друг» | ||||
2 | «1,2,3,4,5 – по Одинцово мы идем гулять» | способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки – «На лошадке» Фонопедическое упражнение «Глобус» Коммуникативная игра «Здравствуй друг» | Пальчиковая гимнастика «Мы по городу гуляли» Зрительная гимнастика «Северное сияние» Гимнастика мозга «Ленивые восьмёрки» | |
3 | «Чем пахнут ремесла» | Артикуляционные упражнения «Маляры» Уточнение артикуляции звука Т. Уточнение и отработка правильной артикуляции звуков [Т-Д] «Молоточки» Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом. | Ритмическая игра «Молоточки» Игра на развитие пространственных ориентировок «Иголка с ниткой» Совершенствование оптико- пространственных ориентировок «Ругулировщики» (пререкрестные движения) |
Логопедическая песенка «Повар» | ||||
4 | «Рукодельниц а и Ленивица» | Закрепление артикуляции звуков т-д Фонопедическое упражнение «Рукодельница» | Развитие ритма и темпа движения «Взбиваем перину» Развитие координации и переключаемости движений «Щёлк- щёлк» Пальчиковый самомассаж «Веретено» | |
декабрь | 1 | «Путешествие с волшебной снежинкой» | Уточнение произношения гласных звуков Фонопедическое упражнение «Свистели метели»
Развитие языкового чутья «Доскажи словечко» Развитие орального праксиса – имитационные игры «Замерзли» | Развитие слухового внимания « Зрительная гимнастика «Падают снежинки» Развивать чувство ритма «Мосток» Пальчиковая гимнастика «Мы с тобой снежки лепили» Закрепление умения перестраиваться по зрительному сигналу. |
2 | «О чём грустит Домовёнок» |
Артикуляционная гимнастика «Маляры» Закрепить правильную |
артикуляцию звука [К] в дыхательных и оздоровительных упражнениях.
| ||||
3 |
«Маляры» Уточнить и закрепить артикуляцию звуков [Г,К] в слоговых рядах, распевках.
Упражнение на развитие пространственных ориентаций | Гимнастика мозга «Сова» Фонопедическое упражнение «Метель» Упражнение на развитие ритма «Воробьи, воробышки» Игра «Зимняя пляска» Пальчиковая гимнастика «Пой-ка, подпевай-ка» Упражнение на развитие слухового внимание «Сорока» |
4 | «Письмо от Деда Мороза» | Уточнить и закрепить артикуляцию звуков [В, Ф] в слоговых рядах, распевках. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и в ролевом поведении детей. Упражнение на развитие пространственных ориентаций | Речевая игра с движением «Снеговик» Развитие мелкой моторики Су-джок «Новый год» Ритмическая игра «Мороз» Игра на развитие общей моторики «Ветер северный» Танец «Лавата» координация движений, развитие общей моторики. Упражнение на расслабление «Волшебный сон» | |
январь | 1,2 | Продолжать формирование речевого выдоха – произнесение междометий на выдохе. Упражнение на звукоподражание «На санках» Фонопедическое упражнение «На коньках»отработка произношения свистящих звуков, чистоговорки со звуком [С] | Упражнение на развитие координации «Зима» Формирование ритмического рисунка «Снежки» Танцевальная композиция «К нам гости пришли» Хороводные игры развитие координации движений и пространственной ориентировки. | |
3 | Развитие речевого дыхания «Кто стучится» Проговаривание звукоподражаний на выдохе. Логопедическая распевка | Упражнение на развитие общей моторики «Про медведя» Пальчиковая сказка «Рукавичка» Су джок» «Медведь в берлоге» Развитие чувства ритма и |
«Кормушка» Инсценировка сказки «Теремок» Упражнение на расслабление и напряжение мышц артикуляции «Орешки» Уточнить артикуляцию звука [ С] Упражнение на развитие пространственных ориентаций | воспроизведение ритмических рисунков «Лиса и зайцы» Двигательное упражнение с речью «Лесные жители» Упражнение на регуляцию мышечного тонуса «Нахохлились – расслабились» | |||
4 | «Очевидное- невероятное» | Развитие речевого дыхания «Счет от 1 до 5 и обратно» на выдохе» Логопедическая игра с элементом массажа «Потягушечки» Инсценировка стихотворения «Врун» Д.Хармса. Уточненить артикуляции звука [З] Упражнение на развитие пространственных ориентаций | Коммуникативная игра «Ворота» Развитие моторики и координации «Намотай шнур на палочку» Совершенствование общей моторики – разные виды ходьбы и бега. «Хлопай-шлёпай» - веселая логоритмика | |
февраль | 1 | «В гостях у сказки» | Упражнение на развитие речевого дыхания «Буря» Чтение строки из сказки на выдохе. Работа над темпом и ритмом речи. Проговаривание загадки о золотой рыбке с одновременным прохлопыванием. Речевое упражнение «Петушок» Фонопедическое упражнение «Колосок» Упражнение на развитие пространственных ориентаций | Развитие самостоятельности, инициативности и вразительности в выборе ролей для инсценировки знакомых сказок, отрывков Развитие слухового внимания «Что не правильно» Упражнение на координацию речи и движения «У моря» Развитие слухового внимания – слушание - колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский- Корсаков |
2 | «Витаминная семья» |
| Развитие пространственной координации -закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать. Зрительная гимнастика Координация речи с движением |
упражнениях.
вому питанию, образу жизни. | Развитие чувства ритма Игровой массаж тела «Зайка» | |||
3 | «Зеленый уголок» |
Уточнить артикуляцию звука [Щ] в дыхательных и речевых упражнениях.
Упражнение на развитие пространственных ориентаций | Зрительнач гимнастика «Наш дом» Пальчиковая игра «Песочный дом» Ритмическая игра «Молоток» Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Теремок» | |
4 |
| Зрительнач гимнастика «Наш дом» |
многообразии обитателей аквариума.
| Пальчиковая игра «Песочный дом» Ритмическая игра «Молоток» Упражнение на развитие общей и мелкой моторики |
март | 1 |
| Зрительное упражнение «Юла» Совершенствование способности различать замедление, ускорение музыкального темпа, параллельно выполняя упражнения на построение «круг» - игра «Карусели» Игра на развитие чувства ритма и моторику «Музыкальные кубики» Упражнения регулирующие мышечный тонус «Тряпочные куклы, заводной зайчик, солдатики» | |
2 | Воспитание интонационной выра стельности речи - Игра «Узнай по интонации». Развитие темпа речи «В гости к Федосье» Развитие высоты голоса - речевая игра «Гости» Работа над темпом и ритмом речи. Чтение стихотворения «Март» в сопровождении металлофона | Упражнение на развитие творческой самостоятельности «Профессии мам» - пантомима Пальчиковая игра «Мамочка» Развитие общей моторики и координации движений «Мамины помощники» | ||
3 | «Речевые посиделки» | Фонопедическое упражнение «Чайник» Уточнить артикуляцию и закрпить произношение звука Ч Логопедическая распевка «Тарелка» | Упражнение на развитие творческого воображения, общих речевых навыков «Чайник» Пальчиковая гимнастика «Посуда» Развитие пространственной координации – |
Речевая игра с музыкальными инструментами «Кухонный оркестр» Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением - упражнение «Помощники». Упражнение на развитие пространственных ориентаций Развитие интонационной выразительности и просодии - диалог «Уж ты тётушка, Арина» Развитие речевого дыхания при проговаривании скороговорок. | Упражнение на развитие слухового внимания , чувства ритма в игре на ложках «Экосез» | |||
4 | «Веселая карусель» | Воспитание силы выдоха «Заведи вертушки» Воспитание шепотной речи при проговаривании потешек. Уточнить артикуляцию звука Н, Н.Упражнения н Формирование темповой организации высказывания «Проговори скороговорку в разном темпе» Имитационная игра «Дудочка»(высоко-низко) Попевка «Качели» | Зрительное упражнение «Юла» Совершенствование способности различать замедление, ускорение музыкального темпа, параллельно выполняя упражнения на построение «круг» - игра «Карусели» Игра на развитие чувства ритма и моторику «Музыкальные кубики» Упражнения регулирующие мышечный тонус «Тряпочные куклы, заводной зайчик, солдатики» |
1 | «Театральная мастерская» | Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной окрашенностью речи в сценках- шутках, играх-диалогах. Развитие тембровой окраски и высоты тона. Чтение сказки Чуковского «Путаница» (дети произносит только звукоподражания). | Музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» - перестроения, Подвижная игра «Звёздочки» Зрительная гимнастика «Ракета» | |
2 | «Веселая зарядка» | Развитие плавного речевого выдоха – проговаривание на выдохе междометий от 1 – до 5. Логопедическая песенка «Очки для Леночки» «Наши малыши здоровы» - формирование эмоциональной окраски речевого высказывания. | Коммуникативная игра «Собирайся детвора» Зрительная гимнастика «Сосулька» Пальчиковая Су-джок «Чтож ты ёж такой колючий» Музыкальный этюд «Сосулька»- регуляция мышечного тонуса. «Пружинки-прыжки» - веселая логоритмика – дифференциация движений. | |
3 | «Собирайся детвора – в космос нам лететь пора!» | Фонопедическое упражнение «Ракета» Уточнение произношения согласного [Р] имитационная игра «Заведи мотор». Проговаривание чистоговорок со звуком [Р] Упражнение на координацию речи с движением «Полет» | Коммуникативная игра «Собирайся детвора» Зрительная гимнастика «Сосулька» Пальчиковая Су-джок «Чтож ты ёж такой колючий» Музыкальный этюд «Сосулька»- регуляция мышечного тонуса. «Пружинки-прыжки» - веселая логоритмика – дифференциация движений. | |
4 | «Путешествие с капелькой» | Логопедическая распевка «Прогулка» Фонопедическое упражнение «Глобус» Русская народная закличка «Солнышко» ритмическая организация высказывания, развитие интонационной | Игра на совершенствование у детей способности различать замедление, ускорение музыкального темпа «Капель» Музыкальный этюд «Цветок» регуляция мышечного тонуса «Хоровод дружбы» - развитие пространственных ориентировок и координации реч с движением. |
выразительности | ||||
май | 1 | «День рождения Мухи- цокотухи» | Проговаривание чистоговорок со всеми звуками. Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили». Инценировка отрывка из сказки «Мухо-цокотуха» – воспитание инициативности, творческой активности. | Двигательное упражнение «Муравьи» со сменой направления. Пальчиковая игра с массажем «Гусеница» Координация речи с движением «Пчелы и мишки» Игра на развитие мышечного тонуса «Мотыльки» |
2 | «Огородники» |
| Двигательное упражнение «Муравьи» со сменой направления. Пальчиковая игра с массажем «Гусеница» Координация речи с движением «Пчелы и мишки» |
детей образовывать сравнительные прилагательные по теме.
| Игра на развитие мышечного тонуса «Мотыльки» | |||
3 | «На параде» | Фонопедическое упражнение «Салют» Артикуляционная гимнастика «Парад» Речевая игра «Барабанщик» выделение музыкальных фраз с поговариванием соответствующих слогов [та-та-та, да-да-да] соблюдая ритмический рисунок. Закрепить правильную артикуляцию звуков [Л – л’] в чистоговорках и потешках. Проговаривание чистоговорок на дифференциацию звуков [Р-РЬ] | Игра на развитие ритма (на м/инструментах) «Азбука Морзе. Радист» (Ритмическое эхо) Пальчиковая гимнастика «Аты-баты» Упражнение на развитие координации «Самолет» Исполнение песни без слов с изменением слогов – развитие слухового внимания и музыкального метра | |
4 | «Дюймовоч ка» |
Закрепить умение дифференцировать [С - Ш] в слоговых рядах и дыхательных упражнениях.
| Игра на совершенствование у детей способности различать замедление, ускорение музыкального темпа «Капель» Музыкальный этюд «Цветок» регуляция мышечного тонуса «Хоровод дружбы» - развитие пространственных ориентировок и координации реч с движением. |


