Реализация дополнительной общеразвивающей программы

Гарифуллина Ляйсан Камиловна

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

заведующим МАДОУ «Колокольчик»

________________ А.С.Крайнова

приказ МАДОУ от «___» _______ 20__г. №____

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по речевому развитию

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КОГАЛЫМА «КОЛОКОЛЬЧИК»

на 2025 - 2026 учебный год

Кружок «Веселая логоритмика»

(для детей 6-7 лет)

Составлена:

 Гарифуллина Л.К.

учитель-логопед

 МАДОУ «Колокольчик»

                                                                                                                                                                                                                 

г. Когалым, 2025 г.

Содержание

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….….…2

1.2. Планируемые результаты…………..…..…………………………..………………5

II.        Содержательный раздел

2.1. Содержание программы…………………………………………………….….…...6

2.2. Описание форм и методов проведения занятий………………………….…….…7

2.3. Формы контроля и оценочные материалы………….…….……………..……….10

III. Организационный раздел

3.1. Учебный план………………….…………..………………    ……………………...11

3.2. Возраст детей, участвующих в реализации Программы………… ……..………  11

3.3. Материально-технические условия реализации Программы………………….…12

3.4. Информационно-методическое обеспечение Программы………………………..14

3.5. Список литературы…………………………………………………………………..15

3.6. Календарно-тематический план……………………………………………….……16

I.        Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

С каждым годом отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, интернетом.).

Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.

В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.

В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.

Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).

Тип программы – коррекционно-развивающая. Программа ориентирована в первую очередь на работу с детьми с общим недоразвитием речи.

Новизна программы заключается в сочетании различных видов здоровьесберегающих технологий, которые повышают эффективность коррекции речевых нарушений у детей с ОНР. Занятия по данной программе способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса.        Соответствие лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включает в себя работу над закреплением звуков в определенной     последовательности.     Данная     программа        позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым повысить его результативность.

Педагогическая целесообразность. Реализация данной программы позволит детям с общим недоразвитием речи в комплексе преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем социализироваться в школе.

Отличительной особенностью данной программы в свете ее коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств выразительности музыки, движения, речи.

Цель программы: корректировать имеющиеся отклонения        в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Задачи:

  • развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;
  • развивать силу голоса и выразительность речи и пения;
  • формировать правильную артикуляцию звуков;
  • развивать мелкую моторику, точность движений;
  • развивать творчество и инициативу.
  • развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
  • формировать        правильную        осанку,        умение        ориентироваться        в пространстве, имитационные движения;
  • развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать внимание, включая смену движений;
  • учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно со звучанием музыки.
  1. Планируемые результаты

Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения программы в виде целевых ориентиров:

  • Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.
  • Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
  • У ребёнка сформированны модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.
  • Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит звуки родного языка.
  • Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
  • Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
  • Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
  • Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.
  • Ребёнок уважает культуру и традици народов России, родного края, труд людей.
  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности.

II. Содержательный раздел

2.1.  Содержания Программы

Музыка

Движение

Речь

Ритм

Последовательность звуков        различной

длительности

Танцевальный ритм        (рисунок

танца)

Чередование ударных        и

безударных слогов

Темп

Скорость        звучания, чередование метрических долей

Скорость выполнения движения

Скорость        речевого потока

Метр

Чередование        сильных и слабых долей в такте

Движение        в едином размере (2, 3, 4-х

дольном)

Выделение ударного слога

Динамика

Сила звука

Различный характер движений        по степени

напряженности

Усиление        и ослабление звука

Мелодия

Последовательность звуков,        объединенных смысловым содержанием, основная

тема

Пластическое

выражение        темы и содержания

Мелодика        речи, звуковысотность

Характер

Выразительность, образность

Создание двигательных образов, гармония

движений

Эмоциональность, выразительность, образность

Фраза

Смысловой отрезок

Расчленение движений

Смысловые        отрезки речи

2.2. Описание форм и методов проведения занятий

Логоритмическое занятие включает следующие методы и формы работы:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  • Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

  1. Формы контроля и оценочные материалы

Реализация данной программы предполагает диагностику индивидуального развития ребенка учителем-логопедом.

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий.

Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей.

Формы подведения итогов:

  • открытые занятия для родителей
  • показательные выступления на тематических мероприятиях.

III. Организационный раздел

3.1. Учебный план

Наименование

День недели

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Кружок «Веселая логоритмика»

четверг

1

4

36

3.2. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа предназначена для коррекционного обучения детей 6 -7 лет с нормальным слухом и интеллектом, имеющих общее недоразвитие речи.

Основной контингент старших дошкольников имеет общее недоразвитие речи разных уровней.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.

В этом возрасте у детей наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико- грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьёй, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т.д.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, а именно, задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений. Для них характерны неустойчивость внимания недостаточная его переключаемость и объем; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная; снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания; отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок.

С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе; нарушение моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Данные нарушения могут ярко проявиться при поступлении детей в школу, будут тормозить процесс обучения детей и являться причинами нарушений письма и чтения.

Данная программа может помочь обеспечить плавный переход ребенка в школу.

Срок реализации программы: программа «Веселая логоритмика» рассчитана на один год обучения, всего 36 занятий.

Режим занятий: 1 занятие в неделю по 30 минут.

Форма проведения: подгрупповое, 4-5 детей.

3.3. Материально-технические условия реализации Программы

Реализация программы «Веселая логоритмика» требует организации развивающей предметно-пространственной среды для решения поставленных задач. А именно, в разнообразии базы используемых игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационно- компьютерными технологиями (мультимедийными презентациями, использованием Интернет-ресурсов).

Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия.

Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.

Музыкальный зал:

  • Игровое пространство для реализации коррекционно-развивающего процесса;
  • Ковер;
  • Мольберт;
  • Столы и стулья;
  • Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор)

Технические средства:

  • Наличие ноутбука;
  • Проектор;
  • Музыкальный центр;
  • Принтер;
  • Сканер.
  • Музыкальные произведения.

Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:

  • Бланки с заданиями по темам;
  • Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных;
  • Картинки        по        лексическим        темам        и        по        литературным произведениям;
  • Картотеки        артикуляционных,        дыхательных,        фонопедических        и пальчиковых упражнений;
  • Схемы-планы, модели.

Игровой и спортивный инвентарь:

  • Ростовые куклы.
  • Костюмы зверей;
  • Музыкальные инструменты;
  • Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные коврики;
  • Пособия на развитие дыхание,
  • Ритмические палочки,
  • Массажные мячики «Су-джок»

3.4. Информационно-методическое обеспечение программы

  1. Гавришева, Л. Б. Нищева Н.В., Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры.
  2. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов.
  3. Крупа-Шушарина, С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста.
  4. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.
  5. Лопухина, И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей.
  1. Список литературы

  1. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. —
  2. Бабушкина, Р.Л. Кислякова О.М., Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. -- СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика)
  3. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;032000 – Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная).-СПб.:» Петербург –XXI «,1997.
  4. Воронова, А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС СФЕРА»,2006.
  5. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая подготовительная группы. – М.: Академия развития. – 2006 – 120 с.
  6. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005.
  7. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М.,. Аверсэв,, 2004.
  8. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003.
  9. Овчинникова, Т.С. Логоритмические распевки. СПб.: «КАРО»,2009.
  10. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.В.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011.
  11. Таран, Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  12. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3.6. Календарный учебный план

Месяц

Заня

тие

Тема

Развитие речевых процессов

Развитие неречевых функций

сентябрь

1

«Здравствуй, друг»

Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

Речевые и не речевые звуки.

Работа        с        речевой артикуляцией.

Игра «Слухачи» Коммуникативная        игра

«Здравствуй, друг»

Упражнения        на        развитии координации: «Мы с тобою в лес идем»,

Зрительная        гимнастика        «Северное сияние»

Гимнастика        мозга        «Ленивые восьмёрки»

Танец «Хоровод дружбы»

2

Путешествуем с друзьями

Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

Речевые и не речевые звуки. Игра «Слухачи»

Формирование правильного физиологического и речевого дыхания.

уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении звука звука [И];

Упражнение на развитие пространственных ориентаций

расширение лексического запаса;

Фонопедическая игра «Эхо»

Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных

развивать        зрительное,        слуховое        и двигательное внимание, память.

совершенствование общей и мелкой моторики;

выработка        четких

координированных        движений        во        взаи- мосвязи с речью;

развитие        творческой        фантазии        и воображения.

Закреплять умение детей простым построениям

Зрительная гимнастика «Бабочки на цветке»

Усвоение        понятий        «быстро        - медленно»,.

Закрепление        умения        детей

определять        пространственны1е5 отношения. Закрепить в речи наречия:

впереди, сзади.

3

«Чиполино        и его друзья»

Формирование правильного физиологического и речевого дыхания.

Развитие    глубокого     вдоха

«Узнай фрукт, овощ»

Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

Речевые и не речевые звуки.

Закрепление артикуляции звука [А]

Упражнение на развитие пространственных ориентаций

Развитие        мускулатуры        щёк: имитационное                упражнение

«Толстячки-Худышки» Фонопедическая игра «Эхо»

Формировать        мягкую        атаку голоса при произнесении гласных

Закреплять умение детей простым построениям

Зрительная гимнастика «Фруктовая загадка»

Усвоение понятий «сильно - слабо», как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения.

Закрепление      умения        детей определять        пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: вверху, внизу.

4

«В        гостях        у Лесовичка»

Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

Речевые и не речевые звуки.

Игра «Слухачи» Укрепление дыхательной        мускулатуры.

Учить        детей        определять пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: влево, вправо, около, рядом.

Зрительная гимнастика «По ягоды» Закреплять умение ходить с

Выработка плавного длительного выдоха, направленной воздушной струи «Осенние листочки»

Закрепление        артикуляции звука [У].

Игра        «Эхо»        АУ        –        тихо, громко.

Упражнение        на        развитие пространственных ориентаций

согласованными движениями рук и ног.

октябрь

1

«Осенняя прогулка»

Выработка        правильной воздушной струи: игра «Сдуй пуговку».

Логопедические распевки У_О_А-И

Логопедическая        распевка

«Ботинки»

Игра на координацию речи и движения «Башмачок»

Развитие фонематического слуха        –        договаривание

чистоговорок.        Развитие интонационной выразительности в диалоге «Сапожник»

Упражнение на развитие пространственных ориентаций

Закреплять умение бегать с согласованными движениями рук и ног.

Развитие ориентировки в схеме тела: вверху - внизу,

впереди - сзади, справа - слева Развитие мускулатуры шеи:

имитационное упражнение «Кнопочка» (поднимание и опускание головы с сильным нажатием подбородка на кулаки).

Продолжать        учить        выделять неожиданный акцент ударом кулачками

«Сапожники»

2

Прогулка        в осенний лес

  • Закрепить знания детей по теме.

Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

Формирование длительного плавного выдоха «Буря в стакане»,

«Метелица в колодце»

Речевые и не речевые звуки. Игра «Слухачи» Логопедические        распевки

У_О_А-И

Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных игра

Развитие ориентировки в схеме тела: вверху - внизу,

впереди - сзади, справа - слева

. Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.

Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных

Упражнение        на        развитие пространственных ориентаций

3

«Поездка        в Простокваши но»

Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

Речевые и не речевые звуки. Игра «Слухачи» Артикуляционные упражнения

«Кошечка        сердится»,        «Кошечка лакает», «Индюк»

Фонопедическое        упражнение

«Петушок»

Логопедическая        распевка

«Корова»

Работать над четкостью дикции.

Упражнение - игра на развитие речевого дыхания «Куры, гуси»

  • Закрепить знания детей по теме. Систематизировать у детей знания о домашних птицах.
  • Уточнить артикуляцию звука [М], Закреплять умение различать на слух согласные звуки [М], [М’], определять первый и последний согласный звук в словах.

Упражнение на развитие пространственных ориентаций

Учить        менять        движение        в соответствии с музыкальными фразами

Зрительная гимнастика «Ослик»

Игра        на                развитие        творческих способностей        и        воспитания                выдержки

«Гусь»

Упражнение        на        развитие пространственных отношений «Курица и цыплята» - движения

Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.

  • Развивать мимику детей и пантомимику.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Развивать певческие навыки детей посредством        разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
  • Закреплять умение согласовывать движения со словами.

  • Закрепить        умение использовать в речи простые предлоги.
  • Закрепить        правильную артикуляцию звука [ П] посредством включения в занятие дидактических игр.
  • Развивать        коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

Воспитывать        у        детей        чувство ответственности за своих питомцев..

4

«Лягушка        - путешественн ица»

Развитие дыхания по схеме. (нос-нос, нос-рот, -рот-нос, рот- рот).

  • Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах.

Уточнить артикуляцию звуков [б], [б’],

  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [б], [б’], • Тренировать        амблиопичный

глаз, развивать зрительное внимание.

  • Упражнять детей в ходьбе по кругу по одному и парами, следить за осанкой.

Учить менять движение в соответствии с музыкальными фразами

Зрительная гимнастика .

Упражнение        на        развитие пространственных отношений «Курица и цыплята»

Развивать мимику детей и пантомимику.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

ноябрь

1

Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

Речевые и не речевые звуки.

Закрепить        правильную артикуляцию звуковучить детей

пропевать эти звуки длительно и коротко.

Упражнения        на        развитии координации «Мы на лыжах в лес идем»,

Зрительная        гимнастика        «Северное сияние»

Гимнастика        мозга        «Ленивые восьмёрки»

Танец «Хоровод дружбы»

Игра «Слухачи»

Развивать подвижность языка, способствовать        растяжке подъязычной связки – уздечки –

«На лошадке»

Фонопедическое   упражнение

«Глобус»

Коммуникативная        игра

«Здравствуй друг»

2

«1,2,3,4,5 – по

Одинцово        мы идем гулять»

способствовать        растяжке подъязычной связки – уздечки –

«На лошадке»

Фонопедическое        упражнение

«Глобус»

Коммуникативная        игра

«Здравствуй друг»

Пальчиковая        гимнастика        «Мы        по городу гуляли» Зрительная гимнастика

«Северное сияние»

Гимнастика        мозга        «Ленивые восьмёрки»

3

«Чем        пахнут ремесла»

Артикуляционные упражнения

«Маляры»

Уточнение артикуляции звука

Т.

Уточнение и

отработка                правильной артикуляции        звуков        [Т-Д]

«Молоточки»

Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

Ритмическая игра «Молоточки»

Игра на развитие пространственных ориентировок «Иголка с ниткой»

Совершенствование                оптико- пространственных        ориентировок

«Ругулировщики»        (пререкрестные движения)

Логопедическая        песенка

«Повар»

4

«Рукодельниц а и Ленивица»

Закрепление        артикуляции звуков т-д

Фонопедическое        упражнение

«Рукодельница»

Развитие ритма и темпа движения

«Взбиваем перину»

Развитие        координации        и переключаемости движений «Щёлк- щёлк»

Пальчиковый        самомассаж

«Веретено»

декабрь

1

«Путешествие с волшебной снежинкой»

Уточнение произношения гласных звуков Фонопедическое упражнение «Свистели метели»

  • Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений.
  • Научить детей выполнять самомассаж лица, шеи.
  • Развивать фонематический слух и слуховое внимание детей.
  • Развивать умение детей импровизировать мелодии на заданную

Развитие        языкового        чутья

«Доскажи словечко»

Развитие орального праксиса – имитационные игры «Замерзли»

Развитие слухового внимания «

Зрительная гимнастика «Падают снежинки»

Развивать чувство ритма «Мосток»

Пальчиковая гимнастика «Мы с тобой снежки лепили»

Закрепление        умения перестраиваться по зрительному сигналу.

2

«О чём грустит Домовёнок»

  • Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту.

Артикуляционная гимнастика

«Маляры»

Закрепить        правильную

артикуляцию звука [К] в дыхательных и оздоровительных упражнениях.

  • Развивать        темпо- ритмическое восприятие детей.
  • Развивать речевое дыхание с помощью        дыхательных упражнений

3

  • Формировать правильное использование в речи простых и сложных                предлогов. Артикуляционная        гимнастика

«Маляры»

Уточнить и закрепить артикуляцию звуков [Г,К] в слоговых рядах, распевках.

  • Развивать        навыки правильного речевого дыхания.
  • Развивать                творческую активность детей, эмоциональный отклик        на        прослушанное музыкальное произведение.
  • Воспитывать в детях доброе отношение к книгам, умение заботиться о них.

Упражнение на развитие пространственных ориентаций

Гимнастика мозга «Сова» Фонопедическое        упражнение

«Метель» Упражнение на развитие ритма

«Воробьи, воробышки» Игра «Зимняя пляска»

Пальчиковая        гимнастика        «Пой-ка, подпевай-ка»

Упражнение на развитие слухового внимание «Сорока»

4

«Письмо        от Деда Мороза»

Уточнить и закрепить артикуляцию звуков [В, Ф] в слоговых рядах, распевках.

Развивать реакцию на интонацию        и                        мимику, соответствующую                        интонации. Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики,                жестов                — выразительных речевых средств в игре и в ролевом поведении детей.

Упражнение на развитие пространственных ориентаций

Речевая        игра        с        движением

«Снеговик»

Развитие мелкой моторики Су-джок

«Новый год»

Ритмическая игра «Мороз»

Игра на развитие общей моторики

«Ветер

северный»

Танец        «Лавата»        координация движений, развитие общей моторики.

Упражнение        на        расслабление

«Волшебный сон»

январь

1,2

Продолжать формирование речевого выдоха – произнесение междометий на выдохе.

Упражнение        на

звукоподражание «На санках» Фонопедическое        упражнение

«На        коньках»отработка

произношения        свистящих        звуков, чистоговорки со звуком [С]

Упражнение        на        развитие координации «Зима»

Формирование        ритмического рисунка «Снежки»

Танцевальная        композиция        «К        нам гости пришли»

Хороводные        игры        развитие

координации        движений        и пространственной ориентировки.

3

Развитие        речевого        дыхания

«Кто стучится»

Проговаривание звукоподражаний на выдохе.

Логопедическая        распевка

Упражнение        на        развитие        общей моторики «Про медведя»

Пальчиковая сказка «Рукавичка» Су джок» «Медведь в берлоге»

Развитие        чувства        ритма        и

«Кормушка»

Инсценировка        сказки

«Теремок»

Упражнение на расслабление и напряжение        мышц        артикуляции

«Орешки»

Уточнить        артикуляцию звука

[ С]

Упражнение        на        развитие пространственных ориентаций

воспроизведение ритмических рисунков

«Лиса и зайцы»

Двигательное упражнение с речью

«Лесные жители»

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса «Нахохлились – расслабились»

4

«Очевидное- невероятное»

Развитие        речевого        дыхания

«Счет от 1 до 5 и обратно» на выдохе»

Логопедическая        игра        с элементом массажа «Потягушечки» Инсценировка        стихотворения

«Врун» Д.Хармса.

Уточненить        артикуляции звука [З]

Упражнение        на        развитие пространственных ориентаций

Коммуникативная игра «Ворота» Развитие моторики и координации

«Намотай шнур на палочку»

Совершенствование        общей моторики – разные виды ходьбы и бега.

«Хлопай-шлёпай»        -        веселая логоритмика

февраль

1

«В        гостях        у сказки»

Упражнение на развитие речевого дыхания «Буря»

Чтение строки из сказки на выдохе.

Работа над темпом и ритмом речи. Проговаривание загадки о золотой рыбке с одновременным прохлопыванием.

Речевое        упражнение

«Петушок»

Фонопедическое        упражнение

«Колосок»

Упражнение        на        развитие пространственных ориентаций

Развитие        самостоятельности, инициативности и вразительности в выборе ролей для инсценировки знакомых сказок, отрывков

Развитие слухового внимания «Что не правильно»

Упражнение на координацию речи и движения «У моря»

Развитие                слухового        внимания        – слушание        -        колыбельная                из        оперы

«Сказка        о        царе        Салтане»        Н.Римский- Корсаков

2

«Витаминная семья»

  • Закрепить        знания        детей        о ягодах и их пользе.
  • Ввести        активный        словарь детей названия ягод, витаминов.
  • Уточнить артикуляцию звука [Ц]        в        дыхательных        и        речевых

Развитие                пространственной координации -закреплять умение ползать,        пролезать,        подлезать, перелезать.

Зрительная гимнастика Координация речи с движением

упражнениях.

  • Развивать слуховое и зрительное        внимание, прослеживающую функцию глаза.
  • Воспитывать у детей привычку к здоро Упражнение на развитие        пространственных ориентаций

вому питанию, образу жизни.

Развитие чувства ритма Игровой массаж тела «Зайка»

3

«Зеленый уголок»

  • Дать детям представление о многообразии комнатных растений.
  • •        Формировать правильную        голосоподачу        и плавность речи.

Уточнить артикуляцию звука [Щ] в дыхательных и речевых упражнениях.

  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям,        чувство ответственности за их состояние

Упражнение на развитие пространственных ориентаций

Зрительнач гимнастика «Наш дом» Пальчиковая игра «Песочный дом» Ритмическая игра «Молоток»

Упражнение на развитие        общей и мелкой моторики «Теремок»

4

  • Дать детям представление о

Зрительнач гимнастика «Наш дом»

многообразии        обитателей аквариума.

  • Тренировать умение детей дифференцировать звуки [щ. ц] в слоговых рядах и читоговорках.
  • Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку.
  • Развивать        мелодико- интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
  • Воспитывать у детей чувство ответственности

Пальчиковая игра «Песочный дом» Ритмическая игра «Молоток»

Упражнение на развитие        общей и мелкой моторики

март

1

  • Закрепление знаний об изменениях в природе весной.
  • Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в слоговых рядах и чистоговорках.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Воспитывать        бережное отношение к природе

Зрительное упражнение «Юла»

Совершенствование способности различать замедление, ускорение музыкального темпа, параллельно выполняя упражнения на построение

«круг» - игра «Карусели»

Игра на развитие чувства ритма и моторику «Музыкальные кубики»

Упражнения        регулирующие

мышечный        тонус        «Тряпочные        куклы, заводной зайчик, солдатики»

2

Воспитание        интонационной выра        стельности                речи        -        Игра

«Узнай по интонации».

Развитие темпа речи «В гости к Федосье»

Развитие        высоты        голоса        - речевая игра «Гости»

Работа над темпом и ритмом речи.        Чтение        стихотворения

«Март»        в        сопровождении металлофона

Упражнение на развитие творческой самостоятельности «Профессии мам» - пантомима

Пальчиковая игра «Мамочка»

Развитие общей моторики и координации движений «Мамины помощники»

3

«Речевые посиделки»

Фонопедическое        упражнение

«Чайник»

Уточнить        артикуляцию        и закрпить произношение звука Ч

Логопедическая        распевка

«Тарелка»

Упражнение        на        развитие творческого     воображения,                общих речевых навыков «Чайник»

Пальчиковая гимнастика «Посуда» Развитие пространственной координации

Речевая игра с музыкальными инструментами        «Кухонный оркестр»

Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением - упражнение

«Помощники».

Упражнение        на        развитие пространственных ориентаций

Развитие        интонационной выразительности и просодии - диалог «Уж ты тётушка, Арина»

Развитие речевого дыхания при проговаривании скороговорок.

Упражнение на развитие слухового внимания , чувства ритма в игре на ложках «Экосез»

4

«Веселая карусель»

Воспитание        силы        выдоха

«Заведи вертушки»

Воспитание        шепотной        речи при проговаривании потешек.

Уточнить артикуляцию звука Н, Н.Упражнения н

Формирование                темповой организации        высказывания

«Проговори скороговорку в разном темпе»

Имитационная        игра

«Дудочка»(высоко-низко) Попевка «Качели»

Зрительное упражнение «Юла»

Совершенствование способности различать замедление, ускорение музыкального темпа, параллельно выполняя упражнения на построение

«круг» - игра «Карусели»

Игра на развитие чувства ритма и моторику «Музыкальные кубики»

Упражнения        регулирующие мышечный тонус «Тряпочные куклы, заводной зайчик, солдатики»

1

«Театральная мастерская»

Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной окрашенностью речи в сценках- шутках, играх-диалогах.

Развитие тембровой окраски и высоты тона. Чтение сказки Чуковского «Путаница» (дети произносит        только

звукоподражания).

Музыкально-ритмическая композиция        «Волшебный        цветок»        - перестроения,

Подвижная игра «Звёздочки»

Зрительная гимнастика «Ракета»

2

«Веселая

зарядка»

Развитие        плавного        речевого

выдоха        –        проговаривание        на выдохе междометий от 1 – до 5.

Логопедическая        песенка

«Очки для Леночки»

«Наши малыши здоровы» - формирование эмоциональной окраски речевого высказывания.

Коммуникативная игра «Собирайся

детвора»

Зрительная гимнастика «Сосулька»

Пальчиковая Су-джок «Чтож ты ёж такой колючий»

Музыкальный этюд «Сосулька»- регуляция мышечного тонуса.

«Пружинки-прыжки» - веселая логоритмика – дифференциация движений.

3

«Собирайся детвора        –        в космос                нам лететь пора!»

Фонопедическое        упражнение

«Ракета»

Уточнение        произношения согласного [Р] имитационная игра

«Заведи        мотор».        Проговаривание чистоговорок со звуком [Р]

Упражнение на координацию речи с движением «Полет»

Коммуникативная игра «Собирайся детвора»

Зрительная гимнастика «Сосулька»

Пальчиковая Су-джок «Чтож ты ёж такой колючий»

Музыкальный этюд «Сосулька»- регуляция мышечного тонуса.

«Пружинки-прыжки» - веселая логоритмика – дифференциация движений.

4

«Путешествие с капелькой»

Логопедическая        распевка

«Прогулка»

Фонопедическое        упражнение

«Глобус»

Русская        народная        закличка

«Солнышко»        ритмическая

организация        высказывания,

развитие        интонационной

Игра на совершенствование у детей способности        различать                замедление, ускорение музыкального темпа «Капель» Музыкальный                этюд        «Цветок»

регуляция мышечного тонуса

«Хоровод дружбы» - развитие пространственных ориентировок и координации реч с движением.

выразительности

май

1

«День рождения Мухи- цокотухи»

Проговаривание чистоговорок со всеми звуками.

Фонопедическое   упражнение

«Колокольчики будили».

Инценировка отрывка из сказки «Мухо-цокотуха» – воспитание        инициативности, творческой активности.

Двигательное        упражнение

«Муравьи» со сменой направления.

Пальчиковая        игра        с        массажем

«Гусеница»

Координация        речи        с        движением

«Пчелы и мишки»

Игра на развитие мышечного тонуса

«Мотыльки»

2

«Огородники»

  • Закрепить        правильную артикуляцию звуков [Л – л’] в чистоговорках и потешках.
  • Научить детей правильно сажать семена огородных растений.
  • Совершенствовать      умение

Двигательное        упражнение

«Муравьи» со сменой направления.

Пальчиковая        игра        с        массажем

«Гусеница»

Координация        речи        с        движением

«Пчелы и мишки»

детей образовывать сравнительные прилагательные по теме.

  • Развивать речевое дыхание, долгий выдох, умение произносить фразу целиком на одном дыхании.

Игра на развитие мышечного тонуса

«Мотыльки»

3

«На параде»

Фонопедическое        упражнение

«Салют»

Артикуляционная        гимнастика

«Парад»

Речевая игра «Барабанщик» выделение музыкальных фраз с поговариванием соответствующих слогов [та-та-та, да-да-да] соблюдая ритмический рисунок.

Закрепить        правильную артикуляцию звуков [Л – л’] в чистоговорках и потешках.

Проговаривание чистоговорок на дифференциацию звуков [Р-РЬ]

Игра на развитие ритма (на м/инструментах) «Азбука Морзе. Радист» (Ритмическое      эхо)        Пальчиковая гимнастика «Аты-баты» Упражнение на развитие координации «Самолет»

Исполнение песни без слов с изменением слогов – развитие слухового внимания и музыкального метра

4

«Дюймовоч ка»

  • Закреплять представления детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать по месту произрастания.

Закрепить        умение дифференцировать [С - Ш] в слоговых рядах и дыхательных упражнениях.

  • Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.
  • Развивать чувство ритма, метра, такта.
  • Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение наслаждаться
  • красотой родного края.

Игра на совершенствование у детей способности        различать                замедление, ускорение музыкального темпа «Капель» Музыкальный                этюд        «Цветок»

регуляция мышечного тонуса

«Хоровод дружбы» - развитие пространственных ориентировок и координации реч с движением.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: