Проектная деятельность
Проектная деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
по театрализованной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
«ТЕАТР И МЫ»
Авторы работы:
Набиуллина Э.М – музыкальный руководитель
Гарифуллина Л.К. – учитель-логопед
Содержание
Введение
Актуальность
Основная часть
Перспективное планирование
Литература
Приложения
Введение
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и
нравственности. А чем они богаче,
тем успешнее идет развитие духовного
мира детей… « (Б. М. Теплов)
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет в содержании разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и
звуков. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
-дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
-осваивают способы их внешнего выражения,
-осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Актуальность
Увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театральная деятельность позволяет решать многие педагогические
задачи, касающиеся формирования личности ребенка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромное и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Основная часть
Паспорт проекта
Вид проекта: Творческий, игровой, подгрупповой.
Сроки проекта: краткосрочный (с17.10 по 01.11)
Участники проекта: музыкальный руководитель, логопед, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Цель проекта: Формирование у детей интереса к игре драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств детей старшего возраста средствами театрально-игровой и музыкальной деятельности. Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми.
Задачи:
1. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
2. Формировать у детей театрально-творческие способности, навыки театральной культуры.
3. Создать условия для развития творческой активности детей.
4. Пополнить и активизировать словарь детей.
5. Повышение доверия к педагогам.
Гипотеза:
При систематическом проведении игры драматизация и обеспечении ее целенаправленным руководством у детей дошкольного возраста сформируется интерес к игре драматизации, дети научатся общаться со сверстниками и взрослыми.
Предмет: Совокупность методов и приемов, средств для развития познавательных, творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объект: Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта
I этап - Организационный - создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.
II этап - Диагностический - выявление у детей доминирующих склонностей к различным видам театрализованной деятельности.
III этап - Практический - апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий
IV этап - Обобщающий – выступление детей на осенних утренниках младших групп
Принципы реализации проекта
Вся работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста строится на принципах:
1. Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.
2. Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
3. Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
4. Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.
Модель реализации проекта
Разработанный алгоритм работы над проектом, позволяет эффективно осуществлять целенаправленную, систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, выстраивать структуру развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.
Направления работы
-Самообразование
-Подгрупповая работа
-Индивидуальная работа
-Игры с логопедом
-Репетиция сказки
Формы и методы работы:
-Беседы,
-Игры – драматизации,
-Слушание музыкальных произведений,
-Просмотр сказки, презентации,
-Рассматривание иллюстраций к сказкам,
-Заучивание стихов
-Театрализованная деятельность.
Ресурсное обеспечение
1. Программы и педагогические технологии: - «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой);
2. Методический инструментарий (конспекты образовательной деятельности, картотека дидактических игр, подборка художественных произведений, сценарии развлечений и т.д.).
3. Элементы костюмов;
4. Раскраски по мотивам сказок;
5. Дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки»;
6. Книги;
7.Сюжетные картинки;
8.Иллюстрации к сказкам.
Ожидаемые результаты:
-У детей сформируется устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки;
-сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
-умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля;
-умение свободно держаться на сцене;
-дети станут дружнее, зародится чувство партнерства.
Система методического обеспечения проекта
Система методического обеспечения проекта включает в себя разработанный нами и систематизированный методический, дидактический и практический материал:
-Концептуальные основы деятельности: теоретическое обоснование выбора темы, этапы реализации проекта, ресурсное обеспечение проекта, целеполагающие аспекты для всех участников реализации проекта, предполагаемые результаты.
-Перспективный план работы, который включает несколько блоков, обеспечивающих постепенность развития сценических навыков и умений, освоения этого вида деятельности. Содержание плана работы предполагает обучение детей основам театрального искусства.
-Авторская схема форм организации продуктивной деятельности, которая позволяет планировать разнообразные формы работы с детьми.
-Литературно-художественные подборки, способствующие развитию эмоционального восприятия и активизации внимания детей дошкольного возраста.
-Подборка дидактических игр и упражнений «Игры в театр», способствующие развитию творческого мышления и воображения для детей дошкольного возраста.
Перспективный план работы
№ | Название | Даты |
1 | 1. «Мы играем в театр» - артикуляционная гимнастика 2. «Мы - будущие артисты» - упражнения на развитие выразительной пластики движений, на развитие выразительной мимики. 3. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?» - ряжение в костюмы, имитационные этюды 4. Язык жестов – беседа с детьми | 19.10 |
2 | 1.Театральный этюд «Игра «Детки в клетке» по стихам С. Маршака» - чтение-беседа по содержанию, поиск выразительных интонаций, мимики, жестов для передачи образа. 2. Сказка «Рукавичка»- работа над отдельными эпизодами, выразительностью речи 3. Показ сказки с деталями декораций, музыкальным оформлением, элементами костюмов. Театральный словарь «Костюмер», «Гримёр». 4. Праздник «Путешествие в осенний лес» - обогатить яркими впечатлениями, вызывать желание принимать активное участие в празднике | 20.10 |
3 | 1.«Очень жить на свете туго без подруги или друга!». Чтение – «Скажи о друге ласковое слово», Слушание песни «Если с другом вышли в путь», муз. В. Шаинского 2. Сказка «Непослушные детки» - воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа. 3. Сказка «Непослушные детки» - вызывать интерес к происходящему, интонационно и выразительно передавать характер выбранного персонажа. | 21.10 |
4 | 1. Артикул. Гимн. «Бабушка и дедушка» (продолжение) 2. Инсценировка «Осенью в лесу» - творческие задания, распределение ролей 3. Театрализованная игра «Колобок» - закрепление в игре элементов актёрского мастерства, памяти, воображения. | 24.10 |
5 | 1. Творческие игры: «Хорошо - плохо» - правила поведения в театре, игроки изображают, используя мимику и пантомимику. Игра «Животные в зоопарке», игра «Звериные голоса» 2. Заучивание слов ролей 3. Театр картинок «Мы играем и поём» | 25.10 |
6 | 1. Инсценировка знакомых песен 2. Репетиция. Вхождение в образ | 26.10 |
7 | 1. Театрализованная игра «Насос» и надувная игрушка: действовать с воображаемыми предметами , взаимодействовать друг с другом. 2. Пальчиковый театр «Лиса, Заяц и Петух» - работа над отдельными эпизодами, над выразительностью речи. 3. Репетиция осенней сказки | 27.10 |
8 | 1. «Мы играли, танцевали» - имитация сопровождения потешек на детских музыкальных инструментах. 2. Импровизация на тему звучащими движениями 3.Репетиция | 28.10 |
9 | 1.Выступление на осеннем утреннике |
Литература
1. Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.
2. Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001
3. Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.
4. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001
5. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013
6. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
7. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
8. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
9. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
10. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
11. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
12. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
13. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
14. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
15. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000