Конспекты коррекионно - развивающих занятий учителя - логопеда

Гарифуллина Ляйсан Камиловна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Конспект

коррекционно – развивающей деятельности

«Играем с Каркушей»

Подготовила:

учитель – логопед

Гарифуллина Л.К.

Тема: «Играем с Каркушей».

Направление: Коррекционное.

Цель: Закрепление навыков правильного произношения звука [Р] изолировано, в слогах, словах, во фразах и в предложениях.

Задачи:

Коррекционные:

  1. Уточнить характеристику и артикуляцию звука [Р].
  2. Совершенствовать навык правильного звукопроизношения звука[Р]изолировано, в слогах, в словах, во фразах и в предложениях.
  3. Совершенствовать умение согласовывать движения со словами при выполнении упражнений для развития мелкой и общей моторики.

Образовательные:

  1. Формировать лексико-грамматический строй речи, обогащать словарный запас слов.
  2. Совершенствовать умение определять позицию звука в слове, делить слова на слоги.

Развивающие:

  1. Развивать артикуляционный навык посредствам артикуляционной гимнастики.
  2. Продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие.
  3. Совершенствовать фонематический слух.
  4. Развивать внимание, восприятие, память, мышление.

Воспитательные:

  1. Стимулировать желание правильно и красиво говорить, следить за своей речью.
  2. Воспитывать умение заниматься в коллективе, слушать педагога и товарищей, уметь дополнять.
  3. Повышать самооценку ребёнка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

Оздоровительные:

  1. Совершенствовать навыки речевого дыхания.
  2. Развивать мелкую моторику с использованием массажёра – пружинки. Создание положительного психологического настроя детей во время мероприятия.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы:

Наглядные (показ предметов, предметные картинки, показ способов действия);

Игровые (создание проблемной ситуации, появление сказочного персонажа);

Словесные (беседа, пояснение, использование художественного слова);

Практические (участие ребёнка, совместные действия воспитателя и ребёнка).

Предварительная работа:

  1. Постановка звука [Р] и автоматизация его в слогах, словах.
  2. Разучивание упражнения с детьми в стихотворной форме для развития мелкой моторику рук.
  3. Разучивание распевки на звук [Р]
  4. Подготовка музыкального зала: раздаточный материал, демонстрационный материал, столы, стулья (по количеству детей).

Планируемые результаты:

  1. Совершенствуется в ходе речевого общения закрепление звука [Р] в словах, во фразах и предложениях.
  2. Закрепится правильное речевое дыхание.
  3. Совершенствуется умение правильно выполнять артикуляцию звуков.
  4. Сформируется грамматический строй и связная речь. Расширится и активизируется словарь.
  5. Улучшится состояние мелкой моторики рук. Сформируется умение выполнять движения в соответствии со словами с использованием массажёра- пружинки.
  6. Улучшится эмоциональный настрой, появится интерес к занятиям;
  7. Совершенствуется фонематический слух, разовьётся внимание, восприятие, память, мышление.
  8. Совершенствуется умение определять позицию звука в слове, делить слова на слоги, умение придумывать слова по смыслу текста.

Материал:

Раздаточный:

Логопедическая игра «Артикуляционная сказка», массажёр - пружинка, конверты с разрезными картинками, предметные картинки, игрушки, раскраски.

Демонстрационный:

ИКТ-технология (появление Каркуши), книга стихов К. Чуковского.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, посмотрите на экран кто это!? Правильно это ворона Каркуша прилетела к нам. Вы заметили, она не проговаривает звук Р, давайте покажем и поможем вороне произнести этот не простой звук. Каркуша приготовила для нас задания. Итак, для начала давайте сделаем артикуляционные упражнения (Для этого логопедом используется логопедическая игра «Артикуляционная сказка»).

Логопед: Давайте расскажем Каркуше про звук [р].

Дети: Звук [Р]согласный, звонкий, твёрдый, когда я произношу звук [Р] губы в улыбке, язык тянется за верхние зубы, воздушная струя тёплая.

Логопед: Обратите внимание, звук [Р] потерял своего гласного друга. Давайте поможем ему и  соединим слоги, чётко проговаривая звук [Р].

Дети: (дети проговаривают по очереди).

Р А, Р О, Р У, Р Ы(для выполнения этого задания используются символы гласных звуков).

Распевка про звук  [Р].

Массаж пальчиков «Малыши»

Логопед: Давайте сейчас мы с вами поиграем с пальчиками

(Дети поочерёдно надевает массажное кольцо на каждый палец, и затем снимают, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука).

На правой руке:

Этот малыш – Роман, (на большой палец)

Этот малыш – Руслан, (указательный)

Этот малыш – Артем, (средний)

Этот малыш – Тимур, (безымянный)

А младший – Захар.(мизинец)

На левой руке:

Эта малышка – Радмила,  (на большой палец)

Эта малышка – Вероника, (указательный)

Эта малышка – Тамара, (средний)

Эта малышка – Варвара, (безымянный)

А маленькая – Кира. (мизинец).

Физминутка «Ворона»

Логопед: Ребята, Каркуша приготовила следующее задание. Каждому из вас надо ответить на вопросы, при этом не забывать правильно, произносить звук [p] в словах.

Какой первый месяц весны?

Как называется второй день недели?

Как называется утренняя еда?

Когда будет …....? (завтра)

Игра «Светофор»

Логопед: Каркуша предлагает вам назвать игрушку и определить место звука [p] в слове.  Для этого мы используем  все цвета светофора: звук [p] в начале слова - красный цвет, звук [p] в середине слова - желтый цвет, звук [p] в конце слова-зеленый цвет. (игрушки: курочка, робот, трактор, карандаш, рыба, помидор, баран, ракета, тигр, мухомор).

Логопед: А сейчас Каркуша  хочет  узнать, на сколько вы начитаны и  знаете ли вы стихи Корнея Чуковского. Вспомните, какими словами заканчиваются такие стихотворные строки.
Если не знаете, можно догадаться по смыслу:

Наступила темнота не ходи за ворота,
        Кто на улицу попал - заблудился и пропал.

Я - Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр,
       Умывальников начальник и мочалок
командир.

Только вдруг из-за кусточка, из-за синего лесочка, 
       Из далеких из полей прилетает
воробей.

А за нею вилки, рюмки да бутылки,
      Чашки да ложки скачут по
дорожке.

Игра«Четвертый лишний»

Логопед: Каркуша принесла 2 конверта с заданием (набор картинок: куртка, зебра, барабан, иголка; ворона, топор, лодка, рубашка). Найдите лишний предмет, изображенный на картинках и объясните свой ответ (дети должны найти предмет, в котором нет звука [p]).

Игра «Мы картинки выбираем, по слогам их называем».

Логопед: Найдите самое короткое и самое длинное слово (дети определяют длинное и короткое слово по количеству слогов в слове. Картинки: рак, виноград, трактор; корова, роза, чебурашка).

Игра «Исправь предложение»

Мусор убирает Рому.

Кукуруза клюет ворону.

Мороз не боится Ромы.

Сыр стащил Мурку.

Ковер чистит Варвару.

Горшок растет в розе.

Дорога едет по грузовику.

Градусник несет врача.

 (педагог читает неверные предложения, дети, опираясь на изображения, которые появляются на экране, исправляют ошибки).

Итог занятия:

Ребята Каркуша  нам, что то хочет сказать, давайте послушаем ее. ( Каркуша появляется на экране благодарит детей за помощь. Ворона прощается с ребятами и  оставляет детям необычные раскраски).

Логопед: Вам  надо раскрасить те буквы, которые подходят к этому рисунку и названию этого слова. Слово-подсказка написана на бумаге (дети раскрашивают буквы входящие в состав слова изображенного на картинке).  

Логопед: Ребята раскраски заберете и докрасите их у себя в группе (логопед предлагает детям раскрасить изображенный предмет в группе или дома).

Ребята расскажите, а что вам запомнилось?



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Конспект

коррекционно – развивающей деятельности

«Путешествие на волшебный остров»

                                                                                               

Подготовила:

                                                                                                 учитель-логопед

                                                                                      Гарифуллина

                                                                                                Ляйсан Камиловна

                                         

г. Когалым

Направление: коррекция речевых нарушений.

Цель: автоматизация звука [ш]  в словах и предложениях.

Форма проведения: подгрупповое.

Коррекционные задачи:

-  автоматизировать звук [ш]  в словах и предложениях;

- продолжать учить выразительно рассказывать стихотворения;

Образовательные задачи:

- закреплять умение отгадывать загадки;

- закреплять умение подбирать признаки предмета;

- закреплять умение выделять зеленый цвет из множества (голубой, желтый, красный);

- учиться узнавать животных, представленных для восприятия в различных модальностях (контуры, пересеченные контуры, силуэты);

Развивающие задачи:

- развивать речевое дыхание;

- развивать  умение выполнять артикуляционные упражнения;

- развивать слуховое и зрительное внимание, кратковременную память;

- развивать зрительные функции: прослеживающая, цветоразличительная, локализация и фиксация взора, глазомер;

- развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук;

-продолжать развивать зрительную дифференциацию предметов по величине, по цвету и оттенкам (9 предметов);

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение заниматься в подгруппе, слушать педагога, помогать товарищу.

Предварительная работа: постановка звука Ш и автоматизация его в словах и предложениях, чтение сказок с упоминанием о волшебном транспорте, знакомство с животными жарких стран, заучивание с детьми зрительной гимнастики для глаз, заучивание стихотворений про букву Ш.

Работа над словарем: штаны, шапка, шишка, шкаф, шкатулка, мышка, мишка, машина, подушка, шайба, шляпа.

Ход занятия.

I. ЛОГОПЕД. Здравствуйте ребята. Вы любите путешествовать, хотите сегодня отправиться в путешествие на волшебный остров? Там нас ожидают приключения, и может быть, от обитателей этого острова мы получим какой-нибудь сюрприз. Но остров находится очень далеко в волшебной стране. До него необходимо на чем-то добраться. Как вы думаете, на чем можно отправиться в наше путешествие? Но не забудьте, что путешествие у нас волшебное, а значит и транспорт должен быть сказочный (печка Емели, сапоги скороходы, ступа бабы яги, ковер-самолет и т. д.).

Нас много, поэтому мы полетим на волшебном воздушном шаре (выносится шары, связанные между собой).

II. ЛОГОПЕД. Чтобы наш шар полетел, нам необходим попутный ветер. Давайте сами превратимся в ветерок и подуем, разгоняя наш волшебный шар.

ДЕТИ. Сильный ветер вдруг подул

            Слезки с наших щечек сдул

(1-сделать полный вдох носом, 2-задержать дыхание на 3-4 сек., 3-сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами) (музыка). 

Дети присаживаются на стулья полукругом.

ЛОГОПЕД. Наш воздушный шар взлетел, и он несет  нас к приключениям. Чтобы правильно произнести звук [ш], вспомним упражнения «лошадка», «грибок», «качели», «чашечка», «вкусное варенье» (музыка) (соответствующие рисунки к упражнениям на экране) и дети произносят изолированный звук [шш… ].

ЛОГОПЕД. Ребята я для вас приготовила загадки, если вы их правильно отгадаете, соответствующие картинки появятся на экране (соответствующие рисунки к стихам на экране)

По дороге я шел,

Две дороги нашел,

По обеим пошел (штаны)

Сижу верхом,

Не ведаю на ком (шапка)

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбу у ребятишек

Никому не нужно .... (шишек)

Он чудак или невежда?

На любого посмотри:

Сверху носится одежда.

У него ж она внутри (шкаф)

ЛОГОПЕД. Ребята скажите, какой согласный звук вы слышали в начале всех этих отгаданных слов (ответы детей). Правильно звук [ш], сейчас я вам предлагаю долепить букву [ш]. 

Под музыку дети лепят из готовых заготовок пластилина букву [ш]

ЛОГОПЕД.

Молодцы вы справились с этим заданием! Смотрите, на горизонте появился остров. Возьмите подзорные трубы и посмотрите, что вы там увидите. (Дети смотрят в подзорные трубы и видят на картинке мартышки). А сейчас давайте мы сами превратимся в мартышек и поиграем.

Физкультминутка «Веселые мартышки»

Вот мы и приземлились на волшебный остров. Посмотрите, какой красивый остров.

Под музыку появляется пират (музыка)

ПИРАТ.

- Кто посмел ступить на мой остров? Что вам здесь надо?

ЛОГОПЕД.

- Ну что ты сердишься, пират? У нас такие хорошие, добрые ребята. Зачем ты их пугаешь? Тебе, наверное, никто не говорил добрых слов, поэтому ты такой злой. Сейчас ребята расскажут для тебя веселые стихотворения про букву Ш и может быть тогда  ты станешь добрее.

Дети рассказывают стихи

Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Е

Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш.

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

ПИРАТ.

- Ой, спасибо ребята. Я такой сердитый и печальный, потому что на моем острове, в последнее время, творится что-то непонятное: животные перепутались между собой; мои любимые зеленые яблочки затерялись; на острове часто идет необычный голубой дождь… Хорошо, я разрешаю погулять по моему острову, но вы должны навести порядок на острове выполнить четыре моих задания. Я расставил цифры 1, 2, 3, 4. С какой цифры надо начинать? Удачи вам, отправляйтесь искать первое задание.

ЛОГОПЕД.

– Ребята, смотрите, а животные на этом острове действительно все перепутались. Кого вы здесь видите? Покажите (дети по очереди называют животное и указкой обводят пересеченный контур).

ПИРАТ.

- Молодцы, вы справились с первым заданием. А сейчас какую цифру вам надо искать?

ЛОГОПЕД.

- На столе разложены разноцветные яблоки, вам необходимо  выбрать только зеленые яблоки.

- А теперь разложите зеленые яблоки от самого темного до самого светлого.

- Разложите по величине от самого большого до самого маленького.

ПИРАТ.

Молодцы, вы справились и с этим заданием. Ищем 3 задание.

ЛОГОПЕД.

– На этом волшебном острове часто идет дождь. Дождь тоже волшебный. На зонтик попали капельки этого дождя. Внимательно посмотрите на эти "капельки - картинки" и постарайтесь запомнить как можно больше. А потом мне скажете, что увидели. (Выставляется дидактический зонтик с предметными картинками голубого цвета, медленно вращается и убирается)

- Вспомните, что было на зонтике.

- Скажите, какой звук мы слышим во всех этих словах? Правильно во всех словах мы слышим звук [ш]. Что еще объединяет все эти предметы? (они все голубые) Правильно, все эти предметы голубого цвета. Значит, на этом острове, идет какой дождь? (голубой дождь)

ПИРАТ.

Молодцы, вы справились и с третьим заданием.  А сейчас давайте сделаем гимнастику для глаз, и это будет четвертое задание.

ЛОГОПЕД.

Глазки закрываем

Упражнения выполняем,

А теперь мы их откроем

Через речку мост построим

Нарисуем букву Ш

Мы уже не малыши.

ПИРАТ.

Вы выполнили все мои задания, помогли навести порядок на моем острове. Теперь я не буду злым и печальным.

ЛОГОПЕД. Ребята, а каким стал наш пират?

Дети подбирают признаки: хорошим, веселым, милым, ласковым, добрым…

ПИРАТ.

- Спасибо.

- Я для вас приготовил подарки, и они спрятаны в каком-то сундучке.  Постарайтесь найти их сами. Всего вам хорошего. До свидания.

III. Дети в зале находят сундук с подарками и открывают.

- ЛОГОПЕД. Смотрите это сюрприз от пирата. Это картины его друзей, только они не полностью дорисованы. Вы возьмете их домой, соедините по точкам все рисунки и раскрасите.

- А сейчас нам пора домой. Садимся на воздушный шар. Закрываем глаза и представим, что мы летим…(музыка) Открываем глаза. Мы в своем детском саду.

-  Ребята вам понравилось путешествие? Ребята вспомните, с каким звуком мы играли во время путешествия? Какие задания на звук Ш вам тяжелее всего было выполнить?


Предварительный просмотр: