Конспекты коррекионно - развивающих занятий учителя - логопеда
Конспекты коррекионно - развивающих занятий учителя - логопеда
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Конспект
коррекционно – развивающей деятельности
«Играем с Каркушей»
Подготовила:
учитель – логопед
Гарифуллина Л.К.
Тема: «Играем с Каркушей».
Направление: Коррекционное.
Цель: Закрепление навыков правильного произношения звука [Р] изолировано, в слогах, словах, во фразах и в предложениях.
Задачи:
Коррекционные:
- Уточнить характеристику и артикуляцию звука [Р].
- Совершенствовать навык правильного звукопроизношения звука[Р]изолировано, в слогах, в словах, во фразах и в предложениях.
- Совершенствовать умение согласовывать движения со словами при выполнении упражнений для развития мелкой и общей моторики.
Образовательные:
- Формировать лексико-грамматический строй речи, обогащать словарный запас слов.
- Совершенствовать умение определять позицию звука в слове, делить слова на слоги.
Развивающие:
- Развивать артикуляционный навык посредствам артикуляционной гимнастики.
- Продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие.
- Совершенствовать фонематический слух.
- Развивать внимание, восприятие, память, мышление.
Воспитательные:
- Стимулировать желание правильно и красиво говорить, следить за своей речью.
- Воспитывать умение заниматься в коллективе, слушать педагога и товарищей, уметь дополнять.
- Повышать самооценку ребёнка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
Оздоровительные:
- Совершенствовать навыки речевого дыхания.
- Развивать мелкую моторику с использованием массажёра – пружинки. Создание положительного психологического настроя детей во время мероприятия.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы:
Наглядные (показ предметов, предметные картинки, показ способов действия);
Игровые (создание проблемной ситуации, появление сказочного персонажа);
Словесные (беседа, пояснение, использование художественного слова);
Практические (участие ребёнка, совместные действия воспитателя и ребёнка).
Предварительная работа:
- Постановка звука [Р] и автоматизация его в слогах, словах.
- Разучивание упражнения с детьми в стихотворной форме для развития мелкой моторику рук.
- Разучивание распевки на звук [Р]
- Подготовка музыкального зала: раздаточный материал, демонстрационный материал, столы, стулья (по количеству детей).
Планируемые результаты:
- Совершенствуется в ходе речевого общения закрепление звука [Р] в словах, во фразах и предложениях.
- Закрепится правильное речевое дыхание.
- Совершенствуется умение правильно выполнять артикуляцию звуков.
- Сформируется грамматический строй и связная речь. Расширится и активизируется словарь.
- Улучшится состояние мелкой моторики рук. Сформируется умение выполнять движения в соответствии со словами с использованием массажёра- пружинки.
- Улучшится эмоциональный настрой, появится интерес к занятиям;
- Совершенствуется фонематический слух, разовьётся внимание, восприятие, память, мышление.
- Совершенствуется умение определять позицию звука в слове, делить слова на слоги, умение придумывать слова по смыслу текста.
Материал:
Раздаточный:
Логопедическая игра «Артикуляционная сказка», массажёр - пружинка, конверты с разрезными картинками, предметные картинки, игрушки, раскраски.
Демонстрационный:
ИКТ-технология (появление Каркуши), книга стихов К. Чуковского.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, посмотрите на экран кто это!? Правильно это ворона Каркуша прилетела к нам. Вы заметили, она не проговаривает звук Р, давайте покажем и поможем вороне произнести этот не простой звук. Каркуша приготовила для нас задания. Итак, для начала давайте сделаем артикуляционные упражнения (Для этого логопедом используется логопедическая игра «Артикуляционная сказка»).
Логопед: Давайте расскажем Каркуше про звук [р].
Дети: Звук [Р]согласный, звонкий, твёрдый, когда я произношу звук [Р] губы в улыбке, язык тянется за верхние зубы, воздушная струя тёплая.
Логопед: Обратите внимание, звук [Р] потерял своего гласного друга. Давайте поможем ему и соединим слоги, чётко проговаривая звук [Р].
Дети: (дети проговаривают по очереди).
Р А, Р О, Р У, Р Ы(для выполнения этого задания используются символы гласных звуков).
Распевка про звук [Р].
|
Логопед: Ребята, Каркуша приготовила следующее задание. Каждому из вас надо ответить на вопросы, при этом не забывать правильно, произносить звук [p] в словах.
Какой первый месяц весны? | |
Как называется второй день недели? | |
Как называется утренняя еда? | |
Когда будет …....? (завтра)
Игра «Светофор»
Логопед: Каркуша предлагает вам назвать игрушку и определить место звука [p] в слове. Для этого мы используем все цвета светофора: звук [p] в начале слова - красный цвет, звук [p] в середине слова - желтый цвет, звук [p] в конце слова-зеленый цвет. (игрушки: курочка, робот, трактор, карандаш, рыба, помидор, баран, ракета, тигр, мухомор).
Логопед: А сейчас Каркуша хочет узнать, на сколько вы начитаны и знаете ли вы стихи Корнея Чуковского. Вспомните, какими словами заканчиваются такие стихотворные строки.
Если не знаете, можно догадаться по смыслу:
Наступила темнота не ходи за ворота,
Кто на улицу попал - заблудился и пропал.
Я - Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник и мочалок командир.
Только вдруг из-за кусточка, из-за синего лесочка,
Из далеких из полей прилетает воробей.
А за нею вилки, рюмки да бутылки,
Чашки да ложки скачут по дорожке.
Игра«Четвертый лишний» |
Логопед: Каркуша принесла 2 конверта с заданием (набор картинок: куртка, зебра, барабан, иголка; ворона, топор, лодка, рубашка). Найдите лишний предмет, изображенный на картинках и объясните свой ответ (дети должны найти предмет, в котором нет звука [p]).
Игра «Мы картинки выбираем, по слогам их называем».
Логопед: Найдите самое короткое и самое длинное слово (дети определяют длинное и короткое слово по количеству слогов в слове. Картинки: рак, виноград, трактор; корова, роза, чебурашка).
Игра «Исправь предложение»
Мусор убирает Рому.
Кукуруза клюет ворону.
Мороз не боится Ромы.
Сыр стащил Мурку.
Ковер чистит Варвару.
Горшок растет в розе.
Дорога едет по грузовику.
Градусник несет врача.
(педагог читает неверные предложения, дети, опираясь на изображения, которые появляются на экране, исправляют ошибки).
Итог занятия:
Ребята Каркуша нам, что то хочет сказать, давайте послушаем ее. ( Каркуша появляется на экране благодарит детей за помощь. Ворона прощается с ребятами и оставляет детям необычные раскраски).
Логопед: Вам надо раскрасить те буквы, которые подходят к этому рисунку и названию этого слова. Слово-подсказка написана на бумаге (дети раскрашивают буквы входящие в состав слова изображенного на картинке).
Логопед: Ребята раскраски заберете и докрасите их у себя в группе (логопед предлагает детям раскрасить изображенный предмет в группе или дома).
Ребята расскажите, а что вам запомнилось?
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Когалыма «Колокольчик»
Конспект
коррекционно – развивающей деятельности
«Путешествие на волшебный остров»
Подготовила:
учитель-логопед
Гарифуллина
Ляйсан Камиловна
г. Когалым
Направление: коррекция речевых нарушений.
Цель: автоматизация звука [ш] в словах и предложениях.
Форма проведения: подгрупповое.
Коррекционные задачи:
- автоматизировать звук [ш] в словах и предложениях;
- продолжать учить выразительно рассказывать стихотворения;
Образовательные задачи:
- закреплять умение отгадывать загадки;
- закреплять умение подбирать признаки предмета;
- закреплять умение выделять зеленый цвет из множества (голубой, желтый, красный);
- учиться узнавать животных, представленных для восприятия в различных модальностях (контуры, пересеченные контуры, силуэты);
Развивающие задачи:
- развивать речевое дыхание;
- развивать умение выполнять артикуляционные упражнения;
- развивать слуховое и зрительное внимание, кратковременную память;
- развивать зрительные функции: прослеживающая, цветоразличительная, локализация и фиксация взора, глазомер;
- развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук;
-продолжать развивать зрительную дифференциацию предметов по величине, по цвету и оттенкам (9 предметов);
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение заниматься в подгруппе, слушать педагога, помогать товарищу.
Предварительная работа: постановка звука Ш и автоматизация его в словах и предложениях, чтение сказок с упоминанием о волшебном транспорте, знакомство с животными жарких стран, заучивание с детьми зрительной гимнастики для глаз, заучивание стихотворений про букву Ш.
Работа над словарем: штаны, шапка, шишка, шкаф, шкатулка, мышка, мишка, машина, подушка, шайба, шляпа.
Ход занятия.
I. ЛОГОПЕД. Здравствуйте ребята. Вы любите путешествовать, хотите сегодня отправиться в путешествие на волшебный остров? Там нас ожидают приключения, и может быть, от обитателей этого острова мы получим какой-нибудь сюрприз. Но остров находится очень далеко в волшебной стране. До него необходимо на чем-то добраться. Как вы думаете, на чем можно отправиться в наше путешествие? Но не забудьте, что путешествие у нас волшебное, а значит и транспорт должен быть сказочный (печка Емели, сапоги скороходы, ступа бабы яги, ковер-самолет и т. д.).
Нас много, поэтому мы полетим на волшебном воздушном шаре (выносится шары, связанные между собой).
II. ЛОГОПЕД. Чтобы наш шар полетел, нам необходим попутный ветер. Давайте сами превратимся в ветерок и подуем, разгоняя наш волшебный шар.
ДЕТИ. Сильный ветер вдруг подул
Слезки с наших щечек сдул
(1-сделать полный вдох носом, 2-задержать дыхание на 3-4 сек., 3-сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами) (музыка).
Дети присаживаются на стулья полукругом.
ЛОГОПЕД. Наш воздушный шар взлетел, и он несет нас к приключениям. Чтобы правильно произнести звук [ш], вспомним упражнения «лошадка», «грибок», «качели», «чашечка», «вкусное варенье» (музыка) (соответствующие рисунки к упражнениям на экране) и дети произносят изолированный звук [шш… ].
ЛОГОПЕД. Ребята я для вас приготовила загадки, если вы их правильно отгадаете, соответствующие картинки появятся на экране (соответствующие рисунки к стихам на экране)
По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел (штаны)
Сижу верхом,
Не ведаю на ком (шапка)
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно .... (шишек)
Он чудак или невежда?
На любого посмотри:
Сверху носится одежда.
У него ж она внутри (шкаф)
ЛОГОПЕД. Ребята скажите, какой согласный звук вы слышали в начале всех этих отгаданных слов (ответы детей). Правильно звук [ш], сейчас я вам предлагаю долепить букву [ш].
Под музыку дети лепят из готовых заготовок пластилина букву [ш]
ЛОГОПЕД.
Молодцы вы справились с этим заданием! Смотрите, на горизонте появился остров. Возьмите подзорные трубы и посмотрите, что вы там увидите. (Дети смотрят в подзорные трубы и видят на картинке мартышки). А сейчас давайте мы сами превратимся в мартышек и поиграем.
Физкультминутка «Веселые мартышки»
Вот мы и приземлились на волшебный остров. Посмотрите, какой красивый остров.
Под музыку появляется пират (музыка)
ПИРАТ.
- Кто посмел ступить на мой остров? Что вам здесь надо?
ЛОГОПЕД.
- Ну что ты сердишься, пират? У нас такие хорошие, добрые ребята. Зачем ты их пугаешь? Тебе, наверное, никто не говорил добрых слов, поэтому ты такой злой. Сейчас ребята расскажут для тебя веселые стихотворения про букву Ш и может быть тогда ты станешь добрее.
Дети рассказывают стихи
Посмотри на букву Ш
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Е
Ах, табуретка хороша!
Перевернул – и буква Ш.
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
ПИРАТ.
- Ой, спасибо ребята. Я такой сердитый и печальный, потому что на моем острове, в последнее время, творится что-то непонятное: животные перепутались между собой; мои любимые зеленые яблочки затерялись; на острове часто идет необычный голубой дождь… Хорошо, я разрешаю погулять по моему острову, но вы должны навести порядок на острове выполнить четыре моих задания. Я расставил цифры 1, 2, 3, 4. С какой цифры надо начинать? Удачи вам, отправляйтесь искать первое задание.
ЛОГОПЕД.
– Ребята, смотрите, а животные на этом острове действительно все перепутались. Кого вы здесь видите? Покажите (дети по очереди называют животное и указкой обводят пересеченный контур).
ПИРАТ.
- Молодцы, вы справились с первым заданием. А сейчас какую цифру вам надо искать?
ЛОГОПЕД.
- На столе разложены разноцветные яблоки, вам необходимо выбрать только зеленые яблоки.
- А теперь разложите зеленые яблоки от самого темного до самого светлого.
- Разложите по величине от самого большого до самого маленького.
ПИРАТ.
Молодцы, вы справились и с этим заданием. Ищем 3 задание.
ЛОГОПЕД.
– На этом волшебном острове часто идет дождь. Дождь тоже волшебный. На зонтик попали капельки этого дождя. Внимательно посмотрите на эти "капельки - картинки" и постарайтесь запомнить как можно больше. А потом мне скажете, что увидели. (Выставляется дидактический зонтик с предметными картинками голубого цвета, медленно вращается и убирается)
- Вспомните, что было на зонтике.
- Скажите, какой звук мы слышим во всех этих словах? Правильно во всех словах мы слышим звук [ш]. Что еще объединяет все эти предметы? (они все голубые) Правильно, все эти предметы голубого цвета. Значит, на этом острове, идет какой дождь? (голубой дождь)
ПИРАТ.
Молодцы, вы справились и с третьим заданием. А сейчас давайте сделаем гимнастику для глаз, и это будет четвертое задание.
ЛОГОПЕД.
Глазки закрываем
Упражнения выполняем,
А теперь мы их откроем
Через речку мост построим
Нарисуем букву Ш
Мы уже не малыши.
ПИРАТ.
Вы выполнили все мои задания, помогли навести порядок на моем острове. Теперь я не буду злым и печальным.
ЛОГОПЕД. Ребята, а каким стал наш пират?
Дети подбирают признаки: хорошим, веселым, милым, ласковым, добрым…
ПИРАТ.
- Спасибо.
- Я для вас приготовил подарки, и они спрятаны в каком-то сундучке. Постарайтесь найти их сами. Всего вам хорошего. До свидания.
III. Дети в зале находят сундук с подарками и открывают.
- ЛОГОПЕД. Смотрите это сюрприз от пирата. Это картины его друзей, только они не полностью дорисованы. Вы возьмете их домой, соедините по точкам все рисунки и раскрасите.
- А сейчас нам пора домой. Садимся на воздушный шар. Закрываем глаза и представим, что мы летим…(музыка) Открываем глаза. Мы в своем детском саду.
- Ребята вам понравилось путешествие? Ребята вспомните, с каким звуком мы играли во время путешествия? Какие задания на звук Ш вам тяжелее всего было выполнить?
