= В помощь ученикам

Останина Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

Отработка орфографических навыков

на уроках русского языка в начальной школе

До сих пор одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание необходимо уделять изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

В основе грамотного письма лежит аналитико-систетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умения заменять орфограммы соответствующими буквами. Уже в начале первого класса нужно начинать работу по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых у детей вырабатывается умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы) и находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребенка отсутствуют выше названные навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там, где это необходимо, что влечёт за собой орфографические ошибки.

Упражнения по отработке орфографических навыков

1) Письмо с проговариванием.

Сначала образец проговаривания даёт учитель – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы проговорить индивидуально.

2) Списывание.

Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

3) Комментированное письмо.

Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала учитель просит комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

4) Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Сначала вместе с учащимися разбирается правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

5) Письмо под диктовку.

Этот вид работы начинается следующим образом: сначала учитель диктует слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха проводится игра «Эхо». Учитель читает слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы педагог слышал. Если кто-то скопировал неправильно, то предлагается ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.
         
6) Письмо по памяти. 

Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

7) Творческие работы.

Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

Учащиеся начальной школы ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у первоклассников, необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, когда начинается работа над правилом, учитель вместе с детьми выделяет существенные, отличительные признаки орфограмм и учит находить орфограммы по данным признакам.

Примеры упражнений, направленных на отработку названных умений: 

  1. Прочитайте правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?
  2. Прочитайте правило. Какие согласные нужно проверять? Когда (в каких случаях) следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?

Алгоритм решения орфографической задачи:

  1. определить место, где возникла орфографическая задача;
  2. к какой группе правил относится данная орфограмма;
  3. в какой части слова находится орфограмма;
  4. установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
  5. определить в слове ударение;
  6. определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;
  7. написать слово в соответствии с правилом.

При изучении темы «Правописание безударного гласного», «Правописание парного звонкого и глухого согласного» дети вместе с учителем находят необходимый способ решения орфографической задачи.

Виды упражнений на отработку орфографических навыков.

  1. Работа с пословицей:

Весна красна цветами, а осень снопами.

= Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить.

= Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.

  1. Составление предложений по сюжетной картинке на определённую тему

Например:

Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы.

= Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить

   (запомнить).

  1. Зрительно-слуховые диктанты

Например, на доске:

В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра.

= Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите.

= Проверьте. (Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном

   тексте дети выделяют орфограммы.)

  1. Упражнения на нахождение количества и типов орфограмм в слове.
  2. Игра «Спрячь Ь в середину слова»

Например: день – деньки; пень – пеньки.

= Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

  1. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»

Например: п…ля, м…ря, с…ды.

= Объясни, почему вставили такие буквы.

  1. Игра «Подбери буквы»

Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу.

= Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

  1. Игра «Скалолазы»

Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вста-

вить пропущенные буквы:
Фла…
сне… сугро…
рука… бере…
ду… моро…
зимний ле… гладкий лё…

Виды работ по отработке орфографических навыков 

  1. На доске написаны два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной.

Детям необходимо выписать только слова на определённую орфограмму, например, с удвоенной согласной.

  1. При изучении темы «Непроизносимые согласные» детям предлагается написать по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, учитель открывает доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение используется при изучении любой темы.
  2.  Игра «Огоньки».
    На доске записано предложение. Детям предлагается «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаются» на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.
  3.  Диктант «Проверь себя» (3-4 предложения).

     Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании ко-

     торых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как

     нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались.

     И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. Учитель предлага-

     ет вспомнить правило, задаёт вопросы или объясняет. Но только доброжела-

     тельная обстановка даёт желаемый результат.

  1. Диктант с постукиванием.
    Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда поизносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль.

Таким образом, включая в работу игровые упражнения, учитель активизирует познавательную активность учащихся, прививает интерес к предмету, воспитывает взаимовыручку, чувство коллективизма, товарищества.

 Начатую в 1 классе работу по отработке орфографических навыков, учитель продолжает до конца 4 класса, увеличивая её в объёме и сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки.

 Работа по отработке орфографических навыков на уроках русского языка всегда доставляет не мало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, используются на уроках стихотворные упражнения по орфографии.

Написание слов с большой буквы: 
Имена, фамилии, клички, города - важные слова:
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Иванова Анна, Шуя и Москва.

Правописание ЖИ – ШИ: 
Лыжи, мыши и ужи
Шины, ёжики, чижи,
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ-
С буквой И всегда пиши.

Мягкий знак – показатель мягкости: 
Мягкий знак, мягкий знак – без него нельзя никак!
Станут «пенками» «пеньки», «уголками» - «угольки»,
Без него не написать тридцать, двадцать, десять, пять.

                       «Банька» в «банку» превратится.

                       Вместо «шесть» получим «шест», вместо «есть» получим «ест».

                       Вот, что может получиться, если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

 Использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка. В течение четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.

Задания, помогающие детям лучше запомнить

непроверяемые написания.

Словарные слова учитель вывешивает в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрывает полосками бумаги. На каждом уроке проводится словарная работа с использованием разнообразных видов заданий. Вот некоторые из них:

  1. Запись слов под диктовку.

Учитель диктует слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по слова-

рю, открывая полоски бумаги.

  1. Устная работа с помощью сигнальных карточек с гласными а, о, и, е, я.

Учитель называет слова из словаря, дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.

  1. Выписывание из словаря слов с непроверяемыми гласными по вариантам.
  2. Выписывание из словаря слов, отвечающих на вопросы кто?, что?
  3. Выписывание из словаря слов с определённым количеством слогов.
  4. Выписывание из словаря слов на определённую тему.
  5. Выборочный диктант.

Учитель читает текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

  1. Задание «Допиши предложение».

Например: Весело чирикает … (воробей). Дети катаются на … (коньках).

  1. Отгадывание загадок, запись отгадок
  2. Игра «Найди лишнее слово»

Ученики записывают под диктовку словарные слова, затем среди них ищут «лишние».

Например:

деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока.

  • Москва – так как это слово пишется с большой буквы;
  • суббота – так как это слово на правописание двойного согласного в корне слова;
  • тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове букв больше, чем звуков;
  • сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова черный);
  • чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные;
  • карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или из трёх.

Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами можно пользоваться этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.

Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка – у. Урожай – род с приставкой - у.

Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся.

Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.

Важное место при обучении правописанию должно отводиться работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.

 Работу над орфографическими ошибками нужно начинать с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала необходимо дать образцы объяснения ошибок, закрепить навыки правописания, а также подготовить учащихся к самостоятельной работе над ошибками.

Все ошибки группируются по типам орфографических правил и ведётся целенаправленная работа по их исправлению. Детям можно предложить завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», куда они будут записывать слова, в которых были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками у каждого учащегося есть памятка. Она подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила при письме.

 Итак, работа по отработке орфографических навыков ведётся на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.



Предварительный просмотр:

Памятка

к  работе над ошибками по русскому языку

  1. Безударная  гласная,  проверяемая ударением

  • Выпиши слово, поставь ударение.
  • Подбери проверочное слово, подбери однокоренные слова.

Делай так:  больной – боль, болит, больница.

  1. Словарные слова (безударные гласные, не проверяемые ударением)

  • Напиши это слово три раза, поставь ударение.
  • Подчеркни все безударные гласные.
  • Составь и напиши предложение с этим словом.  

            Делай так:  народ, народ, народ.

Каждый народ любит свою Родину.

  1. Звонкие и глухие согласные (парные согласные в корне слова)

  • Выпиши это слово, подбери к нему проверочное слово.
  • Придумай и напиши ещё три слова на это правило.
  • Подчеркни проверяемую согласную.

          Делай так:  глаз – глаза, зуб – зубы, гриб – грибы,

площадка – площадочка.

  1. Непроизносимые согласные

  • Выпиши слово правильно, подбери проверочное слово.
  • Придумай и напиши ещё три слова на это правило.
  • Подчеркни проверяемую согласную.  

          Делай так:  сердце – сердечко, солнце – солнышко,

радостно – радость, грустный – грустить.

  1. Удвоенные согласные

  • Выпиши это слово правильно три раза.
  • Составь и напиши предложение с этим словом.
  • Подчеркни удвоенные согласные.

          Делай так:  коллектив, коллектив, коллектив.

Наш класс – дружный коллектив.

  1. Гласные после шипящих: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

  • Выпиши правильно слово, напиши ещё три слова на данное правило.

        Делай так:  туча, чаща, чай, чайник.

  1. ЧК – ЧН пиши без мягкого знака

  • Выпиши слово правильно, напиши ещё три слова на данное правило, подчеркни во всех словах ЧК или ЧН.

        Делай так:  ручка, тучка, печка, речка.

  1. Имена собственные

  • Всегда пиши с заглавной буквы.
  • Выпиши слово правильно, подчеркни заглавную букву.
  • Напиши ещё три слова на это правило.

Делай так:  Волга, Марина, Барсик, Москва.

  1. Пропуск букв, замена букв, искажение слова

  • Выпиши слово правильно, раздели его на слоги, подчеркни все гласные буквы.

Делай так:  де – жур – ный.

  1. Перенос слова

  • Выпиши слово, раздели его на слоги для переноса правильно.
  • Напиши ещё три слова, разделив их на слоги для переноса.

          Делай так:  глазок – гла - зок, листья – лис - тья, учитель – учи - тель,

посылка – по - сыл - ка.

  1. Мягкий знак, показатель мягкости согласных

  • Выпиши слово, подчеркни мягкую согласную вместе с мягким знаком.
  • Напиши ещё три слова на это правило.

          Делай так:  деньги, угольки, соль, кольцо.

  1. Разделительный мягкий знак

  • Пиши после согласной перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
  • Выпиши слово, подчеркни согласную, мягкий знак и гласную.
  • Напиши ещё три слова на это правило.

          Делай так:  ружьё, варенье, Татьяна, колья.

  1.  Разделительный твёрдый знак

  • Пиши только после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными

 Е, Ё, Ю, Я.

  • Выпиши слово, подчеркни согласную, твёрдый знак и гласную, выдели приставку.
  • Напиши ещё три слова на это правило.

          Делай так:  подъезд, съёмка, подъём, объезд.

  1.  НЕ с глаголами

  • Пиши раздельно, кроме тех случаем, когда без НЕ не употребляется.
  • Выпиши слово, подчеркни НЕ.
  • Напиши ещё три слова на это правило.

Делай так:  не  пошёл, не  рисовал, не  сделал, не  обедал.

  1.  Предлоги

  • Пиши всегда отдельно, между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить ещё какое-нибудь слово.
  • Выпиши слово, подчеркни предлог.
  • Напиши ещё три слова с предлогом на это правило.

Делай так:  за  рекой – за широкой рекой, в  доме – в нашем доме,

                      для  мамы – для моей мамы, в  лесу – в глухом лесу.

  1. Местоимения с предлогами

  • Пиши раздельно.
  • Выпиши словосочетание, поставь вопрос от главного слова к зависимому.

 Делай так:  У нас в классе стоят цветы. Стоят (у кого?) у нас.

  1. Начало предложения

  • Всегда пиши с заглавной буквы первое слово в предложении.
  • Выпиши предложение правильно, подчеркни заглавную букву.
  • Придумай и напиши другое предложение.

          Делай так:  Месяц светит, но не греет.

                                Выпал первый снег.

  1. Точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения

  • Выпиши предложение, поставь в конце нужный знак, подчеркни его.

          Делай так:  По небу плывут тяжёлые облака.

  1. Приставки

  • Приставки пишутся слитно.
  • Выпиши слово правильно, подчеркни и выдели графически приставку.
  • Образуй от этого слова три родственных слова с другими приставками.  

Делай так:  подрезал, нарезал, отрезал, перерезал.

  1. Безударная гласная в приставке

  • Выпиши это слово правильно.
  • Образуй и напиши ещё три слова с этой приставкой.
  • Подчеркни и выдели приставки, запомни их.

Делай так:  побежал, покричал, полежал, поговорили.

  1.  (1)  Мягкий знак после шипящих в существительных женского рода

  • Выпиши слово правильно, напиши ещё три слова на это правило, укажи род.

          Делай так:  ночь, дочь, печь, речь.

  1. Мягкий знак после шипящих в существительных мужского рода

                              НЕ  ПИШЕТСЯ

  • Выпиши слово правильно, напиши ещё три слова на это правило, укажи род.

            Делай так:  грач, врач, нож, плащ.

  1. Падежные окончания имён существительных

  • Выпиши словосочетание, поставь вопрос от главного слова к зависимому, выдели окончание.
  • Определи и укажи род, склонение, число и падеж, выдели окончание.

          Делай так:  Наш домик стоит около речки .

                                Стоит (около чего?) около речки (ж.р., 1 скл., ед.ч., Р.п.).

        

  1. Падежные окончания имён прилагательных

  • Выпиши словосочетание, поставь вопрос от существительного к прилагательному, выдели окончание.
  • Определи и укажи род, число и падеж, выдели окончание.

          Делай так:  Земля покрылась белоснежным ковром.

Ковром (каким?) белоснежным (м.р., ед.ч., Т.п.).

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов

  • Выпиши глагол правильно, поставь его в неопределённую форму, укажи спряжение.
  • Выдели окончание, проспрягай глагол, выдели окончание.

          Делай так:  Читает – читать ( I спряжение ).

                                Я читаю, ты читаешь, он читает, мы читаем, вы читаете, они читают.

  1. Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа

  • В глаголах 2 лица единственного числа всегда пишется Ь.
  • Напиши ещё три слова на это правило, выдели окончания.

          Делай так:  (Что делаешь?) играешь, поёшь, читаешь, танцуешь.

  1. Правописание глаголов, оканчивающихся на СЬ или СЯ

  • Пиши Ь перед СЯ  и СЬ, если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ?, ЧТО СДЕЛАТЬ?
  • Не пиши Ь перед СЯ и СЬ, если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?, ЧТО СДЕЛАЕТ?

          Делай так:  Что делать? – улыбаться.     Что делает? – улыбается.

                                Что сделать? – накрыться.    Что сделает? – накроется.

  1. Наречия

  • Пишутся в одно слово, перед ними не бывает предлогов.
  • Выпиши наречие, поставь к нему вопрос.

          Делай так:  (Куда?) налево, (где?) справа, (когда?) вчера, (откуда?) издалека.

[ж], [ш], [ц] – всегда твёрдые согласные.

[ч’], [щ’], [й’] – всегда мягкие согласные.

е, ё, ю, я, и, ь – обозначают мягкость согласного звука.

а, о, у, ы, э, ъ – обозначают твёрдость согласного звука.

а

о

у

ы

э

н

м

л

р

й

б

в

г

д

ж

з

ъ

я

ё

ю

и

е

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

ь

Главные члены предложения:

- подлежащее,

- сказуемое.

Второстепенные члены предложения:

- дополнение (вопросы косвенных падежей),

 

- определение (какой? какая? какое? какие?..),

- обстоятельство (где? когда? куда? откуда? как?..)



Предварительный просмотр:

Правописание парных согласных

в корне слова

1.

Вставь пропущенную букву и запиши проверочное слово.

Голу(б,п)ь, гри(б,п), холо(д,т), рюкза(г,к), ска(з,с)ка, яго(д,т)ка,    

    тетра(д,т)ь,   лимона(д,т),

     фла(ж,ш)ки,   кни(ж,ш)ка.

1.

Вставь пропущенную букву и запиши проверочное слово.

Голу(б,п)ь, гри(б,п), холо(д,т), рюкза(г,к), ска(з,с)ка, яго(д,т)ка,    

    тетра(д,т)ь,   лимона(д,т),

фла(ж,ш)ки,   кни(ж,ш)ка.

2.

Вставь пропущенную букву и запиши проверочное слово.

Моро(з,с), пиро(г,к),  ры(б,п)ка,                

  шокола(д,т),     доро(ж,ш)ка,  

   морко(в,ф)ь,     сне(ж,ш)ки,  

 тра(в,ф)ка,  огоро(д,т), утю(г,к).

2.

Вставь пропущенную букву и запиши проверочное слово.

Моро(з,с), пиро(г,к),  ры(б,п)ка,                

  шокола(д,т),     доро(ж,ш)ка,  

   морко(в,ф)ь,     сне(ж,ш)ки,  

 тра(в,ф)ка,  огоро(д,т), утю(г,к).

3.

Вставь пропущенную букву и запиши проверочное слово.

Ло(д,т)ка, сне(г,к), лопа(д,т)ка,  

    зага(д,т)ка,    медве(д,т)ь,  

    сла(д,т)кий, пиро(ж,ш)ки,

 арбу(з,с),  кру(г,к),   сугро(б,п).

3.

Вставь пропущенную букву и запиши проверочное слово.

Ло(д,т)ка, сне(г,к), лопа(д,т)ка,  

    зага(д,т)ка,    медве(д,т)ь,  

    сла(д,т)кий, пиро(ж,ш)ки,

 арбу(з,с),  кру(г,к),   сугро(б,п).



Предварительный просмотр:

Правописание безударных гласных

в корне слова

1.

Вставь пропущенную букву и запиши проверочное слово.

С(а,о)сна, с(а,о)ды, стр(е,и)ла, д(а,о)ма, н(а,о)чной, зв(е,и)рёк,              

    гр(е,и)бы,     к(а,о)рмушка,

        ст(е,и)на,    тр(а,о)ва.

1.

Вставь пропущенную букву и запиши проверочное слово.

С(а,о)сна, с(а,о)ды, стр(е,и)ла, д(а,о)ма, н(а,о)чной, зв(е,и)рёк,              

    гр(е,и)бы,     к(а,о)рмушка,

        ст(е,и)на,    тр(а,о)ва.

2.

Вставь пропущенную букву и запиши проверочное слово.

М(а,о)сты, тр(а,о)па, св(е,и)стел,        

        х(а,о)лмы,  л(е,и)сной,

    р(е,и)ка, цв(е,и)ток, ч(а,и)сы,      

         сл(е,и)ды,   кр(а,о)ты.

2.

Вставь пропущенную букву и запиши проверочное слово.

М(а,о)сты, тр(а,о)па, св(е,и)стел,        

        х(а,о)лмы,  л(е,и)сной,

    р(е,и)ка, цв(е,и)ток, ч(а,и)сы,      

         сл(е,и)ды,   кр(а,о)ты.

3.

Вставь пропущенную букву и запиши проверочное слово.

С(е,и)стра, гр(а,о)за,  в(а,о)да,                

  к(а,о)тёнок,    с(а,о)лёный,

   сн(е,и)жок,     х(а,о)лода,  

 к(а,о)вёр, гн(е,и)здо,    гр(а,о)чи.

3.

Вставь пропущенную букву и запиши проверочное слово.

С(е,и)стра, гр(а,о)за,  в(а,о)да,                

  к(а,о)тёнок,    с(а,о)лёный,

   сн(е,и)жок,     х(а,о)лода,  

 к(а,о)вёр, гн(е,и)здо,    гр(а,о)чи.



Предварительный просмотр:

Определение рода, склонения, числа и падежа

                                    имён существительных                          № 1

Словосочетание

Род

Склонение

Число

Падеж

подошёл к дому

говорили об урожае

ходили за грибами

увидел кошку

капает с деревьев

просит о помощи

играть в мяч

вышли на полянку

хожу по лесу

спать в палатке

Определение рода, склонения, числа и падежа

                                    имён существительных                          № 2

Словосочетание

Род

Склонение

Число

Падеж

стелется ковром

пошли в рощу

плыть по морям

подъехал к школе

падает с веток

горжусь лошадью

нашёл на снегу

подобрал лисёнка

растёт в поле

забрались в глушь

Определение рода, склонения, числа и падежа

                                    имён существительных                          № 3

Словосочетание

Род

Склонение

Число

Падеж

ловили рыбу

зашёл за другом

шёл по полям

съёжился от холода

напуган мышью

висят на липах

слушать скрипача

журчит ручей

сугроб снега

лёг инеем



Предварительный просмотр:

Правописание окончаний имён прилагательных

                                      женского рода                             № 1

Словосочетание

Падеж

над кудряв…  головой

куплю нов…  ручку

для школьн…  библиотеки

детск…  песенка

подошли к высок…  сосне

на пушист…  ветке

у  открыт…  двери

падал на осенн…  грязь

блестит безоблачн…  синевою

Правописание окончаний имён прилагательных

                                      женского рода                             № 2

Словосочетание

Падеж

в облаке снежн…  пыли

под мохнат…  елью

зелён…  трава

по узк…  тропинке

на гол…  ветке

вижу восхитительн…  картину

на утренн…  заре

дождлив…  осень

сквозь прошлогодн…  листву

Правописание окончаний имён прилагательных

                                      женского рода                             № 3

Словосочетание

Падеж

зарос ярк…  травой

увидеть высок…  сосну

в  глубок…  речке

маленьк…  птичка

над бел…  скатертью

в  лесн…  глуши

по широк…  дороге

дождлив…  погода

приближение холодн…  погоды

Правописание окончаний имён прилагательных

                                      женского рода                             № 4

Словосочетание

Падеж

шёл по извилист…  тропинке

ранн…  пора

решал трудн…  задачу

над таёжн…  тропой

в  служебн…  поездке

блеснула ослепительн…  змейкой

около красив…  липы

рад свеж…  зелени

разнообразие русск…  природы



Предварительный просмотр:

Правописание окончаний имён прилагательных

                                    мужского и среднего родов                       № 1

Словосочетание

Род

Падеж

на лесн…  озере

прекрасн…  денёк

в жёлт…  жилете

из огромн…  озера

по син…  небу

под стар…  дубом

посидеть на мягк…  диване

под лучами ярк…  солнца

Правописание окончаний имён прилагательных

                                    мужского и среднего родов                       № 2

Словосочетание

Род

Падеж

в голуб…  небе

на бел… свете

от горяч… солнца

золот…  пятнышко

очнулся от зимн…  сна

над син…  морем

побежал по мокр…  асфальту

показал жёлт…  цветок

Правописание окончаний имён прилагательных

                                    мужского и среднего родов                       № 3

Словосочетание

Род

Падеж

зимн… вечером

над пёстр… ковром

у  син…  моря

добр…  слово

лежит пушист…  ковром

огни праздничн…  салюта

напился берёзов…  сока

в  ночн…  небе

Правописание окончаний имён прилагательных

                                    мужского и среднего родов                       № 4

Словосочетание

Род

Падеж

ранн…  утром

из лесн…  болота

по крепк…  льду

скрылся за тёмн…  кустом

зимн…  пальто

в  полосе лунн…  света

нажать на спусков…  крючок

пахнет тал…  снегом