= Выступления на ШМО

Останина Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

Роль ГПД в развитии личности

младшего школьника

(выступление на заседании предметной кафедры учителей начальной школы)

Роль работы ГПД в развитии младших школьников

В последние годы в образовательных учреждениях группы продлённого дня являются одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Так как большинство родителей значительную часть времени заняты на работе, выбор ими для своих детей занятия в группе продлённого дня очевиден.

Следовательно, перед группами продлённого дня стоят задачи воспитания личности ребёнка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья.

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности.

В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Всё это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности. На развитие младших школьников влияют многие факторы жизни. Социальная среда, в которой они вращаются – это их семья, друзья, знакомые и не знакомые люди с которыми им приходится сталкиваться. Общеобразовательная школа, где они получают знания, а порой проводят в ней большую часть дня, как дети посещающие продлёнку. Школы дополнительного образования, где они удовлетворяют свои потребности в самовыражении. Всё это откладывает отпечаток на развитие ребёнка как личности. Каждый из нас должен вложить в наших детей свою часть знаний, умений и навыков, чтобы помочь школьникам правильно развиваться. Вложить в них крепкую основу для их дальнейшего и успешного продвижения по жизни. От того, как организована жизнь и деятельность ребёнка в группе продлённого дня, насколько правильно произведён отбор содержания, видов деятельности, её форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

Я пытаюсь решать задачи развития своими способами, используя следующие виды деятельности: игры, конкурсы, праздники, викторины, воспитательные мероприятия, клубные часы.

В нормативных документах сказано о том, что в группе продлённого дня главной является воспитательная работа, но я считаю, что без развивающих приёмов нельзя воспитать целостную личность. Поэтому я строю работу с детьми на параллели воспитания и развития. Не менее важен момент встречи детей с воспитателем и товарищами. Поощряю хорошее взаимоотношение между детьми. Задача воспитателя группы продлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интересны и полезны школьнику соответственного возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. Обеспечивая целенаправленность, комплексность и непрерывность воспитательного воздействия на детей, я, как воспитатель группы продлённого дня стараюсь создавать в группе обстановку, благоприятную для развития каждого ребёнка и всего коллектива. Режим группы продлённого дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает внеурочную деятельность, самоподготовку, занятия по интересам, экскурсии, прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.

Воспитателем ГПД должны быть предусмотрены развивающие занятия перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности (материалы на развитие речи, обогащение словарного запаса, тренировка внимания, памяти, закладывание основ творчества). В этом мне помогают следующие книги: В. Волина «Праздник числа», А. В. Ястребов, О. И. Лазаренко «Занятия в ГПД». Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных гимнастик, требует чёткости и динамичности их проведения и обязательно в игровой форме. Наиболее приемлемая продолжительность таких занятий – 10 – 15 минут. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбуждённости, дети легко включаются в умственную деятельность при выполнении домашних заданий. Особое внимание уделяю организации ежедневного отдыха детей на свежем воздухе, так как прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы. Стараюсь вывести детей на воздух в любую погоду. Если на улице сильный ветер или мороз, организую игры в спортивном зале. Стараюсь, чтобы прогулка принесла не только телу пользу, но и душе. Для этого я использую несколько видов прогулок.

Игровая прогулка. Предлагаю детям несколько подвижных игр. Это хорошо знакомые детям игры, которые они по очереди учатся проводить сами, и новые, которые разучиваю с ними сама (не более 1 в неделю). Например, во время прогулки предлагаю детям хорошо знакомую игру «Третий лишний». Игра динамична, позволяет быстро удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха предлагаю игру «Море волнуется». Разучиваем новую игру. Заканчиваем прогулку спокойной игрой на внимание типа «Капитаны».

Спортивная прогулка. В основном провожу зимой. Пробежки, соревнования по метанию снежков в цель. В режиме работы группы продлённого дня в течение недели есть почти все виды прогулок (прогулка – наблюдение, прогулка – практикум, прогулка – экскурсия, прогулка – развлечение, прогулка – творчество). В свободное время все дети стремятся к игровой деятельности, так как игра для некоторых из них является смыслом жизни. В подвижных играх дети развивают в первую очередь свои физические способности; через сюжетно-ролевые игры они успешно осваивают элементы человеческой деятельности, а с помощью дидактических игр лучше усваивают и углубляют знания учебной программы. Во время, отведённое для игр, даю полную свободу выбора. Они группируются по интересам, а моя задача помочь детям определиться с игрой. Важную роль в развитии ребёнка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности, самосознания ребёнка. В группе продлённого дня ребята увлечённо играют и довольно быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти каждым ребёнком. Игры мы разучиваем спокойные и подвижные. Так, например, к спокойным играм относятся: «Доскажи словечко», «Угадай чей голосок», «Испорченный телефон», «Угадай, что я хочу сказать?», «Назвать предметы одного и того же цвета», «Съедобное - несъедобное», «Звериные детёныши» и многие другие. К подвижным играм можно отнести: «Третий лишний», «Кошки - мышки», «День и ночь», «Салки», «Пустое место», «Ловишки» и другие. Любимыми подвижными играми ребят группы продлённого дня на продолжении многих лет являются игры с мячом, со скакалкой. Подвижные игры – не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребёнка к здоровому образу жизни. Считаю целесообразным вовлекать детей в подвижные, эмоциональные игры и игры – соревнования, эстафеты, которые развивают у них смекалку, сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность. Каждая игра выполняет определённые функции. Игра содержит большие воспитательные возможности, так как она всегда желанна. Игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков ребят. Любая игра делает жизнь ребёнка богаче, расширяет опыт далеко за пределами того, что можно пережить в повседневности. Игры помогают ребёнку осваивать многие полезные функции, развивать способности и важные в жизни качества. Но главное, чему он учится в игре – это быть человеком. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создаётся радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

Взрослым следует более внимательно подходить к игре, быть более терпеливыми. В своей работе я использую познавательные игры: игры-конкурсы, игры-путешествия, «Поле чудес», «Кто хочет получить приз» и другие; интеллектуальные: небольшие логические задания для детей. К ним относятся ребусы, кроссворды. На первый взгляд, кажется, что их выполнение не составляет трудностей для ребёнка. На самом деле они напрягают весь свой ум, силу, чтобы решить задачу, причём справляются далеко не все. Поэтому особенно важно подходить к детям очень индивидуально, учитывать уровень развития ребёнка, следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый воспитанник чувствовал свою значимость и мог проявить свой интеллект. Необходимо давать значительно времени для размышления, не спешить с ответом.

Сюжетно-ролевые игры младших школьников имеют свои особенности. Так, например, они непродолжительны по времени и в них участвует небольшое количество человек. Мои воспитанники с удовольствием играют в игры: «Школа», «Магазин», «Моя семья», «Больница» и другие. Также общему развитию детей способствуют спортивные часы, беседы по ПДД и ОБЖ, уроки вежливости, развивающие игры, трудовая деятельность, которые помогают ребёнку жить в группе продлённого дня насыщенной, полной жизнью.

В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя ГПД: добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально – творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, логически мыслить; умений находить зависимости и закономерности; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.

Эффективным средством развития творческих способностей младших школьников является – оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Оригами: учит детей различным приёмам работы с бумагой, таким, как сгибание, складывание; развивает способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера; стимулирует развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания. Складывая фигурки из бумаги, ребёнок концентрирует всё своё внимание на этом процессе. Занятия этим видом искусства являются психотерапией, которая позволяет отвлечься школьнику от повседневных уроков и забот, помогает тренировать память. Путём складывания бумаги по типу оригами можно получить различные виды игрушек – животных, птиц, рыб. Бумажные фигурки можно использовать при оформлении класса, для украшения новогодней ёлки и т. д. Основными направлениями деятельности воспитательной работы в ГПД нашей школы являются - эстетическое, патриотическое, экологическое, познавательное, спортивно-оздоровительное.

Важное место в развитии личности ребёнка занимает нравственное воспитание. Через игру, чтение и обсуждение сказок, рассказов вместе с детьми рассматриваются такие ценностные категории, как добро, совесть, стыд, милосердие, великодушие. Дети любят эти занятия. Такая деятельность способствует формированию у младших школьников желания становиться лучше. Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста, поэтому в ГПД я провожу беседы о дружбе, а также занятия на темы «Культура общения и поведения». В одной связке с нравственным воспитанием стоит эстетическое, так как нашему обществу нужны люди, умеющие ценить красоту окружающего мира. Занятия проводятся в виде клубных часов. Младшие школьники узнают о музыке, живописи и т.д. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Эти занятия перекликаются с уроками по окружающему миру.

Трудовое воспитание – одна из важнейших сторон подготовки ребёнка к дальнейшему обучению, профессиональной деятельности в жизни в целом. В ГПД провожу профориентационную работу, беседы, выставки детских рисунков и поделок. Ежегодно оформляется выставка «Дары осени», на которой можно увидеть овощи необычной формы; букеты, которые составляют дети или вместе с родителями.

В младшем школьном возрасте закладываются предпосылки для возникновения чувства патриотизма. Чтобы пробудить у ребят любовь к Родине, интерес к истории своей страны, понимание долга перед Отечеством, провожу беседы, экскурсии в сельский музей, знакомлю с рассказами о людях, чьи поступки служат примером. Клубные часы охватывают разные стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни. Особое внимание уделяется истории нашей страны в годы Великой отечественной войны. Дети участвуют в школьном смотре строя и песни, митинге, посвящённом Дню Победы.

На протяжении всей жизни человеку следует предоставлять выбор действий в определённых жизненных ситуациях, помогать формировать нравственный опыт. Воспитателю группы продлённого дня необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство». Проходя пути развития в начальной школе, ученики легче адаптируются, переходя в среднее звено. ГПД даёт детям многое: всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, формирование социально - значимых навыков, общение со сверстниками. Работа современной ГПД основывается на принципах демократии, гуманизма и творческого развития личности.



Предварительный просмотр:

Работа по УМК «Школа России»

(выступление на заседании предметной кафедры учителей начальной школы)

Анализ работы по УМК «Школа России (из опыта работы).

Работаю по  УМК «Школа России» более 10 лет. Данный УМК реализует принципы системно-деятельностного подхода.

Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников по всем предметным линиям УМК «Школы России», является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология формирует коммуникативные универсальные учебные действия. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: регулятивных (постановка и удержание задач), познавательных (необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.).

Задания всех учебников, начиная с первого класса, предлагают учащимся мини-исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать вывод. 

В учебниках УМК «Школы России» по всем предметам и в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это имеет большое значение для формирования коммуникативных (умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого), а также для регулятивных универсальных учебных действий (распределить, скоординировать действия по выполнению задания и др.).

Я стараюсь выступать на уроке в роли «дирижёра». Практически любой урок мы начинаем с проблемной ситуации, проблемного вопроса, ответы на которые ищут сами ребята в ходе урока. Это процесс увлекает моих учеников.

Структура каждого отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности.

В учебниках заложены задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности. Работа над новой темой строится так, что в первых заданиях учащиеся воспроизводят все знания, связанные с этой темой, плавно переходя к многоаспектным заданиям. В этих заданиях сочетаются разные уровни обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета.

Программа регулирует различные аспекты освоения метапредметных умений: содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Дает учащимся возможность показывать хорошие результаты в различных конкурсах, олимпиадах, турнирах.

УМК обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы. 

Данный УМК «Школа России» отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в содержании учебного материала, в его разнообразии, увлекательности.

В курсе «Литературное чтение» и «Русский язык» предусмотрены самостоятельные работы «Проверь себя», позволяющие отслеживать результаты освоения знаний и уровня сформированности каллиграфического и грамотного письма, читательских умений.

Примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД, представлены в учебниках в рабочих тетрадях на печатной основе по всех предметам.

В данном УМК формируется детская самостоятельность.
В учебниках много упражнений, выполняя которые учащимся приходится наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы. 

Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, широкую и разнообразную связь с другими предметными курсами начальной школы.

Формы организации учебной деятельности способствуют участию всех обучающихся в соответствии с их возможностями: распределение ролей в группах предполагает, что каждый ребенок будет выполнять какую-либо работу, работа в парах обеспечивает участие всех детей в решении учебной задачи, критериальная система оценивания дает возможность индивидуально обнаружить «слабое место» и выстроить дальнейшую работу с учетом этого.

В УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся».
Разворачивание предметного содержания предполагает систему работы учащихся в группах, парах, в процессе чего создаются условия для учебного диалога и сотрудничества учащихся друг с другом, а не только с учителем.






Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока – как новый вид методической продукции человека

(выступление на заседании предметной кафедры учителей начальной школы)

Технологическая карта урока  как новый вид

 методической продукции педагога

Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот  к личности обучаемых и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этого стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной жить в изменяющихся социально-экономических условиях.

Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде. Согласно образовательным стандартам общего образования, информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя и систему современных педагогических технологий, обеспечивающих следующие характеристики современного урока: гибкость организационной структуры обучения, целостность, открытость, полифункциональность, вариативность, визуализация, интерактивность.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).

Следует понимать, что в технологической карте урока должны быть определены пути достижения трех групп результатов образования (личностных, метапредметных и предметных), а также учтено то, что часть  планируемых результатов не подлежит итоговой аттестации (например, ценностные ориентация выпускника или его индивидуальные психологические характеристики), а другая часть результатов подлежит проверке и аттестации (научные знания, обобщенные способы деятельности, способность к решению учебных и практических задач и другие).

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Вот несколько вариантов.

Вариант 1.

Этап урока

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приемы и формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

Вариант 2.

Этап урока, прогнозируемый результат

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы приемы и формы обучения

Примечания

Вариант 3.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например:

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Деятельность  учителя может быть выражена следующими формулировками: уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к домашнему заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний и так далее.  

Деятельность учеников может быть отражена в технологической карте урока следующими фразами: по очереди комментируют выполнение задания, приводят примеры, составляют схемы слов (предложений), выполняют задания по карточкам, озвучивают понятия,  выявляют закономерности, формулируют выводы после наблюдений, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) и другими.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит администрации школы:        

  • контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Делая вывод, можно сказать, что применение технологических карт поможет существенно повысить качество обучения, достижение целей новых федеральных государственных образовательных стандартов.



Предварительный просмотр:

Использование электронных средств обучения

в целях интенсификации

образовательного процесса

(выступление на заседании предметной кафедры учителей начальной школы)

Использование электронных средств обучения

в целях интенсификации образовательного процесса

Потребность эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе определяет новые задачи перед профессиональным педагогическим образованием. ИКТ выступают неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного учителя, в том числе, учителя начальных классов.

Я работаю учителем более 15 лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.

Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллюстративный материал. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. В этих дисках я использую не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. Возможен показ документальных фильмов по теме урока. Для более подготовленных учащихся я готовлю тестовые задания при помощи программы «Конструктор тестов».

Применяя ИКТ на своих уроках, я пришла к выводу, что необходимо учитывать следующие факторы:.

  • Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.). 
  • Численность учебной группы (класса)
  • Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. 
  • Количество уроков с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно превышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов и т.п. 
  • Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп. 
  • Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.

От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке, таким образом, дидактические возможности современных ИКТ позволяют интегрировать их в существующие формы обучения, как например:

При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового материала я использую проектор, CD-диски, обучающие программы, демонстрационные программы, Internet, моделирующие программы. 

На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и систематизации умений и навыков я использую обучающе-контролирующие программы, моделирующие системы. 

На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами.

Интересно звучит на уроке использование мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычного урока, использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. 

Использование данной технологии позволяет:

  1. Значительно сэкономить время на уроке.
  2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
  3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения. 
  4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс 

Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.

Компьютерная программа предоставляет достаточно дидактики и для слабого учащегося, и для мотивированного ученика. Мы предполагаем, что наилучший результат работа с компьютерной программой приносит именно этим двум крайним категориям учащихся. Слабые учащиеся, работая с программой, успевают сделать немного, но получают удовлетворение от учебного труда, решив две-три задачи, разобрав теорему с помощью анимации и дикторского голоса.

Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу.



Предварительный просмотр:

Проблема адаптации приемного ребенка

в семье

(выступление на заседании предметной кафедры учителей начальной школы)

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ПРИЁМНОЙ СЕМЬЕ

Решение взять в свою семью приемного ребенка – нелегкий и очень ответственный шаг, требующий от родителей много терпения и сил. К большому счастью, на сегодняшний день существуют организации, способные помочь будущим приемным  родителям в решении многих психологических и социальных проблем, которые могут возникнуть после его принятия.

Процесс адаптации можно разделить на несколько этапов, рассмотрим каждый из них.

  • «Медовый месяц». После знакомства и первых встреч с потенциальными приемными родителями ребенок отправляется в гости в семью. «Гостевание»— удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями. На данном этапе все участники, как правило, стремятся понравиться друг другу. Семья старается, чтобы ребенку было хорошо, и ребенок, как умеет, тоже пытается поддержать доброе отношение к себе.  На первом этапе построения отношений нельзя давать ребенку авансы (называть его сыном или дочкой). Взрослому необходимо быть с ребенком, но не требовать ответных чувств благодарности. Если специалисты поддерживают решение о необходимости разговора приемного родителя с ребенком о его будущем, то разговор может проходить по приблизительно такой схеме:
    «Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Выстраивание совместного будущего упорядочивает представления ребенка о его роли в приемной семье и снижает уровень тревожности .
  • «Уже не гость». Для этого этапа характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Создается ощущение, что ребенка просто подменили, так как у него резко ухудшилось поведение. Не стоит пугаться — это закономерный этап адаптации ребенка в приемной семье, который обусловлен множеством причин.

Эмоциональность ребенка в начальном периоде жизни в приёмной семье характеризуется напряженностью, связанной с его желанием понравиться взрослым. Ребенок уже продемонстрировал приемным родителям способность гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям. На данном этапе ребенку предоставляется возможность реабилитироваться — восстановить свое право жить в семье («утверждение своей личности»). Проявлениями самоутверждения могут быть: упрямство, агрессивность, повышенная обидчивость, своеволие и т.д. Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям взрослых.
Распространенные ошибки взрослых на этом этапе:

  1. ожидание благодарности от ребенка. Дети благодарны взрослым, но не умеют пока это выразить;
  2. приписывание ребенку больших знаний и умений, чем у него есть. Ребенок может многого не уметь делать, а может он просто не привык что-то делать. Его необходимо сначала научить;
  3. ожидание успешности обучения в школе. Родителям нужно помнить об эмоциональных трудностях ребенка (повышенная тревожность, возбудимость и т.д.) и об интеллектуальных проблемах (социально-педагогическая запущенность, трудность сосредоточения внимания, несформированность коммуникативных навыков)
  • «Вживание». На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые лучше понимают как свои проблемы, так и проблемы ребенка. На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным. Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие и ревность.
  • «Стабилизация отношений». Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью.
    Ребенок спокоен за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребенок находит свое место в приемной семье, в социуме.
    Адаптация ребёнка к новой семье происходит примерно в течение года. Успешное протекание процесса адаптации зависит от того, насколько замещающими родителями будет реализовано одного из главных качеств этого периода — принятие подопечного ребёнка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть собой.

Почему кризис необходим приемной семье?

  • Кризис помогает родителям обнаружить проблемы ребенка;
  • Невозможно перейти на следующий этап адаптации в приемной семье, минуя кризисный  период. Нерешенные эмоциональные проблемы будут вновь и вновь напоминать о себе, и тянуть семью назад;
  • Пройдя через кризис, приемные родители приобретают необходимую уверенность, становятся воспитателями более высокой квалификации, что, несомненно, помогает им добиться больших успехов в укреплении семьи;
  • Ребенок тоже начинает чувствовать себя в семье более уверенно: он точно знает, что его не прогонят, даже если он сделает что-нибудь неправильно;
  • При успешном прохождении кризиса у ребенка снижается уровень тревожности и повышается самооценка, что позволяет ему строить более гармоничные отношения с членами семьи;
  • Совместное преодоление трудностей – хорошо сплачивает семью.

«Ни в коем случае приемным родителям не стоит забывать про себя и свои чувства!», так как адаптация происходит с двух сторон: ребенок привыкает к новой обстановке, но ведь и приемные родители должны к ней привыкнуть. Необходимо помнить, что бы ни было быть приемным родителем – это работа, которая требует определенных затрат: эмоциональных, временных и других. И, как и любая другая работа, она требует отдыха.

Родители колеблются, рассказывать ли учителям историю жизни ребенка, и если рассказывать, то как, и о чем именно. У самого ребенка могут усугубиться проблемы самооценки, когда он видит свои отличия от сверстников и получает от школьного окружения сообщения о том, что его положение - в лучшем случае, «необычное». Что нужно делать родителям?

  1. Налаживайте сотрудничество с учителями! Дайте им возможность помочь себе и ребенку. Часто приемные родители чувствуют себя неуверенно в общении с учителями. Этому может способствовать масса факторов: от их собственного негативного опыта учебы в школе до полнейшего отсутствия проблем с учебой их кровных детей, но в первую очередь – отсутствие практических опор, некоего плана сотрудничества с учителем.

2. Какие вопросы необходимо задавать учителю:

1) Как идут дела у моего ребенка? (О чем учитель скажет в первую очередь?)

2) Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны моего ребенка?

3) Соответствует ли подготовка моего ребенка требованиям? Если нет, чем можно ему помочь?

4) Есть ли у моего ребенка какие-то особые проблемы, о которых мне следовало бы знать?

5) Выполняет ли мой ребенок все задания вовремя? Если нет, что он пропустил на данный момент? Что еще не поздно доделать и сдать?

6) Переведут ли моего ребенка в следующий класс? Если с этим возникают сложности, какие дополнительные источники помощи доступны в школе? Вне школы в нашем районе?

3. Обязательно поговорите с учителями о том:

1) какие события пережили ваши дети, и как это на них повлияло;

2) как эти дети нуждаются в их педагогических умениях, мудрости, особом терпении и поддержке;

3) что трудное поведение ребенка связано не с желанием поиздеваться над учителем, а с его особым неврологическим и/или гормональным состоянием, делающим его уязвимым для стресса;

4) что приемные дети, чувствуя себя напуганными или провинившимися, демонстрируют чрезмерно бурные защитные реакции и часто не могут справиться со своими эмоциями, как это делает большинство детей их возраста. Им нужно помочь научиться регулировать свои эмоции и поведение, чтобы сосредоточиться на учебе;

5) необходимо учитывать, что некоторые задания могут быть болезненными для приемных детей. Особенно задания, которые подчеркивают их отличие от сверстников, требуют разглашения личной информации или предоставления информации, которой они (в отличие от одноклассников) не располагают. Например, автобиографические сочинения, просьба принести фотографии, сделанные в младенчестве или раннем детстве (для стенгазеты, классного альбома и др.), обсуждение семейной истории, рисование «генеалогического дерева» своей семьи, задания, связанные с темами по изучению генетики и наследственности.

Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий?

(памятка для родителей)

1) Посидите с ребенком первое время при выполнении заданий. Это для него очень важно.

2) Стремитесь к тому, чтобы приготовление уроков было для вас и вашего ребенка делом, не вызывающим злобу и раздражение. Сохраняйте его и ваше настроение. От того, насколько спокойными и уверенными будут родители, зависят будущие школьные успехи вашего ребенка.

3) В случае неправильного выполнения задания не спешите ругать ребенка. То, что вам кажется простым и понятным, для него может быть очень трудным.

4) Не заставляйте ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это может подорвать его интерес к школе и учению.

5) Если ребенок делает уроки в вашем присутствии, пусть сформулирует вам, что он собирается сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети могут не так понять задание, испытывать страх, что сделают неправильно.

6) Учите ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на задание.

7) У вашего ребенка не сформирована привычка приготовления уроков. Ее надо формировать спокойно, последовательно и терпеливо. Превратите ритуал начала выполнения уроков в игру, напоминайте о правилах работы. Постепенно приучайте ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

8) Оформите рабочее место ребенка, повесьте расписание, интересные пожелания, стихи. Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.



Предварительный просмотр:

Нормативные и методические

правовые документы

(выступление на заседании предметной кафедры учителей начальной школы)

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Начало обучения в школе – это один из самых серьезных моментов в жизни каждого ребенка. От того, в какой образовательной системе он окажется, каким будет его первый учитель, во многом зависит его успешность и самоактуализация личности в будущем. Процесс совершенствования профессионального мастерства включает не только перестройку и совершенствование знаний, умений и навыков учителя, но и совершенствование его личности. Значимость подобного подхода к проблеме повышения квалификации учителя начальных классов обусловлена, во-первых, повышенной ответственностью и сложностью задач, стоящих перед ним, а во-вторых, дефицитом научно обоснованных разработок эффективного воздействия на процесс становления профессионального мастерства учителя начальных классов.

Наметившиеся тенденции развития начального общего образования выявили проблемы, которые требуется решать уже сейчас. Одной из таких проблем является нормативно-правовая подготовка учителей начальной школы.

Сегодня ведущим в педагогической деятельности учителей начальных классов является умение создавать условия, в которых ребенок чувствует себя самостоятельным, способным принимать решения, осуществлять какой –либо выбор и быть за него ответственным. Усиление личностной направленности в процессе деятельности учителя заставляет по-иному оценивать его нормативно-правовую подготовку.

Переход на стандарты второго поколения – одно из самых важнейших направлений деятельности каждого образовательного учреждения. Реализуют новые стандарты те, кто сегодня работает в школе: директора, заместители директоров, учителя. Чтобы работа по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) прошла более плодотворно, необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы для приведения ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм разрабатывается самим образовательным учреждением и должен включать определенную последовательность действий в рамках всего учреждения, а не только начальной школы. Необходимо помнить, что проводимые изменения в начальном звене не могут в дальнейшем не отразиться на средней и старшей ступенях школы.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Нормативно-правовое обеспечение Федерального государственного образовательного стандарта предполагает использование документов, разработанных на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях.

Перечень документов:

  • Конституция Российской Федерации (ст.43).
  • Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании РФ»;

Статьи, на которые следует обратить внимание учителю:

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания

Статья 37. Организация питания обучающихся

Статья 40. Транспортное обеспечение

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Статья 49. Аттестация педагогических работников

Статья 54. Договор об образовании

Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.

Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования

  • Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
  • Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
  • Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 года № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».
  • Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2011 г. №448н "О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
  • Письмо Минобрнауки РФ от 25.02.2011 г. № 03-114 «О мониторинге ФГОС общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию...»

Перечень локальных актов, требующих корректировки в связи с введением и реализацией ФГОС

  1. Устав ОУ
  2. Положение об Управляющем Совете ОУ
  3. Положение о Педагогическом совете
  4. Положение о профессионально-педагогической этике современного учителя.
  5. Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся
  6. Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
  7. Положение о внутришкольном мониторинге системы оценки качества
  8. Положения о методическом объединении учителей
  9. Положение об учебном кабинете
  10. Положение о рабочей программе педагогов
  11. Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности

12. Положение об организации внеурочной деятельности

13. Положение об информационно-образовательной среде в ОУ

14. Положение о портфолио учащихся.

15. Положение о портфолио учителя.

16. Положение о совете родителей класса.

17.Положение о совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе.

18. Положение о постановке учащихся и семей на внутришкольный учет.

19. Положение о школьном уполномоченном по правам ребенка.

20. Положение о порядке учета и расследовании несчастного случая с несовершеннолетним.

21. Положение о школьной форме.

22. Положение об организации индивидуального обучения на дому.

23. Положение о классном руководителе.

24. Положение о ведении и проверке дневников.

25. Положение о ведении классных журналов.

26. Положение о порядке ведения ученических тетрадей и их проверке.

27. Положение об оплате труда педагогических работников

28. Положение о надбавках и доплатах работникам ОУ

29. Должностные инструкции работников: заместителей директора, учителя, педагога дополнительного образования, педагога-психолога, учителя-логопеда, классного руководителя, руководителя методического объединения, педагога-организатора.

30. Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения образовательных отношений между ОУ и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся

31. Правила внутреннего распорядка для обучающихся

32. Правила приёма обучающихся

33. Положение о режиме занятий обучающихся

34. Договор с родителями

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей.( Закон «Об образовании РФ» ст.30)

Другие документы

  1. Годовой календарный график
  2. Дополнительные трудовые соглашения с работниками ОУ, реализующими ФГОС НОО
  3. План работы школы
  4. План методической работы
  5. План работы методического объединения учителей начальных классов
  6. План-график повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации ФГОС
  7. Решение педагогического совета об:
  • утверждении рабочих программ;
  • утверждении должностных инструкций;
  • утверждении договора с родителями.
  1. Модель организации внеурочной деятельности
  2. План мероприятий по созданию материально-технических условий реализации ФГОС НОО
  3. Договор с учреждениями дополнительного образования
  4. Методические рекомендации для учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня, родителей первоклассников
  5. Проведение диагностического исследования по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся начальной ступени общего образования и запросов родителей (законных представителей) в рамках реализации ФГОС

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального и основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Законом «Об образовании в Российской Федерации»установлено, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования может утверждаться не реже одного раза в десять лет.

Рассмотрев Закон "Об образовании в Российской Федерации ", регламентирующий, в частности, и правовую подготовку учителей начальных классов, было установлено, что в Законе отражены практически все стороны практической деятельности учителей начальных классов:

  • общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование;
  • осуществление права на бесплатное образование;
  • обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы;
  • образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Федеральный базисный учебный план, индивидуальный учебный план, типовой учебный план для образовательных учреждений - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на изучение по ступеням общего образования. Анализ методических писем, рекомендаций к организации учебно-воспитательного процесса, обеспечения гигиенических требований в условиях обучения в начальной школе показал, что в типовом учебном плане начальной школы основной акцент делается на развитие не только познавательных способностей детей, но и на формирование прочных гигиенических навыков, обеспечение состояния здоровья учащихся. В современной начальной школе реализуются следующие направления работы, связанные с внедрением здоровье сберегающих образовательных технологий: медицинское обслуживание; физическое развитие учащихся; создание природосообразных, экологически оптимальных условий, формирование гармоничных взаимоотношений с природой, обеспечение безопасности жизнедеятельности.



Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках

и внеурочной деятельности

(выступление на заседании предметной кафедры учителей начальной школы)

Использование ИКТ на уроках и внеурочной деятельности

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

Итак, мы  видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже. 

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией,научить учиться - важная задача современной начальной школы.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Я включаю в процесс обучения ещё и аудио, и видео средства, для реализации не только принципа наглядности, но и значительному повышению интереса к учёбе.

Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, я продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на экран.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». 

При подготовке к урокам с использованием ИКТ уходит очень много времени для создания собственных презентаций. И я часто использую электронные ресурсы учебного назначения:

  1. ресурсы Интернет
  2. электронные энциклопедии.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно. 

Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны. 

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

  • повышению мотивации к учению,
  • повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
  • развитие наглядно-образного, информационного мышления,
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
  • повышению уровня комфортности обучения.

Систематическое использование ИКТ позволяет мне:

  • сделать учебный процесс доступным, интересным для детей, наглядно представить учебный материал;
  • повысить качество усвоения учебного материала;
  • повысить познавательную активность;
  • усилить образовательные эффекты;
  • осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • рационально использовать время учебного занятия;
  • оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.

Урок с использованием ИКТ становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ. Практически на любом школьном предмете и на любом этапе урока (для обозначения темы урока; в начале урока; как сопровождение объяснения учителя; для контроля учащихся) можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Я использую информационные технологии на всех этапах урока.

1. При объяснении нового материала.

2. Закреплении.

3. Повторении.

4. Контроле.

5. При проведении олимпиад.

6. Внеклассных занятий и др.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Внедрение информационных технологий в начальной школе осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций, видео- и аудио файлов, фотослайдов к урокам;
  • работа с ресурсами Интернет;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ.

    Все это
     позволяет говорить о повышении качества работы учителя.

В своей работе я постоянно использую презентации на уроках математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира и др. Используя сайты Интернета, я подбираю наглядный материал для своих уроков: картинки, фотографии, аудиофайлы, звуковые эффекты, видеофайлы, фильмы. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для меня являются опорой для объяснения нового материала, закрепления в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. В частности на уроках окружающего мира, математики, русского языка происходит развитие целостной системы знаний за счёт введения новых обобщающих понятий: объект, модель, понятие, термин и многих других.

Слайды, выведенные на экран телевизора,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребёнка. Использование анимации в слайдах позволяет мне дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из обучающихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

ИКТ позволяют показать, объяснить, научить, проанализировать, систематизировать, да просто – удивляться тому, что раньше мы показывали на пальцах.

Компьютер стал неотъемлемой частью моей работы. Я использую его и в подготовке к урокам, и для самообразования, и для обобщения опыта работы в электронном виде.

Современные технологии шагнули далеко вперёд, теперь не составляет большого труда найти в Интернете нужную информацию, скачать презентацию к уроку, обменяться опытом с коллегами по всей России.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

Но для внедрения ИКТ в учебную деятельность необходимо переоснащение кабинетов начальной школы. В каждом классе должен быть, как минимум один компьютер и интерактивная доска. Я уверенна, учителя начальных классов готовы использовать в своей работе современные технологии, но для этого им должны создать все необходимые условия. 

В заключение хочу сделать такой вывод: 
Педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это необходимость.