Городское методическое объединение учителей ОРКСЭ

Трунёва Оксана Адамовна

 

        Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был введён в школах по «Поручению Президента РФ» от 2 августа 2009 г. и «Распоряжению Правительства РФ» от 11 августа 2009 г.

        Первоначально курс  водился как экспериментальный с 1 апреля 2010 года. В 2010г. Он прошёл апробацию в 19 субъектах РФ.

        С 2012 года курс   включён     Министерством образования и науки РФ в школьную программу в качестве федерального компонента (34 часа)   В стандартах  нового поколения курс именуется«Основы        духовно-нравственной        культуры народов        России».

        Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия

 

        Курс является обязательным, но  модуль курса, выбирают родители или законные представители ребёнка.

XXV Международные Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия»

Конспект урока по ОРКСЭ "Паломничества и святыни"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждён

Руководитель методической службы

Управления образования

МО «город Северобайкальск»

__________________И.М.Понушкова

ПЛАН РАБОТЫ

ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ ОРКСЭ

на 2016-2017 учебный год

Тема городского методического объединения учителей ОРКСЭ: «Повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства в условиях обновления содержания образования, модернизации всех компонентов образовательного процесса»

Цель: организация методической поддержки повышения профессиональной компетентности, творческого роста и самореализации педагогов, направленной
на развитие научно-методического обеспечения и повышение качества преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» (далее - ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях города.
Задачи:
1. Организации совместной деятельности учителей курса ОРКСЭ, направленной на выявление методологических и методических особенностей
преподавания в соответствии с концепцией курса.
2. Трансляция и распространение опыта успешной педагогической деятельности.

3. Информационное и методическое сопровождение введения курса ОРКСЭ

Направление работы ГМО:

  • совершенствование педагогического мастерства учителя;
  • качественное методическое сопровождение образовательного процесса с целью совершенствования личностных, метапредметных, предметных результатов учащихся;
  • развитие интеллектуально-одарённых детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к учёбе.

  1. Информационное обеспечение. Работа с документами.

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Изучение методических рекомендаций учителям ОРКСЭ на 2016 - 2017 учебный год

август

Руководитель ГМО

2

Отчет об организации учебного курса ОРКСЭ

в течение года

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

3

Знакомство с новинками методической литературой.

в течение года

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

  1. Научно-методическая и экспериментальная работа.

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

ответственные

1

Основные направления модернизации учебного процесса: дальнейшее внедрение новых современных технологий,  позволяющих переосмыслить содержание урока  с целью формирования основных компетентностей  у  учащихся.

в течение года

Учителя ОРКСЭ

2

Участие учителей ГМО в муниципальных, региональных конкурсах.

в течение года

3

Участие в Региональных Рождественских чтениях

январь

Учителя ОРКСЭ

  1.  Диагностическое обеспечение. 

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Утверждение рабочих программ.

сентябрь

Руководитель ГМО

2

Проведение и анализ  анкетирования в начале и в конце года

сентябрь

май

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

  1.  Работа с обучающимися и родителями.

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Проведение анкетирования

сентябрь

май

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

2

Информирование родительской общественности о введении и реализации курса ОРКСЭ

в течение года

Учителя ОРКСЭ

3

Проведение родительских собраний для родителей учащихся 3 классов

апрель – май

Учителя ОРКСЭ

4

Участие городское мероприятие по ОРКСЭ по теме: «Роль матери в моей семье»

ноябрь

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ


№ п/п

Тема

Задачи

Дата

Место

проведения

Ответственный

1

Планирование работы на 2016-2017 учебный год

Утверждение рабочих программ  комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Входящее анкетирование  обучающихся по изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Анализ работы ГМО за 2015–2016 учебный год

Оказание методической поддержки педагогам, реализующим в образовательных учреждениях курс ОРКСЭ

сентябрь

МБОУ «Лицей № 6»

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

2

Сотрудничество с родителями как основа преподавания предмета «Основы религиозных  культур и светской этики».

Круглый стол по теме:  «Роль матери в моей семье»

Заинтересовать  родителей  в совместной работе по обучению учащихся курсу ОРКСЭ.

ноябрь

МБОУ «Лицей № 6»

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

Потанина С.Н.

3

Участие в Региональных Рождественских чтениях

Привлечь внимание общественности, государственных и церковных структур к духовному наследию российского народа, к истории, культуре, образованию, как мощным средствам объединения здоровых сил общества в укреплении традиционной семьи и российского государства.

2-3 ноября

Администрации муниципального образования «город Северобайкальск»

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

4

Семинар по теме: «Методические и содержательные особенности
преподавания курса ОРКСЭ».
 Методика работы с текстом и с иллюстративным материалом на уроках ОРКСЭ

Обмен опытом

апрель

МБОУ «Лицей № 6»

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

5

Проведение конкурса знатоков ОРКСЭ среди учащихся

Рост интеллектуального потенциала

апрель

МБОУ «СОШ №11»

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

Потанина С.Н.

6

Анкетирование  обучающихся, учителей  и родителей по итогам изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

май

Образовательные учреждения

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

7

Рефлексивный анализ результатов деятельности ГМО учителей ОРКСЭ за 2016-2017 учебный год

Подведение итогов работы городского методического объединения учителей ОРКСЭ.

май

МБОУ «Лицей № 6»

Руководитель ГМО

Примечание: План корректируется в течение года.




Предварительный просмотр:

Анализ работы городского методического объединения по ОРКСЭ

за 2016 – 2017 учебный год

от «17» мая 2017года

Тема городского методического объединения учителей ОРКСЭ: «Повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства в условиях обновления содержания образования, модернизации всех компонентов образовательного процесса»

Цель: организация методической поддержки повышения профессиональной компетентности, творческого роста и самореализации педагогов, направленной
на развитие научно-методического обеспечения и повышение качества преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» (далее - ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях города.
Задачи:
1. Организации совместной деятельности учителей курса ОРКСЭ, направленной на выявление методологических и методических особенностей преподавания в соответствии с концепцией курса.
2. Трансляция и распространение опыта успешной педагогической деятельности.

3. Информационное и методическое сопровождение введения курса ОРКСЭ

Для решения поставленных задач работа ГМО осуществлялась по следующим направлениям:

  • совершенствование педагогического мастерства учителя;
  • качественное методическое сопровождение образовательного процесса с целью совершенствования личностных, метапредметных, предметных результатов учащихся;
  • развитие интеллектуально-одарённых детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к учёбе.

Преподавательский состав учителей ОРКСЭ образовательных учреждений

г. Северобайкальск

Ф.И.О.

Образовательное учреждение

Специальность

Стаж работы по курсу ОРКСЭ

1

Трунёва Оксана Адамовна

МБОУ «Лицей № 6»

учитель начальных классов

4

2

Миткеева Ольга Петровна

МАОУ «СОШ № 3»

учитель начальных классов

2

3

Трясина Любовь Георгиевна

МБОУ «Гимназия № 5»

учитель начальных классов

1

4

Матрёнина Антонина Ивановна

МБОУ «Гимназия № 5»

учитель начальных классов

1

5

Ткаченко Оксана Юрьевна

МБОУ «Гимназия № 5»

учитель истории

5

6

Манькова Татьяна Иннокентьевна

МБОУ «СОШ № 1»

учитель начальных классов

5

7

Шелкунова Наталья Викторовна

МБОУ «СОШ № 1»

учитель начальных классов

1

7

Дмитриева Екатерина Юрьевна

МБОУ «СОШ № 11»

учитель начальных классов

0,5

В 2016-2017 учебном году преподавание ОРКСЭ  велось в соответствии с нормативными документами федерального, регионального  и муниципального уровней.

Каждым педагогом были подготовлены рабочие программы по ОРКСЭ, где в пояснительной записке отражены особенности преподавания  данного курса в той или иной школе.

Выбор модулей был сделан с письменного согласия родителей (законных представителей).

В 4 школах был выбран модуль «Основы светской этики»

МБОУ «СОШ  № 11»

МБОУ «Гимназия № 5»

МБОУ «СОШ  № 1»

МАОУ «СОШ № 3»

МБОУ «Лицей № 6» - выбран   модуль «Основы мировых религиозных культур»

 В сентябре месяце проводилось  анкетирование среди учеников 4 классов.

Класс

Кол-во

уч-ся

1

2

3

4

5

Какой модуль нового предмета ОРКСЭ ты выбрал?

По какой причине выбрали данный мо-дуль?

В какой мере интересно изучать выбранный модуль?

Достаточно ли времени на изучение выбранного модуля?

Предмет ОРКСЭ надо изучать

не интересно

можно послушать

очень интересно

да

нет

затрудняюсь

ответить

с 4 класса

с 1 класса

в старших классах

не надо изучать

4

212

212

6

50

92

110

39

97

114

65

2

9

100%

3%

24%

43%

52%

18%

46%

54%

31%

1%

4%

На вопрос № 2 большинство учащихся ответили, что выбрали родители, 4 ученика ответили, что советовались родители с ними; 39 учеников ответили, что узнали от учителя.

Учителя МБОУ «Гимназия № 5» Трясина Л.Г., Ткаченко О.Ю., МАОУ «СОШ № 3» Миткеева О.П. анализ анкет не предоставили.

В мае проведено анкетирование по итогам работы по выбранным модулям.

Анкета

  1. На уроках ОРКСЭ мне было интересно

      А) да

Б) нет.  Почему?

  1. Понятен ли тебе текст учебника? Если нет, что именно
  2. Хотелось ли тебе изучать данный предмет дальше?

Образовательное учреждение

Количество учащихся

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

да

нет

понятен

не всё

да

нет

МБОУ «СОШ №11»

92

92

-

92

-

92

-

МБОУ «Гимназия № 5»

Матрёнина А.И.

27

26

1(не очень)

27

-

24

3

МБОУ «Гимназия № 5»

Трясина Л.Г.

30

30

-

30

-

30

-

МБОУ «СОШ № 1»

Манькова Т.И., Шелкунова Н.В.

37

37

-

36

1

36

1

МАОУ «СОШ № 3»

Миткеева О.П.

27

23

4

19

8

13

14

МБОУ «Лицей № 6»

Трунёва О.А.

56

47

9( не очень)

44

12

39

17

269

255

14

248

21

234

35

95%

5%

92%

8%

87%

13%

Модуль «Основы светской этики»

Вопрос 1

 Нравится, потому что:

  • интересно ведет урок учитель;
  • много примеров из нашей жизни;
  • интересные презентации;
  • много интересных историй;
  • много игровых моментов;
  • выполняли проекты;
  • рефлексия.

Вопрос 2

  • большой объём текстов для пересказа;
  • много трудных слов, фамилий.

Вопрос 3

Предмет нужно изучать дальше, потому что:

  • очень интересно;
  • часто хвалят;
  • правила этикета пригодятся в будущем;
  • любимый предмет.

Не нужно изучать дальше этот предмет, потому что:

  • будут другие предметы

МБОУ «Лицей № 6»

Вопрос 1

Нравится, потому что:

  • интересно ведет урок учитель;
  • интересно узнавать о религиях;
  • интересные презентации;
  • самый интересный урок.

Не очень нравится, потому что:

  • этот предмет не обязательно изучать;
  • это мне не пригодится в жизни;
  • не хочу изучать другие религии;
  • мне не интересна религия.

Вопрос 2

  • не понятны термины, трудно запомнить определения

Вопрос 3

Не нужно изучать дальше этот предмет, потому что:

  • мне не очень интересно, нет желания;
  • надо было начинать с 1 класса;
  • будут новые предметы для изучения;

 Предмет нужно изучать дальше, потому что:

  • очень интересно;
  • мне пригодится в будущем;
  • мы стали добрее;
  • больше узнать о религиях.

Из анкет  родителей можно сделать вывод, что большинство из них относятся к преподаванию предмета положительно.

Этот курс, по их мнению, формирует уважительное отношение к природе, родителям, старикам и инвалидам,  воспитывает трудолюбие, внимательное отношение к своему здоровью, способствует общему и духовно - нравственному развитию детей, расширению кругозора, приобщению ребёнка к истории и культуре своего народа.

 В 2016-2017 учебном году состоялось  4 заседания.

Тема 1 заседания:  «Планирование работы на 2016-2017 учебный год»

Тема 2 заседания: «Особенности преподавания курса ОРКСЭ »

Тема 3 заседания: «Международные Рождественские  образовательные чтения»

Тема 4 заседания: «Рефлексивный анализ результатов деятельности ГМО учителей ОРКСЭ»

Вопросы, рассматриваемые на заседании РМО:

  1.  Нормативно-правовая база по предмету ОРКСЭ и возможности ее реализации.

2.  Утверждение плана работы РМО преподавателей ОРКСЭ

      3. Особенности составления рабочих программ по    предмету ОРКСЭ

      4. Работа с родителями в рамках преподавания  предмета   ОРКСЭ

      5. XXV  Международные Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия»

     6. Оценка результативности изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Городского семинара по теме: «XXV Международные Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия»» 2-3 ноября МБОУ «Лицей № 6»

Руководитель секции: Трунёва О.А.

  1. Актуальные вопросы преподавания православной культуры в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур» . Трунёва О.А., учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 6»
  2. Раскрытие моральных норм на занятиях по курсу ОРКСЭ модуля «Основы светской этики». Романова Е. С., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 11»
  3. Роль семьи в духовно- нравственном  воспитании. Манькова Т. И., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 1»
  4. Духовно-нравственное воспитание  через культурные традиции народов России. Миткеева О.П., учитель начальных классов МАУО «СОШ № 3»
  5. Толерантность как ценность современного образования школьников. Пашинская Н.П., Трясина Л.Г., Матрёнина А.И., Прудникова Т.В., учителя начальных классов МБОУ «Гимназия № 5»
  6. Для публикации сборника по курсу ОРКСЭ были предоставлены работы учителей:

Трунёва О.А. – МБОУ «Лицей № 6»

Романова Е.С. – МБОУ «СОШ № 11»

Манькова Т.И. – МБОУ «СОШ № 1»

Миткеева О.П. – МАОУ «СОШ № 3»

Пашинская Н.П.  - МБОУ « Гимназия № 5»

Прудникова Т.В. - МБОУ « Гимназия № 5»

Учащиеся приняли участие в конкурсе детских рисунков «БАМ – моя малая Родина»

Сотрудничество с родителями

Круглый стол по теме: Роль матери в семье в традиционных религиях России»

26 ноября 2016 г МБОУ «Лицей № 6»

Ответственный: Трунёва О.А.

Школа

Ф.И.О.

Ф.И.

Религия

Лицей № 6

Шулунова Анастасия Дамбаевна

Шулунова Яна, 4б

Буддизм

СОШ № 11

Дианова Евгения Константиновна

Каранова Елизавета, 4а

Православие

Кондратьева Наталья Вячеславовна

Редина Юлиана, 4в

СОШ № 1

Левковицкая София Владимировна

Левковицкая Карина, 4б

Православие

Нефёдова Елена Владимировна

Нефёдова Екатерина, 4а

Колпоченко Виктория Владимировна

Колпоченко Екатерина, 4 а

Лицей № 6

Авагян Лусине Максимовна

Карапетян Эмма, 4а

Православие

Не принимали участие МБОУ «Гимназия № 5», МАОУ «СОШ № 3»

Распространение  педагогического опыта

Публикации:

МБОУ «Лицей № 6» - Трунёва О.А. Статьи, фотографии  на сайтах:

http://nsportal.ru/trunyova-oksana-adamovna 

http://лига6.рф/index.php/obsuzhdeniya/63-bukvennye-vyrazheniya-zakreplenie 

Выступления:

МБОУ «СОШ  № 1» Манькова Т.И. (Модуль: Основы светской этики) – школьный уровень.

Доклад « Методы, формы работы на уроках ОРКСЭ»

Открытые уроки, внеклассные мероприятия:

МБОУ «СОШ  № 1» Манькова Т.И. (Модуль: Основы светской этики) – муниципальный уровень.

Тема: Достойно жить среди людей.

Манькова Т.И. разработала конспект урока «Правила вежливого поведения в транспорте» для учителя Неклеевовой И.В.

Манькова Т.И. разработала сценарий, провела внеклассное мероприятие: праздник «Здравствуй, Весна!»

Были раскрыты обычаи, приметы, встречи весны.

Уроки ОРКСЭ - безотметочные. Учителя словесно поощряют понимание обучающимися темы урока, активное участие в уроке, совместную с родителями деятельность по выполнению домашней работы, создание творческих проектов, рисунков, чтение дополнительной литературы и другое.

Учителем МБОУ «Лицей № 6» Трунёвой О.А. используется рейтинговая система оценивания

( накопление баллов по четвертям).

Проектная деятельность:

  • составление мини-проектов для обобщающих уроков.

По мнению учителей, введение курса ОРКСЭ в содержание обучения и воспитания повышает эффективность воспитательного процесса.

Через предмет создаются условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе. Курс помогает учащимся стать образованными, толерантными людьми, развивает их творческие способности.

 Под влиянием курса у детей формируются нравственные установки на поведение в определенных ситуациях. Одним из положительных моментов введения курса ОРКСЭ является то, что изучение мировых религиозных культур привело к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи.

Особый интерес представляет тесная взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета, работа с родителями, семьей ребенка. Сильной стороной курса является использование современных интерактивных методик, которые в свою очередь повышают эффективность внедрения курса в учебный процесс и его результативность

Но есть  факторы, которые отрицательно  влияют на деятельность работы ГМО:

 - ежегодное обновление состава учителей ОРКСЭ


В этом году
не провели:

  • семинар по теме «Методические и содержательные особенности преподавания курса ОРКСЭ»;
  • конкурс знатоков ОРКСЭ среди учащихся.

Что необходимо изменить в деятельности:

 - привлекать новых педагогов к участию в семинарах, мастер-классах - больше проводить практических семинаров.

Какая поддержка необходима ГМО (руководителю ) со стороны методической службы:

 - помощь в создании собственного сайта для учителей  г. Северобайкальск

Самооценка эффективности деятельности работы ГМО:

- удовлетворительная

Задачи ГМО на следующий учебный год

 1.Повышение мотивации учащихся к изучению ОРКСЭ:

  • тестовые задания;
  • конкурсы.

2.Повышение профессионального уровня педагогов:

• изучение нормативной и правовой документации по вопросам образования, в том числе духовно-нравственного содержания;

• создание условий для профессионального, культурного и творческого роста педагогов (семинары, открытые уроки, обобщение передового педагогического опыта);

•  освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по предмету;

• продолжить организацию внешкольной работы с обучающимися по предмету;

• создание базы данных о педагогах курса ОРКСЭ на собственном сайте;

• продолжить организацию и проведение конкурсов, конференций, чтений и других видов совместной работы педагогами с учениками и родителями.

Руководитель ГМО: Трунёва О.А.



Предварительный просмотр:

Утверждён

Руководитель методической службы

Управления образования

МО «город Северобайкальск»

__________________ Понушкова И.М.

ПЛАН РАБОТЫ

ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ ОРКСЭ

на 2017-2018 учебный год

Руководитель ГМО:

Трунёва

Оксана Адамовна

г. Северобайкальск

2017-2018 учебный год


Тема городского методического объединения учителей ОРКСЭ: «Повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства в условиях обновления содержания образования, модернизации всех компонентов образовательного процесса»

Задачи:

1.Повышение мотивации учащихся к изучению ОРКСЭ:

  • тестовые задания по полугодиям

2.Повышение профессионального уровня педагогов:

• изучение нормативной и правовой документации по вопросам образования, в том числе духовно-нравственного содержания;

• создание условий для профессионального, культурного и творческого роста педагогов (семинары, открытые уроки, обобщение передового педагогического опыта);

•  освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по предмету;

• продолжить организацию внешкольной работы с обучающимися по предмету;

• продолжить организацию и проведение конкурсов, конференций, чтений и других видов совместной работы педагогами с учениками и родителями.

Направление работы ГМО:

  • совершенствование педагогического мастерства учителя;
  • качественное методическое сопровождение образовательного процесса с целью совершенствования личностных, метапредметных, предметных результатов учащихся;
  • развитие интеллектуально-одарённых детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к учёбе.

  1. Информационное обеспечение. Работа с документами.

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Изучение методических рекомендаций учителям ОРКСЭ на 2017 - 2018 учебный год

август

Руководитель ГМО

2

Отчет об организации учебного курса ОРКСЭ

в течение года

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

3

Знакомство с новинками методической литературой.

в течение года

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

  1. Научно-методическая и экспериментальная работа.

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

ответственные

1

Основные направления модернизации учебного процесса: дальнейшее внедрение новых современных технологий,  позволяющих переосмыслить содержание урока  с целью формирования основных компетентностей  у  учащихся.

в течение года

Учителя ОРКСЭ

2

Участие учителей ГМО в муниципальных, региональных конкурсах.

в течение года

3

Участие в Региональных Рождественских чтениях

Учителя ОРКСЭ

  1.  Диагностическое обеспечение. 

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Утверждение рабочих программ.

сентябрь

Руководитель ГМО

2

Проведение и анализ  анкетирования в начале и в конце года

сентябрь

май

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

3

Проведение тестирования по предмету  ОРКСЭ

декабрь

май

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

  1.  Работа с обучающимися и родителями.

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Проведение анкетирования

сентябрь

май

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

2

Информирование родительской общественности о введении и реализации курса ОРКСЭ

в течение года

Учителя ОРКСЭ

3

Проведение родительских собраний для родителей учащихся 3 классов

апрель – май

Учителя ОРКСЭ

4

Участие городское мероприятие по ОРКСЭ по теме: «Роль матери в моей семье»

ноябрь

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ


№ п/п

Тема

Задачи

Дата

Место

проведения

Ответственный

1

Планирование работы на 2017-2018 учебный год

Утверждение рабочих программ  комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Входящее анкетирование  обучающихся по изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Оказание методической поддержки педагогам, реализующим в образовательных учреждениях курс ОРКСЭ

август

сентябрь

МБОУ «Лицей № 6»

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

2

Сотрудничество с родителями как основа преподавания предмета «Основы религиозных  культур и светской этики».

Круглый стол по теме:  «Семейные традиции и праздники»

Заинтересовать  родителей  в совместной работе по обучению учащихся курсу ОРКСЭ.

ноябрь

МБОУ «Гимназия № 5»

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

3

Участие в Международных Рождественских образовательных чтениях

Привлечь внимание общественности, государственных и церковных структур к духовному наследию российского народа, к истории, культуре, образованию, как мощным средствам объединения здоровых сил общества в укреплении традиционной семьи и российского государства.

Администрации муниципального образования «город Северобайкальск»

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

4

Проведение тестирования по предмету  ОРКСЭ

Рост интеллектуального потенциала

декабрь

май

Образовательные учреждения

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

5

Анкетирование  обучающихся, учителей  и родителей по итогам изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

май

Образовательные учреждения

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

6

Рефлексивный анализ результатов деятельности ГМО учителей ОРКСЭ за 2018-2019 учебный год

Подведение итогов работы городского методического объединения учителей ОРКСЭ.

май

МБОУ «Лицей № 6»

Руководитель ГМО

В конце года будут представлены следующие результаты:

  • анкетирование в начале и конце года
  • тестирование по предмету  ОРКСЭ по полугодиям

Примечание

 План корректируется в течение года.



Предварительный просмотр:

 

Практико – ориентированный семинар

«Роль матери в традиционных религиях»

Программа проведения

I. Теоретическая часть

1.

Вступление

Прудникова Т.В., руководитель ГМО начальных классов.

2.

Доклад «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребёнка»

Трясина Л.Г., руководитель ШМО МБОУ «Гимназия № 5»

3

Доклад «Роль матери в традиционных религиях»

Трунёва О. А., руководитель  ГМО учителей  ОРКСЭ

II. Практическая часть

1.

Мероприятие «Мама… Как много значит это слово»

Шадрина Т. И.

Чеглакова О.В.

Алексеенко Н.А.

Дырбеева Г.Б.

Трясина Л.Г.

Прудникова Т.В.

2.

Брек - кофе

Положение о мероприятии

 «Мама…  Как много значит это слово!»

1. Задачи:

  • повышение роли семьи в воспитании подрастающего поколения;
  • воспитание чувства любви и уважения к матери;
  • сохранение и развитие традиций в современной семье.

2. Место проведения:  МБОУ «Гимназия № 5», библиотека.

3. Дата и время проведения: 25 ноября 2017г., 10.00.         

4. Участники:

  • Представители методического кабинета ГУО;
  • Учителя ОУ города:
  • Семьи разных национальностей.

5. Условия проведения:

Каждое образовательное учреждение представляет одну  семью  учащегося (учащейся) 1 - 4 классов.

 Подготовительные мероприятия:

1. «Ода женщине - матери»  (Представляет в любой интересной форме -  папа)

2. «Семейное традиционное блюдо» (Представляет в любой форме -  мама)

3. «Что в имени твоём?» (Значение имени мамы раскрывает в любой форме ребёнок.  Могут вместе все члены семьи)

        

6. Награждение участников

 Каждая семья получает благодарность и памятный подарок

 



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аналитическая справка по курсу ОРКСЭ 2017-2018 учебный год Руководитель ОРКСЭ: Трунёва О.А.

Слайд 2

Модуль: «Основы светской этики»

Слайд 4

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»



Предварительный просмотр:

Администрация г. Северобайкальск

Северобайкальская епархия Русской Православной Церкви

Управление образования г. Северобайкальск

Отдел культуры г. Северобайкальск

Министерство Юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет»

ФГБОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений МИД РФ»

ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры»

XXV Международные Рождественские образовательные чтения

«1917-2017: уроки столетия»

Региональный этап. 2-3 ноября 2016 года

Пленарное заседание регионального этапа

Дата проведения – 02.11.2016 г.

Время проведения мероприятия – 10:00 – 12:00

Регламент: 10-15 минут

Место  проведения – актовый зал Администрации г. Северобайкальск

Ответственный: Чалый Дмитрий Васильевич,  руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Северобайкальской епархии

План работы:

  1. Приветственное слово епископа Северобайкальского и Сосново-Озерского Николая.
  2. Приветственное слово председателя Северобайкальского городского Совета депутатов Усынина Олега Федоровича.
  3. Приветственное слово главы местной религиозной организации буддистов Северобайкальского дацана Дымшеева Гомбожап Ламы.
  4. Актуальные вопросы правовых основ деятельности НКО. Жамбалова Альбина Ивановна,начальник отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия
  5. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по реализации мероприятий в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений и развитию гражданского общества. Рандина Надежда Иннокентьевна, заместитель главы администрации по социальным вопросам г. Северобайкальск.
  6. Духовно-нравственное воспитание обучающихся. Платонова Галина Петровна, начальник управления образования г. Северобайкальск.
  7. Новые исторические факты о православной церкви на Севере Бурятии (по архивным материалам). Митыпова Гунсема Сандаковна, д.и.н., заведующая кафедрой религиоведения и теологии БГУ.
  8. Награждение участников конкурса детских рисунков «БАМ – моя малая Родина».

Открытие книжной выставки «Моя малая Родина – вчера, сегодня, завтра»

Дата проведения – 02.11.2016 г.

Время проведения мероприятия – 13:00 – 13:40

Место  проведения – МАУК «Централизованная библиотечная система»

Ответственные: Цыбикова Ирина Баировна, директор библиотеки; Потанина Светлана Николаевна, директор воскресной школы

Секция: «Моя история на БАМе – ветераны и современники нашего времени»

Дата проведения – 02.11.2016 г.

Время проведения мероприятия – 13:00 – 16:00

Регламент: 7-10 минут

Место  проведения – музей истории БАМ

Ответственные: Зубарева Светлана Геннадьевна, начальник Отдела культуры г. Северобайкальск

13.00 - 13.45 – экскурсия в музее истории БАМ, знакомство с виртуальным музеем на базе сенсорного киоска

Программа работы секции:

Тема выступления

Ответственные

1

Духовно – нравственная роль сферы культура в строительстве БАМ

Акимова С.И., редактор газеты «Северный Байкал», журналист, заслуженный работник культуры РБ

2

Первая библиотека в Северобайкальске

Литвина Р.К., директор библиотеки Северобайкальского центра культуры ВСЖД, ветеран труда

3

Моя история БАМ

Цыренова Е.М., первый сотрудник библиотеки Дорпрофсожа, ветеран труда

4

История БАМ в стихах

ветеран БАМ Чеплыгин Альберт Иванович

5

Рождение БАМа

председатель совета ветеранов БАМ Цивилев Василий Иннокентьевич

6

Летописец БАМа. Памяти Островского Владимира Васильевича посвящается

Алексей Тернов ученик 7 А класса МБОУ СОШ № 11

Результативная часть

Итоги секции

Секция: «Основы православной культуры

в программе школьного курса  ОРКСЭ»

Дата проведения – 02.11.2016 г.

Время проведения мероприятия – 14:00 – 16:00

Регламент: 7-10 минут

Место  проведения – МБОУ «Лицей №6»

Ответственные: Трунёва Оксана Адамовна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 6»; Чалый Дмитрий Васильевич,  руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Северобайкальской епархии

Программа работы секции:

Тема выступления

Ответственные

1

Актуальные вопросы преподавания православной культуры в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур»  

Трунёва Оксана Адамовна учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 6»

2

Раскрытие моральных норм на занятиях по курсу ОРКСЭ модуля «Основы светской этики»

Романова Елена Станиславовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 11»

3

Роль семьи в духовно- нравственном  воспитании.

Манькова Татьяна Иннокентьевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 1»

4

Духовно-нравственное воспитание  через культурные традиции народов России.

Миткеева Ольга Петровна

учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 3»

5

Формирование толерантности у младших школьников в урочной деятельности

Пашинская Наталья Павловна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 5»

6

Толерантность как ценность современного образования школьников

Трясина Любовь Георгиевна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 5»

7

Что такое толерантность?

Прудникова Татьяна Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 5»

Результативная часть

Итоги секции

Секция: «Духовно-нравственное воспитание  в дошкольных

учреждениях муниципального образования»

Дата проведения – 02.11.2016 г.

Время проведения мероприятия – 14:00 – 16:00

Регламент: 7-10 минут

Место  проведения – МБДОУ детский сад «Золотой ключик»

Ответственные: Базарова Галина Ямпиловна, ведущий методист Управления образования; Потанина Светлана Николаевна, директор Воскресной школы

Программа работы секции:

Тема выступления

Ответственные

1

Нормативная база по духовно-нравственному воспитанию в муниципальных учреждениях

Митыпова Гунсема Сандаковна, д.и.н., заведующая кафедрой религиоведения и теологии БГУ

2

Роль художественной литературы в духовно-нравственном развитии дошкольников

Потанина Светлана Николаевна директор Воскресной школы, религиовед преподаватель

3

Православные традиции в воспитании детей

Бутакова Наталья Валерьевна, методист

УДОУ Детский сад № 230  «Аюна»

4

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского и бурятского народов

Донец С.Л. МАДОУ СЦРР ДС «Теремок»

5

Духовно-нравственное воспитание дошкольников   в условиях эмоционального взаимодействия педагогов, детей и родителей

Олийник Ирина Николаевна, заместитель директора по ВМР  в МАДОУ СЦРР ДС «Золотой ключик»;  Митрофанова Татьяна МАДОУ СЦРР ДС «Золотой ключик»

6

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Рыбалова  Анастасия  Ивановна, старший воспитатель МБДОУ детский сад  «Брусничка»

7

Духовно-нравственное воспитании детей дошкольного возраста на традициях бурятского народа

Емельяненко Елена Александровна, старший воспитатель, МБДОУ ясли-сад  «Подснежник»

8

Духовно – нравственное  воспитание дошкольников через музейную педагогику

Зайцева Татьяна Васильевна, заведующая МБДОУ детский сад комбинированного вида  «Серебряное копытце»  

Результативная часть

Итоги секции

Секция: «Экологическое воспитание и позиция Православной Церкви

в вопросе «природа и человек»

Дата проведения – 02.11.2016 г.

Время проведения мероприятия – 14:00 – 16:00

Регламент: 10 - 15 минут

Место  проведения – МБОУ ДО «ШТЭО»

Ответственные: Филиппов Тимофей Викторович, директор  МБОУ ДО «ШТЭО»; священник Георгий (Мкртчян)

Программа работы секции:

Тема выступления

Ответственные

1

Современное состояние Байкала – взгляд православного христианина

Березовская Анжела Викторовна

ответственный секретарь газеты "Северный Байкал", Член Союза журналистов

2

Очистка воды в походных условиях в рамках темы «Основы экологического воспитания детей в раннем и младшем школьном возрасте

Горященко Виктория, учащаяся МБОУ ДО «ШТЭО»

3

Экологические акции как способ экологического воспитания детей

Бекленищева Мария Романовна, педагог МБОУ ДО «ШТЭО»

4

Проблемы экологии в рамках города Северобайкальск

Соловьев Александр,учащийся МБОУ ДО «ШТЭО»

5

Основы экологического воспитания детей в раннем и младшем школьном возрасте

Коковина Наталья Сергеевна – педагог МБОУ ДО «ШТЭО»

6

Проблемы экологии в рамках города Северобайкальск

Крючкова Екатерина – МБОУ ДО «ШТЭО»

Результативная часть

Итоги секции

Секция: «Правовые основы деятельности религиозных организаций»

Дата проведения – 02.11.2016 г.

Время проведения мероприятия – 14:00 – 16:00

Регламент: 7-10 минут

Место  проведения – Администрации г. Северобайкальск, кабинет №108

Ответственные: священник Андрей  Широких, руководитель Миссионерского отдела Северобайкальской епархии

Программа работы секции:

Тема выступления

Ответственные

1

Правовые основы деятельности религиозных организаций

Жамбалова Альбина Ивановна,

начальник отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия

2

Закон о миссионерской деятельности в реалиях Северобайкальской епархии

Священник Андрей Широких, благочинный Северобайкальского благочиния, руководитель миссионерского отдела Северобайкальской епархии

Результативная часть

Итоги секции

Подведение итогов регионального этапа

XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Дата проведения – 03.11.2016 г.

Время проведения мероприятия – 10:00 – 12:00

Регламент: 5-7 минут

Место  проведения – Администрации г. Северобайкальск, кабинет №108

  1. Выступление руководителей секций.
  2. Принятие итоговой резолюции регионального этапа  XXV Международных Рождественских образовательных чтений .


Предварительный просмотр:

Трунёва Оксана Адамовна учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 6»

г. Северобайкальск.

Эл. адрес:  oks9253@yandex.ru

Сот. телефон: 924-396-22-83

Адрес: пр-т 60 лет СССР д.4 кв.110, г. Северобайкальск, Респ. Бурятия

            671700

Форма выступления: очная

Название статьи:

Актуальные вопросы преподавания православной культуры в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур»

Аннотация.

      Статья посвящена вопросам преподавания православной культуры в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур»

Раскрывается цель курса «Основы религиозных культур и светской этики», и какие модули выбрали школы города. Предоставлена аналитическая справка по анкетированию среди учеников 4 классов.  Обращается внимание на изучение четырёх общих тематических блоков. Через анализ программы модуля «Основы мировых религиозных культур» раскрываются вопросы и основные понятия  по православной культуре. 

Актуальные вопросы преподавания православной культуры в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур»

    Несколько лет назад в некоторых школах в расписании появилась аббревиатура – ОРКСЭ. Сегодня она используется постоянно. Данный курс  включён в новые образовательные стандарты (ФГОС). И сегодняшние четвероклассники обязаны изучать данный предмет.

Скажите, с какими словами у вас ассоциируется  аббревиатура – ОРКСЭ?

А я раскрою через  синквейн (пятистишье):

Модуль

Нравственный, полезный.

Учит, наставляет, помогает.

Требует большой подготовки .

Внутренний мир.

      О душевной красоте…
У красоты так много проявлений…
Она везде, она царит во всём!
Уверен! –  жизнь грядущих поколений
Душевной красотой от зла спасём!

В душевной красоте любовь такая,
Которой нет светлее и сильней!
Она свободно в мысли проникая,
Приносит красоту чудесных дней!

И красотою вечность заполняя,
Текут в любви её земные дни!
Достоинства и чести не роняя,
Храни её, душа моя – храни!..

                                         Владимир Какаулин

В своей педагогической практике наблюдаю, что у многих детей возникают проблемы в общении. Трудно ребятам высказывать своё мнение, разобраться в своём внутреннем мире. Нет мотивации к осознанному нравственному поведению. Поэтому, духовно-нравственное воспитания школьников актуальна.  Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации во всех субъектах Российской Федерации проводится система мероприятий внедрения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»

   Основной целью данного курса является – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов России, уважении к ним, толерантности к различным культурам. Курс играет важную роль в расширении образовательного кругозора учащихся в формировании порядочного, честного, достойного гражданина России. Развитие учащихся происходит через потребности, традиции с учетом приоритетов взращенных в семье каждого.

    В  городе  Северобайкальск  5  образовательных учреждений. Ежегодно в апреле  месяце проводится анкетирование родителей учащихся третьих классов по их запросу с перспективой на выбор модуля ОРКСЭ.

 В 4 школах был выбран модуль «Основы светской этики»

МБОУ «СОШ  № 11»

МБОУ «Гимназия № 5»

МБОУ «СОШ  № 1»

МАОУ «СОШ № 3»

МБОУ «Лицей № 6» - выбран   модуль «Основы мировых религиозных культур»

В сентябре месяце проводится анкетирование среди учеников 4 классов. Среди задаваемых вопросов, были и такие:

1. В какой мере тебе интересно изучать выбранный предмет (модуль)?

совсем не интересно                 можно послушать          очень интересно                                                                                    

2. Достаточно ли, по твоему мнению, времени выделено на изучение модуля?

Да                                          нет                                      затрудняюсь ответить

3.Считаешь ли ты, что предмет ОРКСЭ надо обязательно изучать всем именно в 4 классе?

Да                          Надо  начинать изучать с 1 класса             Не надо изучать

   В этом учебном году большинство учащихся ответили, что интересно изучать выбранный модуль. Модуль «Основы светской этики» учащиеся хотят изучать с 4 класса, но можно начинать и с 1 класса.  Модуль « Основы мировых религиозных культур»  - с 4 класса, но можно и раньше ( 2,3 классов)

     Все модули нового курса соединяются 4 общими тематическими блоками:

1)  Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.);

2)  Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.).

3)  Традиционные религии и этика в России (13 ч.);

4)  Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).

      Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур», в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе.
Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять,
зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки.

Остановлюсь более подробно, как раскрываются  вопросы преподавания  по православной культуре  в рамках  модуля « Основы мировых религиозных культур»

Название темы

Основные вопросы и понятия

1

Культура и религия

Что такое религия и культура и как они между собой связаны? Какие бывают религии? Какое место в православии занимает ритуал?

2

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Кто такой Иисус Христос и почему он учил людей?

Что случилось после смерти Иисуса и как начало распространяться христианство.

3

Священные книги религий мира

Когда впервые появились священные тексты и как они назывались?

Веды – тексты из 4 частей и содержат сказания о сотворении мира и главных божествах, древние гимны богам, описание ритуалов индуизма.

Священные книги христианства.

Библия – Священное писание, потому что христиане включили в него рассказы о жизни Иисуса и его учеников.  Христиане стали называть эту часть Библии Новым Заветом.

Новый Завет:

- Евангелия

- Деяние апостолов

- Послание апостолов

- Апокалипсис

4

Хранители предания в религиях мира

Что такое иерархия в христианской церкви?

Иерархия 

епископ

священник

диакон

5

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Основные понятия: добро, зло, грех, грехопадение, покаяние, возмездие.

Притча «О блудном сыне»

6

Человек в религиозных традициях

Что такое молитва?

Молитва – это естественный путь для общения с Богом. Это потребность, а не обязанность.

Важная часть жизни  - это чтение Библии и Евангелия.

Что такое таинства?

Таинство Крещения и Евхаристия.

7

Священные сооружения

Православные храмы . Внешнее и внутреннее строение храма.

Понятия: алтарь, иконостас, икона,  фреска.

8

Искусство в религиозной культуре

Музыка – самый понятный всеобщий язык, она идет от сердца к сердцу. Иоганн Себастьян Бах и Петр Ильич Чайковский, например, принадлежали к разным христианским церквам, но их сочинения объединяют людей и возвышают мысли и чувства. Музыкальные образы не только вызывают встречные эмоции, но и объясняют философию различных религий.

Понятие иконы.

9

История религий в России

Православное христианство в истории России.

Первые школы( братья Кирилл и Мефодий)

Митрополит Алексей.

Святой Сергий Радонежский

Троице-Сергиев монастырь

Работа Земских соборов

Книгопечатник Иван Фёдоров

Реформы в Русской церкви

Государственный орган - Синод

10

Паломничества и святыни

Паломничество – путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.

Захоронение Иисуса Христа – Гроб Господень в Иерусалиме.  Сам город Иерусалим, Вифлеем и др. места: Гробница Богородицы

 Гефсиманский сад. 

До наших дней сохранилась лишь часть сада библейских времен. В саду находится также Гефсиманский грот, в котором молился Христос.

 Вся эта территория носит название Святой земли.

Тульской области  есть всемирно известные места паломничеств. Одно из них – село Себино, где находились мощи святой Матроны Московской, в 1998 году мощи перенесены в Покровский монастырь.

Храм Христа Спасителя – это храм-памятник победе в Отечественной войне 1812года построен в 1837–82г. В 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994–1997 годах. Храм – крупнейший в Русской Церкви.

Покровский женский монастырь у Покровской заставы – одна из достопримечательностей града Москвы. С 1998 года в обители почивают мощи всероссийской святой – блаженной старицы Матроны Московской. Поклониться святыне ежедневно приезжают тысячи людей со всего мира.

Казанский собор получил своё название в честь иконы Казанской Божьей Матери. Он почитается как воинский храм православной Москвы – “щита и меча” всей России и всего христианского мира.

Что такое мощи?

Мощи – это останки тел  умерших людей. Верующие люди поклоняются мощам тех, кто был известен своей праведной жизнью и поэтому признан Христианской церковью святыми. ( Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Дмитрий Солунский) 

11

Праздники и календари

Знакомство с праздниками:

Рождество

Пасха

Троица

Рассматриваются события, с которым связан праздник, основные особенности праздника.

12

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Понятия: мораль, нравственность, этика.

В чём состоят нравственные заповеди в христианстве.

13

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Как  православие учит милосердию, состраданию и помощи людям.

14

Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях.

Формирование представления об исторической роли семьи.

Почему в Православии семью называют малой Церковью?

Как должны жить люди в христианском браке?

15

Долг, свобода, ответственность, труд.

Любовь и уважение к Отечеству.

Как понимаются долг, свобода, ответственность, труд, любовь и уважение к Отечеству  в Православии.

Вывод:

Изучение «Основ мировых религиозных культур» поможет нашим ученикам в понимании и освоении мировой художественной культуры. Многие люди, в том числе и молодые, пытаются найти ответы на самые животрепещущие и вечные вопросы: что есть я, в чем смысл моей жизни, как возник и устроен мир, что будет со мной после смерти…

Религии (каждая по-своему) отвечают на эти вечные вопросы. Таким образом, изучать религии – значит приобщаться к самым сокровенным тайнам жизни и человеческой  души.

Модуль становится в этом смысле изучением самого человека и теснейшим образом перекликается с обществоведческими учебными дисциплинами. Модуль адресован всем: верующим, атеистам, а также тем, кто не определил себя по отношению к религии. Его цель – познакомить детей с религией как важнейшим феноменом человеческого мира.

Интернет- ресурсы:

  1. school27.smoladmin.rudoc/orkse/struk.pdf
  2. refdb.rulook/3552271-p11.html
  3. orkce.apkpro.rudoc/m_seminar_2/st4_28_03_15.pdf
  4. estalsch2.edumsko.ru…3000…materialov…kursa2015
  5. infourok.rumaster__klass_gruppovaya_rabota…orkse
  6. stihi.ru2013/03/02/4335  -  В. Какаулин « О душевной красоте…»
  7. Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса
    «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2011. – 73 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы мировых религиозных культур» Трунёва Оксана Адамовна учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 6» г. Северобайкальск

Слайд 2

Виды учебных занятий урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса; практическое занятие ; игра ; уроки- экскурсии .

Слайд 3

коллективная групповая индивидуальная


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активные методы обучения Неимитационные проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии Имитационные игровые деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи и т.п. неигровые коллективная мыслительная деятельность; Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса

Слайд 2

Взаимные вопросы и задания групп Взаимообъяснение Беседа Интервью Драматизация (театрализация)

Слайд 3

Составление словаря терминов и понятий Составление галереи образов

Слайд 4

Использование информационно-коммуникационных технологий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задания на дом

Слайд 2

творчество заучивание пересказ конспекты чтение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наиболее интересные для учащихся приемы работы эвристические беседы; различные виды дискуссий; учебные и социальные проекты; деловые и ролевые игры; практикумы; различные викторины и другие конкурсные события; творческие мастерские.


Предварительный просмотр:

Утверждён

Руководитель методической службы

Управления образования

МО «город Северобайкальск»

__________________ Понушкова И.М.

ПЛАН РАБОТЫ

ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ ОРКСЭ

на 2018-2019 учебный год

Руководитель ГМО:

Трунёва

Оксана Адамовна

г. Северобайкальск

2018-2019 учебный год

Тема городского методического объединения учителей ОРКСЭ:

 «Совершенствование и повышение качества преподавания ОРКСЭ в процессе модернизации образования»

Задачи:

  1. Повышение профессионального уровня педагогов:
  • изучение нормативной и правовой документации по вопросам образования, в том числе духовно-нравственного содержания;
  • методико-консультативную помощь членам методического объединения;
  • создание условий для профессионального, культурного и творческого роста педагогов (семинары, открытые уроки, обобщение передового педагогического опыта);
  • освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по предмету;
  • продолжить организацию внешкольной работы с обучающимися по предмету;
  • продолжить организацию и проведение конкурсов, конференций, чтений и других видов совместной работы педагогами с учениками и родителями.

2 .Повышение мотивации учащихся к изучению ОРКСЭ:

  • развивать систему духовно-нравственного воспитания;
  • тестовые задания по полугодиям

Направление работы ГМО:

  • совершенствование педагогического мастерства учителя;
  • качественное методическое сопровождение образовательного процесса с целью совершенствования личностных, метапредметных, предметных результатов учащихся;
  • развитие интеллектуально-одарённых детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к учёбе.

  1. Информационное обеспечение. Работа с документами.

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Изучение методических рекомендаций учителям ОРКСЭ на 2017 - 2018 учебный год

август

Руководитель ГМО

2

Отчет об организации учебного курса ОРКСЭ

в течение года

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

3

Знакомство с новинками методической литературой.

в течение года

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

  1. Научно-методическая и экспериментальная работа.

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

ответственные

1

Основные направления модернизации учебного процесса: дальнейшее внедрение новых современных технологий,  позволяющих переосмыслить содержание урока  с целью формирования основных компетентностей  у  учащихся.

в течение года

Учителя ОРКСЭ

2

Участие учителей ГМО в муниципальных, региональных конкурсах.

в течение года

3

Участие в Региональных Рождественских чтениях

Учителя ОРКСЭ

  1.  Диагностическое обеспечение. 

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Утверждение рабочих программ.

сентябрь

Руководитель ГМО

2

Проведение и анализ  анкетирования в начале и в конце года

сентябрь

май

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

3

Проведение тестирования по предмету  ОРКСЭ

декабрь

май

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

  1.  Работа с обучающимися и родителями.

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Проведение анкетирования

сентябрь

май

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

2

Информирование родительской общественности о введении и реализации курса ОРКСЭ

в течение года

Учителя ОРКСЭ

3

Проведение родительских собраний для родителей учащихся 3 классов

апрель – май

Учителя ОРКСЭ

4

Участие городское мероприятие по ОРКСЭ по теме: «Образ и роль женщины в религиях мира»

ноябрь

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

№ п/п

Тема

Задачи

Дата

Место

проведения

Ответственный

1

Планирование работы на 2018-2019 учебный год

Утверждение рабочих программ  комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Входящее анкетирование  обучающихся по изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Оказание методической поддержки педагогам, реализующим в образовательных учреждениях курс ОРКСЭ

сентябрь

МБОУ «Лицей № 6»

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

2

Сотрудничество с родителями как основа преподавания предмета «Основы религиозных  культур и светской этики».

Круглый стол по теме:  «Образ и роль женщины в религиях мира »

Заинтересовать  родителей  в совместной работе по обучению учащихся курсу ОРКСЭ.

ноябрь

МБОУ «Лицей № 6»

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

3

Участие в Международных Рождественских образовательных чтениях

Привлечь внимание общественности, государственных и церковных структур к духовному наследию российского народа, к истории, культуре, образованию, как мощным средствам объединения здоровых сил общества в укреплении традиционной семьи и российского государства.

декабрь

Администрации муниципального образования «город Северобайкальск»

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

4

Проведение тестирования по предмету  ОРКСЭ

Рост интеллектуального потенциала

декабрь

май

Образовательные учреждения

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

5

Анкетирование  обучающихся, учителей  и родителей по итогам изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

май

Образовательные учреждения

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

6

Рефлексивный анализ результатов деятельности ГМО учителей ОРКСЭ за 2018-2019 учебный год

Подведение итогов работы городского методического объединения учителей ОРКСЭ.

май

МБОУ «Лицей № 6»

Руководитель ГМО

В конце года будут представлены следующие результаты:

  • анкетирование в начале и конце года
  • тестирование по предмету  ОРКСЭ по полугодиям

Примечание

 План корректируется в течение года.



Предварительный просмотр:

Утверждён

Руководитель методической службы

Управления образования

МО «город Северобайкальск»

__________________ Понушкова И.М.

ПЛАН РАБОТЫ

ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ ОРКСЭ

на 2019-2020 учебный год

Руководитель ГМО:

Трунёва

Оксана Адамовна

г. Северобайкальск

2019-2020 учебный год

Тема городского методического объединения учителей ОРКСЭ:

«Управление профессионально-личностным ростом педагога как одно из основных условий обеспечения качества образования»

 Цель - создание и развитие эффективной системы непрерывного образования, профессионального развития педагогических работников муниципалитета, основанной на диагностических данных, педагогическом опыте, достижениях науки, направленной на реализацию целей и задач, заложенных в стратегических документах муниципального, регионального и федерального уровня в сфере образования.

Задачи:

  1. Повышение профессионального уровня педагогов:
  • изучение нормативной и правовой документации по вопросам образования, в том числе духовно-нравственного содержания;
  • методико-консультативную помощь членам методического объединения;
  • создание условий для профессионального, культурного и творческого роста педагогов (семинары, открытые уроки, обобщение передового педагогического опыта);
  • освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по предмету;
  • продолжить организацию внешкольной работы с обучающимися по предмету;
  • продолжить организацию и проведение конкурсов, конференций, чтений и других видов совместной работы педагогами с учениками и родителями.

2 .Повышение мотивации учащихся к изучению ОРКСЭ:

  • развивать систему духовно-нравственного воспитания;
  • тестовые задания по полугодиям

Направление работы ГМО:

  • совершенствование педагогического мастерства учителя;
  • качественное методическое сопровождение образовательного процесса с целью совершенствования личностных, метапредметных, предметных результатов учащихся;
  • развитие интеллектуально-одарённых детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к учёбе.

  1. Информационное обеспечение. Работа с документами.

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Изучение методических рекомендаций учителям ОРКСЭ на 2019 - 2020 учебный год

август

Руководитель ГМО

2

Отчет об организации учебного курса ОРКСЭ

в течение года

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

3

Знакомство с новинками методической литературой.

в течение года

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

  1. Научно-методическая и экспериментальная работа.

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

ответственные

1

Основные направления модернизации учебного процесса: дальнейшее внедрение новых современных технологий,  позволяющих переосмыслить содержание урока  с целью формирования основных компетентностей  у  учащихся.

в течение года

Учителя ОРКСЭ

2

Участие учителей ГМО в муниципальных, региональных конкурсах.

в течение года

3

Участие в Региональных Рождественских чтениях

Учителя ОРКСЭ

  1.  Диагностическое обеспечение. 

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Утверждение рабочих программ.

сентябрь

Руководитель ГМО

2

Проведение и анализ  анкетирования в начале и в конце года

сентябрь

май

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

3

Проведение тестирования по предмету  ОРКСЭ

декабрь

май

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

  1.  Работа с обучающимися и родителями.

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Проведение анкетирования

сентябрь

май

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

2

Информирование родительской общественности о введении и реализации курса ОРКСЭ

в течение года

Учителя ОРКСЭ

3

Проведение родительских собраний для родителей учащихся 3 классов

апрель – май

Учителя ОРКСЭ

4

Участие городское мероприятие по ОРКСЭ по теме: «Образ и роль женщины в религиях мира»

ноябрь

Руководитель ГМО

Учителя ОРКСЭ

План – сетка  работы ГМО на 2019-2020 учебный год

направления

сентябрь

октябрь

ноябрь

1

Общегородские

мероприятия

(участие, проведение)

Праздник «День знаний»

Акция «Помоги другу собраться в школу»

Сотрудничество с родителями как основа преподавания предмета «Основы религиозных  культур и светской этики».

  «Образ и роль женщины в религиях мира » 4 классы

2

Управление развитием профессиональной компетентности педагога на основе мониторинга

  Проведение и анализ  анкетирования в начале года

4 классы

Заседание ГМО

Аналитическая справка по анкетированию.

Подготовка к городскому мероприятию.

3

Профессиональное развитие педагогических кадров в рамках ЦОС

Работа с сайтом

https://foxford.ru/courses/1152/landing 

https://xn--90afccar8afg8b5b.xn--p1ai/catalog/orkse/ 

Изучение тематики курсов. Прохождение курсов по выбору педагогов.

Работа с сайтами:

Основы религиозных культур и светской этики  - http://orkce.apkpro.ru

Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru

Государственный музей истории религии - www.gmir.ru

Публикации методических материалов на сайтах сети Интернет

(В течение года)

4

Повышение качества по предмету на основе проведенных оценочных процедур

Проведение и анализ  анкетирования в начале года

4 классы

5

Участие в проекте «Успех каждого ребенка»

http://ucheba.pravolimp.ru школьный тур олимпиад

с 1 сентября 2019 г. по 15 февраля 2020 г.

6

Участие в проекте «На пути к Великой Победе»

                                                             

направления

декабрь

январь

февраль

1

Общегородские

мероприятия

(участие, проведение)

Городское мероприятие «Рождественские чтения» (английский язык, начальные классы

2

Управление развитием профессиональной компетентности педагога на основе мониторинга

3

Профессиональное развитие педагогических кадров в рамках ЦОС

https://easyen.ru/load/orkseh/294 

ОРКСЭ - учительский портал

https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/predmet-orkse_klass-4_umk-liniya-umk-e-v-saplinoy-orkse-4_type-vebinar  вебинары

Формирование банка «ЦОР педагогов, личные сайты, страницы»

(Обмен опытом)

4

Повышение качества по предмету на основе проведенных оценочных процедур

Анкетирование  обучающихся за первое полугодие изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

5

Участие в проекте «Успех каждого ребенка»

6

Участие в проекте «На пути к Великой Победе»

 

 

                                                             

направления

март

апрель

май

1

Общегородские

мероприятия

(участие, проведение)

2

Управление развитием профессиональной компетентности педагога на основе мониторинга

Родительские собрания в 3 класса по выбору модуля предмета ОРКСЭ

Анализ работы ГМО, определение направлений работы на следующий учебный год.

3

Профессиональное развитие педагогических кадров в рамках ЦОС

https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/predmet-orkse_klass-4_umk-liniya-umk-e-v-saplinoy-orkse-4_type-vebinar вебинары

4

Повышение качества по предмету на основе проведенных оценочных процедур

Анкетирование  обучающихся, учителей  и родителей по итогам изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

5

Участие в проекте «Успех каждого ребенка»

6

Участие в проекте «На пути к Великой Победе»

В конце года будут представлены следующие результаты:

  • анкетирование в начале и конце года
  • тестирование по предмету  ОРКСЭ по полугодиям

Примечание

 План корректируется в течение года.