4. Профилактика девиантного поведения учащихся (употребления ПАВ, парасуицидов, жестокого обращения и преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних)
1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся (употребления ПАВ, парасуицидов, жестокого обращения и преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних)
Профилактическая работа в МБОУ Гимназии №5 г. Кызыла строится в соответствии с Федеральными законами №120 от 24.06.1999 г., а так же на основании приказа Министерства образования Республики Тыва в рамках «Календаря профилактических событий общеобразовательных организаций Республики.
В работе профилактики девиантного поведения используется взаимодействие специалистов администрации, классных руководителей, социальных педагогов и психологов. Данная работа позволяет оказать своевременную помощь и создание условий для воспитания и обучения учащихся оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Профилактика девиантного поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. В процессе проведения профилактики девиантного поведения учащихся проводится следующая работа:
- индивидуальное и групповое консультирование.
- индивидуальные и групповые занятия, тренинги, классные часы.
- диагностика по мере необходимости и по запросу для изучения индивидуальных особенностей личности.
Младший школьный возраст охватывает период от 6.6 лет до 10-11 лет, что представляет собой непростой во многих отношениях отрезок времени. Именно на этот возраст приходится адаптация к школе. А так же период 10—11 лет начало перехода в новый жизненный возрастной этап – подростковый возраст. Так же важно, что в этом возрасте у учащихся недостаточно сформировано критическое мышление, ребенок еще не в состоянии оценить полностью свои поступки и их последствия.
По профилактике употребления ПАВ за 2021-2024 учебный год с учащимися проведены профилактические темы, а так же оформлена стендовая информация для родителей. Темы указаны в таблице 1.
Таблица 1.
Темы по профилактике девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов) за 2023-2024 учебный год
№ п/п | Название мероприятия | Категория участников | Форма проведения |
1 | Адаптация к школе: рекомендации родителям первоклассников | Родители, педагоги | Собрание, стендовая информация |
2 | Месячник психологической безопасности (октябрь, март, ) | Все участники образовательного процесса | Стендовая информация, беседы, родительские собрания, тренинги |
3 | Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних (октябрь, март) | Учащиеся | Диагностика |
4 | Профилактика буллинга | Все участники образовательного процесса | Стендовая информация, беседа, собрания |
5 | Благоприятный психологический климат в классе | Все участники образовательного процесса | Беседа, собрания |
6 | Кибербезопасность | Все участники образовательного процесса | Стендовая информация, беседа, собрания |
7 | Неделя психологии по формированию стрессоустойчивости у детей (3 неделя месяца) | Все участники образовательного процесса | Стендовая информация, беседы, родительские собрания, тренинги |
8 | Психологическая подготовка к ВПР | Родители, учащиеся | Беседы, стендовая информация |
9 | Саморегуляторы | Учащиеся | Упражнения |
10 | Ящик доверия | Все участники образовательного процесса | Ящик доверия |
В начале учебного года в период проведения «Месячника психологического здоровья» проводится «Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних»
Перечень методик: «Карта наблюдения», «Самооценка», «Опрос классных руководителей», «Дом. Дерево. Человек» (проективная методика), анкета «Признаки агрессии», «Моя семья» (проективная методика), «Школьная тревожность» Филлипс.
По результатам мониторинга выявляется группа с повышенным вниманием психолога, для которой в течение учебного года составляется план индивидуального сопровождения.
Цель сопровождения: снижение уровня высокого уровня тревожности, агрессивности, сформировать положительное отношение к себе, научить справляться с эмоциональным напряжением, улучшение детско – родительских взаимоотношений.
Задачи:
- Сформировать чувство ответственности за свои поступки.
- Развивать волевое поведение.
- Научить приемам и способам снижения нервно – мышечного напряжения.
- Познакомить с основными способами снятия эмоционального напряжения.
- Психолого – педагогическое сопровождение со стороны классного руководителя, социального педагога, медицинской сестры, психолога.
- Улучшение детско – родительских взаимоотношений.
- Консультирование по запросу.
Ожидаемый результат:
Сформировать положительное отношение к себе, к окружающему миру, активизация своих личностных сторон, нормализация детско – родительских отношений, снижение уровня личностной тревожности.
За три года сопровождения учащихся относящихся к группе повышенного внимания психолога отмечается снижение. Количество поставленных и снятых с учета указано в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Сопровождение учащихся в ГПВ с 2021 по 2024 учебный год
Таким образом, отмечается положительная динамика.




