4. Профилактика девиантного поведения учащихся (употребления ПАВ, парасуицидов, жестокого обращения и преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних)

1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся (употребления ПАВ, парасуицидов, жестокого обращения и преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних)

Профилактическая работа в МБОУ Гимназии №5 г. Кызыла строится в соответствии с Федеральными законами №120 от 24.06.1999 г., а так же на основании приказа Министерства образования Республики Тыва в рамках «Календаря профилактических событий общеобразовательных организаций Республики.

В работе профилактики девиантного поведения используется взаимодействие специалистов администрации, классных руководителей, социальных педагогов и психологов. Данная работа позволяет оказать своевременную помощь и создание условий для воспитания и обучения учащихся оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Профилактика девиантного поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. В процессе проведения профилактики девиантного поведения учащихся проводится следующая работа:

  1. индивидуальное и групповое консультирование.
  2. индивидуальные и групповые занятия, тренинги, классные часы.
  3. диагностика по мере необходимости и по запросу для изучения индивидуальных особенностей личности.

Младший школьный возраст охватывает период от 6.6 лет до 10-11 лет, что представляет собой непростой во многих отношениях отрезок времени. Именно на этот возраст приходится адаптация к школе. А так же период 10—11 лет начало перехода в новый жизненный возрастной этап – подростковый возраст. Так же важно, что в этом возрасте у учащихся недостаточно сформировано критическое мышление, ребенок еще не в состоянии оценить полностью свои поступки и их последствия.

По профилактике  употребления ПАВ за 2021-2024 учебный год с учащимися проведены профилактические темы, а так же оформлена стендовая информация для родителей. Темы указаны в таблице 1.

Таблица 1.

Темы по профилактике девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов) за 2023-2024 учебный год

№ п/п

Название мероприятия

Категория участников

Форма проведения

1

Адаптация к школе: рекомендации родителям первоклассников

Родители, педагоги

Собрание, стендовая информация

2

Месячник психологической безопасности (октябрь, март, )

Все участники образовательного процесса

Стендовая информация, беседы, родительские собрания, тренинги

3

Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних (октябрь, март)

Учащиеся

Диагностика

4

Профилактика буллинга

Все участники образовательного процесса

Стендовая информация, беседа, собрания  

5

Благоприятный психологический климат в классе

Все участники образовательного процесса

Беседа, собрания

6

Кибербезопасность

Все участники образовательного процесса

Стендовая информация, беседа, собрания  

7

Неделя психологии по формированию стрессоустойчивости у детей (3 неделя месяца)

Все участники образовательного процесса

Стендовая информация, беседы, родительские собрания, тренинги

8

Психологическая подготовка к ВПР

Родители, учащиеся

Беседы, стендовая информация

9

Саморегуляторы

Учащиеся

Упражнения

10

Ящик доверия

Все участники образовательного процесса

Ящик доверия

 

В начале учебного года в период проведения «Месячника психологического здоровья» проводится «Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних»

 Перечень методик: «Карта наблюдения», «Самооценка», «Опрос классных руководителей», «Дом. Дерево. Человек» (проективная методика), анкета «Признаки агрессии»,  «Моя семья» (проективная методика), «Школьная тревожность» Филлипс.

По результатам мониторинга выявляется группа с повышенным вниманием психолога, для которой в течение учебного года составляется план индивидуального сопровождения.

Цель сопровождения: снижение уровня высокого уровня тревожности, агрессивности, сформировать положительное отношение к себе, научить справляться с эмоциональным напряжением, улучшение детско – родительских взаимоотношений.

Задачи:

  1. Сформировать чувство ответственности за свои поступки.
  2. Развивать волевое поведение.
  3. Научить приемам и способам снижения нервно – мышечного напряжения.
  4. Познакомить с основными способами снятия эмоционального напряжения.
  5. Психолого – педагогическое сопровождение со стороны классного руководителя, социального педагога, медицинской сестры, психолога.
  6. Улучшение детско – родительских взаимоотношений.
  7. Консультирование по запросу.

Ожидаемый результат:

Сформировать положительное отношение к себе, к окружающему миру, активизация своих личностных сторон, нормализация детско – родительских отношений, снижение уровня личностной тревожности.

За три года сопровождения учащихся относящихся к группе повышенного внимания психолога отмечается снижение. Количество поставленных и снятых с учета указано в диаграмме 1.

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1

 

Сопровождение учащихся в ГПВ с 2021 по 2024 учебный год

 

 

 

Таким образом, отмечается положительная динамика.