6. Система работы педагога-психолога с родителями учащихся
1.6. Система работы педагога-психолога с родителями учащихся
Целью деятельности Психологической службы Гимназии №5 по взаимодействию с родителями (законными представителями) учащихся, является создание ситуации сотрудничества и формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
- повышение психолого – педагогической культуры родителей (лектории для родителей, индивидуальные консультации);
- вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс (родительские собрания, ПП консилиумы, Совет профилактики).
Консультирование родителей проходит по личному запросу родителей или же если отмечаются трудности в обучении, поведении у обучающихся. В ходе консультирования родителей уточняется анамнез развития ребенка, его положительные и отрицательные стороны личности, интересы, круг общения и т.п. Так же целью консультирования может стать поддержка родителей в случае каких – либо психологических проблем у ребенка или же в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и негативными событиями в его семье.
Консультирование проходит в форме индивидуальной и групповой форме. Если рассматривать запросы от родителей, то можно выделить следующие проблемные моменты:
- трудности в общении с ребёнком;
- эмоционально-поведенческие трудности ребенка;
- трудности в учебной деятельности;
- межличностные конфликты;
- консультирование по результатам диагностики.
Темы консультаций с родителями указаны в таблице 1.
Таблица 1
Темы консультаций с родителями
№ п/п | Темы консультаций |
1 | Возрастные особенности детей |
2 | Учебная мотивация |
3 | Агрессия |
4 | Тревожность |
5 | СДВГ |
6 | Профилактика ПАВ |
7 | Профилактика жестокого обращения в семье |
8 | Детско – родительские взаимоотношения |
9 | Эффективные способы общения с ребенком |
10 | Помощь при подготовке к ВПР |
11 | Межличностные конфликты. Способы решения трудных ситуаций |
Общий план сопровождения социально – неблагополучных семей (СНС) МБОУ «Гимназии №5 города Кызыла» на 2023-2024 учебный год
№ | Направления деятельности | Формы работы | Сроки | Ответственные |
1 | Диагностика семейного неблагополучия | - наблюдение специалистов; - анкетирование родителей; - опросы; - совет профилактики | В течение года | Социальный педагог, классные руководители, ППк |
2 | Составление данных по социально неблагополучным семьям | Формирование списков по критериям неблагополучия | Сентябрь | Социальная служба |
3 | Профилактическая работа СНС | Внедрение комплексных индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители, социальная служб, психологическая служба |
4 | Мониторинг | Диагностика психологической комфортности и изучение социального статуса в классах | Октябрь Февраль Апрель | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
5 | Скрининг диагностика | Изучение уровня адаптации, тревожности, агрессии, эмоциональной устойчивости | По плану | Психологическая служба |
6 | Индивидуальная работа с семьей | - письма поддержки; - советы; - консультации специалиста; - индивидуальные беседы; - телефон доверия; - посещение на дому; - изучение индивидуальных личностных характеристик, состояние здоровья | В течение года | Психологическая служба, социальная служба, классные руководители |
7 | Индивидуальная диагностика | - дифференциальное обследование и учет детей, подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - углубленная диагностика детей «Группы риска» (по запросу); - изучение нарушений во взаимоотношениях детей и подростков | В течение года | Психологическая служба, социальная служба, классные руководители |
8 | Групповая работа с семьей | -тренинговые группы; - семейные вечера; -экскурсии, концерты; - общеродительские собрания | В течение года | Заместитель директора по ВР, психолог, социальный педагог, классные руководители, инспектор ОПДН, библиотекарь, медслужба |
9 | Профилактика семейного неблагополучная | -родительский всеобуч; -ознакомление с психолого – педагогической литературой; - оформление стендов для учащихся и родителей по актуальным темам; --посещение на дому; -летний лагерь; -библиотека семейного неблагополучия; -постановка на учет в КДН и ПДН, помощь в постановке на учет к детскому психоневрологу. | В течение года | Психолог, социальный педагог, классные руководители, библиотекарь |
10 | Общественное воспитание и поддержка | -трудотерапия; -по возможности через акции обеспечение одеждой, школьными принадлежностями, бесплатным питанием и бесплатным подвозом учащихся на школьном автобусе; -через контакты с соответствующими службами и ведомствами оказание материальной помощи; - помощь в адаптации «новеньких» детей к воспитательно - образовательному процессу | В течение года | Заместитель директора по ВР, психолог, социальный педагог, классные руководители. |
Количество групповых консультаций для родителей
№ п/п | Период | Классные родительские собрания | Общешкольные родительские собрания |
1 | 2021-2022 | 4 | 2 |
2 | 2022-2023 | 6 | 2 |
3 | 2023-2024 | 7 | 2 |
Количество индивидуальных консультаций родителей
№ п/п | Период | Количество |
1 | 2021-2022 | 83 |
2 | 2022-2023 | 151 |
3 | 2023-2024 | 185 |
Таким образом, работа с родителями проводится системно.




