6. Система работы педагога-психолога с родителями учащихся

1.6. Система работы педагога-психолога с родителями учащихся

Целью деятельности Психологической службы Гимназии №5 по взаимодействию с родителями (законными представителями) учащихся, является создание ситуации сотрудничества и формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

  • повышение психолого – педагогической культуры родителей (лектории для родителей, индивидуальные консультации);
  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс (родительские собрания, ПП консилиумы, Совет профилактики).

Консультирование родителей проходит по личному запросу родителей или же если отмечаются трудности в обучении, поведении у обучающихся. В ходе консультирования родителей уточняется анамнез развития ребенка, его положительные и отрицательные стороны личности, интересы, круг общения и т.п. Так же целью консультирования может стать поддержка родителей в случае каких – либо психологических проблем у ребенка или же в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и негативными событиями в его семье.

Консультирование проходит в форме индивидуальной и групповой форме. Если рассматривать запросы от родителей, то можно выделить следующие проблемные моменты:

- трудности в общении с ребёнком;

- эмоционально-поведенческие трудности ребенка;

- трудности в учебной деятельности;

- межличностные конфликты;

- консультирование по результатам диагностики.

Темы консультаций с родителями указаны в таблице 1.

Таблица 1

Темы консультаций с родителями

№ п/п

Темы консультаций

1

Возрастные особенности детей

2

Учебная мотивация

3

Агрессия

4

Тревожность

5

СДВГ

6

Профилактика ПАВ

7

Профилактика жестокого обращения в семье

8

Детско – родительские взаимоотношения

9

Эффективные способы общения с ребенком

10

Помощь при подготовке к ВПР

11

Межличностные конфликты. Способы решения трудных ситуаций

 

Общий план сопровождения социально – неблагополучных семей (СНС) МБОУ «Гимназии №5 города Кызыла» на 2023-2024 учебный год

Направления деятельности

Формы работы

Сроки

Ответственные

1

Диагностика семейного неблагополучия

- наблюдение специалистов;

- анкетирование родителей;

- опросы;

- совет профилактики

В течение года

Социальный педагог, классные руководители, ППк

2

Составление данных по социально неблагополучным семьям

Формирование списков по критериям неблагополучия

Сентябрь

Социальная служба

3

Профилактическая работа СНС

Внедрение комплексных индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители, социальная служб, психологическая служба

4

Мониторинг

Диагностика психологической комфортности и изучение социального статуса в классах

Октябрь

Февраль

Апрель

Заместитель директора по ВР, классные руководители

5

Скрининг диагностика

Изучение уровня адаптации, тревожности, агрессии, эмоциональной устойчивости

По плану

Психологическая служба

6

Индивидуальная работа с семьей

- письма поддержки;

- советы;

- консультации специалиста;

- индивидуальные беседы;

- телефон доверия;

- посещение на дому;

- изучение индивидуальных личностных характеристик, состояние здоровья

В течение года

Психологическая служба, социальная служба, классные руководители

7

Индивидуальная диагностика

- дифференциальное обследование и учет детей, подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- углубленная диагностика детей «Группы риска» (по запросу);

- изучение нарушений во взаимоотношениях детей и подростков

В течение года

Психологическая служба, социальная служба, классные руководители

8

Групповая работа с семьей

-тренинговые группы;

- семейные вечера;

-экскурсии, концерты;

- общеродительские собрания

В течение года

Заместитель директора по ВР, психолог, социальный педагог, классные руководители,  инспектор ОПДН, библиотекарь, медслужба

9

Профилактика семейного неблагополучная

-родительский всеобуч;

-ознакомление с психолого – педагогической литературой;

- оформление стендов для учащихся и родителей по актуальным темам;

--посещение на дому;

-летний лагерь;

-библиотека семейного неблагополучия;

-постановка на учет в КДН и ПДН, помощь в постановке на учет к детскому психоневрологу.

В течение года

Психолог, социальный педагог, классные руководители,  библиотекарь

10

Общественное воспитание и поддержка

-трудотерапия;

-по возможности через акции обеспечение одеждой, школьными принадлежностями, бесплатным питанием и бесплатным подвозом учащихся на школьном автобусе;

-через контакты с соответствующими службами и ведомствами оказание материальной помощи;

- помощь в адаптации «новеньких» детей к воспитательно - образовательному процессу

В течение года

Заместитель директора по ВР, психолог, социальный педагог, классные руководители.

 

Количество групповых консультаций для родителей

№ п/п

Период

Классные родительские собрания

Общешкольные родительские собрания

1

2021-2022

4

2

2

2022-2023

6

2

3

2023-2024

7

2

 

Количество индивидуальных консультаций родителей

№ п/п

Период

Количество

1

2021-2022

83

2

2022-2023

151

3

2023-2024

185

 

Таким образом, работа с родителями проводится системно.