5. Работа с детьми находящимися в трудных жизненных ситуациях: опекаемые, жертвы насилия, дети находящиеся в социально –опасном положении, беженцы (наличие и реализация программы по психолого – педагогической реабилитации)
1.5. Работа с детьми находящимися в трудных жизненных ситуациях: опекаемые, жертвы насилия, дети находящиеся в социально –опасном положении, беженцы (наличие и реализация программы по психолого – педагогической реабилитации)
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую человек не может преодолеть самостоятельно.
Трудная жизненная ситуация – состояние, в котором оказывается каждый человек хотя бы несколько раз в жизни. Ребенок, к сожалению, не исключение.
В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети - инвалиды;
- дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети - жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
В своей практике работа проводится со следующими категориями детей:
- дети, с задержкой психического развития;
- дети, проживающие в особых семьях (малоимущих, неполных, члены, семьи которых подвержены аддикциям и т.д.),
- дети с отклонениями в поведении (агрессия, конфликты с одноклассниками и учителями);
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети – инвалиды.
Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации.
Педагогом-психологом для детей находящихся в трудной жизненной ситуации и семей находящихся в социально опасном положении проводятся мероприятия по профилактике ПАВ, асоциального поведения, коррекция страхов, тревожности, агрессивности. Планируемые мероприятия направлены на формирование позитивных установок, адекватных способов и средств коммуникативной и эмоциональной сферы, обучение здоровому образу жизни.
В процессе сопровождения выше указанной категории детей реализуются следующие программы:
- «Тропинка к своему Я» Хухлаева О.В.
- «Я учусь владеть собой» Слободяник Н.П.
- «120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П.
- «Программа психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников», Блескина О.В. Приложение 1.
Важную и положительную роль играет взаимодействие специалистов, что позволяет успешно построить эффективную работу с данной категорией детей.
С родителями и педагогами проводится индивидуальная беседа по полученным диагностическим материалам, идет совместная выработка стратегии сопровождения детей.
Приложение 1
Программа психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников
педагог-психолог
Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры. Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми.
Актуальность этой программы заключается в том, что учащимся предлагается своевременная коррекция агрессивного поведения на этапе поступления в школу и при необходимости во время обучения в начальных классах.
В соответствии с темой программы выдвинута следующая гипотеза: разработанная программа коррекционных занятий сможет снизить уровень агрессии у детей 6-10 лет, посещавших занятия, будет способствовать развитию эмоционально-личностной сферы младших школьников.
Цель программы: коррекция агрессивного поведения у детей 6-10 лет.
Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивных детей.
4. Формирование позитивных качеств личности детей.
Структура программы
Коррекционная работа с агрессивными детьми включает в себя 4 блока, отраженные в задачах программы.
1 блок. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Задачи.
- Научить детей вербализовывать свои мысли и чувств.
- Снизить эмоциональное напряжение.
- Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.
- Развить способности выразить свое эмоциональное состояние.
2 блок. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
Задачи.
- Тренировать психомоторные функции.
- Учить навыкам релаксации.
- Учить навыкам самоконтроля.
- Снизить эмоциональное напряжение.
- Создать положительное эмоциональное настроение.
- Развивать самосознание.
3 блок. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
Задачи.
- Прививать новые формы поведения.
- Учить самостоятельно принимать верные решения.
- Учить распознавать эмоции по внешним сигналам.
- Формировать адекватные формы поведения.
- Работать над выразительностью движений.
4 блок. Формирование и развитие позитивных качества личности детей.
Задачи.
- Формировать одобренные в обществе моральные представления.
- Учить осознавать свое поведение.
- Учить регулировать поведение в коллективе в соответствии с нормами и правилами принятыми в коллективе.
- Формировать адекватные формы поведения.
- Формировать у детей такие качества, как эмпатия, доверие к людям, сочувствие, сопереживание.
Тематическое планирование занятий
с детьми младшего школьного возраста
по коррекции агрессивного поведения
Тема занятия | Цели | Количество часов |
1 занятие | Сплотить детей; создать атмосферу группового доверия и принятия; научить использовать и понимать невербальные методы общения; учить детей контролировать свои действия; научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся гнев; развивать эмоциональную сферу ребенка; снять эмоциональные и мышечные зажимы; снять эмоциональное напряжение, агрессию. | 1 |
2 занятие | Научить использовать и понимать невербальные методы общения; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять мышечное напряжение; сплотить детскую группу; отработать навыки взаимодействия ребенка со взрослым; развивать навыки ориентации в пространстве; снять эмоциональное напряжение, агрессию; научить выбрасывать отрицательные эмоции в косвенной форме; снять эмоциональные и мышечные зажимы. | 1 |
3 занятие | Научить чувствовать настроение группы; способствовать возникновению доверия к окружающим; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; сплотить детскую группу; установить положительный эмоциональный настрой в группе. | 1 |
4 занятие | Установить положительный эмоциональный настрой в группе; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; развивать мышечный контроль; развивать навыки ориентации в пространстве; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; развивать тактильные ощущения. | 1 |
5 занятие | Установить положительный эмоциональный настрой в группе; побуждать участников быть внимательными к действиям других; побуждать участников искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим; развивать эмпатию, умение соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения; развивать двигательную активность, координацию движений, умение контролировать свои действия; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию. | 1 |
6 занятие | Развивать эмпатию, навыки общения, понимание чувств другого человека; научить контролировать свое поведение; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; обучать приемам саморегуляции. | 1 |
7 занятие | Создать положительный эмоциональный климат в группе; научить ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; обучать приемам саморегуляции; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; развивать мышечный контроль. | 1 |
8 занятие | Создать положительный эмоциональный климат в группе; побудить членов группы к проявлению творческой активности; развивать воображение; увеличить словарный запас; развить умение слушать и слышать другого человека; научить ориентироваться в состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; отреагировать отрицательные эмоции и агрессию; снять эмоциональное напряжение; развивать умение взаимодействовать со сверстниками. | 1 |


