Главные вкладки

    Психологическая помощь обучающимся при подготовке к экзаменам

    Тараканова Анна Васильевна

     

    Рекомендации педагогам, родителям и ученикам при подготовке к экзаменам

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

              Психологическая помощь обучающимся при подготовке к экзаменам

    (Чепракова Е.А. Психологическая помощь обучающимся при подготовке к экзаменам // Справочник педагога — психолога. 2011. № 00.)

      Рекомендации для педагогов

    1. Создание стабильной эмоциональной обстановки в классе

    1.1.    Класс должен быть чистым, ухоженным, желательно с комнатными растениями. Наличие зелени помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме того, зеленый цвет благотворно, успокаивающе влияет на психику человека.

    1. Школьные столы должны соответствовать возрасту обучающихся, удобно располагаться и хорошо освещаться.
    2. Температура воздуха в классе должна быть умеренной, но если в помещении недостаточно тепло, детей следует предупредить об этом и предложить им одеться теплее, т.к. экзамены могут длиться более 3-х часов.
    3. Хорошо, если в классе будет висеть эстамп или картина в желто-фиолетовых тонах — такое цветовое «пятно» благотворно повлияет на творческую активность школьников.

    1. Формирование позитивного психологического настроя во время экзамена

    1. Начало любого контакта — это, прежде всего, улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.
    2. Одежда учителя — организатора экзамена не должна быть вызывающей ( яркой, экстравагантной), чтобы не отвлекать обучающихся.
    1. Словесные установки учителя должны повышать уверенность учеников в себе — чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность того, что он  сделает ошибку.
    2. Необходимо подбадривать обучающихся доброжелательным взглядом, прикосновением, краткой похвалой.
    1. Наблюдайте за самочувствием ребёнка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
    2. Овладевайте сами приемами краткой и эффективной мышечной релаксации и рекомендуйте детям приемы успокающего дыхания.

                                     РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    1. Задолго до экзаменов обсудите с ребёнком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными и почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки к экзаменам — на какие предметы придется потратить больше времени, а что-то потребует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъёма, хорошо знакомые — в часы спада.
    2. Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
    3. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, примет душ и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
    4. Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счёт (возможно, он даже удивится. Что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
    5. В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике. Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали ни телефон, ни родственники. Остановите испытание, дайте ребенку отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: удалось ли ребенку сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
    6. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором, радио и т.п. Если ребенок хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была мелодичная музыка без слов.

                    Педагогические мифы о подготовке к ЕГЭ.

    (Корочкина Н.В. Педагогические мифы о подготовке к ЕГЭ. // Справочник классного руководителя.- 2011.- №4.)

         Для подготовки учащихся к выпускному экзамену используются все ресурсы: временные — на подготовку выделяются дополнительные часы; технические — учащиеся имеют возможность проходить пробное тестирование в течение учебного года; кадровые — с выпускниками работают разные специалисты; методические — опубликовано множество разных материалов для выпускников и учителей по подготовке к экзаменам.

         В результате такой работы у родителей и учащихся снижается уровень волнения, связанный с ЕГЭ. Однако у педагогов напряжение только нарастает и качественно меняется. Раньше волнение было связано со страхом неизвестности, а сейчас — с «давлением» на педагога результатов экзамена. Баллы по ЕГЭ активно обсуждаются родителями, педагогами и школьниками: чьи ученики получили наивысший и наименьший баллы, кто из учеников подтвердил свои оценки, а кто нет и т.п. Волнение педагога усиливают и его внутренние установки относительно взаимосвязи уровня сдачи ЕГЭ учениками и собственного профессионализма.

         Мифы о ЕГЭ содержат в себе как правдивую информацию, так и ложные суждения педагогов. Ложные утверждения, как правило, вытесняют правдивые,усиливая состояние волнения и беспокойства у учителя.

         Рассмотрим несколько таких «педагогических мифов».

         «Учитель отвечает на 100% за успешность сдачи ЕГЭ»

         Учитель действительно влияет на успешность сдачи ЕГЭ, но на уровне подготовки учащихся. Он должен эффективно спланировать и организовать подготовку к экзамену. Но есть факторы, влиять на которые педагог не может — физическое состояние ученика на экзамене (его самочувствие, работоспособность), эмоционально комфортная обстановка в семье и т.д. Ответственность за результат ЕГЭ справедливо делить между учеником, родителями и учителем.

         «Я — учитель, и я должен делать все, чтобы каждый мой ученик сдал ЕГЭ»

         В должностные обязанности учителя входит работа со всеми учениками вне зависимости от симпатий и успеваемости. Неправда  в том, что учитель должен делать абсолютно все ( обеспечивать явку учеников на консультации, гарантировать выполнение домашних заданий учащимися и т.п.) Если сам учитель постоянно будет брать на себя повышенную ответственность, то даже заинтересованному в результате выпускнику действительно не за что будет отвечать.

         «Если дети увидят, как сильно я волнуюсь, может, тогда они начнут заниматься»

         Любому человеку, в т.ч. Выпускнику, важно знать, что за него переживают и что его работа на экзамене не безразлична педагогам. Учителя должны говорить о своем волнении ученикам. Но сильные тревога и беспокойство не помогут «заставить» кого-либо что-то делать, скорее, ученик в ответ тоже начнет чрезмерно волноваться.

         «Чем чаще я буду напоминать о ЕГЭ и говорить, как это сложно, тем лучше ученики будут готовиться»

         Этот миф очень похож на предыдущий. Правда в том, что учитель переживает за результаты сдачи экзамена. Неправда в том, что «давление сверху» на учеников будет эффективным. Важнее установить с учеником партнерские отношения для достижения общей цели — удачной сдачи ЕГЭ.

         «Если мои дети сдадут ЕГЭ плохо — значит, я работаю плохо»

         Учащиеся по-разному могут сдавать ЕГЭ. Если результаты были слабыми, можно внести коррективы в план подготовки к ЕГЭ. Но итоги экзамена не должны однозначно приравниваться к эффективности работы учителя. Если сводить результаты своей работы только к баллам по ЕГЭ — стресса не избежать.

         «Мой предмет выбрали самые слабые ученики, с ними мы точно провалимся»

         Ученики имеют право выбирать любой предмет. И результат ЕГЭ зависит, в т.ч., от умения эффективно планировать время на выполнение заданий, регулировать эмоциональное состояние и т.д. Поэтому нельзя прогнозировать низкий результат на экзамене, исходя лишь из текущей успеваемости выпускников.



    Предварительный просмотр:

    Как подготовиться психологически

    • Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. 
    • Обязательно чередуй работу с отдыхом. Через каждые 40 минут учебной деятельности делай 10 – минутный перерыв.
    • Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
    • Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
    • Не поддавайся негативным изменениям в своем настроении, думай о том, что хорошо справишься с заданием, мысленно рисуй картину триумфа.
    • Помни: очень важна положительная самооценка, чаще говори про себя «Я уверен в себе, потому что положительно себя оцениваю», «Я справлюсь, я смогу и всё будет хорошо».

    Памятка по подготовке к экзаменам

    1. Готовясь к экзаменам, помни, что все, к чему ты прилагаешь усилия, ты делаешь для себя.
    2. Старайся работать за своим письменным столом, это дисциплинирует, не позволяет расслабляться.
    3. Через каждый час работы делай перерыв.
    4. Намечай план работы на день и старайся его обязательно выполнить.
    5. Старайся проговаривать трудные вопросы вслух, можешь привлечь в качестве собеседника зеркало.
    6. Если родители не против после рабочего дня тебя послушать, рассказывай им то, что ты выучил в течение рабочего дня.
    7. Для лучшего запоминания учебного материала рисуй схемы, пиши шпаргалки, конспекты. Это поможет тебе на экзамене вспомнить изученный тобой материал.
    8. Используй для выполнения схем цветные карандаши, фломастеры. Яркие цвета, используемые в конспекте, легче вспоминаются.
    9. Трудные даты для запоминания напиши на небольших листочках и развесь в своей комнате или по квартире. Проходя мимо них по несколько раз в день, ты сам не заметишь, как они останутся в твоей памяти.
    10. Обязательно посещай консультации, готовь к ним вопросы учителю по существу.
    11. Во время консультаций по подготовке к экзаменам не стесняйся задавать учителю вопросы, если тебе что-то непонятно. Консультация — это твое время и твое право задавать вопросы. Экзамен — это право учителя задать тебе вопросы.
    12. Экзамен — это первое твое испытание. Постарайся оставить о себе хорошее впечатление.
    13. Экзамен — это самопрезентация человека. Постарайся выглядеть так, чтобы экзаменаторам было приятно с тобой общаться.
    14. Во время экзамена не спеши сразу давать ответ. Подумай, вникни в содержание поставленного вопроса в билете.
    15. Строй свой ответ системно, логично, не забывай о важных фактах, связанных с вопросом билета.
    16. Если в чем-то сомневаешься, лучше не говори, чтобы не сделать неуместные ошибки.
    17. Если ты считаешь, что ты прав, не бойся отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
    18. Если ты не прав, не ищи виноватых в других людях. Постарайся в другой раз быть более серьезным и ответственным при подготовке к экзаменам.
    19. Умей достойно выходить из самого трудного положения.
    20. Удачи и успехов на экзаменах.

    Как правильно себя вести:

    1. Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

    2. Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.). Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!

    3. Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

    4. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

    5. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

    6. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

    7. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.

    8. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти–семи (что гораздо труднее).

    9. Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).

    10. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

    11. Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

    12. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

    13. Приходи на экзамен в деловой одежде! Помни, что яркие кричащие цвета могут раздрожжать других людей.

    14. Вера в успех – это половина успеха!

    15. Помни, ты имеешь право подать на эпиляцию.

    Упражнение для снятия напряжения, которое можно использовать во время экзамена.

    Лимон 

    Инструкция: Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что “выжали” весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.



    Предварительный просмотр:

    Техники по развитию уверенности в себе.

    Техника «Облако уверенности»

            Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох и скажите себе, что с каждым вдохом Вы вдыхаете уверенность, силу, энергию, а с каждым выдохом Вы выдыхаете робость, волнение и беспокойство. Сделайте 5 пар медленных вдохов-выдохов.

            Теперь, не открывая глаз, представьте цвет, с которым у Вас ассоциируется уверенность. В какой цвет, по-вашему, может быть окрашена уверенность? Когда определитесь с цветом, представьте облако цвета уверенности, окружите себя облаком, погрузитесь в него.

            Насладитесь чувством спокойствия и защищенности. А теперь добавьте музыку. Какая музыка Вас окрыляет и заряжает? Возможно, это будет Марш тореадоров Ж. Бизе или что-нибудь еще более жизнеутверждающее.

            Под эту музыку выходите на сцену огромного зала. Слышите аплодисменты? Это Вам. Проникнитесь успехом, зафиксируйтесь на нем. Глубоко вдохните и откройте глаза.

    Техника «Заводящий жест»

            Наше тело — сильнейший эмоциональный проводник. Когда мы боимся или волнуемся, это видно невооруженным глазом: все наше тело сжимается, голова втягивается в плечи, плечи опускаются, спина сутулится.

            Но если эмоции так влияют на наше тело, то возможна ли обратная зависимость? Да, и такая техника называется «заводящий жест». Ее часто используют актеры для того, чтобы быстро войти в нужный образ.

            Данный прием позволяет за секунды изменить внутреннее состояние. Встаньте ровно, сделайте глубокий вдох, расправьте плечи, поднимите голову, смотрите прямо перед собой… постойте так несколько секунд… произнесите что-нибудь твердым и ровным голосом, можете даже скомандовать что-нибудь. Зафиксируйте этот образ на себе. Вы – победитель, Вы исполнены уверенности и чувства собственного достоинства.



    Предварительный просмотр:

    Классные  часы: «Счастливых экзаменов!»

                                                                                       Когда человек в панике, он не способен

                                                                                  сосредоточиться на решении той или иной

                                                                                  проблемы, однако, заставив себя мысленно

                                                                                  принять самое худшее, мы тем самым сбрасы-

                                                                                  ваем груз панического беспокойства и оказыва-

                                                                                  емся в состоянии искать и находить пра-

                                                                                  вильный выход.

                                                                                                                                        Д. Карнеги

    Цели: 1) создание положительного психологического настроя с целью успешной сдачи экзаменов; 2) профилактика стрессовых ситуаций в экзаменационный период.

    Оборудование: результаты предварительного анкетирования выпускников.

    Участники: выпускники, классный руководитель, педагог- психолог, преподаватель биологии.

    Форма проведения: беседа с использованием тренинговых упражнений.

    Предварительная подготовка: провести с выпускниками анкетирование, обработать результаты.

                                                                   Анкета.

    1.Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?

    2.Какие ощущения испытываешь с предстоящими экзаменами?

    3.Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день?

    4.Есть ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала? Какие?

    5.Какой режим работы при подготовке к экзаменам ты считаешь наилучшим?

    6.Как ты считаешь, какие продукты питания активизируют умственную деятельность?

                                                              Стресс — тест

        Учащимся предлагается прочитать включенные в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:

                                                                                                 1 — почти никогда;

                                                                                                 2 — редко;

                                                                                                 3 — часто;

                                                                                                 4 — почти всегда.

                                                             Текст  теста

    1. Меня редко раздражают мелочи.
    2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
    3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
    4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
    5. Не переношу критики, выхожу из себя.
    6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.
    7. Все свое свободное время я чем-нибудь занят.
    8. На встречу я всегда прихожу заранее или опаздываю.
    9. Я не умею выслушивать, вставляю реплики.
    10. Страдаю отсутствием аппетита.
    11. Беспричинно бываю беспокоен.
    12. По утрам я чувствую себя плохо.
    13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.
    14. И после продолжительного сна я не чувствую себя нормально.
    15. Думаю, что сердце у меня в порядке.
    16. У меня бывают боли в спине и шее.
    17. Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой.
    18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
    19. Думаю, что я лучше многих.
    20. Не соблюдаю диету, все постоянно колеблется.

    Обработка  результатов.

    30 баллов и меньше — Вы  живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые  возникают.Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Часто видите себя в «розовом свете».

    31- 45 баллов — Ваша  жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова(т.е. у Вас есть стремление чего-нибудь достигнуть), так и в отрицательном. По всей видимости, Вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.

    46 — 60 баллов — Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере.Для Вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добъётесь, но вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.

    61 балл и больше — вы живете как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни! Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.

                                                                      Ход занятия.

    1. Вступительное слово  классного руководителя о важности предстоящего экзаменационного периода. Основные проблемы данного этапа в жизни выпускника.
    2. Этапы экзаменационного периода:

    - подготовка к экзамену;

    - накануне экзамена;

    - во время экзамена.

                                                            Подготовка к экзамену.

    1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
    2. Можно ввести в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно к-л картинки или эстампа (графическое изображение, художественный оттиск) в этих тонах.
    3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - «сова» или «жаворонок», в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться, повторяться (какие именно разделы и темы).
    4. Начни с самого трудного, с того раздела или темы, что знаешь хуже всего. Если же тебе «трудно раскачаться», можно начать с того материала, который тебе интереснее и привлекательнее (постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдёт).
    5. Чередуй занятия и отдых: скажем 40 минут занятий, затем 10-15 минут — перерыв. Можно в это время перекусить, послушать музыку, полить цветы, принять душ и т.п.
    6. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления  планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
    7. Выполняй как можно больше различных  опубликованных тестов по предметам. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
    8. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов.
    9. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
    10. Оставь день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

                                                           Накануне экзамена (ЕГЭ).

    1. Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одного дня, одной ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
    2. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
    3. Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

                                                         

    Во время экзамена (ЕГЭ).

    1. В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.)  Будь  внимателен!!!

    От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

    1.  Бланк ответов ты заполнишь печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например буква «а». Часть информации записывается в закодированной форме, которую тебе покажут перед началом тестирования.
    2. Экзаменационные материалы состоят из 3-х частей: А, В, С. Исправления в бланке ответов крайне нежелательны.

    3 .Рекомендации  психолога.

    Универсальные рецепты для более успешного выполнения тестирования.

    1. Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопитесь не спеша!!! Жёсткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
    2. Начни с лёгкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнёт работать более ясно и четко, ты войдёшь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия будет направлена на более трудные вопросы.
    3. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошёл до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
    4. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых лёгких вопросах.
    5. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь всё, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект — забудь о неудаче в прошлом задании. Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.
    6. Исключай! Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на 1-2 вариантах, а не на всех  5-7(что гораздо труднее).
    7. Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Ты  успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
    8. Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
    9. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, то интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, интуиции следует доверять. Выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
    10. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

    1. Сообщение преподавателя биологии о рациональном питании во время экзаменов.

         

                                            Правила  здорового питания.

    - Потребляйте разнообразные продукты. При приеме пищи старайтесь есть хлеб, крупяные и макаронные изделия, рис и картофель.

    - Несколько раз в день ешьте овощи и фрукты (500 г в день). Предпочтение отдавайте продуктам местного производства.

    - Ежедневно употребляйте молоко и молочные продукты с низким содержанием жира и соли: кефир, кислое молоко, сыр, йогурт.

    - Можно заменять мясо и мясные продукты с высоким содержанием жира на бобовые, рыбу, птицу, яйца, нежирные сорта мяса.

    - Ограничить потребление «видимого» жира в кашах и бутербродах.

    - Ограничить потребление сахаров: сладостей, кондитерских изделий, сладких напитков, десерта.

    - Общее потребление поваренной соли — 1 чайная ложка в день.

    - Дефицит йода восполняется йодированной солью.

    1. Противострессовые упражнения.

    Упражнение «Улыбка».

     Встаньте перед зеркалом, выпрямитесь, разверните плечи, гордо поднимите голову. Теперь лучезарно улыбнитесь себе, приподняв брови, и постойте так 5 минут.

    Воздействуя на мышцы лица, вы влияете непосредственно на своё душевное состояние, искусственно создавая хорошее настроение. Выполнять упражнение лучше всего утром. Тогда с утра и весь день вы будете находиться в прекрасном настроении!

     Упражнение «Моя мечта».

    Психологи считают, что розовый цвет — это цвет пробуждающейся жизни, надежды, любви и добра. Используя розовый цвет, например в одежде, можно привлечь к себе самые благоприятные события. На этом основано упражнение «Моя мечта».

     Расслабьтесь, как можно ярче представьте свою мечту так, как будто она уже сбылась. Например, если вы мечтаете об успешной сдаче экзаменов, представьте себе протокол экзамена, в котором напротив твоей фамилии стоит пятерка! Теперь нарисуй свою мечту и раскрась её в розовый цвет. Затем лист с розовой мечтой повесь справа от себя над своей кроватью или столом. Главное, чтобы она отныне была перед вашими глазами как можно чаще.

      Исполнению мечты может помочь и изготовленный вами коллаж. Для этого возьмите лист бумаги розового цвета или покрасьте белый лист в розовый цвет. Свою фотографию наклейте в центр листа, а рядом с ней приклеивайте различные картинки, отражающие вашу мечту.

       Вокруг своей фотографии в центре светло-розового листа можно также нарисовать всё, что вы желаете притянуть в свою жизнь (лучше всего темно-розовым цветом). Когда закончите работу, повесьте коллаж на самое видное место в квартире или в своей комнате.

       Может быть, кому-то это покажется странным. Однако совсем недавно, в начале  21 века, ученые доказали, что подобные мечты магнитом притягивают их осуществление!

     

      Упражнение «Отрезаю проблему».

    Нарисуй свою проблему справа от себя в виде клубка запутанных ниток. Под изображением напишите: «Моя проблема» (или назовите её более конкретно). Слева от  изображения нарисуйте себя и напишите своё имя (можно использовать фотографию). Затем возьмите ножницы и отрежьте клубок, т.е. свою проблему. Одним движением ножниц вы просто отрезали её от себя. Именно это действие поможет вашему мозгу легко распутать создавшуюся затруднительную ситуацию!

    1. Приёмы  психологической защиты.

           -    Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.

    • Сравнение. Сравните своё состояние с состоянием и положением других людей, вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.
    • Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость.
    • Мобилизация юмора. Смех — противодействие стрессу.
    • Интеллектуальная переработка: «Нет худа без добра».
    • Разрядка — физическая работа, игра, любимые занятия и т.п.
    • Быстрое общее мышечное расслабление -  мышечная релаксация.

                                Литература.  

    1. Как подготовить ребёнка к экзамену: тренинги, тесты, игры, упражнения / сост. Н.Ю.Кадашникова, Т.Ф.Илларионова. - Волгоград: Учитель, 2010.
    2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС,1995.



    Предварительный просмотр:

    Психологические рекомендации

    Уважаемые родители!

    Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче экзамена. Как же поддержать выпускника?

    Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

    Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

    Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

    – Опираться на сильные стороны ребенка,

    – Избегать подчеркивания промахов ребенка,

    – Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,

    – Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,

    Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

    Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

    Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

    Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

    Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привыкших для него письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

    • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
    • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

    И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

    Питание и режим дня

         Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и др. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"

         Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

         Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

         С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!



    Предварительный просмотр:

    Психологические рекомендации.

    Уважаемые выпускники!

    Прежде чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать единый государственный экзамен не в своей школе:

    • Вас встретят доброжелательные педагоги,
    • Каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами,
    • На все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов.

    Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзамену, возможно, они помогут Вам рационально организовать свою деятельность. При необходимости обратитесь к школьному психологу - он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия.

    Следует выделить

    • подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,
    • поведение накануне экзамена,
    • поведение собственно во время экзамена.

    Подготовка к экзамену:

    • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
    • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
    • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
    • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
    • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
    • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
    • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
    • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
    • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
    • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

    Накануне экзамена

    • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
    • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

     

    Во время тестирования

    • В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнить все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
    • В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
    •  При получении результатов тестирования ты имеешь право, если не согласен с оценкой, подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

     

    Приведём несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

    • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
    • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
    • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
    • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
    • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект – забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
    • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
    • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными заданиями, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
    • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

     


    Комментарии

    Ивлева Екатерина Александровна

    Анна Васильевна, очень полезные рекомендации!!!

    Тараканова Анна Васильевна

    Спасибо за отзыв, Екатерина Александровна!

    Смирнова Валентина Николаевна

    Согласна, рекомендации очень полезные!