Внеурочная занятость кружок "Юный корреспондент"

Тараканова Анна Васильевна

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтоб школьник мог применять полученные знания. А по-сколько учебный процесс предоставляет недостаточно возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла. Реализация программы воспитательной деятельности школы и образования школьников должна осуществляться, в том числе посредством школьной газеты. Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование. В результате работы по выпуску газетного материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт. Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе. Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей. Особенность данного кружка состоит в том, что он опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по литературному редактированию, культуре речи, расширяет сведения по лексике и грамматике. Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству. Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учѐбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_korrespondent.doc149 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Казакова

        

 

                                                                                       

                                                                                                                                                                                     

                                                                                         

Дополнительная

общеобразовательная (общеразвивающая)

программа

«Юный корреспондент»

социально-педагогической направленности

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: с 15 лет        

Автор-составитель:

Тараканова Анна Васильевна,

социальный педагог

р.п. Бутурлино

2018

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный корреспондент» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г . №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и другие.

Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, формирование интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Актуальность программы

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтоб школьник мог применять полученные знания. А поскольку учебный процесс предоставляет недостаточно возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.

           Реализация программы воспитательной деятельности школы и образования школьников должна осуществляться, в том числе посредством школьной газеты. Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование.

            В результате работы по выпуску газетного материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.  Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.

           Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.

           Особенность данного кружка состоит в том, что он опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по литературному редактированию, культуре речи, расширяет сведения по лексике и грамматике. Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству.  Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учѐбе.

           Школьная пресса в отечественном образовании всегда занимала достойное место. Школьные редакции выпускали тематические стенгазеты, газеты к праздникам, которые позволяли детям высказывать свои идеи, помогали лучше познавать себя, окружающий мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений учащихся устанавливались отношения сотрудничества и взаимопонимания, поскольку журналистика – это совместная деятельность ярких творческих личностей и коллективный труд. Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ.

           Цель программы: содействовать созданию благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности учащихся, способствовать развитию общения, овладения навыками журналистского мастерства.

         Задачи программы:

  1.Образовательные

- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу;

- совершенствование и развитие навыков литературного творчества;

- повышение грамотности

2. Воспитательные

- сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы;

- воспитание информационной культуры;

- воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции

3. Развивающие

- повышение коммуникативных способностей детей;

- повышение статуса детей в школьном коллективе;

- развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую деятельность.

Отличительная особенность программы заключается в обучении детей основам работы журналиста, верстки газеты и журнала в совокупности с практическими мероприятиями по созданию газеты.

          В структуре занятия выделяются следующие этапы:

  • организационный момент;
  • новизна информации;
  • обсуждение нового материала;
  • поисковая работа;
  • практическая работа;
  • подведение итогов;
  • индивидуальные задания

          Формы и режим занятий

Режим занятий соответствует требованиям СанПин. Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведения занятий.

Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 15 человек.

Программа рассчитана для детей в возрасте 15-17 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в рамках кружковой работы. Длительность занятия 45 минут. Настоящая программа рассчитана на 1 год.

Формы проведения занятий: свободные творческие дискуссии, беседа, игра, диспут, чтение и обсуждение статей из газет, экскурсии, обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей, практические работы (подготовка материала для публикации).

Формы организации учебной работы: коллективная, групповая.

        Учащиеся должны знать понятия:

  • тема, идея (основная мысль текста), его композиция;
  • типы речи, стили речи;
  • изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, призывность, общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность;
  • жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка,

    статья и др.

Учащиеся должны уметь:

  • собирать материал, систематизировать его;
  • строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему;
  • доказывать свою собственную точку зрения;
  • интересоваться мнением других людей;
  • составлять план;
  • создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах;
  • собирать материал;
  • грамотно излагать свои мысли;
  • создавать макет будущего номера;
  • редактировать созданный материал

Формы контроля и подведение итогов реализации программы

  • участие в конкурсах различных уровней по направлению деятельности кружка;
  • анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
  • участие в различных видах презентаций;
  • викторина;
  • тестирование;
  • анализ творческих работ учащихся

Для достижения цели и задач обучающихся осуществляются следующие виды аттестации:

- текущая аттестация;

- промежуточная аттестация.

 Формы аттестации: наблюдение вовлеченности, активности, степени понимания и осознанности применения в своей речи терминов, понятий и определений, развития фантазии, образного мышления и воображения.

Для отслеживания результатов также предусматриваются следующие формы контроля:

- стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе);

- тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

- итоговый контроль в формах: • тестирование; • практические работы; • творческие работы; • самооценка и самоконтроль, анкетирование. 

Учебно-тематический план программы дополнительного образования

«Юный корреспондент»

(34 часа)

п/п

Название раздела

Количество часов

Теоретические

Практические

Форма контроля

1.

Вводное занятие. Понятие о школьной газете.

1

1

Беседа.

2.

Из истории журналистики.

1

1

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

3.

Мои любимые радио- и телепередачи для детей.

1

1

Беседа.

4.

Печатные издания и их роль.

1

1

Доклад.

5.

Мои любимые периодические издания. Детские газеты и журналы.

1

1

Беседа.

6.

Газеты и журналы в школьной библиотеке.

1

1

Беседа. Экскурсия.

7.

Путешествие вглубь веков. Какие они древние газеты? Первые газеты на Руси.

2

1

1

Беседа. Доклады, сообщения учащихся. Работа с литературой по теме.

8.

Текст. Тема и идея текста.

1

1

Беседа.

9.

Стили речи.

2

1

1

Тезисы и конспекты. Работа с текстом.

10.

Газета. Какая она должна быть?

1

1

Знакомство с техническими средствами (фотоаппарат, видеокамера).

11.

Макет номера газеты.

1

1

Коллективная работа над вариантами расположения заголовков к статьям.

12.

Блокнот «Золотые правила юного корреспондента».

1

1

Диспут. Беседа.

13.

Что поможет интересно писать?

1

1

Практическое занятие.

14.

Заголовок. Это важно?

1

1

Практическое занятие. Мозговой штурм.

15.

Что такое жанры журналистики? Что такое очерк?

2

1

 1

Коллективная исследовательская работа-дискуссия. Написание очерка «Мой друг».

Подбор материала к портретному очерку.

16.

Реклама на страницах газеты.

2

2

Создание рекламы самой необычной вещи.

Подбор материала.

17.

Интервью.

2

 1

1

 Интервью у интересного человека.

Особенности жанра.

18.

Репортаж.

1

1

Особенности репортажа.

19.

Что такое заметка?

1

1

Практическое занятие. Творческая работа.

20.

Работа над языком статьи.

1

1

Лексика. Отбор материала.

21.

Создание газетных статей.

1

1

Работа по совершенствованию написанного.

22.

Эссе.

1

1

Практическое занятие. Творческая работа.

23.

Редактирование текста.

2

2

Редактор. Правила редактора.

24.

Оформление, дизайн газеты.

1

1

Этапы оформления, дизайн газеты.

25.

Газетная статья.

1

1

Статья о спортивном празднике.

26.

Выпуск школьных газет «Школьная газета» (в конце каждого месяца).

3

3

Этапы создания газеты (определение участников, сроков создания, распределение поручений между участниками выпуска).

Содержание программы

  1. Вводное занятие включает знакомство с коллективом, обсуждение плана работы на год.
  2. Профессии газеты, их история, включает знакомство с профессиями необходимые при создании газеты, такие как журналист, корреспондент, редактор, оператор компьютерного набора, оформитель. Разделы школьной газеты, включает знакомство с темами «Статья», «Интервью», Заметка». Знакомство с понятиями данных тем, использование их на практике, при индивидуальной работе, либо групповой. Распределение ответственных ребят за каждую колонку в газете.
  3. Этапы издания школьной газеты, включает знакомство с этапами, по которым издаётся газета. Знакомятся с правилами поиска необходимой информации для статьи, умение выбрать человека, у которого берём интервью, правилами опроса людей, находившиеся на школьном мероприятии. Выбор титульного листа. Распределяют, что необходимо сначала печатать, а что после. Чем сделать газету привлекательной и интересной, например, поздравления учеников и учителей, т. е. публикация имен и фамилий именинников; добавления конкурсов, кроссвордов, тестов и др.
  4. Культура русской речи, включает знакомство с понятием «речь» и её виды (плохая и хорошая), знакомство со стилями русского языка, работа над тезисами, высказываниями учёных, цитат и т. д. Повторение некоторых правил русского языка. Знакомство со словарем – справочником русской речи.
  5. Подготовка к выставке изданных газет, либо к конференции, включает подготовку к выставке газет, либо проведение конференции на тему «Необходима ли для школы издание газет?»

Методическое обеспечение

                  Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

             С этой целью предусматриваются методы и формы работы:

1. словесные (лекции, беседы);

2. наглядные;

3. индивидуальные занятия;

4. свободная творческая дискуссия;

5. ролевые игры;

6. творческие задания;

7. активные методы формирования системы общения;

8. экскурсии;

9. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

            Средства, необходимые для реализации данной программы:

методические:

- разработки по темам;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

- журналы;

- газеты

дидактические:

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- схемы

Оборудования:

- компьютер;

- фотоаппарат;

- видеокамера;

- блокнот;

- ручка.

           Итоги подводятся в виде обсуждения (дискуссии) об изданной газете (что удалось, чего не хватало, наши ошибки и т. д.).

Ожидаемый результат

           В школе создана команда детей (редколлегия газеты), школьная газета «Большая перемена» выходит ежемесячно в бумажном варианте.

           Обучающиеся должны:

  • уметь собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать журналистские произведения разных жанров (интервью, репортажи, заметки);
  • освоить первоначальные навыки обращения с доступным техническим оснащением;
  • познакомиться с основами компьютерной грамотности, получить навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
  • планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет;
  • быть ориентированными на творческий подход в любом виде журналисткой деятельности и уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
  • знать особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
  • знать виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
  • уметь составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования; написать газетную заметку, репортаж; составлять фоторепортаж.

Список литературы, используемый педагогом

 и рекомендованный учащимся

  1. Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям / авт.-сост. Н. А. Спирина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 207 с.
  2. Как психологически правильно брать интервью / авт.-сост. Н. Б. Шкопоров. – М., 1999
  3. Как организовать в школе выпуск газеты / авт.-сост. Л. Н. Гринева. – М., 2004
  4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М., 2001
  5. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н. В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.: ил.
  6. Система средств массовой информации России. МГУ им. М. В. Ломоно-

сова, 2005, факультет журналистики. / Под ред. проф. Я. Н. Засурского.

           



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

п/п

Количество часов

Дата проведения

Тема

Вид деятельности

Практика письменной речи

Навыки

Примечание

1.

1

04.09.18г.

Вводное занятие. Понятие о школьной газете.

Беседа.

2.

1

11.09.18г.

Из истории журналистики.

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

Знакомство со СМИ.

3.

1

18.09.18г.

Мои любимые радио- и телепередачи для детей.

Беседа.

Знание передач для детей.

4.

1

25.09.18г.

Печатные издания и их роль.

Доклад.

Составление

доклада.

Устная и письменная работа с текстом.

5.

1

02.10.18г.

Мои любимые периодические издания. Детские газеты и журналы.

Беседа.

Знание детских газет.

6.

1

09.10.18г.

Газеты и журналы в школьной библиотеке.

Беседа. Экскурсия.

Знакомство с газетами и журналами.

7.

2

16.10.18г.

23.10.18г.

Путешествие вглубь веков. Какие они древние газеты? Первые газеты на Руси.

Беседа. Доклады, сообщения учащихся. Работа с литературой по теме.

Знакомство с историей журналистики.

8.

1

06.11.18г.

Текст. Тема и идея текста.

Беседа.

9.

2

13.11.18г.

20.11.18г.

Стили речи.

Тезисы и конспекты. Работа с текстом.

Умение находить стилистические фигуры в газетных публикациях.

10.

1

27.11.18г.

Газета. Какая она должна быть?

Знакомство с техническими средствами (фотоаппарат, видеокамера).

Фотомонтаж.

11.

1

04.12.18г.

Макет номера газеты.

Коллективная работа над вариантами расположения заголовков к статьям.

Знакомство с макетом газеты.

12.

1

11.12.18г.

Блокнот «Золотые правила юного корреспондента».

Диспут. Беседа.

Усвоение норм поведения культурного человека.

13.

1

18.12.18г.

Что поможет интересно писать?

Практическое занятие.

Тематический подбор пословиц, поговорок, крылатых выражений.

14.

1

25.12.18г.

Заголовок.

Это важно?

Практическое занятие. Мозговой штурм.

Умение подбирать заголовок.

15.

2

15.01.19г.

22.01.19г.

Что такое жанры журналистики?

Что такое очерк?

Подбор материала к портретному очерку.

 Коллективная исследовательская работа-дискуссия. Написание очерка «Мой друг».

Знание основных жанров журналистики. Умение использовать особенности жанра.

Диалог в повествовании.

16.

2

29.01.19г.

05.02.19г.

Реклама на страницах газеты.

Подбор материала.

Создание рекламы самой необычной вещи.

Умение правильно строить рекламу.

17.

2

12.02.19г.

19.02.19г.

Интервью.

 Особенности жанра.

Интервью у интересного человека.

Умение правильно взять интервью.

18.

1

26.02.19г.

Репортаж.

Особенности репортажа.

Умение использовать элементы всех информационных жанров.

19.

1

05.03.19г.

Что такое заметка?

Практическое занятие. Творческая работа.

Знание жанра заметки.

20.

1

12.03.19г.

Работа над языком статьи.

Лексика. Отбор материала.

Эмоционально окрашенные слова, слова в переносном значении.

Умение использовать средства художественной выразительности.

21.

1

19.03.19г.

Создание газетных статей.

Работа по совершенствованию написанного.

Знакомство с работой мастеров слова над рукописью.

Навыки работы с текстом.

22.

1

02.04.19г.

Эссе.

Практическое занятие. Творческая работа.

Написание эссе.

23.

2

09.04.19г.

16.04.19г.

Редактирование текста.

Редактор. Правила редактора.

Практическое занятие.

24.

1

23.04.19г.

Оформление, дизайн газеты.

Этапы оформления, дизайн газеты.

Практическое занятие.

Совершенствование навыков журналистской работы.

25.

1

30.04.19г.

Газетная статья.

Статья о спортивном празднике.

Умение описывать события по наблюдениям.

26.

3

07.05.19г.

14.05.19г.

21.05.19г.

Выпуск школьных газет «Большая перемена» (в конце каждого месяца).

Этапы создания газеты (определение участников, сроков создания, распределение поручений между участниками выпуска).

Практическое занятие. Творческая работа.

Формирование навыков по верстке газет.


Комментарии

Смирнова Валентина Николаевна

Да, коммуникабельность точно необходима)