Конспекты уроков

Бондарь Алена Федоровна

Здесь вы найдете конспекты уроков русского языка и литературы в соответствии с ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана В асильевича , молодого опричника и удалого купца Калашникова ...»

Слайд 3

«Чему быть суждено, то и сбудется?..»

Слайд 4

--Направо пойдешь-жизнь потеряешь, честь сохранишь - Налево пойдешь- честь потеряешь, жизнь сохранишь - Прямо пойдешь - чему быть, то и сбудется

Слайд 5

А нтитеза

Слайд 6

«Семья» Кирибеевича Семья Калашникова

Слайд 7

Вывод 1 : можно выбрать славу, вседозволенность, но…

Слайд 8

Вывод 2 : мужчина должен …

Слайд 9

Вывод 3: каждый человек должен уважать…

Слайд 10

«Чему быть суждено, то и сбудется?..»

Слайд 11

Подумай! Определите, какой смысл приобретает определение при смене в нем ударения: « честнОй народ» у Лермонтова и « чЕстный »?

Слайд 12

Лихой 1. Приносящий беду, злой, тяжкий. Лихой 2. Молодецкий, удалой.

Слайд 13

13 1. Я считаю, что Степан Парамонович Калашников совершает неверный шаг, идя на смертный бой с опричником, обрекая себя в любом случае ( и в поражении, и победе над Кирибеевичем ) на смерть. Ведь у него есть жена, малые детки любезные, младшие братья, маленький брат жены. Не лучше ли было бы пережить поступок опричника, тем более никто не пострадал?

Слайд 14

А не правильнее ли было бы Калашникову поведать царю правду, чтобы Иван Грозный наказал Кирибеевича ?

Слайд 15

Как вы расцениваете поступок Ивана Грозного, ни за что наказавшего Калашникова? Почему Калашников сам просит для себя смерти у царя? Что обещал царь Иван Грозный сделать после смерти Калашникова?

Слайд 16

--Направо пойдешь-жизнь потеряешь, честь сохранишь - Налево пойдешь- честь потеряешь, жизнь сохранишь - Прямо пойдешь - чему быть, то и сбудется

Слайд 17

Вывод 4. Даже если человек не свободен в выборе своей судьбы, её конечных результатов, он свободен в выборе между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, правдой и ложью – свободен нравственно

Слайд 18

ВЕК XVI – ВЕК XVIII Погиб поэт!- невольник чести Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит! Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар ?..

Слайд 19

«Чему быть суждено, то и сбудется?..»  Я почувствовал…  Я понял…  Я бы изменил…  Я буду… Д/з 1.По этим пунктам написать отзыв на поэму Лермонтова 2 . Письменно ответить на вопрос «Чем близок мне Калашников ?» 3. Иллюстрация к произведению



Предварительный просмотр:

     Метапредметный урок на тему:  «Чему быть суждено, то и сбудется?..» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»)

Технология проблемного обучения

Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: свободен ли человек в выборе своей судьбы?

Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных  формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

Организационные формы: самостоятельная коллективная деятельность с опорой на результаты перспективного домашнего задания; исследовательская работа. 

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация учителя

Ожидаемые результаты:

 Личностные:

 • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 • формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

 Метапредметные:

  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

  • формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

   • умение строить  логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения;

  • умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
  • умение видеть культурологические связи  

 Предметные:

 • понимание литературы как особого способа познания жизни,

 • формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия, умения в процессе чтения вставать на позицию другого;

 • воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические (устные и письменные) высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.

Ход урока:

1 этап. Прослушивание начала произведения

- Из какого произведения прозвучал отрывок?

 - В названии произведения  указаны герои, о которых пойдет речь. Назовите героев поэмы.

Тема нашего урока звучит так: «Чему быть суждено, то и сбудется?»

- Чьи это слова? (Калашникова)

- А почему я записала их  с вопросительным знаком?  На какие вопросы мы должны ответить?

2. Представьте, что вы на перепутье дорог. Дороги необычные, сказочные, но указатели здесь иные:

«Направо пойдешь-жизнь потеряешь, честь сохранишь», «Налево пойдешь- честь потеряешь, жизнь сохранишь», «Прямо пойдешь -  чему быть, то и сбудется». Чем, по-вашему, отличаются указатели? (дети ,анализируя ситуацию, определяют, что дорога «прямо» не содержит ситуации выбора, в отличие от двух других)

В подобной ситуации оказался и герой поэмы Калашников. Давайте еще раз вспомним название произведения. Почему в таком порядке автор расположил героев?

- Царь и Кирибеевич  являются представителями чего? (власти)

 - А Калашников? (правды)

Рассказывая о судьбе героев, Лермонтов строит повествование на приеме АНТИТЕЗА. (дать определение). В поэме кто противопоставлен друг другу?

Какое сходство есть у Калашникова и Кирибеевича? (внешность, сила)

 Но все же больше в них различия. Давайте проанализируем текст.

3. Как правило, для человека важна семья, без нее он не может жить. Давайте рассмотрим семью героев поэмы, их происхождение.

(Зачитывают эпизоды, где герои рассказывают о себе)

(Кирибеевич отказался от своей семьи ради государя, а Калашников, напротив, за честь семьи  готов жизнь отдать. Формулируем ВЫВОД 1- можно выбрать богатство, славу, вседозволенность, но быть при этом без роду-племени.)

4. А теперь рассмотрим отношение героев к женщине.

(Зачитывают эпизоды)

- Как Кирибеевич относится к Алене Дмитриевне, а как Калашников?

(Кирибеевич – эгоист, зная о том, что это замужняя  женщина, все равно предпринимает попытку добиться ее. Калашников защищает честь жены и семьи ценою жизни)

Формулируем ВЫВОД 2. –Мужчина должен…

5. - Какую библейскую заповедь нарушает Кирибеевич?

- Почему он не боится закона божьего? Как его называет Калашников?

А Лермонтов даже использует доказательство того, что Кирибеевич не православной веры.

  (Алена-     предположительно от греческого helenos – свет, иногда переводят как "сияющая"; Иван-  Яхве (Бог) смилостивился, помиловал` ; Степан - венок (греч.); Дмитрий -  от  женского Деметра  - означает «Мать-Земля»; Парамон — надежный, верный (греч.;  Кирибеевич лишён честного имени — он “бусурманский сын”

ВЫВОД 3 Каждый человек должен (уважать традиции и обычаи другого   человека)

6. Теперь рассмотрим поединок героев.

 - Как относятся соперники друг к другу?

- С какой целью они идут на бой?

- какое значение имеет спор героев перед боем? Кто из него выходит победителем?

- Еще один прием Лермонтова – это игра со словами. В произведении автор называет народ, меняя ударение не честным, а честнЫм, а  Калашникова ЛИХИМ. Давайте посмотрим значение этих  слов в словаре.

«Лихой 1. Приносящий беду, злой, тяжкий.  Лихой 2. Молодецкий, удалой.») Это говорит о неоднозначности героя. Он противоречив.

7.А теперь рассмотрим в чем же противоречивость героя.

Предположение 1. Я считаю, что Степан Парамонович Калашников совершает неверный шаг, идя на смертный бой с опричником, обрекая себя в любом случае ( и в поражении, и победе над Кирибеевичем) на смерть. Ведь у него есть жена, малые детки любезные, младшие братья, маленький брат жены. Не лучше ли было бы пережить поступок опричника, тем более никто не пострадал?(обсуждают)

Предположение 2 А не правильнее ли было бы Калашникову поведать царю правду, чтобы Иван Грозный наказал Кирибеевича?(это противоречило принципам Калашникова)

- Как вы расцениваете поступок Ивана Грозного, ни за что наказавшего Калашникова?

 - Почему Калашников сам просит для себя смерти у царя?

 -  Что обещал царь Иван Грозный сделать после смерти Калашникова?

О каких нравственных общечеловеческих ценностях заставляет задуматься Лермонтов?

(По ходу проверки задания ученики высказывают следующие версии:

 ? Есть ли у человека право предавать самого себя, свою семью?

 ? Есть ли у человека право оскорблять других ради своей прихоти?

 ? Есть ли у человека право противостоять государству?

 ? Можно ли стерпеть обиду? Надо ли мстить обидчику?

 ?  Сильный всегда прав?)

Итак, вернемся к началу урока. Мы на распутье…Но сейчас мы  пытаемся понять Калашникова. Почему он выбрал такой путь? Был ли у него выбор? - Перед каким выбором автор ставит героев и что определяет их выбор? Или  герой был обречен? «Чему быть суждено, то и сбудется?..»

у Калашникова не было другого выхода, не было у него надежды со стороны Закона. Но что ещё более важно для решения проблемы , в чём видит Лермонтов истинную нравственность, это то, что Калашников выступает не только как защитник семьи, но и как защитник высокоморальных устоев народных традиций: семья – долг – отечество – заветы предков. Ему глубоко чуждо всё, что нарушает этот праведный закон- закон нравственный, божий, закон жизни по совести

 (Вывод 4  Даже если человек не свободен в выборе своей судьбы, её конечных результатов, он свободен в выборе между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, правдой и ложью – свободен нравственно)

.Исследование –сопоставление Прочтите отрывок из стихотворения  М.Лермонтова «На смерть Поэта» и найдите мотивы для сопоставления этих произведений одного автора.

Рефлексия

        Я почувствовал…

        Я понял…

        Я бы изменил…

        Я буду

Д/з 1.По этим пунктам написать отзыв на поэму Лермонтова

       2. чем близок мне Калашников? 3. Иллюстрация к произведению

Технологическая карта урока


Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент. Мотивация  к учебной деятельности.

(8 мин)

Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Постановка учебной задачи.

Приветствуют учителя. Слушают одноклассников. Взаимодействуют с учителем во время опроса.

Правильно реагировать на устную речь. Уметь организовать себя и свое рабочее место.

Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний.

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

Организует проверку домашнего задания.

(вопросы по содержанию)

Отвечают,проверяют правильность ответов друг друга.

Развивают умения справляться с поставленными задачами.

Уметь слушать в соответствии с установкой. Самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения.

3.Актуализация знаний

(5 мин)

Напоминает материал из теории литературы (антитеза)

Вспоминают и записывают нужную информацию

Отрабатываются умения по поиску и выделению необходимой информации, умения структурировать знания, расширяют свой словарный запас.  

4. Физкультминутка 3 мин.                            Смена учебной деятельности; релаксация; здоровьесбережение

5. Учебно-познавательная деятельность (15 мин)

Помогает детям пройти путь «вслед за автором»,

сформулировать выводы, проанализировав поведение героев.

При необходимости корректирует работу учащихся.

Организует исследование – сопоставление (со стихотворением «На смерть поэта»)

Отрабатывают навыки употребления и самостоятельного анализа текста.

Взаимодействуют  с одноклассниками. Отрабатывают навыки сравнительного анализа

Самостоятельно оценивать пра-вильность выполнения действия друг друга, вносить необходимые коррективы в выполнение задания. Учатся использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания  в  устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Развитие таких качеств как, целеустремленность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность.

 

6.Рефлексия и домашнее задание. Подведение итогов.

 ( 4мин)

Учитель просит учащихся поделиться мыслями, идеями.

Задает дифференцированное домашнее задание

Отвечают на вопросы учителя. Выражают свое мнение об итогах работы на уроке.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД.


   Выбранный тип урока объясняется тем, что сегодня важно не столько дать ученику большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, чему способствует внедрение принципа метапредметности. В соответствии с новыми стандартами мы стремились формировать личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия, что позволяет учащимся принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. На уроке ученики не запоминают, но осмысливают важнейшие понятия, как бы заново открывая их. Поэтому на уроке уделялось большое внимание нравственным установкам и принципам.

Приложение.

Работа с текстом. Найдите во 2 главе поэмы рассказ Кирибеевича  о своем происхождении (стр.148. «От вечерни домой шла я нонече…), а в 3 главе – рассказ Калашникова о своем (стр.153)

Работа с текстом. Найти эпизод встречи Алены Дмитриевны с Кирибеевичем.(стр.149), зачитать. Найти в тексте эпизод, в котором раскрывается отношение Калашникова к своей жене (стр.150)

  Алена-     предположительно от греческого helenos – свет, иногда переводят как "сияющая"; Иван-  Яхве (Бог) смилостивился, помиловал` ; Степан - венок (греч.); Дмитрий -  от  женского Деметра  - означает «Мать-Земля»; Парамон — надежный, верный (греч.;  Кирибеевич лишён честного имени — он “бусурманский сын”

Пользуясь словарем Ожегова, дать толкование слов лихОй  и честнОй

М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта» (1837)

Погиб поэт!- невольник чести

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?..



Предварительный просмотр:

Урок проводится в курсе литературы в 5-ом классе по учебнику «Литература» (учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – М. «Просвещение»).

Это урок открытия нового знания, на котором учащиеся анализируют сказку К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», находят главную мысль произведения, обогащают словарный запас, работают над выразительностью речи. Погружение в неповторимый мир авторской сказки, помогает  увидеть ученикам глубину содержания, народную мудрость и мораль, выйти на понимание смысла названия, учителю - активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, научить видеть необычное в обычном, постичь лиризм описаний, выразительность и красочность языка, проанализировать сравнения и эпитеты в сказе К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Конспект урока литературы в 5 классе

«Добро и зло в сказке К.Паустовского «Теплый хлеб»

Цель: создать условия для достижения образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных.

Задачи:

1.Формировать  понятия о  нравственности, добре, зле.

2.Способствовать развитию самостоятельности мышления при анализе текста художественного произведения.

3. Воспитывать нравственные качества.

Планируемые результаты

Предметные - закрепятся навыки:

- определения темы и идеи произведения, художественных средств, способствующих раскрытию замысла автора;

- анализа описанных событий, поступков героев;

- составления портрета литературного героя.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог.

Личностные:  формирование позитивной самооценки, нравственных качеств.

Проблема

Насколько важно проявлять сострадание, милосердие, делать добро?

Ожидаемый результат.  Научатся вдумчиво читать, слушать и понимать смысл произведения

Ход урока:

  1. Психологическая установка

Читает стихотворение учитель:

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку послушал и ты,

Пусть подкрадется к самому сердцу,

И зародится в нем зерно доброты.

- О чем мы сегодня будем говорить?

- А что является выражением доброты, как вы можете определить что человек относится к вам по – доброму? (улыбка)

- Давайте подарим улыбки друг другу.

  1. Мотивация.

Начать урок хочется с восточной притчи.

Когда – то давно один старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, злобу, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Тронутый до глубины души внук задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы поняли смысл притчи?

- Предположите, что такое зло, откуда оно берет начало, кто является его основным носителем? (люди)

- Подберите антоним к слову ЗЛО.

- Что такое добро? Нарисуйте в тетрадях ассоциации со словом ДОБРО (солнце, цветок, радуга и т.д.)

3. Постановка целей и задач.

Чтение отрывков из сказки «Теплый хлеб»

Отрывок №1 – описание вьюги («Вдруг в голых деревьях…»)

Отрывок №2 – описание природы («За окнами воздух был синий…»)

- Отрывки из какого произведения вы прослушали?

- А кто автор этой сказки?

- А эти отрывки как – то связаны с притчей?

 - В каком герое боролись два волка?

- О чем мы сегодня будем говорить? ( исходя из ответов учащихся формулируется иема урока: «добро и зло в сказке «Теплый хлеб»).

4. Проверка знания текста.

На столах у каждого учащегося листы с вопросами по содержанию текста.

  1. Почему конь остался в деревне?
  2. Какая кличка была у Фильки?
  3. Какую историю рассказала бабушка Фильке?
  4. Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб?
  5. Как Филька искупал свою вину?
  6. Причиной лютого мороза столетней давности бабка считала…

(Поверка по ключу на слайде. Сами  себе ставят отметку, листы сдают в конце урока).

5. Анализ текста.

Ну а теперь предлагаю вам пройти путь главного героя от зла к добру. (на доске вывешивается нарисованный мальчик)

- Каким мы увидели Фильку в начале сказки?

- Как жители села его звали и почему?

- Что произошло после того, как Филька обидел коня?

- Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?

Домашнее задание у вас было проследить как меняется интонация произношения Филькой его любимой фразы. (читают последнюю фразу «Да ну его. Пробьем мы, ребята, и такой лед.»)

- О каких изменениях в душе героя  мы узнаем с помощью интонации?

- Что было бы, если жители села отмахнулись бы от Фильки?

- Почему в конце Филька не произносить эту фразу?

- нужно жить по принципу, по которому жил Филька?

- А случайно ли автор назвал своего героя именно этим именем?

 (инд. д/з – значение имени Филлип).

- Значит, автор сразу нам дает понять, что герой положительный.

Вывод – вначале Филька был жестоким, злым мальчиком, но затем через страх, помощь и дружбу приобрел тепло и доброту.

А сейчас давайте посмотрим как другие персонажи предлагают бороться со злом.

1 ряд – Что предлагает Фильке бабка?

2 ряд -  Что советует сделать Панкрат?

3 ряд – Что делают ребята? (Ищут ответы в тексте)

Вывод . Со злом можно бороться только сообща, всем миром.

  1. Физминутка.
  2. Осмысление названия.

На слайде появляются несколько значений слова ТЕПЛЫЙ.

- Нагретый, содержащий тепло.

- Не знающий морозов, южный

- Хорошо защищающий от холода.

- Имеющий отопление

- Отличающийся  внутренней теплотой, согревающий душу, приветливый.

- В каком значении употреблено данное слово в словосочетании теплый хлеб?

- Какой троп лежит в названии сказки? Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми еще и чудесным?

- В чем смысл названия сказки?

Эту сказку Паустовский назвал так не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, это своего рода искупление вины.

- А какое еще есть словосочетание с переносным значением слова теплый? (теплое сердце).

У некоторых ребят было на дом задание – написать сочинение «Что значит теплое сердце?» Давайте послушаем.

  1. Выводы

- Какого же волка нужно вскармливать в своей душе?

- Что нужно делать, чтобы внутри тебя жил добрый волк?

Давайте проследим путь Фильки. На доске расположены этапы пути Фильки. Их нужно расположить в правильном порядке. (злодеяние, осознание, раскаяние, преодоление, искупление, благодарность). (Расположить их рядом с нарисованным мальчиком в виде ступенек.)

- Легок ли путь к добру?

Я полагаю, произведение Паустовского не оставило вас равнодушными. Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас пойдет по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая, я надеюсь, только добрые дела.

  1. Рефлекися.

Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире  - от доброты людской. От щедрости их сердец. А завещанием послужат слова К.Паустовского: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар.»

Своим ярким творчеством писатель заслужил улыбку. Заслужили ее и вы своими достойными ответами.

На память я хочу вам оставить правила доброты, вложите их в свои дневники и почаще перечитывайте. (раздаются каждому учащемуся).

  1. Оценивание.
  2. Домашнее задание (на выбор)

1.Письменно ответить на вопрос «О чем меня заставила задуматься сказка «Теплый хлеб»

 или «Чему меня научила сказка «Теплый хлеб»

2.Написать письмо Фильке.

Технологическая карта к уроку

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.

(Цель: настроить учеников на

 учебную деятельность)

Этап знакомства с текстом и выдвижение первичных смысловых версий индивидуально в технологической карте

        Психологическая установка

Читает стихотворение учитель:

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку послушал и ты,

Пусть подкрадется к самому сердцу,

И зародится в нем зерно доброты.

- О чем мы сегодня будем говорить?

- А что является выражением доброты, как вы можете определить что человек относится к вам по – доброму? (улыбка)

- Давайте подарим улыбки друг другу.

Ученик проверяет наличие учебного материала к уроку.

Правильно реагировать на устную речь. Уметь организовать себя и свое рабочее место.

Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний.

2. Стадия  вызова  «создание мотива

к обучению». 

3.Открытие нового знания.

(Цели:

  Развитие умения анализировать, делать вывод;

- развитие мышления и грамотной речи учащихся; Выполнение заданий на продвижение понимания. (в группах)

  1. Физминутка

  1. Осмысление    содержательная,

в ходе которого   происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

Когда – то давно один старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, злобу, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Тронутый до глубины души внук задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы поняли смысл притчи?

- Предположите, что такое зло, откуда оно берет начало, кто является его основным носителем? (люди)

- Подберите антоним к слову ЗЛО.

- Что такое добро? Нарисуйте в тетрадях ассоциации со словом ДОБРО (солнце, цветок, радуга и т.д.)

Постановка цели, проблемного вопроса.

     Чтение отрывков из сказки «Теплый хлеб»

Отрывок №1 – описание вьюги («Вдруг в голых деревьях…»)

Отрывок №2 – описание природы («За окнами воздух был синий…»)

- Отрывки из какого произведения вы прослушали?

- А кто автор этой сказки?

- А эти отрывки как – то связаны с притчей?

 - В каком герое боролись два волка?

- О чем мы сегодня будем говорить? ( исходя из ответов учащихся формулируется тема урока: «добро и зло в сказке «Теплый хлеб»).

Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло.

 Проверка знания текста.

На столах у каждого учащегося листы с вопросами по содержанию текста

 Анализ текста.

Ну а теперь предлагаю вам пройти путь главного героя от зла к добру. (на доске вывешивается нарисованный мальчик)

- Каким мы увидели Фильку в начале сказки?

- Как жители села его звали и почему?

- Что произошло после того, как Филька обидел коня?

- Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?

Домашнее задание у вас было проследить как меняется интонация произношения Филькой его любимой фразы. (читают последнюю фразу «Да ну его. Пробьем мы, ребята, и такой лед.»)

- О каких изменениях в душе героя  мы узнаем с помощью интонации?

- Что было бы, если жители села отмахнулись бы от Фильки?

- Почему в конце Филька не произносить эту фразу?

- нужно жить по принципу, по которому жил Филька?

- А случайно ли автор назвал своего героя именно этим именем?

 (инд. д/з – значение имени Филлип).

- Значит, автор сразу нам дает понять, что герой положительный.

Вывод – вначале Филька был жестоким, злым мальчиком, но затем через страх, помощь и дружбу приобрел тепло и доброту.

А сейчас давайте посмотрим как другие персонажи предлагают бороться со злом.

1 ряд – Что предлагает Фильке бабка?

2 ряд -  Что советует сделать Панкрат?

3 ряд – Что делают ребята? (Ищут ответы в тексте)

Вывод . Со злом можно бороться только сообща, всем миром.

Приём «Двойной дневник»

Приём «Цветовые ассоциации»

Если бы вы были художником, какие цвета вы бы использовали, изображая этот эпизод?

На слайде появляются несколько значений слова ТЕПЛЫЙ.

- Нагретый, содержащий тепло.

- Не знающий морозов, южный

- Хорошо защищающий от холода.

- Имеющий отопление

- Отличающийся  внутренней теплотой, согревающий душу, приветливый.

- В каком значении употреблено данное слово в словосочетании теплый хлеб?

- Какой троп лежит в названии сказки? Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми еще и чудесным?

- В чем смысл названия сказки?

Эту сказку Паустовский назвал так не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, это своего рода искупление вины.

- А какое еще есть словосочетание с переносным значением слова теплый? (теплое сердце).

У некоторых ребят было на дом задание – написать сочинение «Что значит теплое сердце?» Давайте послушаем.

.

 

Слушают, осмысливая

Отвечают. Слушают ответы одноклассников.

Высказывают свою точку зрения.

Рисуют

Слушают текст, высказывают свои предположения

Записывают тему

.

Отвечают на вопросы.

Самопроверка по слайду

Отвечают.

Работают с текстом, затем рассказывают о выполненной работе.

Оценивают работу одноклассников.

Работают с текстом. Отвечают.

Высказывают предположения

.

 

Размышляют

Слушают, оценивают одноклассников

Развивают умения справляться с поставленными задачами.

Уметь слушать в соответствии с установкой. Самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения.

Самостоятельно оценивать пра-вильность выполнения действия друг друга, вносить необходимые коррективы в выполнение задания. Учатся использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания  в  устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Развитие таких качеств как, целеустремленность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность.

 

6. Рефлексия

(Цели: определение, что усвое-

но учащимися, что вызвало за-

труднения, что привлекло вни-

мание детей).

7. Домашнее задание

(Цель: организация самостоя-

тельной работы учащихся,

творческой работы учащихся).

Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире  - от доброты людской. От щедрости их сердец. А завещанием послужат слова К.Паустовского: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар.»

Своим ярким творчеством писатель заслужил улыбку. Заслужили ее и вы своими достойными ответами.

На память я хочу вам оставить правила доброты, вложите их в свои дневники и почаще перечитывайте. (раздаются каждому учащемуся)

 Продолжите предложения:

Сегодня я познакомился (узнал)…

Самым интересным для меня..

Мне непонятно…

Я ещё хотел бы узнать…

 Домашнее задание  (на выбор)

   

1.Письменно ответить на вопрос «О чем меня заставила задуматься сказка «Теплый хлеб»

 или «Чему меня научила сказка «Теплый хлеб»

2.Написать письмо Фильке.

Продолжают предложения

Записывают задание в дневник

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД.



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Гуманистический пафос. Авторская позиция.

(по рассказу Л.Андреева «Кусака»)

Технология «Обучающие тесты»

Выполнила: Бондарь Алена Федоровна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ лицей №27 г.Улан-Удэ

Характеристика задачи.

Задания теста построены на основе рассказа Л.Андреева «Кусака». Данный тест направлен на обучение  анализу художественного текста, формирование навыков устанавливать причинно-следственные связи, формирование  понятия об авторской позиции и способах её выражения. Задания способствуют развитию  умения выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли.

При выполнении заданий вам встретятся следующие литературные  термины:

Пафос – греческое слово, которое обозначает эмоциональную речь или письменный текст, переполненный возвышенными чувствами, которые должны вызвать у тех, кто его слушает или читает, сильный отклик.

Гуманистический пафос – стремление главных героев к высоким гуманистическим идеалам, их возвышение и утверждение наперекор обстоятельствам и противодействию окружающих.

Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения АП: прямое высказывание автора, через портрет. Особенности поведения персонажей, пейзаж, цвет, время и т. д. В художественном произведении важно каждое слово.

 

Задания.

  1. Рассказ начинается описанием собаки.

 «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто
не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем
кормилась. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте.

Для чего в первом предложении автор употребляет так много слов с отрицанием?

 А. Показать, как несчастна собака    

Б. Показать нарастание злобы в душе собаки

  1. Во 2 главе мы знакомимся с дачниками и видим, что Кусака меняется.

«Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким
женским голосом» .

«Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое
она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и
могла им служить»

Все герои счастливы, но у каждого свое счастье. Объясните, опираясь на текст, в чем счастье людей и в чем счастье собаки.

  1. Почему, когда приходили посторонние люди, Кусака убегала и пряталась?

А) боялась, что ее обидят    Б) она любила только своих хозяев и хотела служить только им.

4. Четвертая глава начинается описанием пейзажа:

«Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и
быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер
гасили их, точно свечи, одну за другой.»

Как вы думаете, что оно предвещает?

5.  Разговаривая с Лелей перед отъездом мама произносит фразу: «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя». И тут же сама себе противоречит: « Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит.  А эта что - дворняжка!»

О чем свидетельствует эта фраза? .

6.  Литератору В. Кротову принадлежат слова: «Скука – это голод души, не знающей своей подлинной пищи».

Почему Леле становится скучно? Счастлива ли она?

7.  Почему Леля  забыла попрощаться с Кусакой? Каковы ее истинные чувства?

8.  Предательству Лели предшествуют слова:

«Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль.»

(Анемия (малокровье) – это заболевание, которое характеризуется снижением эритроцитов (красных кровяных телец), гемоглобина, дыхательной функции крови и развитием кислородного голодания тканей.)

Чья душа больна? Почему вы так считаете?

9. В 5 главе автор использует прием градации (постепенное усиление или ослабление признака)

«Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. Наступила ночь»

Как данный фрагмент помогает понять, что чувствует Кусака в этот момент?

10. Кусаку предали во второй раз. Как вы думаете, чье предательство для нее оказалось больнее – пьяного мужика или Лели? Почему?

11. Почему в конце рассказа несколько раз мы слышим слово «собака», и ни разу автор не называет ее по имени?

12. Прочитайте последний абзац рассказа:

«И когда уже не было сомнений, что ночь наступила, собака жалобно и
громко
завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в
монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся
над темным и обнаженным полем
.  Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.  Собака выла.» 

Как вы думаете, почему автор повторяет несколько раз это предложение? Чувствуем ли мы, как он относится к собаке?

13. В начале и в конце рассказа автор вставляет  два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем нужны эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

14.  Прочтите стихотворение Эдуарда Асадова «Покинутая собака" и   сравните  с рассказом «Кусака». Что объединяет эти произведения?  Совпадают ли позиции авторов?

Глаза покинутой собаки 
Мне снятся ночью...как тут быть? 
Ее обидеть может всякий 
И даже попросту убить. 

Для комнатных нужна порода, 
А для дворовых - злобный нрав,
Ее обидела природа ,
Достоинств этих ей не дав.

Хозяева прогнали прочь, 
И я не в силах ей помочь! 

В моей квартире коммунальной 
Она помехой будет всем. 
Но плач ее призывный, дальний 
Мне душу вымотал совсем! 

И вот, настойчиво и глупо 
Я всех прошу, покой забыв ,
Плесните ей немного супу! 
Погладьте ласковой рукой. 

Хоть на часок пустите в сени! 
Пускай погреется она! 
Она поймет, она оценит, 
До смерти будет вам верна! 

О, одиночество- огромность .
И невозможно потерять 
Собачью вечную готовность: 
Любить, служить и доверять. 
Пусть человек добрее будет! 
Не прихоть это, не пустяк .
Внимательно вглядитесь ,люди,
В глаза покинутых собак!

15. Философ  20 века А. Швейцер писал : «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу». Взяв данные слова за основу,  напишите сочинение –рассуждение на тему «В каком случае счастье было бы возможным?»


Предварительный просмотр: