Научно - методическая, экспериментальная деятельность

Бондарь Алена Федоровна

Научно -методическая работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Систематизация методов, форм и приёмов работы со словарными словами

на уроках русского языка

Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Поэтому в  курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

Первоначальные сведения о непроверяемых орфограммах дети получают уже в первом классе. Списки слов (словари для справок) с непроверяемым написанием даны в учебниках русского языка. Многие слова, написание которых учащиеся должны запомнить вынесены на поля учебника. Для более успешного усвоения слова включены  смысловыми группами, используются в текстах упражнений, имеются ссылки на толковый словарь.

Навыки написания словарных слов с одной стороны во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

Усвоение «словарных» слов дается детям очень трудно. Одна причина заключается в том, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведётся на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаружить гласный в слабой позиции, то есть в безударном положении. Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу над способами её решения в зависимости от разновидностей орфограммы.

  К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся лишь предлагается списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.

Установлено, что для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения: через 2 недели, ещё через 2 недели, затем через 2 месяца с целью контроля. Однако в практике многих учителей используются словарные диктанты, которые проводятся устно в начале каждого урока. Такие устные диктанты, занимающие 1-2 минуты, позволяют постоянно держать в памяти детей трудные слова, а также проверять их усвоение и работать над индивидуальными ошибками.

Практика также показала, что работа над непроверяемыми написаниями ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.

В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

«Память – это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча»    Грей Уолтер

Память

Произвольная          Непроизвольная                  

         Я запоминаю. Мне запоминается

Для более успешного усвоения непроверяемых орфограмм  необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную.        

Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Поэтому для большей эффективности можно использовать в своей работе весь арсенал игрового материала, так как эта деятельность вызывает у детей огромный интерес и желание узнать новое. Ребята с большим удовольствием принимают участие в игре. 

            «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.

Итак, чтобы работа учителя над правописанием  словарных слов была эффективной, чтобы добиться грамотного письма,  нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, направленные на прочное запоминание и  грамотного написание словарных слов.

Систематизация  работы со словарными словами.

Цель работы:формирование  навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами через использование нестандартных методов и приёмов словарной работы.  

Задачи:

- развитие навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

- развитие орфографической зоркости;

- развитие и обогащение лексического запаса;

- развитие познавательной активности детей;

- развитие  умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать;

- воспитывать интерес к родному языку.

Методы работы:

1.     Словесный метод (рассказы, беседы).

2.     Метод самостоятельных и практических работ (деятельность с раздаточным дидактическим материалом; работа по индивидуальным карточкам и т. д.).

3.     Наглядный метод (схемы– рисунки, таблицы, картинки, карточки, индивидуальные словарики).

4.     Игровой метод (кроссворды, ребусы, дидактические игры, игровые задания и т. д.).

5.     Метод ИКТ ( ЭОР, презентации, аудио и  видеозаписи).

6.     Частично–поисковый метод (самостоятельная лексическая работа ).

Приемы и формы работы.

Работа над каждым словом из «словаря обучающихся» непосредственно связана с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом. Учитель всегда может найти возможность предложить написать детям нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты, которые можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами

Виды словарных диктантов.

1.Зрительный диктантс предварительной подготовкой: учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке слово с выделенной непроверяемой безударной гласной и записывают его по

2. Картинный диктант

§        -учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание непроверяемой безударной гласной в слове и записывают его;

§        -учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяют в нем безударную гласную и ставят знак ударения;

§        - учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, выделяют в нем безударную гласную и ставят знак ударения. 

3. Диктант с использованием загадок: учитель читает загадку, дети отгадывают ее, записывают слово – отгадку, выделяют непроверяемую орфограмму.

4. Диктант по памяти:

§        -записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов и т.д.;

§        -записать по памяти слова, в написании которых нужно запомнить безударную гласную «а» и т.д.

5. Диктант с комментированием: учитель называет слово из словаря, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают это слово в тетрадь.

6. Творческий диктант: заменить развернутое понятие одним словом.

Лиственное дерево с белой корой - …

Командная игра на льду на коньках - …

7.   Диктант «Проверь себя».

 8.  Контрольный диктант.

      При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски (таблицы), обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговаривание слова вслух, письмо слова в тетрадях или словариках, разбор слова по составу, подбор родственных слов, этимологический анализ (если возможно и необходимо), составление с данным словом словосочетания, предложения.

                              Рассмотрим традиционные методики:

Метод систематической работы со словарными словами И.Г.Леоновой

И.Г.Леонова организовывает свою работу в три этапа.

Первый этап: в конце каждой недели она дает ученикам пять новых словарных слов.

Например, новые словарные слова: команда, хоккей, стадион, тренер.

Второй этап: всю последующую неделю на каждом уроке она проводит орфографические минутки, в которые вводит новые словарные слова. На этом этапе проводится также повторение уже изученных орфограмм. Учитель ежедневно использует орфографические диктовки, содержащие не только словарные слова, но и различные задания для повторения пройденных орфограмм.

Эти задания хороши и тем, что выполняя их дети не только усваивают написание словарных слов, но и учатся их склонять, сочетать с другими словами, также они повторяют орфографические правила.

Третий этап: в конце недели проводится словарный диктант, и опять даются следующие пять словарных слов. После каждого словарного диктанта проводится анализ работ, что дает материал для составления новых орфографических минуток и словарных диктантов.

Этот прием хорошо тем, что в течение нескольких уроков идет систематическая работа со словами, в результате которой дети не только запоминают слова, но и вырабатывают навыки использования слов в устной речи и письменной речи.

Но имеется и недостаток этого приема. Леонова не дает объяснения словам. А можно было бы поработать со словарем, в результате чего у детей возникло бы представление о значении этого слова. Ведь как раз одной из причин частности ошибок в словах с нерегулируемыми написаниями является непонимание их лексического значения, т.е. учащиеся не могут соотносить графический образ слова с его смыслом. Кроме того эта методика опирается только на механическое запоминание.


Метод орфографического чтения Д.Н. Богоявленского.

Орфографическое проговаривание - известный в методике русского языка приём, который способствует развитию орфографической памяти.

О роли проговаривания как одного из важнейших средств обучения орфографии писали П.С. Тоцкий, Н.С. Рождественский, Т.Г. Рамзаева и другие.

Например, Т.Г. Рамзаева отмечает: "Орфографическое проговаривание сопровождает списывание текста с учебника или с доски и способствует запоминанию слов, особенно с непроверяемыми орфограммами".

А вот расчет П.С.Тоцкого таков: «Четко произнесенное несколько раз слово по буквам будет написано правильно».[ Также Тоцкий делает важное замечание о необходимости в изучении словосочетаний, а не отдельных словарных слов, поскольку в русском языке плавающее ударение и оно может влиять на произношение и написание слов.

Н.С. Рождественский предлагает для учащихся памятку для запоминания непроверяемых слов:

  1. внимательно прочитайте слово про себя и вслух;
  2. справьтесь о значении слова, если не знаете его;
  3. прочитайте слово по слогам и запишите его;
  4. подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить;
  5. проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнеся его по слогам;
  6. подберите несколько родственных слов и напишите слово два - три раза….

Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке, но обязательно ребенок должен понимать смысл, лексическое значение слова. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение не только на уроках русского языка, но и на всех остальных предметах.

Но орфографическое чтение имеет свои недостатки. Оно также ориентированно на механическое запоминания правописании слов, и при орфографическом чтение отсутствует сознательная работа со стороны ребёнка, что приводит к формированию у него привычки не вникать в смысл прочитанных слов.

Нетрадиционные методики

Применение традиционных приемов требует поэтапного осуществления и подготовки, а также приемы ориентированы на механическое запоминания правописании слов, что утомляет учеников и делает урок скучным. А вот, например, ассоциативная методика запоминания слов или этимология слов, очень интересны, увлекательны и могут быть использована на любом этапе работы даже без предварительной подготовки.

Существует так называемая «Школа эйдетики» Матюгина, где как раз и рассматриваются нетрадиционные методы запоминания (эйдетика и мнемотехника)

   Суть этих  методов  в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают.  Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.

     Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения в форме игр: «На что похожа буква», «Расшифруй эти жесты», «Превращения слов», «Как образуются слова», «Дорисуй букву», «Измени одну букву – изменится слово», загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Таким образом, они знакомятся с самыми простыми приемами эйдетики и мнемотехники, а самое главное учатся творчески мыслить, то есть нестандартно, нешаблонно, что и необходимо для развития эйдетизма.

Мнемоника — это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В это предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.

На уроках русского языка часто  использую  такой  метод мнемоники как акровербальная  техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово), которая  основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр. Например, глаголы исключения  легче усвоить в стихотворной форме:

Слышать видеть и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть

И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть и терпеть.

Этот прием работает и при запоминании правил: «Если есть за корнем а, в корне пишем И всегда» (при изучении темы «Корни с чередованием»

 Мышление пятиклассников носит наглядно-образный характер, то есть опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. А значит нужно использовать любую возможность, чтобы около слова «зажечь звездочку»: связать со словом какие-то яркие образы, что-то необычное, удивительное, найти неожиданный поворот в толковании слова или какую-то ассоциацию, не связанную с лингвистикой.

Для того чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, надо " оживить " букву, создать ее " образ " в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

В статье М. Гафитулина и Т. Поповой "Слово о словарном слове" предлагается обучить детей пользоваться различными видами ассоциаций для запоминания написания слов, не проверяемых в современном языке. Авторы выдвигают требования к ассоциативному образу:

а) «Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству» и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове".

Например: Словарное слово - берёза. Ассоциативный образ - берёза по цвету белая, или берёза кудрявая (чтобы расчесать кудрявую берёзу, нужен гребень, по форме, напоминающий букву Е). Результат: бЕрёза – бЕлая – грЕбЕнь (Е)

Дети могут путать слова-подсказки с проверочными словами, например, думая, что белая и берёза – это родственные слова. В таких случаях необходимо объяснять детям, что это просто подходящее к данному слову слово-образ.

Есть также еще важное правило, которого следует придерживаться: Нельзя навязывать ученику свои ассоциации. У каждого должны быть свои ассоциации, в этом и есть вся ценность этого приемаВот несколько примеров словарных слов и ассоциативных образов:

гАзета – бумАга

дИректОр – крИк, рОт        инЕй – бЕлый, снЕг

сОбака – хвОст                     кАрман – дырА  кАпуста – зАяц      лАдонь - лАпа

Придумать можно много ассоциаций, и детям это очень нравится. Также есть большой плюс подобного урока – даже если дети забудут ассоциации – на уроке идет работа со словом, что уже помогает запомнить орфограммы.

Вот, например, в 6 классе столкнулись со словом ЦИРЮЛЬНИК. Сначала возник у ребят вопрос в лексическом значении этого слова, затем в написании. Учащиеся сразу же начали поисковую работу, выяснили значение слова, нашли синоним, придумали свои ассоциации. Вот одна из работ, что получилось.

Этим приемом нужно предложить детям пользоваться не только на данном уроке, но всегда при изучении дома новых словарных слов. Способ ассоциаций может помочь и при заучивании иностранных слов.

Также в мнемонике выделяют метод графических ассоциаций, фонетических ассоциаций и комбинированный метод.

Метод графических ассоциаций

Этот метод просто не может не понравиться детям. Для того чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву.

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

Еще один прием  основан  на  мнемосистемных «связях». Суть его заключается в следующем:

1. запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;

2. объединенные в группы слова должны «оживать», «двигаться».

Например:

КЛАСС  СУББОТА   РУССКИЙ

У нашего класса в субботу был русский язык.

Либо составить текст, используя словарные слова. Например, при изучении темы «Буквы О и Ё после шипящих» ребята придумывали тексты. Вот один из них

«Шофер ехал по шоссе и жевал шоколад «Жокей». Вдруг справа увидел заросли крыжовника, остановился. Когда начал доставать ягоды, зацепился капюшоном за ветку, а тут еще услышал какой-то шорох. От страха дернулся и порвал капюшон. Шофер быстро сел в машину и поехал домой. Дома, пребывая еще в шоковом состоянии (т.к. испугался), он зашил капюшон, шов получился кривым, и стал  в капюшоне шофер смешон.»

Все эти методы и приемы мы используем на занятиях второй половины дня.

По мнению Д.Н. Богоявленского, "учащиеся должны осмыслить не только "как" пишется слово, но и "почему". Только такое осмысление бывает сознательным и надёжным"

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность, усвоение орфографического облика слова и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, о его первоначальном значении, что помогает «прояснить» исторический состав слова и тем самым найти опору для запоминания их современного графического облика.

Оказывается, многие слов, которые мы постоянно употребляем, пришли к нам из греческого, латинского, немецкого, французского языков. Мы маленькая часть огромного мира, и от слов, родных наших слов, тянуться нити ко всем мировым языкам. Невольно начинаешь чувствовать какую-то неразрывную связь с миром.

Например, погода – погоду наблюдают по годам

Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог

Сегодня – сего дня (при Петре I)

Кто сказал, что слово с непроверяемой безударной гласной нельзя проверить? Оказывается ее можно проверить с помощью этимологии. Но ведь еще самое важное при таком подходе и то, что дети не просто решили орфографическую задачу, еще они удивились, и им было интересно. Такие маленькие лингвистические «открытия» позволят увидеть изумленные глаза детей.

Некоторых ребят этот метод очень увлекает. Так, например, из уроков русского языка это плавно переросло в исследовательскую работу «Как проверить непроверяемое слово», продуктом деятельности учащейся стал этимологический словарик. Работа была представлена на конференции «Шаг в будущее».

           Надо заметить также, что гораздо больший интерес у учащихся вызывает словарная работа, проводимая в связи с изложениями и сочинениями. Цели такие: сделать словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать ее с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать ее более интересной и привлекательной. Начинаю с того, что предлагаю учащимся назвать известные им слова, например, на тему «Природа» или «Спорт». Ставлю условие: тот, кто подберет большее количество слов на данную тему и не сделает в них ошибок, будет считаться выигравшим это соревнование и получит отметку. Предварительно это задание давалось детям на дом.

Изучение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями дает возможность познакомить детей с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов. Такое знакомство позволит учителю показать фразеологическое богатство нашего языка, обогатить речь детей фразеологизмами, сформировать умение замечать фразеологизмы в предложении и умело их использовать в самостоятельно составленном тексте и своей речи. К числу доступных для восприятия учениками 5 – 6 класса фразеологизмов, которые можно предложить для наблюдения при изучении трудных слов, могут быть такие: одна нога здесь, другая там, преклонить колена, перевертывать вверх тормашками, как будто корова языком слизала, казанская сирота, избитая дорога, принимать за чистую монету и др. Работа со словарными словами в составе фразеологизмов вынесена у нас на занятия проектной деятельности, где ребята создают свои иллюстрированные словари.

В словарную работу мы включаем и орфоэпическую, тем более, что это отражается в заданиях ВПР. Чтобы запомнить ударение в слове ребята подбирают рифму.

Для проверки знаний учащихся можно применять различные виды контроля. После выполнения словарной работы проводится самоконтроль по словарю. Для фронтальной проверки словарной работы в классе можно использовать сигнальные карточки. Хорошие результаты даёт взаимопроверка. Дети оценивают либо свою работу, либо товарища, оценку ставят на полях карандашом.

Итак, мы рассмотрели возможные методики изучения словарных слов. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки.

Работа со словом эффективна с точки зрения расширения словарного запаса, использования словарных слов в речи. Но она быстро детям надоедает, она не объясняет значение слов.

Орфографическое чтение развивает вместе с орфографической зоркостью артикуляционный аппарат, особенно хорош для первоклассников. Но при своем изолированном использовании этот метод не объясняет слова, а так же не предусматривает работу со словами.

Этимология слов объясняет слова, дает орфографическую опору, она очень интересна для детей, но она не включает работу со словом.

Ассоциативная методика – интересна и увлекательна, она развивает ассоциативное мышление детей, она эффективна, но она не предусматривает работы со словом и не объясняет значение слов.

Учитывая, что в больших дозах механическое запоминание может привести к притуплению способностей и снижению творческого потенциала ученика, необходимо совместно с логическим мышлением постоянно задействовать и развивать на уроке эмоционально-образное мышление. Тогда уроки станут интереснее и эффективнее.

В каждой взятой в отдельности методике как бы чего-то не хватает, но если соединить хотя бы две, то вот они уже дополнили друг друга, как будто всегда должны были быть вместе.

Гармоничное соединение описанных методов можно представить следующим образом:

1. знакомство со словом (проговаривание, этимология)

2. создание ассоциативного образа

3. работа со словом

4. словарный диктант

При таком подходе дети легко запомнят словарные слова, будут правильно использовать их в речи, расширят свой словарный запас, будут развивать ассоциативное мышление. Кроме того, работая по этой методике. учащиеся будут получать удовлетворенность от проделанной работы. Известно, что словарных слов большое количество, и ученики запоминают их как могут, как умеют. Главный вопрос умеют ли?

Не каждый учащийся знает, как правильно овладеть приемами запоминания. Учитель русского языка в силах помочь учащимся в рамках одного – двух уроков. Достаточно на примерах словарной работы объяснить, как «работает» память, какие виды памяти выделяют психологи и как определить свой ведущий вид памяти.

У каждого человека виды памяти развиты не одинаково: у кого-то больше развита зрительная, у кого-то слуховая память. И поэтому использовать на уроках нужно как можно больше видов памяти, а значит, необходимы и комбинированные методы запоминания.

Словарные занятия на уроках русского языка в 5-6 классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

В заключение сделаем общие выводы.

• Методика изучения правописанию словарных слов необходима, так как этих слов в нашей речи 10% и они трудны для запоминания.

• Необходим дифференцированный подход к изучению этих слов, так как некоторые слова трудны в произношении, другие в написании, третьи в понимании, четвертые включают в себя несколько трудностей.

• Необходимо задействовать на уроках и логическое и ассоциативно-образное мышления.

• Важным принципом работы со словарными словами является ее систематичность, то есть работа должна проводиться каждый урок, необходимо использовать каждую возможность и включать словарные слова в каждое упражнение.

• Необходимо отводить также специальное время для работы со словами с непроверяемыми орфограммами.

• Важно проводить этимологический анализ некоторых слов, но он должен быть доступен для детей.

• Нужно познакомить детей с методом ассоциаций, что поможет детям запомнить написание слов, будет тренировать память т ассоциативное мышление, которое поможет ребенку в дальнейшем.

• Самое главное, гармонично соединив различные методы, необходимо использовать их в работе над словами с непроверяемыми орфограммами практически каждый урок. Так как работа должна быть интересной для детей, так как слова имеют различную трудность, так как учащиеся разные, и надо опираться на то, что поможет им лучше запомнить слова.

Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсу родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. В своей работе я предлагаю систему обогащения речи школьников лексическими средствами.

Основанием системы является уровневая структура языка. Методика лексической работы на уроках русского языка, на мой взгляд, должна включать в себя пять основных направлений:

  • толкование конкретной лексемы;
  • этимологический анализ слова;
  • синонимические связи;
  • антонимические связи;
  • фразеологические отношения.

Положительный результат в обучении достигается при помощи соблюдения условий:

  • формирование активного познавательного интереса со стороны обучающихся;
  • закрепление различными приемами и формами обучения;
  • нетрадиционные формы проведения урока

Перспективы и возможности использования опыта в практике обучения русскому языку.

Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современной школы не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны грамотные личности. В этой работе я раскрыла наиболее важные аспекты своей деятельности. Необходимость работы по развитию орфографической зоркости дает возможность и заставляет искать все новые приемы деятельности, методы преподавания, что предполагает творческий поиск и самообразование преподавателя.

Все рассмотренные методики могу помочь в запоминании трудных слов и в увеличении словарного запаса обучающихся 5-6 классов.

    На собственном опыте я убедилась, что использование методов из «Школы эйдетики» И.Ю.Матюгина повышают грамотность учащихся. Применяя  их на уроках русского языка и на занятиях кружка, накопила большое количество детских творческих работ, а также  своих собственных идей по запоминанию словарных и труднозапоминаемых слов. Заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру.

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в 5 – 6 классах

Слайд 2

«Память – это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча». Грей Уолтер Память Произвольная Непроизвольная Я запоминаю. Мне запоминается

Слайд 3

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а хорошо организованная работа»,- А.В. Текучев

Слайд 4

Цель работы: Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами через использование нестандартных методов и приемов работы

Слайд 5

Методы работы Словесный Метод самостоятельных и практических работ Наглядный метод Игровой Метод ИКТ Частично - поисковый

Слайд 6

Словарный диктант - Зрительный - Картинный - Диктант с использованием загадок - Диктант по памяти - Диктант с комментированием - Творческий диктант - «Проверь себя» - Контрольный диктант

Слайд 7

Методики работы со словарными словами Традиционные Нетрадиционные

Слайд 8

Эйдетика - это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации , способствует развитию воображения .

Слайд 9

Мнемоника, мнемотехника – системы различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Ассоциативный образ: действие * место расположения вкус * назначение звучание * количество цвет * материал форма * и т.д. Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной.

Слайд 10

Важно,не навязывать ученику своей ассоциации. Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и заданная орфограмма. Методика - не догма, а источник творчества.

Слайд 11

гАзета – бумАга дИректОр – крИк , рОт инЕй – бЕлый , снЕг сОбака – хвОст кАрман – дырА кАпуста – зАяц лАдонь - лАпа

Слайд 13

Методы организации мнемонической деятельности: метод графических ассоциаций метод звуковых ассоциаций комбинированный метод

Слайд 14

в . р . бей . сина р . сунок п . душка м . роз Метод графических ассоциаций

Слайд 15

КАР ТИНА АНДАШ МАН ТОН ТОФЕЛЬ Метод звуковых ассоциаций

Слайд 16

Комбинированный метод

Слайд 17

КЛА СС СУ ББ ОТА РУ СС КИЙ У нашего кла сс а в су бб оту был ру сс кий язык.

Слайд 18

Погода – погоду наблюдают по годам Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог Сегодня – сего дня (при Петре I ) ЭТИМОЛОГИЯ

Слайд 21

1. Знакомство со словом (проговаривание, этимология) 2. Создание ассоциативного образа 3. Работа со словом 4. Словарный диктант Алгоритм работы со словарным словом



Предварительный просмотр:

Основная задача современного школьного образования - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Для достижения этих задач педагогам необходимо использовать в учебном процессе инновационные образовательные технологии, в основе которых должна лежать активность ученика, направляемая учителем. Потому что инновационные технологии   активизируют  мыслительную деятельность учащихся, повышают  качество и прочность  знаний, развивают речевые навыки и  творческие способности. Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

Обучение русскому языку и литературе по инновационным технологиям – это организация учебного процесса по-новому, ориентированная на стремление учащихся к активной коммуникативной деятельности, к диалогу,  включение в познавательную деятельность его эмоционального, интеллектуального потенциала.

      Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов.

Основными целями использования инновационных технологий являются:

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
  • формирование личностных качеств учащихся;
  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
  • формирование ключевых компетентностей учащихся.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

  • повышение мотивации, интереса к изучаемому предмету;
  • усиление познавательной деятельности;
  • создание комфортной обстановки, атмосферы взаимопонимания и поддержки в процессе коммуникации на изучаемом языке
  • раскрытие творческого потенциала, развитие инициативы
  • создание комфортной обстановки, атмосферы взаимопонимания и сотрудничества ученика и учителя в процессе коммуникации на изучаемом языке;
  • тщательный отбор материала и способов его подачи.

     Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого ученика, активизировать творческие  и познавательные способности обучающихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы.    

 На своих уроках я использую следующие инновационные технологии:  

-  проблемное обучение,

-  метод проектов,

-  развитие критического мышления через чтение и письмо,

-  технологию модульного обучения,

-  дифференцированный подход к обучению,

 - информационные технологии,

-  игровые технологии. 

При использовании инновационных технологий в обучении успешно применяю следующие приемы и формы  работы:

- опорный конспект;

         - мозговая атака;

- групповая дискуссия;

- чтение с остановками и Вопросы Блюма;

- кластеры;

- синквейн;

- перепутанные логические цепочки;

- дидактическая игра;

- работа с тестами;

- групповая форма работы;

- коллективная форма работы;

        - ассоциативный ряд;

        - лингвистические карты;

        - лингвистические задачи;

        - исследование текста;

        - задания поискового характера.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

            Проблемное обучение – это форма организации учебного процесса с помощью учебных задач и  ситуаций, которые придают обучению исследовательский и поисковый характер. Такая технология позволяет включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания. Это может быть простейшая догадка, сопоставление фактов, вывод правила. А может быть трудная задача, связанная с обобщением, переносом каких-то положений, трансформацией знаний. Наконец, проблемное обучение - это творчество,  оригинальный подход,  это эксперимент,  опыт,  исследование.

Пример: фрагмент урока русского языка по технологии проблемного обучения

(Тема урока «Формы слова»)

Этапы

Слова учителя

Возможные ответы учащихся

Постановка учебной проблемы

Запишите слова 1 и 2 столбиков:

вода

водный

воды

водяной

воде

подводный

водой

подводник

По какому принципу подобраны слова в столбиках?

Это всё однокоренные слова, но разные части речи

выдвижение гипотезы

Давайте проверим, определим части речи.

Но во втором столбике два прилагательных, значит, не это главное (аргумент). Подумаем ещё…

В первом столбике – существительные, во втором – разные части речи (ошибочная гипотеза) Разное строение слов (1 вывод)

Подводящий к теме диалог

Проверим, разберите слова по составу. Что получилось?

У них разное строение. В первом столбике меняется только окончание, во втором –изменяются суффиксы, приставки

Подводящий к теме диалог

Изменилось ли лексическое значение слова в 1 столбике? А что изменилось? А во втором?

Как вы думаете, какие слова можно назвать однокоренными, а какие – формой одного и того же слова? Почему?

Нет, содержание слова не изменилось, изменилось лишь его число и падеж. Меняется и строение, и значение слова. (2 вывод.)

Форма слова образуется при изменении окончания одного и того же слова, а однокоренные – при изменении значимых частей слова, лексическое значение этих слов отличается. (Общий вывод.)

Формулировка темы

Итак, над какой темой мы будем работать сегодня?

Однокоренные слова и формы слов

    Методом проблемного обучения изучается роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Центральный вопрос анализа выдвинут авторским предисловием: «Действительно ли Печорин герой своего времени?» Каждая часть романа рассматривается как отдельная проблемная ситуация, созданная своим проблемным вопросом. Тема каждого урока – проблема по изучаемой главе, анализ которой необходимо провести.

1 урок. Странный человек («Бела»). Кто Печорин – виновник или жертва трагедии?

2 урок. «Об чем было нам говорить?» («М. М.»). Кто более прав в отношении друг к другу -Печорин или Максим Максимыч?

3 урок. «Какое дело мне до радостей и бедствий человека?» («Тамань»). Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?

4 урок. «За что они меня все ненавидят?» («Княжна Мери»). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество?

5 урок. «Неужели зло так привлекательно?» («Княжна Мери») Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?

6 урок. «Зачем я жил? Для какой цели я родился? («Фаталист»). К кому относится название последней части романа?

7 урок. «Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним?

8 урок. Урок-суд над Печориным. Класс делится на 3 группы: «защитники» Печорина, «обвинители» и «присяжные заседатели». За учителем - роль «судьи». Цель сторон: убедить «судью» и «присяжных заседателей»  в своей правоте, используя текст романа,  исторический и литературоведческие комментарии. В ходе обсуждения слово поочерёдно представляется сторонам, «присяжные заседатели»  готовят свои вопросы и делают выводы о силе и слабости позиций сторон. «Судья» направляет обсуждение в нужное русло, комментируя и уточняя высказывания, помогая чётче выразить мысль.

При использовании технологии проблемного обучения учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует его поиск. А ученики приобретают новые знания и способы работы с материалом, формируют своё отношение к проблеме.     

МЕТОД ПРОЕКТОВ

      Метод проектов развивает самостоятельную исследовательскую деятельность детей, актуализируют их речевые умения, учащиеся включаются во все виды речевой деятельности, у них совершенствуются умения работать с текстами разных стилей и типов.

Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предложение новой подтемы

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

4.Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

Основные  виды проектов на уроках русского языка  и литературы

1. Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы".

2. Мини-исследование.

3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей учащегося теме" и подходящий для индивидуальной работы.

При работе над проектами учащиеся исследуют учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение - миниатюры.

Работу над проектом начинаем на занятиях, дети продолжают ее дома, а презентация осуществляется на уроке. При представлении проекта оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Если «слабый» обучающийся в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы, значит, цель достигнута.

   Проектная работа позволяет реализовать межпредметные связи в обучении русскому языку и литературе, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, подходящие для подростков.

  Ценность метода проектов для меня  состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретённые ими знания для жизни.

Учащиеся с большим интересом выполняют  такие учебные проекты: «История одного слова», «Учёные-лингвисты», «Виды лингвистических словарей», «Мы и наши имена», «Этикетные слова и выражения», «Происхождение названия месяцев», «Синонимы и антонимы в пословицах»  и другие.

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

       Технология развития критического мышления через чтение и письмо позволяет  вырабатывать умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся  должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения.

Методика развития критического мышления включает три этапа. Это вызов,                            осмысление, рефлексия.

Стадия вызова имеет следующие цели:                                                                   - обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;                                          - вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;                                                                                                                                                                - сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы.                                              

Вторая стадия – осмысление. Она позволяет ученику:                                                                      

-получить новую информацию;  

- осмыслить её;

-соотнести с уже имеющимися знаниями;                                                                                                       -искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.                                                              

Третья стадия – рефлексия.  

Её цели таковы:                                                                                                              - целостное осмысление, обобщение полученной информации;                                                                                     - присвоение нового знания, новой информации учеником;                                                                                              -  формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.  На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

                                                                                                                                                  Одним из эффективных приёмов работы с текстом  я считаю прием «чтение с остановками».  Для работы подбираю незнакомый учащимся текст, он должен иметь динамичный, событийный сюжет, неожиданную развязку и проблемный финал. Текст заранее делю на смысловые части. Прямо в тексте отмечаю, где следует прервать чтение, сделать остановку. Заранее продумываю вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию изложения, сочинения-рассуждения, эта работа предполагает всесторонний анализ текста

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

       Модульное обучение основывается на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Реализация этой теории обучения требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путём дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава. В качестве основы выделяется учебный модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной ёё реализации. Учебный материал делится на тематические блоки.

Структура модульного занятия включает в себя следующее:                                                                                                               1) восприятие нового,           2) осмысление,

3) закрепление изученного, 4) контроль.

                                                                                                 
  Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий, заканчивается контролем, позволяющим установить успешность обучения.
При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. На самом учебном занятии роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации, консультировании, контроле.

             Пример урока по модульной технологии на уроке русского языка в 8 классе. Модульная программа по теме «Односоставные предложения».

1.Односоставные предложения

Модуль 1

2.Определенно-личные предложения

Модуль 2

3.Неопределенно-личные предложения

Модуль 3

4.Обобщенно-личные предложения

Модуль 4

5.Безличные предложения

Модуль 5

6.Назывные предложения

Модуль 6

7.Обобщающий урок

Модуль 7

8.Контрольная работа

Модуль 8

Тема урока-модуля №3: Неопределенно-личные предложения.

Тип урока: Урок систематизации

Методы и приемы: Словесные (беседа), практические (упражнения), метод работы под руководством учителя, метод работы с учебником

Задачи:

-сформировать знания об односоставном неопределенно-личном  предложении;

-содействовать развитию самостоятельности,  вниманию.

этапа

Учебный материал с указанием заданий.

Управление обучением

1

Общая цель: изучить определение неопределенно-личного предложения; научиться находить эти предложения в тексте

Прочитайте цель.

2

Входной контроль. Цель: проверить уровень знаний о неопределенно-личном предложении.

Задание: упр.134. Списать, подчеркивая грамматическую основу и указывая форму глагола.

Взаимоконтроль

 3

Цель: Изучить неопределенно-личные  предложения.

Задание:упр.136. Перестройте двусоставные предложения в неопределенно-личные.

Сравните свои ответы с ответами товарища. В случае затруднения обратитесь к учителю.

4

Промежуточный контроль: проверить умение применять теоретические знания на практике. Задание по карточке

Взаимоконтроль

5

Выполните разноуровневые задания.  Задание: выписать сначала двусоставные предложения, потом неопределенно-личные

В случае 1-2 ошибок переходите к следующему заданию, более 2 ошибок — вернитесь к № 3

6

2 уровень: работа по карточке. Задание: в данном тексте найти неопределенно-личные предложения.

7

3 уровень: работа по карточке. Задание: найти в тексте все известные виды односоставных предложений.

Самопроверка по карточке-образцу

8

Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели?

9

Выходной контроль:

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Проверьте свои знания, сформулировав по теме 3.

Обменяйтесь мнениями

 Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которые соответствует его индивидуальным возможностям.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ

Информационные технологии  не только облегчают доступ к информации, открывают возможности  вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.    

   Информационные технологии используются мной  в обучении на всех этапах учебного процесса. Я применяю ИКТ, во-первых, при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций). Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры). В-третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля). В-четвертых, при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы). Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.

Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля усвоения знаний и навыков учащихся, так как  в индивидуальной работе с учащимся  он способен выявить все пробелы в его знаниях и методически искоренять их до полной ликвидации. Сейчас в распоряжении преподавателя появилось много образовательных программ на CD с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Работая на компьютере с тестами, выполняя задания, учащиеся проявляют неподдельный интерес, а элемент новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения.

На уроках литературы использую коллекцию дисков виртуальной школы «БКМ», в которой материал представлен поурочно, есть аудио- и видеофрагменты, великолепный иллюстративный материал, изучаемые тексты, терминологический словарь. Разработчиками программного обеспечения материал дан по основным разделам литературы. Замечательные портреты писателей, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тексты  позволяют разнообразить урок. Так, при изучении  романа в стихах «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы можно  послушать арию Ленского, дуэт Онегина и Татьяны. Урок, посвященный  теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, будет гораздо интереснее, если звучит романс  «И скучно, и  грустно".   Для знатоков и любителей литературы можно воспользоваться кроссвордами для уроков обобщения и повторения.

На уроках я использую   различные обучающие программы, электронные учебники, тестовые задания, электронные словари, аудиокниги, видеофильмы. Это «Фраза», «Литература. 1С Репетитор», «Школьный курс уроков литературы», ««Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Проводим совместную работу  с учащимися на сайтах Решу ЕГЭ, ФИПИ

На уроках закрепления изученного материала неоценимую помощь оказывают обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов. Известно всего три вида компьютерных заданий (выбор, ввод по шаблону, распределение по группам), но, работая с коллекцией, ученики встретятся с множеством их модификаций. Это разнообразие заданий объясняется не только стремлением сделать их более интересными для учеников. Чаще всего сама тема, языковой материал, ее обеспечивающий, требуют поиска формы, максимально отвечающей содержанию, а также поставленным задачам и целям. Многие задания иллюстрированы рисунками, их включение обосновано психологическими особенностями учащихся данной возрастной категории, а также игровой, занимательной формой многих заданий. Часто рисунок помогает решить поставленную перед учеником  задачу. Такие виды работ повышают мотивацию учащихся к изучению правил, развивают внимание, скорость, умение работать в команде.

Демонстрация слайдов, созданных в программе MicrosoftPowerPoint,  позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка позволили мне реализовать идею развивающего  обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени, увеличить объем самостоятельной работы, сделать урок более ярким и увлекательным. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. Очень эффективным является наглядное раскрытие содержания правил с помощью схематических таблиц и рисунков, поскольку такая форма наглядности стимулирует познавательную активность и самостоятельность учащихся. Слайды, подготовленные средствами пакета Microsoft Office, обеспечивают качественно новый  уровень предоставления информации. Звуковое сопровождение, возможность разработки в PowerPoint сюжетов игры и занимательности оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала. Вставка видеофрагментов осуществляет межпредметные связи. Структурная компоновка презентации  с применением гипертекстовых ссылок как внутри документа, так и с выходом в Internet развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно быстро проводить разнообразные виды работ: фронтальную, групповую, индивидуальную. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.   ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.                                                                                                            

Использование ИКТ на уроках  русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учащихся  изучаемым материалом.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Важную  роль для повышения мотивации в обучении учащихся играют игровые технологии. Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношении и проявлений в труде.  Это очень действенный метод  для  развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей обучающихся.  

Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы привлекательно тем, что они позволяют в непринужденной форме решать сложные задачи, а именно:

  1. Дидактические: расширение кругозора, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.
  2. Воспитывающие: формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, чувства  коллективизма, воспитание самостоятельности, и воли.
  3. Развивающие: развитие внимания,  мышления,  творческих способностей,  умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
  4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, обучение общению; психотерапия.

 Чаще всего  для организации разносторонней работы учащихся по освоению ими новых знаний, умений, навыков в практике своей работы  мною  используются такие формы, как

 - урок - викторина;                                                                                                               - урок - ролевая игра;
- урок – КВН;
- урок – театр;
- урок –конкурс;
- урок – диспут;
- урок – аукцион знаний;                                                                                                                                                            - урок – концерт и др.  

               Игровые формы я использую и  как элемент урока. Они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела учебного курса. Игры являются удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия.

Виды игр на уроках

Игра «Верю-не верю»

Хорошо подходит для проверки домашнего задания. Задаются вопросы по теме. Учащиеся соглашаются либо не соглашаются с утверждениями учителя. Вопросы начинаются с фразы: «Верите ли вы, что…».

 Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

 «Стихотворный бой»

Такую игру можно провести на уроке литературы, когда пройдена тема лирики, и класс уже освоил несколько произведений поэзии того или иного поэта. Правила игры просты: команды друг другу по очереди рассказывают по стихотворению, проиграла та команда, чей участник не смог вспомнить стихотворные строки.

«Эстафета восторга»  Хорошо подходит при изучении глагола. Используя данные глаголы, обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения.

Условие: для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. Вместо глаголов можно подставить существительные или прилагательные.

«Найди пару»

   Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное. Побеждает та команда, которая соберет больше предложений.

Очень часто использую на уроке  кроссворды, они не только разнообразят урок, но и заставляют учащихся мобилизовать все знания, полученные ими во время обучения. Это своеобразный тест на проверку знаний и умений  их применить на практике.

Литературные викторины  используются  в познавательных играх, где на первый план выступает также  наличие знаний. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают учащиеся, и в этом случае надо определить, кому следует адресовать ту или иную игру. Очень часто на уроке можно найти время для небольшой викторины по произведениям, изучаемым в школе.

Ролевые игры  позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы, расширяют контекст деятельности, выступают как эффективное средство создания мотива к диалогическому общению, способствуют реализации деятельностного подхода в обучении, когда в центре внимания находится учащийся со своими интересами и потребностями. Использования данной группы игр на уроке усиливает эмоциональное восприятие материала.  Сюжетно-ролевые  игры – это эффективный приём работы, вызывающий интерес у учащихся, активизирующий их деятельность, дающий им возможность проявить свои творческие способности.

Опыт работы показывает, что применение  игровых форм на  уроке  создает предпосылки для активизации познавательной деятельности, для эффективности восприятия и понимания учащимся учебного материала, для раскрытия творческих способностей обучающихся. Игра на уроке создает ситуацию психологической раскованности, способствует повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах. Таким образом, использование игровой технологии на уроках литературы отражает всё многообразие человеческой деятельности: интеллектуальную, эстетическую, нравственно-психологическую, коммуникативную и другие.

           Прием  «Корзина» идей, понятий, имен»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся использую в основном на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. Применяемый на стадии «вызова», данный прием актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме, вызывает устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивирует к учебной деятельности.

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. В данном случае это тема «И.С. Тургенев. Жизнь и творчество». Она  не вызывает трудностей, так как опирается на знания учащиеся, приобретенные  в основной школе.

Работа проводится в два этапа.

Этап 1. Перед обучающимися ставится проблема:

- написать на листке все, что они знают о жизненном и творческом пути И.И.Тургенева.

Это индивидуальная работа. Вспомнив самостоятельно все, что они  знают,  записывают свои варианты ответа.

Учитель на доске записывает все возможные варианты ответов детей, складывая их в «корзину».

2 этап. Коллективная работа. Вместе с «сильными» учащимися находим неверные ответы и убираем «гнилые грибы» (то есть неверные ответы) из корзины.

Этот прием действен тем, что активизируют у учащихся мыслительную деятельность, способствуют хорошему усвоению знаний, учит видеть свои ошибки («гнилые грибы»)  и позволяет в дальнейшем избежать их при характеристике жизни и творчества писателя.

                                   Прием  «Кластер»

Прием кластер  близок к приему «корзина» идей, понятий. Приём кластер («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке.

Последовательность действий проста и логична:

- посередине чистого листа (классной доски)   пишем ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;

- вокруг «накидываем » слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);

- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

       Кластер используется нами на разных этапах урока:

    - в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

    - на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его

    - для структурирования этого материала;

    - на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения

      итогов того, что учащиеся изучили.

Чаще всего этот прием используется мною на стадии вызова и рефлексии.

Система кластеров привлекает тем, что позволяет охватить избыточный объем информации, обобщить предметный материал, увидеть связи между идеями и понятиями. Следующая немаловажная причина - в сравнительно короткий срок можно  опросить  всех учащихся и выставить оценки.

                          Приём «Верные – неверные утверждения» 

Приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?») хорош тем, что является нетрадиционным и вызывает живой интерес у учащихся. Используется чаще всего  на стадии вызова: предлагается несколько утверждений по  ещё не изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

Затем на одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.

Использовать прием «верные – неверные утверждения»  можно и на стадии осмысления, рефлексии.
Приведем пример данного приема.

Тема: «Индивидуалистический бунт Раскольникова».

1.Раскольников сочувствует  «униженным и оскорбленным».

 2. Раскольников идет на убийство, чтобы помочь бедным подняться     из нищеты.

3. Преступление Раскольникова состоит в том, что он поделил людей на «низших» и «высших», разрешив «кровь по совести».

5. Слова «… кто у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» принадлежат Свидригайлову».

6. В начале «Эпилога» Раскольников не раскаивается в своей теории.

        Приём «Верные – неверные утверждения» хорошо использовать при подготовке  к экзаменам по литературе  в форме ОГЭ и ЕГЭ. Он помогает развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,  способствует формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самореализации.

                                          Прием  «Синквейн» 

Название приема происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. 

Синквейн обычно используется мною на уроке как индивидуальное самостоятельное задание для работы в парах; реже как коллективное творчество и на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. 

Правила написания синквейна: 
1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным; 
2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными; 
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами; 
4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме; 
5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Пример синквейна, составленного на стадии рефлексии.

Тема: «Нигилизм Базарова»

Нигилист

Материалистический, скептический

Отрицает,  проверяет, утверждает

 Известность не в медицине

 Революционер

Синквейны могут быть полезны в качестве  инструмента для обобщения сложной информации.  Они помогают развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,  способствует формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самореализации.

                                Прием «Перепутанные логические цепочки»

Данный прием применяется чаще всего при обобщении темы. Существуют различные варианты применения этого приема.

Вариант 1 «а»

Представляет собой модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

Вариант 2  «б»:

 На отдельные листы выписываются 5-6 предложений  из текста, которые   демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.

 Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов, помогает  при выполнении заданий  ЕГЭ.

                                   Нетрадиционные уроки.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес  ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Попадая в необычную ситуацию,  он включается в деятельность, сотрудничество, что способствует созданию  положительного эмоционального  фона. Начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и ученика, и учителя.

В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет, урок-семинар. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Урок-семинар

Эффективным видом контроля успеваемости учащихся является урок-семинар.

Пример урока-семинара «Проза второй половины ХХ века. Тема Великой Отечественной войны в прозе второй половины ХХ века».  

Подготовительная работа и состоит из нескольких этапов:

1) сообщение учащимся о предстоящем занятии, указание даты и времени проведения;

2) ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели до проведения);

3)осмысление и выбор микротем;

4) подбор материала к семинару;

5) консультации учителя (за 7-10 дней до проведения семинара).

       В период подготовки к уроку учитель консультирует учащихся, обговаривает программу выступления, помогая учащимся уложиться в отведенное время, помогает отобрать необходимый материал для выступлений.

                        Приём «Инсерт»

«Инсерт» - это маркировка текста значками по мере его чтения.

Прием работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.

Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

  • Знаком «V» отмечают информацию, которая известна ученику.
  • Знаком «+» отмечают новую информацию, новые знания.
  • Знаком «?» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
  • Знаком «-» - думал иначе.

После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки (Таблица 1):

Таблица 1 Инсерт

«V» - знаю

«+» - новое

«?» - есть вопросы

  • «-» - думал иначе

Заполняется в течение урока

Учащиеся читают текст и делают пометы в таблице. 

Задание: Прочитайте самостоятельно статью и пополните записи в маркировочной таблице. На какие вопросы вы получили ответы?

       Применение вышеперечисленных педагогических технологий и приёмов обеспечивает:

  • создание на уроке атмосферы заинтересованности, ситуации успеха,
  • стимулирование обучающихся  к использованию разнообразных способов деятельности,
  •  выполнение заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ,
  • использование карточек-тренажёров для достижения обучающимися уровня обязательной подготовки, разноуровневых контрольных работ,
  • развитие слуховой и зрительной памяти обучающихся, образного мышления,
  • поощрение высказывания оригинальных идей,
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблемы,
  • высокое качество организации образовательного процесса,
  • формирование устойчивой мотивации школьников к обучению
  • получение ими прочных знаний по русскому языку и литературе.  

Используемые мной на уроках инновационные технологии позволяют ученикам  действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, то есть они на уроке занимают активную коммуникативную позицию.

Моя задача – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую. Применение новых технологий помогает мне сделать урок эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.