Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов

Бондарь Алена Федоровна

Кимы и результаты

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КИМ для оценивания предметных, метапредметных и личностных  результатов обучения

по русскому языку за курс 8 класса

Предмет: русский  язык  8 класс

УМК -  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова «Русский язык 8 класс» - М. :Просвещение,  2018 г.

Цель: оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 8  класса в соответствии с требованиями ФГОС, осуществить диагностику предметных, метапредметных и личностных результатов.

Задачи

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Направленные на достижение 

предметного результата:

- формирование представлений о русском языке как государственном языке нашей страны,

Российской Федерации;

- формирование представлений о значимости языка и речи в жизни людей;

- формирование  умения работать с языковыми единицами;

- формирование представлений о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии,

пополнении словарного запаса русского языка.

 

 

 Задание 1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Язык народа лучший никогда (не)увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни нач..нающейся далеко (за)границам истории. В языке одух..творяется весь народ и вся его родина; в нем пр..творяется творческой силой народного духа в мысль в картину и звук неюо отчизны её воздух её физические явления её климат её поля горы и д..лины её леса и реки её бури и грозы… Но в светлых пр..зрачных глубинах народного языка отр..жается (не)одна природа родной страны но и вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая самая обильная и прочная связь соед..няющая отжившие живущие и будущие пок..ления народа в одно великое историческое живое целое.

1.Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова бр..дит2

2. Поставьте знак ударения в следующих словах: Начатый, балуясь, каталог, прибыл.

3.Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

 

1) говорить правильно

2) читать книгу

3) красивую речь

4) обучение необходимо

1.Озаглавьте текст. Выполните  морфологический и синтаксический разборы .

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды4. Для жизни человека не менее важна среда, созданная3  культурой его предков и им самим. Сохранение культурной  среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности.

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен  и к своей стране.

В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. И нет между ними пропасти, как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой.

Д.С.Лихачёв

Направленные на достижение 

метапредметного результата:

- самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия;

- строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей,

- свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, аргументируя  свое мнение.

 

1. Замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление.

С предлогом:

Бессонная ночь, подземный переход, школьный портфель, плюшевый медвежонок, приморский парк, алгебраическая задача.

Без предлога:

Конское ржание, лесной запах, солнечная энергия, полковое знамя, учительский стол.

Зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:

Голубоглазая девочка, шестилетний ребенок, белоствольная береза, двухэтажное здание, островерхие ели.

 

1.Прочитайте текст и определите его тему.

Нынешняя техногенная эпоха подарила людям чудесную возможность хранить знания не только в письме и чтении, но и более естественно, наглядно и красочно. Аудиовидеозаписи, кино и телевидение, мобильная телефония, компьютер и особенно Интернет коренным образом меняют исторически сложившееся языковое существование людей. Наряду с устной и письменной коммуникацией воцаряется новая её форма – сетевая.

Можно признать наиболее очевидным признаком сетевого обещания тексты принципиально нового строения. Их отличают: вовлечение языковых (звуковых и письменных) и внеязыковых носителей смысла (изображение, цвет, движение). Такие тексты иногда называют экранными. Нам кажется наиболее удачным называть их дисплейными, потому что главное в них не наличие экрана (как, например, в электронных книгах), а сознательное обращение к невербальным способам передачи содержания.

Дисплейные тексты отличаются и от естественных разговорных, и от книжных, где для постижения смысла требует разум, воображение, усидчивость. Эти тексты обычно характеризуются простотой и яркостью, а также оперативностью передачи  информации. Однако при всей доступности, лёгкой воспринимаемости и других достоинствах дисплейные тексты не заменяют книгу в воспитании личности, они противопоказаны для философии и поэзии, религии.

2.Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с ней. Составьте и запишите тезисный план

 

1.Напишите, как Вы понимаете смысл словосочетания «нравственная экология», предлагаемого Д.С.Лихачёвым Приведите два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

 

 

 

Направленные  на достижение

 личностного результата:

 

Формирование гражданской идентичности

1. Объясните их смысл двух (на выбор) пословиц.

1.Без русского языка не сколотишь и сапога

2.Доброе слово человеку что дождь в засуху

·         3.Язык без костей, а кости ломает.

4.Хорошая речь слаще меда.

·         5.Что в лицо сказано, со злом не связано.

 

1.Выразите своё мнение по основной проблеме текста и докажите свою точку зрения.

1.Как вы думаете , можно ли считать , что сохранение основных традиций русского речевого этикета относится к задачам нравственной экологии? Изложите свою точку зрения в виде сочинения-рассуждения.

 


 



Предварительный просмотр:

Метапредметные задания по русскому языку в 8.9 кл

Блок 1. Умения, характеризующие сформированность логических операций (сравнение,

классификация, анализ, синтез)

1. Сравнение. Анализ. Синтаксис. Сложное предложение.

Сравните черновой и окончательный вариант стихотворения А.С. Пушкина «На холмах

Грузии…» (1829). Какие исправления, сделанные автором при редактировании, вы заметили?

Попытайтесь определить, есть ли различия в написании слов и пунктуационном оформлении

рукописи А.С.Пушкина и современного текста стихотворения. Чем объясняются эти различия?

Сделайте вывод.

 Черновой автограф

Все тихо. На Кавказ идет ночная мгла.

Восходят звезды надо мною.

Мне грустно и легко. Печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

Тобой, одной тобой. Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

Окончательный вариант

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

 Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

 Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…Унынья моего

 Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

 Что не любить оно не может.

2. Сравнение. Аналогия. Безличное предложение.

Сравните предложения.

1) Мне грустно.

2) Он грустно улыбнулся.

3) Его лицо грустно.

Определите синтаксическую функцию слов, которые выделены. Какой частью речи они

являются?

Докажите, что в безличных предложениях главный член выражен словом категории состояния.

Кто лучше? Придумайте и запишите предложения, в которых слова светло, тепло, весело

использовались бы как наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния.

3. Анализ. Аналогия. Части речи.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

Перед вами известная фраза ученого - лингвиста Л.В.Щербы. Определите, какой частью речи

являются слова, которых нет в русском языке. Что помогло вам справиться с заданием?

Придумайте и запишите свою фразу, определите, какой частью речи являются слова.

4. Сравнение. Связь слов в словосочетании.

Перед вами «рассыпавшийся» текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва».

Попробуйте самостоятельно в каждой строчке соединить слова так, чтобы получилась

поэтическая строфа. После этого сравните ваш вариант и стихотворение поэта. Сделайте

выводы.

Жизнь, в, трудный, минута,

Ль, в, грусть, тесниться, сердце,

Чудный, один, молитва,

Наизусть, твердить, я.

Благодатный, сила, есть,

Живой, в, слово, созвучье,

Непонятный, и, дышать,

В, прелесть, святой, они.

5. Сравнение. Стили речи.

Прочитайте три фрагмента текста и сравните их. Определите, одной или разным темам они

посвящены. Свой ответ аргументируйте, указав сходства и различия.

Текст №1

Море – часть Мирового океана, более или менее обособленная сушей или возвышениями

подводного рельефа и отличающаяся от открытой части океана главным образом

гидрологическим, метеорологическим и климатическим режимом. Отличительные черты моря

обусловлены окраинным положением в океане (что определяет значительное воздействие на

них суши) и ограниченностью связи с его открытой частью (что сказывается главным образом

на замедлении водообмена); т. о., чем более замкнуто море сушей, тем в большей степени оно

отличается от океана.

По степени обособленности и особенностям гидрологического режима море

подразделяются на 3 группы: внутренние моря (средиземные моря и полузамкнутые моря),

окраинные моря и межостровные моря. Наиболее глубокие моря образовались в местах

крупных разломов земной коры (например, Средиземное море). Мелкие моря возникли при

затоплении водами Мирового океана окраинных частей материков при их опускании или при

повышении уровня океана и располагаются обычно на материковой отмели. Климат морей в

зависимости от степени их обособленности сушей отличается чертами большей или меньшей

континентальности. Это сказывается главным образом в увеличении сезонных колебаний

температуры воздуха и воды на поверхности. В зависимости от географического положения

одни моря и на поверхности, и на глубинах теплее соседних открытых частей океана

(например, Красное море), другие — холоднее (например, Охотское море).

 (Большая Советская энциклопедия)

Текст № 2

Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи.

Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак

бегущими к земле гривами пены. <…> Одно море гудело ровно, победно и, казалось, все

величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в

состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. Потом,

скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться

вниз, к сверкающему пеной прибою.

Ступив на гравий, мы тотчас же отскочили в сторону от волны, разбившейся о камни.

Высились и гудели черные тополи, а под ними, как бы в ответ им, жадным и бешеным прибоем

играло море. Высокие, долетающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились

на берег, крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и,

убегая назад, увлекали спутанные водоросли, ил и гравий, который гремел и скрежетал в их

влажном шуме. И весь воздух был полон тонкой, прохладной пылью, все вокруг дышало

вольной свежестью моря.

 (По И. Бунину)

Текст № 3

В.А. Жуковский

***

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его…

 1822

6. Классификация. Лексика.

Прочитайте слова. С какими профессиями они связаны? Запишите слова группами, добавляя по

2-3 слова в каждую группу.

Эпос, эпилог, ноктюрн, графика, рея, соната, контуры, лирика, ария, мелодия, камбуз, колорит,

трап, рында, композиция, натюрморт, экспозиция, кантата, оратория, драма, штурвал,

пролог.

Есть ли среди этих слов такие, которые вы записали в две группы? Чем это можно объяснить?

7. Классификация. Обособленные члены предложения.

 (1) Мой отец, писатель Александр Иванович Куприн, считал, что второе его призвание –

садоводство. (2) С жадностью человека, соскучившегося по любимому делу, он начал копать,

сажать, благоустраивать свой маленький участок. (3) В саду стояли врытый в землю

грибовидный стол и полукруглая скамейка. (4) Там, запасшись холодным квасом, отец часами

просиживал вместе со своим стенографом Комаровым. (5) Зимой он запирался в своем

кабинете, где ходил взад и вперед по диагонали из угла в угол, быстро диктуя.

(6) Как-то в Гатчине у нас появился медвежонок Маша, большая проказница. (7) Однажды,

рассердившись на дворника, она ударила его по лицу. (8) Пришлось с ней расстаться. (9) Машу

отдали в цирк. (10) Мы, конечно, присутствовали при ее дебюте на арене. (11) Она каталась на

роликах, старательно выделывая разные трюки. (12) Но вдруг она нас увидела и, положив лапу

в рот, горько заревела. (13) К большому восторгу зрителей, я не выдержала и начала ей вторить.

(14) Любовь к животным у меня наследственная. (15) Это черта, перешедшая ко мне от отца.

 (По книге К.А.Куприной «Куприн - мой отец»)

Проанализируйте структуру предложений и распределите их по группам. Свои наблюдения

занесите в таблицу.

Вид обособленного

члена предложения

Обособленные

определения

Обособленные

обстоятельства

Обособленные

приложения

Номер предложения

Блок 2. Умения «Работа с информацией» (чтение и анализ информации, представленной

в форме таблицы, и т.д.)

1. Внимательно рассмотрите схему. Какая информация в ней представлена? Восстановите

недостающую информацию.

2.Сопоставьте информацию в первом и во втором столбиках. Попробуйте догадаться, каким

русским фразеологизмам соответствуют устойчивые сочетания из английского языка.

to set the wolf to keep the sheep

to run into debts

to set ones life on a chance

to hold ones tongue

to hold ones hourses

поставить волка присматривать

за овцами

вбежать в долги

поставить жизнь в зависимость

от шанса

придерживать язык

придерживать лошадей

как сыр и мел

like cheese and chalk

3.Работа с Интернет – источниками. Фразеология.

Как вы думаете, каково происхождение фразеологических выражений водить за нос и

зарубить на носу? Проверьте свои предположения, обратившись к Интернету (аудиословарь

«Русский устный», портал Грамота.ру).

Составьте и запишите предложения, используя в них указанные фразеологизмы в качестве

простого глагольного сказуемого.

Кто лучше? На основе материалов данного задания подготовьте шутливые рисунки.

Умение соотносить информацию из различных источников

4.Из учебника физики, а также этимологического словарика выберите материал для

небольшого сообщения о динамометре и систематизируйте его в виде таблицы. Определите,

какому типу речи должен соответствовать каждый фрагмент вашего выступлении

 Динамометр

5.Бегло просмотрите текст и установите, является ли для вас новой информация,

содержащаяся в нём. Вдумчиво прочитайте текст и проведите его текстоведческий анализ

(определите тему, основную мысль, тип речи, стиль текста).

Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику.

План сообщения Тип речи Ключевые слова

Для чего применяется

динамометр?

Каково происхождение

термина?

Почему динамометр

является одним из

основных физических

приборов?

Из каких деталей он

состоит?

Какие виды динамометров существуют?

Как пользоваться

прибором?

 Любопытна история создания метра. Одним из авторов Метрической системы мер и

председателем комиссии по её внедрению в практику был знаменитый французский физик,

математик и астроном Пьер Симон Лаплас (1749—1827). Он понимал, что в качестве эталона

длины для новой системы мер нельзя брать ни один из национальных эталонов, например

французский туаз, английский ярд или русскую сажень.

Лапласу для проверки своих астрономических исследований необходимо было точно измерить

длину земного меридиана. Но у него не было ни малейшей надежды на то, что правительство

отпустит средства на такие измерения. И тогда Лаплас делает дипломатический ход: он

убеждает комиссию, что эталоном длины нужно выбрать одну десятимиллионную долю

четверти меридиана. Национальному собранию был представлен проект реформы мер 25 марта

1791 года. Это собрание утвердило проект и постановило снарядить экспедицию для измерения

длины дуги меридиана между Дюнкерком и Барселоной.

Исследования проходили в исключительно тяжёлых условиях: отважным учёным приходилось

буквально рисковать жизнью. Так, в Испании они попали в плен, бежали из него, снова попали

в плен, но результаты ценных измерений спасли, хотя и с большим трудом.

На основе проделанной работы в 1799 году была изготовлена из платины линейка шириной 25

мм, толщиной 4 мм и расстоянием между концами 1 м. Этот эталон хранится в Национальном

архиве Франции и называется метром архива. С него был снят ряд копий, переданных во все

страны, которые к 1889 году входили в Метрическую конвенцию. Две копии под номерами 11

и 28 получила Россия.

В настоящее время в связи с очень высокой точностью оптических измерений принято решение

определять единицу длины через скорость света в безвоздушном пространстве. Метр равен

расстоянию, которое проходит в вакууме световая волна за 1/299 792 458 долю секунды.

6.Рассмотрите рисунок и объясните, в чем состоит его лингвистический смысл?

Кто больше? Запишите словосочетания, построенные по типу управления.

 7. Внимательно рассмотрите схему. Можно ли по союзу или союзному слову определить

вид придаточного предложения? Почему?

Составьте предложения, используя указанные подчинительные союзы и союзные слова.

Определите вид придаточного в каждом случае.

чтобы

что

будто

 где

куда

откуда

Собравшимся сказали,

 почему

 сколько

 какой

отчего

 насколько

 когда

 

8.Внимательно рассмотрите схему и объясните, в чём состоит её лингвистический смысл. Что

объединяет слова, значение которых показано на фотографиях? Проверьте свои догадки по

толковому и этимологическому словарикам.

 аквамарин маринист

 

 МАРИН(А) -

 лат. тarina - «морская»

 

 субмарина марина (морской пейзаж) Марина

Блок 3. Работа с алгоритмами.

Алгоритмы на уроках можно использовать по-разному:

1. Работа с готовым алгоритмом

Такая работа помогает обобщить, систематизировать изученный материал, помогает

отработать порядок действий при объяснении.

2. Дополнение алгоритма

Это возможно, когда часть алгоритма уже составлена и появляется новое правило,

которым необходимо дополнить уже существующий алгоритм.

3. Составление алгоритма совместно с учителем

Совместное с учителем составление алгоритма после изучения правила.

4. Самостоятельное составление алгоритма.

Такую работу сначала лучше проводить по группам, а затем можно предлагать и

индивидуальные задания.

1.Тема «Правописание НЕ с причастиями»

Проанализируй данный ниже ход рассуждения. Понятна ли тебе последовательность «шагов»

в рассуждении? Восстанови пропущенные «шаги». Приведи свои примеры на каждый «шаг».

 

Озаглавь алгоритм.

1. …

2. …

3.Определи, употребляется ли причастие без не

 да нет

 

 

 Вывод: пиши слитно

4. Установи, есть ли противопоставление с союзом а

 

 нет есть

 

 Вывод: пиши раздельно

5. Определи, есть ли при причастии

зависимое слово (причастный оборот)

 

нет есть

Вывод: пиши слитно Вывод: пиши раздельно

2.Тема «Правописание НЕ с именами прилагательными»

Опираясь на правило, составь инструкцию по слитному и раздельному написанию НЕ с

именами прилагательными. Сравни свой ход рассуждения с данным ниже.

1. Определи, может ли употребляться прилагательное

 без НЕ

 

 да, может нет, не может

 Вывод: пиши слитно

 (ненавистный).

 2.Установи, есть ли противопоставление

(с союзом а)

 нет да, есть

 Вывод: пиши раздельно

 (не_весёлый, а грустный).

 

 3.Определи, есть ли при прилагательном слова с ни или слова далеко, отнюдь, вовсе

 Нет

 да, есть

 Вывод:пиши раздельно

 (ничуть не_строгий,

 отнюдь не_строгий)

 

4. Выясни, образует ли прилагательное с не новое слово (подбери синоним без не или близкое

по значению выражение)

 

 нет, не образует да, образует

 Вывод: пиши раздельно. Вывод: пиши слитно

 (не_панельный дом) (неверное решение- ошибочное)

Блок 4. Работа с видеотекстом.

Умение интерпретировать видеотекст.

1.Обратившись к Интернету, найдите и просмотрите короткометражный фильм «Достойны?»

из проекта телеканала «Звезда» - « Личное отношение» (поиск: 9 мая. Личное отношение).

Письменно объясните, как вы понимаете смысл названия этого фильма.

2.Обратившись к Интернету, найдите и просмотрите короткометражный фильм «Конфетки» из

проекта телеканала «Звезда» - « Личное отношение» (поиск: 9 мая. Личное отношение).

Письменно объясните, как вы понимаете смысл названия этого фильма. Постарайтесь

использовать в своем тексте обособленные члены предложения.

Умение вычленять информацию из сплошного видеотекста.

1. Обратившись к Интернету, найдите и просмотрите первую часть видеофильма « Конь не

валялся, Приобретение» ( поиск: Бибигон, «Говорим без ошибок»). Во время просмотра следите

не только за содержанием фильма, но и попытайтесь выделить в звучащей речи слова, которые

герои используют в роли обращения. Запишите эти слова. Какой частью речи они являются?

Сделайте выводы.



Предварительный просмотр:

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА

Метапредметные и личностные результаты учащихся 8б класса

Метапредметные умения

Не сформированы

Частично сформированы

Полностью сформированы

Коммуникативные компетенции

Умение работать в команде

0

19

11

Умение показать и защитить свою позицию

3

22

5

Умение выслушать другую позицию

0

18

12

Умение принять другую позицию, если своя была неверной

8

19

3

Учебные компетенции

Умение четко определять области знаемого и незнаемого

4

19

3

Осуществление самонаблюдения, самоконтроля,, самооценки в процессе учебной деятельности

6

23

1

Исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать , систематизировать, представлять различными способами)

8

13

9

Личностные умения

Мотивация учения

2

19

9

Осознание возможностей самореализации

11

19

0

Стремление к совершенствованию

2

16

12