Для учащихся

Содбоева Дарима Дамдинсуруновна

Памятки, советы, тесты для учеников и тд.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОЯ ЛЮБИМАЯ БУКВА Работу выполнил ученик 1 класса МБОУ «Верхне- Ичетуйская СОШ» Гырылов Батор 2022г.

Слайд 2

Моя любимая буква - С этой буквы начинается слово " мама ". Это первое слово, которое я произнёс. Мама. Это слово самое доброе. Оно такое же, как и сама мама , ласковое и нежное.

Слайд 3

Букву М на м надо знать, Чтобы М а м у к на м позвать.

Слайд 4

МАМА С этой буквы начинаются слова: Медвежонок буквы изучает, Ма-ма , по слогам читает, Буква М так хороша, В букве мамина душа!

Слайд 5

Текс Много слов хороших, Есть на букву М: М алина М ашина М орковка М атрёшка М альчик М артышка

Слайд 6

Скороговорка: М илая М ила м ылась м ыло м . На м ылилась и с м ыла - Так и м ылась М ила.

Слайд 7

Я знаю загадки про эту букву Давно известно детям всем: Корова знает букву ...

Слайд 8

На что похожа буква ? Буква М - это двое взявшихся за руки людей Горбы верблюда создают образ буквы М , особенно если они высокие Буква М похожа на молнию для одежды. Это качели или гамак

Слайд 9

Заголовок слайда Текст слайда

Слайд 11

Оценочный лист Работал я над проектом так: Мне помогли знания по: Математике Чтению Окружающему миру ИЗО Письму Технологии Я научился сам находить информации в книгах и интернете, выбирать самое важное и интересное. Я понял, как важны все буквы алфавита. Я узнал много слов на букву М, загадки, стихи, скороговорки Свой проект я оцениваю так:



Предварительный просмотр:

Правила пешехода:

1. Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части.

2. Переходить дорогу только там, где положено, и никогда не переходить (и не перебегать!) в неположенном месте.

3. Переходить улицу только на зеленый свет светофора и никогда не ходить на красный.

Если ты велосипедист:

1. Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам, где ездят автомобили. Можно кататься во дворах, в парках, на стадионах.

2. Если нужно будет пересечь дорогу, сойди с велосипеда и перевези его за руль по пешеходному переходу.

3. Правила дорожного движения запрещают ездить на велосипеде не держась за руль.

4. Не катайте никого на раме или багажнике своего велосипеда. Это тоже запрещено правилами дорожного движения.

Если ты пассажир:

1. Садись в автомобиль и выходи из него со стороны тротуара. И только после того, как автомобиль полностью остановится.

2. Не высовывай в окно руку, а тем более голову.

3. Если едешь на общественном транспорте, не прислоняйся к дверям. Ведь они открываются и закрываются автоматически.

4. Если увидишь оставленные без присмотра сумку, пакет или другие вещи, скажи об этом водителю.



Предварительный просмотр:

Правила поведения на природе – памятка безопасности

 

Время года

Нельзя

Весна

·        рвать первоцветы;

·        разорять птичьи гнезда;

·        выжигать прошлогоднюю траву.

Лето

·        обрывать паутину и убивать пауков;

·        стараться поймать бабочек, пчел, стрекоз;

·        собирать ягоды и грибы, с которыми раньше не был знаком.

Осень

·        поджигать сухие листья и траву

·        сбивать грибы.

Зима

·        задевать и ломать хрупкие ветки;

·        пугать лесных обитателей.

В любое время года

·        повреждать кору деревьев;

·        оставлять непотушенные костры;

·        шуметь;

·        ломать побеги кустарников и ветви деревьев;

·        ловить зверьков, птиц, уносить их домой;

·        оставлять мусор.



Предварительный просмотр:

Компоненты действий

Основные компоненты действий

Нахождение неизвестного

С Л О Ж Е Н И Е

1 слаг.    2 слаг.    Знач.                                                            

                             суммы

  5   +    4    =   9

  • Первое слагаемое - 5, второе слагаемое - 4. Значение суммы

            равно 9.

  • Сумма чисел 5 и 4 равна 9.

1слаг. = Зн. сум. – 2 слаг.

        5  =    9  -  4

2 слаг =Зн. сум. – 1. слаг.

       4  =  9  -  5

В Ы Ч И Т А Н И Е

Уменьш.   Вычит.  Знач.

                                  Разн.

  12   -    8    =    4

  • Уменьшаемое -12, вычитаемое - 8. Значение разности  равно  4.
  • Разность чисел 12 и 8 равна 4.

Уменььш.=Зн.раз.+ Выч.

     12  =    4   +    8

Вычит. = Уменьш. – Зн.

                                  разн.

        8   =  12  -   4

Основные компоненты действий

Нахождение неизвестного

У М Н О Ж Е Н И Е

 1 множ.  2 множ. Знач.

                               произв.

   5    х      3  =   15

  • Первый множитель 5, второй множитель 3. Значение произведения равно 15.
  • Произведение чисел  5 и 3 равно 15.

1множ.=Знач. : 2 множ.

               произ.

     5  =   15   :    3

2множ.= Знач. : 1 множ.

               произ.

       3  =  15  :  5

Д Е Л Е Н И Е

Делимое                  Знач.

            Делитель   частн.

   10    :   5   =   2

  • Делимое - 10,  делитель-  5. Значение частного равно 2.
  • Частное чисел 10  и  5  равно 2.

Делимое = Знач.  х  Дели-

                 частн.      тель

    10  =     2  х  5

Делитель = Дели-  :  Знач

                    мое     частн.

     5  =   10  :   2

Арифметические действия

 Увеличить   на  … единиц  ( на … больше)

 
Уменьшить  
на  … единиц ( на … меньше)

   +

   -

 

 Увеличить   в  …..  раз  ( в ..  раз  больше)

  Уменьшить   в  …..  раз  ( в   раз  меньше)

    .

   :

 
 На
  сколько  больше ?                            

                                                На  ?  б.  /  м.

  На  сколько  меньше ?                    

    -

 

Во  сколько  раз  больше ?

                                                  Во ? раз б. / м.                                  Во  сколько  раз  меньше ?         


:

Порядок действий в выражениях

 Если в выражении скобок нет:

  • Сначала выполняем слева направо все действия умножения и деления, а потом слева направо все действия сложения и вычитания

Рассмотрим порядок действий в следующем примере:

                                          1      3      2
                            64 : 8 + 9 ∙ 5 =53
                                    8    53   45

       

    Если в выражении есть скобки:

  • Сначала выполняем слева направо все действия умножения и деления, сложения и вычитания внутри скобок, а потом слева направо все действия за скобками умножения и деления, сложения и вычитания.

Рассмотрим порядок действий в следующем примере:

                         4         1    2     3
                 56 -  ( 14 : 2 - 5)× 6 =  44
                   
44        7    2     12


Цена, количество, стоимость

Цена – это стоимость одного предмета, одной единицы товара.

 Ц. – цена

 К. – количество

 С. - стоимость

Цена

Количество

Стоимость

3 руб.              

10 кг                    

?  руб.

С. = Ц. ×  К.

Ц. = С. : К.

К. = С. : Ц.

Задачи в таблицах:

Масса 1 ящика

Количество ящиков

Масса всех ящиков

Масса 1 пакета              

Количество пакетов                    

Масса всех пакетов

Периметр

Периметр – это сумма сторон геометрической фигуры (прямоугольника, квадрата, треугольника и т.д.), обозначается латинской буквой Р.

Единицы измерения – мм, см, дм, м,   и т.д.

Периметр прямоугольника

a –  ширина

b – длина

Р = а+а+b+b

P == a × 2  +  b × 2

P = (a + b) × 2  (мм)
                                 (см)….

Запомни:  Чтобы найти периметр прямоугольника, нужно сложить его ширину (а) и длину (b)  и полученный результат умножить на 2.

Периметр квадрата

a –сторона квадрата

P = a+a+a+a

P = a × 4    (см)

                         (мм)…

Запомни:   Чтобы найти периметр квадрата, нужно длину стороны

умножить на 4.

Площадь

Площадь – это внутренняя часть фигуры (прямоугольника, квадрата и т.д.), обозначается латинской буквой S.

Единицы измерения – квадратные сантиметры (см 2), квадратные метры (м 2 ) и т.д.

Площадь прямоугольника

a –  ширина

b – длина

S = a × b    (см 2)

                          (м 2)….

Запомни: Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно его ширину (a) умножить на длину (b).

   a =  S :  b

   b = S  :  a

Площадь   квадрата

a –сторона квадрата

S = a × a    (см 2)

                         (м 2)….

Запомни: Чтобы найти площадь квадрата, нужно его сторону  (a)  умножить на саму себя.



Предварительный просмотр:

Маани уншаха, эрхи татаха тухай.

Олон зоной hаналаа хурэжэ хэhэн буян hайхан сэдьхэлэй нүлѳѳ гээшэ нюдэндэ харагдахашьегүй  hаа, байhан гэр соогоо, хото хорёо соогоо, нютаг нуга соогоо агаартань тунажа, буян шэнгэжэ, hайн hайханиие асардаг.

Таби наhа хүрэтэрѳѳ хүн эхэ эсэгын буянгаар ажаhууна, амидарна. Таби наhанhаа хойшо ѳѳрынбуян олохо, үхибүүдэйнгѳѳ түлѳѳ маани уншаха гээд бидэндэ аба эжымнай, үбгэ эсэгэнэрнай заадаг hэн. Хүнэй наhа барахадахойтын буяндань маани уншанабди.

Мүнѳѳ хүн бүхэн шахуу эрхитэй ябадаг болоо. Урдань үбгэд хүгшэд лэ эрхи хэхые оролдодог.татажа, маани уншажа байдаг бэлэй.Эрхи гээшэмнай юунэй түлѳѳ, ямар гуримаар татагдадаг юм. Эрхидэ үлгѳѳтэй байдаг толгой, бѳѳрэ, тоолуур гэдэгүүд ямар удхатайб?

Будын шажанай эрхи зуун найма байдаг.Энэ шажанай нангин тоо гээшэ. Энэ тоодо ордоггүй эрхиин толгой гээд байна. Эрхи гурбан бѳѳрэтэй: хорин долоон эрхиин дараа бүхэндэ нэгэ бѳѳрэ.Иигэжэ хамтадаа 112 монсогорнууд үлхэгдэнэ.Заримандаа гурбан бѳѳрэ эрхиингээ тоо соо ороодшье байдаг, тиигээ hаа, толгойтоёо 109 болоно. Эрхиин толгой хуба шулуугаар  (янтарь) хэхые оролдодог.

Эрхиеэ зүүхэдээ толгойгоорынь уруунь байлгахагүй ёhотой. Маани уншахадаа, эрхиингээ толгойень алхажа татадаггүй, толгойдонь хүрѳѳд  лэ, hѳѳргѳѳ эрьеэд уншадаг уншадаг гуримтай. Харин үхэhэн хүнэй буянда уншахадаа, толгой алхуулаад ото hэтэ нэгэ шэг руунь уншадаг. Тиихэдээ тоолуур татадаггүй. Энэ буян нүгшэгшэ хүндэ зорюулагдана ха юм, ѳѳртѳѳ буян хэнэ бэшэ.

Тоолуур тухай. Лама санаартанай эрхидэ ямаршье тоолуур байхагүй, уншаhыень Бурхан тоолохо гэдэг юм. Юрэнхыдѳѳ, тоолуур гурбан янза: зуунай, мянганай, зуу мянганай..

Зуунай тоолуур мэнэл хэрэглэгдэжэ байдаг ушарhаа  бэлээр хүдэлгэхые хараада абажа,бэеэ даанги богонихон үлхѳѳтэй арбан сахаригууд байдаг. Эрхиеэ татажа, арбан тоолуурайнгаазахадаа хүрэхэдэнь, мянган маани уншагдабагээд удаадахи тоолуур татагдана.

Мянганай тоолуур олонхидоо эршэлээтэй ооhор байдаг. Толгойн боориhоо эхилдэг. Эршыень hуладхаад, мянган маани хүсѳѳхэ бүреэнгээ эрхи ахижа ябуулдаг.Иигэhээр эрхиингээ нүгѳѳ  тала үнѳѳхи толгойдоо шахахадань, зуу мянган маани уншагдаба гээд, удаадахи тоолуур ябуулдаг.

Зуу мянганай тоолуур удаан боложо хэрэглэгдэдэг хадань бэлээр хүдэлхэгүй сахариг байдаг. Зуу мянган маани уншаха бүреэ нэгэ эрхи ахижа, энэ сахаригаа заалаад алхуулаад, hѳѳргэнь жэмылгэдэг. Энэ тоолуурай бүхы эрхинүүдые юрѳѳлжэ хүсэхэдэнь, арбан сая (арбан миллион) маани уншагдаба гээшэ.

Эрхиеэ татаха, уншаhан маанияа тоолохо баhал онсо гуримтай юм. Зуун найман эрхи мухарюулаад, зуун маани уншагдаа гэхэшэлэн, тоолуур бүхэн зуун найман бүхэндэ ябабашье, зуу гээд лэ тоологдодог ёhотой юм.

Һамааржа, hаналаа хүсэд хүрѳѳгүй уншаhаниие хараада абана ха юм. Эрхи заабол нара зүб эрьюулхэ ёhотой. Эрхи бүхэн бишыхан хүрдэхэнүүд гээшэ. Энэ хүрдын голынь эрхиин үлхѳѳ болоно гээд бодоод үзэгты. Тиихэдээ долёоборой үзүүрhээ эрхыгээрээ эмирэгдээд, доошоо заабол нара зүб эрьелдэhээр бууха ёhотой. Монсогорхон эрхи бүхэн хурганай үндэгэнүүдтэй hайсахан үhэрилдеэ hаа, бэеын мэдэрэл үргэхэ талаар ехэ туhатай байха. Эрхы долёобор хоёройнгоо үзүүрхэнээр эрхиеэ татаа hаа, зүб гэжэ бодомоор.

Эрхи ямар юумээр хэгдэнэб гэхэдэ: зургаадай, зандан,сэндэн гэхэ мэтэ модод Энэдхэг, Жагарай орондо ургадаг тула ехэ хомор. Манай Дунда  Азида саншит гэжэ модоор эрхи хэдэг юм. Мүнѳѳ заанайшье hоёогоор хэдэг. Энэмнай ехэ үнэтэй ааб даа.Эрхи эрьюулхэ бүхэндѳѳ нэгэ маани тон хүсэдѳѳр уншагдаха ёhотой. Яаража байгаад, дутуу ядуу олон тоо хүсѳѳхые оролдобол, буруушаагдана.

Маани уншажа буян хээд, удаань заабол зорюулга дурдаха ёhотой юм гээд Шэнээхэн нютагай эмшэ лама Балбар ламбагай заажа үгѳѳ hэн. Тэрэгүйдэ эзэгүй, нэрэгүй буян гээшэ үгы болоходоо дүтэ ха юм.Зорюйлга гээшэ үнэхѳѳр амаараа үгүүлжэ, юунэй түлѳѳ, буян үйлэдэhэнѳѳ, Бурханай урда ѳѳрынгѳѳ  гуйлтые тобшохоноор хэлэхэ ёhотой.Гансал ѳѳрынгѳѳ хара бэеын гү даа, али гансахан ѳѳрынгѳѳ үри хүүгэдэй түлѳѳ хэhэн гуйлтын сэн бага, үнэхѳѳр буян болохогүй.