Путешествие к созвездиям

Волошина  Наталья Ивановна

Узнать , что сязывает созвездия и знаки Зодиака.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краевой этап 14 Всероссийской Олимпиады «Созвездие - 2013» Номинация «Презентация» Тема «Мы с друзьями в космосе»

Слайд 2

Путешествие к созвездиям Задачи: познакомиться со знаками Зодиака; собрать сведения о созвездиях; узнать, что связывает созвездия и знаки Зодиака.

Слайд 3

Актуальность Однажды моя мама назвала меня « водолейчиком », а мою сестру «львенком» и даже стала говорить о нашем будущем, употребляя загадочное слово «гороскоп». Нам стало интересно, почему так называют людей. Разгадывая эти слова, мы отправились в загадочный мир не только астрологии, но и астрономии.

Слайд 4

Зодиакальный пояс С древних времен каждому из созвездий приписали месяц года. Группу этих созвездий назвали Зодиакальным поясом, или просто Зодиаком. В Зодиаке год начинается с 12 марта, в день равноденствия, когда ночь и день длятся по 12 часов.

Слайд 5

Для того, чтобы запомнить созвездия мы выучили считалку Овен идет перед Тельцом, За Близнецами Рак, Лев перед Девою стоит, Последний летний знак. С собою холода несут Весы И Скорпион с Стрельцом. Поля морозит Козерог, И Водолей сковал Рыб льдом.

Слайд 6

Созвездие Овен Первым открывает Зодиакальный год Созвездие О́вна — одно из наиболее известных зодиакальных созведий . Три главные звезды — Хамаль («голова барана»), Шератан («след» или «знак») и Мезартхим , Их вы легко найдете: они лежат к югу от Треугольника. Звезда четвёртой величины Мезартхим стала одной из первых двойных звезд, открытых при помощи телескопа (Р.Гуком в 1664). Овен располагается довольно высоко в небе. Сразу за ним появляются более яркие созвездия – Тельца и Близнецов. Севернее Овна находится Персей, северо-западнее – Кассиопея. На созвездие также «указывает» с северо-востока Возничий своей самой яркой звездой Капеллой. Звезды Овна неяркие и созвездие лучше всего наблюдать вдали от помех, которые могут создавать сильная запыленность атмосферы или источники яркого электрического света. Наилучшие условия для наблюдений в конце лета, осенью и зимой. Овен хорошо виден на всей территории России.

Слайд 7

Созвездие Телец Вам нужно совсем немного воображения и фантазии, чтобы увидеть в расположении звезд разъяренного быка, а значит и созвездие Тельца. Как кроваво-красный глаз (правый), светится ярко-красная звезда первой величины Альдебаран . Голова и особенно ноздри быка очерчены звездным скоплением Гиад, а более слабые звезды как бы образуют искривленные рога, на концах которых блестят яркие звезды. На спине быка находится рассеянное звездное скопление Плеяды. Телец - зодиакальное созвездие. Всего выше над горизонтом это созвездие находится в ноябре, декабре и январе, и тогда наблюдать его лучше всего. Вокруг него расположены созвездия Близнецов, Ориона, Эридана , Кита, Овна, Персея и Возничего. Созвездие Тельца - многозвездное . Ясной и безлунной ночью в нем можно увидеть невооруженным глазом до 130 звезд.

Слайд 8

Созвездие Близнецы Созвездие Близнецов вы сможете найти даже невооруженным глазом в ясную и безлунную ночь. В этом созвездии можно разглядеть около 70 звезд. Но взгляд к созвездию привлекают две яркие звезды, видимые вблизи друг от друга - Поллукс и Кастор. Остальные более яркие звезды образуют два ряда, из которых, как ветви, отходят цепочки более слабых звезд. Но в геометрической фигуре, образуемой созвездием Близнецов, очень трудно увидеть картину, которую рисуют в старинных звездных атласах и на звездных картах,- обнимающихся братьев-близнецов. Звезда Поллукс находится на шее у одного, а звезда Кастор - во рту у другого. В созвездии Близнецов имеются интересные объекты, некоторые из них доступны для наблюдения невооруженным глазом. Наилучшие условия видимости в декабре—январе. Поблизости от Близнецов расположены созвездия Рака, Малого Пса, Волопаса и Рыси. Часть созвездия Близнецов лежит в Млечном Пути . Видно на всей территории России.

Слайд 9

Созвездие Рак Р ак — самое неприметное из зодиакальных созвездий. Лучше всего его можно наблюдать по ночам с января до мая, когда оно находится в самой высшей точке над горизонтом в южной части неба. Вокруг него расположены созвездия Льва, Гидры, Рыси и Близнецов. В ясную и безлунную ночь в созвездии Рака можно различить невооруженным глазом примерно 60 звезд, но только пять из них ярче четвертой звездной величины. Соединенные линиями, они образуют характерную геометрическую фигуру созвездия - треугольник, возле вершины которого видна цепочка звезд. Трудно вообразить в этой фигуре рака с большими клешнями, но именно так его изображают в старинных звездных атласах и на звездных картах. Между звездами Рака можно увидеть невооруженным глазом размытую туманную "звезду". Удивительно, что еще в незапамятные времена эта особенная "звезда" была замечена и получила название Ясли, а звезды слева и справа были названы ослятами. И люди верили, что, когда ясли темные, а ослята сияют, пойдет дождь. Только с изобретением подзорной трубы выяснилось, что эта туманная "звезда" является по сути дела звездным скоплением, и впервые это скопление наблюдал Галилео Галилей.

Слайд 10

Созвездие Лев В природе льва мы конечно же не перепутаем ни с кем, а вот если вы хотите найти созвездие Льва, то надо пофантазировать. Его лучше всего наблюдать по ночам в марте и апреле в самой высокой точке над горизонтом. Ближайшие соседи - созвездия Девы, Чаши, Секстанта, Рака и Малого Льва. Соедините мысленно линиями самые яркие звезды и образуйте характерную геометрическую фигуру созвездия Льва - сильно удлиненный неправильный шестиугольник. Чуть-чуть фантазии, и в этой фигуре можно увидеть тело льва с буйной гривой, которую образуют разбросанные около Регула слабые звезды. Правая лапа льва хорошо очерчена рядом звезд. Звезда Денебола блестит в конце длинного и закрученного кольцом хвоста льва. Ясной и безлунной ночью в созвездии Льва невооруженным глазом можно видеть около 70 звезд, но в основном это слабые звезды. Самые яркие звезды Льва: Регул и Денебола .

Слайд 11

Созвездие Дева Если вы хотите увидеть зодиакальное созвездие Девы, то надо ждать прихода весны, когда оно находится высоко над горизонтом с южной стороны. Вокруг него расположены следующие созвездия: Весы, Ворон, Лев и Волосы Вероники. Ясной и безлунной ночью в созвездии Девы можно видеть невооруженным глазом 95 звезд, но только около десятка из них ярче четвертой звездной величины. Самая яркая звезда в созвездии Девы - Спика . Каждый может легко найти эту звезду, если мысленно продолжит дугу из звезд, образующих "хвост" Большой Медведицы. Так наблюдатель "наткнется" на оранжевую звезду Арктур в созвездии Волопаса. Продолжая мысленное движение по дуге в том же направлении, он достигнет бело-голубой звезды Спики . Соединив линиями самые яркие звезды созвездия и Спику , мы получим большой неправильный четырехугольник - характерную геометрическую фигуру созвездия Девы. Эта фигура не имеет ничего общего с изображением созвездия Девы на старинных звездных картах и в звездных атласах, где рисуется крылатая девушка, держащая в руке зрелый пшеничный колос, в котором блестит Спика . Действительно, древние народы имели удивительное воображение, если в неправильном четырехугольнике видели прекрасную крылатую девушку!

Слайд 12

Созвездие Весы В первые летние месяцы на небе можно увидеть зодиакальное созвездие Весы. Оно находится в самой высокой точке над горизонтом и лучше всего наблюдается по ночам в июне и июле. Ближайшими его соседями являются созвездия Змееносца, Скорпиона, Волка, Девы и Змеи. Полностью наблюдается в центральных и южных районах России. В ясную и безлунную ночь в созвездии Весов невооруженным глазом можно видеть около 50 звезд, но только шесть из них ярче. Четыре самые яркие звезды образуют ромбоид - характерную геометрическую фигуру этого созвездия. Не требуется особых усилий воображения, чтобы увидеть в этой фигуре коромысло и чаши весов. На звездных картах созвездие Весов изображалось в виде старинных аптекарских весов. Весы относятся к созвездиям, известным человечеству с давних пор. Это единственное зодиакальное созвездие, название которого не связано с названием живых существ. Как же попал этот измерительный инструмент на небо? Более двух тысяч лет назад точка осеннего равноденствия располагалась в области созвездия Весов. При своем видимом годичном движении Солнце находилось в этой точке 23 сентября, и продолжительность дня была равна продолжительности ночи. Вероятно, равенство дня и ночи и явилось причиной наименования этой области неба еще в глубокой древности. Созвездие Весов связано и с земледельческими работами древних "египтян. После жатвы и молотьбы, перед тем как пшеница засыпалась на хранение в амбары, полученный урожай взвешивался. Видимо, это производилось в то время, когда Солнце находилось в области этого созвездия. Таким образом, созвездие Весов напоминало о работе по взвешиванию собранного урожая.

Слайд 13

Созвездие Скорпион Вы легко найдете созвездие Скорпиона, в котором расположение звезд образует фигуру, в действительности оправдывающую название созвездия. Небольшое усилие воображения, и вы увидите огромного скорпиона с длинными и страшными клешнями. Скорпион - зодиакальное созвездие, расположенное к югу от небесного экватора в самой широкой и самой красивой части Млечного Пути. Рядом со Скорпионом находятся созвездия Стрельца, Телескопа, Жертвенника, Весов, Змееносца и Щита. Ясной и безлунной ночью в этом созвездии невооруженным глазом можно обнаружить около 100 звезд, но только 13 из них ярче. Самые яркие звезды в созвездии Скорпиона образуют на фоне Млечного Пути две фигуры, связанные цепочкой из нескольких звезд. Наилучшие условия для наблюдений в мае—июне. Созвездие видно полностью в южных и частично в центральных районах России.

Слайд 14

Созвездие Стрелец Знаете как легко можно отыскать созвездие Стрельца? Сначала найдите Млечный Путь. На молочно-белом фоне Млечного Пути в ясную и безлунную ночь в созвездии Стрельца невооруженным глазом можно различить около 115 звезд, но в большинстве своем они слабые. Только 10 звезд в этом созвездии самые яркие. Соединенные мысленно линиями, они образуют очень сложный рисунок из двух групп, между которыми находятся более слабые звезды. Даже при очень сильной фантазии в этой сложной геометрической фигуре трудно увидеть мифического кентавра (получеловека-полуконя) Хирона , который, натянув тетиву, готов пустить стрелу в Скорпиона. Он хочет убить его, чтобы отомстить за то, что Скорпион смертельно ужалил легендарного охотника Ориона. Позади кентавра Хирона развеваются две широкие ленты, в которых блестят яркие звезды. Так изображали это созвездие в древности. В Стрельце находятся точка зимнего солнцестояния, а также центр Галактики. Лучше всего в южной части горизонта это созвездие можно наблюдать по ночам в июле и августе. Рядом со Стрельцом располагаются созвездия Козерога, Микроскопа, Южной Короны, Скорпиона, Змееносца, Щита и Орла.

Слайд 15

Созвездие Козерог И вот уже приближается осень, когда лучше всего наблюдать по ночам с августа до сентября созвездие Козерога. Оно находится в южной части неба и никогда не поднимается высоко над горизонтом. Рядом с ним располагаются созвездия Водолея, Микроскопа, Стрельца и Орла. Наиболее примечательный объект в Козероге — шаровое скопление с весьма плотным ядром. При идеальных условиях в созвездии Козерога можно невооруженным глазом различить около 50 слабых звезд. Если соединить их линиями, то образуется неправильный удлиненный многоугольник - характерная геометрическая фигура этого созвездия. Даже при большом усилии воображения очень трудно увидеть в этой фигуре козла с витыми рогами и длинным закрученным хвостом рыбы, как изображалось это созвездие на старинных звездных картах и в звездных атласах. Созвездие видно в южных и центральных районах России.

Слайд 16

Созвездие Водолей Почему это созвездие получило такое название вы узнаете, прочитав этот рассказ. Зодиакальное созвездие Водолей лучше всего видно по ночам с августа до октября. Вокруг него расположены созвездия Кита, Южной Рыбы, Козерога, Орла, Пегаса и Малого Коня. В обширной области, занимаемой созвездием Водолея на небесной сфере, ясной и безлунной ночью можно видеть невооруженным глазом около 90 звезд, но только семь из них ярче. Они расположены в виде сильно искривленной дуги. В средней ее части пять наиболее ярких звезд образуют некоторое подобие сосуда, из которого вытекает струя воды. Все-таки очень трудно в этом расположении звезд, составляющих созвездие Водолея, увидеть юношу, держащего большой кувшин, из которого струится вода. Именно так изображалось это созвездие на старинных звездных картах и в звездных атласах. Этот образ является отражением одного явления природы, повторяющегося каждый год. После периода невидимости созвездие Водолея становится хорошо видимым над южной стороной горизонта с наступлением осени, когда начинаются осенние дожди. Подметив это явление, древние греки, обладающие богатой фантазией, видели в этом созвездии стоящего на коленях человека, держащего в руках кувшин, из которого выливается струя воды.

Слайд 17

Созвездие Рыбы Вот из завершается зодиакальный год одним из больших, но слабых созвездий - Рыбы, которое лучше всего видно с начала октября до конца января. Окружено оно созвездиями Овна, Кита, Водолея, Пегаса и Андромеды. Ясной и безлунной ночью в созвездии Рыб можно различить невооруженным глазом около 75 слабых звезд. Только три из них ярче. Если самые яркие звезды соединить линиями, они образуют характерную геометрическую фигуру созвездия Рыб. Одна сторона угла направлена к северу и завершается маленьким треугольником, создаваемым тремя слабыми звездами. Другая сторона смотрит на запад и заканчивается удлиненным пятиугольником из пяти относительно ярких звезд. Чуть к западу от западной вершины пятиугольника находится вторая по яркости звезда в созвездии Рыб. Нужно обладать яркой фантазией, чтобы в такой геометрической фигуре увидеть двух рыб, удаленных друг от друга и связанных широкой лентой. Так их изображают на старинных звездных картах и в звездных атласах.

Слайд 18

Что я узнала, чему научилась… Познакомившись с 12 созвездиями я узнала, что именно через них проходит видимый путь Луны по небесной сфере. Древние наблюдатели неба в картине смены лунных фаз видели повторяемость, обновление, вечность всего сущего в мире. За год Земля делает один оборот вокруг Солнца. За это время Луна почти 12 раз проходит всю последовательность смены своих фаз, т. е. 12 раз в году бывает полнолуние, новолуние. Поэтому двенадцатимесячный год утвердился именно благодаря Луне, и пояс Зодиака разбит на 12 созвездий. Периодичность смены лунных фаз легла в основу календарей. Отсюда и слово «месяц» у нас означат и вид луны на небе, и интервал времени (28 – 31 день). Число 12 стало священным у разных народов. Двенадцать богов-олимпийцев у греков, римский император Диоклетиан объединил 12 провинций, Александр Македонский во время похода установил 12 жертвенников, в Индии колёса изготавливали с 12 спицами, герои и полубоги совершали 12 подвигов. Впоследствии, подмети видимое движение Солнца, люди догадались, что оно перемещается на фоне тех же созвездий. Воображаемая линия годового движения Солнца называется эклиптикой. И планеты тоже, совершая свои перемещения по небу, пересекают созвездия Зодиака. Зная расположение звезд в созвездиях , теперь я смогу найти созвездие Льва.

Слайд 19

Источники информации http://www.prao.ru/ о созвездиях http://galaktiki-i-zvezdi.ru/p Овен http://formen.hilat-hina.info/ Козерог http://horoscopes.rambler.ru/a зодиакальный круг http://www.uzmantv.com/konu/20 Водолей http://nazametiko.ru/sozvezdie Телец http://numerologiya.hilat-hina Рак http://turkey-forum.ru/viewtop Рыбы http://sch119.narod.ru/Project Весы http://rabinatiko.ru/sozvezdie Скорпион http://www.timegenie.com/astro Стрелец http://nazametika.ru/sozvezdie Дева http://nazametika.ru/sozvezdi Лев http://allcosmos.ucoz.ru/blog/ Близнецы С.И. Дубкова, Сказки звездного неба, 2004,изд.Белый город



Предварительный просмотр:

https://pandia.ru/text/80/287/images/image008_19.gif

https://pandia.ru/text/80/287/images/image009_7.jpg

https://pandia.ru/text/80/287/images/image011_13.gifhttps://pandia.ru/text/80/287/images/image010_7.jpg

https://pandia.ru/text/80/287/images/image013_14.gifhttps://pandia.ru/text/80/287/images/image012_8.jpg

https://pandia.ru/text/80/287/images/image016_15.gifhttps://pandia.ru/text/80/287/images/image017_3.jpg

https://pandia.ru/text/80/287/images/image020_12.gifhttps://pandia.ru/text/80/287/images/image021_6.jpg

https://pandia.ru/text/80/287/images/image024_11.gifhttps://pandia.ru/text/80/287/images/image025_1.jpg

https://pandia.ru/text/80/287/images/image028_11.gifhttps://pandia.ru/text/80/287/images/image029_0.jpg

https://pandia.ru/text/80/287/images/image036_6.gifhttps://pandia.ru/text/80/287/images/image037_0.jpg

https://pandia.ru/text/80/287/images/image039_7.gifhttps://pandia.ru/text/80/287/images/image038_0.jpg

https://pandia.ru/text/80/287/images/image040_6.gifhttps://pandia.ru/text/80/287/images/image041_1.jpg

https://pandia.ru/text/80/287/images/image043_8.gifhttps://pandia.ru/text/80/287/images/image042_7.gif

https://pandia.ru/text/80/287/images/image045_8.gifhttps://pandia.ru/text/80/287/images/image044_0.jpg



Предварительный просмотр:

Игра – путешествие

Учитель начальных классов Волошина Н И.

«К неизведанным планетам»

(Пресс-конференция, состоящая из 2 этапов):

1 этап- теоритический : ( за круглым столом научные сотрудники: физики, историки, астрономы, космонавты, инженер космической техники, эколог, врач ответили на интересующие нас вопросы, например,)

   - В чем состояла основная трудность на пути в космос?

 – Когда было преодолено земное  притяжение  ?

 –Как обеспечить благополучное возвращение космонавта на Землю?

 –Что чувствует космонавт, находясь в состоянии невесомости ?

 – Как космонавт ориентируется в космосе ?    

 - Что такое гномон?

 – Каких два тела   Солнечной системы обладают самыми напряженными магнитными полями?

- Может ли наблюдаться полное лунное затмение днем?

-На какой из планет бывают дожди из серной кислоты ?

-Ккак называется самая высокая гора на Марсе? Ее высота?
(Олимп .Около 25 км.)

- Как отличить  при наблюдении комету без хвосиа от туманности?

( по перемещению за несколько часов)

- Бывает ли и когда Солнце в зените для наблюдателя на земном экваторе?

(бывает 21 марта и 23 сентября)

-На каких высотах ( примерно ) достигает максимума концентрация озона в земной атмосфере?

( 20-25 км.)

-Как делятся метеориты по химическому составу)

( железные, каменные, железокаменные)

2  этап- практический ( провели  соревнования между 2-мя  космическими экипажами)

( выбрать капитанов)

Учитель –Сейчас вы станете свидетелями космического путешествия двух экипажей .И пусть это не настоящий космический полет, но ведь, возможно ,  наши сегодняшние « космонавты» через 10-15 лет поведут корабли к другим  планетам или будут создавать эти корабли.

(Представляются экипажи: )

-Экипаж « Гагаринец»

-   Наш девиз: « Смелые космос покоряют»

- Экипаж « Марс-25»

-Наш девиз - «Один за всех и все за одного»

На протяжении всего полета за их работой будет  наблюдать Центр управления полетом (жюри) и даст оценку готовности экипажей к выполнению различных заданий.

     -Экипажам доложить о готовности.

-Экипаж корабля «Гагаринец»  к космическому рейсу готов   . Командир экипажа-Иванов А. И.    

-Экипаж корабля «Марс-25» к космическому рейсу готов . Командир экипажа-Баранник В. А.  

Учитель: Однако, первые испытания ждут вас еще на земле.    

1-я часть:  Проверим  физическую подготовку.

                   а) по 2 члена экипажа крутятся 5 раз, глядя на правую вытянутую руку, затем идут вдоль прямой.    

                     б) во время полета срочно нужно перейти из одного отсека в другой . Кто быстрее всем экипажем пройдет сквозь обруч)

                       в) Тренировка продолжится и во время полета, из спортивного снаряжения выберите то, что можно использовать в космосе ( гантели, гири, штанга).      

 -Ну что же , физически вы  хорошо подготовлены.  

2- я часть.   А теперь немного истории, как вы изучили Солнечную систему. Знаете ли вы своих предшественников? Кто даст больше ответов?

( вопросы задаются по очереди экипажам)

  1. Назовите планеты солнечной системы.

( Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

2.Что такое астероиды?

( Малые планеты,  расположенные между орбитами Марса и Юпитера.)

          .

          3.Назовите ближайшую звезду.

              ( Солнце)

            4. В каком созвездии находится Полярная звезда ?

                 ( В Малой Медведице.)

             5.Какая самая яркая звезда ночного неба ?

             (   Сириус)

                6.Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики?

                  (К. Э. Циолковский )

               7. Какая дата стала началом космической эры человечества?

                  ( 4 октября 1957 г., запуск первого искусственного спутника Земли.)

                8. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?

                   ( 12 апреля 1961г.,полет Ю. А. Гагарина)

                  9. Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем?

                  (Академик С.П. Королев.)

                  10. Сколько длился полет Гагарина?

                    ( 108 мин.)

                11. Назовите фамилии женщин –космонавтов?

3- я часть:        

Игра   .:  « Что возьмем с собою  в космос»                                

- Дорогие члены экипажей , сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие. Во время полета мы выясним, чья  команда лучше знает историю покорения космоса, физику космических полетов. Очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты реакции к командам с Земли.

  Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности.

  Будьте готовы к ним.

Минутная готовность. 6, 5, 4, 3, 2, 1,… Пуск.

  1. Экипажи, наступила перегрузка. Примите срочно меры, чтобы легче ее перенести ( принимают положение, полулежа на стульях).
  2. Космические корабли вышли на заданную траекторию. Самочувствие юных космонавтов хорошее. Экипажи на связи: С какой скоростью летите от Земли к Марсу? Какое давление у вас в корабле?

- Внимание! Невесомость!

( Экипажи изображают свое поведение в космическом корабле).

-Мы вышли в космос.

Команды должны соревноваться на карте звездного неба. Первый удар принимают капитаны. Чтобы продолжить путешествие, вам нужно выполнить следующее задание:  перечислите все известные вам созвездия.( время 2 мин.)

3.Первыми словами Ю. А. Гагарина с орбиты были : « Красота –то какая! Как прекрасна наша  планета!»

Задание художникам:  изобразите вид из космоса на нашу планету. ( Рисунки передать в Ц.У.П.)

Любуясь нашей планетой в иллюминатор, остальные члены экипажа определяют местность, над которой они пролетают. Наносят на карту названия рек, озер, островов, морей, океанов ( каждому экипажу дается контурная карта).

Первый космический день позади, нашим космонавтам пора отдохнуть.

И вот наступило космическое утро. А с чего оно начинается? Правильно, с зарядки. Под музыку покажите, как вы ее  выполняете (экипажи полным составом изображают разминку).

Врачи ЦУПа наблюдают за вашим самочувствием.

Остановка на первой неизведанной планете. Планета « Звездалия».

Эта планета, ребята, «Звездалия». На этой планете очень много звезд и звезды на этой планете так и падают. ( падают разноцветные звездочки, сделанные из бумаги).

                                                           Игра « Звездный букет» 

  Каждая команда выделяет по одному игроку. На полу раскладываются 5 красных звезд. Ребятам завязывают глаза. На пол добавляют еще 5 синих звезд. Задание играющим:  собрать больше красных звезд, не взяв ни одной синей. Болельщики кричат: Бери!   - Не бери!.

Вот мы с вами попали на следующую планету. На этой планете, до нас, еще никто не был. Ни одного раза, не ступала нога человека. Д авайте придумаем ей название. (Дети придумывают название планете). Здесь живут…иане. Но с…..ианами надо научиться разговаривать.Они не понимают ни русского ни английского языка. Но раз мы прилетели к ним в гости, то нам следует научиться с ними общаться.

- Ваша задача- с помощью жестов объяснить инопланетянам, что вам нужно:

Сначала поздороваться.

  -вы хотите залезть на высокую гору;

   -вы хотите купить трех зайцев;

   - вы хотите полить цветы;

   - вы хотите поиграть в футбол.

( приглашаются по одному игроку для каждого конкурса., всего 5 )

Ведущий : Впереди – Планета Оранжевого Солнца.

Приглашаются переводчики.

Ведущий: Приглашаются переводчики. Нужно для жителей планеты пропеть куплет песни « Во поле березка стояла». Но жители планеты живут на 4 континентах. Все согласные у них такие же, как и у нас, а вот гласные разные:

   - на первом континенте есть только «О»;

   - на втором- «У»;

   - на третьем -« И»;

  - на четвертом- «Я».

Значит , можно использовать только эти буквы.

По дороге они заезжают на новую планету-….. жители этой планеты так и не освоили космос и проводят конкурс на лучшую модель корабля. « Космонавты  -  Умельцы».

Всем членам команды выдается по кусочку пластилина. За 5 мин. они должны слепить предмет на космическую тему ( ракета, космонавт в скафандре и т. Д.) . На каждую удачную работу команда получает очко)

Итак, мы направляемся к Земле . И, наконец,  можно подвести

итог вашей совместной работы.

Программу полета наши космонавты выполнили полностью

С благополучным возвращением!

Центр управления полетом подведет итоги полета, назовет победителей, вручит награды.

           

-

Путешествие на неизведанную планету.

        Внимание! Сегодня мы отправляемся в путешествие на другую планету в космическом корабле. Я – командир корабля. У меня три экипажа. Экипажи к полёту готовы? (Слайд)

        Физкультминутка.

 - Пристегнуть ремни.

Протяжка

- Один.

- Прокачка.

Два.

- Промашка.

Три.

- Продувка.

Четыре.

- Контакт!

- Есть контакт!

- Пуск! ...

        Работают все приборы космического корабля. Внимание на пульт управления. На нём задания для каждой команды – ребусы.

Слайд 1. 7 Я.

Слайд 2. 40 А.

Слайд 3. 100 лица.

         Переходим на ручное управление. Штурвал можно крутить в обе стороны. Посадит корабль на планету тот экипаж, который больше составит слов.

Слайд 4. Нарисован штурвал, на нём написано слово « колесо».

        Ура! Сели! Неизведанную планету надо исследовать.

Исследование 1.

Это планета удивительно разноцветная. Вспомните голубя. Какого цвета у него шейка? (голубая).

- Какого цвета кора дерева?

- Коричневая – от слова «кора».

Появляются слайды с заданиями, в которых нужно объяснить происхождение слов.

1. Сиреневый, шоколадный.

2. Малиновый, вороной.

3. Розовый, каштановый.

        А теперь исследуем все вместе:

Оранжевый (от французского слова оранж - апельсин).

Исследование 2.

На этой планете растут удивительные цветы. Посмотрите на тюльпан – название произошло от персидского тюрбан. Что это такое?

  - Посмотрите на гладиолус – от латинского слова - небольшой меч. Сравните со словом «гладиатор». Кто такие гладиаторы? Они носили эти мечи.

-Посмотрите на астру - от греческого слова «звезда».

Появляется слайд с названиями растений.

1.Львиный зев, колокольчик.

2.Ноготки, гвоздика.

3.Шиповник, подсолнух.

         А теперь исследуем все вместе. На этой планете растут странные растения. Если их не правильно поливать, вырастут хищные, прожорливые сорняки, которые будут есть всё подряд. Есть инструкция, но  она подмокла, запятая растворилась. (Слайд с вариантами ответов)

Поливать супом нельзя поливать водой.

Коллективное обсуждение: где поставить запятую.

Исследование 3.

На этой планете живут удивительные птицы. Маленькая сова называется Сплюшка. Она летит и кричит: «Сплю- сплю- сплю». Трясогузка – трясёт хвостиком, гузиком.

        Следующая группа исследователей объясняет:

1. Зарянка, поползень.

2. Овсянка, кукушка.

3. Горихвостка, рябчик.

Опять исследуем все вместе. Назовите сказочную родственницу рябчика. (курочка - ряба)

 - Представьте себе дерево рябину, когда на ней зелёные листья и созревшие гроздья ягод. Люди давно подметили, что это дерево пёстренькое,  рябенькое, поэтому и дали ему название «рябина».  

         

                             Исследование 4.

Смотрите, здесь растут необычные грибы. Подосиновик – под осинами, а дождевик – после дождя.

Следующая группа исследователей  объясняет происхождение слов – названий грибов.

1. Боровик, лисички.

2. Опята, мухомор.

3. Волнушки, маслята.

                            Исследование 5.

У маленьких жителей этой планеты есть удивительные вещи. Узнайте их - решите анаграммы.

1. Никчебу, каруч.

2. Никднев, ланеп.

3. Калиней, дашнарак.

После получения ответов появляется слайд «Проверь себя».

 

                           Исследование 6.

Как же называется эта планета? Чтобы узнать это, экипажам нужно выполнить последнее задание.

Появляется слайд с заданиями.

1. Это слово означает то же, что и слово очень большой, знаменитый. (Великий)

2. Этот язык преподаёт в гимназии Факия Ирфановна, Ильмира Гаднановна, Роза Рахилевна.

                                            (русский)

3. Он бывает во рту. А может быть английским, французским, немецким…

                                             (язык)

 

После получения ответов появляется слайд «Великий русский язык".

Рефлексия занятия.

Слайд « Вы умники и умницы».



Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОСКРЕСЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

__________________________________________________________________

«ПРИНЯТО»

На заседании школьного

методического объединения

протокол № _____________

от «____»_______________ 2017 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом  № ____________

от «____»_____________ 2017 г.

.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО АСТРОНОМИИ

«Академия «Астрономус»

для 1-4 классов

Авторы (составители):  Волошина Наталья Ивановна

Направленность программы: общеинтеллектуальная

Возраст детей, осваивающих программу: 6-11 лет (1-4 классы)

Срок реализации программы: 4 года

С Воскресенка

2018 год

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

3. Планируемые результаты изучения

4. Содержание курса

5. Учебно-тематический план

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

7. Календарно-тематическое планирование: 1-4 классы. (Приложение)

                 

Вселенная – это разнообразие в единстве.

Оноре де Бальзак

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В сентябре 2016 года Министр образования и науки О.Ю. Васильева выступила с инициативой вернуть в школьную программу уроки астрономии.

        В настоящее время создана нормативно-правовая база введения учебного предмета «Астрономия» в образовательный процесс.

           7 июня 2017 года Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г.№1089» утверждены изменения, основным из которых является включение раздела «Стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии», где определен базовый уровень изучения астрономии; сформулированы цели изучения астрономии на базовом уровне; определен минимум содержания основных образовательных программ; утверждены требования к уровню подготовки выпускников.

20 июня 2017 года информационным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № ТС-194/08 рекомендованы к использованию в организации изучения учебного предмета «Астрономия» Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего образования, в которых подчеркнуты стратегические цели астрономии как обязательного учебного предмета; определены сроки введения астрономии – с 2017-2018 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий; разграничены полномочия органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и общеобразовательных организаций для создания условий для изучения учебного предмета «Астрономия»; определен объем часов на изучение учебного предмета «Астрономия» - не менее 35 часов за два года обучения.

В начальной школе астрономия как отдельный предмет не включена в учебный план, однако, уже младшие школьники проявляют к ней интерес. Первоначальные астрономические знания дети получают на уроках окружающего мира, из научно-популярной литературы, но этого недостаточно.

К сожалению, сегодня нет единой,  рассчитанной на весь период обучения в начальной школе, программы внеурочной деятельности по данному направлению. Обучение основам астрономии обучающихся  младшего школьного возраста в методической литературе представлено на уровне методических разработок отдельных уроков или внеклассных занятий.

             А вместе с тем, это одна из самых увлекательных и прекрасных наук о природе, она исследует не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас мира, а также позволяет нарисовать научную картину будущего Вселенной. 

               В таких условиях начальные знания по астрономии можно получить в процессе внеурочной деятельности. Программа «Академия «Астрономус» нацелена на формирование осознанного отношения обучающихся к объектам на звездном небе, призвана выработать у школьников:

  • стремление к приобретению новых знаний;
  • творческое отношение к делу;
  • умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, лабораторным оборудованием;

умение наблюдать и делать выводы, анализировать материалы наблюдений.

         

Цель программы: развитие познавательной мотивации в области астрономии в ситуации успеха и радости от познания.

        Задачи программы:

  • формировать представления о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной,
  • формировать представления о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной;
  • формировать умения использования знаний в практической деятельности и повседневной жизни;
  • формировать способы познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей

Прогнозируемый результат.

        Обучающиеся должны знать: предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик.

        Обучающиеся должны уметь: пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба, астролябией, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе.

        

        Программа адресована обучающимся 1-4 классов, с уровнем развития базовым и выше.

        Программа внеурочной деятельности рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятия астрономией способствуют развитию у обучающихся начальной школы таких ценных качеств, как наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений. Ребёнок, который заинтересуется астрономией в начальной школе, с большим интересом будет изучать природоведение, географию, математику, физику, химию и другие предметы.                

Курс внеурочной деятельности знакомит обучающихся с астрономией как одной из увлекательных наук. Курс  не только расширяет естественно – математическое образование, но и несет в себе определенный общенаучный и культурный потенциал.

В данной программе большое внимание уделяется развитию практических умений и навыков обучающихся. Это позволит глубже понять материал данного курса; получить представление об астрономии как о науке, возникшей из практических потребностей человека и не утратившей этого значения в настоящее время. Изучение астрономии в рамках данного курса сопровождается наблюдениями, опытами, обсуждением увиденного, услышанного  и прочитанного.

Данный курс  взаимосвязан с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по астрономии, таких как: астрофизик, космонавт, летчик, геолог, метеоролог, конструктор, инженер и др., поэтому в программу включены (как элементы урока) вопросы применения астрономических знаний специалистами указанных профессий.

           Курс внеурочной деятельности по астрономии структурируется на основе рассмотрения разделов в порядке их усложнения: от знакомства со спецификой предмета, методов и способов наблюдения и определения характеристик небесных объектов до эволюции Вселенной.

         В процессе изучения курса реализуются компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют:

• приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

• овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;

• освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенции.

        Реализация программы  предполагает использование проблемно – сообщающих, частично- поисковых методов обучения, метода проектов,  информационно- коммуникативных технологий; сочетание групповых и индивидуальных форм работы: просмотр презентаций, творческие работы, викторины, мини-проекты.

Формы проведения занятий

  • Теоретическая часть программы реализуется на занятиях  при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, школьного астрономического календаря, модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ, видеоаппаратуры и видеозаписей.
  • Практическая часть программы реализуется при дневных и вечерних наблюдениях, Луны, планет, звезд, использовании астрономических приборов, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений, изготовлении лэпбуков (особая форма организации учебного материала по определенной теме в виде буклета с плотной картонной основой содержащего внутри кармашки с обучающим материалом, либо вклеенные книжки, развертки), изготовлении поделок, рисунков, разработке собственных проектов, практических работ с «Подвижной картой звездного неба», «Картой звёздных полушарий», глобусами звёздного неба и Луны

        Используются так же следующие формы занятий: беседа, игра,  практические наблюдения, подготовка и представление творческих проектов. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребёнка.

        Программа внеурочной деятельности по астрономии дополняет основную образовательную программу начального общего образования МКОУ «Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа». В процессе изучения курса реализуются межпредметные связи с предметами учебной деятельности:

- с уроками окружающего мира;

- с уроками технологии: проектирование и изготовление макетов космических кораблей, наглядных пособий и приборов для наблюдений; использование компьютера, компьютерных программ, детских астрономических сайтов в Интернете;

- с уроками изобразительного искусства: участие в выставках рисунков, оформление проектных работ.

        Таким образом, курс носит пропедевтический характер и является базовым компонентом целостной программы проектной и исследовательской деятельности школы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Личностные:

  • знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;
  • осознание личной ответственности за нашу планету;
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со

сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе

      образовательной деятельности.

Метапредметные: 

  • умение работать с разными источниками информации;
  • умение составлять рассказы, сообщения,  рефераты, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
  • умение осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Предметные:

  • умение находить основные созвездия Северного полушария;
  • умение ориентироваться по Полярной звезде;
  • представление о структуре, размерах, возрасте Вселенной;
  • умение определять место человека во Вселенной.

Предполагаемая результативность курса:

  • Три уровня результатов, на которые ориентирована программа:

1 уровень – приобретение первоначальных  знаний по астрономии, понимание её значения в социальной реальности и повседневной жизни;

2 уровень – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества в астрономии как науки и к социальной реальности астрономических достижений в целом;

3 уровень – приобретение опыта самостоятельного социального действия в рамках применения и распространения знаний по астрономии.

  • Выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);
  • Портфель достижений школьника.

Формы контроля

  • В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развития мировоззрения, повышения эрудированности, путём наблюдения за ребёнком, его успехами.
  • Проведение диагностического занятия в игровой форме после изучения каждого модуля, с целью определения уровня астрономических знаний детей.
  • Представление обучающимися результатов собственных исследований на научных конференциях школьников разных  уровней.
  • Представление детьми своих результатов работы в виде моделей, рисунков, сказок, стихотворений, сообщений, и других работ.
  • Подготовка обучающимися результатов своей работы в виде портфолио в конце учебного года. Защита проекта, в ходе которой определяется уровень астрономических знаний детей. Присуждение звания «Юный астроном года».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Программа «Академия «Астрономус» рассчитана на 4 года обучения (1-4 классы). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Материал, предлагаемый для изучения в каждом классе, разбит на 4 раздела:

  1. Вселенная в прошлом, настоящем и будущем.
  2. Планета Земля.
  3. Звездное небо.
  4. Солнечная Система.

С каждым годом обучения содержание разделов усложняется и расширяется, углубляется и конкретизируется, что соответствует концентрическому принципу построения учебной программы.

Содержание предлагаемой программы внеурочной деятельности тесно связано с курсом начальной школы «Окружающий мир», разработанным на основе ведущих идей уважения к миру, его целостности и многообразия, что обеспечивает единство учебной и внеурочной деятельности. Курс астрономии расширяет следующие темы «Окружающего мира»: «Что у нас над головой?», «На что похожа наша планета?», «Когда наступит лето?», «Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?», «Почему Луна бывает разной?», «Зачем люди осваивают космос?».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Итого

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Вселенная в прошлом

7

7

2

Вселенная в настоящем

8

7

15

3

Вселенная в будущем

8

8

4

Планета Земля

8

8

6

7

29

5

Звёздное небо

8

8

9

10

35

6

Солнечная Система

10

10

12

9

41

33

34

34

34

135


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Перечень учебного оборудования для занятий

1.Глобус Земли физический.

2.Глобус Луны.

3. Теллурий, модель планетной системы.

4. Карты движения планет.

5. Карта Луны.

6. Модель для демонстрации солнечных и лунных затмений.

7. Фотографии полярной области неба.

8. Карты звездного неба демонстрационные, атлас звёздного неба,

астрономические календари.

9. Рисунки созвездий в мифах и легендах.

10. Плакат «Смена дня и ночи».

11. Плакат «Смена времен года».

12. Настольная лампа.

13. Астрономические приборы: подзорная труба, телескоп, цифровой фотоаппарат, угломер.

14. Компьютер с возможностью выхода в интернет, интерактивная доска, мультимедийное оборудование.

15. Библиотека  методической, учебно-популярной и энциклопедической литературы.

Компьютерные программы для занятий

1. Компьютерная программа «Маленький астроном»

2. Компьютерная программа «Дракоша и занимательная астрономия»

3. Аудиоэнциплопедия «Увлекательная астрономия», познавательная программа для детей.

4. Мультимедийный курс «Открытая астрономия» (автор Н.Г. Гомулина под ред. В. Сурдина);

5. Аудиоэнциплопедия «Увлекательная астрономия», познавательная программа для детей.

Электронные ресурсы

Раздел содержит ссылки на образовательные ресурсы Сети, способные повысить эффективность и наглядность обучения астрономии. Используя каталог, учителя могут получить доступ к содержанию специализированных мультимедиабиблиотек, энциклопедий, справочников, учебников, учебных пособий, сборников задач и заданий по астрономии.

        Среди ресурсов данного раздела следует особо выделить методические рекомендации для учителей, специализированное программное обеспечение и базы данных, с помощью которых на занятиях по данной учебной дисциплине может быть использована самая достоверная научная информация. Отдельные ресурсы содержат описания специальных технологий, используемых при изучении Вселенной, небесных тел и астрономических явлений.

Планетарий № 1 г. Санкт-Петербург

https://www.planetarium.one/

Астронет - Российская астрономическая сеть

http://www.astronet.ru

Астрономия в Открытом колледже

http://www.college.ru/astronomy/

Всероссийская олимпиада школьников по астрономии

http://ast.rusolymp.ru

Астротоп 100 России: каталог и рейтинг астрономических сайтов

http://www.astrotop.ru

Азбука звездного неба

http://www.astro_azbuka.info

Астрономия для любителей

http://www.astrotime.ru

Астрономия и законы космоса

http://space.rin.ru

Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии

http://www.gomulina.orc.ru

Звездный сайт: учебные материалы по астрономии

http://spacelife.narod.ru

Кабинет: История астрономии (даты, биографии, труды)

http://naturalhistory.narod.ru

Космический мир: сайт о советской и российской космонавтике

http://www.cosmoworld.ru

Метеориты: научно-популярный сайт

http://www.meteorite.narod.ru

Основы астрономии: учебный курс

http://hea.iki.rssi.ru/~nick/astro/

Проект "Астрогалактика"

http://www.astrogalaxy.ru

Сайт "Планетные системы"

http://www.allplanets.ru

Сайт "Солнечная система"

http://www.galspace.spb.ru

Школьная астрономия Петербурга

http://school.astro.spbu.ru

Электронная библиотека астрономической литературы

http://www.astrolib.ru/

Астрономия для детей

http://kosmokid.ru/

Бесплатная программа для просмотра звездного неба, виртуальный планетарий

http://www.stellarium.org/ru

Программа, помогающая любителям астрономии исследовать Вселенную

http://www.worldwidetelescope.org/webclient/

Программное обеспечение кружка астрономов

http://www.astronet.ru/db/msg/1177124/09.html

Кабинет астрономии для школ – оформление, оборудование, описание

http://солнечный-мир.рф/useful-knowledge/kabinet-astronomii.php

Видеоматериалы

  1. http://budconcept.ru/interaktivnyj-kosmos/onlajn-teleskop-smotret/ - Телескоп в режиме онлайн.
  2. http://video.mail.ru/mail/iyia_gyzey/Pochemuchka/4587.html - Почемучка. Строение Земли. Внутреннее строение нашей планеты и его изучение.
  3. http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3171.html - Почемучка. Полярный день, полярная ночь. Как земля освещается Солнцем.
  4. http://video.mail.ru/mail/iyia_gyzey/Pochemuchka/4559.html - Почемучка. Какие бывают планеты. Первое знакомство с планетами Солнечной системы.
  5. http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3182.html - Почемучка. Из чего состоит воздух.
  6. http://www.the skyinmotion.com/ - Небо в движении! Солнце, Луна и звезды, движущиеся облака и другие интересные явления неба в динамике ускоренного времени.

Список  литературы для учителя

  1. Андрианов Н.К., Марленский А.Д. Астрономические наблюдения в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Бердышев С. Законы космоса. – М:  Рипол Классик, 2002
  3. Бонов А. Мифы и легенды о созвездиях. - Мн.: Высш. школа, 2004.
  4. Гагарин Ю. Вижу Землю. Москва, 1968.
  5. Данлоп С. Азбука звездного неба. - М.: Мир, 1990.
  6. Дорожкин Н.Я. Космос. -  ООО «Издательство Астрель», 2004
  7. Дубкова С.И. Засов А.В. Атлас звёздного неба. – М. Росмэн – Пресс, 2003
  8. Жалыбина И.И. Природа тел Солнечной системы. // Физика. Приложение к газете "Первое сентября". - 2006. - № 4.
  9. Зигель Ф.Ю. Путешествие по недрам планет. –  М., Недра, 1988.
  10. Козлова Н. Д. Я иду на урок астрономии. Москва. 2001
  11. Коротцев О.Н. Астрономия для всех. - СПб.: Азбука-классика, 2004.
  12. Куклова Мария Евгеньевна, учитель физики. Рабочая программа внеурочной деятельности по астрономии "Звездная азбука". 1-4 класс.
  13. Методика преподавания астрономии в школе. Под редакцией Л. Мордовцева. Москва. 1973
  14. Монльор Р.Р. Астрономия: Школьный атлас. - М.: Росмэн, 1998.
  15. Мухин Л. Мир астрономии. – М., Молодая гвардия, 1987.
  16. Николов, Н., Харалампиев, В. Звездочеты древности / Н. Николов, В. Харалампиев. – М.: Мир, 1991. – 286с.
  17. Перельман Я.И. «Занимательная астрономия», - Д., ВАП, 1994
  18. Перельман Я.И. Занимательная астрономия / Я.И. Перельман. – М.:АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 284, [4] с.: ил. – (Занимательная наука).
  19. Порцевский, К.А. Моя первая книга о Космосе / К.А. Порцевский. – М.: Росмен, 2005
  20. Саркисян Е.А. Небесные светила - надежные ориентиры. - М.: Просвещение, 1991.
  21. Соболев В.В. История астрономии в России и СССР. - М.: Янус-К, 1999.
  22. Уманский С.П. Луна – седьмой континент. – Знание, 1989.
  23. Цесевич В.П. Что и как наблюдать на небе. – 6-е изд., перераб. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.
  24. Шимбалов А. Атлас созвездий. Москва. 2005
  25. Энциклопедия «Открой мир вокруг себя» «Путешествие в космос» - М, 2010.
  26. Энциклопедия тайн и загадок. В. Калашников «Звёзды и планеты», занимательная астрономия, изд. Белый город, Москва, 2002.

Список литературы для обучающихся

  1. Большая энциклопедия эрудита, изд. «Махаон», 2004.
  2. Детская энциклопедия «Астрономия и космос». – М.: Росмэн,2010
  3. Иллюстрированная энциклопедия «Звёздное небо». Мир Энциклопедий. Аванта +, М.: Астрель, 2009                                                                                                                                
  4. Иллюстрированная энциклопедия. Астрономия . М.:Росмэн,2010
  5. Керрод Робин. Космическое пространство: иллюстрированный атлас для детей. – М.: ОНИКС 21 век, 2001.
  6. Космос. – Смоленск: Русич, 2001. (Школьная энциклопедия).
  7. Левитан Е. П. Твоя Вселенная.- М., «Просвещение», 2007
  8. Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах. - М.: изд. Педагогика- пресс.1993.
  9. Перельман Я.И. «Занимательная астрономия», -Д.:ВАП,1994
  10. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Альбом-задачник «Твои открытия». М.: Дрофа,   1997.
  11. Экология цивилизации. Что было до нашей эры. – М.:Педагогика-Пресс,1994
  12. Энциклопедия «Я познаю мир» Астрономия, М.: Астрель,2005
  13. Энциклопедия для детей. [Том 8]. Астрономия / ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, А. Элиович, В. Цветков и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007.
  14. Энциклопедический словарь юного астронома. - М.: Педагогика, 1996.
  15. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М.: Аванта+, 2004