Театр " Петрушка"

Волошина  Наталья Ивановна

Деятельность школьного театра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_petrushka.docx52.17 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Омской области

Комитет по образованию администрации Калачинского муниципального района

Бюджетное образовательное учреждение  Калачинского муниципального района

Омской области « Воскресенская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
на МО
Протокол заседания №____
от "___" _______  _______ г.

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № _________
от "_____"______   ___ г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
__________Рожкова Т.Н.
Приказ № _________
от "____" ______    _____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по учебному курсу

«Театр «Петрушка»

для 2-4 классов

                                                                        СОСТАВИТЕЛЬ:  Волошина Н И

2022-2023  учебный год

Содержание рабочей программы внеурочной деятельности

«Театр « Петрушка»

Содержание

Класс

Планируемые результаты

2-4

Методическое обеспечение программы

2-4

Учебно-тематический план

2-4

Содержание программы

2-4

Календарно-тематическое планирование

4

ТЕАТР  «Петрушка»

        Пояснительная        ЗАПИСКА

Концепция программы

Программа  внеурочной деятельности  имеет общекультурную направленность.  Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Актуальность программы

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в этом процессе развития занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Практическая значимость

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Сильной стороной программы является её прикладная направленность.

Вид программы

Разработана  на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта
начального  общего  образования  2020г.
в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования.

Цель изучения программы

Воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи изучения курса «Театр « Петрушка»:

  • опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

общения;

  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к

любой работе.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в

начальной школе даются общие представления о его специфике.

Особенности возрастной группы детей

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8 - 10 лет. Для успешной реализации программы целесообразно проводить занятия с постоянной группой учащихся численностью от 10 до 13 человек.

Место курса в учебном плане

 Занятия по программе проводятся 1раза в неделю (2-4 класс). Дни занятий учитель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность занятий 45 минут.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  •  чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • наизусть стихотворения русских  авторов.

Учащиеся должны уметь

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности): получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Методическое обеспечение программы:

Формы проведения занятий:    

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса , наиболее оптимальными формами проведения занятий являются такие формы, как практические работы. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методы: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, ИКТ-технологии, проектные технологии. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Методы работы:

1. Словесные методы (рассказ, беседа, сообщение) способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

2. Наглядные методы (демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, просмотр презентации) дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.

3. Практические методы (изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы) позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.

Мониторинг успешности достижения планируемых результатов:

Главным критерием результативности работы по данной программе является проявление у учащихся интереса к театральному искусству, проявление инициативы в творческой работе.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Техническое оснащение:

 - мультимедийный проектор;

        - компьютер;

-ноутбук.        

Учебно-тематический план по программе «Театр и дети»

.                                    Содержание программы

Театр (3 часа)

В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

«Мы играем – мы мечтаем!» (2 часа)

Игры,которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

Основы актёрского мастерства (10 часов)

Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Наш театр (19 часов)

Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Календарно-тематическое планирование

4 класс

п/п

Тема урока

Дата проведения

Тип занятия

Универсальные учебные действия

По плану

По факту

Предметные

Метапредметные

Личностные

Театр (3 часа)

1

Как создается спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

Комбинированный

Общее знакомство с театральным зданием, с особенностями создания спектакля любого жанра. Учиться наблюдать, обсуждать, делать выводы.

Выполнять универсальные логические действия:  выбирать основания для  сравнения, классификации объектов.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2

Виды театров.

Комбинированный

3

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

Комбинированный

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в творческой деятельности.

Мы играем – мы мечтаем! (2 часа)

4

Игры на развитие внимания.

Повторение

Организация и проведение различных коллективных игр на развитие внимания, следование правилам игры.

Слушать одноклассников, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

5

От развития внимания к развитию воображения

Комбинированный

Организация и проведение различных коллективных игр на развитие внимания, следование правилам игры.

Слушать окружающих, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

Основы актерского мастерства (10 часов)

6

Язык жестов.Сценки без слов.

Комбинированный

Азбука природы музыкального движения.освоение различных танцевальных позиций и упражнений для  различных частей тела.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

7

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

Комбинированный

Учиться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;анализировать причины успеха/неуспеха.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Формирование эстетических потребностей.

8

Интонация.

Обобщение и систематизация

Учиться осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

9

Темп речи. Считалки. Скороговорки.

Урок контроля ЗУН

Учиться осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Формирование установки работе на результат, развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

10

Рифма.  Игры со словами.

Комбинированный

Познакомиться со смыслом терминов «рифма», «дикция», «интонация»

Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях

11-12

Сочинение небольших сказок и рассказов.

Комбинированный

Учиться проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

13

Импровизация

Комбинированный

Познакомиться со смыслом понятия «импровизация»

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

14-15

Диалог. Монолог

Комбинированный

Научиться отличать монолог от диалога, грамотно строить монологическое высказывание

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Наш театр (17 часов)

16-

18

Репетиция и проведения праздника «Осень золотая»

Комбинированный

Учиться читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения

Учиться критично относиться к своему и чужому мнению.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

19

Выбор сказки и обсуждение её с детьми. Чтение сказки. Беседа по содержанию.

Комбинированный

Выбор материала. Распределение и проба ролей. Репетиции, разучивание необходимых танцевальных движений.

Выполнять универсальные логические действия:  выбирать основания для  сравнения, классификации объектов.

20

Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки

Комбинированный

Развитие мотивов учебной деятельности

Приводить  примеры, подбирать  аргументы, формулировать выводы,самостоятельно оценивать правильность своего действия,

организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

21

Чтение сказки по ролям

Комбинированный

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Положительное отношение к изучаемому предмету.

22-24

Работа над отдельными эпизодами

Комбинированный

Работа над создаваемыми образами.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

25-26

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов

Комбинированный

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, находить и ставить учебную проблему.

Положительное отношение к изучаемому предмету.

27

Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

Комбинированный

Учиться создавать декорации, подбирать необходимый реквизит.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,

находить и ставить учебную проблему

Положительное отношение к изучаемому предмету

28

Работа над музыкальным представлением «НОВОГОДНИЙ БАЛ»

Комбинированный

29-30

Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита.

Комбинированный

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях.

31

Репетиция всей сказки целиком.

Комбинированный

Учиться изготавливать афиши, программы спектакля.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Учиться умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

32

 33

34

Показ сказки в классе.

В детском саду

Посещение театра

Обобщение и систематизация

Учиться демонстрировать наработки материала в процессе показа спектакля перед большой аудиторией.

        Список литературы, используемой педагогом

1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

2.Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

3.Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

        4. Как развивать речь с помощью скороговорок?http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

        5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/