2.04. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ.
Экспертный лист оценивания и протокол посещения открытого мероприятия с детьми на уровне ДОУ печатью и подписью руководителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
Тема НОД: «С чего начинается Родина?».
Возраст детей: 3-4 года
Область: «Художественно эстетическое развитие »
Интеграция областей: «Художественно эстетическое развитие », «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игра, слушание, беседа, музыкально – ритмические движения.
Вид занятия: игровое - познавательное
Формы образовательной деятельности: занятие
Цель: Расширить представления детей о патриотизме к родной стране, к родному краю через синтез музыкального, художественного и танцевального творчества.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о своей малой родине Республике Тыва;
- Формировать знания о гербе поселка Каа - Хем.
- Продолжать формировать представление об истории народа, его культуре.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, природе, чувство гордости за свой поселок, за свой народ.
- Формировать нравственные качества: отзывчивость, сплоченность, решительность, доброту, чуткость.
Развивающие:
- Развивать музыкальные способности детей: эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание, музыкальную память.
- Совершенствовать умения двигаться под музыку согласно темпу и характеру музыкального произведения.
Оборудование и материалы: телевизор, ноутбук, музыкальный центр, гимнастические палочки с лентами голубого цвета по 2штуки на каждого ребенка.
Музыкальный репертуар:
- Музыка на вход и выход детей тувинская песня «Аяк – Шайым»;
- Музыкальное приветствие «Здравствуй говори!»
- Музыкально - ритмическое упражнение «Ласковое солнышко».
- Слушание песни «С чего начинается Родина?»
- Музыкальная игра «Роднички и река»
- Игра на воображение «Мечта»
Методические приемы: Наглядные (показ слайдов), Словесные (беседа), Практические (выполнение танцевальных упражнений), Игровые (дидактическая игра).
Словарная работа: Кызылский кожуун, герб, клин журавлей.
Предварительная работа: Разучивание приветствия «Здравствуй, говори!», Разучивание музыкально - ритмического упражнения «Ласковое солнышко», разговор о профессиях и их деятельности.
Планируемый результат: дети четко выполняют движения в игре и правильно выполняют музыкально – ритмические упражнения, слаженно поют. Внимательно слушают песню «Что такое Родина?» и правильно отвечают на восставленные вопросы.
Структура НОД.
- Организационный момент – 1 мин.
- Вводная часть - ----------------2 мин.
- Основная часть --------------- 11 мин
- Заключительная часть -----1 мин
Содержание НОД:
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | Организационный момент (игра, ритуал начала занятия) | Слайд № 1 (Картинка – дома). Запись №1 Дети проходят в зал под спокойную музыку и становятся в полукруг. Муз. рук.: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте их поприветствуем. Муз. рук.: Мы с вами поздоровались с гостями. А сейчас я вас хочу попросить поздороваться по музыкальному. Запись №2 Музыкальное приветствие «Здравствуй говори!»
Привели нас ножки по дороге к другу. Припев: Раз, два, три, здравствуй, говори Раз, два, три руку мне пожми. 2. Побежали ножки весело по кругу Привели нас ножки по дороге к другу. Раз, два, три, мило улыбнись. 3. Поскакали ножки весело по кругу Раз, два, три, обнимись скорей! | Здравствуйте. (Шагают по кругу/или в рассыпную) (3 раза хлопают, затем руки прячут за спину и делают наклон туловища вперед) (3 раза хлопают, затем делают «пружинку») | 1 мин |
2. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Муз. рук.: Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? Запись №3 Музыкально - ритмическое упражнение «Ласковое солнышко».
Светит на дорожку. Покажу я солнышку Все свои ладошки! Розовые щечки. Щечки-колобочки! Рыжие веснушки! Маленькие ушки. Маленькие ушки! Муз. рук.: Молодцы, присаживайтесь на стульчики. Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. С такими детьми и беседовать интересно. А поведем мы сегодня наш разговор о том месте, где живем, о нашем родной поселке, который называется …. Муз. рук.: Совершенно верно. Наш поселок самый красивый, самый любимый. Так? Я правильно сказала? Муз. рук.: Ребята, а как вы думаете, наш поселок можно назвать нашей родиной? Муз. рук.: Я предлагаю вам послушать песню, которая называется «С чего начинается Родина?». И после ее прослушивания мы с вами разберемся является ли наш поселок родиной. | Тепло. (Руки поднимают вверх и делать «Фонарики») (Показывают руки по очереди) (Руки поднимают вверх и делать «Фонарики») (Гладят щечки по кругу) (Гладят щечки по очереди) (Показывают указательным пальцем на нос) (Показывают уши по очереди) (Показывают оба уха) Поселок Каа-Хем. Да, самый красивый, самый любимый. Можно. | 2 мин |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (поисковый этап) Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | Муз. рук.: Я предлагаю вам послушать песню, которая называется «С чего начинается Родина?». И после ее прослушивания мы с вами разберемся является ли наш поселок родиной. Запись №4 Слушание песни «С чего начинается Родина?» Композитор Вениамин Баснер, поэт Михаил Матусовский. Муз. рук.: Мы с вами прослушали с вами песню. А теперь, как вы думаете, можно назвать наш поселок Каа-Хем нашей родиной? Муз. рук.: О чем поется в песне? Муз. рук.: Конечно можно, ведь родиной зовется то место, где мы родились и где мы проживаем. Слайд № 2 (Карта Республики Тыва с границами Кызылского кожууна). У каждого поселка есть своя территория.На карте показана Республика Тыва, а красным цветом обозначена граница Кызылского кожууна. А во главе этого кожууна находится поселок Каа-Хем. Слайд №3 (Карта Республики Тыва с границей Кызылского кожууна и гербом кожууна). Так же у каждого поселка есть свой свой герб. Давайте его рассмотрим. Символика: красный цвет - гласный элемент («Кызылский кожуун» - переводится с тувинского на русский как «Красный район»); Синий цвет поля символизирует вечно голубое небо родной Тувы, таёжный чистый воздух. Это любовь к родной земле, мир и возвышенные устремления; чёрный квадрат - напоминание об угольных разработках на территории района, окаймление квадрата - символ пристоличного расположения района; турья голова - указание на крупную роль животноводства в районном хозяйстве. Слайд № 4-11 (Здание Администрации, школ, детских садов, спортивного комплекса.) Муз. рук.: Так же есть свои достопримечательности. Дом поселковой администрации, детские сады, школы, библиотеки, спортивный комплекс. Рассматривая эти фотографии, мы смогли еще раз убедиться насколько красив наш поселок. И, конечно, красота поселка Каа-Хем не может оставить равнодушными сердца местных поэтов. Слайд № 12 (Вывеска на вьезд в п.г.т. Каа-Хем) Муз. рук.: Я хочу вам прочитать отрывок из стихотворения Ирины Белкиной: Одно из мест красивейших в Туве, Муз. рук.: Ребята, вам понравилось стихотворение? Муз.рук.: Стихотворение очень красивое. В нем говорится о том, что река Енисей берет свое начало в поселке Каа-Хем. Что журавли летают, и кажется, буд - то они покращены серебряной краской. Что автор любит любоваться рассветом средь высоких гор и пушистых елей. И что в поселке очень хорошо живется. В поселке очень много ручейков и они сливаются в великий могучий Енисей. Я хочу вам предложить поиграть в игру «Роднички и река». Слайд №13 (Река Енисей с притоками) Запись № 5 Музыкальная игра «Роднички и река» (Дети берут палочки с голубыми лентами. Во время звучания музыки музыка дети повторяют движения за музыкальным руководителем. Когда звучит быстрая мелодия, дети стоят в большом кругу и выполняют быстрые движения. Когда звучит медленная мелодия, дети стоят образуют маленький круг и выполняют медленные движения. Роднички сливаются в реку). Муз. рук.: Ребята, мы сегодня много говорили о том, какой красивый наш поселок. Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой родной поселок. Слайд №14 (Мечтающие дети) Запись№ 6 (Волшебная) Игра на воображение «Мечта» Завершая наш разговор, я хотела бы чтобы вы помечтали о том, что вы захотите сделать для поселка, когда вырастете. Муз. рук.: Какие прекрасные у вас мечты! | Да, можно. О маминой песне. О друзьях, которые живут рядом с домом. О пении птиц. О лавочке возле дома. Да, понравилось. Когда я вырасту, стану строителем и построю в поселке бассейн. Когда я вырасту, стану бизнесменом и куплю много красивых игрушек для всех детских садов нашего поселка | 11мин |
4. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Рефлексия Итог занятия. Систематизация знаний. | Слайд №15 (Поселок – детская картинка) Муз. рук.: Вам понравилось сегодняшнее занятие? Муз. рук.: О чем мы сегодня говорили? Муз. рук.: Правильно. А что такое родина? Муз. рук.: Да, действительно. Мы сегодня говорили о поселке. А как он называется? Муз. рук.: Верно. А какая река протекает рядом с поселком Каа-Хем? Муз. рук.: Совершенно верно. А за то, что вы сегодня очень хорошо работали. Я хочу вам подарить сказки. На этой прекрасной ноте я хочу завершить наше занятие и сказать большое спасибо вам, ребята, и нашим уважаемым гостям, что они посетили наше занятие. Любите свой поселок и помните о нем всегда. Давайте попращаемся с нашими гостями и пойдем в группу. Запись№1 | Да, очень понравилось. Мы говорили о родине. Это место, где мы живем. Название поселка Каа-Хем. Протекает река Енисей. | 1 мин |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Дело было в преддверии праздника Шагаа. Люди готовились к празднику. Многие шили новые наряды. Все хотели быть красивыми. А в это время, прогуливались черти по улице, и услышали, что люди себе новую одежду будут шить. Они придумали заговор. Решили сделать так, чтоб одежда у людей кусалась. Они задумали испортить праздник, который люди очень долго ждали.
Черти провели обряд из – за которого все вещи, которые люди одевали, или снимали становились злыми, как собаки. Люди не понимали за что на них зашла такая напасть. Они решили обратиться к шаману в надежде, что он им поможет. Шаман пришел к себе в юрту, и впал в транс. Он долгое время в нем прибывать и люди уже начали сильно переживать.
Они не могли даже прикоснуться друг к другу. Даже здороваясь искра проходила по их телу, и люди в ужасе отталкивались друг от друга.
Когда шаман вышел из своей юрты, то в первую очередь он пошел к швее, которая шила все наряды. Он провел рукой по одежде и решил по здороваться с ее мужем. Он как раз находился в юрте.
«Ой, что это?» - испугался муж швеи.
«Ты что, хочешь меня покалечить?» - добавил он.
«Нет конечно, я просто проверил, правду ли мне сказали духи» - ответил шаман.
«Духи мне сказали, что черти захотели испортить праздник Шагаа. Но у них ничего не получится, я это обещаю» - добавил шаман и отправился на священную гору Yттyг – Хая, чтоб провести обряд очищения одежды.
Черти не знали, что шаман пошел на гору и радовались тому, что люди были в панике от происходящего.
Шаман находился на горе очень долго, но люди время зря не тратили. Они готовили разные национальные блюда и с нетерпением ждали ответа от шамана.
«Почему же так долго нет шамана?» спросил мальчик, который очень сильно ждал праздник.
«Шаман делает все возможное, чтоб нас спасти от напасти» - ответила ему мама и продолжила дожаривать хворост.
К празднованию Шагаа уже все было готово. Люди пристально смотрели на гору и увидели шамана, который спускался с горы. Он подошел к людям и их успокоил.
«Это злые черти принесли нам напасть в аал, но я сейчас все исправлю» - сказал шаман, и стал разбрызгивать средство на одежду людей, одежда которых кусалась.
«Можете больше не бояться. Одежда успокоилась и больше не станет кусаться. А чертей я, прогнал и они к нам очень долго не смогут приходить» - сказал шаман и отправился к себе в юрту.
Люди обрадовались и начали праздновать, не боясь кусающейся одежды.
Вопросы для закрепления:
- Какой праздник ждали люди?
- Что задумали сделать черти?
- Кого люди позвали им помощь?
- К кому пошел шаман, чтоб проверить, слова духов?
- На ком шаман проверил кусается ли одежда?
- На какую гору пошел шаман, чтоб провести обряд?
- Какое блюдо дожаривала мама мальчика, который ждал праздник Шагаа?
- Что сделал шаман чтоб одежда не кусалась?
- Спас ли шаман праздник?
«Сказка о том, как черти захотели сделать одежду кусачей»
(«Ызырар хеп»)
Автор: Чамзырай Наталья Геннадьевна
Предварительный просмотр:
Давным – давно, когда черти еще жили с людьми в одном аале. Произошла история, о которой люди слагают легенды.
Жил музыкант, каких свет белый не видывал. Звали его Мерген (с перевода на русский язык «мудрый»). Он играл так, что все люди, которые слышали его игру, на дошпулуре забывали о своей работе, и останавливались, чтоб дослушать его игру до конца. А когда он пел, то сам Дух Природы ему подыгрывал, то шуршанием листьев, то завыванием метели.
Чертям это очень не нравилось, и они решили украсть все музыкальные инструменты у людей. Они думали, что без инструментов люди не смогут отдыхать, и все время будут работать, а во время сна они будут заселяться в их тела.
По началу так и было, но Мерген стал замечать в людях изменения, и понял, что стало происходить. Он начал думать, как все вернуть на прежнее место. Он так хорошо играл, что даже животные пришли ему на помощь.
Когда Мерген гулял по пастбищу, его заметил бык. Подошел к нему и предложил свой рог. Мерген удивился такому подарку, а потом ему пришла мысль, что из рога можно сделать музыкальный инструмент. Баран дал копыта, они очень звонко стучали, когда соприкасались друг с другом.
Лошадь дала волосы из своей красивой, пышной гривы и они превратились в струны. Верблюд дал немного шкуры и Мерген, из нее сделал бубен.
Пока черти спали, Мерген с другими музыкантами изготовил инструменты из того, чем поделились животные, и разучили пару произведений для изгнания чертей. Затем подкрались и окружили жилище, где проживали черти. А потом начали громко играть, чтоб они убежали и дорогу в их край забыли.
Потом, когда черти оставили людей в покое, люди нашли украденные инструменты, и как и прежде, играли на них, и радовали всех окружающих. Они играли как на музыкальных, так и на шумовых инструментах. Ведь если правильно подобрать гармонию, то не важно, на каких инструментах играть.
С тех пор прошло много времени, а люди до сих пор изготавливают музыкальные инструменты из частей тела животных. А черти уже осторожно себя ведут, и, услышав музыку или шум, убегают быстрее ветра без оглядки.
Вопросы для закрепления:
- Как звали главного героя?
- Как переводится Мергер на русский?
- На каком музыкальном инструменте он играл?
- Кто ему подыгрывал шуршанием листьев и завыванием метели?
- Что думали черти, забрав музыкальные инструменты?
- Какие животные дарили Мергену свои части тела?
- Что Мерген сделал из подарков животных?
- Кто помогал Мергену одолеть чертей?
- Победили Мерген и его друзья чертей?
«Сказка о том, как злые черти забрали все музыкальные инструменты»
(«Шулбустарның хогжум-херекселдерин оорлааны»)
Автор: Чамзырай Наталья Геннадьевна
Предварительный просмотр:
История эта произошла накануне тувинского национального праздника Шагаа. Аал стоял рядом с горой «Спящий Соян».
Однажды молодая девушка, которая верила в добро, сидела в юрте, и мечтала. Она мечтала о том, как выйдет замуж, и у нее будет большая, дружная семья.
Звали ее Ай – Кыс (в переводе на русский язык «лунная девочка»).
Она очень любила готовить, и тот, кто хоть раз попробовал ее блюда, то вкус их запоминал на всю жизнь.
Девушка любила искать новые вкусы, и поэтому из привычных продуктов она пыталась создавать что - то новое. В одно прекрасное утро у девушки было прекрасное настроение, и она начала петь. В это время на лошади мимо проезжал юноша, и услышал, как она поет. Он постеснялся зайти в юрту, и проехал мимо.
Девушке пришла идея сделать что - то сладкое. Ай-Кыс очень любила готовить из далгана. Она захотела из далгана сделать сладкие конфеты. Сделала тесто и разделила его на несколько частей, чтоб потом добавить в них орехи, изюм, кунжут и многое другое. Она позвала всех соседей для того, чтоб они оценили новое блюдо. Конфеты всем очень сильно понравились и они сразу же стали просить рассказать о том, как это блюдо делалось. Девушка всем рассказала рецепт, указывая на все тонкости изготовления конфет. Она была очень добрая и открытая абсолютно для всех жителей Тувы.
Затем ее попросили спеть песню, и она с удовольствием спела. Юноша, который проезжал мимо юрты девушки, оказался среди соседей. Он приехал погостить к родственникам и узнал голос, который ему тогда понравился.Он подошел и представился. Юношу звали Мерген (в переводе на русский язык «мудрый»). Мерген девушке очень понравился, и они начали дружить.
На следующий день начинался праздник Шагаа, а значит исполнялись все заветные желания. Ай – Кыс решила сделать для всех подарок. Она приготовила тесто, и выпекла печенье, но оно было не обычное. Она решила его сделать с сюрпризом. Вовнутрь печенья она положила благопожелания. Каждый мог взять столько печенья, сколько пожелает. Люди брали печенье себе, родным и знакомым.
Пришло время, Ай- Кыс и Мерген сыграли свадьбу. Желание девушки исполнилось, и у нее появилась большая, дружная семья. Нужно мечтать, и делать все, для того, чтоб сбылось задуманное.
Вопросы для закрепления:
- Возле какой горы стоял аал?
- Как звали девушку (перевод)?
- О чем мечтала девушка?
- Чем занималась девушка?
- Из чего девушка любила готовить?
- Что она добавляла в сладкие конфеты?
- Как звали юношу, которому понравился голос девушки (перевод)?
- Из чего она делала печенье с предсказаниями?
- Сбылась мечта Ай-Кыс?
«Сказка о том, как далган превратился в печенье с добропожеланиями».
(«Тыва далганның печенье аппарганы»)
Автор: Чамзырай Наталья Геннадьевна
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Давным-давно рядом с горами стоял аал. Там жили чабаны. Работали они от зари и до зари. Недалеко от него стояла одинокая юрта. В ней жила старуха. Ни детей у нее не было, ни мужа, и доживала она свой век одна. Она не могла уже управлять хозяйством. Сил едва хватало на то, чтобы ухаживать за десятком старых чайных кустов. Кусты старились вместе со своей хозяйкой, и она собирала с них раз в год нескольких грубых темно-зеленых листочков.
В жизни этой женщине пришлось хлебнуть немало горя, но она сохранила свою доброту, несмотря на все невзгоды, и сейчас старалась, как могла, скрасить жизнь окружающим. Каждый день она брала несколько листков, заваривала чай и ставила его у дверей своей юрты, чтобы чабаны, могли утолить жажду.
Однажды в канун праздника Шагаа, когда в горах валил густой снег, в аале готовились к празднику. Все запасы у старухи иссякли, если не считать нескольких чайных листьев, но она все же решила не изменять заведенному обычаю. Поднявшись спозаранок; старуха опустила эти листья в котел, залила кипятком и поставила настаиваться вблизи очага. Вдруг снаружи послышался шум. Дверь распахнулись, и на пороге появился запорошенный снегом незнакомец. Старуха торопливо подошла к нему.
«В горах очень сильный снег, пережди немного в моей юрте» - сказала старуха.
Незнакомец стряхнул с себя снег, прошел в юрту, и любопытный взгляд его остановился на очаге.
«Хозяйка, а что у тебя в котле?» - спросил старик.
«Чай настаиваю» - ответила ему старуха. Гость очень удивился и спросил - «До Нового года осталось уже немного времени. Завтра у всех большой праздник и во всех семьях колют бычка, барашка или коня, чтобы умилостивить предков, а ты только чай завариваешь!».
«Я слишком бедна» - горько вздохнула женщина. «Мне нечего принести в жертву предкам, зато я каждый день готовлю чай и угощаю им всех желающих» - сказала старуха, и слегка улыбнулась.
Неожиданно для нее незнакомец, рассмеялся и сказал - «Что ты жалуешься на бедность, когда во дворе у тебя спрятано сокровище!».
Услыхав это, старуха вышла во двор отыскать место, где может быть, спрятано сокровище. Но там все было как обычно: около юрты, стояли две скамьи, да в углу была треснутая каменная ступка, в которой еще с прошлого года прел мусор.
«Ничего нового во дворе не появилось» - пробормотала старуха, пожимая плечами.
Незнакомец вышел вслед за хозяйкой и указал на ступку.
«Вот твое богатство!» - сказал он.
«Да разве ж ступка может быть богатством?» - изумилась старуха. Видно незнакомец насмехается надо мной, подумала она и добавила - «Если она тебе нравится, можешь забрать ее!».
«Как же я могу взять у тебя эту драгоценность даром» - воскликнул незнакомец.
«Продай мне эту ступку. Если согласна, то я схожу за людьми, чтобы помогли мне унести ее» - добавил он.
Незнакомец, довольный сделкой, ушел. Старуха долго рассматриваема ступку, но никак не могла понять, чем же она понравилась гостю, и решила, что негоже продавать такую грязную вещь. Вытащила она из ступки мусор и зарыла его под чайными кустами. Затем старуха налила в ступку воды, вымыла ее, а грязную воду выплеснула под те же кусты. Она уже закончила работу и любовалась чистой ступкою, когда вернулся незнакомец с деревенскими парнями. При виде вымытой ступки он истошно завопил – «Что ты наделала? Куда делось богатство?».
Никак не ожидала старуха, что труды ее вызовут столь сильный гнев, и прямо-таки опешила.
«Да я же только вымыла ее!» сказала старуха удивленно.
«Куда дела ты все, что было в ступке?» - от нетерпения незнакомец, даже ногой притопнул.
«Да вон, зарыла под чайные кусты»- сказала старуха и указала на кусты.
«Жалость – то, какая!» - дрожащим голосом воскликнул незнакомец.
«Ведь этот мусор и был самым настоящим богатством, теперь оно перешло в чайные кусты» сказал незнакомец.
Он махнул рукой и велел парням идти по домам. Парни, которых незнакомец позвал на помощь оказались теми самыми чабанами, которых поила чаем старуха. Они увидели, что она одна встречает такой великий праздник и забрали ее с собой. Праздник Шагааокончился, а вскоре и весна наступила. И вот нежданно-негаданно все чайные кусты во дворе покрылись множеством изумрудных листочков. Но когда старуха стала их собирать, то люди удивились еще больше: чайные листы были необыкновенно нежными, сочными и ароматными. Чабаны помогли перенести ее юрту поближе к аалу, и пересадили чайные деревья. И все, кто проезжал мимо юрты старухи стали просить отростки от этих чудесных кустов. Спустя годы чай с необыкновенным вкусом и ароматом, который готовили из листьев, собранных в этих местах,облетел весь мир. В него добавляли молоко и сверху посыпали солью. От этого чай становился еще вкуснее.
Вопросы для закрепления:
- Кто главный герой сказки?
- Что он делала для чабанов?
- Что росло у нее возле юрты?
- Кто постучался к ней в юрту?
- Что попросил незнакомец у старухи?
- Что старуха сделала, когда незнакомец уехал за помощью?
- Какой праздник указывается в сказке?
- Почему у старухи на праздник был только чай?
- Что сделали чабаны, когда увидели как старуха живет?
«Сказка о том, как благодаря чаю пришло добро»
(«Шайның кужу»)
Автор: Чамзырай Наталья Геннадьевна













