Любимый Пушкин

Кобазова Ирина Евгеньевна

29 января Дата смерти Пушкин А.С.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                 «Большеуринский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития детей»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Тема: «Любимые сказки А.С. Пушкина»

Дата проведения 29 января 2020 год

Составила  воспитатель

МБДОУ «Большеуринский детский сад»-

Кобазова Ирина Евгеньевна.

2019 г.

Д. Малая Уря.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками в старшей группе

«Любимые сказки А.С. Пушкина»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

Познавательное развитие:

- развивать любознательность и познавательную мотивацию детей в процессе бесед «Кто такой А.С. Пушкин», «Арина Родионовна», «Что мы узнали»;

- развивать проблемное мышление детей посредством д/и «Назови сказку правильно», «Подбери рифму», «Назови героя», «Кто лишний?», «Выбери правильно»;  

- развивать воображение детей посредством д/и «Собери картинку», «Угадай-ка»;

- способствовать обогащению целостной картины мира у детей посредством ознакомления с познавательными материалами по теме «Великий русский поэт»;

- способствовать развитию творческой активности детей посредством изобразительной деятельности;

- закреплять знания детей о произведениях А.С. Пушкина посредством чтения отрывков из его произведений;

- закреплять знания детей о животных посредством отгадывания загадок;

Художественно-эстетическое развитие:

- способствовать становлению эстетического восприятия окружающего мира в процессе ознакомления с видеоматериалами, иллюстрациями;

Речевое развитие:

- обогащать активный словарный запас посредством д/и «Назови сказку правильно», «Подбери рифму», «Назови героя»;

- развивать навык детей в составлении сложных и сложноподчиненных предложений;

- развивать навык детей согласования прилагательных с существительными в роде и числе посредством проведения д/и «Угадай-ка», «Выбери правильное»;

Социально-коммуникативное развитие:

- способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе дидактических игр;

- развивать навыки совместной деятельности детей в команде посредством командных и индивидуальных д/и;

Методы и приёмы: 

по способам передачи и получения информации:

- Наглядные: демонстрация картин, иллюстраций, показ видеоматериалов.

- Словесные: беседа, ответы на вопросы, аргументация вывода

Материалы и оборудование:

Презентация  «А.С. Пушкин», «Книги и произведения Пушкина», «У лукоморья дуб зеленый», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его  славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», разрезные картинки-пазлы и дублирующие их целые картинки (2 штуки, иллюстрирующие сказки о рыбаке и рыбке и золотом петушке),  «волшебный мешочек», зеркальце, яблоко, отрезок веревки, мячик, 20 смайликов.  

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

  1. Игровая

д/и «Назови сказку правильно»

Цель: обогащение активного словаря, развитие проблемного мышления

д/и «Подбери рифму»

Цель: обогащение активного словаря, развитие проблемного мышления

д/и «Назови героя»

Цель: обогащение активного словаря, развитие проблемного мышления

Д/и «Кто лишний»

Цель: развитие проблемного мышления

д/и «Выбери правильный ответ»

Цель: развитие проблемного мышления

д/и «Собери картинку»

Цель: развитие воображения

д/и  «Угадай-ка»

Цель: развитие навыка согласования прилагательных и существительных в роде и числе

д/и «Выбери правильное»

Цель: развитие навыка согласования прилагательных и существительных в роде и числе

  1. Коммуникативная

Беседа «Кто такой А.С. Пушкин»

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации

Беседа «Арина Родионовна»

Цель: обогащение активного словарного запаса, развитие познавательной мотивации  

Беседа «Что мы узнали»

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации, развитие навыка создания сложносочиненных предложений

  1. Познавательно-исследовательская

Рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов

Цель: закрепление знаний о предметах окружающей действительности

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Предполагаемые результаты

Приветствие гостей.

Сюрпризный момент: педагог зачитывает письмо от Старика, который приглашает детей в гости в «Сказку о рыбаке и рыбке». Педагог приглашает детей в путешествие в сказку.

Дети слушают текст письма, выполняют необходимые требования для того, чтобы «попасть в гости к Старику в «Сказку о рыбаке и рыбке».

Сформирован интерес к познавательной (образовательной) деятельности

Слайд 1 «Сказка о рыбаке и рыбке»

Беседа «Кто такой А.С. Пушкин».

Примерные вопросы:

1. Ребята, скажите кто является героями сказки, в которую мы с вами попали?

2. А кто написал «Сказку о рыбаке и рыбке?  

3. Что вы знаете об А.С. Пушкине?

Воспитанники отвечают на вопросы и задают их сами друг другу, рассказывают факты и истории из жизни Пушкина

Актуализированы знания детей о «Сказке о рыбаке и рыбке», об авторе А.С. Пушкине.

Слайд 2 «У лукоморья дуб зеленый»

Педагог рассказывает о знаменитом сказочном и волшебном отрывке из произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Воспитанник читает отрывок из «У лукоморья дуб зеленый» наизусть, остальные воспитанники внимательно слушают

Актуализированы знания детей о «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкина

Слайд 3 «Арина Родионовна»

Беседа «Арина Родионовна» о няне Пушкина, ее сказках и мотивах к сказкам великого русского поэта.

Примерные вопросы:

1. Как звали няню у А.С. Пушкина?

2. Чем запомнилась Арина Родионовна будущему поэту?

3. О каких волшебных героях рассказывала маленькому Пушкину Арина Родионовна?

Воспитанники отвечают на вопросы и задают их сами друг другу, рассказывают факты и истории из жизни няни Пушкина и самого поэта в детстве.

Актуализированы знания детей о няне Пушкина, мотивах его известных сказок

Педагог предлагает детям разделиться на две команды мальчиков и девочек (численность команд равная) и выбрать капитана с помощью голосования или считалочки. Педагог объясняет правила командных игр – за каждую победу команда получает жетон-смайлик. По окончании игр жетоны. Полученные в командах считаются. Выигрывает та команда, которая заработала больше жетонов-смайликов.

Дети делятся по гендерному типу на 2 команды, выбираю с помощью считалочки или голосования капитанов команд. Ребята слушают правила игр в командах.

Закреплен навык порядкового счета, коллективного выбора.

Д/игра «Назови сказку правильно»

Педагог предлагает командам по очереди вспомнить названия сказок.

Правильность проверяется картинкой-слайдом, которую переключает воспитанник, выбранный с помощью счетных палочек синего цвета и одной палочки красного цвета.

Слайды 4-7

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его  славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде»

Дети рассаживаются на стульчики по командам. Команды по очереди отвечают на вопрос педагога и произносят название сказки, про которую говорит педагог. Выбирают воспитанника, который будет переключать компьютер, рассматривают слайды

Закреплен навык порядкового счета, закреплены навыки внимания, памяти, развиты навыки проблемного мышления, обогащен активный словарь.

Д/и «Подбери рифму»

Педагог предлагает командам (кто быстрее) подобрать правильную рифму к четверостишью из произведения А.С. Пушкина

Слайды 8-10

«Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде»

Дети слушают зачитываемые отрывки из произведений Пушкина, вспоминают окончания четверостиший и произносят их. Первый ответивший правильно игрок зарабатывает своей команде жетон-смайлик.

Обогащен активный словарь, актуализированы строчки из сказок Пушкина

Д/и «Кто лишний?»

Педагог предлагает детям сеть в круг и берет в руки мяч. Педагог называет детям имя сказочного героя и бросает игроку мяч, чтобы тот определил является ли герой героем сказки Пушкина.

Дети садятся в круг, внимательно слушают имя сказочного героя, ловят мяч и определяют, относится ли герой к героям сказок Пушкина или нет?

Развиты навыки памяти, внимания, ловкости, воображения, активного словаря.

Д/и «Собери картинку»

Педагог предлагает командам отгадать загадки и назвать животное. Детям предлагается вспомнить, в какой сказке Пушкина встречается угаданное животное и произнести ее название. Педагог предлагает рассмотреть иллюстрацию и проверить правильность ответа. Детям предлагается собрать из разрезных картинок-пазлов целую иллюстрацию. Педагог объясняет, что первая собравшая картинку команда становится победителем.

Слайды 11-12

«Рыба», «Петух» 

 

Дети в командах отгадывают загадки о животных, называют их, вспоминают в какой сказке встречаются эти животные, рассматривают иллюстрации к сказке, проверяя правильность своего ответа, выкладывают изображения-пазлы иллюстрации в целую картинку.

Развиты воображение и проблемное мышление, навык совместных действий в команде, закрепление характерных признаков рыбы и петуха

Д/и «Выбери правильно»

Педагог предлагает детям выбрать один правильный ответ на вопрос из трех зачитываемых вариантов о ситуациях, происходящих с героями в сказках А.С. Пушкина. Педагог спрашивает почему этот ответ правильный

Дети отвечают на вопросы, выбрав правильный вариант из предложенных трех, аргументируя его

Развито любознательность и познавательную мотивацию, навык создания сложносочиненных предложений, навыки аргументации и формулирования выводов

Д/и «Угадай-ка»

Педагог предлагает детям угадать, что лежит в «волшебном мешочке», разгадав загадки. Правильность ответа проверяется педагогом, достающим предмет из мешочка.

Дети слушают загадку педагога, разгадывают, проверяют правильность ответа с помощью вынутого из «волшебного мешочка» предмета.

Развиты навыки внимания, проблемного мышления, активизирован словарный запас.

Педагог предлагает детям вернуться в группу из сказок А.С. Пушкина с помощью произнесения волшебных слов.

Беседа «Что мы узнали».

Примерные вопросы:

1. вам понравилось путешествие?

2. что вам запомнилось?

3. какие сказки Пушкина мы с вами вспомнили?

4. каких героев сказок мы с вами называли?

5. а что вам было сделать труднее всего?

6. а что вам удалось сделать лучше всего?

Педагог предлагает детям посчитать количество смайликов в командах и определить, у кого больше. Команда с большим количеством смайликов становится победителем.

Дети произносят волшебные слова и оказываются в группе. Отвечают на вопросы аргументированно. Подсчитывают количество смайликов в командах и определяют команду-победителя

Развито любознательность и познавательную мотивацию, навык создания сложносочиненных предложений, навыки аргументации и формулирования выводов



Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по познавательному речевому развитию по теме «Знакомство с творчеством А.С. Пушкина».  (беседа)

Воспитатель Кобазова И.Е.

Программное содержание:

- Познакомить детей с биографией А.С. Пушкина и его произведениями.

- Развивать воображение, речь детей с помощью художественного слова, умение выражать свои мысли словами.

- Воспитывать в детях патриотические и общечеловеческие чувства: любовь к Родине, уважение к старшим, милосердие, порядочность (на примере мыслей, чувств, отношения поэта).

- Развивать умение видеть и чувствовать красоту мира, во всех ее проявлениях.

Наглядный материал: Портрет, иллюстрации (на которых изображены страницы с рукописями стихотворений), сборники стихов и поэм А.С. Пушкина, иллюстрации к ним, рисунок: «Пушкин читает свои стихи друзьям». Текст сказки «Сказка о царе Салтане», « Руслан и Людмила», подбор стихов о временах года, о няне.

Ход НОД (беседа):

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года.

Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил  длинные певучие сказки, которые рассказывала ему Арина Родионовна. Он часто просил няню еще и еще повторить их. Садился у ее ног на маленькую скамеечку, а Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка.  

А. С. Пушкин написал очень много стихов, поэм, повестей. Красивы и мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе. В его произведениях описаны все времена года, но особенно, он любил осень (воспитатель зачитывает стихи на тему: « Времена года»).

Пушкин умел рисовать и часто свои стихи, поэмы дополнял рисунками пером. (Показ иллюстраций, на которых изображены страницы с рукописями стихотворений).

У Пушкина была большая семья: красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто играл с ними, называл их нежно "детушки".

Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, из-за чего у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли — это поединок, в котором человек защищает свою честь. Пушкин был тяжело ранен и умер, но его стихи и он сам не забыты. Его именем названы города, улицы, площади, станции метро. Вы еще много узнаете о нашем великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, прочитаете не только его сказки, но и все стихи, повести и романы (воспитатель зачитывает отрывки из поэмы « Сказка о царе Салтане»).

Итог:

 - Ребята, о каком поэте мы с вами сегодня узнали? (Об А.С. Пушкине).

- Какие его произведения вам больше всего понравились? (Стихи о няне, сказка о царе Салтане и др.)

В конце занятия, в зависимости от его продолжительности и от желания детей, воспитатель предлагает заучить отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (У лукоморья дуб зеленый...)

Игра «Чей предмет»

«Найди предмет из сказок Пушкина и назови кому он принадлежит» и др.)

1.     Оформление выставки «Что за прелесть эти сказки»; Совместное творчество родителей и детей по изготовлению  поделок, рисунков по сказкам.

2.     Литературная викторина «Перечитывая сказки А.С. Пушкина».

Викторина «Перечитывая сказки А.С. Пушкина»

  1. Заполните анкетные данные
  2. Прочитайте текст задания
  3. Правильный ответ необходимо отметить любым знаком

Анкетные данные:

Фамилия, имя участника: _______________________________________

1. Какой дуб стоит у Лукоморья?

а) огромный

б) зелёный

в) весёлый

г) засохший

2. Когда Учёный Кот идет налево, он…

а) сказку говорит

б) весел и сердит

в) что-то натворит

г) тихо  полежит

3. Сколько витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных?

а) сорок

б) двадцать

в) тридцать

г) двести

4. Что делает девица в темнице?

а)  тужит

б) вяжет

в) служит

г) бродит

5. Сколько жили старик со старухой в своей ветхой землянке?

а) сорок лет и три года

б) ровно тридцать лет и три года

в) осенью будет три года

г) двадцать лет и три года

6. Зачем отправила старуха старика в первый раз к рыбке?

а) за неводом

б) отнести ей хлеба

в) за корытом

г) за тарелкой

7. Что просил старик у рыбки после корыта?

а)  избу

б) корову

в) наряды для старухи

г) лодку

8. Что было на море, когда старик пришел в последний раз к рыбке?

а)  почернело синее море

б) помутилось синее море

в) не спокойно синее море

г) на море черная буря

9.  Что кричал Золотой петушок, сидя на спице?

а) Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!

б) Высоко сижу, далеко гляжу!

в) Смотрю-смотрю, скажу-скажу!

г) Где враги – вам покажу!

10. Кого второй раз царь Дадон отправил с войском на битву?

а) воеводу большого

б) сына меньшого

в) сам отправился

г) петушка золотого

11.Кого в шатре на поле битвы увидел царь Дадон?

а) своих сыновей

б) чужестранных гостей

в) звездочёта- мудреца

г) Шамаханскую царицу

12. Сколько дней пировал царь Дадон в гостях у Шамаханской царицы?

а) целый месяц

б) дней восемь

в) неделю ровно

г) пять дней

Количество набранных балов _______ (1 верный ответ = 1 балл, всего 12 баллов)

Место ______

Баллы подсчитывает и определяет место педагог (воспитатель) – организатор.

12-11 баллов – 1 место

10-9 баллов – 2 место

8-7 баллов – 3 место

Менее 7 баллов - участник

Ответы на викторину «Перечитывая сказки А.С. Пушкина»

№ вопроса

Правильный ответ

1

Б) Зелёный

2

А) Сказку говорит

3

В) Тридцать

4

А) Тужит

5

Б) Ровно тридцать лет и три года

6

В) За корытом

7

А) Избу

8

Г) На море черная буря

9

А) Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!

10

Б) Сына младшего

11

Г) Шамаханскую царицу

12

В) Неделю ровно