Главные вкладки

    Речевое развитие

    Кобазова Ирина Евгеньевна

    Словесные игры

    Конспекты НОД

    К.Д. Ушинский "Слепая Лошадь"

    Технологические карты НОД

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл К.Д. Ушинский "Слепая лошадь"22.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Большеуринскй детский сад

    Конспект                                                                                                                   непосредственно образовательной деятельности

    Образовательная область:  Речевое  развитие

    Раздел: Приобщение к художественной литературе

    Тема: Чтение сказки   К.Д. Ушинского «Слепая лошадь»

    Возрастная группа:  подготовительная к школе группа дети 6-7 лет

                                               Провела:    

                                                                               Воспитатель Кобазова И.Е.

    Малая Уря. 2019 год

    Образовательные задачи:

    • познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь»;
    • учить детей отвечать полными предложениями.

    Развивающие задачи:

    • развивать слуховое внимание;
    • обогащать и активизировать словарь детей;
      развивать умение детей последовательно передавать литературный текст, умение выражать своё отношение к событиям рассказа;
    • расширять кругозор детей, развивать  умение слушать.
      Воспитательные задачи:
    • воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», вызывать желание приходить к ним на помощь;
    • способствовать формированию  у детей положительных  качеств, как доброта, честность, отзывчивость.

    Словарная работа: Роскошно, соболя, парча, рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, осунувшаяся крыша, князь, стреха, единодушно.

    Предварительная работа:  Чтение произведений К.Ушинского. Подбор пословиц о доброте, дружбе, честности (работа с родителями). Выставка книг К.Ушинского (работа с родителями). Рисунки детей по произведениям К.Ушинского.


    Оборудование: портрет и выставка книг К.Д. Ушинского, заготовки контуров лошадей, восковые мелки, цветной зелёный и жёлтый картон, сердечки из цветной бумаги с пословицей «Друга ищи, а найдёшь, береги».

    Ход НОД:

    Воспитатель:
    Белые листы у книг,
    Много черных букв на них.
    Для людей они важны,
    Знать ребята их должны.
    Если буквы будешь знать,
    Сможешь книжку прочитать.
    И услышишь в тот же час,
    Увлекательную сказку иль рассказ.
    Ты узнаешь, сколько лет
    Солнце нам даёт свой свет.
    Почему весной – цветы,
    А зимой поля пусты.
    Край родной узнаешь свой,
    Мирный, сильный и большой.
    Книга – друг хороший нам,
    Прочитай – узнаешь сам!
    - Вот и на  нашей  выставке, которую  вы сами  составили, принеся  книги           из дома,  много разных произведений. А что объединяет все эти книги, произведения?  Кто автор этих книг?
    Дети: К.Д.Ушинский

    Воспитатель: Много лет тому назад в городе Тула, что не далеко от Москвы родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец у него был офицер, мама домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился на хорошо. После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки.
    А  какие произведения К.Д. Ушинского вы знаете? О ком эти произведения?

    Дети: «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Бодливая корова», «Лиса Патрикеевна». Все его произведения про животных.
    Воспитатель: Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг и творческих работ. А я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой. О ком в ней пойдёт речь, догадайтесь:
    Чей там хвост и чья там грива,
    Словно по ветру летят?
    Под копытами  игриво
    Искры яркие блестят...
    Проскакал – и  тут же скрылся!
    Как сквозь землю провалился!
    Кто же это? Вот загадка...
    Это –  резвая …

    Дети: Лошадка.
    Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас  с новыми словами, которые встретятся  вам в рассказе «Слепая лошадь».  
    Роскошно - отличающийся роскошью, богатством.
    Соболя – мех хищного зверька (соболь).
    Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
    Рогатина - большая палка с развилиной на конце.
    Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.
    Три меры – мера – старинная русская единица ёмкости для сыпучих тел.
    Хворать - болеть, хилеть – становиться хилым.
    Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.
    Князь - правитель города.
    Стреха - нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, а также сама крыша, кровля, обычно соломенная.
    Единодушно - полное согласие во мнениях, действиях.

    Выразительное чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»  воспитателем.
    Физкультминутка

    Конь меня в дорогу ждет,
    Бьет копытом у ворот,
    На ветру играет гривой
    Пышной, сказочно красивой.
    Быстро на седло вскачу –
    Не поеду, полечу!
    Цок, цок, цок, цок.
    Там за дальнею рекой
    Помашу тебе рукой.
    Воспитатель: О ком этот сказка?
    Дети: Про слепую лошадь.
    Воспитатель: Кем был для Уседома Догони-Ветер?

    Дети: Любимой лошадью.
    Воспитатель: Что однажды приключилось с купцом?

    Дети: На него напали разбойники.
    Воспитатель: Кто спас Уседома?

    Дети: Лошадь.
    Воспитатель: Что обещал хозяин своему коню?

    Дети:   Чтобы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить, не прогонять его, как бы он не состарился   и ежедневно, до самой смерти отпускать коню по три меры лучшего овса.        

    Воспитатель: Сдержал Уседом своё слово?  Почему?  Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?

    Дети: Уседом не сдержал слово, потому что он купил молодую лошадь, а этот стал обузой.
    Воспитатель: Что велел сделать Уседом со слепой лошадью?

    Дети: Прогнать его.
    Воспитатель:  Как чувствовал себя Догони-Ветер?  

    Дети: Одиноким

    Воспитатель: Как вы понимаете слово «одиночество»?
    Дети: «Одиночество» - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.
    Воспитатель:  Чем закончилась сказка?  Вот какой у нас получился пересказ К.Д. Ушинского «Слепая лошадь». Чему же научила вас эта сказка?
    Ответы детей.

    Дети: Быть добрыми.
    Воспитатель:  Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?
    Дети: «Дружба дороже денег», «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят», «Сам погибай, а товарища выручай».

    Воспитатель: На улице много брошенных людьми животных – кошек и собак. Вам их жалко? О чем бы вы попросили человека, который бросил животное, если бы встретили его? Животные, которых  люди приручили, а потом бросили, сами себя ни прокормить, ни защитить не могут и вече у нас  теперь, к сожалению нет.
     Воспитатель:  У  каждого из вас на столе лежат детали конструктора «Лего».  Дети конструируют Лошадку.

    Воспитатель:  С произведением,  какого автора мы сегодня познакомились?

    Дети: К.Д.Ушинского

    Воспитатель: Как называется сказка?
    Дети:Сказка  называется «Слепая лошадь»

    Воспитатель:  Чему учит нас она?
    Дети:Сказка  учит  нас быть добрыми, отзывчивыми.

    Воспитатель: Справедливо ли поступило вече, предписав жадному, непорядочному купцу кормить Догони-Ветра до самой его смерти?

    Дети: Да

    Воспитатель:  « Народ не только вынес приговор, но ещё и прислал человека, который должен был следить за его исполнением. А сам приговор был на камне вырезан, чтобы никто не смел поступать так, как поступил купец.

    Дети,  пока вы работали, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!» Я хочу подарить вам эти медали  на которых написана  пословица.

    Воспитатель: Ребята, берите  своих лошадок  поиграем с ними.
    Ф
    изкультминутка "Лошадка"

    Цок, цок, цок, цок! (Детки поочередно топают ножками - то одной, то другой)
    Я лошадка - серый бок! (Повороты, ручки на талии )
    Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.)
    Если хочешь - прокачу! (Легкий бег на месте.)
    Посмотри, как я красива,
    Хороши и хвост и грива. (Взмахи ручками в одну и в другую сторону - показывают какая красивая лошадка)
    Цок, цок, цок, цок,
    Я лошадка - серый бок! (Детки кружатся на месте)

    Закончить стихотворение можно легким бегом по кругу друг за другом

    оспитатель : Ребята поиграем с лошадкойизкультминутка "Лошадка"

    Цок, цок, цок, цок! (Детки поочередно топают ножками - то одной, то другой)
    Я лошадка - серый бок! (Повороты, ручки на талии )
    Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.)
    Если хочешь - прокачу! (Легкий бег на месте.)
    Посмотри, как я красива,
    Хороши и хвост и грива. (Взмахи ручками в одну и в другую сторону - показывают какая красивая лошадка)
    Цок, цок, цок, цок,
    Я лошадка - серый бок! (Детки кружатся на месте)

    Закончить стихотворение можно легким бегом по кругу друг за другом

     Затем, когда ваши лошадки будут готовы, мы поместим их в специальный большой загон для лошадей, где они могут пощипать зелёную травку. Вы удивитесь и спросите, какая же может быть травка? Ведь кругом лежит снег, но, ведь наши лошадки особенные, и загон для них мы подготовили заранее, в нём всегда найдётся достойный корм для всех лошадей.
    Конструирование детьми  лошадка из «Лего».