ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ"

Буркица Татьяна Викторовна

Цель педагогической технологии: развивать у детей поисковую деятельность, творческие способности, коммуникативные навыки, умения экспериментировать, моделировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №56

Технология проектной деятельности в ДОУ.

Автор:

Евдокимова Е. С.

Разработал и внедрил

Воспитатель МБДОУ № 56

Буркица Татьяна Викторовна

город Солнечногорск

2018

Содержание:

ГЛАВА 1. Теоретическая часть………………………………………………….2

Введение…………………………………………………………………………...3

Актуальность……………………………………………………………………...4

Теоретические аспекты………………………………………………………….11

ГЛАВА 2. Описание технологии………………………………………...…..…13

ГЛАВА 3. Внедрение технологии………………………………………...….....19

Этапы проекта…………………………………………………………………....20

Перспективное планирование по технологии проектной деятельности в ДОУ за 2015-2019 годы………………………………………………………………21

ГЛАВА 4. Результаты использования технологии в работе……………………………………………………………………………..22

Анализ исследования……………………………………………………………25

Список используемой литературы……………………………………………...

ГЛАВА I.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2

  1. Ведение

Метод проектов стал популярен в 1920-х годах и связан с развитием гуманистических направлениях в философии и образовании. Американский педагог Д.Дьюи предполагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Но опытная работа по использованию проектов в учебном процессе велась и в других странах. В частности, в России уже в 1905 году учебные проекты применялись С.Т. Шацким. Под его руководством была организована группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. При этом метод проектов ещё долго оставался экспериментальным новшеством, неизвестным большинству педагогов.

Развитие он получил в работах Уильяма Килпатрика, который обобщил опыт проектного обучения и содействовал массовому распространению метода проектов.

Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам и предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

3

  1. Актуальность

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проектная деятельность как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Основное предназначение технологии проектной деятельности – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

4

Преимущества проектной деятельности:

  • является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать
  • свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • повышает качество образовательного процесса;
  • служит развитию критического и творческого мышления.
  • способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, использование технологии проектной деятельности является актуальной и позволяет создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

В этимологическом словаре слово "проект” заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперёд”, "выступающий”, "бросающийся в глаза”.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

5

Технология проектной деятельности  требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.

Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, - умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.

Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.

Основной целью технологии проектной деятельности: развитие свободной творческой личности ребенка.

Задачи:

  • создать условия для реализации разных проектов, которые отражают решение той или иной проблемы;
  • обучать разным способам находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности;
  • формировать самостоятельность, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;

6

  • способствовать повышению самооценки ребенка;
  • создать эмоционально благоприятную психологическую обстановку, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности;
  • помочь детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе и поэтому лучше усвоить материал любой сложности;
  • способствовать подготовке дошкольников к важнейшим социальным ролям, которые дети смогут «примерить» на себя на занятиях, дать возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях;
  • развивать у дошкольников способность активной сознательной мыслительной работы.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст.

 Задачи обучения:

  пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

 приобщать детей к процессу познания;

 формировать различные представления;

  привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

  побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  формирование эмоциональной заинтересованности;

 знакомство с предметами и действиями с ними;

  развитие мышления и воображения;

7

  речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

 осознание поставленной цели;

 овладение различными способами решения поставленных задач;

 способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

 поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности:

физическое развитие:

 стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

 формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье;

 Речевое развитие

 владение речью как средством общения и культуры;

 обогащение активного словаря.

Познавательное развитие:

 обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

 расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

 сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач;

 Художественно-эстетическое развитие:

 развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

  овладение художественной деятельностью.

8

 Социально-коммуникативное развитие:

 усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

 развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Старший дошкольный возраст.

 Задачи обучения:

  развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

  развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

 формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

 развивать способность к прогнозированию будущих изменений. Формирование предпосылок учебной деятельности:

  произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

  потребности в создании собственной картины мира;

 навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  выявить проблему;

  самостоятельно искать нужное решение;

  выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

 самостоятельно анализировать полученные результаты.

9

Линии развития личности

 Социально-коммуникативное развитие:

  развитие самопознания и положительной самооценки;

 овладение способами внеситуативно - личностного общения;

 высокий уровень коммуникативной компетентности;

 осознание функций речи.

Физическое развитие:

 развитие осознанного отношения к своему здоровью;

 формирование потребности в здоровом образе жизни;

 совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.

Познавательное развитие:

 систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

 развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Художественно-эстетическое развитие:

 углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

  овладение различными видами худ. деятельности;

 развитие способностей к эстетической оценке.

Речевое развитие

 владение речью как средством общения и культуры;

 обогащение активного словаря

10

  1. Теоретические аспекты

Технология проектной деятельности – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Кагаров Евгений Георгиевич в 1926 г. выделил 4 отличительных черты проектного метода:

1.детские интересы – главное;

2.проекты копируют различные стороны бытия;

3.дети сами себе начинают программу занятий и интенсивно ее выполняют;

4. проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста: первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5 – 5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.

Второй этап характерен для детей 5 – 6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. Дети не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.

11

Третий этап — творческий, он характерен для детей 6 – 7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее. Для каждого этапа автор предлагает алгоритм действий взрослых и детей. Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

12

Глава II

ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

13

Система применения технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе

Технология проектной деятельности предполагает:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность воспитанника;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

14

Первый этап – «выбор темы»

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей "трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?.

Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта

Задача воспитателя - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт,

имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Четвёртый этап – рефлексия

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающей - организующей на

15

первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках НОД). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

Спецификой использования технологии проектной деятельности в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

Типы проектов: Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

 1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности. А если прежде, чем провести досуг «Олимпийские игры» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к

16

решению о необходимости проведения такого праздника, затем планирует пути, ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию об олимпийских видах спорта, о правилах соревнований, о рекордах и победителях, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают спортивные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится спортивный праздник «Малые олимпийские игры» с привлечением родителей, выставкой фотографий т.д. - это долгосрочный проект.

Дети, участвующие в проектной деятельности:

  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • самостоятельны в принятии решений;
  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
  • осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
  • способны обсуждать в детском коллективе совместный план действий;
  • воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения.

Даже неудачно выполненный проект, способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

  • налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;

17

  • получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • могут реализовать свои творческие способности.

Использование технологии проектной деятельности - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более

эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

18

Глава III.

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

19

Этапы проекта.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (не жёстко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации. 10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельно

20

Перспективное планирование по технологии проектной деятельности в ДОУ за 2015-2019 годы.

Год реализации

проекта

Название проекта

Название группы

2015 год

«Шагаем осторожно!»

средняя группа

2016 год

«Наша жизнь – в безопасности!»

подготовительная группа

2018 год

«Моя семья.»

младшая группа

2019 год

«На деревенском дворе»

младшая группа

2019 год

«Победа будет за нами!»

младшая группа

Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность, в группах должны быть центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.

Игра для ребенка – это познание, а познание – это игра. Центры активности – игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобранны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности. Воспитатель может работать в одном из центров, переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям, там, где это требуется, переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей, наблюдать за конкретным ребенком.

        

21

ГЛАВА IV.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ

22

Результаты использования технологии в работе:

Внедрение технологии проектной деятельности на протяжении нескольких лет позволяет сделать следующие выводы:

1. Технология проектной деятельности успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.

2. Технология проектной деятельности как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, на самостоятельную активность воспитанников детского сада.

3. Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

4. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в МДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

5. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции МОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

6. Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы МДОУ, привлечение внебюджетных средств.

7. Дети легче усваивают и запоминают материал НОД.

8. Дети получают удовольствие от проектной деятельности, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.

9. В процессе проектной деятельности дети приобретают специальные знания, умения навыки, повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

В процессе успешной реализации технологии проектной деятельности в ДОУ было разработано и реализовано 5 проектов по доминирующему

23

методу,  каждый из них имел определенную направленность.

  • «Шагаем осторожно!» имеет творческо-информационную направленность.
  • «Наша жизнь – в безопасности!» имеет социально-просветительскую и творческую направленность.
  • «Моя семья» имеет познавательную, творческую и речевую направленность.
  • «На деревенском дворе» имеет игровую, творческую, речевую направленность.
  • «Победа будет за нами!» имеет творческо-информационную направленность.

         Проект «Шагаем осторожно!» представлен на конкурс

областного уровня: конкурс проектов «Наше Подмосковье», в результате мною была получена «Грамота участника» за участие в Ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2016 г.

 

В перспективе планирую продолжать использовать технологию проектной деятельности в художественно-эстетическом развитии воспитанников, во взаимодействии с социальными партнёрами, родителями, проекты по обогащению ресурсной базы дошкольного учреждения.

Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе:

  • способствует гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями,
  • сплочению педагогического коллектива,
  • даёт педагогам возможность саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.

24

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ

ДО И ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в ДОУ»

Эффективность технологии «Проектная деятельность в ДОУ» определялась с помощью исследования  развития социальной компетентности детей дошкольного возраста до и после применения технологии.

Для исследования развития социальной компетентности воспитанников были выбраны следующие показатели: проявление самостоятельности, проявление активности, проявление инициативности, проявление коммуникативных способностей. В мониторинговом исследовании приняли участие 31 воспитанник.

Для диагностики уровня проявления самостоятельности была использована «Карта проявлений самостоятельности» (А. М. Щетинина), в которой предполагается выявление трех уровней проявления самостоятельности (низкий, высокий, средний).

Уровень развития

До применения технологии

После применения технологии

Высокий

32

54

Средний

50

39

Низкий

18

7

В соответствии со средним значением по группе наблюдается рост развития показателя самостоятельности с 32% до 54%, что свидетельствует о направленности образовательной деятельности и оптимальном выборе проектных методов в работе.

Для диагностики уровня проявления активности была использована «Карта проявлений активности» (А. М. Щетинина, Н. А. Абрамова). Данная диагностика заполняется на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях.

Уровень развития

До применения технологии

После применения технологии

Высокий

28

48

Средний

49

52

Низкий

23

0

В соответствии со средним значением по группе наблюдается изменение показателя в сторону увеличения с 28% до 48%, что свидетельствует о заинтересованности всех участников образовательного процесса в результатах проектной деятельности, а также в росте мотивации.

Для диагностики уровня проявления активности была использована «Карта проявлений инициативности» (А. М. Щетинина), в которой предполагается выявление трех уровней проявления инициативности (низкий, средний, высокий).

Уровень развития

До применения технологии

После применения технологии

Высокий

25

54

Средний

69

46

Низкий

16

0

В соответствии со средним значением по группе наблюдается изменение показателя в сторону увеличения с 25% до 54%. Из всех показателей социализации – самые значительные изменения наблюдаются в росте критерия «проявление инициативности» – показателя усвоения социального опыта, развития эмоционально-волевой сферы ребенка.

Для диагностики уровня проявления коммуникативных способностей была использована «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова), в которой предполагается выявление четырех уровней проявления коммуникативных способностей (низкий, средний, высокий, очень высокий).

Уровень развития

До применения технологии

После применения технологии

Высокий

40

64

Средний

60

36

Низкий

0

0

В соответствии со средним значением по группе наблюдается изменение показателя в сторону увеличения с 40% до 64%. Коммуникативные способности являются интегрированным показателем развития интеллектуальной сферы ребенка и позволяют регулировать объем и содержание образовательной деятельности.

На основании мониторинга социальной компетентности, мы видим, что все показатели развития детей имеют существенный прирост. Использование технологии «Проектная деятельность в ДОУ» позволяет развивать социальную компетентность более интересно, непринужденно, естественно для ребёнка, следовательно технология эффективна.

Диагностика детей средней группы по правилам дорожного движения проведена в рамках реализации проекта «Шагаем осторожно» в 2015 году.

Цель диагностики: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.

Задача диагностики:

- получить более полную информацию о сформированности представлений детей о правилах дорожного движения;

- выявляются сильные и слабые стороны;

- разрабатываются формы и способы устранения недостатков, технологии достижения желаемого результата;

- рекомендации для выбора оптимальных форм дальнейшего образования, выстраивается стратегия развития данного направления.

Диагностика проводилась 2 раза – до и после реализации проекта. В мониторинговом исследовании принимали  участие 25 детей.

Диагностические задания представляет собой игры и упражнения, наблюдение за детьми в ходе образовательного процесса.

Задания могут предлагаться в любой последовательности. Возможно изменения вопроса или задания на усмотрения воспитателя. После решения всех заданий, заполняется диагностическая карта на ребенка.

высокий уровень – с заданием справился правильно, самостоятельно, осознанно.

средний  уровень – с заданием справился, но долго думает, тратит много времени.

низкий уровень – ребенок с заданием справился, но требуется помощь педагога.

Диагностические задания, использованные при составлении диагностики: задание № 1 «Улица», задание №2 «Верно – неверно», задание №3 «дома на нашей улице», задание №4 «Починить светофор», задание № 5 «Красный, желтый, зеленый», задание №6 «Какой бывает транспорт?», задание №7 «Машины», задание №8 «Поездка на автобусе», задание №9 «Расскажи о ПДД», Задание № 10 «Мы – пешеходы».

Сводная таблица по диагностическим заданиям детей средней группы.

Критерий оценки (уровень)

Количество детей до реализации проекта

Количество детей после реализации проекта

высокий уровень

2

8%

8

32%

средний уровень

20

80%

17

68%

низкий уровень

3

12%

0

0%

Сравнительный анализ результатов диагностики показал, что увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний правил дорожного движения:  высокий уровень  на начало года был у 8% детей, в конце года у 32% детей, а средний уровень снизился на 24 %, дети с низким уровнем отсутствуют. Положительная динамика подтверждает эффективность применения педагогической технологии «проектная деятельность».

Диагностика детей подготовительной группы по формированию основ безопасности жизнедеятельности

Проведена в рамках реализации проекта «Наша жизнь – в безопасности» в 2016 году. 

Целью диагностики является: анализ эффективности проектной деятельности по формированию культуры безопасного поведения у дошкольников  6-7 лет в окружающей среде.

 Оценка знаний детей проходила по следующим критериям: «Ребенок на улицах города», «Ребенок дома»,  «Пожарная безопасность».

Диагностика проводилась 2 раза – до и после реализации проекта. В мониторинговом исследовании принимали  участие 35 детей.

Сводная таблица по диагностическим заданиям детей подготовительной  группы.

Критерий оценки (уровень)

Количество детей до реализации проекта

Количество детей после реализации проекта

высокий уровень

4

11%

9

26%

средний уровень

31

89%

26

74%

низкий уровень

0

0%

0

0%

Сравнительный анализ результатов диагностики показал, что увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний основ безопасности жизнедеятельности на 15%, дети с низким уровнем отсутствуют. Положительная динамика подтверждает эффективность применения педагогической технологии «проектная деятельность».

Диагностика знаний и представлений детей о семье по проекту «Моя семья» для детей младшей группы.

Для диагностики использовались дидактические наглядные материалы (карточки, на которых изображены члены отвлеченной, идеальной модели семьи, фотографии из семейных альбомов детей). Диагностика проводилась на основе наблюдений, также в процессе индивидуальных бесед.

Критерии оценки, которые были использованы в ходе диагностики.

  • Уверенно называет свое имя и фамилию, называет имена и отчества своих родителей.
  •  Знает и называет имена и отчества своих дедушек и бабушек.
  • Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.
  • Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра.
  • Понимает родственные отношения: родители, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена.
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать.
  • Знает о том, что в семье у всех есть домашние обязанности.
  • Знает, что нужно помогать взрослым.
  •  Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности.
  • Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей.
  • Старается радовать старших своими хорошими поступками.
  • Имеет элементарные представления о том, что такое семья.

Диагностика проводилась 2 раза – до и после реализации проекта. В мониторинговом исследовании принимали  участие 30 детей.

Сводная таблица по диагностическим заданиям детей младшей  группы.

Критерий оценки (уровень)

Количество детей до реализации проекта

Количество детей после реализации проекта

высокий уровень

2

7%

8

27%

средний уровень

28

93%

22

73%

низкий уровень

0

0%

0

0%

Сравнительный анализ результатов диагностики показал, что увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний и представлений о семье:  высокий уровень  был у 7% детей, после реализации проекта у 27% детей, а средний уровень  снизился на 20%, дети с низким уровнем отсутствуют. Положительная динамика подтверждает эффективность применения педагогической технологии «проектная деятельность».

Диагностика, направленная на выявление уровня сформированности экологических представлений у детей 3–4 лет в младшей группе по проекту «На деревенском дворе».

Диагностика проходила по следующим критериям: 

  • сформированность представлений о домашних птицах; сформированность представлений о домашних животных и их детенышах;  
  • отношение к миру природы.

Диагностика проводилась 2 раза – до и после реализации проекта. В мониторинговом исследовании принимали  участие 32 ребенка.

Сводная таблица по диагностическим заданиям детей младшей  группы.

Критерий оценки (уровень)

Количество детей до реализации проекта

Количество детей после реализации проекта

высокий уровень

3

9%

10

31%

средний уровень

29

91%

22

69%

низкий уровень

0

0%

0

0%

Сравнительный анализ результатов диагностики показал, что увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний и представлений о домашних животных и птицах:  высокий уровень  был у 9% детей, после реализации проекта у 31% детей, а средний уровень  снизился на 22%, дети с низким уровнем отсутствуют. Положительная динамика подтверждает эффективность применения педагогической технологии «проектная деятельность».

Диагностика, направленная на выявление уровня сформированности представлений о защитниках отечества и празднике 9 мая у детей 3–4 лет в младшей группе по проекту

«Победа будет за нами!».

Диагностика проходила по следующим критериям:

  • представления о солдатах,
  • представления о моряках,
  • представления об армии,
  • представления о празднике 9 мая, его значении для народа и страны.

Диагностика проводилась 2 раза – до и после реализации проекта. В мониторинговом исследовании принимали  участие 32 ребенка.

Сводная таблица по диагностическим заданиям детей младшей  группы

Критерий оценки (уровень)

Количество детей до реализации проекта

Количество детей после реализации проекта

высокий уровень

2

6%

7

22%

средний уровень

27

85%

25

78%

низкий уровень

3

9%

0

0%

Сравнительный анализ результатов диагностики показал, что увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний и представлений о защитниках отечества и празднике 9 Мая:  высокий уровень   у 6% детей, после реализации прокта у 22% детей, а средний уровень  снизился на 16% на конец года, дети с низким уровнем отсутствуют. Положительная динамика подтверждает эффективность применения педагогической технологии «проектная деятельность».

Сводная таблица уровня знаний детей до реализации проектов.

уровни

«Шагаем осторож-но!»

«Наша жизнь – в безопасности!»

«Моя семья»

«На деревенском дворе»

«Победа будет за нами!»

Среднее значение

высокий уровень

8%

11%

7%

9%

6%

8%

средний уровень

80%

89%

93%

91%

85%

88%

низкий уровень

12%

0%

0%

0%

9%

4%

Сводная таблица уровня знаний детей после реализации проектов.

уровни

«Шагаем осторож-но!»

«Наша жизнь – в безопасности!»

«Моя семья»

«На деревенском дворе»

«Победа будет за нами!»

Среднее значение

высокий уровень

32%

26%

27%

31%

22%

28%

средний уровень

68%

74%

73%

69%

78%

72%

низкий уровень

0%

0%

0%

0%

0%

0%

Зафиксирована положительная динамика уровня знаний детей по реализуемым проектам.

Высокий уровень знаний и представлений детей после реализации проектов, в среднем увеличился с 8% до 28%. Следовательно технология «Проектная деятельность с ДОУ» эффективна.

Список используемой литературы.

  1. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ: Библиотека руководителя ДОУ. М:ТЦ «Сфера», 2010г
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика-Синтез, 2010.
  3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ» Сфера. 2010 г.
  4. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А.,  Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. Екатеринбург: ИРО. 2013 г.