Взаимодействие с родителями

Буркица Татьяна Викторовна

- Тематический план работы с детьми и родителями на 2019-2020 учебный год в средней группе

- семинар-практикум "Ум на кончиках пальцев"

- мастер класс на тему "Знакомство с логическими блоками Дьенеша"

- Досуг с родителями: «Пасха красная настала»

- консультация "О капризах и упрямстве"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический план работы с детьми и родителями на 2019-2020 учебный год в средней группе.

Тема

Родительские собрания, консультации.

Детско-

родительские проекты.

Детско-

родительские

праздники.

Семейные экскурсии.

Творческие мастерские.

Участие родителей в общесадовских мероприятиях.

Анкетирование.

Информационное оснащение родительских уголков.

сентябрь

«Мы теперь с средней группе».

«День здоровья»

«Добрые дела»

«Возрастные особенности» оформление стенда.

Род. Собрание «Возрастные особенности в среднем дошкольном возрасте»

Участие в конкурсе «Рисую родную природу!»

«Любимая игрушка» выставка поделок.

Досуг «Поиграй со мною мама»

Фотовыставка «Край родной на век любимый!»

октябрь

«Осень наступила»

Познавательный проект «Шагая осторожно»

Семейная экскурсия посещение развивающей площадки по ПДД в 8 школе.

Создание газеты родителями «Маленький пешеход».

«Я и мой ребенок на улицах города».

Оформление стенда по ПДД.

Консультация: «Тепловая обработка овощей и фруктов: как сохранить витамины?»

Выставка работ совместного творчества «Шагая осторожно»

Оформление стенда «Золотая осень».

Выставка поделок «Дары осени».

Фотовыставка «Осенние прогулки».

«Праздник осени».

Рекомендации родителям
совершить прогулку в лес
и оказать посильную помощь лесу: убрать мусор, оградить муравейник, полечить сломанное деревце

ноябрь

«Живот-ные»

Познавательный проект «Зимующие птицы»

Оформление стенда «Игровая деятельность детей среднего возраста».

Изготовление кормушек.

Родительское собрание «Игровая деятельность детей среднего возраста»

Мастер класс на тему «знакомство с логическими блоками Дьенеша»

Фотовыставка «Мой питомец!»

декабрь

«Зима»

Анкетирование «Игра не забава»

Участие детей и родителей в «Рождестве-нском фестивале»

Оформление стенда «Зима»

Консультация: «Азы воспитанности»

Изготовление елочных игрушек, подарков.

Утренник «Наша елка высока»

Выставка совместного творчества «Рождество Христово»

январь

«Предметы и материалы»

Досуг-развлечение «Рождестве-нские посиделки»

Выставка: «Лучший рисунок и фотоколлаж о зиме»

Выставка совместного творчества «Посуда»

Консультация  с родителями «О капризах и упрямстве»

Анкетирование «Причины капризов и упрямства»

февраль

«Труд взрослых»

Выставка совместного творчества «Мой папа на работе»

Оформление стенда «Мой хороший папа»

Досуг:  «День защитника Отечества»

Родительское собрание «Развитие правильной речи ребенка 4 лет»

март

«Моя семья»

Утренник «Праздник для мамы»

Выставка работ: «Открытка для любимой мамы!»

Проведение акции «Встречаем перелетных птиц»

«Сделаем скворечник своими руками»

Анкетирование «Роль матери в воспитании ребенка»

Лекция-беседа «Знаете ли вы своего ребенка»

Фотовыставка: «Наши семейные традиции», «Отдыхаем всей семьей!»

апрель

«Весна»

День

здоровья.

Анкетирование «Азбука здоровья»

«Презентация копилки добрых дел».

Познавательный проект «Добрый мир»

Семейная прогулка в весенний лес

Участие детей и родителей в Пасхальном фестивале «Пасха красная»

Досуг «Пасха красная настала»

Фотовыставка «Мы в лесу»

май

«Мы живем в России»

Экскурсии в Путевой Дворец

Оформление стенда «Они сражались за родину»

 

Праздник посвященный Дню Победы

Выставка детского творчества «Наш город»

Памятки для родителей
«Как вести себя в природе?», «Что взять с собою
в поход»

Родительское собрание «О летнем отдыхе детей»



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум родителей на тему «Ум на кончиках пальцев»

Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

2) Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;

3) Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

Участники: родители и педагог.

Оборудование: шаблоны, прищепки, шнуровка, литература по пальчиковой гимнастике.

Ход семинара.

1. Организационная часть

Организационный момент

Воспитатель:

 «КОМПЛИМЕНТЫ»

Стоя в кругу, родители берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание! Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Наше собрание мне хотелось бы начать с загадки:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»,

Угадайте, как их звать?

(Пальцы.)

Действительно, это пальцы.

Тема нашего семинара-практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

(В. Сухомлинский).

Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игрывозраст развития творчества, воображения, любознательности.

В практике моей работы с детьми прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики рук у каждого ребёнка. Это важно на протяжении всего дошкольного детства. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиватьсяречь и мышление ребёнка, отпадут проблемы в обучении не только в 1 классе, но и в дальнейшем.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ РАЗВИВАЕТСЯ: -сила руки; -ловкость руки; -переключаемость с одного вида движений на другой; -внимание; -глазомер; -зрительная память; -усидчивость; -аккуратность; -фантазия; -образное мышление; -подготовка руки к письму

1. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

В процессе занятий с детьми пальчиковой гимнастикой я, обратила свое внимание на то, что она бывает разная по уровню сложности.

Статическая пальчиковая гимнастика представляет собой проработку лишь одного упражнения. Давайте с вами сделаем несколько вариантов пальчиковой гимнастики

  • Коза
  • Очки
  • Цветок
  • Лодочка

Динамическая пальчиковая гимнастика, это комплекс упражнений представленный в основном в стихотворной форме. Например на основе потешек.

  • Водичка-водичка
  • Сорока-ворона

Также комплексы пальчиковой гимнастики подбираются в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Тема: мебель.

Стол стоит на толстой ножке.

Тема: зима.

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались. (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли. (производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

Рыбка.

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула,

(Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут».)

2. Кроме пальчиковой гимнастики есть и другие способы развития мелкой моторики рук. Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость.
Игры со шнурками не требуют много затрат, это недорогое развлечение. Шнурками можно играть детям с трех лет под контролем взрослого. 

Упражнение «Кружок»

Цель - закреплять знания о геометрической фигуре - круг, упражнять в умении изолированно двигать пальчиками (большой, указательный, средний)
Шнурок крутиться, играет,
В кружок нитку завивает.
Получилась красота -
Вся веревка завита.

Упражнение «Облака»

Цель – упражнять в умении наматывать шнурок на палец и снимать «моток» с пальца - (методическое указание - следить, чтобы ребёнок сильно не затягивал шнурок на пальце)
Облака, облака –
Кучерявые бока,
Облака кудрявые
Целые, дырявые,
Легкие воздушные, 
Ветерку послушные.
(С. Михалков)

Игра «Повтори узор»

Цель - развитие фантазии.
Играющих двое: взрослый и ребенок или два ребенка.
Один игрок придумывает узор, второй - повторяет.

Упражнение «Бусы»

Цель – учить регулировать силу натяжения узла
Из шнурка тихонечко бусы завяжу
Подарю подружке их ( или - Подарю их куколке).
И ласково скажу:
«Я тебя люблю!»

Игра « Котик ниточки мотает и в клубочек собирает»

Цель - воспитывать доброжелательность, любовь к животным, вызывать положительные эмоции, закреплять знание цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый) 

Игра «Колеса для машин»

Цель - формировать у детей представления о транспорте, воспитывать стремление к познанию окружающего мира.

Игры  в которых предлагается детям продевать шнурок в отверстие. Например яблоко с червячком или детям предлагается продевать шнурок в деревянную заготовку, либо что-либо пришивать шнурочком, как ниткой.

3. Игры с прищепками.

Польза игр с прищепками. Помимо развития мелкой моторики, с помощью прищепок можно изучать цвета, счет, математические представления, развивать логическое мышление, творческое воображение. А с детьми постарше и алфавит можно выучить, и цифры. Приглашаю вас поиграть с прищепками.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 56 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

тел. 64-22-18

141500, г. Солнечногорск, ул. Пролетарская, д.18а

Мастер-класс на тему «Знакомство с логическими блоками Дьенеша»

Средняя группа.

                                                                                           Воспитатель: Буркица

                                                                                            Татьяна Викторовна

2019 г.

Цель: Познакомить родителей с «Логическими блоками «Дьенеша» и использованию их, как игрового материала в работе с детьми дошкольного  возраста. Раскрыть возможности эффективности, как для самостоятельных игр, а также показать возможные варианты придумывания их с детьми.

Материал: Логические блоки Дьенеша , карточки с символами свойств, фишки, предметные карточки к каждой д/и, эскизы картин - листы большого цветного картона.

План проведения:

1.Теоретическая часть. Знакомство с блоками Дьенеша.

2. Практическая часть

а)д/и "Сделай узор"

б) д/и "Удивляйка 1,3"

в) Игры по альбому «Блоки Дьенеша»;

г) Альбом «Маленькие логики».

д) д/и «Гусеница»

3. Заключительная часть.

Теоретическая часть

Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарны вам за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.

В работе с детьми я использую логические блоки Дьенеша. Игры этого

замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального

внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения

выявлять в объектах разнообразные свойства,  называть их, адекватно обозначить их отсутствие, а также удерживать в память одно-три свойства

одновременно.

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление

таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют

развитию речи: ребенок строит высказывания, используя союзы «и», «или»,

охотно вступает в речевой контакт со взрослыми. Логические блоки являются отличными помощниками на физкультурных занятиях, на занятиях по математике, развитию речи, конструированию, изобразительной деятельности (аппликация), а также в сюжетно-ролевых играх .

Как показывает практика, дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, мы в своей работе уделяем этому большое внимание, используя разнообразные, современные методики и технологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. И сегодня я хочу познакомить вас с одной из них - это "Логические блоки Дьенеша", их разработал венгерский психолог и математик Дьенеш.

Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на

основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех

форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов

(красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух

объемов (толстые, тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:

формой, цветом, размером, толщиной. Для игр с блоками разрабатываются

специальные карточки, которые содержат информацию о свойствах искомого

блока, а также разнообразные дидактические игры, которые можно

использовать в разных сферах деятельности детей. Я считаю целесообразным

изготовить блоки из цветного картона, к которым необходимо изготовить

кодовые карточки, на которых условно обозначены свойства блоков.

В первую очередь дети знакомятся с эталонами форм, цветом, размером, толщиной объектов. У детей развиваются пространственные представления, знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Развиваются творческие способности, воображения, фантазия, способность к моделированию и конструированию, а также психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем успешно овладеть основами математики и информатики.

Работу с "блоками Дьенеша"  мы начали еще в младшей группе и постепенно усложняем в соответствии с возрастными особенностями детей, используя их как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 22 карточки, из них 11 карточек с отрицанием свойств.

Знакомство детей с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д.

Логические кубики, как и карточки - символы помогают придумывать с детьми разнообразные игры, которые в свою очередь полезны для овладения действиями - замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Надеемся, что все эти знания очень пригодятся вашим детям в школе.

Практическая часть.

А сейчас я предлагаю вам закрепить на практике все то, о чем я рассказала, т. е. давайте вместе поиграем.

  1. Дидактическая игра «Сделай узор».

Эта ига предназначена для детей младшей группы, и позволяет начать знакомство с блоками. В этой игре я использую логические фигуры, которые являются плоскостным отображение блоков Дьенеша. Задачами этой игры являются: развивать у детей восприятие формы, учить анализировать расположение предметов в пространстве. Я предлагаю Вам выложить салфеточки для куклы Кати.

  1. Еще одним плоскостным вариантом является игра «Удивляйка 1, 3». Задачами этой игры является воспитание сенсорной культуры, знакомство с логическими способами познания (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация), развитие самостоятельности и активности. Предлагаю вам  игровые упражнения из «Удивляйка 3»: выложи по образцу: «Грибок», «Домик», «Мячик».

  1. В своей работе я также использую альбом «Блоки Дьенеша». Задачами этой игры является развивать аналитические, комбинаторные и творческие способности, побуждать выкладывать картинку по образцу. Предлагаю вам выложить понравившуюся картинку.

  1. В своей работе я также использую альбом «Маленькие логики» дидактическая игра «Белка и Стрелка в космосе». Задания из альбома помогают развивать умение ребенка выбрать из полного набора логических блоков Дьенеша все желтые блоки. Выкладывать маленькую ракету для Белки из желтых маленьких блоков. Выкладывать большую ракету для Стрелки из желтых больших блоков.

  1. Дидактическая игра« Гусеница»

Цель: выделять и абстрагировать  цвет, форму, величину.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, обручи, карточки – символы.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям построить гусеницу из волшебных фигур. Для этого раскладываются в ряд обручи путем наложения одного на другой, для создания общей области. Раскладываются карточки – символы в каждый обруч.

Например:

- 1 обруч – синее цветовое пятно;

- 2 обруч – все маленькие;

- 3 обруч - желтое цветовое пятно;

- 4 обруч – все квадратные;

- 5 обруч – все большие;

- 6 обруч – все круглые и так далее.

Коды – символы можно располагать в любом порядке. Длина « гусеницы» любая. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

Заключение.

Уважаемые родители, сегодня вы познакомились с игровым материалом "Логические блоки Дьенеша".

Я надеюсь то, что вы сегодня узнали, пригодится вам в дальнейшем общении с вашими детьми.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №56 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Досуг с родителями:

«Пасха красная настала»

Воспитатель: Буркица Т.В.

г. Солнечногорск

2016 г.

Цели:

  • Приобщение к русской культуре и празднованию Пасхи.
  • Формировать доброжелательную атмосферу между детьми и родителями.
  • Развивать двигательную активность.
  • Развивать воображение и творческую самостоятельность в выборе оформления поделки.
  • Совершенствовать мелкую моторику рук.

Ход досуга:

- Добрый вечер девочки и мальчики, мамы  и папы, бабушки. Мы собрались с вами в преддверии большого христианского праздника. Подскажите, как он называется? (Пасха)

- Праздник Пасхи самый радостный и светлый христианский праздник. Это праздник спасения всех людей от зла.

«Радуйтесь»

Песня в сердце зазвучала,

Пасха красная настала!

Шепчет поле, речка, лес:

Радуйтесь – Христос  Воскрес!

- По христианской традиции Пасху празднуют семь дней. Это время радости  и добра. Дети особенно радуются в эти дни. Их пускают на колокольню храма звонить в колокола, устраивают различные игры. Вот и я предлагаю нам  с вами поиграть.

«Раю-раю»

Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают:

Золотые ворота,

Пропустите вы меня!

Я и сам пройду

И людей проведу.

На первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас!

Когда играющие, изображающие ворота, опускают руки и отсекают сразу нескольких игроков от основной цепочки, то они приговаривают.

Раю-раю, играю,

Всех пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

Игра проводится 2-3 раза.

- Я предлагаю вам немного отдохнуть и отгадать загадку.

Они бывают разные

Синие, зеленые, красные,

В природе часто встречаются,

А как они называются? …

 «Эстафета».

Родителей и детей разделить на две группы. У взрослых в руках ложка  в ней пасхальное яичко, а дети используют вместо ложки ладонь. По команде ведущего участники должны обойти препятствия и вернуться к своей команде и передать эстафету. Выигрывает та команда, чьи участники первые пройдут дистанцию. Игра повторяется 2 раза.

- Издавна на Руси существовало много игр с пасхальными яйцами. Любимой игрой  было катание яиц. Я предлагаю нам с вами в нее поиграть.

Установить доску, несколько участников отпускали катиться по доске свои яички. Чье яйцо дальше – тот и победил!

Уважаемые родители приглашаю вас стать зрителями, ребята приготовили для вас танец «Заинька попляши»

Вот мы с вами поиграли и потанцевали, а теперь я предлагаю вам украсить символ пасхи яичко. А украшать мы будем не простые яйца, а сделанные из теста. Я приглашаю родителей совместно с ребятами, заняться пластилинографией. (Все участники делятся на пары  ребенок и родитель и занимаются совместным творчеством.  Педагог предлагает образцы работ.) В окончании проводится совместная выставка работ. Работы забирают с собой на память.



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное

учреждение детский сад № 56.

Консультация:

«О капризах и упрямстве».

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, то есть поставить ее в определенные рамки. Капризы

и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

  • Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве.
  • Детским негативизмом, то есть непринятием чего-либо без определенных причин.
  • Своеволием.
  • Недисциплинированностью.

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности

ребенка. Понятия "капризы" и "упрямство" очень родственные и четкой границы между ними провести нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

Упрямство - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного

непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, то есть ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому "стоит на своем".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы,

неврозам, раздражительности. Если такие проявления, еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической

запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, так как вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, то есть "Я так хочу и все!!!".Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы.

3. Упрямство в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

4. Пик упрямства приходится на 2,5 - 3 года жизни.

5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!

8. Если дети по достижению 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идет о "фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах

манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребенку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!".

Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях

ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

Нельзя хвалить за то, что:

  • достигнуто не своим трудом,
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум),
  • из жалости или желания понравиться.

Надо хвалить:

  • за поступок, за свершившееся действие,
  • начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения,
  • очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже,
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.