Экологическое воспитание

Сыбденова Надежда Владимировна

Экологические знания-это сведения о взаимосвязи конкретных растении и животных со средой обитания, об их приспособляемости к ней.Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с нимнаходятся живые существа, к которым относится человек, то есть он сам. Экологическое воспитание и образование детей- актуальная проблема настоящего времени. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении условий для живых существ, обитающих по соседству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №47 «Ёлочка» комбинированного вида г.Улан-Удэ

Интегрированная образовательная деятельность  в нетрадиционной технике рисования

(художественное творчество, коммуникация, музыка)

в подготовительной группе

«ЗИМНИЙ ЛЕС»

 

 

Воспитатель: Сыбденова Н.В.  

2018г.

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме.

  • Обучающая

-Учить прижимать капустный лист к цветной бумаге и наносить оттиск на бумагу;

-Познакомить с приемом –  отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой

  • Развивающая

-Развивать творчество.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.

  • Воспитательная

- Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
- Воспитывать  интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

 -Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Техника: Рисование отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой.

Оборудование: мольберт, султанчики, иллюстрации с изображением зимы,  проигрыватель, гуашь белого цвета; листы цветной бумаги голубого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, капустные листы, снежный ком с сюрпризом внутри.

Обогащение и активизация словаря:

Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей;

Ход занятия:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Воспитатель:

Ребята, предлагаю вам совершить  путешествие в царство зимней природы…

Собрались все дети в круг

 Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся

Подарим улыбки друг другу.

 Воспитатель: ребята, давайте начнём наше с вами занятие со стихотворения А.С.Пушкина, а прочитает нам Диана:

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель:  Ребята, скажите пожалуйста какое время года описано в стихотворении? (Зима). – (показ картин на тему: « Зимние пейзажи»).

Да,  зима продолжается у нас, и я бы хотела, чтобы мы сегодня ещё раз поговорили об этом замечательном времени года.

Воспитатель:

У каждого времени года есть свои 3 месяца.  А вы знаете зимние месяца? Назовите  их пожалуйста.

Ответы детей:

Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, дни били хмурыми и  бессолнечными.

А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы,  и именно в это время выпадает больше всего снега.

В: а в какие игры зимой больше всего любят играть дети?

Игра: « снежок»

Я предлогаю вам сыграть в снежки, я буду кидать вам снежный ком, а вы должны дать характеристику зимы одним словом. Например: «Какая зима? – снежная, холодная…» и кинуть снежный ком обратно.

Скажите пожалуйста какая же у нас зима?

Ответы детей:

Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.

Воспитатель:

Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

Воспитатель.

Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме. Поэты – в словах (стихи, рассказы), композиторы – в звуках (музыка), художники – в красках (картинах).

Воспитатель.

Композиторы в своих произведениях передают характер,  настроение зимы в музыке. Я предлагаю станцевать вам импровизированный танец  под музыку Свиридова «Метель. Вальс» и создать образы, где мальчики будут зимние деревья, а девочки снег.

(Детям раздают султанчики ,дети исполняют импровизацию под музыку Свиридова «Метель. Вальс». По окончании музыки дети садятся на стульчики и убирают атрибуты.

Молодцы ребята вы замечательно танцуете.

3. РАССМАТРИВАНИЕ ОДНОЙ ИЗ КАРТИН.

Давайте полюбуемся на картину: Ивана Вельца «Иней».

Из чего нам понятно, что изображена зима?
Что изобразил художник?
Какого цвета краски использовал художник?
Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Ребята, но ведь мы и сами можем передать характер, настроение зимы. Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему.

4.ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ У ДОСКИ.

Посмотрите, что необычного лежит у вас на столах? (капустный лист и ватные палочки).

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас необычной техникой рисования. Техника рисования с которой я вас сегодня познакомлю называется отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой. Посмотрите как выполняется работа по этой технике.

Сначала нужно выбрать более рельефную, выпуклую сторону капустного листа.        С помощью кисти наносим  белую краску на капустный лист.

Отпечатываем.

Дерево почти готово! Потом прорисуем ствол и веточки чуть по выразительнее.

Можно взять несколько холодных оттенков, мы решили взять синий и тоже нанести его на капустный лист, получается очень интересно.

В конце можно нарисовать запорошенную снегом землю.

И используя ватную палочку, рисуем снежок. Сначала окунаем ватную палочку в воду, затем в краску. Рисуем снежинки.

Но сначала подготовим пальчики к работе.

5.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Закрутились, завертелись белые снежинки.

(фонарики)

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки.

(руки вверх-вниз, шевеля пальцами)

Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду.

(руки вниз)

Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду.

(пальцы в щепотку, разжать)

Заспешили на прогулку дети и старушки.

(пальцами одной руки проходим по ладони другой)

6.ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ДЕТЬМИ.

Ребята, с чего мы начнем работать?                                                                                    

 А теперь, ребята, давайте приступим к работе и попробуем нарисовать свой сказочный лес. (дети работают под музыку Чайковского  «Декабрь»).

7.КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА.

Ребята, я предлагаю вам выставить все работы на доску в один ряд и  полюбоваться бесконечным,  зимним  сказочным лесом.  

8.АНАЛИЗ РАБОТ:

Как вы думаете у кого получилась самая заснеженная работа?

У кого самый густой лес?                                                                                                      

  У кого самые высокие сугробы?                                                                                                А кого самая аккуратная работа?

9.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили?                            

  Каким способом мы рисовали деревья?                                                                                  

  С помощью чего мы изобразили падающий снег?

- я хочу, чтобы частичка нашего занятия осталась в вашем сердце, и чтобы вот этот необычный волшебный, снежный комочек вас порадовал. (открываю снежный ком – достаю подарки для детей



Предварительный просмотр:

НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Птицы зимой»

Цели:

- вызывать интерес  к окружающему миру;

- формировать реалистическое представление о природе;

- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;

- закреплять элементарные знания о том, чем кормятся птицы зимой;

- расширять знания об особенностях внешнего вида птиц, их повадках и приспосабливаемости к среде обитания;

- закреплять знания о зимующих и перелетных птицах.

Подготовительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, наблюдения за птицами на территории детского сада, изготовление кормушек и кормление птиц.

Оборудование: демонстрационный материал с иллюстрациями птиц, рисунки детей, листы с заданиями «Дорисуй и назови птицу», аудиозапись голосов птиц.

Воспитатель: С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц. Вот как об этом написано в стихотворении.

Скоро белые метели снег подымут от земли.

Улетели, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел…

Е. Благинина

О каких птицах написано стихотворение?

Дети отвечают.

Правильно, о перелетных. Назовите и найдите их.

Воспитатель предлагает детям выбрать картинки с изображением перелетных птиц и назвать их: стрижи, ласточки, скворцы, гуси, жаворонки, журавли, утки.

Почему птицы улетают?

Дети отвечают.

Птицы питаются насекомыми, многие из которых в конце августа пропадают. Водоплавающие птицы улетают, когда замерзают реки и озера. Но улетают не все, есть и те, которые остаются с нами. Как называются такие птицы?

Дети отвечают.

Правильно, зимующие. Почему они так называются?

Дети отвечают.

Они зимуют в наших краях. Но есть и такие птицы, которые прилетели к нам зимовать. Как называют таких птиц?

Дети отвечают.

Таких птиц называют кочующими.

 Сейчас я загадаю вам загадки, отгадку вы должны найти среди иллюстраций.

Непоседа птица эта

Одного с березой цвета. (сорока)

Птичка-невеличка.

Ножки имеет, а ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (воробей)

У какой птицы голова,

Клюв, горло, крылья,

Хвост и лапы черные,

А все остальное серое? (У вороны)

За окном повешу ей я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей бедной птахе стало. (синица)

Он мороза не боится, не страшна ему зима.

Сосны, ели дарят птице

Золотые семена. (Клест)

Молодцы, справились с заданием.

Но вот наступила зима: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода. Как живется птицам зимой?

Дети отвечают.

Правильно, голодно. Насекомые – в зимней спячке, семена трав под снегом. Мало корма птицам зимой. С утра до ночи они ищут себе пропитание. Жалко птиц. Как мы можем им помочь?

Дети отвечают.

Правильно: сделать и повесить кормушки, подкармливать птиц. Подойдем к нашей кормушке, положим в нее корм и уточним, для каких птиц мы его заготовили:

Ветку сушеной рябины для … (свиристелей)

Хлебные крошки, крупу для … (голубей, воробьев, ворон.)

Кусочки несоленого сала для … (синичек.)

Пшеницу и горох для … (сорок.)

Семена клена, арбуза, тыквы для … (снегирей.)

Умеете ли вы кормить птиц? Назовите правила кормления.

Воспитатель обобщает ответы детей.

Во время подкормки птиц нельзя сорить и оставлять мусор.

Кормить надо в одном и том же месте, в одно и то же время, тогда птицы будут сами прилетать к этому времени

Кормить регулярно, ежедневно, именно в морозы корм должен быть каждый день, чтобы птицы выжили.

Все дети хорошо знают, как выглядят те или иные птицы. Хочу предложить найти ошибки, которые допустил художник, когда рисовал птиц.

На листах нарисованные птицы без некоторых деталей: отсутствует клюв, нет крыла, хвоста. Дети дорисовывают птицу и называют ее.

Когда птицы сыты, замерзнуть они не могут.

Предлагаю вам отгадать птиц по голосу.

Дети слушают аудиозапись голосов птиц.

Если мы позаботимся о птицах зимой, летом они позаботятся о наших садах, лесах, парках, птицы – наши друзья. Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и в садах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений.

Друзей надо беречь!



Предварительный просмотр:

                 Картотека комнатных растений

ФИКУС

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image001.jpg

Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С.

Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место, с защитой от прямых солнечных лучей

Полив: Умеренный, не любит переувлажнения почвы. Вода комнатной температуры, хорошо отстоянная. Подкормки удобрениями с марта по август через две недели.

Влажность воздуха: Листья необходимо регулярно протирать влажной губкой.

Пересадка: Проводят весной, тогда, когда корни оплетут весь земляной ком, молодые растения через год-два, старые через несколько лет.

Размножение: Верхушечными черенками

ФИАЛКА

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image002.jpg http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image003.jpg

Температура: Умеренная, оптимально 21-22 °C, без резких колебаний. Зимняя не ниже 16 °C.

Освещение: Яркий свет, с притенением от прямых солнечных лучей в самые жаркие часы.

Полив: земля должна всегда быть влажноватой, но не залитой. Вода для полива должна быть теплой, мягкой, отстоянной не менее 12 часов.

Влажность воздуха: любят влажный воздух (около 50 %). Но опрыскивать не желательно - только во время цветения очень мелким распылением.

Пересадка: Лучший горшок для сенполий тот, у которого высота совпадает с шириной, так как у этих растений корни не разрастаются глубоко.

Размножение: Листовыми черенками, частью листа, семенами и дочерними розетками.

БЕГОНИЯ

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image004.jpg http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image005.jpg

Температура: Умеренная

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой от прямых солнечных лучей в жаркое время дня.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т. к. бегонии не любят застоя воды

Влажность воздуха: Бегонии любят высокую влажность воздуха, но не терпят опрыскивания

Пересадка: Ранней весной клубни сажают в свежую землю. Корневищные бегонии пересаживают по необходимости, когда горшок станет уже тесноват.

Размножение: Размножают стеблевыми черенками и семенами. Клубневые бегонии кроме этого размножаются делением пророщенных клубней. Клубень разрезается пополам, так, что бы каждая часть имела ростки и корни, срезы на клубне присыпаются углем или серой

АМАРИЛИС

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image006.jpg

Температура: В период вегетации оптимально 17-23°С. В период покоя луковицы хранят при 10°С.

Освещение: Яркий рассеянный свет. Затеняйте от прямого солнечного света.

Полив: Обильный во время цветения - почва все время должна быть влажной. В период покоя держат в сухости.

Влажность воздуха: Если растение находится в помещении с сухим воздухом, то можно слегка опрыскивайте бутоны сверху.

Пересадка: Примерно раз в 3-4 года, во время периода покоя

Размножение: Дочерними луковичками во время пересадки, семенами. Отделенные детки сажают в приготовленную почвенную смесь в отдельные горшки диаметром около 12 см, чтобы третья часть высоты луковицы осталась над поверхностью почвы.

ХЛОРОФИТУМ

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image007.jpg

Освещение: Предпочитает рассеянный свет, может расти в полутени.

Температура: Летом умеренная, зимний минимум 12-14°С.

Влажность: Умеренная.

Пересадка: Весной, по мере необходимости.

Полив: Обильный, зимой умеренный.

Питание: Летом, раз в две недели, любым жидким удобрением.

Размножение: Размножают семенами и отпрысками, образующимися на длинных цветоносах.

БАЛЬЗАМИН

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image008.jpg

Температура: Бальзамин довольно теплолюбив, зимой предпочитает температуру 15-20°С, зимой - 13°С

Освещение: светолюбив, желательно некоторое количество прямых солнечных лучей зимой и притенение от жаркого солнца летом

Полив: Обильный с весны до осени - почва должна быть все время влажной, зимой полив умеренный - почва должна быть слегка влажноватой.

Влажность воздуха: Листья периодически опрыскивают. Бальзамин не любит сухой воздух,

Пересадка: Бальзамин лучше пересаживать ежегодно весной, при этом не обязательно брать горшок большего размера, так как не любит слишком просторной посуды

Размножение: Стеблевыми черенками весной, летом или осенью, они хорошо укореняются в воде в течение недели - двух. А также семенами весной.

КЛИВИЯ

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image009.jpg

Освещение: Предпочитает рассеянный свет или полутень.

Температура: Зимний минимум 10°С. Избегайте высоких зимних температур.

Влажность: Нетребовательна.

Пересадка: Взрослое растение пересаживайте только когда корни начинают выталкивать растение из горшка и только по окончании цветения.

Полив: Умеренно поливайте с весны до осени и скудно зимой, пока длина цветоноса не достигнет 15 см. При слишком обильном поливе скорее вырастут листья, в то время как цветонос остановится в росте. Старайтесь не заливать растение, так как корни склонны к загниванию.

Размножение: Отпрысками, которые отделяют от старых растений при пересадке. Можно семенами. Сеянцы зацветают не ранее, чем через 5-6 лет после посева.

ГЕРАНЬ (ПЕЛАРГОНИЯ)

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image010.jpg

Освещение: Светолюбивы, любят прямые солнечные лучи.

Температура: Умеренная, зимой 10-15°С. вынесут и чуть больший холод, но лучше сохранятся при рекомендуемой температуре.

Влажность: Устойчивы к сухому воздуху.

Субстрат: Дерновая и листовая земля, перегной, торф и песок в равных пропорциях.

Пересадка: По мере необходимости весной.

Полив: Умеренный, круглый год. Растения легко переносят небольшую засуху, но плохо реагируют на переувлажнение, летом требует больше воды, чем другие виды.

Размножение: Черенками весной и в конце лета. Отдельные разновидности можно семенами. 

АСПИДИСТРА

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image011.jpg

Освещение: Теневыносливое растение, избегайте прямого солнца. Можно размещать в глубине комнаты, на окнах северной ориентации.

Температура: Зимой идеально содержание в прохладном, но непромерзающем помещении при 7-10 °С.

Влажность: Устойчива к сухому воздуху.

Пересадка: Обычно - раз в 3-4 года, в феврале, марте. Подбирают более крупные емкости. Необходим хороший дренаж.

Полив: Умеренный полив с весны до осени, скудный зимой. Не переувлажняйте почву.

Размножение: Делением. С марта по май делят корневище, на каждом кусочке должно быть по 2-3 листка.

ФУКСИЯ

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image012.jpg

Освещение: Интенсивное, но избегайте прямого летнего солнца.

Температура: Зимой желательно 10-16°С. Избегайте высоких зимних температур.

Влажность: Время от времени опрыскивайте листья у вегетирующих растений.

Пересадка: Каждую весну.

Полив: В период с весны по осень умеренно, зимой, в период покоя, редко. Избегайте застоя воды в любое время года.

Размножение: Черенкованием весной или летом.

АСПАРАГУС

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image013.jpg

Освещение: Ровный свет или частичное затенение, избегайте прямого солнца. А. Шпренгера, в отличие от других видов, необычайно стоек - может расти на открытом солнечном месте.

Температура: Зимний минимум 7° С. A. setaceus лучше держать при минимуме 13°С.

Влажность: Изредка опрыскивайте, особенно зимой в комнате с центральным отоплением

Пересадка: Ежегодно весной в более просторную посуду. При пересадке желательно удалить оголившиеся побеги и пожелтевшие ветви. Старые растения можно пересаживать через год.

Полив: Обильный полив с весны до осени, ограниченный зимой. Нужно следить за тем, чтобы почва не пересыхала. 

КОЛЕУС

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image014.jpg

Освещение: Светолюбивы, выдерживают яркое солнечное освещение, но не прямое воздействие солнечных лучей.

Температура: Зимний минимум 15°С.

Влажность: Требует высокой влажности. Часто опрыскивайте листья.

Пересадка: В конце зимы, когда корни начинают выступать за край горшка.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, держите корни влажными зимой и используйте мягкую, не щелочную воду.

Питание: Подкармливание растения в начале зимы способствует оживлению окраски листвы

Размножение: Семенами весной, стеблевыми черенками весной или летом.

ТРАДЕСКАНЦИЯ

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image015.jpg

Освещение: Интенсивное, допустимо немного прямого солнца. При слабом освещении рисунок бледнеет.

Тмпература: Зимой держите при температуре не ниже 10°С.

Влажность: Изредка опрыскивайте.

Пересадка: По мере необходимости.

Полив: Регулярный и обильный круглый год.

Питание: Раз в месяц любым удобрением.

Размножение: Черенкованием.

ДРАЦЕНА

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image016.jpg

Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца.

Температура: Зимний минимум 13°С; для D. godseffiana и D. sanderiana - 10°С.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья. D. godseffiana устойчива к сухому воздуху.

Пересадка: Весной, по мере необходимости.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, скудно зимой. Никогда не допускайте высыхания корней.

Питание: Регулярно подкармливайте весной и летом.

Размножение: Черенкованием верхушек; воздушными отводками (для оголившихся снизу растений); кусочками стебля, семенами.

МАРАНТА

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image017.jpg

Освещение: Полутень. Избыточное освещение приводит к обесцвечиванию растения.

Температура: Зимний минимум 14°С.

Влажность: Нуждается в высокой влажности. Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Ежегодно пересаживайте в последние дни зимы. Более старые экземпляры - через весну.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, умеренно зимой. Используйте мягкую воду.

Питание: Регулярно подкармливайте летом.

Размножение: Делением материнских растений весной.

РОЗА

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image018.jpg

Освещение: Наилучшее. Выносят полный солнечный свет.

Температура: Морозоустойчиво. Во время активного роста желательно 14-21°С

Влажность: Нетребовательно, но в теплой комнате горшок лучше поместить на поднос с галькой. Полезно изредка опрыскивать.

Пересадка: При необходимости пересаживайте осенью.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, пока на них есть листья.

Питание: Регулярно подкармливайте летом.

Размножение: Стеблевыми черенками

КОЛОКОЛЬЧИК

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image019.jpg

Освещение: Интенсивный свет, но не прямое солнце летом.

Температура: Зимний минимум 7°С для С. fragilis и С. isophylla. С. carpatica более хладостойкий.

Влажность: Нетребовательно, но изредка опрыскивайте листья.

Пересадка: По мере необходимости.

Полив: Летом регулярный и обильный, зимой ограниченный.

Питание: В период цветения необходимы обильные подкормки.

Размножение: Черенкованием (в феврале-марте) и семенами.

АЛОЭ

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image020.jpg

Освещение: Растения светолюбивы и лучше всего растут на южных окнах. На лето можно выставить в сад.

Температура: Прохладное помещение зимой. Дневная температура зимой 12-14 °С. Ночная - желательно около 5 °С.

Влажность: Устойчивы к сухому воздуху.

Пересадка: Пересаживайте весной на второй или третий год после посадки.

Полив: Летом умеренный, зимой редкий (раз в один-два месяца).

Питаниe: Подкармливайте летом изредка.

Размножение: Отпрысками (разъединяйте осторожно, чтобы меньше повредить корневую систему); семенами весной. 

АЗАЛИЯ

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image021.jpg

Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца. Летом можно выносить на открытый воздух и ставить в полутень.

Температура: Следует держать растения подальше от отопительной системы и регулярно проветривать помещение.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Пересадку следует производить через месяц после окончания цветения, перед началом роста. Не чаще, чем раз в 3 года.

Полив: Обильно поливайте все время, используя по возможности мягкую воду. Регулярно опрыскивайте, но только не в момент цветения.

Питаниe: Один раз в каждые две недели подкармливайте растения, начиная с весны и до начала осени

Размножение: Полуодревесневшими черенками с мая по август.

ЦИПЕРУС

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image022.jpg

Освещение: Яркий свет или полутень, требуется прикрытие от прямых солнечных лучей.

Температура: Зимний минимум 7°С. В остальное время - 18-20°С.

Влажность: Повышенная (75-80%). Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Ежегодно весной

Полив: Обильно поливайте все время, держите корни влажными. Горшок может стоять в небольшом количестве воды.

Питание: с середины весны до ранней осени.

Размножение: Семенами, верхушечными черенками и делением куста.

ЛАВР

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image023.jpg

Освещение: Светолюбиво, но выносит и полутень. В летние дни желательно притемнять от яркого солнца.

Температура: Летом 16-20°С. В теплые дни хорошо вынести растение на открытый воздух. Зимой содержат в прохладе - 10 -14°С.

Влажность: Для поддержания высокой влажности воздуха регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Весной, не реже одного раза в 2 года.

Полив: С весны до осени регулярный и умеренный, зимой - скудный.

Питание: Подкормку дают только в период вегетации (с весны до осени), раз в декаду.

Размножение: Черенками весной или осенью; необходимо использовать стимуляторы роста. Можно семенами (прорастают при температуре не ниже 20°С).

ПЛЮЩ

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image024.jpg

Освещение: Растение нетребовательно к свету, не любит прямых солнечных лучей и лучше растет в полутени.

Температура: Летом 15-16°С. Зимой хорошо растет в прохладном помещении с температурой 8-15°С.

Влажность: Полезно опрыскивать зимой и летом.

Пересадка: Пересаживайте каждую весну, пока можно увеличивать размер горшка. Во время пересадки следует укорачивать побеги.

Полив: Летом обильный, зимой умеренный. Никогда не допускайте высыхания корней.

Питание: Регулярно подкармливайте с весны до осени, раз в декаду.

Размножение: Стеблевыми черенками в течение всего года.

САНСЕВИЕРИЯ

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image025.jpg

Освещение: Лучше всего яркий непрямой свет, но выдержит и прямое солнце, и некоторое затенение.

Температура: Зимний минимум 14°С.

Влажность: Устойчива к сухому воздуху.

Пересадка: Частой пересадки не требуется, пересаживают по мере необходимости. Желательно пересаживать в мелкую посуду с хорошим дренажом.

Полив: Поливайте умеренно с весны до осени, очень умеренно зимой (раз в месяц и реже). Всегда давайте почве немного высохнуть перед поливом.

Питание: Летом регулярно подкармливайте.

Размножение: Делением; листовыми черенками (но разновидности с желтым окаймлением превратятся в зеленую форму). Семенами редко.

ЦИКЛОМЕН

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image026.jpg

Освещение: Рассеянный свет, летом требует притенения от прямых солнечных лучей.

Температура: Желательно 10-15°С зимой. Высокие температуры сокращают период цветения.

Влажность: Умеренная. Растениям полезно опрыскивание.

Пересадка: Весной, с началом появления новых листьев, производят пересадку

Полив: Обильный, мягкой водой. Нельзя допускать пересушки земляного кома и попадания воды на клубень.

Питание: Особой необходимости нет. Но если растение бледное, то раз в две недели следует подкармливать жидким удобрением. После цветения перестают подкармливать.

Размножение: Семенами, реже делением клубня летом

МОНСТЕРА

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image027.jpg

Освещение: Предпочитает рассеянный свет или полутень. Под воздействием прямых солнечных лучей листья бледнеют и покрываются желтыми пятнами

Температура: Зимний минимум 15°С.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Каждый год весной молодое растение, раз в три года - старое.

Полив: С весны до поздней осени регулярный и обильный. Зимой поддерживают почву во влажном состоянии, стараясь не переувлажнять ее.

Питание: Летом и осенью каждые 14 дней общим минеральным удобрением для комнатных растений. Зимой - 1-2 раза за весь период.

Размножение: Черенками; воздушными отводками.

ХОЙЯ

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image028.jpg

Освещение: Интенсивное. Полезно немного прямого солнца, но только не летом через стекло в самое жаркое время дня.

Температура: Желательно 10-13°С зимой для Н. carnosa; зимний минимум 18°С для Н. bella.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья, но только не во время цветения.

Пересадка: Не пересаживайте без настоятельной необходимости, так как корни этого не любят.

Полив: Весной и летом обильный, осенью и зимой умеренный.

Питание: По мере необходимости. Во время цветения подкармливайте с осторожностью, так как избыток удобрения подавляет цветение.

Размножение: Черенкованием полуодревесневших верхушек или кусочками стебля с почкой.



Предварительный просмотр:

          Конспект занятия в подготовительной группе по экологии         

1.«Солнце- большая звезда»

2. Игра «Догони свою тень»        

3. опыт «Волшебный лучик»        

Цель: Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.

Познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных.

Показать , что солнечный луч может превращаться в разноцветный.

Материалы: Схема Солнечной системы, Карта звездного неба, настольная лампа, ванночка, плоское зеркальце, лист белой бумаги.

Ход занятия: Воспитатель:

Дети, бывают ли солнечные лучи ночью?(нет)

Солнечные лучи можно сравнить с детьми Солнца.

А что такое Солнце? Солнце – это большая- большая, просто огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас.

Кто из вас наблюдал ночью звезды на небе? (Карта звездного неба), также рассматривание схемы Солнце и планеты Солнечной системы.

Воспитатель: Солнце это такая же звезда, как и другие, но она находится намного ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее.

С чем мы сравним свет Солнца? ( со светом лампы)

Настольная лампа ставится на стол. Дети подходят к ней как можно ближе. Воспитатель берет картинку и спрашивает : хорошо ли виден свет лампы? Хорошо ли видна картинка?(хорошо)

Дети отходят в другой конец группы и убеждаются, что при удалении от окна  свет лампы становится менее заметным и различать рисунок все труднее.

Теперь понятно, почему солнечный свет доходит до нас и мы хорошо видим Солнце(оно находится близко к Земле)

Физминутка(Солнечные зайчики)

Игра « Догони свою тень»        

Загадку отгадайте:

Я иду- она идет,

Я стою- она стоит,

Побегу- бежит

(тень)

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно. Это ваше отражение, называется тенью.

Где же еще есть такие темные пятна? На что похожи наши тени?

Попробуйте догнать свою тень. Почему это невозможно?

Тени бывают разные, может двигаться, стоять на месте, танцевать- одним словом делать все, что делает тот, кому она принадлежит, но к сожалению, она всегда молчит.

Опыт. В солнечный день наполнить ваночку водой  и поставить на стол возле окна, чтобы на нее падали утренние  солнечные лучи. Опустить зеркальце наполовину в воду. Взять лист бумаги и поместить его перед зеркалом. Изменять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на бумаге не появится разноцветная радуга. Слегка покачать ваночку, чтобы на воде пошла рябь, и встряхнуть зеркало. Что мы видим теперь?

Вывод: на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.

 



Предварительный просмотр:

Весенние приключения

Персонажи праздника

Весна.

Медведь.

Волк.

Первый скворец.

Второй скворец.

На утреннюю зарядку к ребятам в гости прилетают скворцы. Они сообщают детям, что Весна приглашает всех в свои лесные владения, встретиться с друзьями; птицы вручают детям путеводные перышки-маршруты.

После завтрака каждая группа детей отправляется в уголок леса по своему маршруту на встречу с Весной, по пути встречаясь с лесными обитателями. Дети несут с собой скворечники, изготовленные совместно с родителями.

Поляна птиц.

Воспитатель:

Каждый год с погодой вешней

Все гостей крылатых ждут.

Только вынесли скворечник,

А скворцы уж тут как тут.

(С.Михалков)

Из-за кустов вылетают скворцы.

Первый скворец:

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас в нашем парке.

Всех разбудила ранняя весна,

Проснулась даже старая сосна,

Стряхнули сон задумчивые ели

И звонко птички певчие запели.

(Л. Парамонова)

Второй скворец:

Летели мы через моря,

Летели через горы.

И труден был наш перелет,

И все мечтали: скоро, ах, очень

Скоро будет луг,

И скоро будет речка.

«Лети. Лети скорей, дружок»,-

Стучало мне сердечко.

Первый скворец:

И вот награда – дома мы.

Друзья ждут у порога.

И трудный путь наш позади,

И кончилась дорога!

(О. Петракова, О. Роднова)

Воспитатель:

Ребята, посмотрите внимательней на птиц. Интересно, почему у них медицинские шапочки и повязки?

Дети рассуждают. Если дети затрудняются ответить, отвечают птицы.

Первый скворец: Правильно, у нас эти повязки совсем не случайно. Птиц ведь еще называют санитарами леса. У многих из нас крепкие длинные клювы, которыми мы вытаскиваем жуков и личинок из-под коры деревьев.

Второй скворец: А у кого клювы покороче и послабее – тоже не сидят без дела: мы собираем вредных насекомых и гусениц с поверхности деревьев. А ведь нас, птиц, так много! Представляете, какую помощь мы оказываем паркам, садам и городским деревьям!

Первый скворец: Кстати, а сколько и каких птиц вы можете назвать? (ответы детей)

Второй скворец: На самом деле птиц гораздо больше. Хотите, я дополню ваш список?

Первый скворец: Только будьте внимательней, ребята, мой дружок любит подшучивать. Не перепутайте птицу с каким-нибудь другим предметом.

«Птицы». Игра на внимание.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Ласточки, орлы,

Соколы, столы.

Гуси, пеликаны,

Яблоки, фазаны.

Филины, скворцы,

Коршуны, щипцы.

Прилетели соловьи,

Сковородки, воробьи и т.д.

Дети реагируют хлопками на лишние слова

Второй скворец:

Ребята, тс-с! Прислушайтесь…

Как тихо вокруг нас стало:

Шуметь природа устала.

Ребята и те присмирели.

Слышны только птичьи трели.

А кто это там поет, вы слышите?

Игра «Птичьи голоса»

Дети отгадывают птиц по голосам и показывают их повадки.

Воспитатель: Как хорошо щебетали птицы! А мы с ребятами тоже любим петь. Хотите послушать?

Дети исполняют «Песни птиц»

Скворцы: Очень было приятно с вами познакомиться. Но вам, наверное, хочется увидеть и других обитателей уголка леса. До свиданья, друзья!

Поляна Волка и Медведя

Дети подходят к поляне, видят мусор на ней и решают его убрать. Выскакивает Волк.

Волк: Что это вы тут хозяйничаете? Для чего мусор убираете?

Дети: так земле легче дышать, и трава получит больше солнца, значит, расти будет быстрее.

Медведь: Ой-ой-ой! Умники какие: все знают… нечего здесь распоряжаться: здесь мы хозяева! Потому что самые сильные в лесу!

Воспитатель: Спору нет, Миша, ты, конечно, сильный. Но деревья зачем ломать? У нас есть сильные ребята, но они, наоборот, деревья сажают, убирают свои участки, поливают клумбы с цветами… если хочешь посоревноваться в силе, давай лучше канат перетягивать.

Проводится игра «Перетягивание каната».

Медведь: Ничего не понимаю: у вас-то откуда столько силы, что меня победить можете?

Волк:  Миша, они, наверное, закаляются, физкультурой занимаются каждый день, в походы ходят – я видел сам, знаю я их детский сад!

Воспитатель: Наши ребята не только самые сильные, но еще и очень внимательные.

Волк: а что значит внимательные?

Воспитатель: Вот, к примеру, кто больше фантиков заметит на земле, тот и внимательный. Посоревнуемся?

Проводится игра «Самый внимательный». Во время игры Волк незаметно прячется.

Медведь: все ясно, вы и сильные, и внимательные. Но уж обхитрить Волка вам не удастся! Попробуйте-ка, разыщите его по следам!

Проводится игра «Следы».

Волк: Нашли все-таки, ну и ребята! Иль, какие хитрецы! Что бы еще такое придумать?.. А, вот… уж в ловкости вам меня не обогнать!

Проводится игра с мячами.

Волк: Миша, спасай! И тут они меня победили!

Медведь: Так и быть, помогу: кто хочет посоревноваться с чемпионом леса?

Проводится игра «Попади в цель».

Звери: Ладно, сдаемся! Разбили вы нас в пух и прах! Но мы теперь тоже будем заниматься физкультурой и в следующий раз обязательно победим! До свидания, до встречи!

Поляна Весны

Весна: Спасибо, ребята, что пришли ко мне в гости. Не за грибами и за ягодами, а посмотреть, как я раскрашиваю природу.

Оживает вся природа,
Пенье птиц то там, то тут.
Розовато-белым цветом
Всюду яблони цветут.
В небе синем, в небе чистом
Облака, как нежный пух.
На ветвях цветов душистых
Море пенится вокруг.

Ребята, а вы как думаете, какие мои самые любимые цветы? (Ответы детей.) Сейчас у меня много забот, все кругом должно цвести и радовать глаз. А печалит меня то, что часто цветы срывают без нужды.

В час раздумий и тревог,
В час беды и неудачи
Видела: цветы, как люди, плачут.
И росу роняют на песок.

Кстати, вы знаете, что некоторые цветы носят человеческие имена? Кто может назвать их? (Дополняет ответы детей.) Я хочу вас попросить, если вы встретите цветы в парке или в лесу, не торопитесь срывать их; полюбуйтесь ими и дайте полюбоваться другим. Ведь есть такие растения, которых на земле осталось так мало, что их даже занесли в специальную Красную книгу! Эти растения надо беречь особенно. А теперь давайте проверим, хорошо ли вы знаете мир цветов.

Проводится игра «Узнай цветок».

Весна: Растения не только радуют глаз, они еще и кормят нас, дают витамины. Какие сейчас появились съедобные растения?

Дети: Щавель, одуванчик, крапива, подорожник...

Весна: Ребята, мы много говорили о растениях и цветах. Вы знаете, что их специально выращивают. А что же делать, если таких цветов нет?

(Рассуждения детей.)

Я вам подскажу: можно собрать в парке какие-то веточки, шишечки, сухую траву... Из всего этого сделать композицию или картину, а также использовать этот материал при оформлении лесной газеты.

Воспитатель: Дорогая Весна, спасибо тебе за сегодняшнюю встречу. Ребята, давайте споем для весны несколько песен.

Дети поют и танцуют вместе с Весной. Песни по выбору музыкального руководителя и детей.

Весна: Я очень рада, что мы сегодня встретились! Не забывайте мой уголок : здесь хорошо в любое время года. Берегите его и приходите сюда почаще!

Дети отправляются на прогулку, в ходе которой собирают природный материал, необходимый для оформления стенгазет. По возвращении в детский сад заканчивают работу над газетами.

Во второй половине дня проводится конкурс детских стенгазет. Дети вывешивают свои «лесные газеты» в коридоре детского сада. Детское жюри из представителей каждой группы определяет победителей конкурса «Поляна чудес — могучая природа». Ребята и взрослые с удовольствием читают и рассматривают представленные газеты.