Кружковая работа

Сыбденова Надежда Владимировна

Дополнительное образование : "Волшебная страна Оригами". Оригами для детей - легендарное искусство складывания фигурок из бумаги для всестороннего развития  малыша. Современнное оригами для детей несет в себе множественные черты классического искусства, так как за основу берутся самые простые, начальные модели.Дети с радостью занимаются складыванием, для них это настоящее волшебство.Оригами из бумаги для детей- отличный вариант тихого занятия, которое развивает мелкую моторику и абстрактное мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ёлочка»

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ «Ёлочка»




Рабочая программа кружка оригами для старшей группы

«Волшебная страна оригами»









Воспитатель:СыбденоваН.В

 

2019-2020г

 План кружковой работы

для детей 5-6 лет.

Пояснительная записка.

В дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Идет расширение представления об одном и том же предмете, знакомом детям ранее. Дети узнают не только его назначение, но и процесс его изготовления, свойства материала, из которого он сделан, учатся практически применять свои знания.

Оригами – увлекательнейшее занятие для детей 5-6 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и в других странах, где широко использовалась бумага, одно из величайших изобретений человека.

Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.

Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (например, животном), фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. Дети знакомятся с традициями Японии – страны восходящего солнца. Получают знания зоологического характера. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Бумага — это самый доступный для ребёнка и универсальный материал. Малыш радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: самолёт летает, лодочка плавает, лягушка скачет, а вертушка вращается даже от незначительного порыва ветра. Изготовление таких поделок доступно уже детям дошкольного возраста.

Кроме того, оригами — неожиданная игра с сюрпризами, создаваемая по чётким законам математики. Если сложить листочки бумаги точно по линиям и аккуратно прогладить каждую складку, то можно получить оригинальную поделку — изящного журавлика, забавного поросёнка… Фигурки получаются яркие, образные, на их изготовление, как правило, достаточно 5-15 минут.

 

Задачи.

•   Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание довести начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.

•   Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

•   Развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога.

•   Знакомить детей с геометрическими формами и способами преобразования геометрических фигур; развивать пространственную ориентировку.

•      Развивать мелкую моторику пальцев рук.

•   Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.

•   Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.

Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 5-6лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, развитием ручной умелости, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. 

Формы и режим занятий.

 Длительность не должна превышать 25-30 минут.

Для занятий оригами необходимо заранее подготовить: разноцветную бумагу; ножницы с тупыми концами; клей или клей-карандаш, кисточки, клеёночки, салфетки.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, – так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

В ходе занятий активно используются дидактические и подвижные игры. Разнообразить занятия можно чтением небольших литературных текстов, загадок, органично сочетающихся с содержанием конспекта, пересказом небольших рассказов познавательного содержания, например, на тему «Откуда бумага пришла».

Несколько первых занятий являются своего рода диагностическими. Их задача — не только привлечь детей к новому виду деятельности — изготовлению фигурок из бумаги, но и уточнить знание ими геометрических фигур.

 Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

 Формы проведения итогов реализации программы:

– выставки детских работ в детском саду;

Учебно-тематический план.

Большинство предлагаемых фигурок сделаны из листа бумаги квадратной формы. Чтобы из прямоугольника получился квадрат, необходимо аккуратно перегнуть любой угол листа бумаги по диагонали и отрезать лишнюю полоску. От точности совпадения углов и сторон квадрата во многом будет зависеть внешний вид готовой поделки.     

Для изготовления фигурок в технике оригами «волшебный» квадрат можно складывать несколькими способами. Получившиеся заготовки называются базовыми формами.

Необходимо запомнить:

—     складывать поделки нужно не спеша, тщательно проглаживая сгибы. Тогда все фигурки получатся красивые, аккуратные, да и работать будет легче;

—     поделки в технике оригами можно выполнять не только из цветной бумаги, но и из газет, исписанных тетрадей, бумажных обёрток от печенья, из разноцветных фантиков от конфет. Одним словом, пригодится любая тонкая и прочная бумага.

Занятия включают изготовление фигурок разной степени сложности. В зависимости от ручной умелости детей группы задания можно упростить. Изготовление сложных работ лучше всего осуществлять в процессе коллективной деятельности. Уже на одном из первых занятий мы предлагаем начать знакомство детей с пооперационной картой. Как показывает опыт, у большинства дошкольников работа со схемами (а именно на работе со схемами построено большинство пособий с рекомендациями по изготовлению поделок в стиле оригами) вызывает значительные затруднения. Пооперационная карта, как и схема, показывает последовательность изготовления бумажной фигурки: какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что сделать потом и т. д. Испытывая трудности на каком-то определенном этапе работы, ребёнок может развернуть заготовку на пооперационной карте и по сгибам сложить её вновь. Это значительно облегчает работу, и дети быстрее овладевают техникой складывания бумажных фигурок.

Хотя изготовление пооперационных карт занимает у педагога много времени, результат оправдывает затраты: детям с ними работать проще и интереснее.

                         

Содержание образовательной программы.

 Комплексно-тематический план работы кружка

Сентябрь

Знакомство с искусством оригами

(организационное)

Познакомить детей с искусством оригами. Развивать внимание, память, речь.

Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон.

Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат

17 сентября

Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется).

Рассказать о многообразии видов поделок из бумаги, показать готовые образцы.

Готовые поделки из бумаги (квилинг, лягушка, самалет,кораблик) , цветная бумага разных размеров.

Превращения квадратика «Дом»

Учить складывать квадрат пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.

Развивать творческое воображение, ориентир наплоскости, внимание, память.


25 сентября

Изготовление продукта детского творчества «Дом» Знакомство с основной базовой формой «книжка».Превращение квадратика в дом (развитие воображения).

подвижная дидактическая игра,

чтение стихотворения «Кошкин дом».

Графические образцы базовых форм: «книжка», «треугольник», «воздушный «змей»(таблица), цветная бумага разных размеров.

hello_html_m3568cdd.jpg

октябрь

Для чего нужна дверь

Познакомить с базовой формой «дверь».

Отработка основного элемента складывания – загнуть   край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам (рука-глаз)

Складывания домика (занятие № 2), складывание двери, приклеивание двери на домик.

1 октября

Рассмотреть иллюстрации из сказок,картинки с изображением домов (многоэтажных, деревянных домов).Беседа.

Образцы базовой формы «дверь»

Цветная бумага разных размеров, схемы,клей, ножницы, салфетки

hello_html_m65ee75c.jpg

По замыслу

Предложить детям изготовить поделки используя раннее полученные знания.Закрепить базовые формы: «квадрат», «треугольник».

9 октября

Изготовление продукта детского творчества, беседа

Цветная бумага разных размеров, схемы, папка «Осень».

hello_html_7284c61a.jpg

Маленький ежик

Обучить детей складывать ежика из прямоугольного листа бумаги;

закрепить навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы;

воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу (бумаге

15 октября

Организационный момент «Письмо от ежика», загадки, беседа. Выполнение фигуры ежика техникой оригами.

карточки с изображением ежика (формат А4);  «Письмо от ежика»; бумажные прямоугольники (длина сторон в пропорции 1:2); цветные карандаши

hello_html_m5d825ee.gif

В осеннем лесу

(коллективное панно).

Показать, как  можно изготовить деревья  с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол).

Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. Развитие внимания, памяти, ориентир на плоскости.

23 октября и 29 октября

Изготовление продукта детского творчества, чтение познавательного рассказа, беседа, рассматривание, показ, игровые упражнения.

Изготовление коллективного панно.

Готовые формы деревьев, образцы. Цветная бумага разные размеров и цветов; клей, ножницы, салфетки.

Релаксационная музыка.

hello_html_m2bf8cc10.gif

hello_html_4217fd67.jpg

Осенние листья

Научить детей из базовой формы квадрат складывать и вырезать листья, правильное использование ножниц.

6 ноября

Внести альбом с иллюстрациями «Осень»; рассмотреть сушенные красивые листья; п/и «Листопад».

Тонированная бумага желтого, оранжевого цветов; ножницы, простой карандаш. Релаксационная музыка

hello_html_m4d7c230d.jpg


бабочка

закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера;

упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность

12 ноября

Изготовление продукта детского творчества, чтение стихотворения, рассказа, игровые упражнения, рассматривание, показ.

три квадрата размером 8x8 см: два синего цвета и один голубого, один коричневый квадрат размером 6x6 см.; клей, салфетку ножницы для каждого ребенка. Образцы разных бабочек.

hello_html_m442a32d3.jpg

hello_html_49bdec0c.jpg

кораблик

Формировать умения создания фигур в технике оригами.
Развивать мелкую моторику ребенка.
умение красиво, аккуратно складывать фигуру.развивать воображение

20 ноября

Изготовление продукта детского творчства, работа в группах,чтение стихотворения по данной теме. Пошаговое выполнение оригами.

Бумага разных цветов, 20+20 размером; фломастеры. Базовая форма квадрат, простой карандаш.

hello_html_7911e79e.jpg

ноябрь

Лягушка

упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении лягушки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность.      

26 ноября

рассказа Н. Сладкова « Жалейкин и лягушонок», иллюстрации к рассказ. Практическое выполнение оригами.

Двухсторонняя бумага для оригами зелёного цвета, фломастеры.


hello_html_m7543cc10.gif

зайчик

развивать мелкую моторику рук.

Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами.  Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

4 декабря и 10 декабря

Рассказ про «зайца», иллюстрации, загадки. Изготовление продукта детского творчества. Пошаговое выполнение оригами.

Двусторонняя бумага белого и серого цвета,ножницы, схемы, фломастеры.

hello_html_32a13a51.jpg


декабрь

Снежинки

На основе наглядных образцов показать детям различные способы изготовления снежинок из бумаги. Предложить детям сделать понравившиеся им снежинки, используя графические образцы, для украшения группы.

18 декабря и 24 декабря

Зачитывается письмо от попугая Кеши; Изготовление продукта детского творчества, беседа. физкультминутка по теме. Изготовление аппликации из готовых работ.

Пооперационная карта, письмо от попугая, «Снежинка» для демонстративного показа, по 6 листов бумаги квадратной формы (5х5) для каждого ребёнка, кружочки по одному белые диаметром 2 см и голубые диаметром 1 см, клей карандаш, клеёнка, влажная салфетка, магнитофон, диск с записью спокойной музыки

hello_html_5906a55.jpg

Поздравительная открытка

Предложить детям изготовить поздравительную открытку для родителей, используя умение делать снежинки, елки, веточки, ёлочные игрушки. Продолжать учить составлять композиции.

31 декабря

Изготовление продукта детского творчества, чтение рассказа, рассматривание плакатов и открыток на новогоднюю тематику показ.

Цветная бумага разных размеров, ножницы, схемы, клей.Плакаты и открытки на новогоднюю тему, картон голубого цвета, квадраты и прямоугольники зеленого цвета(бархат), разного размера, клей, звездочки из фольги.

hello_html_16846889.jpg

январь

В некотором царстве, в бумажном государстве

Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; продолжать знакомить с историей искусства оригами

8 января

Изготовление продукта детского творчества, беседа

Цветная бумага разных размеров, схемы, папка «Зимние забавы».

hello_html_7284c61a.jpg

Снеговик.

Разобрать последовательность изготовления фигурки снеговика по схеме. Предложить детям самостоятельно изготовить поделку. Закреплять умение складывать базовые формы.

14,22 января

Изготовление продукта детского творчества, загадывание загадок, показ, рассматривание, беседа

Цветная бумага разных размеров, схемы, клей,ножницы, украшения(бисер,блестки тд.)

hello_html_m5995fe68.gif


Зимующие птицы, голуби

Познакомить детей с простейшей формой изготовления голубя, из базовой формы квадрат, умение правильно складывать и разглаживать линии.

28 января и 5 февраля

Показать иллюстрации по данной теме, разучить считалочку. Начальный этап изготовления голубя.

Тонированная бумага разных цветов по размеру,простой карандаш, фломастеры.

hello_html_21839ff0.gif

февраль

Поздравительная открытка, к празднику «День защитника Отечества»

  • Сделать с детьми открытку в подарок папе. Учить изготовлять поделки из бумаги своими руками. 
  • Развивать мелкую моторику, внимание, творческий потенциал и фантазию ребенка.  
  • Совершенствовать навыки и умение работы с оригами. 

11,19 февраля

Изготовление продукта детского творчества, пошаговое выполнение за воспитателем. Оформление открытки.

  • цветная бумага 13x21 (для рубашки), 3x6 (для галстука);
  • ножницы;
  • половина цветного картона;
  • клей ПВА;
  • поздравление. 


hello_html_m4ef3d6c1.jpg

«самолет»

Умение складывать самолетик по схеме, развивать мелкую моторику рук.

25 февраля

Изготовление продукта детского творчества, рассматривание, показ, чтение стихотворения, беседа

Тонированная бумага разных цветов, фломастеры, оюразцы.

hello_html_5042ee30.jpg

Поздравительная «Открытка-восьмерка» для мам

  Расширять умение детей создавать композицию, применяя полученные раннее навыки. Упражнять в вырезании круглых частей из бумаги, квадратов одинакового размера; закреплять умение складывать лист бумаги в определенном направлении, компоновать изображение на листе.

Развивать эстетическое восприятие, воображение и творчество, умение использовать усвоенные ранее приёмы оригами, аппликации.

4,10 марта

беседа - "Праздник 8 Марта" (история и традиции празднования) ;

Социализация - сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери";

Развитие речи - дид. игра "Назови ласково", беседа "Как мы помогаем мамам".

Худ. - эстетическое развитие - чтение стихов о маме, о празднике 8 марта; рассматривание иллюстраций по теме; прослушивание песни "Мама - первое слово" из к. ф. "Мама".

Цветной картон для фона, цветная бумага, ножницы, простой карандаш, клей, кисть для клея, фигурные компостеры "цветок", белая бумага

hello_html_4c280949.jpg

март

Цветок

 Вспомнить способы складывания базовой формы «книжка», «Треугольник». На её основе научить изготавливать простую форму цветка, Закрепить прием вытягивания, для придания объёма фигурке

18,24 марта

Изготовление продукта детского творчества, чтение стихотворения.физкультминутка.

Цветная бумага разных размеров, схемы, ножницы, клей,

hello_html_m103de2a2.jpg

По замыслу

  Предложить детям изготовить поделки используя раннее полученные знания. Развивать мелкую моторику рук и воображение. Умение правильно сгибать и сглаживать линии листа. Закрепить базовые формы: «Книжка», «треугольник», «квадрат»

1,7 апреля

Изготовление продукта детского творчества, беседа, пальчиковая гимнастика.

Цветная бумага разных размеров, схемы, ножницы, клей, картон, фломастеры

hello_html_7284c61a.jpg

апрель


«Космос»

Закрепить умение детей складывать базовую форму «двойной треугольник

На её основе изготовить фигурку «ракеты». Упражнять в декоративном украшении поделок.

15,21 апреля

.Изготовление продукта детского творчества, загадывание загадок, показ, рассматривание, беседа, обсуждение, напоминание

Цветная бумага разных размеров, схемы, клей, ножницы

hello_html_3aa5c3d3.jpg

По замыслу

 предложить детям изготовить поделки используя раннее полученные знания. Повторить базовые формы.

29 апреля

  Изготовление продукта детского творчества, беседа, пальчиковая гимнастика.

Цветная бумага разных размеров, схемы, ножницы, клей, картон, фломастеры

hello_html_7284c61a.jpg

май

«Подводное царство».

Создание объемной аппликации с элементами оригами.
Развивать навыки и умения создания объемной аппликации. Формировать умения создания фигур в технике оригами.

Развивать мелкую моторику ребенка.
Развивать творческие способности ребенка через создание аппликации.

5,13,19,27 мая.(итоговое занятие)

На 1 и 2 занятии изготовление рыбок,3 оформление аппликации. В ходе занятия проходит беседа, показ иллюстраций подводного царства, готовые образцы подводных героев; пальчиковая гимнастика.

Бумага формата А3,ножницы квадраты разной величины (5х5,6х6,8х8).,клей, восковые мелки.

hello_html_m1b87a0b5.jpg


Итоговое занятие

Оформление выставки лучших работ за период обучения.

27 мая

Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.  Справедливая  оценка результатов своей работы и работы сверстников

Готовые поделки сделанные из бумаги, коллективные аппликации.

Выставка наших работ.Подведение итогов по кружку «В мире оригами».

Работа с родителями:

  Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.

  С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы. Создание информационных буклетов для родителей.

Диагностика обследования уровня развития детей.

1. Распознают и называют геометрические фигуры

2. Читают чертежи (пооперационные карты);

3. Работают по показу;

4. Работают по аналогии;

5. Выполняют без помощи взрослого;

6. Подбирают цвета, соответствующие изготавливаемым поделкам и по собственному желанию; умеют аккуратно использовать материалы.

7. Интерес к деятельности и творческие способности.

 

Диагностика обследования мелкой моторики.

Автор Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика»

Упражнения:

1 по подражанию:

1.1. выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать;

1.2. разъединить пальцы и соединить, держа ладони на столе;

1.3. попеременно соединить все пальцы рук с большим пальцем;

1.4. одновременно показать второй и третий, второй и пятый пальцы.

2 по словесной инструкции:

2.1. выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать;

2.2. разъединить пальцы и соединить, держа ладони на столе;

2.3. попеременно соединить все пальцы рук с большим пальцем;

2.4. одновременно показать второй и третий, второй и пятый пальцы.

Литература:

·        Основная общеобразовательная программу МБДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред.: Вераксы Н. Е., Васильевой В. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.

·        Соколова, С. Азбука оригами / С. Соколова. Москва : Эксмо; Санкт-Петербург : Домино, 2004. 432 с.

·        Афонькин, С. Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Санкт-Петербург : Кристалл ; Москва : Оникс, 2000. 272 с.

·        Соколова, С. Сказки оригами : игрушки из бумаги / С. Соколова. Москва : Эксмо ; Санкт-Петербург : Валери СПД, 2004. 240 с.

·        Долженко, Г. И. 100 оригами / Г. И. Долженко. Ярославль, 2004. 224 с.

·        Афонькин, С. Ю. Оригами и аппликация / С. Ю. Афонькин. Санкт-Петербург : Кристалл, 2001. 304 с.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по оригами «Осенняя роща» с детьми старшей группы

(конструирование из бумаги в технике оригами)

Тема: «Осенняя роща»

Цель.

• Повышать интерес детей к конструктивной деятельности из бумаги (в технике оригами, используя игровые приемы.

• Закрепить умение мастерить поделку в технике оригами.

• Развивать мелкую моторику рук.

• Стимулировать внимание, память, конструктивное воображение.

• Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, бережное отношение к природе.

Оборудование.

На каждого ребенка - 2 квадрата оранжевого, желтого цвета, размером 1010см, 1 прямоугольник коричневого цвета, размером 5*10, клеящий карандаш, салфетка; иллюстрации с изображением осеннего леса.

Предварительная работа.

Совместная деятельность с детьми на темы: «Осенняя пора», рассматривания иллюстрации с изображением осеннего леса, просмотр презентации «Деревья тоже готовятся к зиме»,заучивания стихотворении на осеннею тематику.

Содержание деятельности.

Воспитатель. Сегодня утром в детский сад почтальон принес письмо. Вы, хотите узнать от кого это письмо? (Ответы детей).

Хорошо, давайте откроем конверт (воспитатель открывает конверт и достает загадку). Ребята в этом конверте находится листок с загадкой:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет

Сушит на зиму грибы? (Ответы детей)

Ребята, белочка приглашает на прогулку в осенний лес. Вы согласны отправиться в лес? (Ответы детей)

(Дети под музыкальное сопровождение идут по группе).

Воспитатель: Вот представьте, что мы идем по осеннему лесу, среди деревьев, с пожелтевшей листвой.

Проводится игровая мимическая гимнастика «Прогулка в лес»

Посмотрим вверх на высокие деревья (активные движения глазных яблок, широко раскрыв глаза, посмотрим вправо, посмотрим влево, посмотрим вниз. Вдруг мы поняли, что забрели далеко. Нам нужно позвать друзей (имитируем «АУ» с активной артикуляцией: раскрыть рот, губы трубочкой).

(Воспитатель подводит детей к дереву уточняет его строения)

Воспитатель: посмотрите ребята на дерево, что необычного вы заметили на этом дереве? Правильно листочки на нем разного цвета (синие, желтые, оранжевые, розовые, а какие у осени цвета (дети уточняют).

Воспитатель: Правильно. А давайте мы поможем дереву и превратим его в настоящее осеннее дерево (срывает листочки и загадывает загадки)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

Ответ (Осенний лист)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно.

Ответ (Листопад)

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Ответ (Октябрь)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ответ (осенью)

Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите какое красивое осенние дерево у нас получилось.

Проводится физминутка;

На горе стоит лесок

(круговые движения руками)

Он не низок не высок

(сесть, встать, руки вверх)

Удивительная птица подает нам голосок

(глаза и руки вверх, потянуться)

По тропинке два туриста

Шли домой из далека

(ходьба на месте)

Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока»

(плечи поднять)

Воспитатель предлагает детям пройти за столы и с помощью техники оригами сделать осеннее дерево и создать свою осеннею рощу.

Воспитатель показывает технику выполнения.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №47 «Елочка»

г. Улан-Удэ

Программа

кружковой деятельности

«Формирование экологического сознания детей через

изобразительную деятельность с использованием

 нетрадиционной техники»

«Маленькие художники»

                                                                                                в подготовительной группе

Воспитатель: Сыбденова Н.В

                                                                          Пояснительная записка

       Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Программа направлена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение творчества художника, таких задач воспитания как бережного отношения к природе, к произведением искусства, воспитания нового человека, достойного патриота своей земли.

Данная программа вариативна – темы могут определяться в любой последовательности;

Репродукции картин могут быть заменены на другие в соответствии с темой.

Интегрируется с разными видами деятельности детей (экология, развитие речи, художественное слово, экспериментально-исследовательская деятельность, ознакомление с искусством, творческая деятельность детей, музыка).

 Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Занятия по этой программе также направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

 Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отражением в художественных образах искусства, с которыми знакомятся дошкольники. Таким образом, нельзя отделить художественно-эстетическое воспитание от экологического.

Необходимо раскрывать для каждого дошкольника опыт общения с природой, накопленным человечеством, отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра живописи. Педагогически целесообразное сочетания экологического образования и воспитания с влиянием искусства, с воспитанием эстетического видения природы, творческого отношения к ней будет пробуждать у дошкольника чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта и явления как неповторимой ценности и тем самым будет содействовать сохранению природной среды.

 Направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству, к природе. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель программы целостное, всестороннее развитие личности дошкольника, формирование гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Развитие у детей творческих способностей, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Воспитывать бережного отношения и любви к природе, поэтическому искусству своего народа, интерес к работе с разнообразными материалами.

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки,физминутки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Режим занятий:

 

Подготовительная  группа - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в   группе  25-30  мин.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

Проведение выставок детских работ

Проведение открытого мероприятия

Проведение мастер-класса среди родителей.

Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста, так  как представленный материал способствует:

развитию мелкой моторики рук;

обострению тактильного восприятия;

улучшению  цветовосприятия;

концентрации внимания;

повышению уровня воображения и самооценки.

активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ (деревьев, цветов, трав и т. д.)

                                                         Перспективный план занятий кружка

Месяц

Интегрированные занятия

Сентябрь

Темы:

 1.«Люблю я пышное

природы увяданье».(тампонирование ватными палочками)

2.«Лес в осеннем уборе» (печать листьями или объемная аппликация).

 3.«Разноцветные краски»(рисование по сырому)

4.Составление коллажа по теме: «Золотая осень»

Октябрь

Темы:1«Листопад».(монотипия)

3. «Осень может быть разной». (творческое составление пейзажа из природного материала).

 2. . «Рябинка – рябинушка». (техника «оттиск поролонам

4.Творческое составление пейзажа в технике выдувания.

Ноябрь

Темы: 

1.«Хмурая дождливая наступила осень».

2.  «Плачет, плачет осень»

(Набрызг, использование круп разного вида).

3.Рисование ладошками и пальчиками «Волшебное дерево»

4. «Вот Ежик, ни головы ,ни ножек»-пластилинография

Декабрь

Темы: 

1.«Наряд Зимушки – зимы».

 2.«Дремлет лес под сказку сна».

3.Рисование вилками «Елочка»

4.Аппликация из ватных дисков «Зимнее дерево»

 Январь

Февраль

Темы: 

1.«Льдинки – вспышки».

2.«Небо».

 

Темы

1.«Шумит февральская вьюга.

2. «Почему пейзаж. Рассматривание картины И. Грабаря «Сказка инея о восходящем солнце».

3. Творческое составление зимнего пейзажа в технике «мыльные пузыри».

4. «Февральская сказка» (черно – белый граттаж).

 Март

Апрель

май

Темы:

1. «Волшебные цветы» (ниткография)

2. «Весна пришла».

3. Уж верба вся пушистая раскинулась кругом».

4. «Морской пейзаж» (творческое составление пейзажа из бросового материала).

 

Темы:

1.«Весенние просторы» (творческое составление пейзажа из материала на выбор).

2. «Солнечный лес».

 

3. «Плющевый медвежонок» (рисование поролоном)

4. «Космический пейзаж»(граттаж)

 

Темы

1.«Цветочный луг».(рисование мятой бумагой)

2. «Волшебные цветы» (ниткография)

3. «Праздничный салют» (Проступающий рисунок)

4. «Черемуха душистая» (Смешанная техника)

  1. Н.В. Дубровская «Приглашение к творчеству».
  2. Т.С. Комарова «Детское художественное творчество».
  3. Е.П. Климова «Художественно-эстетическое развитие».
  4. Н.А. Курочкина «Дети и пейзажная живопись. Времена года».
  5. И.М. Петрова «Объемная аппликация».
  6. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
  7. Н.В. Дубровская «Природа».
  8. Л.В. Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщения к природе». 9.Т.С.   Акуненок Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования


Предварительный просмотр:

Рисование в технике ниткография с дошкольниками

«Приключение Ниточки»

Цель:

знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – «Ниткография».

Задачи:

Обучающие:

- включить детей и родителей в творческий процесс, объединить людей разного возраста;

-привлечь, детей и взрослых к изобразительному искусству используя нетрадиционные техники рисования;

- способствовать развитию мышления, творческого воображения, фантазии, художественно-эстетических навыков, глазомера, внимания;

- создать условия для развития интереса к изобразительному творчеству, окружающему миру.

Развивающие:

- развивать  эстетические чувства, эмоции, переживания, умения создавать художественные образы,придумывать сказки;

- развивать отношения партнёрства и сотрудничества родителей с ребёнком

в процессе совместной творческой работы;

- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей;

- вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, аккуратность;

- воспитывать уважительное отношение к взрослым и детям, умение слушать других;

- воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Формы, методы, средства:

Используется групповая и индивидуальная работа.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, сундучок, клубок, бумага для рисования, нитка шерстяная, гуашь разных цветов, баночки с водой, кисть.

Ход занятия:

Дети и родители входят в группу, встают в круг:

Воспитатель:Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поздороваться и познакомиться.

У меня в руках волшебный клубок, мы сейчас с вами будем его передавать друг другу, при этом здороваться и называть своё имя, наматывая ниточку на палец.

Воспитатель: Здравствуйте, я сказочница! А сейчас давайте размотаем нитку в обратную сторону, а разматывая, будем называть сказочного героя.

Как вы уже заметили, я к вам пришла не с пустыми руками, а принесла волшебныйсундучок. В этом сундучке у меня много сказок, вот одну из них «Сказку,  про ниточку» я вам сегодня расскажу. Слушайте.

Дети и взрослые стоят на ковре

На столе лежал Белый Лист бумаги, по нему зажигательно танцевала виртуозная Кисточка.

Выходилачудесная картина!

На баночке с краской тихо примостилась ниточка и наблюдала за работой Кисточки.

Внезапно ворвался Ветерок. Ниточка не удержалась и упала в краску. Еле живая вылезла она из баночки, утомилась, легла на Белый Лист отдохнуть.

Стыдно стало Ветерку за свои шалости. Укрыл он Ниточку листом бумаги, чтоб она не замёрзла. Понравилась ей такая перина с одеялом. Потянулась Ниточка влево, потянулась вправо и заснула.

А когда проснулась и откинула Лист, то была сильно удивлена: на бумаге появился необычный рисунок.

Кисточка от удивления пожала руку новой художнице. И с тех давних пор появилась техника Ниткография.

А теперь посмотрите, какие же загадочные картины получились у нашей ниточки (показ презентации в которой работы, выполненные в технике ниткография)

- На что они похожи?

- Что вы здесь видите и представляете?

- А вы хотите научиться рисовать с помощью ниточки?

Тогда присаживайтесь за столы.

Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Но прежде чем приступить к созданию наших шедевров, предлагаю вам размять наши пальчики, сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

(Дети поочередно загибают пальчики, на последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок - румяный бок.

Есть Снегурочка - краса,

Три медведя, Волк - Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию.

Возьмите нить и  окрасьте её с помощью кисти и гуаши, можно взять 2,3,4 цвета. Оставьте неокрашенным конец нити. Теперь выложите окрашенную нить на листе бумаги в произвольном порядке, как угодно вам. Накройте сверху листом бумаги, прижмите ладошкой лист и нити,и придерживая плотно ладонь направляя нити то вправо, то влево выньте нити. Снимите сверху лист бумаги и посмотрите, что же у вас получилось. Можете что-то дорисовать, чтобы получилось законченное изображение.

Молодцы хорошо потрудились, а теперь давайте встанем и немного разомнёмся.

Физкультурная минутка "Сказки"

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")

Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")

Мы славна семья козлят (повороты вправо, влево)

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

А теперь я предлагаю вам по тем героям и персонажам, которые у вас получились сочинить сказку. Давайте выберем главного героя.

«Жил-был…

Спасибо вам за сказку, теперь еще на одну сказку в моем сундучке стало больше.

Вам понравилось наше занятие?

Что нового вы узнали?

А что больше понравилось?

Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с гостями. До свидания!