«Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»

Марина Николаевна Малютина

«Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»

ссылка на видеоролик https://disk.yandex.ru/i/d2x4hgiqDawLXA

Есть у нас лишь главная задача,

Сделать малышей душой богаче,

Научить их край родной любить,

Да и с гордостью об этом говорить

Земляками нашими гордиться,

В творчестве у них добру учиться,

Да и с гордостью об этом говорить.

Научить их Север наш ценить,

Чтоб достойным гражданином быть.

Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их будущему поколению.

Дети должны знать культуру своего народа, живущего с ним в одном регионе. Необходимо научить детей ценить и испытывать чувство гордости за людей, прославивших наш край.

Такими людьми Архангельского региона являются великие сказочники Севера: С. Г. Писахов и Б. В. Шергин, М.Д. Кривополенова, В.П.Чиркин, и поэты Н.М. Рубцов, Г.Ф Подойницына, О.Г. Красюкова и др.

Посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре своей страны, родного края – задача родителей и педагогов.

Посредством народного творчества дошкольник может последовательно развиваться, проявлять свои неограниченные умения, фантазию и творчество.

Для того чтобы познакомить детей с творчеством писателей было создано пособие «Книжкин дом», в котором особое внимание было уделено странице с региональным компонентом, а также создание в группах книжных уголков, создание мини-музея и патриотических центров, выставок книг и рисунков по произведениям писателей Севера.

Образовательный процесс выстраивается на адекватных возрасту формах работы с детьми.

- беседы о биографии и творчестве писателей и поэтов

- чтение произведений и заучивание стихов, слушание народных песен северного фольклора

- встречи с писателями и поэтами родного края - в рамках мероприятий «Писатели Севера дошкольникам» были организованы встречи с детским писателем В.П. Чиркиным и походы в библиотеку, где детям читала стихи поэтесса п. Шипицыно Подойницына Г.А, а также библиотека регулярно посещает детский сад и проводят тематические встречи по творчеству и биографии писателей Северного региона.

- организация выставок книг писателей Родного края, рассматривание портретов, иллюстраций в книжках

- различные виды продуктивной деятельности: творческие мастерские (рисование, лепка), моделирование (например макет «Мой поселок», «Моя улица»)

- различные игры: «Разрезные картинки», «Картинки из сказок», «Игры – ходилки», «Пазлы», «Лото», «Ассоциации», «Ребусы», «Лабиринты», «Найди отличия», «Подбери фрагмент», «Подбери тарелочку к чашечке», «Раз конфетка, два конфетка», игры по типу «Кругов Луллия», игры с прищепками, словесные игры-рифмы, игры-повторялки

- театрализация в совместной и в самостоятельной деятельности взрослых и детей и использование различных видов театров - на палочках, на лентах, на магнитах, на липучках, на фланелеграфе, фетровый, вязанный, пальчиковый, теневой, кукольный и др

- старинные хороводные игры, такие как «Тетера шла», «Ручеек», «Карусель» и др

- тематические досуги, развлечения, викторины, развлекательные мероприятия, выступления на мероприятиях в ДОУ, например, викторины по сказкам Северных писателей «По дорогам сказок», развлечение «В гостях у книжки», «Шиш и Сеня Малина в гостях у ребят»

-создание и разбор проблемных ситуации, например, по сказкам Б.Шергина «Щедрая вдова» и С.Писахова «Подруженьки» и др.

-экскурсии по улицам своего поселка (для раскрытия смысла стихов о красоте природы малой родины)

- так как мы живем в современном мире, то используем в своей работе ИКТ для создания презентаций, видеороликов о жизни и творчестве писателей, а также для просмотра мультфильмов, созданных по произведениям наших земляков, что является одним из обязательных условий ФГОС ДО.

Без тесного сотрудничества всех участников образовательных отношений невозможно добиться желаемого результата, поэтому родители являются важным звеном в приобщении детям культурных традиций и охотно принимают участие в жизни и мероприятиях ДОУ:

- квест-игры, мастер-классы, практикумы, родительские собрания, круглые столы, обсуждения и т. п

Особенностью работы в выбранном направлении деятельности должна быть систематичность и заинтересованность всеми участниками образовательного процесса. Мы должны продолжать работу в выбранном направлении, чтобы не утратить своих традиций и ценностей поморской земли и у наших воспитанников был развит устойчивый интерес к культуре родного края через литературное наследие северных писателей.