Проект по самообразованию 2021-2022 год.

Назарова Анна Викторовна

Тема: "Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди,

                                                                                                                                                                                                которые умеют делать, у которых все удаётся и спорится,

                                                                                                                                                                                         которые не потеряются ни при каких обстоятельствах,

                                                                                                                                                                                  которые умеют владеть вещами и командовать ими.

А.С.Макаренко

 

ссылка на видео отчёт по теме самообразования https://disk.yandex.ru/i/jnsiFWvhfqeI7Q

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя Назаровой А.В.

МБДОУ детский сад №48 на 2020-2021 учебный год

Тема: "Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди,

                                                                                                                                                                                                которые умеют делать, у которых все удаётся и спорится,

                                                                                                                                                                                         которые не потеряются ни при каких обстоятельствах,

                                                                                                                                                                                  которые умеют владеть вещами и командовать ими.

А.С.Макаренко

Актуальность выбранной темы:

Самостоятельность имеет большое значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.

Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.

Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.

Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Задачи:

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературные источники по проблеме формирования навыков самообслуживания.

2. Выявить и определить особенности формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

3. Изучить и практически апробировать возможность использования малых форм фольклора в процессе формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Этапы проекта:

Подготовительный этап

- Сбор литературы по данной теме.

- Составление плана работы.

- Составить картотеку  по использованию малых форм фольклора в режимных моментах.

Основной этап:

- Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми.

- Большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

- Рассказывание потешек, прибауток, песен и т.д.

Заключительный этап:

- Анкетирование родителей.

- Оформление фотостенда «Я умею делать сам».

- Подведение итогов работы над проектом.

Дата проведения

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь - октябрь

  • определение уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста;
  • разработка и апробация комплекса мероприятий, направленных на формирование навыков самообслуживания посредством использования малых форм фольклора.
  • Создание предметно - развивающей среды.
  • Анкетирование «Навыки самообслуживания у детей раннего возраста» (начало учебного года).
  • Консультация для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».

ноябрь -декабрь

Формирование  базовых навыков самообслуживания посредством малых форм фольклора.

Навыки опрятности:

1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:

− носовым платком;

− полотенцем;

− горшком;

− расчёской;

− салфеткой.

2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приёма пищи:

1. Жевать с закрытым ртом.

2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).

3. Пить из чашки, держа её двумя руками.

4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания:

1. Умение частично одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при помощи взрослых.

2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при помощи взрослых.

Консультация «Роль фольклора в формировании

культурно-гигиенических навыков

у детей раннего возраста»

январь -февраль

Памятка для родителей:

«8 ШАГОВ К ГОРШКУ»

март –

апрель

Памятка для родителей по формированию навыков

поведения за столом и приёма пищи у детей раннего

дошкольного возраста.

май

Обработка результатов и доказательство эффективности экспериментальной работы, направленной на формирование навыков самообслуживания посредством использования малых форм фольклора (педагогический совет)

  • Анкетирование «Навыки самообслуживания у детей раннего возраста» (конец учебного года)
  • Оформление фотостенда

«Я умею делать сам».

Список литературы:

1. А. П. Усова «Русское народное творчество в детском саду», М. Просвещение – 1972г.

2. В. П. Аникин «К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки.» - Москва –

1988г.

3. Г. Шинкарь, И. Новикова «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста», Д/В – 1990 № 10.

4. Составитель Л. Н. Елисеева «Запел петушок», «Русские народные песенки, потешки, сказки» - 1978г.

Во время умывания можно прочитать детям:

«Водичка-водичка,

Умой Настино личико, Настя кушала кашку, Испачкала мордашку. Чтобы девочка была Самой чистенькой всегда, Помоги, водичка, Умыть Настино личико»

Для пробуждения:

«Солнце светит: Где тут дети? На подушке, на простынке. Нежат розовые спинки? Ясный день пришел давно И стучится к нам в окно!»

Одевая малыша, можно прочитать:

«Застегнём застёжки На твоей одёжке: Пуговки и кнопочки, Разные заклёпочки»

Для чтения перед завтраком:

«У пушистой белочки Орехи на тарелочке. У котёнка и щенка Два стакана молока, У мышонка вкусный сыр, У лисы густой кефир. У зайчат печенье, У пчелы варенье. А в тарелку нашуМы положим кашу!»

Во время приёма пищи:

«Это- ложка, Это- чашка. В чашке- гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала Кашки гречневой не стало!»

«Руки мы помоем дружно.

Это важно, это нужно.

Только с чистыми руками

Мы за стол садимся сами.

Ложкой

-вилкой не грохочем,

Не играем, не хохочем,

Мы на стульчике сидим,

Молча, весело едим.

Мы ногами не болтаем,

И ворон мы не считаем,

Не глядим по сторонам,

Ведь обедать надо нам!»

Перед сном:

«Баю -баю-байки

Прилетели чайки.

Стали крыльями махать

Наших деток усыплять.»

Для знакомства с телом подойдут такие потешки:

«Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать

- моргать,

Ручки

- все хватать

-хватать.»

«Паучок, паучок,

Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка,

Аню хвать за ушко.

Олени, олени,

Аню хвать за колени.

Песик, песик,

Аню хвать за носик.

Бегемот, бегемот,

Аню хвать за живот.

Оса, оса,

Аню хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики,

Аню хвать за плечики»

Анкета для родителей

Фамилия Имя ребенка 

Навыки самообслуживания у детей раннего возраста 

Критерии самообслуживания

Самостоятельно

С помощью взрослого

Следит за собой (опрятность)

 

 

Старается быть аккуратным в быту

 

 

Может кушать самостоятельно

 

 

Может пользоваться носовым платком

 

 

Может раздеваться

 

 

Может  одеться

 

 

Складывает свои вещи

 

 

Может убрать за собой игрушки

 

 

Моет и вытирает руки

 

 

Совершает свой туалет на горшок

 

 

Просит ли помощи,  если что-то не получается?

 

Памятка для родителей: «8 ШАГОВ К ГОРШКУ»

  1. Купите горшок! Он должен быть привлекательным для малыша, удобным и устойчивым. Раз упав с горшка, ребенок больше не захочет на его садиться. Пусть малыш его изучит! Разрешите крохе потрогать горшок, рассмотреть, посидеть на нем, пошвырять, наконец. Объясните, что горшок — это его собственность.
  2. Поставьте горшок на виду у ребенка. Лучше в той комнате, где он обычно играет.
  3. Если малыш относится к горшку настороженно, не торопитесь. Пусть ребенок сначала привыкнет к новой вещи, а потом уже начинайте обучение.
  4. Сначала регулярно высаживайте малыша на горшок ОДЕТЫМ на несколько минут ОДИН раз в день. После того, как ребенок привык сидеть на горшке в одежде, посадите его без подгузника. И не держите кроху на горшке насильно.
  5. Если малыш спокойно сидит на горшке и не пытается с него слезть, сажайте его после того, как он «сходит» в подгузник. Памперс меняйте в тот момент, когда кроха на горшке, а использованный подгузник кладите в горшок.
  6. Теперь ловите момент! Сажайте малыша на горшок несколько раз в день: утром после сна, после еды и перед сном, перед прогулкой и после нее. Вы успели сориентироваться, и ребенок «сходил» в горшок? Похвалите кроху. Кстати, в магазинах есть музыкальные горшки. Как только в такой горшок попадает влага, он играет веселенькую мелодию.
  7. Разрешите малышу некоторое время разгуливать по дому без подгузника. И если кроха самостоятельно попытается сесть на горшок, похвалите его!
  8. Не пытайтесь высаживать малыша на горшок по ночам до тех пор, пока он не научится пользоваться им днем и контролировать себя.


Предварительный просмотр: