Проект по самообразованию 2023 - 2024 год.

Назарова Анна Викторовна

«Развитие связной речи младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

 

Игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а также игра выступает как важное средство воспитания, а еще лучше этот процесс проходит в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно - ролевая игра играет очень важную роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольника, а также формированию связной речи. Сюжетно – ролевые игры создают сами дети, а их деятельность носит ярко выраженные личностные качества. Главной особенностью сюжетно-ролевых игр является, то, что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое развивается. Развитие речи, через сюжетно – ролевые игры играет главную роль, так как, именно в ней дети учатся договариваться, находят общие контакты, передают взаимоотношения между людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №48

п. Мегет

Отчёт по самообразованию на тему:

«Развитие связной речи младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Составила: воспитатель

младшей группы

Назарова А.В.

2023 – 2024 учебный год.

       Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через сюжетно – ролевую игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей.

      Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей.

       Сюжетно – ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

       Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

       Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.     

      Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно – ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.     

       Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

       Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.

      Цель: 

  • повышение педагогического уровня, профессионального мастерства;
  • систематизация знаний по методике развития речи и организации сюжетно – ролевых игр младшего возраста, изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий.

Задачи:

  • расширить знания по данной теме;
  • обогатить развивающую среду группы (приобретение пособий, игрушек (костюмов) при участии родителей);
  • педагогическое просвещение родителей по теме «Речевое развитие» и «Сюжетно – ролевая игра».

       Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:

- Исполнение воспитателем главной роли.

- Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль.

- Внесение образных игрушек.

- Прием ролевой игры с продолжением.

- Игра в телефон.

- Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду.

- Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

      В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие методы и приемы:

- Участие воспитателя в игре (главная роль).

- Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.

- Изменение игровой среды.

- Стимулирую детей комментировать (сопровождать речью свои действия) .

- Внимательно и тактично наблюдаю за игрой детей.

- Создаю условия для реализации различных видов игровой деятельности.

- Поощряю проявление детского словотворчества.

- Предоставляю детям право выбора средств для импровизации и самовыражения.

- Создаю условия для самостоятельной деятельности детей.

      Прежде всего, я создала эмоционально – благоприятную атмосферу для детей: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, соответствующие возрастным особенностям детей.

      Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.

      Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активный и пассивный словарь, закрепляют знания, полученные во время наблюдений, экскурсий.

      Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.

      Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, организация плана мероприятий детьми, взаимодействие с родителями.

      В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме:

  •  2016г. Виноградова Т. А. «Сюжетно – ролевые игры старших дошкольников» практическое пособие Н. А. Виноградова, Позднякова.
  • -М.: Айрисс-пресс, 2008. – 128с. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»
  • Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. Дошкольное воспитание 1995. -№10. – с 45-47.
  • Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2001.
  • Краснощёкова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. 2007.

 В течение года мною были подготовлены и проведены:

- Комплекс артикуляционной пальчиковой гимнастики по лексическим темам.

- Беседы о профессиях (составление простейших предложений через ситуативные диалоги).

- Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр (Поликлиника, Зоопарк, Театр, Супермаркет, Салон красоты, и др.).

- Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок - мнемотаблиц («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Парикмахер», «Моя мама (папа) врач») и т. п.

- Настольно-печатные игры («Кому, что нужно для работы», «Профессии», «Соберём инструменты в чемодан»…) .

- Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей».

- Консультации для родителей («Лекарственные травы в сезон простуд»,

«Здоровье детей в зимний период», «Пусть не сердятся родители, что измажутся строители», «Труд в жизни ребёнка», «О правильном питании и пользе витаминов», «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», Акция с папами «Ремонтная мастерская в нашей группе», Фотовыставка «Мои домашние питомцы», «Здоровым быть здорово»). Было предложено родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль).

       В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка – дошкольника, в том числе и речевого развития. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №48

п. Мегет

План по самообразованию на тему:

«Развитие связной речи младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Составила: воспитатель

младшей группы

Назарова А.В.

2023 – 2024 учебный год.

Актуальность выбранной темы:

Игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а также игра выступает как важное средство воспитания, а еще лучше этот процесс проходит в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно - ролевая игра играет очень важную роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольника, а также формированию связной речи. Сюжетно – ролевые игры создают сами дети, а их деятельность носит ярко выраженные личностные качества. Главной особенностью сюжетно-ролевых игр является, то, что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое развивается. Развитие речи, через сюжетно – ролевые игры играет главную роль, так как, именно в ней дети учатся договариваться, находят общие контакты, передают взаимоотношения между людьми.

Цель: 

  • повышение педагогического уровня, профессионального мастерства;
  • систематизация знаний по методике развития речи и организации сюжетно – ролевых игр младшего возраста, изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий.

Задачи:

  • расширить знания по данной теме;
  • обогатить развивающую среду группы (приобретение пособий, игрушек (костюмов) при участии родителей);
  • педагогическое просвещение родителей по теме «Речевое развитие» и «Сюжетно – ролевая игра».

Изучение литературы:

2016г. Виноградова Т. А. «Сюжетно – ролевые игры старших дошкольников» практическое пособие Н. А. Виноградова, Позднякова.

-М.: Айрисс-пресс, 2008. – 128с.

Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»

Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. Дошкольное воспитание 1995. -№10. – с 45-47.

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2001.

Краснощёкова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. 2007.

План работы:

Месяц

Тема

Мероприятия

Сентябрь - май

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.

Октябрь

«Моя семья».


- Рассматривание сюжетных иллюстраций и фотографий: «Моя семья», составление рассказа о семье (беседа о месте, которое называют домом, семье, членах семьи, их правах и обязанностях, работе, увлечениях. Ввести в речь детей слова: домашний уют, глава семьи, обязанность, кухонная утварь..).

- Чтение стихотворений, рассказов по лексической теме.

 - Сюжетно – ролевая игра «Семья».

- Самостоятельная деятельность детей сюжетно – ролевой игры «Дом»; игровая ситуация: «Дочки-матери» (Во время игры координировать действия детей, направляя на создание доброжелательных отношений, незаметно побуждать детей к использованию вежливых слов, словесному описанию предметов, своих действий, следить за последовательностью действий).

- Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

- Д/игра: «Кто, что делает?».

Ноябрь

«Больница»

- Сюжетные игры: прием в кабинете врача; работа в процедурном кабинете; аптека; доктор Айболит (ветеринар) (знакомство с новыми понятиями по теме «Больница»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги). 

- Артикуляционная гимнастика: «Покажи горло врачу», «У Оли зуб болит», «Почистим зубки».

 - Игры на звукоподражание: «Укололи пальчик», «Ушибли колено», «Зуб болит», «Покашляй».

 - Игры на обогащение словаря: «Кто с кем?», «Пожалей», «У кого что болит?».

 - Игры с эмоциями: «Твой друг плачет», «Зайка боится укола», «Сладкая витаминка».

 - Пальчиковые игры: «Лекарства для зверят», «Профессии».

- Чтение произведения «Айболит», «Про бегемота, который боялся прививок».

Декабрь

«Строитель».

- Знакомство со строительной профессией – «Кто это – строители?» (составление простейших предложений через ситуативные диалоги).
- Знакомство со строительными материалами и инструментами
(д/и «Собери чемодан строителя») – песок, кирпич, цемент, доски, бревна и т.д.
- Артикуляционная гимнастика «Молоточки», «Дровосек», «Молоток», «Пила».

- Игры на звукоподражание: «Рубим дрова», «Перепрыгнули», «Гремит ведро».

- Пальчиковые игры: «У оленя дом большой», «На двери висит замок».  

- Игровая ситуация «Строим гараж», «Строим дом для куклы».
- д/математическая игра «Каждая машина в свой гараж».
- Чтение сказки «Три поросенка».

Сюжетно – ролевая игра: «Строим дом».

Январь -февраль

«Шофёр».

- Знакомство с разными видами автомобильного транспорта (рассматривание картинок, просмотр видеосюжетов, д/и Лото «Транспорт»).
- Загадки о транспорте.
- Беседы о профессии водителя (
обращаем внимание на пешеходный переход, светофор, дорожные знаки. Вводим новые слова:, полицейский, палочка, радар, водительское удостоверение.

-         Артикуляционная гимнастика: «Автомобиль», «Паровоз».

 - Игры на звукоподражание: «Поезд», «Полицейская машина», «Машина сигналит».

 - Игры на обогащение словаря: «Один – много», «Что есть у автомобиля?», «Что везет грузовик?».

 - Игра с эмоциями «Грустная машинка».

- Проведение занятий с использованием лексической темы «Шофер».

- Сюжетно – ролевая игра «Парковка».

- Самостоятельная деятельность детей сюжетно – ролевой игры «Шофер».

Март

«Продавец и покупатель».

- Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по лексической теме (составление рассказа).

- Беседа о месте, где продаётся товар, профессии человека, работающего там, продаваемом товаре
(
ввести в речь детей слова: ассортимент, разнообразие, наличие).
- Показ видео - слайдов «Я в магазине» (
домашнее задание - экскурсия в магазин).

- Загадывание загадок.

- Игровая ситуация: «В магазине игрушек».

- Д/и «Разные магазины».

- Сюжетно-ролевая игра: «В супермаркете» (во время игры координировать действия детей, направляя на создание доброжелательных отношений, незаметно побуждать детей к использованию вежливых слов, словесному описанию предметов).
- Изготовить совместно с детьми бумажные ценники на товар (
рисование/аппликация), деньги; лепка из соленого теста «Фрукты и овощи» для продуктового магазина.

Апрель

«Салон красоты».

- Беседа о людях, которые делают прически (ввести в речь детей: парикмахер, прическа, маникюр, косметика, укладка…).

- Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская».

- Сюжетные игры: «Я – парикмахер», «Маникюр для куклы» (знакомство с новыми понятиями по теме «Салон красоты», «Парикмахерская»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги).

- Артикуляционная гимнастика:

 «Улыбка», «Ах, какое красивое платье».  

 - Театрализованные игры: «Животные в парикмахерской», «Прическа для куклы Кати».

 - Игры с эмоциями: «Зеркало», мимическая гимнастика.

Май

«Кафе. Повар».

Рассматривание иллюстраций «Приготовим суп», «Пьем чай в кафе», «Вкусное угощение для друзей» (знакомство с новыми понятиями по теме «Кафе. Повар»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги).

- Артикуляционная гимнастика: «Водичка», «Вкусный торт».

 - Дыхательная гимнастика: «Чистим лук и плачем», «Кислое яблоко», «Каша кипит», «Пьем сок через трубочку».          

 - Игры на обогащение словаря: «Чудесный мешочек», «Что подают в кафе».

 - Пальчиковые игры: «Капуста», «1,2,3,4 – всю посуду перемыли».

 - Лепка из солёного теста «Овощи и фрукты».

- Дидактические игры: «Что нужно повару?»; «Сварим суп»; «Сварим компот».

- Сюжетно-ролевая игра: «Приготовим обед». 

- Заучивание стихотворений.

  • Выступление на педсовете ДОУ, представление презентации по теме самообразования;
  • Выставки детских работ;
  • Оснащение материала на сайте ДОУ.


Работа с родителями:

- рассматривание с ребёнком семейных альбомов, составление рассказа о родственниках;

- разучивание стихов про семью;

-  семейные беседы о профессиях родителей;

- пополнение ПРС («Больница», «Пожарные», «Парикмахерская», «Магазин», «Парковка», «Дом»)

- посещение супермаркета, поликлиники, парикмахерской с родителями;

- родительское собрание «Играем, развиваемся»;

- мастер- класс для родителей «Совестные игры»

- фотовыставка «Мои домашние питомцы», «Здоровым быть здорово».

- консультации: «Лекарственные травы в сезон простуд», «Здоровье детей в зимний период», «Пусть не сердятся родители, что измажутся строители», «Труд в жизни ребёнка», «О правильном питании и пользе витаминов», Стр. 7«Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника».

- Акция с папами «Ремонтная мастерская в нашей группе».