Проект по самообразованию 2024 - 2025 год.
«Проектная деятельность, как средство развития пПроект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, — это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста –это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта» (Н.Е. Веракса).ознавательной активности детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №48
п. Мегет
План по самообразованию на тему:
«Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО».
Составила: воспитатель
средней группы
Назарова А.В.
2024 – 2025 учебный год.
Актуальность выбранной темы:
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить как - способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А.,Пахомова Н.Ю.), т.е. это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, — это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста –это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта» (Н.Е. Веракса).
Таким образом, цель организации проектной деятельности дошкольников- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе проектной деятельности.
Выбор темы проектной деятельности не случаен, так как в среднем возрасте у детей отсутствует жизненный опыт, недостаточен уровень развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет им в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Познавательный интерес повышен и только через организацию проектной деятельности можно удовлетворить потребности ребенка в самостоятельной деятельности.
А также проектная деятельность делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Цель:
- изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
- Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);
- Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года (мониторинг);
- Создать современную предметно- пространственную среду в группе;
- Разработать проекты по познавательному развитию детей, создать банк краткосрочных и долгосрочных проектов;
- Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах.
Изучение литературы:
Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности 2000 № 1.
Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений — М.: Мозаика — Синтез, 2008.
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
Дыбина О.В., Еник О.А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.
Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа» блок занятий «песок, глина, камни». карапуз - дидактика Москва 2005.
Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении // методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.
Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах: http://nsportal.ru,www.maam.ru,http://doshvozrast.ru,
https://portalpedagoga.ru, http://dohcolonoc.ru, т.д.
План работы:
Месяц | Тема | Мероприятия |
Сентябрь - май | Детальное изучение методической литературы по данной проблеме. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | |
Сентябрь | познавательно – исследовательский, творческий. (краткосрочный) «Время урожая» | Беседа с детьми на тему «Осень разноцветная». Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Прогулки. Написание и чтение докладов на тему «Что такое осень?». Ведение календаря природы. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени. Заучивание стихов. Дидактические игры. Занятия по изобразительной деятельности. Оформление выставки «Дары Осени. Чудесное превращение овощей». |
Октябрь | познавательно – исследовательский, творческий. (краткосрочный) «Дорожная грамота» | Беседы «Знаки дорожные помни всегда»; «О работе ГИБДД»; «Осторожно, дорога!»; «Правила для пассажиров»; «Транспорт на улицах города». Художественное творчество: рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»; лепка: «Веселый светофор», «Постовой»; аппликация: «Дорожный знак», «Зебра». Ситуационно-имитационное моделирование (интерактивные игры). Чтение художественной литературы: Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. « Перекресток» Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т.д. Дидактические игры: «Будь внимательным», «Виды перекрестков», «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!». Акция «Дети – водителям». |
Ноябрь | познавательно – исследовательский, творческий (краткосрочный) «Профессии» | Презентации «Все работы хороши», «Профессии». Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии». Серия бесед: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий» Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? », «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет». Моделирование трудового процесса (с/р игры) Встреча с интересным человеком (гость группы) |
Декабрь | познавательно – исследовательский, творческий (краткосрочный) «Новогодние игрушки» | Беседы «Знакомство с ёлочной игрушкой». «Знакомство детей с историей возникновения ёлочной игрушки, материалами, из которых её изготавливают»; «Правила безопасности при украшении ёлки; при эксплуатации ёлочной гирлянды»; Чтение художественной литературы Чтение С. Маршака "Двенадцать месяцев" В. Одоевский "Мороз Иванович" Елена Ракитина «Приключения Новогодних Игрушек» Владимир Степанов «Новогодняя Азбука». Заучивание стихов: С. Маршак "Елка", "Декабрь" З. Александровой "Дед Мороз" Е. Ильина 'Наша елка" Я. Аким "Елка наряжается" К. Чуковский "Елка" Е. Трутнева "Елка" Е. Серова "Новогоднее' Продуктивная деятельность Рисование на тему: «Моя любимая новогодняя игрушка» Конструирование ёлочных игрушек из бумаги. Лепка новогодней игрушки из соленого теста с последующим ее раскрашиванием; Новогодняя поделка «Дед Мороз»; Аппликация «Снегурочка» Изготовление елочной игрушки |
Январь - | Познавательный, творческий. (краткосрочный) «Числа в сказках» | Изучить детскую литературу, и узнать какие числа от 1 до 5 встречаются в сказках. Сказка «Царевна лягушка» Сказка «3 медведя» Сказка «Хаврошечка» Сказка «Теремок» «Сказка о золотом петушке» Выставка детского творчества «Сказочные цифры» |
Февраль | Творческо-игровой, познавательный (краткосрочный) «Самый лучший - папа мой» | Беседы: «Мой папа», «Кем работает мой папа» Чтение А. Раскин рассказы из книги «Как папа был маленьким» Чтение стихотворений: «Папа» Т. Прокофьева; «Как папа» Т. Бокова; «Про папу» И. Гурина; «Папа рассказывает сказку», Я не умею читать» О. Бундур; «Папе» И. Бабушкин; «Самый лучший» О. Чусовитина; «Вредные советы» Г. Остер и др. Пение песен о папе «Папа может, все что угодно» и др. Фотовыставка «Я с папой». Аппликация «Папин галстук» (подарки папе) Конструирование: «Мой дом» из крупного и мелкого строительного материала. Видеопоздравление «С праздником 23 февраля!» Досуг «Папина смекалка». |
Март | Творческо-игровой, познавательный (краткосрочный) «Моя мамочка самая лучшая» | Презентация «Что надо маме для работы» (профессии) Беседы: «Мамины дела по дому», «Как я помогаю маме». Просмотр мультфильмов: «Умка» Режиссёр В. Пекарь, В. Попов «Крошка Енот» Режиссёр О. Чуркин «Мама – цапля» Режиссёр М. Карповой Выставка книг «Мамин день» Подарки мамам Конкурс рисунков «Портрет мамы» Стенгазета «Моя мамочка – самая лучшая» |
Апрель Май | познавательно – исследовательский, творческий (долгосрочный) «Огород на окне» | Беседа «Как будем растить огород?»; «Что мы знаем о луке? «Что мы знаем о капусте?»; «Какие бывают огурцы?»; «Что мы знаем про горох?»; «О пользе петрушки и укропа»; «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»; Опыт «Помещение семян гороха и огурцов во влажную среду с целью прорастания»; «Пахнут ли корешки у растений?»; Ежедневные наблюдения за набуханием семян; Рассматривание иллюстраций «Труд людей весной в огороде или на приусадебном участке»; Труд «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать» (посадка огурцов, гороха, редиса, капусты, лука, петрушки, укропа и петуньи) Зарисовка всходов «Как подросли наши растения в огороде?» Заучивание стихотворения Ю.Тувима «Овощи» Д/и «В суп или в компот?»; «Чудесный мешочек»; «Четвертый лишний»; «Определи на вкус» Составление рассказа «Как мы ухаживаем за огородом» Создание и презентация книги «Сказки об огороде». |
- Выступление на педсовете ДОУ, представление презентации по теме самообразования;
- Оснащение материала на персональном сайте.
- Работа с родителями:
- Консультации для родителей «Основные цели и задачи метода проектов. Организация проектной деятельности в средней группе».
- Участие в выставке «Дары осени» и творческом конкурсе «Добрая осень».
- Создание книги – гербария растений и деревьев нашего региона.
- Размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это нужно знать».
- Проведение акции «Дети – водителям» - распространение рисунков-листовок о правилах дорожного движения среди водителей детского сада, родителей, знакомых.
- Встреча с интересным человеком (опыт родителей):
Мама Вани П. - парикмахер «Ножницы – мой друг!»
Папа Ильюши К. – пожарный «Наша служба и опасна, и трудна…»
- Консультация «О правилах безопасности при украшении ёлки; при эксплуатации ёлочной гирлянды»
- Участие в конкурсе "Елочная игрушка".
- Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка».
- Утренняя зарядка «Повтори за папой» (видеосюжет в домашних условиях)
- Советы от пап «Как стать сильным» (видео рекомендации для детей)
- Досуг к 23 февраля «Папина смекалка»
- Мастер – класс «СДЕЛАЙ ТАК!» (видеожурнал полезных советов для детей).
- Организация и помощь в проекте «Огород на подоконнике»; озеленение участка.
