Проект по самообразованию 2022-2023 год.
Тема: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности с пособиями (игрушками) ручной работы"
Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем дошкольном детстве трудно переоценить.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.69 КБ | |
| 43.46 КБ |
















Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №48
п. Мегет
План по самообразованию на тему:
«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности с пособиями (игрушками) ручной работы».
Составила: воспитатель
группы раннего возраста
Назарова А.В.
2022 – 2023 учебный год
Актуальность:
В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.
Цель:
- повышение педагогического уровня, профессионального мастерства;
- систематизация знаний по методике сенсорного развития детей раннего возраста, изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий.
Задачи:
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание пособий (игр) при участии родителей);
- педагогическое просвещение родителей по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Этапы работы:
1. Информационно-педагогический блок
Формы работы | Сроки | Форма отчета |
Сбор, изучение и анализ информации, работа с методической литературой на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста». | Октябрь 2022г. (+ в течение года) | Список использованной литературы |
Создание предметно-развивающей среды окружающей детей раннего возраста. | В течение года | Наличие изготовленных игр по сенсорному развитию. |
Подготовка анкет к анкетированию родителей. | Ноябрь 2022 г., май 2023 г. | Анкета (проработанные данные по теме анкетирования) |
Размещение на официальном сайте МБДОУ д/с консультации для родителей и педагогов «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей». | Январь 2023 г. | Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей». |
Размещение на официальном сайте МБДОУ д/с консультации для педагогов «Дидактические игры на развитие сенсорики у детей». | Апрель 2023 г. | Консультация «Дидактические игры на развитие сенсорики у детей». |
Отчет по самообразованию | Май 2023 г. | Презентация. |
2. Работа с детьми
Форма работы | сроки | Форма отчёта |
Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепки, элементарному конструированию. | В течение года | Работы детей, фотопапка. |
Дидактические игры:
| Октябрь – ноябрь 2022 г. В течение года. | Изготовленные дидактические пособия (игры) для детей раннего дошкольного возраста. |
Дидактические игры:
| Декабрь - январь 2022 - 2023г. В течение года. | |
Дидактические игры:
| Февраль – март 2023 г. | |
Закрепление пройденного материала с детьми. | Апрель-май 2023г. |
3. Работа с родителями
Формы работы | Сроки | Форма отчета |
Проведение анкетирования на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста». | Ноябрь 2022г. | Анкета (проработанные данные по теме анкетирования) |
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | В течение года | Наличие игр по сенсорному развитию. |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста». | В течение года | Стендовая информация. Буклет. |
Консультация (папка – передвижка) для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста». | Ноябрь 2022г. | Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста». |
Размещение на официальном сайте МБДОУ, в приёмной группы фотоотчета пособий (игр) «С интересом мы играем и сенсорику развиваем». | Январь 2023г. | Фотоотчет «С интересом мы играем и сенсорику развиваем». |
Консультация (папка – передвижка) «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста» | Февраль 2023г. | Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста» |
Консультация (папка – передвижка) «Дидактические игры – что это такое?» | Апрель 2023г. | Консультация «Дидактические игры – что это такое?» |
Проведение анкетирования на тему «Чему мы научились за год…» | Май 2023г. | Анкета (проработанные данные по теме анкетирования) |
Список используемой литературы:
1. Басырова Е. С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е. С. Басырова //Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2 (53). – С. 30-32
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для 169 с М. : Просвещение, 1991. воспитателей дет. сада /А. К Бондаренко.
3. Буянова Р. Сенсорное развитие детей /Р. Буянова //Социальная 36. С. 32 №12. 2006. работа.
4. Гиниятова С. Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С. Ю. Гиниятова //Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – 22. С. 18
5. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук /И. Громова //Дошкольное 80воспитание. – 2014. – № 8. – С. 76
6. Загрудняк М. А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /М. А. Загрудняк //Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. – 2012. – № 1. – С. 67-71.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
8. Интернет ресурсы:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Сенсорное воспитание – как основа умственного
развития детей раннего возраста».
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, спешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.
В истории дошкольной педагогики сенсорика занимала одно из центральных мест. Были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей свойствами и признаками предметов. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый малыш, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным.
Важнейший метод сенсорного развития – обучение в форме игр-занятий с дидактическими игрушками и материалом. Это могут быть задания на группировку однородных предметов по величине, форме или по цвету.
Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования сенсорных качеств и свойств: ощупываем, рассматриваем, сравниваем. Основная роль при этом отводится таким методическим приемам, как обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым. Затем следует переход к самостоятельному обведению контура предмета и, наконец, к чисто зрительному анализу свойств.
Существенным фактором является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д.
Так, в играх дети постоянно знакомятся с качеством предметов. Умываются – узнают температурные свойства воды. Гуляют на улице – познают свойства снега.
В наблюдениях за природой закрепляется название цветов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, малыш на практике овладевает понятием величины.
В раннем возрасте устанавливается связь формы конкретных предметов с ее обобщенным выражением. Деревянный или нарисованный кружок дети называют то шариком, то мячиком. Использование опредмеченных слов-названий помогает развитию и углублению восприятия формы. Не стоит сразу говорить ребенку о прямоугольнике, квадрате. Малыш усваивает форму как признак других важных свойств предметов. Он легко запоминает где «крыша», «огурчик», «кирпичик» и так выбирает необходимые формы.
На каждом занятии дети знакомятся со свойствами тех предметов, с которыми они будут действовать. Например, со строительным материалом. Ставятся практические и умственные задачи. Затем показывается, как эти задачи следует решать, направляется деятельность детей на достижение определенного результата.
Малышам доступно сооружение несложных построек из строительного материала. Действуя с ними, ребятишки узнают цвет, форму предметов, их величины, приобретают элементарные пространственные представления. Дети учатся называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь, расширяется словарный запас.
Возведение постройки требует сосредоточенного внимания, памяти. Движения детей становятся более точными, ловкими, целенаправленными. Игры со строительным материалом дают возможность проявить самостоятельность. Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно относится к постройке, сооруженной им самим или его товарищем.
Дети учатся ставить кубики друг на друга (башня), ставить кирпичики вертикально в ряд на длинное ребро (загородка) и на короткое ребро (высокий забор). Из кубиков и кирпичиков малыши могут построить стол, стул, диван, кровать, скамейку, домик, ворота. Построив что-либо, дети играют: на скамейке сидит матрешка; в ворота въезжает машина; за загородкой гуляют цыплята и т. д. Важно, чтобы игрушки по размерам соответствовали постройке и были устойчивы.
Приемы возведения новой постройки ребенок усваивает не сразу, поэтому занятия с одним и тем же содержанием повторяются неоднократно.
Рекомендуется организовать такие игры дома. Для этого приобретите необходимый строительный материал. Из мелкого строительного материала дети строят на столе. Подберите соответствующие игрушки для обыгрывания постройки. Следите за тем, чтобы ребята доводили начатое дело до конца. Если вы видите, что у малыша что-то не получается и пропадает желание строить, окажите ему помощь или подскажите, что надо сделать для завершения постройки.

