Коррекция заикания

Заикание известно человеку так же давно, как существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНАЯ РЕЛАКСАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 РЕКОМЕНДАЦИИ:

* Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь и затем сразу же максимально расслабить какую-либо группу мышц (язык, шею, руку и т.д.). При этом важно создать ощущение контраста между напряженным и свободным их состоянием.

* Силу напряжения мышц полезно контролировать как с помощью телесных ощущений, так и визуально, обращая внимание на область плечевого пояса, шеи, мимических мышц лица. Такой контроль позволяет легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего вырабатывается свобода действий и умение управлять мышцами.

* Следует помнить, что нерациональное расслабление – такое же препятствие для свободных движений, как и скованность.

* В ходе ежедневных упражнений длительностью 5 – 7 минут вырабатывается способность пользоваться мускулатурой речевого аппарата без его напряжения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

* Для получения оптимального результата необходимо:

- снижать тонус мускулатуры в области плеч, шеи, груди, рук, органов артикуляции;

- ощутить и проконтролировать плавность перехода от напряженного к расслабленному состоянию;

- запомнить ощущение комфорта и осознанно расслаблять мышцы;

- снижать мышечное напряжение с использованием самовнушения;

- выполнять движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь;

- свободно дышать во время выполнения упражнений.

* Упражнения выполняются беззвучно и со звуком. Начало фонации необходимо приурочить к расслаблению. При этом сначала произносятся протяжно и плавно гласные звуки и их сочетания, а затем слоги и слова.

* Все упражнения лучше выполнять вместе со взрослым, под небыстрый ритмичный счет.

Для рук.

1. Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.

2. Стоя (сидя). Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно уронить вниз, выполнить ими маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания.

3. Стоя (сидя). Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем бросить их свободно вниз с наклоном корпуса вперед.

4. Сидя. Опереться руками в сиденье с усилием, постепенно увеличивая напряжение в плечевом поясе, расслабиться с наклоном корпуса вперед. Затем мягко выпрямиться на стуле.

5. Стоя. Отведя руку в сторону или вперед, упереться ладонью в стену с усилием. Расслабиться. Вернуться в исходное положение.

6. Сидя (стоя). Вытягивание пальцев с помощью другой руки («снятие перчатки»). Выполнять попеременно левой и правой рукой. Чередовать напряжение с расслаблением.

Для туловища.

1. Сидя на краю стула. Туловище немного наклонить вперед. Свободно размахивать опущенными вниз руками, плечами.

2. Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание» («тряпичная кукла»).

3. Сидя. Корпус прямой. На вдохе напрячь мышцы живота, и задержать в этом положении несколько секунд. Выдыхая, максимально расслабиться.

4. Стоя. Скрестить руки, обнять себя за плечи, сжимая их как можно сильнее, затем расслабиться.

5. «Поза фараона». Сесть на край стула, скрестив ноги. Опереться на пальцы ног, как при поднимании на носки. Руки развести в стороны ладонями вверх, локти прижать к бокам. Пальцы сжать в кулаки. Шею вытянуть. Напрячь мышцы рук, ног, туловища. Затем максимально расслабиться. Повторить 2 – 3 раза.

Для ног.

1. Лечь на спину. Ногами с усилием упереться в стену, затем расслабиться.

2. Сидя. Выпрямить ноги с напряжением (потягивание), затем расслабиться.

3. Сидя. Выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, затем, расслабив их, уронить.

4. Стоя. Пальцами стопы с силой надавливать на пол, чередуя напряжение с расслаблением.

5. Сидя. Попеременно напряженно вращать по 30 – 40 секунд ступнями ног. расслабиться.

Для шеи.

1. Сидя. Опереться на стол согнутыми в локтях руками. Опустить голову на руки и полностью расслабиться.

2. Сидя. Медленно поворачивать голову, не поднимая ее, вправо – влево с максимальной амплитудой. При повороте – напряжение, возвращаться в исходное положение (и. п.) – расслабление.

3. Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в замок на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, бросить руки вниз и расслабиться. Вернуться в и. п.

4. Стоя (сидя). Голову отвести максимально назад, ладони зафиксировать на лбу, локти развести в стороны. Медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в и. п., расслабиться.

5. Стоя (сидя). Медленно произвести наклон головы вперед, (так, чтобы подбородок уперся в грудь) и назад до отказа.

Для органов артикуляции.         

1. Попеременно напрягать и расслаблять язык. – «Лопаточка»: И. п. – губы улыбаются, рот открыт. Высунуть широкий расслабленный язык, положить его на нижнюю губу. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.– «Иголочка»: И. п. – то же. Высунуть длинный узкий напряженный язык. удерживать 5 – 10 секунд.

2. С усилием упереть кончик языка в верхние резцы, затем расслабить, уложив на дно полости рта. Губы и зубы разжать, рот приоткрыть.

3. Рот открыть улыбнуться. Высунуть широкий расслабленный язык, положить его на нижнюю губу. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

4. Растянуть губы с напряжением в улыбку, затем расслабить губы, вернуться в и. п.

5. Попеременно сжимать с усилием и разжимать челюсти и губы. Расслабиться, свободно опустив нижнюю челюсть.

6. Медленно опускать и поднимать расслабленную нижнюю челюсть без напряжения и утомления, широко открывая рот.

7. Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка. Затем расслабить язык, уложив его на дно полости рта.

Для голосового аппарата.

Зевок – это безусловный рефлекс, произвольный дыхательный акт, который состоит из медленного вдоха и быстрого энергичного выдоха. Зевание уменьшает напряжение, скованность голосового аппарата.

1. Раскрыть широко рот, глубоко зевнуть, повторить упражнение.

2. Зевнуть и, перебивая зевание, протяжно произнести звук м-м-м. Повторить 10 – 15 раз.

3. Зевнуть, на выдохе произнести слоги ах, ух, ох сначала беззвучно, затем озвучив их.

4. зевание с произношением слогов мумми, момми, мамми на выдохе. Повторить 10 – 15 раз.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

* При выполнении упражнений следует улавливать контраст между напряжением и расслаблением мышц. Ежедневно мысленно воспроизводите во всех деталях приятное ощущение расслабленности.

* Овладев релаксацией, вы научитесь снимать напряжение и усталость, почувствуете себя спокойнее и раскрепощеннее.



Предварительный просмотр:

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

 

В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, — это уметь затаить дыхание, “спрятать” дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

При обучении гимнастике А.Н. Стрельникова советует выполнять 4 основных правила.

Правило № 1 “Гарью пахнет! Тревога!” И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.

Самая грубая ошибка — тянуть вдох, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

Правило № 2 Выдох — результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно — но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: “Гарью пахнет! Тревога!” И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушным. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

Правило № 3 Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп — 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока — 1000-1200 вдохов, можно и больше — 2000 вдохов. Пауза между дозами вдохов — 1-3 секунды.

Правило № 4 Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.

Весь комплекс содержит 8 упражнений. В начале — разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага “сотню” вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: “Гарью пахнет! Откуда?” 

Чтобы понять нашу гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом — вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.

Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: “Ноги накачивают в меня воздух”. Это помогает. С каждым шагом — вдох, короткий, как укол, и шумный.

 

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую — на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Движения головы

1. Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом — вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: “Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?” Нюхайте воздух.

2.“Ушки”. Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: “Ай-яй-яй, как не стыдно!” Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое — к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием — вдох.

3. “Малый маятник”. Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: “Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?”

Главные движения

1. “Кошка”. Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения — чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в какую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

2. “Насос”. Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох — в крайней точке наклона. Кончился наклон — кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов, это— самое результативное. “Насос” особенно эффективен при заикании.

3. “Обними плечи”. Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая — левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу- Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: “Плечи помогают вдоху”. Руки не уводите далеко от тела. Они — рядом. Локти не разгибайте. 

4. “Большой маятник”. Это движение слитное, похожее на маятник: “насос”-“обними плечи”, “насос”-“обними плечи”. Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле — вдох, наклон назад, руки обнимают плечи — тоже вдох. Вперед-назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.

5. “Полуприседы”. Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох — короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

Заикающимся А.Н. Стрельникова советует сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе.

При выполнении упражнения “насос” на каждый наклон на выдохе произносятся гласные звуки или звуковой ряд. Затем рекомендуется произносить следующие звукосочетания: три, тре, тра, тру; кри, кре, кра, кру; при, пре, пра, пру и т.п.

На следующих тренировках добавляются и другие сочетания (в произвольной дозировке): рир, рур, pep, pap;

лил, лул, лел, лал; мим, мум, мем, мам; нин, нун, нен, нан;

вив, вув, вев, вав; фиф, фуф, феф, фаф; зиз, зуз, зез, заз;

жиж, жуж, жеж, жаж; шиш, шуш, шеш, шаш; чич, чуч, чеч, чач; щищ, щущ, щещ, щащ.

Далее следует специальная тренировка “затаенного” дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе “восьмерок” увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше “восьмерок”. С третьей или четвертой тренировки произнесение заикающимся “восьмерок” сочетается не только с наклонами, но и с упражнением “полуприседы”. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать “схваченное в кулак” дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, “восьмеркам” на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.

А.Н. Стрельникова указывает, что дети охотно делают эту гимнастику, особенно если она идет в музыкальном сопровождении. Но темп для них должен быть медленнее. Торопить их нельзя. Урок следует превратить в игру. Например, изображать кошку, которая показывает зубки и пытается поймать воробья. И нюхает, нюхает воздух. Пусть они выполняют приседы, танцуя, как дикари вокруг костра. Такие занятия лучше проводить в группе с несколькими детьми.

 



Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ САМОМАССАЖА В УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ:

* кожа массируемых частей тела и руки должны быть чистыми

* все движения следует проводить по рекомендуемым направлениям

* массируемые мышцы должны быть расслаблены

* массаж делается медленно и плавно

* продолжительность массажа не должна превышать 2 – 3 минут в один прием

* движения осуществляются выпрямленной кистью, большой палец отведен, остальные согнуты; прилагаемое усилие не должно вызывать смещения кожи

* каждое движение повторяется 4 – 6 раз

* массаж не рекомендуется проводить при респираторных заболеваниях, высокой температуре, высыпаниях на коже

Расслабление мышц шеи (рефлекторно расслабляет мышцы корня языка).

- Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.

- Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

- Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку (кончики пальцев рук касаются друг друга). Руки медленно скользят по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры

- Движения выполняются в замедленном темпе. Направление движений:

от середины лба к вискам;

от середины лба до ушных раковин;

от бровей до волосистой части головы;

от спинки носа к ушным раковинам;

от середины верхней губы до ушных раковин;

от линии лба вниз черед лицо к шее;

от мочек ушей по щекам к крыльям носа;

от середины верхней губы на подбородок;

поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимися движениями от середины лба – и снова к середине);

по верхней губе от углов рта к середине;

по нижней губе от углов рта к середине;

поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта;

легкое постукивание губ.

Расслабление мышц языка

вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти 15 секунд;

похлопывание, поглаживание (в теч. 15 сек.) языка деревянным шпателем, наложенным на кончик языка;

похлопывание, поглаживание вдоль, поперек и по диагоналям языка детской зубной щеткой (предварительно срезав половину длины щетины и поварив 5 – 10 минут в кипятке).

Постукивающий массаж со звуком.

Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам и одновременно вслух тянуть на выдохе звук м. Повторить 4 – 6 раз.

Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам и одновременно вслух тянуть на выдохе звуки м и н. Повторить 4 – 6 раз.

Постукивать кончиками пальцев одной руки надгубное пространство и одновременно вслух тянуть на выдохе звук в.Повторить 4 – 6 раз.

Постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под нижней губой и одновременно вслух тянуть на выдохе звук з.Повторить 4 – 6 раз.

Постукивать кончиками пальцев одной или обеих рук по верхней части грудной клетки и одновременно вслух тянуть на выдохе звук ж или м. Повторить 4 – 6 раз.

Постукивать ребрами ладоней обеих рук боковую часть грудной клетки, начиная с нижней части и вверх и одновременно вслух тянуть на выдохе звук м. Повторить 4 – 6 раз.

Постукивать кончиками пальцев одной руки область нижнеебрюшных мышц одновременно с постукиванием другой рукой области поясницы. Во время постукивания тянуть на выдохе звук м. Повторить 4 – 6 раз.



Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Вдох.

1.      Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки.

Сделать предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое. Выдох производится плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Повторить 3 – 5 раз. Научитесь произвольно владеть этим типом вдоха и выдоха.

Впоследствии необходимо делать упражнение сидя и стоя.

2. «Полный вдох». Это упражнение тоже сначала лучше делать в положении лежа на спине, а в последствии сидя и стоя.

После «предварительного выдоха» сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и в стороны. Благодаря этому движению рук одновременно с сокращением диафрагмы и выпячиванием верхней передней стенки живота грудная клетка приподнимается и расширяется в своем нижнем и среднем отделе. Произойдет полный вдох.

Положить ладони на переднее – средние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать.

Повтор 3 – 6 раз.

3.  Упражнение следует делать в исходном положении лежа 5 – 6 раз.

Для выполнения упражнения использовать мешочек с песком весом максимум 1,5 – 2 кг и размером 50 х 20 см. мешочек положить на живот (область правого и левого подреберья).

Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны, как в предыдущем упражнении. Движением передней стенки живота необходимо поднять мешочек как можно выше. На медленном выдохе мешочек опустить.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

* Правильный выдох должен:

    происходить без толчков

 производиться с одинаковой легкостью в различных положениях тела

 сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.

* Упражнения следует выполнять в исходном положении лежа, сидя и стоя, а также делая одновременно различные движения (подъем рук вверх или разведение их в стороны, полуприседания с прямой спиной, наклоны корпуса и т.д.) как во время вдоха, так и во время выдоха, координируя эти движения с дыханием.

Выдох.

1. «Фиксированный выдох». После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

2.Проделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счетом. разделить длину выдоха на 10 – 12 – 15 и более секунд.

3. Распределить длину фиксированного выдоха до 15 секунд. Мысленно считать до 10 или 12, затем закончить счет вслух.

Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать. Вместо счета можно мысленно произносить таблицу гласных: и, э, а, о, у, ы или какой-либо текст (пословицу, поговорку, стихи).

4. «Форсированный выдох». Взяв вдох носом, сделать быстрый резкий выдох через рот (мысленно произносить звукосочетание «ху»).

Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро подбиралась по направлению внутрь и вверх, как при кашлевом толчке. Повтор 7 – 10 раз.

5. Проделать предыдущее упражнение, выдыхая воздух тремя толчками, следующими один за другим. Во время секундных остановок в процессе тройного выдоха воздух не добирать!

6. «Теплый выдох». Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох. Проделать упражнение 5 – 6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

Вдох полезно делать с полуприседаниями или с полупоклоном, разводя руки в стороны, поднимая их вверх, закладывая ладони на затылок и сохраняя прямую линию спины, а также прохаживаясь по комнате, быстро поднимая во время ходьбы колено согнутой ноги до уровня пояса.

Проделать на «теплом выдохе» упражнения с мысленным счетом.

7. «Свисток». Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно, не напрягая губ. Выдыхать экономно.

 

После того, как все упражнения будут освоены, можно приступить к освоению специальных дыхательных упражнений. Эти упражнения направлены на тренировку дыхания уже непосредственно во время фонации.

Выдох со звуком и слогом.

1.      Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая с произнесением звуков с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф, ш-ш-ш. Необходимо протянуть как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обратить на ровность звучания.

2. Проделать предыдущее упражнение, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать. Постепенно переходить от очень тихого к громкому звучанию. Необходимо сохранять плавность выдоха.

3. Проделать упражнение 1, мысленно (затем вслух) произнося таблицу гласных: и, э, а, о, у, ы. Делать это не торопясь, распределить произнесение на всю длину выдоха.

4.    Вдохнув носом, на выдохе произносить звук м, негромко, на удобной для вас высоте звучания голоса. Следить за тем, чтобы выдох был плавным, звук не «качался». При этом исключить мышечное напряжение в области плеч, шеи, гортани, глотки, языка и нижней челюсти. Ощущение легкости, свободы, приятности и «удобности» звучания – один из основных показателей правильности выполнения упражнения.

Проделать подобное упражнение со звуками н, л, р, з, ж, в.Необходимо «протянуть» произносимый звук как можно дольше, не изменяя при этом качества звучания.

То же самое делать, чередуя на выдохе звуки с-ш, ш-ж, ф-в.

5.   Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличивать количество слогов на выдохе.

Образец:

а)

фаф

фаф

фаф

фаф

фаф

фаф

 

фоф

фоф

фоф

фоф

фоф

 

 

фуф

фуф

фуф

фуф

 

 

 

фыф

фыф

фыф

 

 

 

 

фиф

фиф

 

 

 

 

 

феф

Варианты сочетаний: фас, фаш, фах, саф, шах, шас, хах, рам, рур, мом, лам и т.д.

б) полунапевно произносить на выдохе:

ммаммоммуммэммиммымм

ннанноннуннэнниннынн

ллаллоллуллэллиллылл

лляллеллюллилль

ммнаммноммнуммнэммнуммниммны

в) разговорно произносить на выдохе:

мму! ммо! мма!

ммэ! мми! ммы!

РЕКОМЕНДАЦИИ: * Звуки следует произносить легко, свободно, естественно, без напряжения.

* Предлагаемые упражнения рекомендуется делать с разными согласными.

* При отработке слоговых последовательностей вначале следует все слоги произносить равноударно, а затем последовательно перемещать ударения с первого слога на второй и т.д.

Например: ММАммоммуммэммиммымм

ммаММОммуммэммиммымм

ммаммоММУммэммиммымм

ммаммоММУммэммиммымм

ммаммоммуММЭммиммымм

ммаммоммуммэММИммымм

ммаммоммуммэммиММЫММ

Носовое дыхание.

Одним из важных компонентов речевой гимнастики являются специальные упражнения для воспитания привычки дышать через нос.

1.    Поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами – вдох, похлопывать средними пальцами по ноздрям – выдох.

2.      Широко открыть рот и дышать носом.

3.  Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох, выдох. Упражнение выполнять, чередуя левую и правую ноздрю.

4.  Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох; выдох через другую ноздрю (ноздри чередовать).

5.  Вдох носом, выдох через одну ноздрю, другую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

6.  Вдох широко открытым ртом, выдох – носом: через две ноздри; через одну ноздрю, вторую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

7.      Вдох между сомкнутыми губами, выдох – как в упр. 6.

8.  Вдох носом, удлиненный выдох носом с усилением в конце (как в упр 6.)

9.   Вдох носом, выдох через нос толчками: через две ноздри; через одну ноздрю, вторую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

10. Вдох носом: через две ноздри; через одну ноздрю, вторую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать), выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – «греем руки»).

11.  Вдох как в упр. 10, выдох через плотно сомкнутые губы:

а) плавно

б) толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! в! в! ф! ф!)

в) с усилением в конце

Щеки не надувать!

12. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом (как дышит собака).

13.   Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), выдох длительный, можно сочетать со звуком а-а-а-а.

14.  Вдох через нос, выдох через углы рта, через правый угол, через левый угол:

а) плавно

б) прерывисто.

15.  Вдох через нос, выдох – высунуть широкий язык, обнять верхнюю губу, подуть на нос (сдуть ватка с носа):

а) плавно

б) прерывисто.

16. Вдохнуть через нос и рот одновременно; постепенно, толчкообразно выдохнуть через рот.

Упражнения с движениями

Делать все эти упражнения можно в различных исходных положениях: лежа, сидя, стоя, прохаживаясь по комнате, а также выполняя простые упражнения.

К ним относятся движения рук (поднимание их вверх, закладывание на затылок, за спину, разведение в стороны и т.д.), полуприседания, полупоклоны в сочетании с различным положением рук, а также всевозможные движения ног или корпуса, способствующие укреплению дыхательного аппарата, организации правильного вдоха и выдоха, развитию силы и подвижности дыхательной мускулатуры.

1. Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернуть их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом.

Медленно и плавно выдохнуть через рот. На выдохе сдавить ладонями грудную клетку в среднем и нижнем отделе, одновременно опустив голову вниз и слегка наклонив туловище вперед. Произносить с-с-с-с.

2. Сделать вдох носом, как в предыдущем упражнении, разводя руки в стороны и прогибаясь немного назад.

Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. На медленном выдохе через рот произносить ф-ф-ф-у-у-у.

3.   Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо, правой рукой дотянуться до пола. При этом ладонью левой руки скользить вдоль туловища вверх до подмышечной впадины. На выдохе через рот медленно произносить ш-ш-ш-ш.

принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону.

4.  Вдох носом, наклонить туловище вперед, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить ха-хо-ху.

Выпрямиться, вдохнуть, наклонить туловище, пытаясь достать левой рукой пальцы правой ноги. На выдохе произносить фа-фо-фу.

5.   Левая рука на поясе. Вдох носом, сделать 3 пружинящих наклона корпусом влево, подняв правую руку над головой. Выдохнуть через рот. Затем, выпрямляясь. Быстро вдохнуть носом, сменить руки (правую – на пояс, левую – над головой) и повторить движение в правую сторону.

6. Исходное положение: сидя на стуле, руки согнуть в локтях, кисти около плеч.

На выдохе через рот осуществлять поочередно вращательное движение локтями (вперед и назад). При движении локтей вниз слегка наклоняться вперед и опускать голову. При движении локтей в стороны и вверх – голову вверх и легкий прогиб назад.

Вдох делать носом в верхнем положении рук, а затем медленный выдох на 2 – 3 вращательных движения руками, после чего новый вдох и выдох с движением рук в противоположном направлении.

7.  Поворачивать голову вправо – влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося пффф.

Выполнить это упражнение, покачивая головой из стороны в сторону, вперед – назад.

8.  Исходное положение – основная стойка. Вдохнуть. На выдохе ходьба на месте с фиксированным выдохом через сближенные губы (медленно считать до 30).

Упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха

К освоению этих упражнений следует перейти на более поздних этапах.

РЕКОМЕНДАЦИИ:* При выполнении упражнений следует обращать внимание на ровное распределение выдоха на протяжении всего высказывания.

* Необходимо придерживаться умеренного темпа речи с четким договариванием слова в полном его объеме.

1. Обучитесь умению делать добор дыхания (неполный выдох). Добор воздуха важно производить быстро, незаметно, он ощущается лишь говорящим.

Произнесите небольшие отрезки на выдохе:

На дворе трава (добор),

на траве дрова (добор):

раз дрова (добор),

два дрова (добор),

три дрова (добор) –

не вместит дров двор (добор),

дрова выдворить.

 

Черемуха душистая (добор)

С весною расцвела (добор)

И ветки серебристые (добор)

Что кудри завила.

 

В дальнейшем произносите возрастающее количество слов на одном выдохе.

2. «Трубач». Глубоко вдохнуть и прижать к губам воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука одним голосом нужно «выдышать» мелодию на одном выдохе без добора воздуха:

Закаляйся! Если хочешь быть здоров,

Постарайся обойтись без докторов,

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

3. Произносить скороговорку-считалку «Тридцать три Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на 3 – 4 слова:

Как на горке, на пригорке (вдох)

Стоят 33 Егорки:

(сделать добор и продолжить)

Раз – Егорка, 2 – Егорка, 3 – Егорка и т.д.

Для упражнений используйте долгоговорку:

Шли семеро стариков.

Говорили про горох,

Первый говорит: «Горох хорош»

Второй говорит: «Горох хорош»

Третий говорит: «Горох хорош»

И т.д.

4.      сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д.

Числовые последовательности тщательно проговаривать, следить за равномерностью и длительностью выдоха.

По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев.

В качестве речевого материала можно использовать любые пословицы, поговорки, скороговорки, стихи, тексты любой сложности. 



Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА

 

Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот “хорошо дышит”. Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар  

Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.

Жук жужжит

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона

Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно “К-а-а-а-р”. Логопед хвалит тех “ворон”, которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Гуси

Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положение, производится вдох.



Предварительный просмотр:

Игровые упражнения

Очень часто заикание проявляется от того, что некоторые мышцы у ребенка зажаты по каким-то причинам. Эти упражнения помогут расслабиться малышу и, возможно, помогут убрать заикание.

Маятник.

Отличное упражнение от заикания. Садитесь напротив своего ребенка и начинаете кивать головой из стороны в сторону. К левому плечу, к правому плечу. Ребенок должен повторять в такт вам. Плечи, руки, туловище остаются неподвижными.

Часики.

Сидя, широко разводим колени и кладем на них руки. Голову опускаем на грудь и поворачиваем подбородок в сторону одного плеча, затем в сторону другого плеча. Говорим «тик-так, тик-так». Ребенок повторяет все за вами.

Тигриный рык.

Расскажем ребенку, как дышать животом. Вдыхая, надуваем животик, как мяч, выдыхая, говорим низким грудным голосом, как будто рычит тигр. Важно, чтобы плечи ребенка оставались неподвижными.

С гордо поднятой головой.

Учите ребенка разговаривать со слегка поднятой вверх головой. Придерживая малыша за подбородок, слегка приподнимите голову малыша. Таким образом освобождаются зажатые шейные мышцы.

Мы поем. Очень хорошо помогает лечить заикание простое пение. Пойте с ребенком больше песен, пойте стихи, попробуйте говорить нараспев, превратив, естественно, это занятие в увлекательную игру. Например, можно сказать так. Давай поиграем. Представь, как будто мы с тобой попали в заколдованное королевство, где никто не может разговаривать, все поют. Чтобы нас не приняли за шпионов, давай тоже будем петь.

 

 

Назовите как-нибудь эту страну. Например Говорляндия или Напевания. Придумайте какое-нибудь смешное,запоминающиеся название. Можно нарисовать и саму страну и её жителей. Чем смешнее,тем лучше ребёнок увлечётся новой игрой. Пофантазируйте вместе с малышом. Просто по дороге из садика или магазина,скажите малышу. Ой,мы опять попали в Говорляндию и начинайте нараспев расспрашивать ребёнка о том,что было интересного в садике,что он кушал и что собирается делать. Детям очень нравятся такие игры,думаю ваш малыш будет с удовольствием играть вместе с вами.